Анализ адаптации первоклассников к школе

Обновлено: 05.07.2024

1 РО
2 3 4 НГШ
5 6 Л
7 8 9 10 11 НС
12 13 14 15 16 И
17 18 19 20 21 ГС
22 23 ИНС
27 24 25 26 НП
31 32 33 28 29 30 НМ
36 34 35 АС
41 42 43 44 45 46 НИД
  • I группа. Хорошо подготовлены, обладают широким кругозором познавательных интересов, общительны, доброжелательны, легко вступают в контакт, с удовольствием отвечают на уроках. Ощущают успех, повышают учебную мотивацию.
  • II группа. Дети отличаются некоторой неравномерностью развития. Страдает произвольностью поведения, проявляется инфантилизм.
  • III группа. Группа "риска". Необходима целенаправленная работа с ребенком учителя, в контакте с родителями и даже психоневролога на успешную адаптацию практически невозможна.

НГШ-неготовность к школе

НС- невротичесике симптомы

ГС_гиперкинетический синдром, чрезвычайная расторможенность

ИНС-инертность нервной системы

НП- недостаточная произвольность психических процессов

НМ-низкая мотивация учебной деятельности

АС- астенический синдром

НИД-нарушена интеллектуальная деятельность

Не готовность к школе является существенной причиной.

Особо опасно НГШ с ГС, НП, НС и АС необходима помощь психоневролога.

В группе риска Б больше семей, где родители воспитанием не занимаются. С семьями таких детей ведется большая работа : бережнее относится к детям, следить за режимом, питанием, не ругать, подбадривать, консультация психоневролога. Дети с невротическими симптомами, высоким уровнем тревожности могут казаться не готовыми к школе .

Инертность нервной системы если Н - свойственна V, нужно снизить объем нагрузки на уроках, чтобы мог достигнуть успеха, работая в своем темпе, а так же тревожных, АС-нельзя торопить, в условиях ограничения времени они работают очень плохо, требуют доброжелательного тактичного отношения учителей. Задания подбирать чтобы ребенок мог работать в своем темпе и достичь успеха.

В сентябре .на момент поступления в школу диагностические исследования показали ,что у 12 (70,59%) учащихся класса в недостаточной степени развиты психические процессы и ориентирование в пространстве .слабо сформированы сенсорно-моторные навыки. 5 (29,41%) не готовы к обучению в школе. У них наблюдается нарушение дисциплины. Неадекватное поведение. Повышенная тревожность, связанная со школой и учебной деятельностью. Дети нуждаются в педагогической поддержке. У 6 учащихся наблюдается нарушения речи. Им необходимы занятия с логопедом.

  • основная-61,1%,
  • подготовительная-22%,
  • медицинская 11%.

В ноябре 2010 года поведена диагностика первоклассников. Были получены следующие результаты:

Кол-во детей Коэффициент дезадаптации
0-14% 15-30% Выше 30% 31-40%(А) Выше 40% (Б)
Кол-во детей % Кол-во детей % Кол-во детей % Кол-во детей % Кол-во детей %
18 8 44.4 4 22,2 6 33,3 1 5,56 5 27,78
Хорошо адаптированы Средняя степень дезадаптации " группа риска"
  • Показатель до 14% являются нормальным. Не дает возможность говорить о каком-либо неблагополучии.
  • Показатель от 15% до 30% свидетельствует о средней степени дезадаптации.
  • Показатель свыше 30% серьезная степень дезадаптации.

Если коэффициент свыше 40% то дети нуждаются в консультации психоневролога

Анализ особенностей адаптации первоклассников к школе помогает учителю получить полную и систематизированную картину проявления индивидуальных особенностей как отдельного ребенка, так и класса в целом, выявить основные трудности каждого ребенка и провести корригирующую работу.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Аналитическая справка

по результатам исследования адаптации

Дата : октябрь 2021 год

Количество: 1 класс 8 учащихся

Цель: Определение уровня адаптации учащихся 1-го класса.

Для определения адаптации учащихся 1-го класса была проведена следующая работа:

1. Подбор и разработка методических материалов.

2. Составление диагностической программы.

3. Индивидуальное обследование первоклассников.

4. Беседа с учителями.

В ходе исследования изучалось следующее:

  1. Внутренняя позиция школьника – отношение учащихся к учебной деятельности и школе в целом.
  2. Мотивация – желание ребенка учиться.
  3. Эмоциональное состояние – как чувствует себя ребенок в различных учебных ситуациях, выявляется общее эмоциональное состояние и самооценка учащихся.
  4. Школьная тревожность – уровень школьной тревожности.

Результаты исследования:

1. Внутренняя позиция школьника.

Внутренняя позиция школьника состоит из трех составляющих:

- Позиция сформирована – внутренняя позиция имеет содержательный характер, ребенок хочет ходить в школу, ему нравиться учиться. Он осознает цели, важность и необходимость учения. Проявляет познавательный интерес. Ведущая деятельность – учебная.

- Позиция школьника не сформирована – предпочтение игровой деятельности и дошкольного типа отношений, отсутствие ориентации на содержание школьно-учебной действительности, отсутствие смысловой установки принятия нового социального статуса ученика. Ребенок не осознает целей и важности учения, школа привлекает лишь внешней стороной: новые знакомства и контакты, игры, прогулки, возможности посещения школьных кружков и пр. Учебная деятельность ребенка не привлекает, ведущая деятельность – игровая. В некоторых случаях у ребенка присутствуют негативные установки в отношении школы и учения, отсутствие желания ходить в школу.

Внутренняя позиция

Внутренняя позиция школьника сформирована у 62.5 % первоклассников. Эти дети осознают цели и важность учения, проявляют учебный и познавательный интерес. Им нравиться учиться и ходить в школу.

37.5 % учащихся имеет средний уровень внутренней позиции школьника, т.е. эти дети хотят учиться, им нравиться заниматься, ходить в школу, но цели учения полностью ими не осознаются, а желание учиться заменяется установкой: “Надо учиться, должен учиться”.

У 0% учащихся позиция школьника сформирована плохо, этим детям не всегда нравиться учиться и ходить в школу, или же нравиться в школе, так как там бывает интересно, можно поиграть, побегать с ребятами на перемене. Они не осознают целей учения, не понимают значения школы, учителя воспринимают только с внешней стороны, бывают проблемы в поведении и несоблюдении школьных правил

2. Мотивация учения.

Можно выделить следующие уровни развития мотивации учения:

I – высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов;

II – средний уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов;

III – низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива.

Уровень мотивации

Учебная мотивация присутствует у 50 % учащихся первых классов. Этих детей, скорее всего можно охарактеризовать как любознательных. Они хотят много знать, нередко приходят в первый класс, уже умея читать и считать, а в школу стремятся, чтобы узнать еще больше.

50 % учащихся имеют средний уровень мотивации. В случае доминирования социальных мотивов учения ребенок стремится в школу, чтобы занять в обществе новую позицию — позицию школьника. Познавательная потребность выражена у него слабо, а потому в школе его прежде всего интересуют не знания, которые дает учитель, а строгое исполнение роли ученика, заданной новой социальной позицией. Фактически первоклассник с доминированием социальных мотивов учения полностью ориентирован на одобрение и похвалу учителя, которые, по существу, позволяют ему удовлетворить его потребность в общении на новом уровне.

У 0 % первоклассников уровень мотивации низкий. Доминирование игровых мотивов отрицательно сказывается на успешности усвоения учебного материала и формировании учебной деятельности. Такие школьники делают на уроке не то, что задано, а то, что им хочется: в тетради пишут не буквы и слова, а рисуют машины, домики, цветочки и пр.; приносят из дома игрушки и играют ими на уроке; не понимают специфической функции учителя, строят свое общение с ним исключительно на эмоциональной основе; не принимают школьных правил поведения, на уроке могут ходить по классу, комментировать действия учителя и одноклассников; не понимают обязательности выполнения учебных заданий, в том числе и домашних.

3. Эмоциональное состояние.

Эмоциональное состояние, то есть преобладающее настроение ребенка имеет три уровня выраженности.

– Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично, пребывает в состоянии эйфории.

– Эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться, печалиться, поводов для беспокойства нет, адаптация протекает в целом нормально.

– Преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминирует плохое настроение и неприятные переживания. Плохое настроение свидетельствует о нарушении адаптационного процесса, о наличии проблем, которые ребенок не может преодолеть самостоятельно. Преобладание плохого настроения может нарушать сам процесс обучения, но свидетельствует о том, что ребенок нуждается в психологической помощи.

Эмоциональное состояние

У 62.5 % учащихся общее отношение к школе, к учителю, к одноклассникам положительное, преобладает хорошее настроение и позитивная самооценка. Эмоциональное состояние детей в школе хорошее.

У 37.5 % учащихся общее эмоциональное состояние нормальное, т.е. оптимальное для успешной учебной деятельности.

0 % первоклассников имеют ухудшенное эмоциональное состояние в школе. Эти дети могут испытать негативные эмоции, тревогу, страх в таких школьных ситуациях как: на уроке, у доски, перед контрольной, в общении с одноклассниками и учителем. При этом у ребенка может присутствовать переутомление и низкая работоспособность. Преобладание плохого настроения не является противопоказанием для обучения ребенка в школе и может не нарушать сам процесс обучения, но может осложнять процесс адаптации.

4. Школьная тревожность.

Выделяют три уровня тревожности:

- Нормальный уровень школьной тревожности. Причин для беспокойства нет. Неопределенные школьные ситуации не настораживают ребенка, а воспринимаются им в основном в положительном ключе.

- Повышенный уровень школьной тревожности означает, что в школьной жизни ребенка постоянно присутствует какой-то беспокоящий фактор, которому приходится противостоять. Действие этого фактора пока ограничено и еще не определяет общего самочувствия ребенка. Но все чаще ему приходится испытывать напряжение в тех ситуациях взаимодействия, в которых раньше он хорошо себя чувствовал.

- Высокий уровень школьной тревожности. Ребенок не может адекватно справляться с возникающими жизненными трудностями и находится в состоянии эмоциональной дестабилизации.

Школьная тревожность

Нормальный уровень школьной тревожности наблюдается у 50% первоклассников. Это означает, что дети в школе чувствуют себя комфортно и их ни что не тревожит.

У 50% учащихся повышенный уровень школьной тревожности, который скорее следует считать адаптационным, т.е. связан с изменением социальной ситуацией ребенка. Повышение тревожности – нормальная реакция, которая обеспечивает готовность к внезапным изменениям, дает возможность чутко реагировать на ситуацию и поведение других людей.

Высокий уровень тревожности наблюдается у 0 % учащихся. При высокой тревожности часто встречаются неврозы, которые проявляются в разных навязчивых мыслях и движениях, фобиях. Такие дети часто грызут ногти, выдергивают волосы у себя на голове. Все эти действия работают для ребенка, как ритуалы: они помогают снять эмоциональное напряжение, тревожность, и на время успокоиться.

5. Общий уровень адаптации.

Можно выделить три уровня адаптационного процесса:

- Адаптация ребенка к школе проходит нормально, поводов для беспокойства нет. Ребенку в школе нравиться, он учиться с удовольствием, выполняет все задания, которые дает учитель. Ответственно относиться к выполнению домашних заданий. В школе у него преобладает хорошее настроение, эмоциональное состояние в норме. Отношение к учителю, к одноклассникам и в целом к школе положительное.

- Адаптация ребенка к школе проходит средне, возможно наличие некоторых проблем в усвоении школьных правил и норм поведения. У ребенка со средним уровнем адаптации может быть не сформирована позиция школьника, т.е. школа привлекает ребенка не собственно учебным содержанием, а тем, что в ней интересно, весело, много ребят. В целом ребенок посещает школу с удовольствием, ему нравиться учиться, но могут возникнуть трудности в учебной деятельности, конкретно в низком уровне мотивации и не желании выполнять определенные задания учителя. Такой ребенок может проявлять низкую концентрацию внимания, часто отвлекаться. Для того чтобы начать заниматься для него важно реальное присутствие взрослого в позиции учителя, т.е. если учитель к нему лично не обратился, ему лично не сказал, что надо делать он может и не начать выполнять задание. Однако после помощи или даже эмоциональной поддержки учителя он может начать действовать самостоятельно.

- Адаптация ребенка находится на низком уровне, в школе у ребенка могут преобладать отрицательные эмоции и плохое настроение. Такой ребенок чаще всего на уроках отказывается выполнять задания учителя, занят посторонними делами, может отвлекать соседей по парте. Учебная деятельность его не привлекает, если она ему не интересна. Часто ребенок с низким уровнем адаптации не хочет учиться, утром может отказываться идти в школу. Кроме этого, возможны проблемы в поведении, в не соблюдении школьных норм и в нарушении школьных правил. У такого ребенка чаще встречаются проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками, возможно, преобладание отрицательного отношения к учителю.

Уровень адаптации

У 62.5 % учащихся адаптация проходит нормально, поводов для беспокойства нет. Ребенку в школе нравиться, он учиться с удовольствием. Настроение у ребенка в школе хорошее, эмоциональное состояние в норме. Отношение к учителю, одноклассникам положительное.

У 37.5% учащихся адаптация проходит средне, возможно наличие некоторых проблем. Ребенок посещает школу с удовольствием, ему нравиться учиться, но могут возникнуть некоторые трудности связанные с поведением ребенка, отношением к учителю, одноклассникам, проблемами в усвоении учебной деятельности.

У 0 % детей адаптация находится на низком уровне, в школе у него могут преобладать отрицательные эмоции и плохое настроение. Ребенку может не нравиться учиться, в школе у него могут быть проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками, возможно, присутствует отрицательное отношение к учителю. На уроках ребенок, скорее всего не заниматься, учебная деятельность его не привлекает.

Выводы и рекомендации:

В целом в 1 классе уровень адаптации высокий, возможно наличие некоторых проблем в усвоении школьных правил и норм поведения. У ребенка с высоким уровнем адаптации сформирована позиция школьника, т.е. школа привлекает ребенка собственно учебным содержанием, и тем, что в ней интересно, весело, много ребят. В целом ребенок посещает школу с удовольствием, ему нравиться учиться, но могут возникнуть трудности в учебной деятельности, конкретно в среднем уровне мотивации и нежелании выполнять определенные задания учителя.

Педагогу-психологу:

· Облегчить естественный процесс адаптации, сделав его по возможности безболезненным для ученика, учителя и родителя.

· Создать доброжелательную атмосферу, позволяющую успешно выстраивать отношения учитель – ученик, учитель – родитель.

· Актуализировать мотивацию обучения, научить ученика постепенно понимать и брать на себя ответственность за успешность своего обучения.

Если говорить о специфических задачах, для каждой группы участников учебного процесса, то они будут следующими:
Для учеников первых классов:

· Помочь ребёнку принять позицию школьника;

· Помочь в освоении навыков коммуникативного общения, умения принимать новый коллектив и уважительно относиться к каждому из его участников;

· Научить ребёнка навыкам учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;

· Создать благоприятную обстановку для развития личности ребёнка;

Для учителей:

· Снизить уровень тревожности учителя перед встречей с новыми учениками;

· Помощь в наблюдении за учащимися, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к личности ученика;

· Расширить знания педагога в области возрастной психологии, своевременно дать рекомендации по работе с разной категорией детей (гиперактивным, агрессивными, застенчивыми, медлительными и т.д.) и т.д.

Для родителей :

· Научить родителей адекватно оценивать возможности и способности своего ребёнка (изучение интересов и склонностей, наблюдение за особенностями поведения и усвоения учебного материала);

· Способствовать принятию ребёнка таковым, какой он есть (развитие эмпатии у родителей);

· Предложить формы работы и оказания психологической помощи в сложных ситуациях (диагностика, консультирование, коррекция, рекомендации);

· Снять напряжение у родителей вызванное предстоящим учебным процессом;

· Создать атмосферу сотрудничества родителей с педагогическим коллективом, администрацией школы.

Классному руководителю:

1. Систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в адаптации.

2. Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении: леворукие, синдром гиперактивность, застенчивость, неврозы и т. п.

3. Включать детей, занимающих низкое статусное положение в группе сверстников, в общественнозначимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.

4. Используйте активные формы работы для формирования коллектива и создания благоприятного социально - психологического климата.

5. Просите повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания.

6. Используйте игровые приемы, специальные развивающие игры. Чаще всего в 6 лет игра всё ещё остается ведущим видом деятельности.

7. Организуйте личное общение с каждым учеником своего класса; будьте в курсе их радостей и переживаний.

8. Постоянно подвергайте анализу свою деятельность, ведите поиски новых эффективных методов, приемов обучения, используйте метод сотрудничества и приемы дифференцированного обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ о проделанной работе по адаптации первоклассников, с видами психологических треннингов.

Отчет педагога Салядиновой Л.А. по результатам проведения исследования особенностей адаптации учащихся в 1–м классе .


2016 - 2017 уч.г.

Цель исследования: изучение особенностей адаптации учащихся 1-х классов к школе.
Задачи исследования:
- выявить актуальное эмоциональное состояние ребенка,
- выявить ситуации вызывающие затруднения в процессе адаптации,
- выявить уровень мотивации к школе,
- выявить детей нуждающихся в помощи психолога в адаптационный период.
диагностика проводилась по методика:

Анкета для первоклассников по оценке уровня школьной мотивации (А.Г. Лускановой);

Методика изучения социально-психологической адаптации детей к школе.(Э.М.Александровская);

- Методика психосемантической экспресс-диагностики мотивации (Соломин И.Л.);

Проективная методика "Школа зверей" (Н.Г. Лусканова);

Анкета для родителей первоклассников.

Ход проведения методики:

Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

По результатам данной методики выявлено, что у большинства детей наблюдается завышенная самооценка, она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. Сравнительно небольшому количеству детей присуща адекватная самооценка, т.е. у ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность. В каждом классе, есть буквально один или два ребенка с несколько заниженной самооценкой. Как правило, это связано с определенной проблемой ученика, возможно разрушена ситуация успеха или нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми.

Преимущество анкетного метода состоит в том, что он позволяет за короткое время опросить большое количество учащихся. Проводить в индивидуальной форме.

Вопросы анкеты:

Тебе нравится в школе?

Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

чаще хочется остаться дома

Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

остался бы дома

пошел бы в школу

Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

Ты часто рассказываешь о школе родителям?

Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

У тебя в классе много друзей?

Тебе нравятся твои одноклассники?

По результатам, полученным с помощью данной методики мы выявили, согласно баллам, следующие группы:

Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока. Таких в классе 6 учащихся.

Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой. В 1 классе таких учащихся – 6.

Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации. Данной категории учащихся выявлено 2 человека.

«Методика изучения социально-психологической адаптации детей к школе.(Э.М.Александровская)

Ф.И.О. учителя Салядинова Л.А. _ Класс 1

Фамилия, Имяучащегося

Критерии оценки уровня СПА

С помощью данной методики учащиеся оцениваются по следующим критериям:

1.Эффективность учебной деятельности;

2. Усвоение знаний;

3. Усвоение школьных норм поведения;

4. Поведение на перемене;

5. Отношение к сверстникам;

6. Отношение к учителю;

21-35 баллов - зона адаптации; ЗА – 9 человек

15-20 баллов - зона неблагоприятных тенденций; ЗНТ – 5 человек

0-14 баллов - зона дезадаптации или зона затрудненной адаптации.ЗТА.

По указанной таблице видно, адаптационный период основная масса учащихся проходит благополучно и лишь 5 человек требуют дополнительной работы со стороны учителей и родителей, а также их внимания, поддержки.

Хороший результат-оптимальная работоспособность .Дети отличаются бодростью,здоровой активностью,готовностью к энергозатратам.Нагрузки соответствуют возможностям.Образ жизни позволяет детям восстанавливать затраченную энергию.

На ряду с хорошими есть и отклоняющиеся результаты,так у ребят выделяется и Компенсирование состояние усталости.В этом случае самовосстановление работоспособности происходит за счет периодического снижения активности.Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха

При преобладании отрицательных эмоций у ребят доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые дети не могут решить самостоятельно.

Эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.

Детям предлагается нарисовать то, что им больше всего нравится в школе.

Для большей надежности оценки детских рисунков при проведении обследования целесообразно спросить ребенка, что он изобразил, почему нарисовал тот или иной предмет или ситуацию. В ряде случаев по рисункам детей можно судить не только об уровне их учебной мотивации, об их отношении к школе, но и выявить те стороны школьной жизни, которые являются для ребенка наиболее привлекательными.

По рисункам 6 из 14 учащихся видно, яркие, жизнерадостные тона говорят о благополучном эмоциональном состоянии ребенка в школе, отсутствуют негативные ассоциации, связанные со школой, его размещение и использование цветовой гаммы также говорит о принятии ребенком школы, 4 из них - негативных ассоциаций нет, цветовая гамма яркая. Однако отделение учеников линиями друг от друга может свидетельствовать о трудностях во взаимоотношениях со сверстниками. Очень высока оценка учителя. Ребенок заинтересован в общении, но преграды в виде столбиков, деревьев и ступенек косвенно может подтвердить затруднения в налаживании контактов.

У 4 учащихся звери не разукрашены. Нет четкого различия между учителем и учениками или учителя вообще нет. Практически все звери стирались ластиком и рисовались вновь. Достаточно сильный нажим карандаша. Лист помят. Можно предположить наличие у ребенка тревожности, напряженности возможно связанной со школой. Вероятно, школа привлекает ребенка внеучебными сторонами.

По результатам, полученным с помощью данных методик, мы видим, что у большинства детей формировалось положительное отношение к школе, но некоторых школа привлекает внеучебными сторонами.

Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

Однако среди учеников имеется 4 человека с максимально высоким уровнем школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

Примерно у 20 % учеников, а это 3 ученика , на данный момент низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, на уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают затруднения в учебной деятельности.

Целью проведения данных методик было выявление нравственные представления учеников, способности выделить моральное содержание действий и ситуаций. Что примечательно большое количество детей с высоким уровнем, такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, ориентацией на интересы и потребности других людей, направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственных норм.

Дети со средним уровнем, 4 ученика, достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной комфортности и сохранению хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников.

Лишь совсем немногие дети показали низкий уровень, 3 ученика, возможно такие школьники посещают школу неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом и отсутствует желание следовать им испытывают проблемы в общении с одноклассниками, взаимоотношениях с учителем.

Помочь ребенку адаптироваться можно только работая вместе и педагогам и родителям. Уделять внимание, объяснять непонятое, создать атмосферу доверия ко взрослому.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Справка -анализ по итогам адаптационного периода в 1 классе. В конце сделаны выводы, даны рекомендации.

Итоги адаптационного периода учащихся 1 класса.

Классный руководитель: Левина М.И.

Согласно плану ВШК в сентябре-октябре месяце проводилось изучение адаптации учащихся 1 класса.

Цель: выявить степень успешности адаптационного периода, создание благоприятных условий УВП, соблюдение требований к современному уроку.

Вид контроля: тематический.

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека - это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. В данный период ребёнок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит пред учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по - настоящему. Это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации детей к школе 1,5- 2 месяца. Но некоторые дети проходят этот сложный период дольше - 3-4 месяца.

Изменение режима дня;

Организация правильного питания;

- Развитие двигательной активности;

- психологический климат в семье;

- формирование интереса к школе;

- недопустимость физического воздействия;

- учёт темперамента ребёнка;

- организация контроля за учёбой;

- поощрение за успехи и достижения;

- развитие самоконтроля и объективной самооценки.

В 1 классе 19 учащихся, 1 ребёнок – Мингазова Виктория обучается на дому, 2 учащихся имеют справки ПМПК – Маслов Юрий и Неживов Артём. С целью успешной адаптации детей к процессу обучения в школе созданы благоприятные условия:

- учебные занятия проводятся в первую смену;

- пятидневная учебная неделя;

- продолжительность уроков первые 2 недели -35 минут;

1 -2 неделю - 3 урока, а затем по 4-5 уроков;

- дети получают горячее питание (бесплатно 9 уч-ся);

- систематически в классе работает психолог.

Истекший период обучения показал, что социально-психологическая адаптация прошла успешно.

С высоким уровнем адаптации 5 учащихся: Кенешов Дияр, Умбетова Дина, Белейчук Юлия, Нугуманова Жанна, Карпенко Василиса. Эти ребята способны работать по аналогии, умеют делать выводы, внимательно слушают указания учителя, соотносят свои действия с ними, могут выполнить задания самостоятельно, не испытывают затруднения при решении усложнённых задач.

К среднему уровню я могу отнести 11 учащихся: Лактионова Ксения, Салменова Рамина, Альтенгоф Иван, Ткаченко Демид, Мазинов Данияр, Сидунова Эмилия, Искаков Арлан, Довбня Анастасия, Набоженко Павел, Борусовский Максим, Кужагильдин Исахмет. Эти дети успешно адаптировались к обучению в школе. Обычно у них преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, дети положительно относятся к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний. Понимают учебный материал, но выполняют задания только при контроле. Основное содержание учебных программ усваивают.

Низкий уровень адаптации у 2 учащихся первого класса: Маслов Юрий и Неживов Артём. Эти дети затрудняются работать самостоятельно, не справляются с самостоятельными работами, усваивают учебный материал фрагментами, требуют постоянного контроля, побуждения к действию, напоминания, могут работать с длительными переменами. У ребят низкий кругозор, недостаточная осведомленность.

Я, как учитель, стараюсь обучать детей на уроках, не перегружая, учитывая их психологические и возрастные особенности, развивая их индивидуальные способности. Атмосфера на уроках рабочая, но некоторым детям ещё трудно концентрировать внимание, у них снижена работоспособность, они быстро утомляются, нечётко представляют предъявляемые к ним требования (Маслов, Неживов). Для успешного обучения на уроках использую игры, занимательные элементы, яркие наглядные пособия, ИКТ. Это формирует интерес к предметам, обеспечивает доступность изучения программного материала, активизирует деятельность уч-ся, развивает наблюдательность, мышление, память, речь. На уроках проводятся физминутки в стихотворной форме, гимнастика для глаз, кистей рук, пальцев, постоянно обращается внимание на осанку, на правильное положение головы при письме и чтении. Обучение первоклассников проходит без балльного оценивания знаний. Использую словесную объяснительную оценку (формативное оценивание) лишь при положительных ответах и активной работе учеников.

Выводы и рекомендации:

В школе созданы условия, благоприятно влияющие на учебно - воспитательный процесс в первом классе.

Работа учителей на уроках строится с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, её эффективность необходимо продолжать повышать.

3. Продолжить работу по повышению уровня организованности и дисциплинированности уч-ся.

Читайте также: