Школьный проект экология города

Обновлено: 30.06.2024

Эти слова становятся горькой правдой. Наш город не исключение. И об этом надо говорить во весь голос!

Мы осознаем, что наша жизнь протекает в экологически неблагоприятной окружающей среде. При этом часто обвиняем предприятия, выхлопные газы проезжающих мимо машин. Меньше мы видим причину в себе, в недостатке нашей личной заинтересованности в решении этих важных проблем. Необходимо, чтобы каждый человек впитал в себя с детства необходимость создавать вокруг себя жизненное пространство, научиться сажать деревья, цветы.

Почему бы не сделать наши города зелёными и чистыми?

Очень важно научиться любить окружающий мир!

Экологический проект – это средство, с помощью которого педагог решает образовательные задачи по экологической тематике.

Выполняя экологические проекты, дети получают возможность в полной мере и на практике понять основы устройства и функционирования природы и окружающего мира.

Охрана окружающей природной среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного влияния на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации : истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей.

Что касается Российской Федерации, то она относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных за последние годы масштабов. Существенно ухудшается здоровье россиян, страдают все жизненно-важные функции организма. Средний возраст мужчин в Российской Федерации за последние годы составил 58 лет. Для сравнения в США – 69 лет, Японии –71 лет. Каждый десятый ребенок в Российской Федерации рождается умственно или физически неполноценным вследствие генетических изменений. Российский народ приближается к грани вырождения.

А вы никогда не задумывались, что может сделать каждый из нас для улучшения экологической обстановки, хотя - бы своей местности?

Проект "Мы за чистый город!" направлен на изучение: экологической обстановки в городе, изучение роли жителей, проживающих в нашем городе в загрязнении окружающей среды и определение вклада, который могли бы внести ребята нашего учреждения и жители города в решение этой проблемы.

Цель проекта : формирование системы осознанно – правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, основ экологической культуры.

Задачи проекта :

- прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты, формировать к ней бережное отношение;

- воспитывать любовь к Родине, расширять кругозор, передавая знания об истории, достопримечательностях и экологии родного края;

- познакомить детей с правилами поведения на природе, уточнить экологические запреты;

- учить видеть красоту природы;

- учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения, классифицировать по двум основаниям;

- развивать логическое мышление, внимание, память;

- воспитывать желание беречь природу, любовь к родному краю;

- учить работать в команде, закреплять умение осуществлять взаимопроверку.

-развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них.

-вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.

-формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

-обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.

Участники проекта–педагоги, дети и родители группы №8 (подготовительная к школе группа)

Характер проекта – учебно-исследовательская работа.

1. Можем ли мы защитить от загрязнения наш город?

2. Какой вклад в решение этой проблемы могли бы внести ребята нашего учреждения?

3. Как это можно сделать?

Сроки выполнения: краткосрочный, декабрь – май

Проявляет интерес к животным и растениям, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе.

Проявляет эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы.

Проявляет бережное отношение к природе.

У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.

Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы

Этапы проекта.

1. Подготовительный этап.

2. Организационно-теоретический. Практический.

Подготовительный этап.

Подготовка материалов, необходимых для проведения проекта. Согласование вопросов. Подготовка учебно-материальной базы необходимой для реализации проекта.

Темы исследований педагогов, детей и родителей:

1. Роль человека в загрязнении окружающей среды.

2. Какой вклад в решение этой проблемы могли бы внести ребята нашего учреждения и их родители.

Что нужно сделать, чтобы наш город стал чистым и зелёным?

1. Поставить урны на территории учреждения.

2. Соблюдать чистоту – не мусорить.

3. Проводить субботники.

4. Повесить предупреждающие плакаты-листовки.

5. Каждую весну сажать деревья и цветы на территории учреждения.

Какой вклад могут внести ребята нашего учреждения, чтобы сохранять город в чистоте?

1. Проводить субботники не только на территории дома и учреждения.

3. Привлечь внимание жителей города к проблемам экологии.

4. Проводить мероприятия, прививающие детям бережное отношение к природе.

5. Сажать деревья.

6. Проводить праздники, направленные на пропаганду экологической защиты города (“День птиц”, “День Земли” и др.)

Организационно-теоретический и практический этапы.

• Агитационная работа среди жителей города.

• Сбор информационного материала с различных источников по выбранной теме.

• Анализ и обработка полученной информации под руководством педагогов.

• Информационное просвещение родителей и детей.

• Анкетирование родителей по теме экологического воспитания.

• Проведение совместного субботника с детьми и родителями.

• Посадка фруктового сада и сиреневой аллеи.

• Проведение занятий по экологическому воспитанию.

В процессе реализации проекта мы выяснили, человек, загрязняющий территорию города пищевыми отходами, пластиковыми бутылками, бытовым мусором, старыми вещами, строительным материалом, бумагой, растительными остатками, является основным источником загрязнения.

В результате исследовательской деятельности и наблюдений, мы пришли к выводу, что мусор искусственного происхождения засоряет окружающую среду, его нужно собирать в специально отведённые места (мусорные баки и т. п.) или использовать в качестве вторсырья для изготовления поделок из бросового материала. Мы расширили знания дошкольников о зависимости мира природы и людей, дошколята узнали о возможности вторичного использования мусора, экспериментировали. Теперь им хочется бережнее относиться к природе, беречь и защищать ее.

В ходе реализации проекта педагоги совместно с родителями и детьми изготовили листовки для просвещения граждан по вопросам защиты окружающей среды и родного города, провели субботники, акцию по озеленению территории.

Как мы выяснили, над состоянием окружающей среды нужно ещё много поработать. Хотелось – бы чтобы вместе с нами этим делом занимался каждый житель нашего города. Лишь только вместе взрослые и дети, мы сможем сделать наш город чистым и красивым.


Улучшить экологическое образование и воспитание, особенно молодого поколения. Мы должны осознать, что лучше жить в ЧИСТОМ городе.

Содержание

1. Что такое экология

2. С чего начинается экология города?

3. Загрязнение территории промышленными и бытовыми отходами.

4. Состояние здоровья населения.

5. Источники загрязнения воздуха в Сургуте.

6. Сортировка мусора.

1. Что же такое экология?

Наверное, что бы ответить на этот вопрос, мне нужно не много рассказать историю этой весьма молодой науки.

В экологии выделяют экологию различных систематических групп - это экология грибов, экология растений, экология млекопитающих, сред жизни – суша, почва, моря. Ряд прикладных направлений – это медицинская, сельско-хозяйственная, эколо-экономические науки и многие другие направления.

Особо следует отметить такой раздел, как социальная экология – то есть экология человеческого сообщества, изучающая взаимоотношение социума и Природы. Об этом и пойдет речь в моей проектной работе.

2. С чего же начинается чистота твоего города?

Чистый город начинается с тебя, с каждого из нас. Об этом очень точно написал писатель Лев Николаевич Толстой: "Всякий пусть метёт перед своей дверью. Если каждый будет делать так, вся улица будет чиста."

Всем нам нравится жить в красивом чистом городе. Пришла весна, снег растаял, и из-под него выглянули не первоцветы, а мусор. Фантики, бумажки, коробки – ведь кто-то их кинул на газон? В своей работе, я хочу привлечь внимание детей и взрослых к вопросу чистоты нашего города.

Проектная работа Экология города

7. Проделанная работа привела меня к следующему выводу:

- Чтобы улучшить экологическое состояние не только города, но и страны, нужно начать с себя! Конечно, не каждый понимает важность этого вопроса в силу своей неопытности и недальновидности. Поэтому таким людям нужно постоянно напоминать об этом с помощью экологов и экологических программ, проектов.

- Также к чистоте и порядку нужно приучать людей с детства. Еще в садике нужно проводить экологические акции по сбору макулатуры.

- Конечно, одним человеческим энтузиазмом экологическую систему не построишь. Здесь нужна и помощь власти, и финансирование, и разумный подход специалистов.

- Помочь улучшить экологическое состояние можно с помощью не только наших, но и международных экологических проектов и акций. Не ленитесь, приобщайтесь к ним и привлекайте других. Не бойтесь стать собственно инициатором проведения того или иного проекта. Ведь все в ваших руках, и чем больше людей примет участие, тем больше будет результат. Не бойтесь устраивать субботники. Хотя бы семейные или школьные. Даже от такой деятельности будет огромная польза вашему городу.

Проблема загрязнения окружающей среды – это одна из основных угроз для всех людей, живущих на планете. И наш город – не исключение. Источники загрязнения окружающей среды разные:

  • Воду загрязняют химические вещества, которые попадают в нее из-за разлива нефти, из-за наводнений.
  • На берегах рек, в местах отдыха людей остаётся много бытового мусора, который также попадает в воду.
  • Загрязнение воды убивает большое количество птиц, рыб, животных, а в некоторых случаях убивает всё живое.
  • Вырубка лесов, пожары, мусор, который оставляют люди во время походов в лес, - все это приводит к загрязнению воздуха, распространению инфекций.
  • Дым из труб котельных, предприятий, машин также приводит к загрязнению воздуха.

А в результате всего этого происходит ухудшение экологической ситуации, что оказывает губительное действие на здоровье людей. Дети и взрослые г.Томмота (Республике Саха-Якутия) часто не осознают или не хотят осознавать всех последствий загрязнения окружающей среды, живут сегодняшним днём и не задумываются о своём будущем.

Цель проекта: привлечь внимание школьников к экологическим проблемам родного города.

Задачи:

  1. Выявить экологические проблемы родного города Томмота
  2. Рассмотреть причины возникновения этих проблем.
  3. Изучить мнение учеников школы об экологической обстановке в городе.
  4. Определить пути решения выявленных проблем.

ОСНОВНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАШЕГО ГОРОДА.

Томмот – небольшой населённый пункт с численностью чуть больше 8000 человек. Здесь нет ни промышленных объектов, ни металлургических предприятий, зато здесь есть люди, которые не соблюдают
чистоту и порядок, ведут себя безобразно по отношению к тому, что их окружает.

Проблема номер один – это красивый берег реки Алдан, изменённый до неузнаваемости. Я помню, как мы во время субботника убирали берег реки. Сколько мешков мусора тогда собрали, сколько бутылок, банок, просто битого стекла!

Вторая проблема – горы мусора, которые не вывозят по несколько недель. Мусор всё время растаскивают птицы, бездомные животные, разносит ветер.

Переполненные мусорные баки – это тысячи болезнетворных микроорганизмов, которые пагубно влияют на здоровье людей, вызывая инфекционные заболевания.

Большинство людей не видит в этом серьёзной проблемы. Не понимают и не хотят понимать, что мусор вернётся к каждому из них в виде болезней, плохого здоровья.

Решить проблему просто: ответственным лицам и организациям следует лишь внимательно следить за вывозом мусора.

Третья проблема – разрушенные и сгоревшие здания. Зимой они хоть как-то прикрыты снегом, но в весной и летом смотреть на них больно и страшно. В них кучи мусора, который гниет, битое стекло. Часто можно видеть, как там собираются группы детей. А ведь это опасно для здоровья.

Решить эту проблему тоже можно: снести эти здания, очистить территорию, построить там что-то новое, посадить деревья.

Четвертая проблема: состояние леса вокруг Томмота. А ведь лес – это дом для растений и животных. Чем больше вокруг нас деревьев, тем чище воздух, которым мы дышим. В настоящее время, прогуливаясь по лесу, можно увидеть много мусора: полиэтиленовые пакеты, консервные банки. В таком лесу разводится много вредных насекомых.

Часто леса горят по вине человека. Костры, а также осколки стекла приводят к лесным пожарам. Необдуманная вырубка лесов приводит к их исчезновению.


Введение

Актуальность данной работы связана с необходимостью формировать чувства ответственности за облик родного города и желание изменить его к лучшему [10].

Любой населенный пункт – это искусственно созданная и поддерживаемая человеком среда, в которой только от человека зависят чистота и порядок. Скопление во дворах строительного мусора, отсутствие экологической культуры у части населения, недопонимание значимости и важности чистоты и благоустройства речной зоны – признаки проблемы, выявленные в ходе работы. Кто-то относится к этому равнодушно, кто-то с сочувствием, кто-то при случае выходит на субботники по уборке территории. Однако проблема с каждым годом становится всё острее. Настало время подключиться к её решению.

Гипотеза проекта. Мы предполагаем, если каждый человек с детства научиться беречь и заботиться об окружающей среде, о природе родного края и о своей малой родине, приносить ей только пользу, а не вред, то экологическая обстановка улучшится.

Цель проекта: актуализировать внимание детей и взрослых к проблеме загрязнения улиц, озёр, способствовать формированию экологической культуры и твёрдого убеждения в том, что мусору место на свалке, а не на улицах и задворках.

В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:

Цель и задачи настоящей работы определили выбор методов проекта:

  • Поисковый;
  • Исследовательский;
  • Аналитический;
  • Количественный приём статистического метода;
  • Анкетирование.

Территория реализации проекта: Рудничный район города Кемерово.

Практическая ценность данной работы заключается не только в акцентуализации внимания на проблеме экологии родного края, но и в возможности применения выводов и материалов исследования в быту. Жизнь обязывает нас уметь понимать природу и грамотно выходить из разных ситуаций.

Описание проекта

Реализация проекта осуществляется в рамках пяти направлений:

  • Организационные мероприятия;
  • Эколого-просветительские мероприятия;
  • Практические природоохранные мероприятия;
  • Исследовательская работа;
  • Участие в районных, городских конкурсах.

Распределение обязанностей среди участников проекта:

  • Журналисты - беседы с населением, учащимися;
  • Фотокорреспонденты - сбор материалов для стенда и для отчёта по результатам выполнения проекта;
  • Сценаристы - подбор, составление плана работы;
  • Художники - выпуск плакатов, листовок;
  • Рабочие (все) - уборка территории от мусора.

Формы работы: беседа, совместная трудовая деятельность родителей и детей, встреча, конкурс, конференция, экскурсия, сбор ТБО, трудовой десант, выставка, изготовление кормушек, скворечников, озеленение школьной территории.

План работы над проектом:

I. Подготовительный этап

II. Информационный этап

III. Практический этап

Уборка школьной территории, посадка деревьев по улице Серебряный бор, очищение береговой линии пруда Отрадный, изготовление скворечников, кормушек, благоустройство школьной территории (посадка саженцев, цветов, оформление клумб)

IV. Заключительный этап

Ожидаемые результаты:

  • непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;
  • повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, края, охране природы;
  • благоустройство школьной и близлежащей территории;
  • создание в ходе проекта стенгазет, листовок;
  • привлечение родителей к посильному участию в деле экологического воспитания детей;
  • осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее.

Освещение работы школы по экологическому направлению:

Пруд Отрадный. Экологическое состояние водоёма

В рамках проведения Всемирного Дня воды на одном из заседаний школьного ученического самоуправления была поднята тема состоянию водных объектов Рудничного района. Оксана Александровна познакомила нас с водоёмом, расположенном на границе Кировского и Рудничного района. Интересна история создания данного пруда: оказывается, дедушка Оксаны Александровны, участвовал в раскопках котлована для этого озера и запускал первую рыбу в чистый водоём.

С целью выявления состояния озера была организована экскурсия.

Оказалось, летом пруд Отрадный привлекает не только окрестных жителей, на озеро приезжают отдохнуть семьями со всего города. Всем дарит оно живительную прохладу, возможность искупаться, порыбачить под сенью изящных берез и просто хорошо провести время вдали от шумной суеты людской обители. На его тихих берегах находится множество пляжей и деревья, в тени которых можно укрыться от солнца и жары: тонкие осины, пушистые ели, могучие сосны. В осенние холода красочная природа этого места согревает сердце и душу, дает волю фантазии и служит пристанищем вдохновения юных поэтов, фотографов и художников. Но как же благодарят щедрый водоем люди? [1, 316].
Из года в год глазам предстает неприятная картина, стоит только ступить на территорию озера: огромное количество бытовых отходов прибивается к берегам, горы мусора оставляют после себя отдыхающие на суше… Местные жители безответственно превратили окрестности в место повышенной опасности. Вредные вещества, содержащиеся в мусоре, попадают в воду, что очень опасно для здоровья человека и жизни братьев наших меньших, что задолго до нас облюбовали это озеро.

Не следует также забывать, что беспорядок приводит к расстройству нервной системы, влияет на психологическое состояние, а, значит, вредит здоровью не меньше, чем ядовитые вещества [9, 271].

Исследование: опрос, анкетирование, интервью.

Социальная категория: 50% - рабочие, 10% - служащие, 40% - пенсионеры

  • 10 человек ответили, что это молодежь
  • 5 человек – что это подростки
  • 15 человек – указали на взрослых

Не задумываясь выбросили бы в общественном месте:

  • 5 - пустую банку
  • 5 – обертку от жевательной резинки
  • 20 не выбрали никакие варианты. Мы считаем это показателем экологической культуры у части взрослого населения.

Главной причиной захламления окрестностей водоёма большинство опрошенных выбрали:

  • недостаточное количество контейнеров для мусора – 65%
  • низкий уровень культуры – 35%

Решение проблемы:

Мы поняли, что проблема загрязнения озера существует. Большинство жителей хотели бы видеть озеро чистым и приятным для отдыха. И мы сможем сделать его таким, если постараемся [см. приложение 1].

Когда мы приехали к месту назначения, многие из нас заметили, что в этом году мусора гораздо меньше, чем в прошлом: уже не так много вокруг валялось бутылок, фантиков, бумажек, и следов пикников почти не было видно. Может, люди стали бережней относиться к окружающей среде? А может наши ровесники или обитатели ближних улиц решили последовать нашему примеру и тоже устроили уборку территории? Но как бы там ни было, мы искренне обрадовались увиденному.

Дамба встретила нас распростертыми объятиями хрупкой осенней листвы и задорным колючим ветром. Вместе с нами работали и наши учителя, потому что только личный пример – залог успеха. В ходе акции собрано 4 м 3 пластиковых и стеклянных бутылок, алюминиевых банок, упаковок от продуктов, бумаги и прочих бытовых отходов, которые оставляют люди.

Собрав целый контейнер полиэтиленовых мешков с мусором, мы все с удовольствием взирали на плоды своих трудов. Ведь в чистоте и красоте жить приятно каждому.

Мы были безумно рады, что имели возможность участвовать в этой акции, так как она не только сплотила нас еще сильней, но и сблизила с природой [см. приложение 5].

А ещё ребята увидели, как любят озеро его жители, и совместно со взрослыми решили на следующий год обустроить берега озера, построив скамейки и стол в зоне отдыха.

Главным итогом акции мы считаем не только чистый берег, но и возрастание гражданской активности людей, формирование любви к родному краю.

У нас появилось несколько предложений для департамента по охране природы г. Кемерово:

Зачем сажать деревья?

Озеленение – один из путей улучшения городской среды.

Соберём. Сдадим. Переработаем. Раздельный сбор отходов

Больше трети всех отходов, которые образуются в наших домах, можно использовать вторично. Благодаря возвращению ценных ресурсов в цикл производства, уменьшаются объемы свалок и полигонов, экономятся сырье и энергоресурсы.

К отходам раздельного сбора относятся отслужившие свой срок изделия из бумаги, картона, пластика, стекла и металла. Их сортируют и выбрасывают в маркированные контейнеры, содержимое которых забирает специальный мусоровоз. В отличие от других машин, которые перевозят мусор на полигон, мусоровоз для раздельного сбора доставляет ценные отходы на мусороперерабатывающий завод, где они сортируются по сырьевым фракциям, прессуются и пакуются в тюки. Вторичное сырье заготавливается большими партиями и отправляется на заводы по переработке [7].

Всем известно, что использованные батарейки нельзя выбрасывать вместе с обычным бытовым мусором.

Одна пальчиковая батарейка, выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжёлыми металлами около 20 м 2 земли, а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ёжика и нескольких тысяч дождевых червей!

Батарейки содержат различные тяжелые металлы, которые даже в небольших количествах могут причинить вред здоровью человека. Это цинк, марганец, кадмий, никель, ртуть и др. После выбрасывания батарейки коррозируют (их металлическое покрытие разрушается), и тяжелые металлы попадают в почву и грунтовые воды. Из грунтовых вод эти металлы могут попасть в реки и озера или в артезианские воды, используемые для питьевого водоснабжения.

Одна пальчиковая батарейка, выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжёлыми металлами около 20 м 2 земли. Батарейки содержат различные тяжелые металлы, которые даже в небольших количествах могут причинить вред здоровью человека. Это цинк, марганец, кадмий, никель, ртуть и др.

Один из самых опасных металлов, ртуть, может попасть в организм человека как непосредственно из воды, так и при употреблении в пищу продуктов, приготовленных из отравленных растений или животных, поскольку этот металл имеет свойство накапливаться в тканях живых организмов.

Серьезный вред экологии наносит и полиэтиленовый пакет. Установлено, одним пакетом пользуются в среднем не более 20 минут, а на его разложение уходит более 500 лет. В природе нет бактерий, способных разлагать полимерные соединения, поэтому избавиться от пакетов можно только путем сжигания. При сгорании полимерных материалов выделяется один из самых ядовитых газов – СО (угарный). Брошенные пакеты нарушают городские коммуникации – забивают ливневые стоки. Пластиковые пакеты становятся причиной гибели животных. Срок окончательного распада полиэтилена составляет более 500 лет. При сжигании полиэтиленовые отходы выделяют вредные вещества, опасные для природы и здоровья человека. Почти каждый кусочек когда-либо произведенного пластика до сих пор существует. По данным Комитета ООН по охране природы, ежегодно пластиковые отходы становятся причиной смерти 1 миллиона птиц, 100 тысяч морских млекопитающих и неисчислимого количества рыб. Примерно 6 миллионов 300 тысяч тонн мусора, большую часть которого составляет пластик, ежегодно сбрасывается в мировой океан.

Жители нашего района ещё не готовы отказаться от пластикового пакета. Решение данной проблемы мы видим в соблюдении ежедневного правила: идти за покупками со своей сумкой.

Читайте также: