Определение что такое концерт в музыке определение кратко

Обновлено: 02.07.2024

КОНЦЕ́РТ (нем. Konzert, итал. concerto, букв. – со­зву­чие, со­гла­сие), 1) муз. про­из­ве­де­ние, ос­но­ван­ное на про­ти­во­пос­тав­ле­нии зву­ча­ния раз­ных групп ис­пол­ни­те­лей. Про­ти­во­пос­тав­лять­ся мо­гут пол­ный ис­пол­ни­тель­ский со­став и отд. его груп­пы, пол­ный со­став и со­лист, раз­ные груп­пы ис­пол­ни­те­лей ме­ж­ду со­бой. Совр. пред­став­ле­ние о жан­ре свя­зы­ва­ет­ся гл. обр. с клас­сич. ин­ст­ру­мен­таль­ным К., ис­пол­няе­мым со­лис­том и сим­фо­нич. ор­ке­ст­ром; та­кой тип К., сло­жив­ший­ся в кон. 18 в., со­хра­ня­ет­ся в совр. ком­по­зи­тор­ской прак­ти­ке.


1. Публичное исполнение музыкальных произведений и других номеров по определенной программе. Симфонический концерт.Концерт начинается выступлениями местных певцов и акынов. Соколов-Микитов, В горах Тянь-Шаня.

2. Крупное музыкальное произведение для сольного инструмента в сопровождении оркестра. Концерт для фортепьяно с оркестром.

Кошачий концерт ( шутл.) — 1) о криках и завываниях кошек и котов; 2) о нестройной музыке, пении и т. п.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Конце́рт (лат. concertо — состязаюсь) — публичное исполнение музыкальных, балетных и эстрадных номеров по определённой, заранее составленной, программе.

КОНЦЕ'РТ, а, м. [ит. concerto]. 1. Публичное исполнение музыкальных произведений. К. симфонического оркестра. Дать к. (об исполнителе). 2. Род большого музыкального произведения для одного инструмента с акомпанементом оркестра (муз.). К. для скрипки. 3. перен. Согласованные выступления нескольких государств (книжн., газет.). К. великих держав. Европейский к.

конце́рт

1. публичное исполнение нескольких произведений, чаще всего музыкальных ◆ Концерт длился почти пять часов. ◆ В этом году саратовских меломанов ожидает восемь незаурядных концертов: пять сольных и три симфонических.

2. муз. музыкальное произведение для одного (реже — нескольких) солирующего инструмента в сопровождении оркестра ◆ Башмет включил в эту программу реконструкцию Концерта для альта с оркестром Н. Паганини.

3. перен. ссора, сопровождаемая криками ◆ Жена мне каждый вечер концерт устраивает — мол, где так долго шляешься.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова культивировать (глагол), культивируют:

Ассоциации к слову «концерт»

Синонимы к слову «концерт»

Предложения со словом «концерт»

  • В пещерных залах даже давали концерты классической музыки, акустика-то великолепная.

Сочетаемость слова «концерт»

Земли частного загородного поместья Не́буорт-ха́ус (англ. Knébworth Hóuse), расположенного недалеко от деревушки Небуорт в графстве Хартфордшир, Англия, являются одним из главных мест проведения массовых поп и рок концертов под открытым небом в Великобритании.

Конце́рт (лат. concerto — состязаюсь) — публичное исполнение музыкальных, балетных и эстрадных номеров.

Концерт в летнюю ночь (нем. Sommernachtskonzert) — традиционный концерт Венского филармонического оркестра, ежегодно проводимый в мае-июне в столице Австрии Вене, в парке у дворца Шёнбрунн.

Концерт эпохи барокко.

Среди лучших концертов эпохи барокко можно назвать произведения Генделя, причем его 12 концертов (op. 6), опубликованные в 1740, написаны по образцу кончерто гроссо Корелли, с которым Гендель встречался во время своего первого пребывания в Италии. Концерты И.С. Баха, среди которых семь концертов для клавира, два для скрипки и шесть т.н. Бранденбургских концертов, в общем тоже следуют модели концертов Вивальди: их, как и произведения других итальянских композиторов, Бах изучал весьма ревностно.

Классический концерт.

Хотя сыновья Баха, особенно Карл Филипп Эмануэль и Иоганн Кристиан, сыграли важную роль в развитии концерта во второй половине 18 в., на новую высоту подняли жанр не они, а Моцарт. В многочисленных концертах для скрипки, флейты, кларнета и других инструментов, а особенно в 23 клавирных концертах Моцарт, обладавший неистощимой фантазией, синтезировал элементы барочного сольного концерта с масштабностью и логичностью формы классической симфонии. В поздних фортепианных концертах Моцарта ритурнель превращается в экспозицию, содержащую ряд самостоятельных тематических идей, оркестр и солист взаимодействуют как равноправные партнеры, в сольной партии достигается небывалая ранее гармония между виртуозностью и выразительными задачами. Даже Бетховен, который качественно изменил многие традиционные элементы жанра, явно рассматривал манеру и метод моцартовского концерта как идеал.

Девятнадцатый век.

Некоторые композиторы этого периода (например, Шопен или Паганини) полностью сохраняли классическую форму концерта. Однако они усвоили и новации, внесенные в концерт Бетховеном, такие, как сольное вступление в начале и интеграция каденции в форму части. Весьма важной чертой концерта в 19 в. стала отмена двойной экспозиции (оркестровой и сольной) в первой части: теперь в экспозиции оркестр и солист выступали вместе. Подобные новации характерны для больших фортепианных концертов Шумана, Брамса, Грига, Чайковского и Рахманинова, скрипичных концертов Мендельсона, Брамса, Бруха и Чайковского, виолончельных концертов Элгара и Дворжака. Другого рода нововведения содержатся в фортепианных концертах Листа и в некоторых произведениях других авторов – например, в симфонии для альта с оркестром Гарольд в Италии Берлиоза, в Фортепианном концерте Бузони, где вводится мужской хор. В принципе же форма, содержание и типичные для жанра приемы очень мало изменились в течение 19 в. Концерт устоял в соперничестве с программной музыкой, которая оказала сильное влияние на многие инструментальные жанры второй половины этого столетия.

Двадцатый век.

Зейфас Н.М. Concerto grosso в творчестве Генделя. М., 1980
Тараканов М.Е. Симфония и инструментальный концерт в русской советской музыке. М., 1988

Прежде всего, надо определиться в терминологии. Понятие "Концерт" в классической музыке обозначает совсем не то, что обозначает в нашей повседневной жизни. Мало того, сам термин и его применение претерпевало существенные изменения, превратившись в итоге в классическую форму музыкального произведения, имеющую даже определённые рамки - которые, к слову, определили великие композиторы, вернее некоторые из них.

Этимологически слово "концерт" происходит от латинского слова "concertare" - состязаться . Странным образом, в итальянском языке от него произошло отглагольное существительное "concerto" , имеющее в общем-то противоположное значение - гармония или согласие . Возможно это что-то из парадокса "в споре рождается истина".

На рубеже XVI-XVII веков - недавно по меркам всемирной истории - музыка, как таковая, существовала только в церкви (если не считать народных песен) и концертами стали называть вокальные полифонические церковные произведения - церковный хор по-простому.

Одним из первых название концерты для своих полифонических кантат дал Иоганн Себастьян Бах , хотя и исключительно церковный композитор, но и постоянный новатор. Заметим, что вокальные партии пока в концертах звучали - всё-таки кантаты это больше вокальные произведения. Он взял это название не просто так из головы, а основываясь на произведениях предшественников венецианской музыкальной школы. В те времена уже был широко распространён сборник 1601 года выпуска "Сто духовных концертов", который кроме хора имел и инструментальное сопровождение - это ключевое уточнение.

Уже к концу XVII века появились наконец произведения, где полному оркестру противостоял вокал или солирующий инструмент. Огромный скачок в этом направлении сделал в конце XVII века Антонио Вивальди , который, возможно по собственной прихоти стал оформлять свои концерты, как трёхчастное произведение с двумя быстрыми частями (первой и последней) и медленной средней частью. Однако в то время по прежнему подавляющее большинство концертов не имело солирующих инструментов - таковы все скрипичные концерты Вивальди или Бранденбургские концерты Баха. Название концерт применяется уже вовсю, форма такая же, как сейчас, но само понятие обозначает не такую музыку, как сейчас.

Типичный образец концерта Иоганна Себастьяна Баха - солирующих инструментов нет. "Солирующую" партию ведёт сразу группа инструментов (в данном случае струнных), они же разделившись на две и больше групп выдают типично баховскую полифонию, которая всех нас и очаровывает. Обратите внимание, что там есть клавесин. Он выполняет функцию ударника в популярной музыке (или дирижёра в классической) - то есть просто задаёт ритм и его почти не слышно. До появления фортепиано пройдёт ещё не меньше пятидесяти лет.

И только во второй половине XVIII века австрийцы Йозеф Гайдн и особенно Вольфганг Амадей Моцарт определили окончательную форму концерта и ввели это понятие, как произведение для солирующего инструмента и оркестра. Надо сказать, что для этого нужна была определённая музыкальная уверенность и гражданская смелость - всё-таки менялись незыблемые формы, пришедшие из времён барочной музыки. Но, вероятно, Моцарт был в себе сильно уверен и все свои концерты делал по следующей структуре:

  • Первая часть - всегда аллегро (быстрый темп) в сонатной форме (три части: экспозиция-развязка-реприза)
  • Вторая часть всегда медленная
  • Третья часть - всегда быстрая. как правило рондо (постоянный рефрен главной темы чередуется с отличающимися эпизодами)

Видите, насколько формализован был подход к сочинениям классической музыки. Что не помешало тому же Моцарту поднять до небес концерты, которые стали теперь самыми востребованными в мировой классической музыке - фортепианные концерты. Они им делались настолько изобретательно и богато мелодически, что до сих пор звучат интересно и современно. Моцарт создал огромное количество именно фортепианных концертов - 27, поскольку не без оснований считал рояль основным сценическим инструментом. Заметьте, что рояль в состав симфонического оркестра не входит, он всегда заявлен, как солирующий инструмент

Эту форму и структуру подхватил Людвиг Ван Бетховен в XIX веке и очень много сделал для её популярности. Бетховен вообще всегда отдавал должное своим предшественникам и именно благодаря ему, например, были напечатаны основные произведения Баха, которые до этого были только в рукописях 200 лет без малого. Продолжили использование именно этой, моцартовской формы концертов такие корифеи, как Лист, Шуман, Мендельсон и Брамс и, наконец, утвердили для конца XIX начала XX века наши - Пётр Ильич Чайковский, Сергей Васильевич Рахманинов и Сергей Сергеевич Прокофьев. И даже новаторы типа Стравинского и Шостаковича от патриархальной формы концерта никогда не отходили - в таком виде он и дошёл до наших дней. Вот Ван Клиберн, например, играет Первый фортепианный концерт Чайковского:

Кроме фортепианных концертов, разумеется, есть концерты для всех ведущих симфонических инструментов - для скрипки с оркестром, для флейты с оркестром, для виолончели с оркестром, для гобоя с оркестром и так далее. Но основными по прежнему остаются фортепианные концерты. Уже для краткости и не произносится "с оркестром", а так и говорится - фортепианный концерт. Многие из нас множество раз слышали ту или иную классическую музыку и не подозревали, что это фрагменты именно фортепианных концертов, так как по своей структуре именно концерты насыщены мелодиями до предела.

Кстати, легко можно судить о том насколько тот или иной композитор хорош в мелодизме. Чем больше у него написано концертов, тем лучшим мелодистом он является. Это касается традиционной классической послебарочной музыки XVIII-XX веков. Барочная музыка, как и современное её проявление (на мой взгляд) - минимализм работают несколько по другим законам. Там главное тональность и гармоника, а не мелодия.

Подытожим: КОНЦЕРТ в классической музыке обозначает трёхчастное произведение определённой структуры (аллегро-модерато-рондо) в которой основную партию исполняет солирующий инструмент, а весь остальной оркестр служит для сопровождения

Ну а в быту и повседневной жизни концертом называется любое представление музыкантов (и не только) на сцене - понятие несёт гораздо более широкий смысл

Читайте также: