Естественно научный профиль какие предметы в школе 10 класс

Обновлено: 05.07.2024

Главная > Консультации > Омбудсмен > Какие профили предусмотрены для обучающихся на уровне среднего общего образования?

Выбор профессии важный шаг в жизни каждого человека. Многие родители и дети рассматривают множество вариантов прежде чем окончательно определиться с будущей профессией. Система образования на сегодняшний день подготавливает детей к выбору профессии еще на уровне основного общего образования, а окончательный выбор дети делают уже в старшей школе. Профильное обучение позволяет обеспечить полноценное образование старшеклассников в соответствии с их индивидуальными способностями. Профильное образование позволяет на сегодняшний день сократить разрыв между профессиональным образованием и образованием, которое ученик получает в школе. Углубленное обучение по профильным дисциплинам становится средством профессионального самоопределения ребенка. Это происходит за счет индивидуализации образования, создания возможностей для построения гибких индивидуальных образовательной траекторий, учитывая запросы работодателей, способности и наклонности ребенка. Одной из основных задач, которые решает профильное обучение, является получение обучающимся углубленных знаний в той области и по тем дисциплинам, которые ребенок сможет реализовать в рамках последующего обучения или трудовой деятельности.

В соответствии с ч.2 ст.87 Закона право выбора между предметами остается за родителями /законными представителями обучающихся. Родители/законные представители несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (п.1 ч.3 ст. 44 Закона). Помимо профильного обучения в учебном плане школьника предусмотрено:

  • изучение обязательных учебных предметов для всех профилей;
  • изучение учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей;
  • учебные предметы для изучения на углубленном уровне;
  • курсы по выбору, элективные курсы.

Таким образом, модель современной школы включает в себя базовые общеобразовательные курсы, профильные курсы и элективные курсы.

Профили обучения

Школа, осуществляя образовательную деятельность, должна обеспечить реализацию учебного плана одного или нескольких профилей обучения. Очень часто образовательная организация выявляет предпочтения обучающихся и на основе данного анализа планирует, какие именно профили будут реализовываться в школе. Профильные общеобразовательные предметы — это курсы повышенного уровня, углубляющие базовые общеобразовательные предметы. При освоении профильных предметов деятельность учителя и ученика направлена на освоение знаний, умений, которые определены федеральным государственным стандартом среднего общего образования.

Перечень профилей, которые может предложить школа обучающимся на среднем уровне образования следующий (п.18.3.1Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413).

  1. Естественно-научный. Профильные предметы — математика и начала математического анализа, геометрия, химия, биология.
  2. Гуманитарный. Профильные предметы- русский язык и литература, иностранный язык, обществознание, история, право.
  3. Социально-экономический. Профильные предметы — математика и начала математического анализа, экономика, право, география, геометрия.
  4. Технологический профиль. Профильные предметы — алгебра и начала математического анализа, геометрия, физика, информатика.
  5. Универсальный. Данный профиль подходит тем обучающимся, которые не определились с выбором профессии, сфера интересов ребенка не вписывается в рамки других профилей. Универсальный профиль позволяет обучающемуся ограничиться только изучением базовых предметов, не исключая углубленного изучения предметов. Требования ФГОС среднего общего образования выбрать 3–4 предмета для углубленного изучения не распространяются на универсальный профиль.

Также учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее ¾ учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.

Отличие элективных курсов от факультативных

П.5 ч.1 ст.34 Закона закрепляет за обучающимися академическое право на выбор факультативных курсов и элективных курсов. Факультативные курсы — это необязательные курсы для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки, а элективные курсы — те курсы, которые обучающийся должен выбрать в обязательном порядке.

Обучающийся вправе выбрать освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ (п.6 ч.1 ст.34 Закона).

При наличии необходимых условий и средств для организации профильного обучения, в том числе изучения элективных курсов, возможно деление классов на группы с меньшей наполняемостью.

Как осуществляется прием в профильные классы?

Комплектование профильных классов должно осуществляться на объективной, справедливой и прозрачной для общества основе. Образовательная организация разрабатывает локальный акт, который регламентирует особенности поступления в профильные классы. Прием обучающихся в профильные классы осуществляется приемной комиссией общеобразовательной организации. Для решения вопроса о зачислении в профильный класс выпускники 9-х классов или их родители (законные представители) представляют в общеобразовательное учреждение заявление о приеме на имя директора общеобразовательного учреждения, аттестат об основном общем образовании.

Документы, представленные выпускниками 9-х классов или их родителями (законными представителями), регистрируются. После регистрации заявления заявителю выдается документ, содержащий следующую информацию: входящий номер заявления; перечень представленных документов и отметка об их получении, заверенная подписью секретаря или ответственного за прием документов и печатью общеобразовательного учреждения; сведения о сроках уведомления о зачислении в 10-й профильный класс; контактные телефоны для получения информации.

Все представленные документы рассматриваются на заседании приемной комиссии. Принятое решение оформляется протоколом заседания комиссии.

Организация профильного обучения через индивидуальный учебный план.

Популярным на сегодняшний день становится вариант кооперации общеобразовательной организации с организациями общего, дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащемуся предоставляется право выбора способов профильного обучения не только там, где он учится, но и в рамках сетевого взаимодействия с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, учреждения профессионального образования, предприятиями, др.).

Средний общий уровень образования готовит выпускников не только к обучению в вузе, но и к обучению в системе среднего профессионального образования, а также к началу трудовой деятельности.

Согласно основной программе ФГОС СОО в старшей школе предусмотрено 5 профилей обучения. Сегодня расскажем об одном из них.

Что изучают?

Во всех профильных классах есть набор предметов, которые должны обязательно изучаться: русский язык и литература, математика (алгебра и начала анализа, геометрия), ОБЖ, иностранный язык, история, физическая культура. Остальные предметы формируются исходя из профиля. В естественно-научном профиле обучения на углубленном уровне есть возможность изучать: химию, биологию, математику . Количество часов на изучение каждого из профильных предметов определяет школа на основе федеральных и региональных рекомендаций.

Здесь важно понимать, что школа формирует учебный план исходя из запросов своих учеников: проводятся опросы девятиклассников, смотрят выбранные предметы для сдачи на ОГЭ. Поэтому дополнительным предметом для изучения на углубленном уровне может быть выбрана, например, физика . Кроме этого стандарт дает возможность изучения на базовом уровне таких предметов, как естествознание и экология .

Суть профильного обучения, с одной стороны, погрузить в выбранные предметы и лучше подготовить к экзаменам, с другой стороны, это профориентационная работа.

Какие профессии?

Вопрос профориентации начинает вставать всё раньше. С профессиональным направлением определяться нужно уже в 9 классе. Выбирая естественно-научный профиль, школьник обычно увлекается химией и/или биологией и на этом строит свой выбор профессии.

В целом, такой набор предметов ориентирует на поступление в медицинские ВУЗы. Однако мир меняется и запросы на рынке труда вместе с ним. Посмотреть актуальные сейчас и востребованные в будущем профессии можно, например, в Атласе новых профессий .

Цифры: сколько сдают?

В этом году биологию сдавали примерно 140 тысяч выпускников, химию - чуть меньше 100 тысяч.

Если смотреть статистику по годам, то наблюдается стабильное количество сдающих эти предметы. В 2018 году биологию сдавало 140 тысяч, химию 84,5 тысячи выпускников. В 2019: химию 89 тысяч, биологию 124 тысячи.

Как и когда узнать подробности?

Учебный план школы на будущий учебный год обычно формируется весной. В марте-апреле он утверждается. Как и любой документ, его выкладывают на официальный сайт школы. Там и можно его изучить.

Как правило, школы устраивают общешкольные родительские собрания в конце года, где объявляют о формировании десятых классов и их профили. Каналов информирования родителей и учеников достаточно, главное, проявить интерес и задать вопросы.

Если у вас есть опыт обучения в классе естественно-научного профиля, поделитесь с нами в комментариях. Помогло ли это при подготовке к ЕГЭ? В дальнейшем обучении в ВУЗе? Связали ли вы своё увлечение предметом с будущей профессией?

На следующей неделе расскажем о технологическом профиле. Возникли вопросы? Задавайте!

Основная образовательная программа ГБОУ лицей № 226 включает несколько учебных планов различных профилей обучения.

Технологический профиль 1

Предметная область

Учебный предмет

Уровень*

Количество часов

Русский язык и литература

Математика и информатика

Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия

Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности

Основы безопасности жизнедеятельности

Элективные курсы по выбору

* Уровни изучения предмета (У) –Углубленный, (Б)-Базовый.

В рамках дополнительного образования и внеурочной деятельности - участие в проектной деятельности по выбранному направлению, обучение по программам элективных курсов учебных предметов по выбору в поддержку профиля обучения.

Технологический профиль 2

Предметная область

Учебный предмет

Уровень*

Количество часов

Русский язык и литература

Математика и информатика

Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия

Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности

Основы безопасности жизнедеятельности

Элективные курсы по выбору

В рамках дополнительного образования и внеурочной деятельности – углубленное изучение информационных технологий, обществознания, иностранного языка.

Естественно-научный профиль

Предметная область

Учебный предмет

Уровень

Количество часов

Русский язык и литература

Математика и информатика

Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия

История (Россия в мире)

Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности

Основы безопасности жизнедеятельности

Предметы и курсы по выбору

В рамках дополнительного образования и внеурочной деятельности - участие в проектной деятельности по выбранному направлению, обучение по программам элективных курсов учебных предметов по выбору в поддержку профиля обучения.

Социально-экономический профиль

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) предполагает профильное обучение в старших классах. Если девятиклассник решает идти в 10-й класс, он должен выбрать профиль для дальнейшего обучения. Основные цели профильного обучения в рамках СОО:

  1. Обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы среднего общего образования.
  2. Создание условий для существования дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных учебных планов.
  3. Способствование установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями и индивидуальными потребностями.
  4. Расширение возможности социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Cистема профильного образования в России включает следующие типы учебных дисциплин:

  • профильные — предметы углубленного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения;
  • общеобразовательные базовые — предметы, являющиеся обязательными для всех профилей обучения;
  • элективные — курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения в старшей школе.

Дополнительной формой организации деятельности обучающихся стал индивидуальный учебный проект — это учебное исследование или учебный проект, выполняемые обучающимися в рамках одной или нескольких учебных дисциплин, курсов избранного профиля обучения. Иными словами это — творческая работа исследовательского характера, выполняемая обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов, внеурочной деятельности.

Исследовательская деятельность обучающегося связана с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов. Этапы для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научные комментарий, собственные выводы.

Профили обучения

Школа, осуществляя образовательную деятельность, должна обеспечить реализацию учебного плана одного или нескольких профилей обучения. Очень часто образовательная организация выявляет предпочтения обучающихся и на основе данного анализа планирует, какие именно профили будут реализовываться в школе. Профильные общеобразовательные предметы — это курсы повышенного уровня, углубляющие базовые общеобразовательные предметы. При освоении профильных предметов деятельность учителя и ученика направлена на освоение знаний, умений, которые определены федеральным государственным стандартом среднего общего образования.

Перечень профилей, которые может предложить школа обучающимся на среднем уровне образования следующий (п.18.3.1 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413).

Естественно-научный профиль

— ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и т.д. В данном профиле на углубленном уровне изучаются следующие учебные предметы:

  • математика и начала математического анализа;
  • геометрия;
  • химия;
  • биология.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

  • русский язык;
  • литература;
  • история;
  • физическая культура;
  • ОБЖ.

Предметы, поддерживающие профиль:

Индивидуальный учебный проект

  • основы медицины;
  • биофизика;
  • оказание первой медицинской помощи;
  • химия и здоровье человека и пр.

Гуманитарный профиль

Профессии гуманитарного профиля — это специальности, связанные с человеком и его жизнедеятельностью. В их основе лежат гуманитарные науки, которые противопоставляют точным. Профиль ориентирован на такие сферы деятельности, как общественные отношения, юриспруденция, международные отношения, педагогика. Профильные предметы для углубленного изучения:

  • русский язык;
  • литература;
  • иностранный язык;
  • обществознание;
  • история;
  • право.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

Предметы, поддерживающие профиль:

Индивидуальный учебный проект

  • формы художественного мышления в русской литературе 20 века;
  • деловой русский язык;
  • основы журналистики;
  • избранные страницы российской истории и т.д.

Социально-экономический профиль

ориентирован на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, а также с управлением, предпринимательством и др. Предметы, изучаемые на углубленном уровне:

  • математика и начала математического анализа;
  • экономика;
  • право;
  • география;
  • геометрия.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

  • русский язык;
  • литература;
  • история;
  • физическая культура;
  • ОБЖ.

Предметы, поддерживающие профиль:

Индивидуальный учебный проект

  1. введение в социологию;
  2. основы философии;
  3. основы финансовой грамотности;
  4. право и жизнь и т.д.

Технологический профиль

ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферу деятельности. Профильные предметы:

  • алгебра и начала математического анализа;
  • геометрия;
  • физика;
  • информатика.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

  • русский язык;
  • литература;
  • история;
  • физическая культура;
  • ОБЖ.

Предметы, поддерживающие профиль:

Выполнение индивидуального учебного проекта

  • алгоритмизация и программирование;
  • мир кристаллов;
  • графический дизайн;
  • инженерная графика с элементами дизайна и т.д.

Универсальный профиль

Предметы для углубленного изучения:

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

Индивидуальный учебный проект

Данный профиль подходит тем обучающимся, которые не определились с выбором профессии, сфера интересов ребенка не вписывается в рамки других профилей. Универсальный профиль позволяет обучающемуся ограничиться только изучением базовых предметов, не исключая углубленного изучения предметов. Требования ФГОС среднего общего образования выбрать 3–4 предмета для углубленного изучения не распространяются на универсальный профиль.

Учебный план профиля обучения

Также учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее ¾ учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.

Элективные курсы

  1. Дополнение содержания профильного курса;
  2. Развитие содержания одного из учебных предметов;
  3. Удовлетворение познавательных интересов школьников.

Отличие элективных курсов от факультативных

Пункт 5 части 1 статьи 34 Закона закрепляет за обучающимися академическое право на выбор факультативных курсов и элективных курсов. Факультативные курсы — это необязательные курсы для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки, а элективные курсы — те курсы, которые обучающийся должен выбрать в обязательном порядке.

Обучающийся вправе выбрать освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ (п.6 ч.1 ст.34 Закона).

При наличии необходимых условий и средств для организации профильного обучения, в том числе изучения элективных курсов, возможно деление классов на группы с меньшей наполняемостью.

На сайтах платформы Дион.Школа создан специальный раздел Профильное обучение, в котором размещается информация и нормативно-правовые документы школ — клиентов платформы. Подробнее.

Информация

о реализуемых в 2020/2021 учебном году

профилях обучения в 10-х классах

ОУ Василеостровского района

Наименование ОУ (сокращенное по Уставу)

Кол-во 10 классов 2020/2021 учебного года

Реализуемые

в 2020/2021 учебном году профили обучения

в 10-х классах

Предметы, изучаемые на углубленном уровне (с количеством часов в неделю)

Ссылка на страницу

школьного сайта

ГБОУ средняя школа № 2

Естественно-научный профиль

Математика -6 часов,

Информатика - 4 часа,

Биология - 3 часа


Универсальный профиль

Русский язык - 3 часа,

Информатика - 4 часа,

Обществознание - 3 часа

ГБОУ СОШ №4 Кусто

Индивидуальный образовательный маршрут

Из 61 обучающегося, сформировавшего индивидуальный учебный план, выбрали на углубленном уровне:

Математику 32 чел -6часов,

Литературу 15 чел-5 часов,

Историю 18чел - 4часа,

Иностранный язык (французский) 17 чел - 6 часов, Иностранный язык (английский) 18 человек – 6 часов, Второй иностранный язык (английский) 8 человек -3 ч,

Читайте также: