Какую реформу осуществил фараон эхнатон кратко

Обновлено: 05.07.2024

Изначально фараон Эхнатон носил имя Аменхотеп. Но после собственной реформы, касательно религиозного видения, он изменил его на то, которое переводилось как "богу Атону угодный". Реформа Эхнатона заключалась в том, что все полномочия богов передавались единому богу Атону. Он провозглашался верховным правителем Египта и покровителем солнца. С помощью введения единобожия Эхнатон стремился снизить влияние знати, вельмож и жрецов на власть. Он боролся с многочисленными сторонниками язычества и многобожия.



Фрагмент статуи Эхнатона

Наследник Аменхотепа III, Эхнатон, никогда не был любимцем в семье, одна только мать привечала его, защищала интересы при дворе и всячески способствовала его воцарению на престоле. Не почитал он и многочисленных богов Египта: мальчик не посещал храмы, а предпочитал отсиживаться дома. Единственный из всего пантеона богов, кого превозносил будущий фараон, был Атон – единый бог Солнца.

Придя к власти, Эхнатон (носивший от рождения имя Аменхотепа IV) начал грандиозную религиозную реформу в стране: уже на четвертом году его правления было запрещено поклоняться каким-либо богам, кроме Атона. Это, несомненно, разобщило молодого фараона со жрецами, представителями знати и даже с простым народом. Если раньше крестьянин просил помощи у нескольких богов и надеялся на высшие силы, то теперь оставался только один. Сам же Эхнатон стал собирать свое окружение из людей, не имевших высокого положения в обществе, выбирая из наиболее талантливых.


Фараон Эхнатон и его семье совершают подношения Атону

Реформы фараона Эхнатона


Какую реформу осуществил фараон Эхнатон можно понять, зная, как он хотел ослабить влияние жреческой и светской знати. Это всё вылилось в открытое соперничество на уровне идеологий. В новом едином боге молодой правитель решил найти опору, позволяющую ему укрепить свою власть, а власть жрецов, наоборот уменьшить.

Помимо всего прочего, он решил создать единый культ нового бога во главе с фараоном-жрецом (фараон – главный жрец). Он полностью изменил роль жреца в религии. Вероятно, к подобным принципам ему помогли прийти евреи, пытавшиеся прийти в те времена к монотеизму. А также желание укрепить свою власть, показав и доказав, что он и бог едины. А отстранив жрецов, при помощи изменения религии, он сводил на нет их власть. Так же инициатором подобных изменений являлась мать – Тия. До него, столько координально, никто не пытался изменить религию.

Он решился на координальное реформирование в религии. Он заменил всех богов на единого бога – Атона. Если традиционно египтяне изображали своих богов с головами животных и туловищем человека, то нового бога они изображали в виде солнца и исходящих от него лучей, на конце которых размещались человеческие руки, удерживающие надпись “жизнь”. Основой его религии была энергия. Что уже являлось полным нарушением всех представлений о религии и жизни. Идя на такой шаг, он хотел полностью изменить отношение египтян к религии. Изменить религию – это значит поменять их мировоззрение. В те времена это был настоящий прорыв в интерпретации религии. Для многих было не понятно, как это иметь только одного бога. Ведь предыдущая религия существовала тысячи лет.


На шестой год своего правления, Аменхотеп IV, перенес столицу из Фив, на 300 километров севернее, в отстроенный в короткие сроки город Ахетатон. Верховным жрецом нового бога и религии стал он сам, взяв себе новое имя – Эхнатон. Он ввел определенные ритуалы, которые соблюдал он и его близкое окружение, которое поддерживало все его нововведения. Как ритуалы, так и обычаи он поменял полностью. Имена старых богов, враждующих с Атоном, без жалости стирались с памятников. Так же их имена запрещалось произносить под страхом телесных наказаний. Однако были люди, которые не хотели перемен в религии, они только ждали часа, чтобы вернуть старую религию. И такие люди были среди всех слоев населения, и их было не мало.

Эта реформа привела к удивительному, на тот момент, взлету искусства. Художники взялись за изображение различных бытовых сцен, передачу красоты внутреннего мира человека. И, если до этого периода фараонов изображали как полубогов и с похожими друг на друга лицами и фигурами, то теперь художники изображали их как нормальных людей, с присущими им определенными чертами, и даже физическими недостатками. В моду вошел стиль арт-деко, с яркими красками, четкими линиями, с четкой передачей образов. Это был самый настоящий прорыв в искусстве и культуре. За короткий промежуток времени искусство претерпело огромные изменения. Появилось много новых направлений.

После его смерти, трон занял его зять Сменхкара. Но после его недолгого, и можно сказать, что неудачного правления, трон занял его другой зять – Тутанхамон. Во время его правления был восстановлен культ старых богов, которые были в Египте до правления Эхнатона. Тутанхамон вернул Фивам статус столицы. Да и, видимо, имя Эхнатона, во время его царствования, упоминать было запрещено под страхом суровых наказаний. Все вернулось на свои места, как и было сотни лет. О новом боге были стерты все напоминания. Жрецы тоже вернулись в свои храмы. Но их прежняя мощь уже пошатнулась.

Ïðè÷èíû ðåôîðì â öàðñòâîâàíèå Ýõíàòîíà. Çíà÷åíèå ðåëèãèîçíîé ðåôîðìû, ââåäåíèå êóëüòà Àòîíà, ïðåñëåäîâàíèå Àìîíà. Îñíîâàíèå íîâîé ñòîëèöû. Âíåøíÿÿ ïîëèòèêà, óõóäøåíèå îòíîøåíèé ñ êðóïíûìè äåðæàâàìè. Èçìåíåíèå êàíîíîâ èñêóññòâà, íàòóðàëèñòè÷íûé ñòèëü

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Åù¸ â ìîëîäûå ãîäû Àìåíõîòåï 4 ñòàë ñîïðàâèòåëåì îòöà, êîòîðûé â ïîñëåäíèå ãîäû ñâîåé æèçíè áûë òÿæåëî áîëåí.  ýòî âðåìÿ, êàê è â ïåðâûå ãîäû ñàìîñòîÿòåëüíîãî ïðàâëåíèÿ Àìåíõîòåïà, íà âåäåíèå ãîñóäàðñòâåííûõ äåë áîëüøîå âëèÿíèå îêàçûâàëà åãî ìàòü, óìíàÿ è ýíåðãè÷íàÿ öàðèöà Òåéå.

ýõíàòîí ðåôîðìà ðåëèãèîçíûé ïîëèòèêà

1. Ïðåîáðàçîâàíèÿ Ýõíàòîíà

Öàðñòâîâàíèå Ýõíàòîíà ñòàëî âðåìåíåì íåâåðîÿòíîé ðåëèãèîçíîé ðåôîðìû, êîòîðàÿ ïîòðÿñëà âñå óñòîè òðàäèöèîííîãî äðåâíååãèïåòñêîãî îáùåñòâà, öèâèëèçàöèè è êóëüòóðû. Ïðè÷èíû ýòîé ðåôîðìû Ýõíàòîíà, êîòîðóþ èíîãäà íàçûâàþò àòîíèñòè÷åñêîé ðåâîëþöèåé, äî êîíöà íå ÿñíû. Çàõâàò åãèïåòñêèìè ôàðàîíàìè áîëüøîé äîáû÷è âî âðåìÿ çàâîåâàòåëüíûõ âîéí â Ïåðåäíåé Àçèè è Íóáèè ïðèâ¸ë ê íåîáû÷àéíîìó îáîãàùåíèþ ðàáîâëàäåëü÷åñêîé àðèñòîêðàòèè. Îñîáåííî îáîãàòèëîñü ôèâàíñêîå âûñøåå æðå÷åñòâî. Íåïîìåðíîå óñèëåíèå ôèâàíñêîãî æðå÷åñòâà, òåñíî ñâÿçàííîãî ñî ñòàðîé ïîòîìñòâåííîé çíàòüþ è ñî æðå÷åñòâîì ìåñòíûõ ïðîâèíöèàëüíûõ êóëüòîâ, ñòàëî îïàñíûì äëÿ öàðñêîé âëàñòè.

Êðîìå òîãî, ïðîèñõîæäåíèå Àìåíõîòåïà, ñûíà öàðèöû Òåéå, êîòîðàÿ íå ïðèíàäëåæàëà íè ê öàðñêîìó äîìó, íè, âîçìîæíî, äàæå è ê åãèïåòñêîìó íàðîäó âîîáùå, ïî òî÷íûì ïðàâèëàì ïðåñòîíàñëåäèÿ ëèøàëî ýòîãî ôàðàîíà âñÿêîãî çàêîííîãî ïðàâà íà ïðåñòîë. Óìåðøèé îòåö åãî, æåíèâøèñü íåçàêîííî è îáîéäÿ ýòîé æåíèòüáîé âñåõ óäåëüíûõ íàñëåäíèö öàðñêîé êðîâè, ëèøèë ýòèì ïîääåðæêè çàêîííîãî ïðàâà ñûíà.  ãëàçàõ æðå÷åñêîãî ñîñëîâèÿ ìîëîäîé öàðü áûë íåçàêîííûì âëàñòèòåëåì, ñî âñåìè âûòåêàþùèìè èç ýòîãî ïîñëåäñòâèÿìè.

Äðóãèå èññëåäîâàòåëè âûñêàçûâàþò ïðåäïîëîæåíèÿ, ÷òî ðåôîðìà áûëà íåîáõîäèìà äëÿ ñîçäàíèÿ îáùåé ðåëèãèè äëÿ áîëåå òåñíîãî ñïëî÷åíèÿ îáøèðíîé Åãèïåòñêîé äåðæàâû, ãäå â êàæäîì ãîðîäå ïî÷èòàëñÿ ñâîé áîã, íåðåäêî ÿâëÿþùèéñÿ âðàæäåáíûì ïî îòíîøåíèþ ê áîãó äðóãîãî ãîðîäà. Òàêîå ìíîãîáîæèå ìåøàëî îáúåäèíåíèþ åãèïåòñêîãî íàðîäà â åäèíîå öåëîå.

Ââåäåíèå êóëüòà Àòîíà

2. Îñíîâàíèå íîâîé ñòîëèöû

Ïðåñëåäîâàíèå Àìîíà è äðóãèõ ñòàðûõ áîãîâ

Çàòî Àòîíó âîçâîäèëèñü õðàìû ïî âñåìó Åãèïòó (Ôèâû, Àõåò-Àòîí, Ãåì-Àòîí, Ãåëèîïîëü, Ìåìôèñ, Ãåðìîïîëü, Ôàþì). Ýòè õðàìû íàäåëÿëèñü áîëüøèìè çåìåëüíûìè ìàññèâàìè, îõîòíè÷üèìè è ðûáíûìè óãîäüÿìè, ñêîòîì, ïàñòáèùàìè, îáåñïå÷èâàëèñü ðàáî÷åé ñèëîé. Áûë ó÷ðåæäåí áîëüøîé øòàò æðåöîâ — ñëóæèòåëåé íîâîãî êóëüòà ôàðàîíà. Îíè, êàê ýòî âèäíî èç ïàìÿòíèêîâ òîé ïîðû, áûëè â îñíîâíîì ïðåäñòàâèòåëÿìè íîâîé ñëóæèëîé çíàòè. Àáñîëþòèçèðóÿ ñîáñòâåííóþ âëàñòü, Ýõíàòîí äîâåë äî êðàéíîñòè êóëüò ñâîèõ ñîáñòâåííûõ ñòàòóé, êîòîðûå ñ÷èòàëèñü ïðîÿâëåíèÿìè åãî áîæåñòâåííîé ñóùíîñòè.

3. Âíåøíÿÿ ïîëèòèêà Ýõíàòîíà (Àìåíõîòåïà 4-ãî)

Óõóäøåíèå îòíîøåíèé ñ êðóïíûìè äåðæàâàìè

Îòíîøåíèå Ýõíàòîíà ê ñîáûòèÿì â àçèàòñêèõ ïðîâèíöèÿõ

Ýõíàòîí, çàíÿòûé ñâîåé óòîïè÷åñêîé ðåôîðìîé, íå õîòåë, èëè íå ìîã ïîñëàòü äîñòàòî÷íî âîéñê, ÷òîáû óäåðæàòü àçèàòñêèå âëàäåíèÿ Åãèïòà. Îí îãðàíè÷èâàëñÿ óãðîçàìè è ïîëóìåðàìè, à òî è âîâñå îñòàâàëñÿ ãëóõ ê ìîëüáàì ñâîèõ ñèðî-ïàëåñòèíñêèõ âåðíîïîääàííûõ, äàæå, î ïîñûëêå õîòÿ áû íåáîëüøîãî ÷èñëà âîèíîâ èç Åãèïòà. Íåñìîòðÿ íà áåçäåéñòâèå ôàðàîíîâñêèõ âëàñòåé, áîëüøèíñòâî öàðüêîâ, âèäèìî, ñèëüíî ñêîìïðîìåòèðîâàâøèõ ñåáÿ ñîòðóäíè÷åñòâîì ñ åãèïòÿíàìè, ñîõðàíèëè âåðíîñòü Ýõíàòîíó, íî âëàñòü èõ áûëà íåïðî÷íîé, è îíè ãèáëè â áîðüáå ñ âðàæåñêèìè âëàñòèòåëÿìè è, îò÷àñòè, ñ ñîáñòâåííûìè ïîääàííûìè. Åãèïåò òåðÿë íå òîëüêî ìåæäóíàðîäíûé ïîëèòè÷åñêèé ïðåñòèæ, äîñòèãíóòûé ôàðàîíàìè-çàâîåâàòåëÿìè XVIII äèíàñòèè, íî è ýêîíîìè÷åñêîå ìîãóùåñòâî, ïîñêîëüêó âñå ýòè íåóðÿäèöû ñèëüíî ñîêðàòèëè ïîñòóïëåíèå ìàòåðèàëüíûõ öåííîñòåé èç ïðîâèíöèé.

4. Êîíåö ðåôîðì Ýõíàòîíà

Ïðàâäà, ïî íåêîòîðûì íàì¸êàì, î÷åíü ñìóòíûì è íåîïðåäåëåííûì, ìîæíî ïðåäïîëîæèòü, ÷òî â ïîñëåäíèå ãîäû ïðàâëåíèÿ ïîä âîçäåéñòâèåì ìàòåðè öàðèöû Òýéå, èëè ïðîñòî îñîçíàâ íàäâèãàþùóþñÿ îïàñíîñòü, Ýõíàòîí îòêàçàëñÿ îò êðàéíåãî ðèãîðèçìà è ïîø¸ë íà íåêîòîðûå óñòóïêè. Ïî-âèäèìîìó, â ñâÿçè ñ ýòèì ó Ýõíàòîíà ïðîèçîø¸ë ðàçëàä ñ åãî ãëàâíîé æåíîé Íåôåðòèòè, ðåâíîñòíîé ñòîðîííèöåé êóëüòà Àòîíà. Òàê êàê, íà÷èíàÿ ñ 15-ãî îäà ïðàâëåíèÿ Ýõíàòîíà, èìÿ Íåôåðòèòè íå óïîìèíàåòñÿ, êàê ýòî áûëî ðàíåå, ðÿäîì ñ èìåíåì ôàðàîíà, õîòÿ òî÷íî èçâåñòíî, ÷òî îíà áûëà æèâà è ïîñëå ñìåðòè Ýõíàòîíà.

Ýõíàòîí ïðàâèë íå ìåíåå 17 ëåò, ïîñëåäíèé èçâåñòíûé ãîä åãî ïðàâëåíèÿ — 17-ûé. Îáñòîÿòåëüñòâà åãî ñìåðòè íåèçâåñòíû.  óåäèíåííîé äîëèíå, â íåñêîëüêèõ êèëîìåòðàõ íà âîñòîê îò ñâîåé íîâîé ñòîëèöû, îí áûë ïîãðåá¸í â ãðîáíèöå, âûñå÷åííîé èì â ñêàëàõ äëÿ ñåáÿ ñàìîãî è äëÿ âñåãî ñåìåéñòâà, è ãäå óæå ïîêîèëàñü åãî âòîðàÿ äî÷ü Ìàêåòàòîí.

5. Àìàðíñêîå èñêóññòâî

Èçëþáëåííîé òåìîé èçîáðàæåíèé íà ðåëüåôàõ è ñòåëàõ â õðàìàõ è ãðîáíèöàõ Àõåòàòîíà ñòàë ïîâñåäíåâíûé áûò öàðÿ è åãî ñåìüè — ñóïðóãè, çíàìåíèòîé Íåôåðòèòè (Íåôåðíåôðóàòîí), è ìíîãî÷èñëåííûõ äî÷åðåé, èõ ïðåäñòîÿíèå ïåðåä ëó÷àìè-ðóêàìè Àòîíà, ïðîòÿãèâàþùåãî èì ñèìâîëû æèçíè è âëàñòâîâàíèÿ. Âïåðâûå â åãèïåòñêîì èñêóññòâå ïîÿâëÿþòñÿ ñâåòñêèå îáðàçû öàðÿ (êðåñòû àíõ) è öàðèöû, èçîáðàæåííûõ â ñâåòñêîé è íåïðèíóæäåííîé îáñòàíîâêå. Àìàðíñêîìó èñêóññòâó ñâîéñòâåííà ÷ðåçìåðíàÿ ðåàëèñòè÷íîñòü, âðåìåíàìè ïåðåõîäÿùàÿ â íàòóðàëèçì. ßð÷àéøèì ïðèìåðîì èñêóññòâà àìàðíñêîãî ïåðèîäà ñ÷èòàþòñÿ ñêóëüïòóðíûå èçîáðàæåíèÿ öàðèöû Íåôåðòèòè, îáû÷íî ïðèïèñûâàåìûå öàðñêîìó ñêóëüïòîðó ïî èìåíè Òóòìîñ Ìëàäøèé, ÷åðåïîê ñ èìåíåì êîòîðîãî áûë íàéäåí â êó÷å ñòðîèòåëüíîãî ìóñîðà â åãî ìàñòåðñêîé â Àõåòàòîíå.

Ïðè÷èíà ñîçäàíèÿ ýòîãî íîâîãî êàíîíà ñêîðåå âñåãî áûëà â òîì, ÷òî ïîêà èäåàëîì áûë ñîâåðøåííûé Áîã, òî è ÷åëîâåê èäåàëèçèðîâàëñÿ.  òðàäèöèîííîì åãèïåòñêîì èñêóññòâå õîòÿ è áûëà ïîðòðåòíàÿ òî÷íîñòü, ÷åëîâåê èçîáðàæàëñÿ ïðåîáðàæåííûì, îäóõîòâîðåííûì, ñòðåìÿùèìñÿ ê âå÷íîñòè è Áîãó. Íî åñëè áîã — ýòî öàðü, òî îí òåïåðü è ÿâëÿåòñÿ èäåàëîì. Çíà÷èò íóæíî èçîáðàæàòü åãî ìàêñèìàëüíî ðåàëèñòè÷íî, è çàäà÷à ïîääàííûõ òåïåðü — ñîîòâåòñòâîâàòü ýòîìó íîâîìó èäåàëó. Àìàðíñêèé ïåðèîä äëèëñÿ íåäîëãî (îêîëî 20 ëåò), êàê è ïðàâëåíèå ñàìîãî Ýõíàòîíà. Ïîñëå ñìåðòè öàðÿ Àõåòàòîí ñ åãî õðàìàìè è ìàñòåðñêèìè áûë çàáðîøåí, ïîñêîëüêó ñàìî ýòî ìåñòî ñ÷èòàëîñü ó åãèïòÿí íå÷èñòûì, ïðîêëÿòûì, è ãîðîä îêàçàëñÿ çàñûïàí ïåñêàìè ïóñòûíè.

6. Ïîñëåäñòâèÿ àòîíèñòñêîé ðåâîëþöèè

 öåëîì, ïåðåâîðîò Ýõíàòîíà êðàéíå îòðèöàòåëüíî ñêàçàëñÿ íà Åãèïòå. Òî÷íîå êîëè÷åñòâî ÷åëîâåê, êàçíåííûõ è ïîäâåðãøèõñÿ ãîíåíèÿì, íåèçâåñòíî, îäíàêî, ñêîðåå âñåãî, îíî áûëî âåñüìà âåëèêî. Àâòîðèòåò öàðñêîé âëàñòè ñðåäè ñàìûõ ðàçëè÷íûõ ñëîåâ îáùåñòâà áûë ïîäîðâàí, ÷òî ïðèâåëî ê åå ïîñòåïåííîìó îñëàáëåíèþ, ïåðåõîäó âëàñòè ê æðåöàì ôèâàíñêèõ õðàìîâ è ïîñòåïåííîìó ïðåâðàùåíèþ Åãèïòà â òåîêðàòè÷åñêîå ãîñóäàðñòâî.  èòîãå êî÷åâíèêè ëèâèéöû çàõâàòèëè áîëüøóþ ÷àñòü Åãèïòà, è Íîâîå Öàðñòâî ïàëî.

Прекрасная супруга фараона Эхнатона

Единого мнения о семье главной супруги фараона Эхнатона , до сих пор нет. Вся ее жизнь была тайной и сказкой, которая поражает наше воображение до сих пор. Но нам известно как звали жену фараона Эхнатона , ее имя Нефертити. Но вполне возможно, что она дочь царя из соседней Митании. По одной из версий, ее в 12 лет оправили в качестве дорогого подарка, преклонения, в гарем к его отцу. После смерти старого фараона ее должны были умертвить. Ее спас Эхнатон и женился на ней. История большой любви повторилась, и он женился, как и его отец, по любви. Она помогала своему мужу и всячески поддерживала все его начинания.

По другой версии, Тия выбрала ее в жены для сына. Нефертити была из знатного египетского рода. А Эйе, ближайший сподвижник фараона, был ее родным братом. Поэтому все обычаи были строго соблюдены.Эхнатон очень любил свою жену. Такой вывод можно сделать исходя из:

  • Большое количество фресок посвящено ей. Больше, чем даже Эхнатону.
  • На одной и фресок они изображены вместе во время поцелуя. Это самое древнее изображение любовной сцены.
  • Видя отношение Эхнатона к Нефертити, египтяне очень почитали ее. Помимо красоты, она еще имела и доброе сердце.

Возможно, это почитание объясняет ее египетское происхождение.


Супруга фараона Эхнатона считалась женщиной редкой красоты. Но помимо этого, обладала большим умом и помогала своему супругу в правлении. Их любовь была взаимна и, судя по всему, они всегда на официальных церемониях и приемах появлялись вместе.
До наших дней дошел бюст Нефертити, который нашли в 1912 году в египетской деревушке, когда разбирали древний мусор. Он великолепно сохранился до наших дней. Только был отколот кусочек уха и отсутствовал левый зрачок. Но зрачка никогда и не было, потому что при жизни делали бюсты и статуи с одним зрачком, а второй вставлялся только после смерти. Благодаря этому бюсту, красота и изящество Нефертити до сих пор нас поражает, несмотря на многовековую разницу.

Ее имя до сих пор сопоставляется с легендой о красоте женщины, которая жила в очень давние времена. Среди ученых ходит легенда, что когда ее бюст нашли среди мусора, то мужчины были так поражены ее красотой, что ее долгое время им в снах являлась редкой красоты женщина в египетских одеяниях, с утонченными чертами и манерами.

Существует версия, что между женой и матерью фараона было противостояние. Которое закончилось тем, что фараон сделал жену соправительницей, а гарем отдалил от себя. Семейные проблемы были знакомы и в семьях фараонов. Будучи соправительницей, она сделала много для страны, ведь не даром она занимает важное место в истории.

Но, к сожалению, она так и не смогла родить ему сына, наследника. И это было трагедией всей ее жизни. Считается, что она не выполнила свою основную функцию. Для страны это могло быть большой проблемой. У них было шесть дочерей. А когда умерла любимая средняя дочь Нефертити и Эхнатона принцесса Макетатон, супруги охладели друг к другу. В это время фараон знакомится с молодой и красивой девушкой. Взяв ее в жены, он выслал со дворца Нефертити. Но со временем, юная жена ему надоедает. И он отсылает ее обратно в гарем.

Умер он в возрасте 29 лет (по тем временам средний возраст), скорее всего от давней болезни позвоночника. По другой версии его убили сторонники старой религии. Нефертити же умерла в возрасте 37 лет (вполне преклонный возраст). В те времена люди жили по нашим меркам не много. И 40-45 лет – были уже глубокой старостью. После смерти фараона она не жила в изгнании. Благодаря своей мудрости и уму, она оставалась все еще влиятельной женщиной при дворе фараона.

Реформа Эхнатона

Своеобразную реформу удалось провести Эхнатону и в искусстве Древнего Египта – при нем был сформирован так называемый Амарнский стиль. Он характеризовался реалистичностью, гибкостью линий, изображение фараона не в качестве завоевателя, а в качестве мужа и родителя. До Эхнатона не было принято изображать семейные сцены из жизни фараона, при нем это стало приоритетным. До него фараон и члены семьи изображались идеальными, при нем же недостатки внешности и отпечаток возраста стали обязательными.

Барельеф с изображением Эхнатона и царицы Нефертити

Смерть Эхнатона окутана тайной, по одной из версий, его отравили, что было обычным делом в Древнем мире. После смерти фараона Эхнатона в истории Египта наступил период быстрой смены правителей, был снят запрет на поклонение старым богам, вернулись некоторые старые традиции. Солнечная столица впоследствии была заброшена со всеми своими прекрасными дворцами и храмами, одна, под палящими лучами солнца Бога Атона. А имя фараона Эхнатона было старательно уничтожено из многих мест, которые бы напоминали о необычном фараоне, который пошел один против всех египетских богов и проиграл эту битву.

Известно, что женой Эхнатона была легендарная царица Нефертити, а сыном – фараон Тутанхамон. Правление фараона Эхнатона стало уникальным в истории древнего Египта.

Вывод

Эхнатон – первый правитель древности, который ввел религию единого бога. До него, это не делал никто из правителей. Это ему позволило:

  • Ослабить власть жрецов, а свою власть наоборот, сделать более могущественной и крепкой, потому что он объявил себя верховным жрецом в новой религии.
  • Максимально объединить народ Египта с помощью новой единой религии. Потому что во многих городах почитали разных божеств, которые часто были враждебны к божествам из соседних городов. Что вызывало вражду среди египтян. Новая религия решала эту проблему, потому что бог был единый.

Благодаря религиозной реформе, начало изменяться отношение египтян к жизни, что сразу же отразилось в искусстве. В котором произошли существенные изменения.

Однако, после смерти фараона, его потомки так и не оценили, всех его реформ, чем и воспользовались жрецы. Старая религия вернулась. Его новая столица, которую он построил, и храмы новой религии были разрушены до основания. Чтобы даже и воспоминаний не осталось о всем том новом, что он попытался воплотить в жизнь и донести до египтян. Вместо столицы была построена арабская деревня. Возможно, новыми реформами он опередил свое время, поэтому они так и не закрепились в жизни египтян после его смерти. Это была первая попытка ввести единобожие.

Видео Эхнатон — фараон который восстал против богов

Кол-во блоков: 8 | Общее кол-во символов: 29414
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

Фараон Эхнатон (Аменхотеп IV)

Фараон Эхнатон известен масштабной религиозной реформой, которую он провел в стране, и которая в итоге потрясла основы египетского общества. Суть её заключалась в насаждении культа ранее малоизвестного бога Атона, олицетворяющего солнечный диск, с одновременным упразднением других культов. По мнению прогрессивного фараона, Атон являлся единственным божественным началом, а все остальные культы подлежали ликвидации. Впрочем, насаждение единобожия происходило постепенно.

На второй год своего правления фараон повелел возвести грандиозный храм Атона в Фивах (столице). Масштабное сооружение он приказал построить рядом с храмом Амона. Стены храма украсили изображениями Атона в виде человека с головой сокола, увенчанной солнечным кругом.

Новая столица Ахетатон. Реконструкция

Поздние изображения Атона потеряли человеческие черты – его стали изображать в виде солнечного диска, от которого устремлено множество лучей, заканчивающихся кистями человеческих рук.

На четвертый год царствования Атон был провозглашен царствующим фараоном. Было введено новое летоисчисление, начинавшееся с начала царствования фараона-реформатора. После обозначения года сначала назывался Атон, а затем фараон – таким образом, грань между фараоном и солнцем была фактически стерта.

Фараон Тутанхамон вернул египтянам старую веру. Компьютерная модель, построенная по результатам анализа анатомического строения мумии.

На девятый год своего царствования Энхатон перешел к более решительным мерам по внедрению единобожия. Были построены многочисленные храмы, посвященные Атону. Культ Амона был запрещен. Подвергались гонению и другие культы. В результате культ Атона был провозглашен единственно законным, другие культы были запрещены. Изображения и имена старых богов уничтожались. Старое жречество теряло свои позиции – был набран новый штат жрецов из низов служилой знати. Можно только представить, какое сопротивление уничтожению сложившейся веками системы вызвало у существующей элиты (жречества и знати).

Какова же цель и причины реформы Эхнатона? Достоверно установить это в настоящее время не представляется возможным. Во многом этому способствовало старательное уничтожение любых упоминаний о фараоне-богоотступнике, осуществленное фараонами последующих династий.

Основная версия: причиной реформ послужил конфликт между новым фараоном и фиванским жречеством, разросшийся до грандиозного противостояния. Непомерное усиление влияния жрецов стало представлять опасность царской власти, а введение единобожия позволяло фараону сосредоточить в своих руках исключительную власть.


Эхнатон – египетский фараон и основоположник монотеизма. Его жизнь до сих пор покрыта тайнами, а ученые продолжают строить догадки и предположения. Эхнатон правил недолго, он прожил всего 39 лет (1375 – 1336 г. до н.э.), но даже за это время он внес большие перемены в жизнь всего Египта. Его деятельность можно кратко обозначить, как сосредоточение власти только в руках фараона.

Эхнатон при рождении получил имя Аменхотеп IV. Его отцом был фараон Аменхотеп III, он взял в жены дочь жреца Тию. Считается, что она является потомком Яхмоса I, с которого и началась династия Тутмосидов. У Эхнатона было немало родственников: 4 сестры и старший брат Тутмос. О молодости Эхнатона известно совсем мало, он проживал в отдельном дворце, возможно даже за пределами Египта. Несколько лет он правил вместе с отцом, на тот момент Аменхотеп III уже тяжело болел.

Личная жизнь фараона так же полна тайн. Одни ученые предполагают, что его жена Нефертити приходится ему сводной сестрой по мужской линии. Другие считают, что его сын Тутанхамон также был рожден от одной из его сестер. Это могла быть либо Бакетатон, либо Небеттах.

В количестве детей ученые также не пришли к единому мнению. Нефертити родила Эхнатону 6 дочерей. Вторая жена Кийа, также родила дочь. Многие исследователи не считают Тутанхамона сыном Эхнатона, он может быть ему племянником или даже внуком.

Самая известная жена Эхнатона - Нефертити. Она имела большое влияние на мужа и всегда поддерживала его идеи. На всех изображениях она предстает в синем парике и в царском головном уборе. Интересен тот факт, что нет ни одного изображения Нифертити вместе с другой женой Эхнатона Кийей. А после смерти Нефертити ее дочери массово уничтожали изображения Кийи. В сохранившихся же портретах она практически везде одна.

Во внешней политике Эхнатон так же не пошел по пути отца. Он перестал отправлять дары союзникам. Так в 1360 г. до н.э. началась война с Митанией, в которой были потеряны все земли в Сирии.

Смерть Эхнатона также вызывает споры. Предположительно он был отравлен противниками его религиозной реформы. Как и положено фараону еще при жизни была построена его гробница в Амарне. Но после того как столицу перенесли обратно в Фивы, Эхнатона перезахоронили в Долине Царей.

Реформа Эхнатона просуществовала недолго, после его смерти всего через два года были восстановлены культы старых богов.

Читайте также: