Анализ проекта в начальной школе пример

Обновлено: 02.07.2024

В последние годы в рамках проводящихся реформ в сфере образования большое внимание уделяется формированию у учащихся навыков самостоятельной творческой деятельности - умение добывать и обрабатывать информацию, умение конструировать новое знание, и использовать его для решения образовательных, производственных задач. В связи с этим особую актуальность приобрела проектная деятельность школьников. Учителя иностранных языков также организуют проектную деятельность школьников на своих уроках, что помогает показать практическую ценность изучения языка, повышает уровень владения учащимися не только предметными, но и оргдеятельностными навыками.

Что же такое проектная деятельность?

Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности.

Основная ценность метода проектов состоит в том, что он ориентирует учеников не на простое изучение темы, а на создание конкретного образовательного продукта.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

В процессе создания образовательного продукта, каждый ученик, имея возможность получить, открыть или сконструировать собственное знание об изучаемом реальном объекте неизбежно проявляет и развивает свои личностные познавательные способности. При изучении одних и тех же для всех учеников образовательных объектов, школьники конструирует субъективные образы этих объектов, не всегда совпадающие как друг с другом, так и с общепринятой системой знаний. Например, познавая подсолнух – реальный образовательный объект, один ученик формулирует идею подсолнуха как символ солнца, другой – как источник семян новых растений, третий – как пищи для людей и животных. Разные образовательные продукты познания одного и того же объекта свидетельствуют не об их ошибочности, а о различных образовательных позициях и траекториях учеников. Субъективность познания означает, что каждый ученик проникает в глубины своего идеального мира, расширяет соответствующую индивидуальную сферу своего личностного потенциала.

Ядром образовательного процесса, на мой взгляд, является следующий подход - от мотивированной деятельности ученика по освоению реальности, в его внутренним приращениям, и от них к освоению культурно-исторических достижений.

  • изучение, обозначающее “постичь учением, усвоить в процессе обучения”
  • усвоение, трактуемое как “основной путь приобретения индивидом общественно-исторического опыта”
  • познание, то есть “процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания”

Не всегда предъявляемый учеником результат является продуктом его творчества. Одна и та же работа может быть творческой для одного ученика и нетворческой (репродуктивной) для другого. Признание субъективности и относительности творчества ученика – руководящий принцип в планировании, диагностике и оценке образовательных достижений. Воплощение данного принципа предусматривает рефлексивный анализ учащимися своей деятельности, когда им предлагается ответить на вопросы типа: почему я выбрал эту тему проекта, что я понял и чему научился, как я её выполнял, что явилось для меня новым, какие у меня возникли трудности, как я их преодолевал. Ответы на эти вопросы дают представление о степени его творческого участия. Одно лишь внешнее выражение результатов деятельности может не отражать адекватных внутренних изменений ученика.

  • Создан в заданном учителем направлении и с заранее известным результатом
  • Создан в заданном направлении, с неизвестным ученику и учителю результатом
  • Новым по отношению к специалистам в данной области.

В ходе обучения происходит контроль и оценка текущей образовательной продукции учащихся. Как же оценить проектный продукт корректно?

Предварительно разработанные критерии необходимо предъявить учащимся, а они в свою очередь станут своеобразным ориентиром на положительный результат.

Таким образом, проектную деятельность учащихся необходимо оценивать по предварительно разработанным критериям, которые должны быть предъявлены учащимся перед началом работы и тем самым являются ориентиром на положительный результат.

Рассмотрим в качестве примера работу учителя и учеников над проектом

“MY FAMILY” во 2 классе

Памятка - рекомендации “Особенности организации проектной деятельности”

- Определите цель, задачи проекта;

- Открывайте новые знания!

- Выбирайте пути решения возникших проблем.

- Проявите самостоятельность, инициативность, креативность!

1. Ученик изучает и осваивает свой образовательный объект;

2. Создает в результате свой образовательный продукт;

3. Сопоставляет свой продукт с культурным аналогом;

4. Переосмысливает свой продукт и одновременно осваивает общекультурные достижения;

5. Процесс сопровождается рефлексией. На ее основе происходит оценка, самооценка.

  • Визитная карточка проекта.
  • Исследовательский проект

Тема: “My family” (2 класс)

Цель – создание семейного древа.

  • собрать и обобщить материал о семье;
  • закрепить знание лексических единиц по теме;
  • развивать основы самоконтроля и самооценки;
  • формировать умения представления информации в удобном для восприятия виде.

“Итоговый продукт” - семейное древо.

По тематическому учебному плану соответствует: 2 класс, Unit 6 “I love my family”

  • Члены семьи.
  • Возраст
  • Что умеют делать члены вашей семьи?
  • Подобрать фотографии членов семьи.

Внешние и внутренние образовательные продукты, которые должны стать результатом проекта “My family”

Внешний продукт Внутренний продукт
Освоение реальности:

освоение культурно - исторических достижений:

способность к анализу и синтезу

  • Учебник “MILLIE 2”
  • рабочая тетрадь к учебнику
  • бумага
  • краски

Форма работы - индивидуальная.

  • Анализ ученических творческих работ
  • Анализ уровня развития личностных качеств ученика
  • Анализ рефлексивных самооценок учащихся
  • Анализ качественных характеристик

Лист оценивания проектных работ учащихся.

полезность и значимость работы для автора и для других людей

выше среднего - 4

ниже среднего - 2

(структурирование знаний, получение знаний и опыта в проектной деятельности)

(самоопределение, эмоциональное поведение, отношение к миру)

(наличие собственного мнения и его формулирование, создание собственного продукта).

Актуальность. Коррекционная работа по обогащению словарного запаса на внеклассных занятиях у детей с ОВЗ.

Практическая значимость. Ритм стихотворений способствует активизации различных аналитических систем, становлению умственных способностей. Рифмованные сочетания слов вызывают в воображении ребёнка яркие красочные образы, учат смело и быстро мыслить, находить верные образные выражения и расширяют кругозор обучающегося. Именно поэтому, чем раньше научить детей мыслить рифмами, тем ярче и яснее они будут выражать своё мнение.

И я считаю, что нам, педагогам специальных коррекционных школ, нужно помочь обучающимся с ОВЗ в развитии этих необходимых коммуникативных (речевых) навыков, способностей.

Последовательность работы над проектом строилась следующим образом:

- знакомство ребят со значением поэзии в литературе и культуре ;

- знакомство с жанрами лирических произведений;

- знакомство с новыми поэтами и их стихотворными произведениями;

- знакомство с основами стихосложения и средствами художественной выразительности;

-учителем совместно с детьми будут определены темы стихотворений, из которых ребята определят для себя интересующие их темы, и несколько тем будет определено учителем совместно с детьми, для коллективного творчества;

- составление словаря (примеры рифм, троп …);

- придумывания стихотворений по аналогии;

- придумывания стихотворений по картинкам (сюжеты, портреты, природа и т.д.);

- придумывание стихотворений по опорным словам;

- на последнем этапе будут даны примеры и памятки для сочинения собственных стихотворений.

Постановка проблемы. Обучающимся с ОВЗ трудно выражать свои мысли и грамотно строить свою речь.

Сочинение стихотворени й позволит им расширить свой кругозор, развивать логику, мышление, воображение, письменную и устную речь, развивать умение анализировать стихи, учить находить в них рифмы, воспитывать нравственные чувства. А так же развивать и реализовывать свои творческие способности.

Результатом работы над проектом должен был стать сборник стихотворений, созданных самими обучающимися и коллективно совместно с учителем.

Проект рассчитан для об уча ю щихся 6-го класса (возраст 11-13 лет) на 1 год обучения.

Новизна проекта. Развитие устной и письменной речи учащихся на основе самостоятельного стихосложения.

Отличительная особенность данного проекта заключается в том, что на данном проекте ребята развивают свои литературные творческие способности, проявляют свою индивидуальность и учатся тому, что через стихотворения они могут чему-то научить других людей или поделиться с окружающими своими чувствами, впечатлениями, переживаниями или рассказать о самом сокровенном, волнующем их и желанном.

Достижение поставленных целей, методы реализации проекта.
Виды деятельности: творческий, информационный, прикладной.
Применяемые умения:
– проектные (организационные, информационные, поисковые, коммуникативные, презентационные, оценочные);
– предметные (чтение, русский язык, природоведение и т.д.).
Формы обучения: групповая и индивидуальная.
Продолжительность выполнения: с сентября 2015г. по май 2016г..
Средства обучения: печатные, наглядные.
Формы продуктов деятельности: участие во всероссийских и международных творческих конкурсах; создание сборника стихотворений для обучающихся начальных классов специальной коррекционной школы.

Тематическое планирование (рассчитано на 1 час в неделю). Всего 34 часа.

Мониторинговые критерии, отражающие результативность проекта:

-знания учащихся о поэзии;

-интерес учащихся к чтению стихотворений;

- уровень развития творческих способностей учащихся;

- уровень сформированности устной и письменной речи учащихся;

-уровень сформированности личностных качеств (трудолюбие, инициативность, любознательность).

В результате отслеживаемых мониторинговых критерий, можно сделать вывод о том, что обучающиеся были заинтересованы данным видом деятельности, и показали достаточно хороший результат по всем отслеживаемым критериям.

Результатом нашей работы в этом учебном году стало участие обучающихся в заочных Всероссийских и Международных творческих конкурсах, это:

Так же разработка данного проекта стала лучшей во Всероссийском дистанционном конкурсе с международным участием, на лучший педагогический проект на сайте конкурс. net . (дипломом 1 степени).

Расширение направлений деятельности в рамках проекта

1.взаимодействие с культурными учреждениями нашего города (библиотеки);

2.предоставление детям дополнительных площадок, как в рамках школьных мероприятий, так и за ее пределами;

3.активное привлечение родителей к совместной деятельности с детьми для данного вида творчества.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Анализ организации проектной деятельности в начальной школе

Задачи проектной деятельности в учебном процессе :

• обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по ее достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);

• формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

• формирование и развитие креативности, критического мышления и аналитических способностей;

• развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, оформлять и презентовать информацию, иметь понятие о библиографии);

• формирование позитивного отношения к деятельности (учащийся должен проявлять инициативу, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Проектная деятельность призвана научить учащихся умению:

• видеть проблему и преобразовывать ее в цель собственной деятельности;

• ставить стратегическую цель (отдаленную по времени, но значимую) и разбивать ее на тактические шаги;

• оценить имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время, и распределить их;

• добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по значимости, ограничивать по объему, использовать различные информационные источники;

• планировать свою работу;

• выполнив работу, оценить ее результат, сравнить его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;

• видеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем.

Практико-ориентированный . Работа ведется в соответствии с четким заказом на конечный продукт. Предполагается, что он будет использоваться для решения каких-то проблем. Например, дети должны изготовить учебные пособия для всего класса или кормушки для птиц.

Исследовательский . Выполняя его, учащиеся превращаются в настоящих ученых. Они выдвигают гипотезы, проводят эксперименты и социологические опросы, сооружают действующие модели, исследуя выбранную проблему.

Информационный . Школьники собирают достоверные данные о каком-то объекте или событии, оформляют их в виде статьи, реферата, книги и представляют широкой аудитории.

Творческий. Результаты проведенного исследования оформляются нетрадиционно. Это может быть поделка, рисунок, видеофильм, театрализованная сценка, игра, стихи и сказки собственного сочинения

В методе проектов на первое место становится деятельность.

Все учителя начальной школы используют проектную деятельность, как в урочной, так и во внеурочной работе.

Читайте также: