Анализ конкурентоспособности хозяйственной деятельности детского сада

Обновлено: 28.06.2024

С каждым годом возрастает конкуренция между дошкольными образовательными учреждениями. В ближайшее время многие детские сады будут вынуждены задуматься о том, в чем же их преимущество по сравнению с другими. А у родителей появится возможность выбирать то учреждение, которое удовлетворяет все его потребности.

В тоже время повышение социального статуса дошкольного образования, является одной из целей Федерального государственного образовательного стандарта. Согласно данному стандарту создание образовательной среды должно обеспечивать открытость дошкольного образования. В данных обстоятельствах создание положительного имиджа детского сада представляется необходимым элементом повышения его конкурентоспособности.

Основным преимуществом имиджа является созданные представления о детском саде как об успешном, престижном, комфортном учреждении, оказывающем влияние не только на внешнюю среду, но и на внутреннюю.

Цель проекта: формирование единого педагогического пространства и положительного отношения к детскому саду.

­ поддержание устойчивого качества образовательных услуг, отслеживание при этом запросов потребителей и качества продукта конкурентов;

­ создание системы индивидуальности образовательного учреждения через разработку образовательных запросов;

­ трансляция информации об инновационных мероприятиях детского сада в СМИ;

­ обеспечение устойчивого положения в целевом сегменте рынка образовательных услуг, формирование необходимых коммуникаций;

­ представление потребителю системы ценностей ДОУ.

Структурные компоненты имиджа Детского сада № 79 представлены на следующем слайде:

Внешний имидж – это символы, которые в сознании окружающих ассоциируются с детским садом. В нашем саду это:

• эмблема ДОУ, где отражено название детского сада;

• летопись детского сада, т. е. книга отзывов для родителей и гостей ДОУ,

• РR -мероприятия: организация дней открытых дверей, презентаций, участие в специализированных выставках;

• деловой этикет, профессиональная этика;

• благоустроенность территории ДОУ.

Внутренний имидж – это взгляд на Детский сад глазами сотрудников, а также глазами родителей и детей при общении с ними. Он проявляется в отношении сотрудников к работе, руководителю и родителям, их энтузиазме, преданности детскому саду.

Корпоративная культура ДОУ, под которой понимается совокупность убеждений, отношений, норм и принципов поведения, традиций, общих для

Этапы реализации проекта

I. Организация мероприятий самим детским садом.

Цель проведения таких мероприятий - формирование положительного отношения к образовательному учреждению. Они направлены как на внутренние, так и на внешние целевые аудитории.

На мероприятиях такого рода осуществляется передача своего позиционированного продукта целевому сегменту с помощью маркетинговых коммуникаций: пресс-релизов, PR-акций (слайд-презентаций, специальных акций (открытых мероприятий с привлечением родителей, выпускников детского сада, ветеранов труда и пенсионеров ДОУ и т. д., презентация проектов.

II. Участие в совместных мероприятиях с заинтересованными партнерами.

На этом уровне продвигался положительный имидж ДОУ посредством маркетинговых действий. Они направлены на внешние целевые аудитории и осуществляются с целью удовлетворения интереса к ДОУ и его образовательным услугам. Информация передается через различные каналы на бесплатной основе: выставки детского творчества на остановках общественного транспорта, фотогалерея на сайте детского сада. Результатом косвенного стимулирования потребителей образовательных услуг должно стать создание благоприятного общественного мнения.

III. Участие в мероприятиях сторонних организаций

Цель участия в мероприятиях такого уровня — позиционирование ДОУ через различные виды коммуникаций. Участием в мероприятиях сторонних организаций образовательное учреждение заявило о степени значимости своих образовательных запросов, отслеживало мониторинг рынка образовательных услуг и разработало перспективный перечень образовательных услуг с учетом запросов, значимых не только для своего сегмента рынка.

К основным компонентам проекта можно отнести:

­ Создание средств визуальной информации, интернет (стенды, газета и сайт детского сада, который служит средством самопрезентации: педагоги имеют возможность представить здесь свои педагогические находки и опубликовать плоды своего творчества);

­ Сотрудничество со СМИ (освещение в СМИ инновационных мероприятий);

­ Участие в конкурсах на всех уровнях (городские, региональные, всероссийские);

­ Трансляция педагогического опыта (стажерские площадки для городского педагогического сообщества и методические объединения для начинающих педагогов).

Для увеличения количества и повышения качества предоставляемых услуг в детском саду разрабатывается план-прогноз по организации студийно - кружковых образовательных услуг с учётом потребностей родителей и желания воспитанников, что является еще и стимулом для здоровой конкуренции среди самих педагогов.

Благодаря реализации данного проекта воспитанники и сотрудники детского сада все чаще становятся призерами как городских, так и всероссийских конкурсов.

С уверенностью можно сказать, что успех образовательного учреждения сегодня определяется адекватностью и скоростью реакции детского сада на изменения внешней среды.

Творческий отчет за 3 года работы по теме пожарной безопасности в рамках занятий по ознакомлению с окружающим миром Творческий отчет за 3 года работы по теме пожарной безопасности, в рамках занятий по окружающему миру. Презентационный материал, содержит.

Положение о смотре-конкурсе ландшафтного дизайна в ДОУ Положение о смотре-конкурсе ландшафтного дизайна в МБДОУ детский сад №18 село Екатериновка 1. Общие положения Смотр - конкурс «Ландшафтного.

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Кочкина Мария Владимировна

Населенный пункт: Ставропольский край, г. Пятигорск

Итак, конкурентоспособность – это способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях.

Этот термин трактуют так же, как свойство субъекта, указывающее на его способность выдерживать конкуренцию с себе подобными, на его способность совершать конкурентные действия и др.

Исходя из этих определений, можно сказать, что конкурентоспособность ДОО – это способность привлечения и удержания стабильной потребительской текучести на основании конкурентоспособных методов и действий, иными словами, на основании того, чем может привлечь Учреждение своих потенциальных клиентов.

Рассмотрим составляющие, которые могут быть использованы для прочной конкурентоспособности:

  1. Имидж дошкольной организации.
  2. Педагогический состав.
  3. Спектр и качество предоставляемых услуг.
  4. PR-технологии для поддержания имиджа и продвижения услуг данной организации.

Рассмотрим роли всех перечисленных выше компонентов конкурентоспособности ДОО:

Для эффективного распространения информации о ДОО необходимо использовать:

Беря во внимание всё выше написанное можно сделать вывод: поддерживая имидж организации при помощи современных PR-технологий, компетентного педагогического коллектива и качества оказываемых услуг – ДОО станет конкурентоспособной в среде себе подобных Учреждений.


К вопросу о повышении конкурентоспособности дошкольной образовательной организации

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В рыночной экономики конкуренция среди образовательных организаций имеет большое значение. Стратегией работы руководителя являются выживание, направление на развитие, поиск конкурентных преимуществ, умелое позиционирование на рынке образовательных услуг и привлечение в дошкольную образовательную организацию родителей (законных представителей) и детей.

По мнению И. Мельченковой под конк y рентоспособностью дошкольной образовательной организации понимается способность ДОО работать в динамике конкурентной среды, а также как ведущий показатель хозяйственно – экономической деятельности, определяющий ее настоящее и перспективное состояние на рынке образовательных y сл y г [6].

Исходя из данных определений, можно сделать вывод, что конкурентоспособность дошкольной образовательной организации – это умение привлечь и y держать стабильную тек y честь потребителей (родителей и детей) на основании конкурентоспособных методов и действий, иными словами, на основании того, чем может привлечь образовательная организация своих потенциальных клиентов (родителей и детей).

На сегодняшний день важным фактором повышения конкурентоспособности дошкольной образовательной организации является отношения между всеми субъектами o бразовательной деятельности и развитая культура образовательной организации: комплекс систем ценностей, идеологии, корпоративных норм, правил, знаний, эмблем, принципов делового поведения, которые регулируют деятельность сотрудников и определяют характер взаимодеятельности с детьми и родителями (законными представителями).

Иными словами к данному фактору относится корпоративная культура, которая определяет индивидуальность организации, придает ему смысл, обеспечивает стабильность на рынке образовательных услуг.

Важность корпоративной культуры заключается в том, что она даёт возможность без административного давления, естественными способами отобрать самые эффективные межличностные отношения, направленные на достижение целей внутри корпорации, и соответствующие примеры поведения сотрудников. Включая такие ценности как творческая направленность, компетентность, способность к внутренней и внешней образовательной конкуренции, к коллективной работе, развитие гордости за образовательное учреждение, корпоративная культура увеличивает сплоченность коллектива образовательной организации, регулирует согласованность в их поведении [3].

К документам, которые регламентируют формирование корпоративной культуры дошкольной образовательной организации можно отнести:

Устав Д OO , в котором прописаны правила поведения сотрудников, нормы в одежде, нормы в дизайне и обстановке помещений и т.д.;

Корпоративный кодекс Д OO где прописан свод норм и правил, описывающий те модели поведения и единые стандарты отношений и совместной деятельности, которые существуют в образовательной организации;

Должностная инструкция, где отражены требования, выдвигаемые к сотрудникам организации в соответствии с должностью, должностные обязанности и их права и ответственность.

Ф. Харрис и Р. М o р a н предлагают рассматривать корпоративную культуру на основе следующих характеристик: [4]

осознание себя и своего места в Д OO ;

коммуникация и язык общения;

внешний вид, одежда и представление себя на работе;

что и как едят люди, привычки и традиции в этой области;

осознание важности времени, отношение к нему и его использование;

взаимоотношения между людьми;

ценности и нормы – что люди ценят в жизни Д OO и как эти ценности сохраняются;

вера во что – то и отношение или расположение к чему – то;

процесс профессионального роста работника;

трудовая этика и мотивация.

Данные характеристики корпоративной культуры дошкольной образовательной организации отображают и придают смысл данной культуры.

Существуют четыре типа корпоративной культуры, которые выделили К. Камерон и Р. К y инн: [1]

иерархическая (или бюрократическая);

В любой дошкольной образовательной организации присутствуют элементы всех четырех типов корпоративной культуры, но при этом один из типов обязательно доминирует. Заведующему Д OO необходимо знать, насколько индивидуальный профиль их организации (соотношение разных типов культур) соответствует требованиям, вызовам времени и всего внешнего окружения, характеру коллектива; находится ли он гармонии или противоречив. Корпоративная культура может остановить развитие Д OO , а может стать конкурентным преимуществом, нематериальным активом.

Для более успешного формирования корпоративной культуры, качества образования, результативности образовательного процесса разрабатывается комплекс мер по совершенствованию корпоративной культуры педагогов дошкольной образовательной организации.

Этапы реализации комплекса мер по улучшению корпоративной культуры в Д OO выделяет Е.В. Губайдуллина[2]:

Подготовительный этап. Диагностика состояния корпоративной культуры и внутренних коммуникаций.

Основной этап. Реализация.

Обобщающий этап. Мониторинг и выработка новых задач.

Источники корпоративной культуры, по нашему мнению, можно условно разделить на три группы: внешняя среда, общественные ценности и внутренняя среда организации.

Под факторами внешней среды в данном случае понимаются факторы, которые не контролирует Д OO , например, природные условия или исторические события, повлиявшие на развитие общества [4].

Общественные ценности и национальная культура страны также оказывают влияние на данный вид культуры Д OO .

Внутренняя среда дошкольной образовательной организации является третьим источником корпоративной культуры, который образует специфические внутренние факторы самой образовательной организации.

Дошкольная образовательная организация, которая занимается процессом формирования корпоративной культуры, придающая ей должное значение, будет иметь успех в развитии, так как выжить в современных рыночных условиях Д OO может только с сильным сплоченным педагогическим коллективом, то есть с эффективной корпоративной культурой.

Список литературы:

Глущенко, О.А. Корпоративная культура как важнейшая общеорганизационная программа, способствующая созданию развивающей атмосферы в дошкольном образовательном учреждении / О. А. Глущенко // Апробация. – 2016. – № 5 – С. 72 – 73

Калюжнов, Н.В. Корпоративная культура как фактор повышения конкурентоспособности организации : дис. … канд. соц. наук : 22.00.04 / Калюжнов Никита Васильевич. – Иркутск, 2007. – 22 с.

Капустина, Н.Г. Корпоративная культура дошкольного образовательного учреждения как концепт / Капустина Наталья Геннадьевна, Леонова Ирина Сергеевна // Детский сад: теория и практика. — 2011. — N 5. — С. 6–9

Портер, М. Конкуренция /М. Портер. – М.: Вильямс, 2014.- 385с.

Спивак, В. А. Корпоративная культура: теория и практика / В.А. Спивак // Санкт – Петербург.: Питер, 2001. – с. 352

Высококонкурентоспособное дошкольное образовательное учреждение в современных условиях его развития – основа предоставления качественных образовательных услуг потребителю. При разработке управленческих решений необходимо оценить важных конкурентов и место учреждения в образовательной отрасли. Для определения влияния движущих сил на учреждение можно использовать предложенную авторскую блочную модель критериев и показателей конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения. Указанная модель может служить базой для определения конкурентных позиций дошкольного учреждения в целях разработки стратегии его дальнейшего развития.

конкурентоспособность, оценка, финансовый результат, метод, дошкольное образовательное учреждение, педагогические работники, рыночное положение дошкольного образовательного учреждения

JEL-классификация: M12, C13, O20, I20

Ялунина Е.Н., Фотеева Н.А. Методы оценки конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения // Креативная экономика. – 2016. – Том 10. – № 7. – С. 779-792. – doi: 10.18334/ce.10.7.35362
Yalunina, E.N., & Foteeva, N.A. (2016) Methods for assessment of competitiveness of the pre-school educational institution. Kreativnaya ekonomika, 10(7), 779-792. doi: 10.18334/ce.10.7.35362 (in Russian)

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

Читайте также: