Какова тематика пьес ибсена на какие периоды можно разделить его творчество кратко

Обновлено: 25.06.2024

В творчестве названных драматургов широко использовались элементы натуралистической и символистской поэтики.

Всё это меняет статус драмы. Она перестаёт быть только источником наслаждения, развлечением для публики. Ибсен делает драму серьёзным жанром, требующим мыслительных и творческих усилий.

Идей о положении женщины в мире, созданном мужчинами, о том, каким должно быть её место в обществе.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Кукольный дом является центральным символом пьесы.

Аналитическая, или ретроспективная композиция предполагает, что завязка пьесы вынесена в более или менее далёкое прошлое. Герои размышляют о происшедших тогда событиях и тем самым втягивают зрителя в обсуждение той или иной, как правило, социальной, проблемы. Значение прошлого в пьесах подчёркивается с помощью натуралистического мотива наследственности. С этим мотивом Ибсен связывает анализ социальной проблемы.

Крупные социальные проблемы переплетены с психологическими тонкостями. То, что выглядит историей одной семьи (борьба Норы за признание, надежда на чудо, разочарование в муже), на самом деле воплощает общесоциальную проблему положения женщины в обществе, которая рассматривается автором в исторической перспективе.

Во втором акте уже полностью раскручивается история ее отношений с Крогстадом, который хочет получить от ее мужа, недавно занявшего высокий пост, место в его учреждении. Известный подлец, замешанный когда-то в темную историю, он получает отказ от мужа (Хельмер) и обращается за помощью к Норе. Чтобы заставить ее замолвить словечко, он начинает шантажировать ее векселем, на котором она подделала подпись уже умершего тогда отца, пытаясь спасти тяжелобольного мужа. Мужу она не сказала, откуда взялись деньги и что он мог бы умереть, если бы не путешествие. Драматизм второго акта усиливается контрастом – видимость счастливого семейного очага (сюсюкание, визиты фру Линне – подруги Норы, - и друга семьи доктора Ранке), дети, играющие с мамой, рождественская елка, печенья, которыми якобы любит лакомиться Нора, хрупкость главной героини и ее постоянные попытки поддержать видимость благополучия в борьбе с обстоятельствами. Используются символы (например, фигура героини около обобранной, обтрепанной, с обгоревшими свечами елки, маскарад в конце пьесы).

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Новая драма 1860-1900. Тематика и проблематика, композиция. Значение творчества Ибсена.

Новая драма 1860-1900. Тематика и проблематика, композиция. Значение творчества Ибсена.

Название работы: Творчество Ибсена

Предметная область: Литература и библиотековедение

Описание: дна из важнейших проблем, поставленных в творчестве Ибсена - проблема противоречия между нравственностью и человеколюбием. На самом деле это одно из самых важнейших противоречий христианства, а также вообще той морали, которая была свойственна европейскому обществу в 19 веке, да и сейчас

Дата добавления: 2014-04-16

Размер файла: 18.96 KB

Работу скачали: 23 чел.

Общая характеристика творчества Ибсена.

1. Пьесы его интересны для чтения: динамичный сюжет, интеллектуальная насыщенность, острейшая постановка реальных серьёзных проблем.

2. У Ибсена было в значительной степени неклассическое мировоззрение, он бунтарь по духу, его любимые герои – одиночки, бунтари, всегда идущие против большинства, стремящиеся к самостоятельности, свободе от мнения других людей. Часто они стремятся в горы, в высоту, не к людям, а от людей (что, кстати, не характерно для русской литературы).

3. Одна из важнейших проблем, поставленных в творчестве Ибсена - проблема противоречия между нравственностью и человеколюбием . На самом деле это одно из самых важнейших противоречий христианства, а также вообще той морали, которая была свойственна европейскому обществу в 19 веке, да и сейчас.

Второй период творчества : 1875-1885 - реалистический. В это время Ибсен пишет пьесы, положившие начало новой драмы , такое название получила обновлённая драматургия конца 19 – начала 20 века, ставшая более интеллектуальной, лирической и менее сюжетной. Главные представители: Ибсен, Чехов, Шоу, Метерлинк. Главная особенность новой драмы Ибсена – интеллектуальность, в центре его пьес всегда напряжённый интеллектуальный, идейный спор, борьба не только самих героев, но и мировоззрений. В реалистических пьесах Ибсена аналитическая композиция. В ходе каждой пьесы происходит открытие некой тайны, а чаще нескольких тайн, скрываемых истин, которые резко переворачивают первоначальную ситуацию, что способствует напряженности сюжета. Главный конфликт в этих пьесах Ибсена – между благополучной видимостью и прогнившей, лживой, глубоко неблагополучной сущностью современной жизнью. Раскрытие тайны приводит к переосмыслению, пересмотру, анализу героем или героиней всей своей предшествующей жизни. Поэтому и композиция этих пьес называется аналитической.

Идейный итог творчества Ибсена в целом. Пьесы Ибсена ярко показали (и ярче всего «Бранд) неизбежную противоречивость нравственной системы классического мировоззрения. Абсолютно последовательное следование традиционным нравственным заповедям рано или поздно оборачивается против конкретного человека, разрушает его счастье. Нравственность бывает бесчеловечна. Одна нравственная норма противоречит другой. Это доказывает по крайней мере то, что никаких абсолютных, вечных нравственных ценностей и идеалов нет, всё относительно, в том числе религиозные заповеди, без компромиссов, отступлений от этих заповедей в реальной жизни не обойтись.

Более того, Ибсен в некоторых поздних своих пьесах приходит к выводу, что человек имеет право преодолеть традиционную нравственность, ибо самое важное в жизни человека – это быть счастливым, а не выполнять долг, не осуществлять призвание, не служить некой высокой идее.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Зачетный Опарыш

Лучший ответ:


Мари Умняшка




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Великий норвежский драматург, прославивший Норвегию. Норвегия – одна из четырех скандинавских стран (вместе с Швецией, Финляндией и Данией). Узкая полоска земли на западном побережье Скандинавского полуострова, покрытая горами и изрезанная фьордами, глубокими морскими заливами в горах. Суровая и красивая северная земля.

В древности прославлена викингами, бесстрашными мореходами и завоевателями. В 14 веке попала в зависимость от Дании, в начале 19 века она стала зависима от Швеции. И только в 1905 году Норвегия обрела полную самостоятельность.

1. Пьесы его интересны для чтения: динамичный сюжет, интеллектуальная насыщенность, острейшая постановка реальных серьезных проблем.

2. У Ибсена было в значительной степени неклассическое мировоззрение, он бунтарь по духу, его любимые герои – одиночки, бунтари, всегда идущие против большинства, стремящиеся к самостоятельности, свободе от мнения других людей. Часто они стремятся в горы, в высоту, не к людям, а от людей (что, кстати, не характерно для русской литературы).

3. Одна из важнейших проблем, поставленных в творчестве Ибсена – проблема противоречия

между нравственностью и человеколюбием. На самом деле это одно из самых важнейших противоречий христианства, а также вообще той морали, которая была свойственна европейскому обществу в 19 веке, да и сейчас.

Объясняю подробнее. В христианском учении есть две стороны.

1 сторона – нравственность – необходимость соблюдения нравственных правил, нравственная требовательность к себе, к другим. В христианстве (как и во всех религиях) те, кто нарушает правила, – грешники, которые будут наказаны, отправлены в геенну огненную. И об этом достаточно регулярно говорит Христос в Новом Завете.

Вот его слова из нагорной проповеди: “Вы слышали, что сказано древним: “не прелюбодействуй”. А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось; ибо лучше для тебя, чтоб погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

И кто женится на разведенной, тот прелюбодействует”. (Евангелие от Матфея, глава Основанная цель исполнения заповедей и вообще основанная цель христианства – усовершенствование людей, приближение их к Богу, к идеалу, к совершенству. “Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный”.

2 сторона – человечность, человеколюбие. Важнейшей заповедью Христа (после заповеди любви к Богу) является “возлюби ближнего своего, как самого себя” (От Матфея, гл. 22), также Христос призывал возлюбить врагов, ненавидящих вас, призывал никого не судить (не судите, да не судимы будете), всех прощать. “Если будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный”.

То есть надо любить любого человека, любить человека таким, какой он есть.

Но возникает вопрос: как быть с грешниками, как быть с теми, кто нарушает заповеди божьи, кто ненавидит и прелюбодействует, нужно ли и их любить и прощать? Исходя из человечности, конечно, нужно. Но к чему тогда нравственные правила, к чему тогда угрозы геенной огненной? Если грешник знает, что его прегрешения всегда простят и его всегда будут любить (для этого нужно всего лишь раз искренне покаяться), то будет ли он стремиться к совершенству?

Идея христианского прощения лишает смысла нравственную требовательность христианства, идею нравственного совершенствования, то есть основную цель христианства.

Так что делать с обычным человеком: любить его таким, какой он есть, несовершенным, бесконечно прощать, или требовать от него нравственного совершенства в соответствии с заповедями? Этот вопрос задает Ибсен в большинстве своих пьес. Многие его герои, желая быть последовательными и принципиальными, выбирают лишь одну сторону христианства, отвергая другую.

Читайте также: