Народные традиции и культура как область воспитательных воздействий в доу

Обновлено: 05.07.2024

Национальные традиции и культура как область воспитательного воздействия в доу

Национальные традиции и культура как область воспитательного

воздействия в доу

Канафина Гульнур Насиховна

1. Изучение проблемы приобщения детей к истокам национальной культуры

Культура - развивающий процесс, в котором постоянно происходят изменения, развитие новых качеств, присвоение личностью ценного. С развитием общества культура изменяется, наследуя прогрессивные традиции прошлого. Культуру обычно принято рассматривать в двух основных формах - материальной и духовной. Под национальной культурой принято понимать культуру определенного народа, основанную на традициях, обрядах, фольклоре, декоративно прикладного искусстве, литературе, танцах, присущих только этому народу, нации.

Национальная культура - это отражение души нации, его национального

характера, самосознания. Национальная культура может преобладать на каком - либо территории, но не являться единственной.

Основой любой национальной культуры являются фольклорные произведения, создаваемые народом на протяжении его многовековой истории. Народная мудрость, традиции, фольклор, ритуалы, народные игры - все это очень эффективно для воспитания трудолюбия, гуманности, справедливости, нравственные основы каждого человека, каждой гармонически развитой личности.

Дошкольный возраст - период активной социализации ребенка, вхождения в

культуру пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Духовность является основополагающим условием для развития творческой инициативной личности.

Задача педагогов - постоянно повышать уровень педагогической культуры

родителей, их авторитета в семье, с учетом национально региональных особенностей, а также совершенствования средства, методы и приемы воздействия родителей на развитие личности ребенка.

Частью культурного национального наследия являются народные игрушки

У каждого народа игрушки имеют свои характерные особенности, которые зависят от национально-психологических черт и культуры народа. Вековой опыт народной педагогики показывает, что игрушки, становились первыми средствами воспитания. Одним из основных компонентом, составляющих культуру любого народа, является праздник. Недаром народные праздники называют кладезем национальной культуры, хранящим сокровища многовековой давности. Особой силой воспитательного воздействия в системе народной педагогики обладают традиции и обычаи.

Многие обычаи и традиции способствовали нравственному воспитанию

Декоративно - прикладное искусство также национально по своей природе, оно рождается из обычаев, привычек, верований народа и непосредственно приближенно к его производственной деятельности и его быту. Декоративно - прикладное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический идеал, позволяет приобщать детей к культуре народов.

Программа дошкольных учреждений направлена на всестороннее физическое,

социально-личностное, познавательно-речевое, художественно - эстетическое развитие и предусматривает обогащение детского развития посредством приобщения к истокам национальной культуры, краеведения изучения родного языка.

2. Национальная культура, как область воспитательных воздействий в ДОУ

Фольклор - это традиционное художественное творчество народа

Фольклор создан для жизни.

Каждый жанр фольклора по - своему способствует сохранению душевного и физического здоровья ребенка, развитию его личности, установлению её многообразных отношений в сообществе взрослых и детей.

Пословица - это краткое изречение, имеющее поучительный смысл

Пословицы и поговорки - один из основных и наиболее популярных видов творчества каждого народа.

Народами создано бесчисленное количество глубоко содержательных, правдивых, остроумных и художественно ярких пословиц. В пословицах ярко выражен духовный облик народа, его нравы, его мораль. В них восхваляется трудолюбие, храбрость, отвага, честность, скромность, уважение к старшим и многие другие положительные свойства человеческого характера. Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства.

Загадки умны, высоко поэтичны, многие несут в себе нравственную идею

Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Загадка развивает наблюдательность ребенка. Чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки.

Конкретные развивающие и обучающие функции выполняют скороговорки, чистоговорки. Они используются для выработки правильной фонетической чистой речи.

Песни - более сложная форма народного поэтического творчества, чем

загадки и пословицы. Главное назначение песен - привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Понимание прекрасного в слове и мелодии, по народному представлению, предполагает творческое отношение к нему: в процессе исполнения песни допускалось улучшение текста и мелодии. О жизни в старину могут много рассказать колыбельные песни. Основное содержание колыбельных песен - любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем. Они изобилуют поэтическими образами птиц, диких зверей, домашних животных, смешных и страшных, ласковых и сердитых, приходящих к колыбели, окружающих ребенка.

Сказка, которая опирается на богатые детские наблюдения и знания,

развивает детскую фантазию, содействует обогащению речи детей, помогает им в живых, простых образах запомнить народные выражения, обороты речи, содействует нравственному воспитанию.

Сказки знакомят детей с жизнью народов, национальными обычаями, природой и т. д. Сказка любого народа, несмотря на сходство, друг с другом всегда отмечена печатью оригинальности и самобытности. Сказка должна войти в сердце ребенка. Он должен её прожить, прочувствовать и представить себя на месте этих героев.

Испокон веков в народных играх ярко отражается образ жизни людей, их

быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений.

Народные игрушки - часть культурного национального наследия. У каждого народа игрушки имеют свои характерные особенности, которые зависят от национально-психологических черт и культуры народа. Вековой опыт народной педагогики показывает, что игрушки, становились первыми средствами воспитания.

Первым создателем народной игрушки был сам ребенок

В объединенном творчестве взрослых и детей создавались игрушки всех основных типов, со всеми их специфическими чертами. Разные роли выполняла игрушка. Так в русской народной педагогике детская игрушка является особым видом народного искусства. С которым начинается эстетическое освоение мира ребенком.

3. Условия эффективного приобщения детей к истокам национальной

Для эффективного приобщения детей к истокам национальной культуры нужно работать по следующим направлениям:

1. Окружение ребёнка предметами национального характера

Это поможет детям понять, что они часть великого русского народа

2. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности родного языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. В фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность

3. Народные праздники и традиции

Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. 4. Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством. 5. Знакомство с народными играми. В играх удовлетворяется жажда действий, предоставляется возможность для работы ума и воображения, воспитывается умения преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и справедливость. В играх - залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем. Поэтому народные игры также были введены в программу курса и дети знакомятся с ними на занятиях, во время физкультминуток.

Таким образом, ребенок поставлен в условия, когда он незаметно для

себя самого включается в процесс активного творчества. Такой подход вводит дошкольников в мир народной жизни (имитирует старинный народный быт); создает атмосферу игры, благодаря чему нравственные ценности усваиваются легко, непринужденно, но вместе с тем основательно; стимулирует практическую художественную деятельность детей, развивает их музыкальный слух, творческие способности, культуру и живость устной речи.

Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры,

представляют возможность освоения культурного пространства страны и региона; они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутренне сущностное сходство. Следовательно, раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.

Игры народов мира

Познакомить с русской народной игрой; выучить текст, произносить слова хором в одном темпе. Развивать у детей выдержку, навык коллективного движения в определенном темпе. Организация игры. Медведь, выбранный жеребьевкой, живет в лесу. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку: У медведя во бору Грибы, ягоды беру! Медведь постыл На печи застыл! Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но вот медведь неожиданно бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем. Методические приемы: использование музыкального сопровождения, соответствующего характеру походки медведя. Дополнительные рекомендации: медведь выходит из берлоги только после произнесения последних слов зачина. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песней. Материал: маска медведя.

Познакомить детей с татарской народной игрой. Воспитывать уважительное отношение к культуре народов Урала, создать эмоциональную положительную основу для развития патриотических чувств. Организация игры. Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок – хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор: - Эй, дружок, продай горшок! - Покупай. - Сколько дать тебе рублей? - Три отдай. Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим. Методические приемы: сюрпризный момент – внесение тюбетейки, рассматривание татарского головного убора, национального орнамента. Дополнительные рекомендации: бегать разрешается т только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег вправо, запятнанный должен бежать влево. Материал: тюбетейка.

Познакомить детей с башкирской народной игрой. Дать представление о традициях этого народа. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Организация игры. В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют: Мы, веселые ребята, Соберемся все в кружок. Поиграем, и попляшем, И помчимся на лужок. На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта. Методические приемы: рассматривание картины с изображением юрты – старинное жилище башкирского народа. Рассматривание башкирского орнамента на платочках. Дополнительные рекомендации: с окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту. Материал: платочки с башкирским орнаментом, картинка с изображением юрты, 4 стула.

Познакомить с новой чувашской игрой. Упражнять детей в беге в определенном направлении. Закреплять умение выбирать водящего считалкой. Организация игры. На площадке чертят (или вытаптывают в снегу) две линии на расстоянии 10-15 м друг от друга. По считалке выбирается водящий – акула. Остальные игроки делятся на две команды и становятся лицом друг к другу за противоположными линиями. По сигналу играющие одновременно перебегают с одной черты на другую. В это время акула салит перебегающих. Объявляется счет осаленных из каждой команды. Методические приемы: рассматривание картинок рыб, выбор акулы считалкой. Дополнительные рекомендации: перебежка начинается по сигналу. Проигрывает команда, в которой осалено условленное число игроков, например, пять. Осаленные не выбывают из игры. Материал: маски акулы, разных рыб.

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Оценить 2725 0

Национальные традиции и культура как область воспитательных воздействий в ДОУ.

Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети.

Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации.

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

Одним из существенных условий развития современного образования, безусловно, является актуализация национальной системы образования.

В последнее время воспитание малыша принято рассматривать с точки зрения формирования ценностного отношения к окружающей действительности.

Н. Непомнящая к базовым ценностям относит реально-бытовые ценности, ценность игры, ценность отношения к другим, ценность познания и ценность деятельности в широком плане. Именно в этом процессе ребенок наиболее эффективно усваивает нравственные понятия, осознает необходимость совершения нравственного поступка. Такому осмыслению помогают воспитательные методы воздействия, опирающиеся на интеллект ребенка (например, вопросы в процессе беседы, направленные на установление зависимостей между характером и поступком, поступком и его следствием, целью и результатом совместной деятельности), а также обучающие методы воздействия, приводящие, например, к формированию преемственности представлений и личностных смыслов между поколениями в семье.

В связи с этим любая совместная деятельность родителей и педагогов в этом направлении отвечает требованиям целостного педагогического процесса. Ведь в результате затрагиваются стороны развития ребенка, способствующие гармонизации его личности.

При приобщения детей к национальной культуре и традициям приоритетными направлениями в деятельности ДОУ можно назвать следующие:

1. Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

2. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.

Для успешного воспитания детей в национальных традициях важна реализация на практике организационных и методических приемов педагогической работы, перспективных планов (тематический годовой план работы) и конспектов занятий, материалов из самых разных литературных, исторических, этнографических и искусствоведческих источников.

Знакомство с данными материала (национальными праздниками и традициями, особенностями жилища, одежды и кухни, декоративно-прикладными промыслами и т.д.) будет целесообразно и с точки зрения расширения собственного базиса личностной культуры педагогов, занимающихся обучением и развитием детей дошкольного возраста.

Знакомство с материалом каждой темы не требует дополнительных занятий, а может включаться в разные виды деятельности, предусмотренные базисной программой (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную) и т.д. Следует особое внимание уделять развитию речи детей, поскольку это обеспечивает развитие личности на основе того духовного богатства, которым пронизан русский язык (сказки, потешки, произведения русских писателей, поэтов).

Для реализации указанных направлений можно использовать самые разнообразные средства. Так, Э.К. Суслова предлагает использовать в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста следующие:

-- общение с представителями разных национальностей;

-- устное народное творчество;

-- игру, народную игрушку и национальную куклу;

-- декоративно-прикладное искусство, живопись;

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников является, игра. При этом мы имеем в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.). Но мне кажется, что особенность любых народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества.

Известно, что дети учатся тому, что видят в окружающей жизни: если ребенок встречается с враждебностью - он начинает драться; если ребенка постоянно стыдят - он становится робким; а если ребенка принимают и общаются с ним дружелюбно, он учится находить любовь в этом мире.

Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является народная культура. Воспринимаемая ребенком через материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, плясовые песенки), народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социального общежития, стимулирует проявление начальных социальных эмоций.

Важными условиями для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родной культуры в пространстве ближайшего социального окружения (дома и детского сада), могут стать:

эмоционально благополучная атмосфера дома и детского сада, где взаимоотношения между людьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении,

личностно ориентированный способ общения;

отсутствие суровых форм наказания, т.е. создание благоприятной атмосферы, когда ребенок может чувствовать себя желанным и защищенным;

соблюдение прав ребенка на игру, досуг, национальную самобытность, свою территорию, а также уважение права на собственность;

предоставление права участвовать в обсуждении некоторых проблем семьи и детского сада;

бережное отношение взрослых и сверстников к результатам творческой деятельности;

упражнение в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам;

побуждение детей к выполнению общественно значимых заданий;

самостоятельность и ответственность ребенка за выполнение взятых на себя обязанностей;

предоставление возможности разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом;

активное вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Таким образом, условиями эффективной реализации национальных традиций в процессе ознакомления с родной культурой являются следующие:

- взвешенный подход к конструированию содержания дошкольного образования (включение парциальных программ по приобщению детей к родной культуре в реализацию базовой комплексной программы);

- определение базовых направлений в работе с детьми, раскрывающих окружение ребёнка предметами национального характера, использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), народные праздники и традиции, ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.

- совместная деятельность родителей и педагогов, реализующая требования целостного педагогического процесса, где затрагиваются стороны развития ребенка, способствующие гармонизации его личности;

- использование разнообразных технологий организации деятельности детей на занятиях, в игре, свободной деятельности с помощью разнообразных средств (общение с представителями разных национальностей; устное народное творчество; художественную литературу; игру, народную игрушку и национальную куклу; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыку; этнические мини-музеи).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особое место для нашего исследования имеют теоретические положения об использовании народной художественной культуры в дошкольном образовательном учреждении. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Народная культура как феномен воспитательно - образовательного процесса ДОУ.

Особое место для нашего исследования имеют теоретические положения об использовании народной художественной культуры в дошкольном образовательном учреждении.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: "С молоком матери" ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры - забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родней природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должно найти больное отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. Подрастающему поколению надо предоставить возможность выбора своих жизненных идеалов и эстетических ценностей. А для этого детям необходимо предоставить возможность знать истоки национальной культуры и искусства.

Художественная культура представляет, по мнению Б. М. Неменского, Н. К. Карповой и др., гуманистическое явление, устойчивое и изменчивое одновременно, имеющее общечеловеческие ценности и региональное своеобразие. Художественная культура, как считают учёные, является составной частью культуры общества. В неё органично включается народная культура, которая отражает исторически сложившийся опыт поколений. Она уходит своими корнями к истокам развития человечества, заключает в себе гуманные идеи, идеалы, на которых строятся гуманистические тенденции современного воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Народное искусство – это зарождение культуры России, отражение её истории. Такие её ценности, как коллективность творчества, традиционность мотивов и видов искусства – отражают характерные черты народного искусства. В народной культуре заключены, по словам Б. М. Бим-Бада, дух народа, его нравственные представления, а также такие элементы, которые служат средством воспитания любви ко всему родному и близкому – язык, обычаи, духовные ценности, такие как красота физическая, красота человеческих отношений, добро и т. д.

Народное изобразительное искусство, являясь часть художественной культуры, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству" природе, окружающей действительности.

Общечеловеческая культура слагается из уникальных, своеобразных культур отдельных народов, наций, этносов. Каждая из них имеет созвездие знакомых фигур, чей творческий гений олицетворяет в себе и национальное, и глобальное духовное начало. Огромный материал для изучения – через века и время – истоков народного искусства, мировидения народа дают сегодняшние промыслы. В наш машинный век минула надобность и в деревянных прялках, и во многих других предметах старого быта, но по-прежнему насущно необходимо искусство, заключённое в них. Из ныне существующих промыслов особый интерес представляют собой те, что продолжают многовековую жизнь народной игрушки, и прежде всего глиняной, несущей в себе образы древнерусского народного сознания, его представлений о мире, его культуре.

В прошлом веке, да и в начале 21 – го, ни одна ярмарка не обходилась без народной игрушки, без этих пёстрых глиняных и деревянных баб, медведей, оленей, конников, птиц. Крашенные, глазурованные или покрытые ярким таинственным узором прямо с воза или из корзины звери и птицы попадали в детские руки. Весёлый голос свистулек был хорошо различим в ярмарочном шуме. Со временем изменился колорит наших ярмарок, да и дети теперь предпочитают другие игры, но не исчезла народная игрушка. Перекочевав в музеи, выставочные залы, сувенирные магазины, она обрела новую жизнь, стала желанным украшением нашего интерьера. Народные мастера из Филимонова Тульской области, Сергеева Костромской, Хлуднева Калужской, Кожли Курской, Жбанникова Горьковской, Абашеева Пензенской, Измайлова Липецкой, из Каргополья и других уголков России по-прежнему лепят и режут баб, медведей, оленей, птиц, радуя нас своим искусством, корни которого уходят в бесконечную глубину народной памяти.

Мало теперь кто знает, что эти изображения в глине и дереве человеческих фигур, зверей, животных, птиц в далёком прошлом участвовали в магических обрядах, были зримым, реальным воплощением тотемов – мифических предков данного рода, племени; идолов, духов, богов, людей и животных, принесённых в жертву могущественным силам природы. Что для нашего предка глиняная баба, могла быть и Берегиней и Мокошью, Великой богиней, которым он приносил жертвы, каялся в совершенном грехе, благодарил за хороший урожай или просил погоды для хлебов.

В искусстве существуют две совершенно разные и разным законам подчинённые традиции – народная, зачатая и хранимая племенем, кланом, плод коллектива, связанного родственными, родовыми узами, и профессиональная. Профессиональное искусство вышло из народного, но со временем отделилось, персонифицировалось, обособилось и стало передаваться не только внутри членов рода – связанных кровно, - не только внутри одного языка, обычая, но и меж родами и народами.

Так уж случилось, что именно профессиональное искусство много веков было предметом внимания учёных. Народное же искусство казалось чем-то неважным, незначительным. В оценке его явлений учёные пользовались теми же методами, что и в оценке искусства профессионального. И лишь в прошлом веке к народному искусству начали подходить как к явлению сложному, многозначному, а главное – с иными мерками, чем к явлениям профессионального искусства. Работы В. Воронова о крестьянском искусстве, Н. Церетели и Л. Динцеса о народной игрушке, В. Городцова и других многое изменили в методологическом подходе к народному искусству. Их открытия используются в широко известных трудах современных искусствоведов, исследующих эстетические качества народной игрушки, её типологию, исторические трансформации и модификации, её воспитательно-познавательную роль и т. д. Проходили века, менялся человек, всё дальше он отрывался от природы и начинал властвовать над ней. И только мифы, фольклор, народное искусство, в том числе и игрушка, своим спокойным бессмертием напоминали ему о том, что природа и человек едины и вечны.

Признание художественного творчества как определённого образа жизнедеятельности ребёнка в дошкольном возрасте побудило педагогическую науку и практику к обновлению педагогического процесса ДОУ, внедрению в него художественной культуры. Особое место в ней отводится русской культуре, которая отражает исторически сложившийся опыт поколений. Она уходит корнями к истокам развития человечества, заключает в себе гуманистические идеи, идеалы.

Именно с дошкольного возраста начинается приобщение детей к русской народной культуре, которая помогает детям осознать свою принадлежность к определённой нации, понять и приобщиться к традициям своего народа. В то же время следует отметить, что в современных ДОУ воспитываются дети различных национальностей. Задача педагога состоит в том, чтобы развивать у детей интерес не только к Руссой культуре, но и к своей национальной художественной культуре. Это очень важно для ДОУ, находящийся на территории России, поскольку на основе приобщения детей к Руссой национальной культуре возможна культурная идентификация каждой личности.

Введение детей в художественную культуру в современной науке рассматривается как важнейшая сфера социально – педагогической деятельности, которая обогащается за счёт использования социума в эстетическом освоении детьми художественной картины мира, установления взаимосвязи ценностей культуры и искусства и тех видов художественной деятельности, которые являются ведущими в дошкольном возрасте – изобразительной, игровой, театрализованной и т. д.

Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека, а народное искусство является его неотъемлемой частью, известный психолог Б.М.Теплов писал: "Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека - не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения".

Н.П.Сакулина говорила, что народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическому чувству. Через это искусство дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа.

Исследователи народного искусства В.Н.Василенко, В.С.Воронова, М.А.Некрасова, Т.Я.Шпикалова, Е.А.Флерина и другие отмечают, что оно имеет ярко выраженные характерные черты, традиционность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, человечность, связь с окружающей жизнью.

Народное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. На основе знакомства с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представления о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекраснее.

Изобразительное народное искусство обладает огромней силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира ребенка. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. Велико значение народно-прикладного искусства для эстетического воспитания дошкольников.

В процессе изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.

Осуществление изобразительной деятельности на материале народного искусства способствует удовлетворению интеллектуальной, познавательной потребности, потребности в приобретении новых знаний о мире, истории своей страны. Дети познают образцы народных произведений, воплощенные в разных материалах, свойства различных материалов, виды искусств, в том числе и народное, обладающее большими потенциальными возможностями для развития интеллекта ребенка. Ибо познание искусства строится на его восприятии, анализе, выделении основных характерных особенностей, сравнении, сопоставлении, выделении сходств и различий, уподоблении, обобщении.

Народное искусство способствует развитию таких психических процессов, как: восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания, которые важны для овладения различным содержанием знаний не только в детском саду, но и в школе, и на основе которых у детей формируются разнообразные художественно-творческие способности.

Большую роль оказывает народно-прикладное искусство в трудовом воспитании дошкольников. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания своих работ необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, приобретают ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата.

В процессе овладения приемами народно-декоративного ремесла у детей развивается рука, координация действий руки и глаза, обогащается представление о художественной деятельности, о творчестве народного мастера, о необходимости добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе.

В последние годы наблюдается возросший интерес педагогов-практиков к русской народной культуре как средству приобщения детей к культурно-историческому опыту, духовно-нравственного их развития, социализации и эмоциональных контактов с миром. Познавая культуру, дети знакомятся с различными отраслями человеческого знания, постигая правила поведения и нормы взаимоотношений, открывают для себя новые ценности – познания, переживания, преобразования. Насыщение жизни детей образами народного декоративно-прикладного искусства, красотой и неповторимостью каждого народного промысла пробуждает воображение и чувства детей, обогащая их духовный мир.

Исследователи Е. А. Флёрина, А. П. Усова, Ю. В. Максимов, Г. Н. Пантелеев, Л. В. Пантелеева, О. О. Дронова и другие рекомендуют приобщать детей к народному искусству, знакомить с народными промыслами, побуждать детей к созданию узоров, к декоративно – оформительской деятельности и на этой основе развивать их художественно – творческие способности, эмоционально – положительное отношение к окружающему миру.

Основываясь на положении А. П. Усовой, классика отечественной дошкольной педагогики, о том, что в дошкольном возрасте следует подготовить почву к овладению детьми в будущем понятиями о Родине, педагоги стремятся донести до детей эмоциональный язык народного искусства, раскрыть душу русского народа.

Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П.Усова, Т.С.Комарова, Т.Я.Шпикалова, Н.Б.Халезова, Т.Н.Доронова, А.А.Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.

Эта проблема раскрывается в работе Т. С. Комаровой и др. Она указывает, что работа по введению детей в народную культуру, представленную художественными промыслами, должна строиться на следующих принципах:

- взаимосвязь различных видов занятий по овладению знаниями и представлениями о народных художественных промыслах (декоративно-прикладные, художественно-речевые, музыкальные);

- опора на возрастные и индивидуальные особенности детей;

- учёт интересов, предпочтений, склонностей, уровня развития каждого ребёнка;

- взаимосвязь работы по приобщению детей к народной культуре со всеми направлениями воспитательно-образовательной работы (познавательным, социально-нравственным, речевым развитием).

Таким образом, процесс приобщения детей к народной культуре строится на интегративной основе и представляет значимою ценность для развития личности дошкольника, его творческой изобразительной деятельности.

Именно с дошкольного возраста начинается приобщение детей к русской народной культуре, которая помогает детям осознать, понять и приобщиться к традициями своего народа. Эта проблема раскрывается в работах Т. С. Комаровой, Л. В. Компанцевой, Т. Я. Шпикаловой и др.Они отмечают большое значение работы по введению детей в народную культуру, представленную художественными промыслами, раскрывают её содержание, принципы, технологии.

Организации и проведению народных праздников в ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать все средства приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры, сохранению ее традиций.

Только воспитание детей дошкольного возраста в духе народных традиций может развивать у них национальное самосознание, уважение к своему народу, кроме того, они будут открыты к изучению и осознанию значимости культуры других народов и уважение к ним.

Поэтому я считаю, что именно организация народных праздников для дошкольников, направленно на всестороннее и гармоничное развитие ребенка.
Актуальностью моей темы является то, что изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции, праздники, а именно: важно поддержать свою национальную культуру, сконцентрировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции.

Грамотно построенные праздники создают возможности для всестороннего развития личности ребенка, помогают нашим воспитанникам в дальнейшем ощутить себя носителями великой русской культуры, национальных традиций русского народа и родного края.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.
Народные праздники по своей природе педагогичны, они включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Народный праздник создает возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям дошкольного возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом. “Народные праздники имеют функции социальной терапии отношений внутри общности, обыгрывание норм этих отношений” (Д. Фрезер, М. Мид)
Такие народные праздники вызывают у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой, деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

Опыт работы в данном направлении показал, что светлое и радостное общение детей и взрослых — важное условие для развития личности ребенка и возрождения народных традиции, и мы должны сохранить народные праздники для себя и потомков, ведь праздники наших прадедов и дедов — это душа народа.

Читайте также: