Мандельштам я ненавижу свет анализ стихотворения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Я ненавижу свет
Однообразных звезд.
Здравствуй, мой давний бред —
4Башни стрельчатой рост! Кружевом, камень, будь
И паутиной стань,
Неба пустую грудь
8Тонкой иглою рань. Будет и мой черед —
Чую размах крыла.
Так — но куда уйдет
12Мысли живой стрела? Или, свой путь и срок
Я, исчерпав, вернусь:
Там — я любить не мог,
16Здесь — я любить боюсь.

Анализ стихотворения Я ненавижу свет Мандельштама
Произведение является собой глубокие мысли о своей судьбе, предназначении и сущности бытия, навеянные ему знакомством с Мариной Цветаевой. Оба они чувствовали некую труднообъяснимую духовную близость, которая, однако, не кончилась романом.

Под однообразными звездами автор понимал, скорее всего, творчество Цветаевой. Испытывая теплые чувства к поэтессе, он достаточно резко реагирует на ею написанное. Оно представляется Мандельштаму неким вызовом. Сам строй мыслей, мировосприятие, выраженное в ее стихах, никак не соответствует мандельштамовскому.

Довольно тонко автор пишет об амбициях Цветаевой. Он использует образ башни, намекая на самомнение, но, при этом, мягко именует ее бредом, хотя и дивным. Однако поэт признавал ее несомненный поэтический дар: башня именуется стрельчатой.

Мандельштам заканчивает свое произведение обращением к вечности. Слова об уходе и возвращении можно понять и как выражений его воззрений на потусторонний мир. Действительно, там любовь может быть невозможна. Однако, скорее всего, это просто попытка посмотреть на себя и свое творчество со стороны, оценить его с глобальных позиций, представив все это через большой промежуток времени.

Стихотворение “Я ненавижу свет” было написано Мандельштамом в 1912 г. и напечатано в сборнике “Камень” (1913).

Литературное направление и жанр

Это стихотворение первое в сборнике “Камень” имеет близкие к акмеизму образы: стрельчатой башни, кружева камня, паутины. Эти мотивы сближают стихотворение с “Notre Dame”. Суть образов раскрывается в статье “Утро акмеизма”.

Некоторые исследователи трактуют стихотворение как символистское, воспринимая однообразные звезды как поэтов – современников

Жанр стихотворения – философская лирика

Тема, основная мысль и композиция

Акмеисты воспринимали слово как материал, камень, из которого возводится здание, а себя сравнивали с зодчими. С точки зрения Мандельштама, “строить – значит бороться с пустотой”. Предназначение поэта – заполнять пустоту неба, как это делает готический шпиль, прокалывая небо.

Организм человека сравнивается с замысловатой конструкцией собора, оба бесконечно сложны.

Тема стихотворения – диалог с символистским мировосприятием о человеческом бытие. Основная мысль: сравнивая собственное

творчество с готическим собором, Мандельштам задумывается о своей роли поэта, заполняющего пустоту живой стрелой мысли и любящего бытие больше себя, а существование больше вещи.

Стихотворение состоит из 4 катренов.

В первой строфе лирический герой объявляет о своем неприятии пустоты и предлагает свой способ борьбы с ней. Во второй строфе лирический герой обращается к камню, превратившемуся в собор. В третьей строфе герой задумывается о грядущей смерти и о том, куда денется его сознание.

В последней строфе лирический герой размышляет о своем земном конце как о возвращении к определенным внебытийным истокам, где любовь невозможна. Но и здесь, на земле, страх мешает ему насладиться любовью.

Как часто бывает в стихотворениях Мандельштама, интерпретаций может быть множество.

Тропы и образы

Одна из символистских трактовок стихотворения связана с личностью Марины Цветаевой, с которой у Мандельштама был роман как раз в 1912 г. В этом прочтении ее поэзию он сравнивает со светом звезд, а свою – с готическим собором. Размах крыла – это будущее мастерство молодого поэта. Там и здесь в последней строфе может трактоваться как Петербург, куда приезжала Цветаева, и Москва, куда к ней ездил Мандельштам.

Тогда понятно, что Мандельштам боялся любить Цветаеву, которая в тот момент уже была женой и матерью.

Но такая трактовка стихотворения слишком примитивна для творчества Мандельштама. Акмеистическое мировосприятие позволяет рассматривать каждый образ не как отвлеченный, а как бытийный. В таком случае свет однообразных звезд (метафорический эпитет) – это только описание пустого неба.

Давний бред (эпитет) – это какие-то идеи или поэзия лирического героя. Он сравнивает эволюцию собственной поэзии с ростом стрельчатой башни, возводимой зодчим.

Вторая строфа говорит о качествах поэзии. Слово, с точки зрения акмеистов, творит поэтическую ткань, бытие. Оно может быть кружевом и паутиной (сравнения).

Раненая пустая грудь неба – это не символ, а метафора (олицетворение), восприятие лирическим героем пустоты. Сравнение шпиля готического собора с тонкой иглой – образ завоевания пустоты.

Размах крыла, который чует лирический герой – это метафора то ли роста лирического героя как поэта, то ли смерти, которую приноси на крыльях ангел смерти. Метафора стрела земной мысли соотносит образ поэта с образом готического собора по функции: они наполняют пустоту бытием. Вопрос, которым заканчивается этот образ, говорит о сомнениях лирического героя в бытийности слова-мысли (логос).

В выводе лирический герой обращается к важной грани бытия – любви. Любовь невозможна в потустороннем мире, она порождение земли. В противопоставлениях там – здесь, не мог – боюсь прослеживается боязнь открыть свою душу.

Молодой Мандельштам готов был отдавать жизнь и силы вечности, но не любить.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано дольником с тремя ударениями в строке. Интересно, что в каждой строчке по три слова, не считая служебных и местоимений. Декламация стихотворения получается очень выразительной.

Четкости ритма способствую мужские рифмы. Рифмовка перекрестная.

Стихотворение – это логическая цепочка умозаключений лирического героя. Мандельштам использует в нем все существующие пунктуационные знаки. Здесь есть и восклицательные предложения, и повествовательные, и побудительные, и даже незаконченная, оборванная мысль с многоточием в конце.

Литературное направление и жанр

Некоторые исследователи трактуют стихотворение как символистское, воспринимая однообразные звёзды как поэтов – современников Мандельштама,

Жанр стихотворения – философская лирика

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – диалог с символистским мировосприятием о человеческом бытие. Основная мысль: сравнивая собственное творчество с готическим собором, Мандельштам задумывается о своей роли поэта, заполняющего пустоту живой стрелой мысли и любящего бытие больше себя, а существование больше вещи.

Стихотворение состоит из 4 катренов.

В первой строфе лирический герой объявляет о своём неприятии пустоты и предлагает свой способ борьбы с ней. Во второй строфе лирический герой обращается к камню, превратившемуся в собор. В третьей строфе герой задумывается о грядущей смерти и о том, куда денется его сознание.

В последней строфе лирический герой размышляет о своём земном конце как о возвращении к определённым внебытийным истокам, где любовь невозможна. Но и здесь, на земле, страх мешает ему насладиться любовью.

Как часто бывает в стихотворениях Мандельштама, интерпретаций может быть множество.

Тропы и образы

Одна из символистских трактовок стихотворения связана с личностью Марины Цветаевой, с которой у Мандельштама был роман как раз в 1912 г. В этом прочтении её поэзию он сравнивает со светом звёзд, а свою – с готическим собором. Размах крыла – это будущее мастерство молодого поэта. Там и здесь в последней строфе может трактоваться как Петербург, куда приезжала Цветаева, и Москва, куда к ней ездил Мандельштам. Тогда понятно, что Мандельштам боялся любить Цветаеву, которая в тот момент уже была женой и матерью.

Но такая трактовка стихотворения слишком примитивна для творчества Мандельштама. Акмеистическое мировосприятие позволяет рассматривать каждый образ не как отвлечённый, а как бытийный. В таком случае свет однообразных звёзд (метафорический эпитет) – это только описание пустого неба. Давний бред (эпитет) – это какие-то идеи или поэзия лирического героя. Он сравнивает эволюцию собственной поэзии с ростом стрельчатой башни, возводимой зодчим.

Вторая строфа говорит о качествах поэзии. Слово, с точки зрения акмеистов, творит поэтическую ткань, бытие. Оно может быть кружевом и паутиной (сравнения). Раненая пустая грудь неба - это не символ, а метафора (олицетворение), восприятие лирическим героем пустоты. Сравнение шпиля готического собора с тонкой иглой – образ завоевания пустоты.

Размах крыла, который чует лирический герой – это метафора то ли роста лирического героя как поэта, то ли смерти, которую приноси на крыльях ангел смерти. Метафора стрела земной мысли соотносит образ поэта с образом готического собора по функции: они наполняют пустоту бытием. Вопрос, которым заканчивается этот образ, говорит о сомнениях лирического героя в бытийности слова-мысли (логос).

В выводе лирический герой обращается к важной грани бытия – любви. Любовь невозможна в потустороннем мире, она порождение земли. В противопоставлениях там - здесь, не мог – боюсь прослеживается боязнь открыть свою душу. Молодой Мандельштам готов был отдавать жизнь и силы вечности, но не любить.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано дольником с тремя ударениями в строке. Интересно, что в каждой строчке по три слова, не считая служебных и местоимений. Декламация стихотворения получается очень выразительной.

Чёткости ритма способствую мужские рифмы. Рифмовка перекрёстная.

Стихотворение – это логическая цепочка умозаключений лирического героя. Мандельштам использует в нём все существующие пунктуационные знаки. Здесь есть и восклицательные предложения, и повествовательные, и побудительные, и даже незаконченная, оборванная мысль с многоточием в конце. Стихотворение, при всей сложности мысли, - прекрасный образец риторики.

История создания

В 1913 г. стихотворение было опубликовано в приложении к манифесту (декларации) акмеизма как его идеальный образец.

История создания
Литературное направление и жанр

Некоторые исследователи трактуют стихотворение как символистское, воспринимая однообразные звезды как поэтов — современников Мандельштама,

стихотворения — философская лирика

Тема, основная мысль и композиция

Организм человека сравнивается с замысловатой конструкцией собора, оба бесконечно сложны.

Тема стихотворения — диалог с символистским мировосприятием о человеческом бытие. Основная мысль: сравнивая собственное творчество с

готическим собором, Мандельштам задумывается о своей роли поэта, заполняющего пустоту живой стрелой мысли и любящего бытие больше себя, а существование больше вещи.

Стихотворение состоит из 4 катренов.

В первой строфе лирический герой объявляет о своем неприятии пустоты и предлагает свой способ борьбы с ней. Во второй строфе лирический герой обращается к камню, превратившемуся в собор. В третьей строфе герой задумывается о грядущей смерти и о том, куда денется его сознание.

В последней строфе лирический герой размышляет о своем земном конце как о возвращении к определенным внебытийным истокам, где любовь невозможна. Но и здесь, на земле, страх мешает ему насладиться любовью.

Как часто бывает в стихотворениях Мандельштама, интерпретаций может быть множество.

Тропы и образы

Одна из символистских трактовок стихотворения связана с личностью Марины Цветаевой, с которой у Мандельштама был роман как раз в 1912 г. В этом прочтении ее поэзию он сравнивает со светом звезд, а свою — с готическим собором. Размах крыла — это будущее мастерство молодого поэта. Там и здесь в последней строфе может трактоваться как Петербург, куда приезжала Цветаева, и Москва, куда к ней ездил Мандельштам.

Тогда понятно, что Мандельштам боялся любить Цветаеву, которая в тот момент уже была женой и матерью.

Но такая трактовка стихотворения слишком примитивна для творчества Мандельштама. Акмеистическое мировосприятие позволяет рассматривать каждый образ не как отвлеченный, а как бытийный. В таком случае свет однообразных звезд — это только описание пустого неба.

Давний бред — это какие-то идеи или поэзия лирического героя. Он сравнивает эволюцию собственной поэзии с ростом стрельчатой башни, возводимой зодчим.

Вторая строфа говорит о качествах поэзии. Слово, с точки зрения акмеистов, творит поэтическую ткань, бытие. Оно может быть кружевом и паутиной . Раненая пустая грудь неба — это не символ, а метафора , восприятие лирическим героем пустоты.

Сравнение шпиля готического собора с тонкой иглой — образ завоевания пустоты.

Размах крыла, который чует лирический герой — это метафора то ли роста лирического героя как поэта, то ли смерти, которую приноси на крыльях ангел смерти. Метафора стрела земной мысли соотносит образ поэта с образом готического собора по функции: они наполняют пустоту бытием. Вопрос, которым заканчивается этот образ, говорит о сомнениях лирического героя в бытийности слова-мысли .

В выводе лирический герой обращается к важной грани бытия — любви. Любовь невозможна в потустороннем мире, она порождение земли. В противопоставлениях там — здесь, не мог — боюсь прослеживается боязнь открыть свою душу.

Молодой Мандельштам готов был отдавать жизнь и силы вечности, но не любить.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано дольником с тремя ударениями в строке. Интересно, что в каждой строчке по три слова, не считая служебных и местоимений. Декламация стихотворения получается очень выразительной.

Четкости ритма способствую мужские рифмы. Рифмовка перекрестная.

Стихотворение — это логическая цепочка умозаключений лирического героя. Мандельштам использует в нем все существующие пунктуационные знаки. Здесь есть и восклицательные предложения, и повествовательные, и побудительные, и даже незаконченная, оборванная мысль с многоточием в конце.

Стихотворение, при всей сложности мысли, — прекрасный образец риторики.

Жанр, направление, размер

Жанр произведения — лирическое стихотворение.

Композиция

Как бы поверхностно автор бы не пытался описать облик Собора Парижской Богоматери, за изображением архитектуры проскальзывают рассуждения лирического героя о прошлом, настоящем, будущем, а также о том, что скрывается за неизвестностью.

  1. Уже с первого четверостишья понятно, что О. Мандельштам начинает описания с прошлого. На месте собора раньше существовала римская колония. Внешний готический, строгий, мощный облик собора автор сравнивает с Адамом – первым человеком на Земле, тем самым делая акцент на чем-то новом в культурной истории человечества.
  2. Во второй и третьей строфах автор показал сочетание тяжелой романской культуры, стремящейся высь готики и языческого изобилия деталей в одном образе собора.
  3. В завершающем четвертом четверостишье О. Мандельштам обращается в будущее. Видя пред собой невероятный образ Нотр Дама, автор, будто бы давая обещание, обращается и утверждает, что когда-нибудь и он создаст нечто прекрасное, подобное Собору Парижской Богоматери.

Сложный жизненный и творческий путь, который довелось пройти Осипу Мандельштаму, нашел отражение в его необычных произведениях. Стихи этого поэта раскрывают удивительно тонкий и хрупкий внутренний мир человека, который далеко не всегда считал нужным публично афишировать свои чувства. Будучи символистом, Мандельштам придерживался теории о том, что ничего в этом мире не происходит случайно, и любое событие имею не только свое значение, но и свою цену.

Именно с этой позиции он рассматривал свое знакомство с семьей поэтессы Марины Цветаевой,

Затрагивая тему вечности, Мандельштам отмечает, что каждый человек проходит свой путь и всегда возвращается к истокам — тому месту, которое принято именовать загробным миром. Там нет добра и зла, ненависти и любви, о чем упоминает поэт. Но именно в иной реальности каждому из нас открывается истина, которая недоступна в привычном мире. Поэтому, анализируя свои чувства к Цветаевой, Мандельштам о. Действительно, отношения этих двух людей так и не смогли перерасти на полноценный роман, хотя оба пота испытывали удивительное душевное родство и понимали друг друга даже тогда, когда между ними не было произнесено ни единого слова.

Образы и символы

Главным символом, скрывающийся за образом величественного собора, является камень. Храня в себе все тайны, он наполняется мудростью, со временем перерастая в собор.

Контрасты и противопоставления также являются значимыми компонентами стихотворения. Собор сам по себе, несущий светлый облик, перекрывается тяжкой готикой, создавая внешне напор. Тем самым внутренняя легкость совмещается с внешней мощью. Изобильное язычество (египетская мощь) деталей противопоставляется аскетичному христианству.

Дуб и тростинка – толстый и тонкий элемент собора, за которыми скрываются образы уязвимого человека и уверенной в себе личности.

Тяжелый грубый материал и труд человеческих рук противопоставлены и показывают, как из хаоса материи создаются шедевры.

Темы, проблемы, настроение

Основная идея

Средства выразительности

Автор: Полина Чернышова

Тропы и образы

Основную мысль лучше всего отражает основной символ этого стихотворения – камень. Это идеальный материал, воплощение всего земного. Камень наполняется мудростью веков, становясь собором.

Противопоставляются дуб и тростинка как разнородные элементы собора (толстое и тонкое). В этом противопоставлении философская глубина: человек как мыслящий тростник (по словам Паскаля) во всей его уязвимости и непонимании противопоставлен человеку другого мировоззрения, всё понимающему и уверенному в себе.

Египетская (языческая) мощь противопоставляется христианской робости. Рассудочная пропасть – это оксюморон. Пропасть не может быть разумной, но для готической души, объединяющей противоположности, мир выглядит именно так.

На олицетворении собора строится всё стихотворение. У собора есть чудовищные рёбра, свод играет мышцами, распластывая нервы.

История создания

Поэт был очень нежен в душе, хотя стойко переносил все тяготы жизни, которые на него обрушивались. Однако нельзя забывать о том, что Осип видел в жизни и что-то хорошее; это было в его непростой судьбе.

Так, встреча с Мариной Цветаевой произвела на Мандельштама сильное впечатление. Он влюбился в Марину Ивановну.

Читайте по теме:

В стихотворении затрагивается тема любви. Также акцент поставлен на то, что поэт ищет своё счастье, но нигде его не способен обрести.

Композиция

В стихотворении 4 катрена. Каждый из них имеет законченную мысль. Вместе они создают стихотворное полотно.

Произведение является примером философской лирики Мандельштама.

Средства выразительности

Читайте по теме:

Эпитеты

Однообразных звёзд, тонкой иглою – эпитеты. Они создают эффект легкости и одновременной тяжести повествования. И в этом заключался талант Осипа Мандельштама.

Олицетворение

Читайте также: