Чем пересказ отличается от краткого содержания

Обновлено: 18.05.2024

Пересказ устное изложение содержания текста. Это вид учеб­ной работы, средство развития речи учащихся на основе образца. Пересказу нужно обучать систематически от урока к уроку, посто­янно помня об учебной цели этого вида работы.

Главные требования к пересказуследующие:

—в пересказе должна звучать живая речь ученика, а не за­ученный образец;

—при пересказе ребенок должен использовать лексику, обо­роты речи и некоторые синтаксические конструкции образца;

—в пересказе должен сохраняться стиль образца;

—должны быть соблюдены последовательность событий, причин­но-следственные связи, переданы все основные факты и описания;

—в пересказе должны отражаться чувства ребенка через вы­разительность его речи.

Качество пересказа в первую очередь зависит от того, как про­читан образец. В связи с этим очень важно то, как звучит произве­дение при первичном его восприятии учащимися.

В большинстве случаев пересказ специально подготавливается, для чего используются следующие приемы:

—предупреждение учащихся о том, что текст будет переска­зываться;

—проведение анализа содержания, различных языковых уп­ражнений;

—отработка выразительного чтения;

—расчленение рассказа на части и составление плана текста;

—предварительный (черновой) пересказ, разбор его недо­статков.

Подробный пересказ предполагает полное устное изложение ху­дожественного текста и служит средством обогащения языка школь­ников, воспитания у них чувства языка, ознакомления со стиля­ми и жанрами, обучения логике и композиции текста.

Не рекомендуется подробно пересказывать небольшие по объему тексты, так как дети запоминают их наизусть. Начинать обучение пересказу следует с повествовательного текста, где есть ясный сю жет, но затем в пересказы нужно включать также элементы опи­сания и рассуждения.

Обучать пересказу следует специально. Наблюдения показыва­ют, что пересказ удается лучше, если текст читается сразу детьми, без предварительного чтения учителем. На уроке произведение чита­ется школьниками обычно по нескольку раз, но каждое прочтение обязательно должно сопровождаться каким-то новым заданием.

Следует заметить, что не пересказывают басни и сказки в сти­хах, а также другие стихотворные произведения.

Краткий пересказ (сжатый) предполагает передачу лишь ос­новного содержания текста, лишенного деталей, подробностей. Сте­пень сжатия может быть различной:

—исключение подробностей, деталей;

—обобщение конкретных, единичных явлений;

—сочетание исключения деталей и обобщения.

Сжатие формирует у детей умения вычленять главное; сокра­щать текст, сохраняя смысл всего произведения; отбирать в исход­ном тексте лишь существенное; использовать необходимые языко­вые средства и создавать новый, собственный, сжатый текст. Если при подробном пересказе учащийся стремится сохранить стилисти­ческие особенности текста, то в сжатом виде это не соблюдается.

Элементы краткого пересказа вводятся уже в I классе, когда дети в процессе анализа прочитанного должны выразить содержа­ние какой-то его части кратко, одним предложением. Затем при разборе других рассказов предлагается кратко передать главное со­держание 2—3 частей прочитанного рассказа и, наконец, кратко передать смысл всего произведения.

Ступени сжатия текста могут быть изображены такой схемой:

Подробный пересказ пересказ текста в одной фразе Краткий пересказ План Главная мысль всего текста в одной фразе

Возможен и обратный путь: от краткого (в одном предложе­нии) выражения главной мысли произведения к плану, затем к краткому пересказу и, наконец, к подробному пересказу.

Не следует требовать, чтобы в сжатом пересказе был развер­нут каждый пункт плана, так как это может привести к механи­ческой работе, будет сковывать творчество учащихся.

Краткий пересказ — необходимая ступень развития речи. Од­нако чрезмерное увлечение сокращениями может привести к сухо­сти языка, отучит детей от художественных деталей.

Выборочный пересказ предполагает передачу какой-то одной из частных тем (микротемы) излагаемого текста. Выборка может про­изводиться из разных частей текста, например предлагается пере­сказать все, что относится к характеристике определенного героя; все, что характеризует картины природы и т.п. Выборочные пере­сказы начинают проводить во II классе. Они служат основой под­готовки к сочинениям типа характеристики литературных героев. Выборочный пересказ может быть:




—по вопросу или заданию,

С названными видами выборочного пересказа справляются все учащиеся, включая и первоклассников. Но значительно большую трудность представляет выборка из разных мест рассказа мыслей по одной из его тематических линий. Рассказы выбираются такие, в которых сравнительно легко выделяются сюжетные линии.

Работа над пересказом одного эпизода, как правило, не зат­рудняет младших школьников. А выборочный пересказ о герое или событии для них сложен. Поэтому необходимо пользоваться алго­ритмом, имеющим форму памятки для учащихся.

1. Перечитываю про себя произведение, отмечая галочкой текст, относящийся к данному герою (событию).

2. Определяю, о чем говорится в каждом отрывке.

3. Располагаю отрывки по порядку, подумав, как их можно объе­динить (ставлю порядковые номера).

4. Продумываю последовательность своего рассказа, еще раз пе­речитываю отмеченные отрывки.

5. Определяю, какое отношение вызывает у меня этот персо­наж: (это событие).

6. Составляю рассказ (вслух или мысленно).

7. Проверяю по тексту, не упустил ли что-нибудь важное.

8. Рассказываю, пользуясь своими пометками или коллективно составленным планом.

Творческий пересказ характеризуется изменениями и дополне­ниями в тексте:

—изменение лица рассказчика,

—пересказ от лица одного из персонажей,

—развитие какого-либо эпизода, пейзажной зарисовки,

Пересказ с изменением лица рассказчикаеще не может быть назван творческой работой, так как перестройка текста носит грам­матический характер. Однако замена 1-го лица 3-м приводит к не­обходимости некоторых изменений в тексте.

Значительно выше творческий уровень работы учащихся в пе­ресказах от лица одного из персонажей, когда ученик должен вой­ти вроль героя произведения, понять его возраст, характер, взгля­нуть на события его глазами.

Творческие дополнения могут быть самыми разнообразными:

—придумывание продолжения действия,

интерес к тексту и его пересказу, стимулируют самостоятельную речь. Творческие пересказы применяются там, где они уместны, следовательно, не очень часто. Важно, чтобы они не были эпизо­дичны, чтобы проводились систематически.

Пересказ устное изложение содержания текста. Это вид учеб­ной работы, средство развития речи учащихся на основе образца. Пересказу нужно обучать систематически от урока к уроку, посто­янно помня об учебной цели этого вида работы.

Главные требования к пересказуследующие:

—в пересказе должна звучать живая речь ученика, а не за­ученный образец;

—при пересказе ребенок должен использовать лексику, обо­роты речи и некоторые синтаксические конструкции образца;

—в пересказе должен сохраняться стиль образца;

—должны быть соблюдены последовательность событий, причин­но-следственные связи, переданы все основные факты и описания;

—в пересказе должны отражаться чувства ребенка через вы­разительность его речи.

Качество пересказа в первую очередь зависит от того, как про­читан образец. В связи с этим очень важно то, как звучит произве­дение при первичном его восприятии учащимися.

В большинстве случаев пересказ специально подготавливается, для чего используются следующие приемы:

—предупреждение учащихся о том, что текст будет переска­зываться;

—проведение анализа содержания, различных языковых уп­ражнений;

—отработка выразительного чтения;

—расчленение рассказа на части и составление плана текста;

—предварительный (черновой) пересказ, разбор его недо­статков.

Подробный пересказ предполагает полное устное изложение ху­дожественного текста и служит средством обогащения языка школь­ников, воспитания у них чувства языка, ознакомления со стиля­ми и жанрами, обучения логике и композиции текста.

Не рекомендуется подробно пересказывать небольшие по объему тексты, так как дети запоминают их наизусть. Начинать обучение пересказу следует с повествовательного текста, где есть ясный сю жет, но затем в пересказы нужно включать также элементы опи­сания и рассуждения.

Обучать пересказу следует специально. Наблюдения показыва­ют, что пересказ удается лучше, если текст читается сразу детьми, без предварительного чтения учителем. На уроке произведение чита­ется школьниками обычно по нескольку раз, но каждое прочтение обязательно должно сопровождаться каким-то новым заданием.

Следует заметить, что не пересказывают басни и сказки в сти­хах, а также другие стихотворные произведения.

Краткий пересказ (сжатый) предполагает передачу лишь ос­новного содержания текста, лишенного деталей, подробностей. Сте­пень сжатия может быть различной:

—исключение подробностей, деталей;

—обобщение конкретных, единичных явлений;

—сочетание исключения деталей и обобщения.

Сжатие формирует у детей умения вычленять главное; сокра­щать текст, сохраняя смысл всего произведения; отбирать в исход­ном тексте лишь существенное; использовать необходимые языко­вые средства и создавать новый, собственный, сжатый текст. Если при подробном пересказе учащийся стремится сохранить стилисти­ческие особенности текста, то в сжатом виде это не соблюдается.

Элементы краткого пересказа вводятся уже в I классе, когда дети в процессе анализа прочитанного должны выразить содержа­ние какой-то его части кратко, одним предложением. Затем при разборе других рассказов предлагается кратко передать главное со­держание 2—3 частей прочитанного рассказа и, наконец, кратко передать смысл всего произведения.

Ступени сжатия текста могут быть изображены такой схемой:

Подробный пересказ пересказ текста в одной фразе Краткий пересказ План Главная мысль всего текста в одной фразе

Возможен и обратный путь: от краткого (в одном предложе­нии) выражения главной мысли произведения к плану, затем к краткому пересказу и, наконец, к подробному пересказу.

Не следует требовать, чтобы в сжатом пересказе был развер­нут каждый пункт плана, так как это может привести к механи­ческой работе, будет сковывать творчество учащихся.

Краткий пересказ — необходимая ступень развития речи. Од­нако чрезмерное увлечение сокращениями может привести к сухо­сти языка, отучит детей от художественных деталей.

Выборочный пересказ предполагает передачу какой-то одной из частных тем (микротемы) излагаемого текста. Выборка может про­изводиться из разных частей текста, например предлагается пере­сказать все, что относится к характеристике определенного героя; все, что характеризует картины природы и т.п. Выборочные пере­сказы начинают проводить во II классе. Они служат основой под­готовки к сочинениям типа характеристики литературных героев. Выборочный пересказ может быть:

—по вопросу или заданию,

С названными видами выборочного пересказа справляются все учащиеся, включая и первоклассников. Но значительно большую трудность представляет выборка из разных мест рассказа мыслей по одной из его тематических линий. Рассказы выбираются такие, в которых сравнительно легко выделяются сюжетные линии.

Работа над пересказом одного эпизода, как правило, не зат­рудняет младших школьников. А выборочный пересказ о герое или событии для них сложен. Поэтому необходимо пользоваться алго­ритмом, имеющим форму памятки для учащихся.

1. Перечитываю про себя произведение, отмечая галочкой текст, относящийся к данному герою (событию).

2. Определяю, о чем говорится в каждом отрывке.

3. Располагаю отрывки по порядку, подумав, как их можно объе­динить (ставлю порядковые номера).

4. Продумываю последовательность своего рассказа, еще раз пе­речитываю отмеченные отрывки.

5. Определяю, какое отношение вызывает у меня этот персо­наж: (это событие).

6. Составляю рассказ (вслух или мысленно).

7. Проверяю по тексту, не упустил ли что-нибудь важное.

8. Рассказываю, пользуясь своими пометками или коллективно составленным планом.

Творческий пересказ характеризуется изменениями и дополне­ниями в тексте:

—изменение лица рассказчика,

—пересказ от лица одного из персонажей,

—развитие какого-либо эпизода, пейзажной зарисовки,

Пересказ с изменением лица рассказчикаеще не может быть назван творческой работой, так как перестройка текста носит грам­матический характер. Однако замена 1-го лица 3-м приводит к не­обходимости некоторых изменений в тексте.

Значительно выше творческий уровень работы учащихся в пе­ресказах от лица одного из персонажей, когда ученик должен вой­ти вроль героя произведения, понять его возраст, характер, взгля­нуть на события его глазами.

Творческие дополнения могут быть самыми разнообразными:

—придумывание продолжения действия,

интерес к тексту и его пересказу, стимулируют самостоятельную речь. Творческие пересказы применяются там, где они уместны, следовательно, не очень часто. Важно, чтобы они не были эпизо­дичны, чтобы проводились систематически.

Учим ребёнка работать с текстом: понимать, анализировать и пересказывать.

Разберем в этой статье, что же такое пересказ, как научить детей пересказывать тексты и составлять план и какие существуют виды пересказа.

Школьная система обучения построена таким образом, что большинство знаний дети получают посредством пересказа. И здесь выясняется, что наши дети не умеют пересказывать. Они заучивают большие тексты и сбиваются при малейших вопросах или просто не могут вспомнить основную мысль и последовательность событий. Не стоит ругать детей, их нужно научить пересказывать текст.


Что такое пересказ

Пересказом считается изложение текста своими словами. Это живая речь в строгом соответствии с оригиналом, наполненная эмоциональной выразительностью.

К пересказу предъявляется ряд требований:

• отсутствие зубрежки и заучивания отельных фраз;

• соблюдение логики изложения, установление причинно-следственных связей;

• использование авторских образных выражений;

Последнее требование имеет отношение не только к художественным текстам. Любой пересказ должен быть интересным. Как часто нам приходится слушать монотонный скучный рассказ: исторический, географический и т.д. Любую информацию можно и нужно передавать так, чтобы ее хотелось слушать. Главное, правильно подобрать средства выразительности в соответствии с содержанием.

Учим детей пересказывать

Чтобы пересказать текст, его нужно понять. Понимание текста начинается с его полного восприятия.

Но до чтения нужно разобраться с непонятными словами в тексте. Именно в этом заключается предварительная работа. Нужно выписать новые и сложные слова и разобрать их с детьми.

Запомните: текст для пересказа всегда читается дважды .


Первичное чтение

Первый раз мы читаем текст полностью, чтобы понять общий смысл. Любой текст посвящен одной теме или событию, поэтому важно прочесть его от начала до конца. Позаботьтесь, чтобы ничто не отвлекало ребенка от чтения. Дошкольникам и первоклассникам текст читают взрослые. Как только техника первичного чтения станет достаточно высокой, пусть ребенок читает сам. Младшие школьники читают текст вслух, а затем можно разрешать ребенку читать про себя.

После прочтения задайте ребенку несколько вопросов, чтобы понять целостность восприятия прочитанного:

- О чем текст (рассказ, сказка)?
- Что нового (интересного) ты узнал?
- Что произошло (описывается)?
- Кто главный герой?
- Что тебе больше всего запомнилось?

Разбиваем текст на смысловые части – составляем план. В научных текстах есть параграфы, и детям не составит труда их выделить. Называем части и определяем их содержание, читая выборочно начало и конец, кратко формулируя основные идеи.

Переходим к работе над образами, вспоминаем, как автор описывает те или иные события, зачитываем характеристики из текста. Рассматриваем иллюстрации, если они есть. Просим ребенка высказать свое мнение о прочитанном.

Далее нужно сделать небольшую передышку.

Как привить ребенку любовь к чтению

Часто родители сетуют: ребёнок не любит читать. Сделать из ребенка читателя - цель благая, и мы собрали советы психологов и писателей на эту тему.

Повторное чтение

Перед повторным чтением нужно сделать установку на пересказ: сейчас прочти (прочтем) еще раз, а ты постарайся запомнить и пересказать.

Художественные тексты читаем целиком, а научные можно разбить на смысловые части (параграфы) и пересказывать по частям.

Собственно пересказ

Важно не подглядывать, а пересказывать полностью самостоятельно. Не перебивайте ребенка. Выслушивайте его, учите его строить монолог. Если ребенок не знает, как начать, то задайте ему наводящий вопрос, но не учите первое предложение. После пересказа предложите заглянуть в текст, чтобы понять, что он забыл или пропустил, помогите ему.

Таким образом, пересказывается весь текст.


Виды пересказа

Школьники должны овладеть различными видами пересказа.

Вид пересказа

Особенности

Проблемы освоения

Как помочь детям

Подробный

Пересказ учебного или художественного материала близко к тексту.

Незнание, с чего начать.

Отсутствие эмоциональной окраски.

Неиспользование лексики текста, образных выражений.

Потеря деталей или отдельных событий.

Не заучивайте отдельные фразы. При анализе текста спросите, с чего начинается текст? Как еще можно было начать?

Обращайте внимание на средства выражения в тексте, просите их повторить.

Используйте метод схематизации.

Выборочный

Пересказ части текста, с целью ответа на вопрос.

Неумение выбрать нужный отрывок, пересказ всего текста.

Составляйте план текста, делите текст на смысловые части.

Сжатый

Краткий пересказ сути и основных событий.

Неумение передать коротко содержание текста, уход в подробный пересказ.

Учите выделять главные мысли. Составляйте план текста.

Творческий

Изменение текста и включение в него новых героев, диалогов, своей концовки, собственных выводов.

Неспособность придумать нового героя или концовку, сделать свои выводы.

Рассмотрите различные варианты действий, предложите подобрать героев из других произведений. Учите высказывать свою точку зрения с помощью наводящих вопросов:

- Что бы ты изменил?

- Хотел бы ты жить там и почему?

- Чтобы ты сделал, если бы оказался в этом месте?

Маленькие хитрости

Читайте текст с интересом, учите ребенка мысленно рисовать картинки.

С младшими дошкольниками можно рассматривать иллюстрации сразу при чтении, а с более старшими детьми иллюстрации рассматривают после прочтения.

Используйте схематизации или метод бутерброда после первого прочтения. Разрешите ребенку использовать свои зарисовки при пересказе.

Станьте благодарным слушателем. Подчеркивайте как интересно то, что рассказывает ребенок.

Пересказу нужно учить, начиная с дошкольного возраста. Этот навык не появляется за один день или месяц. Здесь требуется кропотливая постоянная работа. Однако этот труд будет вознагражден самостоятельным качественным выполнением домашних заданий вашими детьми в будущем. Согласитесь, что очень заманчивая перспектива.

Краткий пересказ - это выборочное изложение событий произведения. Чаще всего в кратком изложении нет многих деталей (цвет платья героини, описание рассвета и т.д.), потому что именно художественные детали создают общую картину произведения. В кратком пересказе есть лишь основные события от начала до конца. Для полного понимания текста пересказа не достаточно, он хорош для тех случаев, когда нужно обновить в памяти хронологию событий произведения. Для осмысления текста лучше читать произведения полностью.

Понятие краткого пересказа

Пересказ – это передача содержания текста своими словами, то есть во время пересказа человек излагает содержание какого-либо произведения своими словами. Пересказ удобно делать по плану. Необходимо выделить основные ключевые моменты произведения, опираясь на которые, легче будет сделать пересказ. Пересказ может кратким, то есть когда содержание произведения передается в небольшом объеме.

Повествование ведет рассказчик. Проезжал он однажды через станцию, на которой смотрителем был Самсон Вырин. Рассказчик промок под дождем и на станции собирался попить чай и сменить одежду. Пока рассказчик рассматривал дом, дочь смотрителя Дуня, подавала к столу. На стенах дома были изображения блудного сына. Переодевшись, все трое сели трапезничать, обстановка располагала к общению, что рассказчику не хотелось уезжать от своих новых знакомых.
Спустя несколько лет рассказчик снова заехал проведать своих знакомых. Дом смотрителя стал:

  • неухоженным,
  • неуютным,
  • одиноким.

А сам смотритель был невесел, даже угрюм. Выпив рюмку, он рассказал, что произошло. Несколько лет назад, заехал к ним офицер Минский, который очень злился, что долго не подавали лошадей, но после того, как он увидел дочь Вырина, подобрел и остался на ужин. На следующий день Минскому стало плохо и он остался отлеживаться у Смотрителя. После выздоровления Минский собрался уезжать и предложил довести Дуню до храма. Смотритель был не против. Однако больше дочь он не увидел.

Это событие тяжело перенес смотритель и заболел горячкой. Спустя некоторое время, поправившись, он отправился на поиски Дуни в Петербург. Несколько раз смотритель пытался встретиться с дочерью, но его попытки были безуспешны, с тех пор он ничего не знал о своей Дуне.
Спустя какое-то время рассказчик снова ехал через знакомую станцию. Остановившись, он узнал, что станции больше нет, а смотритель умер. Сын нового хозяина дома отвел рассказчика на могилу смотрителя и поведал о том, что на могилу приезжала барыня и долго плакала.

вид работы по развитию связной речи, в основе которого лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного (исходного). Слова изложение, пересказ употребляются как синонимы, однако наименование пересказ чаще относится к устной форме воспроизведения текста (устное И. — пересказ). Основные характеристики И. связаны с особенностями исходного текста (его сложностью, объемом),

со способами его восприятия, задачами, которые ставятся перед воспроизведением текста, и т. д. По отношению к объему исходного текста различаются подробные и сжатые (краткие) И. Задача сжатого И. — передать это содержание кратко, обобщенно. Это требует умения отбирать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное, главное (внутри каждой основной части), умения производить исключение и обобщение, находить соответствующие речевые средства и умения строить сжатый текст. При этом степень сжатия текста может быть различной.

Можно выделить две группы заданий к таким И.: 1. Предлагается ответить на вопрос, высказать свое мнение по поводу изложенного в тексте. В этом случае в исходный текст не вносится никаких изменений — автор создает свой текст, как правило, после И. 2. Предлагается дописать начало (вступление), конец (заключение) к исходному тексту, или ввести в него элементы описания, диалог, рассуждение по затронутому в тексте вопросу и т. д., или изложить текст от имени другого лица, другого литературного героя. В этих случаях И. по содержанию отличается от исходного текста.

Эти виды И. учитывают необходимость развития разных способностей учащихся к восприятию текста, так как в жизни мы встречаемся с необходимостью воспроизводить содержание и прочитанного, и услышанного. По степени знакомства с исходным текстом различаются И. незнакомого, т. е. воспринимаемого впервые, текста и знакомого, т. е. воспринятого ранее, известного учащимся текста.

По осложненности языковым заданием выделяются И. с лексическим, грамматическим (морфологическим, синтаксическим), стилистическим и другими заданиями. Среди этих заданий можно выделить два типа: 1. Предлагается изменить форму лица, времени, наклонения. Необходимо различать И. с заменой лица рассказчика и И. с заменой формы лица рассказчика. Первое требует переосмысления содержания излагаемого. Второе И. предполагает лишь замену формы лица — например, замену 1-го лица (я) 3-м (Писатель, он . ) — и относится к рассматриваемой группе И. 2. Предлагается употребить в И. определенные слова, словосочетания, предложения, имеющиеся в исходном тексте, или определенные группы слов, словосочетаний, предложений. Такие языковые средства отмечаются в тексте, выписываются и т. д. Другие основания для выделения видов И.: тематика исходного текста (о дружбе, о мире, о животных и т. д.), жанрово-композиционные особенности исходного текста (И.-описание, И. учебной статьи и т. д.).

Лит.: Методика развития речи на уроках русского языка / Под редакцией Т.А. Ладыженской. — М., 1980; Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. — М., 1984; Пленкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста. — М., 1988.

Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. — М.: Флинта, Наука . Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской . 1998 .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пересказ играет немаловажную роль в развитии навыков связного высказывания учащихся. Работа над пересказом используется в 1-4 классах как на уроках чтения, так и на уроках русского языка (изложения и сочинения). Готовые тексты расширяют не только круг представлений учеников, но и служат материалом для развития речевых навыков, обогащения тех языковых средств, которыми овладеют дети в процессе обучения. Владение пересказом позволяет учащимся более успешно справляться с усвоением учебного материала по учебным предметам из таких образовательных областей как естествознание и обществоведение.

Подробный пересказ.

Специальной работы над подробным пересказом обычно не требуется. Когда проводится этот вид пересказа, нужно следить в первую очередь за последовательностью изложения событий и за культурой речи учащихся.

Частичный (выборочный) пересказ.

Частичный (выборочный) пересказпроводится как воспроизведение эпизода, одной сюжетной линии или рассказа о герое. Работа над пересказом одного эпизода, как правило, не затрудняет младших школьников. А выборочный пересказ о герое или событии для них сложен. Поэтому методисты разработали алгоритм составления пересказа о герое и воспроизведения одной сюжетной линии. Познакомьтесь с ним в форме памятки для учащихся.

Памятка

  1. Перечитываю про себя произведение, отмечая галочкой текст, относящийся к данному герою (событию).
  2. Определяю, о чем говорится в каждом отрывке.
  3. Располагаю отрывки по порядку, подумав, как их можно объединить (ставлю порядковые номера).
  4. Продумываю последовательность своего рассказа, еще раз перечитывая отмеченные отрывки.
  5. Определяю, какие чувства вызывает у меня этот персонаж (это событие).
  6. Составляю рассказ (вслух или мысленно).
  7. Проверяю по тексту, не упустил ли что-нибудь важное.
  8. Рассказываю, пользуясь своими пометами или коллективно составленным планом.

Творческий пересказ.

Творческий пересказ – это трансформация текста с целью его переосмысления.

Существует два вида творческого пересказа. Это, во-первых, пересказ по измененному плану:

  1. с изменением последовательности событий;
  2. с дополнением содержания текста (это может быть включение описания места действия, портрета героя, событий, выходящих за рамки текста – предшествовавших сюжету или продолжающих его).

Краткий пересказ

Для составления краткого пересказа небольшого по объему текста подходят следующие памятки:

  1. Прочитаю текст про себя, отмечая, что является главным, а что – второстепенным.
  2. Составлю рассказ, опираясь на главное.
  3. Пользуясь текстом, продумаю свой рассказ еще раз.
  4. Кратко перескажу
  1. Прочитаю текст, определяя его тему (о чем говорится?).
  2. Составлю рассказ, опираясь на эту мысль и 2–4 поясняющих ее предложения.
  3. Пользуясь текстом, повторю краткий пересказ.
  4. Проверю краткость и последовательность пересказа.

Для работы над кратким пересказом достаточно большого по объему текста годится памятка:

  1. По первому пункту плана и первой части текста выделю важные мысли (два-три предложения).
  2. То же сделаю по другим частям.
  3. Пользуясь планом, кратко перескажу текст.
  4. Проверю, достаточно ли кратким и последовательным получился пересказ.

Обучение пересказу благоприятно сказывается на уровне развития как навыков сознательного чтения, так и навыков связного высказывания. Качественное владение педагогом методикой обучения пересказу способствует эффективному решению задач по развитию речевых умений учащихся 1-4 классов.

Читайте также: