Наука как процесс познания кратко

Обновлено: 04.07.2024

Познание - процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Часто понятия наука и познание отождествляются. Но такое отождествление является упрощением.

Наука представляет собой лишь одну из исторических форм познания мира.

Различают донаучное (мифология, религия), вненаучное (обыденное) и научное познание.

В настоящее время наука - наиболее развитая форма познания мира.

Она познает объективные законы изучаемых явлений. Благодаря этому наука обладает предсказательной функцией, позволяет предвидеть ход событий.

Формула науки:

Знать, чтобы предвидеть;

Предвидеть, чтобы действовать со знанием дела.

Вненаучное обыденное познание - неспециализированная деятельность человека в процессе его жизнедеятельности. Его результатом является жизненно-практическое знание, которое, так же как и научное, может быть объективным. Однако оно позволяет лишь констатировать и поверхностно описывать состояние предметов, вещей, фиксировать некоторые факты.

Научное и обыденное познание имеют ряд важных отличий:

1. Характер объекта познания. Обыденный опыт имеет дело с целым объектом и всем комплексом его внешних связей. В науке объект познают посредством изучения его частей и нахождения связей между ними, при этом на теоретическом уровне имеют дело не с самими объектами, а с их идеализированными моделями.

2. Системность и обоснованность — признак, отличающий научное знание от обыденного. Научные знания выстраиваются в систему посредством логического выведения одних утверждений из других.

3. Проверка достоверности полученных знаний. Достоверность обыденного знания может быть установлена только опытом или в процессе производства. Наука использует специфическое средство проверки знаний — эксперимент.

4. Использование специальной аппаратуры. В отличие от обыденного познания наука нуждается в специальных орудиях и средствах исследования — научной аппаратуре (инструментах, приборах, оборудовании).

5. Используемый язык. В процессе обыденного познания пользуются обычным, разговорным языком. В науке помимо разговорного используется особо разработанный язык специфических терминов, символов, схем, формул.

6. Необходимость особой подготовки. В отличие от обыденного познания занятия наукой требуют особой подготовки — теоретической, практической, методической.

Научное знание предполагает не только описание, но и объяснение фактов, выявление всего комплекса причин, порождающего явление.

Наука ориентирована на получение такого нового знания, истинность которого не только утверждается, но и доказывается, обосновывается.

Характерные черты науки :

  1. объективность – воспроизведение действительности такой, какой она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания;
  2. достоверность – связана с постоянной проверкой полученных результатов;
  3. системность – стремление к целостному охвату объекта изучения, заключающееся в исследовании явлений и объектов как части целостной системы и сведению многообразных типов связей элементов системы в единую теоретическую картину;
  4. универсальность – с одной стороны для нее характерно стремление исследовать мир во всем его многообразии, с другой ее данные истинны для всей Вселенной при тех условиях, при которых получены исследователем
  5. общезначимость– научные знания могут быть использованы всеми людьми. Наука оперирует единым языком терминов и понятий;
  6. фрагментарность- наука делится на отдельные дисциплины, поскольку изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности и ее параметры. В науке объект познают посредством изучения его частей и нахождения связи между ними. Обыденный опыт имеет дело с целым объектом и всем комплексом его внешних связей (различие по характеру предмета познания);
  7. незавершенность и критичность – процесс научного познания бесконечен, т.к. научное знание не может достичь абсолютной истины; всякое знание относительно, любые результаты могут быть поставлены под сомнение и пересмотрены
  8. преемственность – новые знания определенным образом соотносятся со старыми знаниями;
  9. внеморальность- научные истины нейтральны в морально-этическом плане.

Кроме того, для науки характерны свои особые методы и структура исследований, язык, аппаратура.В отличие от обыденного познания занятия наукой требуют особой подготовки – теоретической, практической, методической.

Познание - процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Часто понятия наука и познание отождествляются. Но такое отождествление является упрощением.

Наука представляет собой лишь одну из исторических форм познания мира.

Различают донаучное (мифология, религия), вненаучное (обыденное) и научное познание.

В настоящее время наука - наиболее развитая форма познания мира.

Она познает объективные законы изучаемых явлений. Благодаря этому наука обладает предсказательной функцией, позволяет предвидеть ход событий.

Формула науки:

Знать, чтобы предвидеть;

Предвидеть, чтобы действовать со знанием дела.

Вненаучное обыденное познание - неспециализированная деятельность человека в процессе его жизнедеятельности. Его результатом является жизненно-практическое знание, которое, так же как и научное, может быть объективным. Однако оно позволяет лишь констатировать и поверхностно описывать состояние предметов, вещей, фиксировать некоторые факты.

Научное и обыденное познание имеют ряд важных отличий:

1. Характер объекта познания. Обыденный опыт имеет дело с целым объектом и всем комплексом его внешних связей. В науке объект познают посредством изучения его частей и нахождения связей между ними, при этом на теоретическом уровне имеют дело не с самими объектами, а с их идеализированными моделями.

2. Системность и обоснованность — признак, отличающий научное знание от обыденного. Научные знания выстраиваются в систему посредством логического выведения одних утверждений из других.

3. Проверка достоверности полученных знаний. Достоверность обыденного знания может быть установлена только опытом или в процессе производства. Наука использует специфическое средство проверки знаний — эксперимент.

4. Использование специальной аппаратуры. В отличие от обыденного познания наука нуждается в специальных орудиях и средствах исследования — научной аппаратуре (инструментах, приборах, оборудовании).

5. Используемый язык. В процессе обыденного познания пользуются обычным, разговорным языком. В науке помимо разговорного используется особо разработанный язык специфических терминов, символов, схем, формул.

6. Необходимость особой подготовки. В отличие от обыденного познания занятия наукой требуют особой подготовки — теоретической, практической, методической.

Научное знание предполагает не только описание, но и объяснение фактов, выявление всего комплекса причин, порождающего явление.

Наука ориентирована на получение такого нового знания, истинность которого не только утверждается, но и доказывается, обосновывается.

Характерные черты науки :

  1. объективность – воспроизведение действительности такой, какой она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания;
  2. достоверность – связана с постоянной проверкой полученных результатов;
  3. системность – стремление к целостному охвату объекта изучения, заключающееся в исследовании явлений и объектов как части целостной системы и сведению многообразных типов связей элементов системы в единую теоретическую картину;
  4. универсальность – с одной стороны для нее характерно стремление исследовать мир во всем его многообразии, с другой ее данные истинны для всей Вселенной при тех условиях, при которых получены исследователем
  5. общезначимость– научные знания могут быть использованы всеми людьми. Наука оперирует единым языком терминов и понятий;
  6. фрагментарность- наука делится на отдельные дисциплины, поскольку изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности и ее параметры. В науке объект познают посредством изучения его частей и нахождения связи между ними. Обыденный опыт имеет дело с целым объектом и всем комплексом его внешних связей (различие по характеру предмета познания);
  7. незавершенность и критичность – процесс научного познания бесконечен, т.к. научное знание не может достичь абсолютной истины; всякое знание относительно, любые результаты могут быть поставлены под сомнение и пересмотрены
  8. преемственность – новые знания определенным образом соотносятся со старыми знаниями;
  9. внеморальность- научные истины нейтральны в морально-этическом плане.

Кроме того, для науки характерны свои особые методы и структура исследований, язык, аппаратура.В отличие от обыденного познания занятия наукой требуют особой подготовки – теоретической, практической, методической.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

За два с половиной века своего развития наука стала чрезвычайно сложным и разветвленным образованием, в котором, однако, явно прослеживается системная организация и внутренняя структура. В иерархическом порядке основные элементы структуры научного знания располагаются следующим образом:

– достоверно установленные факты;

– закономерности, обобщающие совокупности фактов;

– теоретические построения, отражающие системы закономерностей, которые в совокупности описывают некоторые области реального мира;

– научные картины мира, создающие обобщенные образы реальности, объединяющие в системное единство все не противоречащие друг другу теории.

Достоверно установленные факты (т. е. факты, подтвержденные многочисленными наблюдениями, результатами экспериментов, их проверок и перепроверок) составляют эмпирический базис науки. Накапливаемые в процессе исследований факты по определенным правилам систематизируются и обобщаются. В случае достоверного обнаружения общности фактов, повторяющегося их единообразия и причинно-следственных связей можно говорить о том, что найден эмпирический закон – общее правило, которому подчиняются наблюдаемые явления.

Однако закономерности, устанавливаемые на эмпирическом уровне, особенно если речь идет о непосредственном наблюдении явлений, а не о специальным образом организованном эксперименте, зачастую мало что объясняют, поскольку не вскрывают движущие силы, первопричины этих явлений. Поэтому эмпирические закономерности, как правило, малоэвристичны. Для выяснения природы тех или иных явлений, а также для определения направления дальнейших исследований необходимо рассмотрение вопроса на другом – теоретическом – уровне познания.

Цель научного познания, как уже отмечалось, состоит в установлении законов – существенных, устойчивых связей между явлениями, т. е. в выявлении общего для определенной области действительности. Для установления такой общности наука прибегает к абстрагированию , оперируя общими, повторяющимися характеристиками идеализированных объектов и не принимая во внимание все другие характеристики реальных объектов, несущественные с точки зрения решаемой задачи.

На эмпирическом уровне, таким образом, фиксируются внешние общие характеристики (признаки) реальных предметов и явлений. Что же касается вычленения существенных с точки зрения задачи исследования внутренних признаков, то здесь-то и проявляется феномен научного творчества – предвидение, догадка, озарение, наконец. Далее следует объяснение и обоснование идеи на теоретическом уровне познания.

Теория оперирует в основном идеализированными объектами, такими как материальная точка, абсолютно твердое тело, идеальный газ и множество других. Такого рода абстракции совершенно необходимы для построения математических моделей (ведь современная теория – это продукт глобальной математизации науки). Более того, принцип абстрагирования заложен в процедуру современного эксперимента, который еще со времен Г. Галилея составляет неотъемлемую часть двуединого экспериментально-математического метода.

По сути дела, любой эксперимент организуется и проводится таким образом, чтобы исследовать тот или иной процесс при возможно минимальном воздействии посторонних с точки зрения поставленной задачи факторов. Конечно же, эксперименты проводятся с реальными объектами, но и сами объекты исследования подбираются и готовятся специальным образом, и процедура (методика) эксперимента, как правило, строится так, чтобы можно было проследить зависимость хода изучаемого процесса от управляемого изменения одного определенного параметра, когда все остальные параметры остаются неизменными (фиксируются). Поэтому результаты проведенного таким образом эксперимента оказываются пригодными для их математической обработки. Этим эксперимент качественно отличается от наблюдения в натурфилософском смысле, оставаясь, тем не менее, методом исследования на эмпирическом уровне.

В настоящее время экспериментальные исследования связаны с изучением сложных и тонких процессов, поэтому для их проведения требуются серьезное техническое оснащение, значительные энергозатраты, а также трудозатраты на обработку больших объемов информации. Усложняется также взаимодействие эксперимента с теорией, что нашло свое отражение в развитии теории планирования эксперимента и методов статистической обработки его результатов.

2.3. Структура научного познания

Проследим теперь в обобщенном виде стандартную модель построения научного знания, имея в виду, что при структурировании, расчленении на этапы столь сложного процесса не обойтись без элементов абстрагирования его частных особенностей.

Процесс познания начинается с установления посредством наблюдения определенной совокупности фактов. Если в ходе систематизации накопленных фактов обнаруживается некоторая регулярность или устойчивая, повторяющаяся зависимость, то можно считать, что получено первичное эмпирическое обобщение, или найден эмпирический закон .

Как правило, наряду с фактами, укладывающимися в рамки эмпирического закона, обнаруживаются и такие факты, которые не вписываются в обнаруженную регулярность, противоречат ей. На этом этапе неизбежно возникает необходимость выдвижения теоретической гипотезы , которая позволила бы чисто умозрительно, мысленно видоизменить известную (принятую) реальность так, чтобы противоречащие закономерности факты вписались в некую общую схему (модель), которая должна удовлетворять требованию непротиворечивости.

Теоретическая гипотеза, как пробное решение по устранению имеющегося противоречия, всесторонне анализируется на предмет ее подтверждения имеющимися эмпирическими данными и теоретическими знаниями.

Далее, при условии такого подтверждения, из гипотезы согласно правилам логики выводятся следствия, допускающие эмпирическую проверку . Эти следствия выводятся как умозрительным путем, так и на основе применения адекватного математического аппарата.

Если тщательная эмпирическая проверка на основе проведения серии специально спланированных экспериментов не подтверждает следствий из гипотезы, то можно считать, что эта гипотеза логически опровергнута . В случае подтверждения следствий из гипотезы в принципе можно говорить о рождении новой теории .

Вернемся к последнему этапу гипотетико-дедуктивной модели процесса познания, завершаемому появлением теоретического закона. Здесь следует особо отметить, что с признанием такого закона окончательная точка в процессе познания не ставится. Дело в том, что по правилам той же логики из истинности следствия не следует истинность основания (в нашем случае гипотезы).

По сути, здесь в полной мере проявляется философский принцип, провозглашающий относительный характер положений, законов и теорий всех без исключения наук, изучающих природу и общество. Мы можем говорить лишь о той или иной степени достоверности теоретической гипотезы, поскольку, как бы велико ни было количество подтверждающих ее фактов, в принципе имеется отличная от нуля вероятность того, что появятся новые твердо установленные факты, которые существенно ограничат область применения принятой теории и потребуют разработки непротиворечивой обобщающей теории. История науки знает тому немало примеров.

2.4. Критерии и нормы научности

Итак, теоретический уровень познания позволяет получить наиболее общее, целостное представление о связях и закономерностях, объективно действующих в определенной области реального мира. Эмпирическая же проверка обеспечивает достоверность установленного теоретического объяснения, т. е. возможность надежного прогнозирования поведения материальных систем. Однако нередки случаи, когда принятая теория, удовлетворяя критерию достоверности, что проявляется в правильном предсказании ранее не известных явлений, тем не менее, оказывается неадекватной природе. Это означает, что принятая теоретическая модель реального объекта неполно отражает его внутреннюю структуру и свойства. Со временем она оказывается не в состоянии непротиворечиво объяснить более широкий круг явлений. Возникает необходимость создания новой теоретической модели, которая отвечала бы критерию адекватности природе .

История естествознания знает немало примеров того, как исчерпывался эвристический потенциал казавшихся незыблемыми теорий именно по причине выявления на достигнутом уровне развития их неадекватности природе реальных явлений и процессов. Ярким примером такого рода может служить развитие представлений о природе света: от концепии упругих продольных волн к представлению об поперечных электромагнитных волнах и далее – к концепции корпускулярно-волнового дуализма света.

Следует отметить, что при разработке современных теорий вводятся понятия, которым соответствуют недоступные непосредственному наблюдению характеристики изучаемой реальности. Это приводит к определенной независимости теоретического знания от его эмпирической основы. Поэтому проблема обеспечения научности знания, его соответствия критериям и нормам научности приобретает всё большее значение, особенно если принимать во внимание активизацию всевозможных псевдонаучных идей и направлений.

Что же касается научной методологии, то она сформулировала ряд принципов для установления научности знания. Одного из них, получившего название принципа верификации , мы уже касались: любое суждение имеет смысл, только если оно эмпирически проверяемо .

Принцип верификации эффективно действует в сфере естественных наук, причем нередко на уровне косвенной верификации, когда понятия, введенные теорией, нельзя наблюдать непосредственно. Так, например, в физике элементарных частиц широко используется понятие кварков – гипотетических частиц, из которых, согласно теории, состоят участвующие в сильном взаимодействии экспериментально наблюдаемые частицы – адроны . Обнаружить свободные кварки в экспериментах не удается, чему имеется ряд объяснений. Однако достоверно зафиксированы физические явления, предсказанные кварковой теорией, что является свидетельством ее косвенной верификации.

Однако более надежное подтверждение концепций и базирующихся на них теорий обеспечивает применение принципа фальсификации , который гласит: научным может быть только то знание, которое в принципе опровержимо . Формулируя этот принцип, крупный философ ХХ в. Карл Поппер отталкивался от существенного различия весомости фактов в процедурах подтверждения и опровержения научного знания. Действительно, повторение множества подтверждающих фактов не дает окончательной уверенности в истинности того или иного закона, но достаточно одного явно опровергающего факта, чтобы признать этот закон ошибочным. В качестве примера часто приводится закон всемирного тяготения: любое количество падающих яблок не станет непреложным подтверждением его истинности, но достаточно одного яблока, полетевшего прочь от Земли, чтобы он мог считаться опровергнутым. Именно поэтому каждая неудачная попытка фальсифицировать (опровергнуть) теорию дает новое подтверждение ее научности.

Последовательное проведение в жизнь принципа фальсификации лишает научное знание законченности, неизменности. Здесь принцип фальсификации переходит в концепцию перманентной научной революции, согласно которой предполагаемая опровержимость теорий со временем становится реальной, что приводит к их крушению, возникновению новых проблем, требующих объяснения, а в этом и состоит залог прогресса науки.

2.5. Научные революции и становление научных парадигм

Последние годы характеризуются расширением функций науки: наряду с описанием и объяснением объектов и явлений она стала выполнять функцию производительной силы в том, конечно, смысле, что сегодня научные исследования и разработки лежат в основе любого производства. Результаты научной деятельности в виде научной информации являются своеобразной продукцией, непосредственно используемой в производстве материальных ценностей. Объем научной информации, производимой мировой наукой, постоянно возрастает. Как показывают количественные оценки, объем научной продукции возрастает по экспоненциальному закону , т. е. каждые 15 лет он увеличивается в е раз (где е = 2,72 – основание натурального логарифма).

Развиваясь в среднем экспоненциально, наука, однако, время от времени резко меняет темпы накопления и систематизации знаний. Периоды плавного, кропотливого накопления сведений внезапно сменяются лавинообразным возникновением принципиально новых идей, гипотез и теорий, которые кардинальным образом изменяют, казалось бы, незыблемые представления об окружающей реальности. Картина мира переписывается заново.

Такова внутренняя логика развития научного знания, логика, сочетающая эволюционные и революционные процессы. В рамках методологии обсуждаются различные модели, отражающие подобную логику развития науки. Наибольшую популярность в среде ученых приобрела концепция развития американского философа Томаса Куна , который ввел в методологию науки понятие парадигмы , в переводе с греческого означающее: образец, пример .

В истории естествознания заняли свое место парадигмы, базирующиеся на аристотелевой динамике, ньютоновской механике, максвелловской электромагнитной теории, эйнштейновской теории относительности. Развитие научного знания в рамках парадигмы стало называться нормальным ; с появлением новой парадигмы связан экстраординарный этап приращения такого знания, знаменующий собой научную революцию.

Следует подчеркнуть, что возникновение новой парадигмы логически необъяснимо, ведь она никоим образом не вытекает из предыдущего знания. Здесь мы имеем непредсказуемый скачок, скорее, даже взлет познания, иррациональное событие, к тому же не являющееся однозначно детерминированным. Дело в том, что в критический момент перехода от одного состояния к другому существует несколько возможных продолжений и реализация какого-то одного из них определяется стечением обстоятельств. Так выглядит логика эволюционного развития науки, в котором преемственность научного знания (принцип соответствия) демонстрирует сочетание наследственности и изменчивости системы, а естественный отбор сохраняет только адекватные природе гипотезы, способные развиваться во все более общие теории, обладающие высокой информативностью. Высокий уровень энтропии, характерный для противоречивых, критических ситуаций, скачкообразно сменяется полностью упорядоченным состоянием системы знаний.

Отметим также, что утверждение новой парадигмы – событие вовсе не одномоментное. Оно происходит с преодолением активного противодействия сторонников прежней парадигмы, поэтому процесс оценки, критического анализа, осмысления и принятия парадигмы происходит уже на нормальном этапе развития науки.

Альтернативная модель, выдвинутая английским философом Имре Лакатосом и базирующаяся на методологии научно-исследовательских программ, принципиально отличается от куновской положением о том, что выбор одной из конкурирующих программ должен производиться на рациональной основе. Исследовательская программа рассматривается не как основополагающая теория, а как последовательность трансформирующихся теорий, исходящих из единых принципов. Научная революция при таком подходе состоит в смене одной программы другой, конкурирующей, программой, превосходящей первую по эвристической силе. Следовательно, по И. Лакатосу, движущей силой развития науки выступает рациональная конкуренция программ, имеющих каждая свой потенциал позитивной эвристики.

Нетрудно убедиться, что, отличаясь друг от друга, две эти наиболее авторитетные модели логики науки сходятся в главном – в опоре на феномен научных революций .

Одно, пусть даже крупнейшее, научное открытие не в состоянии изменить научную картину мира. Однако такое открытие способно стимулировать серию других открытий, которые в совокупности обеспечат необходимые условия для такой смены. Речь идет в первую очередь об открытиях в таких фундаментальных науках, как физика и космология. Совершенно очевидно, что смена научной картины мира неизбежно влечет за собой такую же радикальную перестройку самих методов исследования, а также норм и критериев научности знания.

Существует общепринятое мнение о том, что в истории науки однозначно зафиксированы три научные революции, т. е. три случая кардинальной смены научной картины мира.

Первая научная революция пришлась на VI–IV в. до н. э., когда собственно наука выделилась из всего массива знаний об окружающем мире, создав вполне определенные нормы и правила обеспечения научности знания и образцы его построения. Возникшая в результате этой революции так называемая античная научная картина мира , ядро которой составляла геоцентрическая система мировых сфер , стала определяющим фактором мировоззрения на последующие 20 веков.

Вторая научная революция произошла в ХVI–ХVIII вв. Ее отправным пунктом стал переход от геоцентрической к гелиоцентрической модели мира . Одновременно в науке произошли глубочайшие перемены, приведшие к становлению классического естествознания . Итогом этой революции стала механистическая научная картина мира на базе естествознания, вооруженного экспериментально-математическим методом. При этом сложился стереотип научного знания – представление о раз и навсегда установленной абсолютно истинной картине природы.

Новая естественно-научная картина мира стала результатом глубокого переосмысления таких фундаментальных исходных понятий, как пространство, время, непрерывность, причинность, приведшего к несоответствию новых представлений критериям так называемого здравого смысла.

Существенно изменились общие представления о мире: стало очевидным, что абсолютно завершенная, истинная картина не будет создана никогда, ибо знание относительно, а абсолютная истина недостижима.

2.6. Возможности и границы научного метода

Существование одной из таких границ обусловлено тем, что сами основания науки не имеют абсолютного характера и в принципе могут быть опровергнуты. Рациональный научный метод не может быть построен иначе, чем на бездоказательном введении наиболее общих первичных допущений – постулатов, аксиом, из которых затем выводятся (более или менее строго) все последующие положения и законы теории.

В принципе опровержимы и постулаты однородности, материальности, симметричности мира, составляющие фундаментальную основу современных представлений о нем. Достоверность этих положений практически подтверждается тем, что выведенные из них следствия не противоречат наблюдаемой реальности (а также друг другу). Однако нельзя однозначно утверждать, что эта непротиворечивость сохранится и за пределами изученной наукой реальности.

Здесь мы переходим к следующему ограничению познавательных возможностей науки, связанному с принципиальной ограниченностью человеческого опыта во времени и в пространстве. По поводу того, что находится за пределами опыта, истинность любого утверждения носит вероятностный характер.

Все это свидетельствует о том, что наука не всемогуща, ее возможности не безграничны. Границы научного метода определяет сама наука (в лице ученых, конечно), поэтому нельзя утверждать, что они определены абсолютно точно и верно. Но границы эти, безусловно, существуют, и это является еще одним свидетельством того, что реальный мир гораздо сложнее и разнообразнее, чем картина мира, которую рисует наука.

Профессор

Одним из важнейших видов человеческой деятельности является исследование окружающей действительности. Важность познания заключается в том, что именно оно способствует всестороннему развитию человека и совершенствованию условий его жизнедеятельности. Среди всех форм познания высшей считается научная. Разберемся более подробно, что такое научное познание, в чём его особенности и какие виды научного познания существуют.

Что такое научное познание?

Научное познание — особый вид познавательной деятельности, который способствует появлению у человека вполне конкретных и объективных знаний о природе, человеке и обществе. При этом все полученные знания объединяются и классифицируются в единую систему.

Научное познание является крайне сложным и комплексным процессом воспроизведения этих знаний. Основная цель заключается в получении информации об объективной истине за счет использования определенных приемов и алгоритмов. Главная суть заключается в обнаружении законов различных отраслей деятельности.

Все научное познание опирается на практические исследования, формулируется специальным языком, где используются вполне конкретные термины, символы и схемы. Все утверждения, выстраиваемые в научном познании должны строго опираться на достоверные доказательства, а также формировать конечные логические выводы. На промежуточных этапах допускается выдвижение теорий и гипотез. В целях научного познания требуется использование специального оборудования и приборов.

Особенности научного познания

Научное познание, как одна из форм изучения действительности, определяется следующими характеристиками:

  • Необходимость получения точных и достоверных данных;
  • Наличие доказательной базы и фактов, подтверждающих утверждение;
  • Рациональный и непротиворечивый подход;
  • Возможность проверки результатов;
  • Комплекс систематизированных знаний, изложенных в специальной форме в виде определений и понятий;
  • Демонстрация существенных свойств и объективных законов;
  • Использование специфических методик в ходе осуществления деятельности;

Исходя из подобных свойств, научное познание может быть названо универсальным, поскольку оно позволяет детально рассмотреть любой объект или явление. Однако в таком случае исследование должно проводиться только со стороны системы закономерностей и причин, а также подчиняться определенным логическим цепочкам.

Уровни научного познания

Научное познание может быть отнесено к категории систем, которые находятся в постоянном движении и развитии. Все эти элементы тесно связаны между собой, хоть и обладают определенными различиями. Методики и уровни научного познания во многом определяются эмпирическими и теоретическими свойствами.

1. Эмпирический уровень познания

Этот уровень характеризуется непосредственным изучением объекта, которое направлено на получение комплекса необходимой информации и фактов. После проведения исследований проводится фиксация данных, их последующий анализ и систематизация.

Выделяются следующие формы эмпирического познания:

  • Научный факт. Подразумевает некоторое отражение объективного факта в человеческом сознании, то есть, требуется использование некоторого языка для описания;
  • Эмпирический закон. Формирование конкретной устойчивой и объективной связи между конкретными явлениями и процессами.

На эмпирическом уровне познания используются особенные методики. Сред них можно выделить следующие:

  • Наблюдение. Под наблюдением подразумевается организованное восприятие объектов с конкретной целью. В ходе наблюдения должны формироваться объективные результаты, которые не будут зависеть от воли, стремлений и желаний субъекта.
  • Эксперимент – активный способ воздействия на происходящие события и явления с целью изучения. В ходе эксперимента человек производит вмешательство в естественное течение процесса с целью получения определенных результатов. Все полученные результаты должны быть обязательно зафиксированы.
  • Измерение – процесс получения численных величин конкретного явления;
  • Классификация – методика разделения объектов или явлений по группам на основе их свойств;
  • Систематизация – методика определения отношений между различными факторами и явлениями.
  • Сравнение – сопоставление основного перечня признаков двух объектов или явлений.

2. Теоретический уровень познания

На теоретическом уровне происходит более глубокое изучение конкретного объекта, поскольку основной целью является получение некоторой фундаментальной информации о закономерностях протекания явления или свойствах конкретного объекта.

Выделяются следующие формы теоретического познания:

  • Проблема – перечень вопросов и суждений, которые требуют ответа и подтверждения. Проблема возникает в случае появления противоречия между введенными до этого определениями;
  • Гипотеза – научное предположение, цель которого – формирование определения, позволяющего описать поведение явления или объекта. Любая гипотеза требует научного обоснования и экспериментальной проверки.
  • Теория – наиболее детальная и полная форма научного знания, поскольку дает полноценное представление о закономерностях связей явления.

В ходе теоретического научного познания используются следующие методы:

  • Единение между историческими фактами и логическими размышлениями. Подобный подход используется для формирования наиболее полной научной картины и представления.
  • Переход от конкретики к абстракции. Данный метод используется для мысленного воспроизведения целостного объекта.
  • Формализация. Позволяет провести сопоставления объектов и процессов на различных уровнях, а также сформировать их закономерности.
  • Математизация. Использование математических способов измерения с целью присвоения объектам и их характеристикам конкретных числовых значений. За счет внедрения чисел становится возможным использование численных методов, что существенно упрощает моделирование системы и расчетов.

Между эмпирическими и теоретическими методами есть тесная связь, поскольку каждый из них требует обязательной проверки и обоснования. Для получения достоверных научных знаний требуется тесное использование каждой из методик.

Методы научного познания

Под научным методом подразумевается комплекс правил, приемов и принципов, который позволяет получить наиболее полное представление об объекте, его характеристиках и свойствах.

К общенаучным методам исследования относятся:

  • Анализ – проведение подробного изучения отдельных компонентов объекта изучения;
  • Синтез – выделение конкретных связей между отдельными компонентами, выделенными на этапе анализа; – полный переход от общего знания к частному;
  • Индукция – обратный процесс, подразумевает переход от частного знания к общему;
  • Аналогия – формирование гипотезы о сходстве части свойств двух объектов на основе эквивалентности других их свойств;
  • Моделирование – воспроизведение определенной частицы признаков объектов с рядом допущений, которые оставляют поведение модели реалистичным;
  • Абстрагирование – мысленное выделение определенной части признаков предмета.
  • Идеализация – создание комплекса абстрактных объектов, которые не соответствуют действительности;
  • Сравнение – проведение сопоставления характеристик двух объектов;
  • Обобщение – проведение слияния отдельных объектов в ходе изучения.

На текущий момент основной задачей научного познания является создание комплексной и целостной картины мира, а также всего происходящего в нем. В рамках научного познания происходит объединение знаний и живых и неживых объектах природы, о человеке и обществе. В ходе исследований также учитываются все социокультурные особенности современного общества.

Как результат, в ходе научного познания формируются конкретные систематизированные сведения о том или ином объекте, явлении или процессе окружающего мира. Универсальность научного познания заключается в применимости подхода к абсолютно любому объекту окружающего мира, в том числе и невещественному.

Ключевыми принципами научного познания являются:

  • Объективность. Ни одно мнение не может считаться более авторитетным при поиске ответа;
  • Обобщение – объединение ряда характеристик в общее основание;
  • Соответствие полноты обоснования – все выдвинутые гипотезы и суждения должны быть проверены теоретически и практически;
  • Системность – все объекты должны рассматриваться в рамках какой-либо системы, либо как система;
  • Критичность – любой факт может быть оспорен или опровергнут;
  • Единство анализа и синтеза – изучения требуют все стороны конкретного изучаемого предмета;
  • Причинность – использование методов документальной и экспериментальной проверки для установления взаимосвязей;
  • Проверяемость – факт будет признан достоверным только в том случае, если он был произведен любое количество раз другими исследователями.

Немаловажным вопросом является рассмотрение критериев научного познания, поскольку именно они позволяют провести границу между наукой и псевдонаукой. Выделяются следующие критерии:

  • простота — в процессе познания используется минимальный набор необходимых средств и алгоритмов, позволяющих прийти к решению за минимальное количество действий;
  • когерентность — полученные результаты должны стать частью уже имеющихся знаний и не должны противоречить им;
  • эвристичность — результаты работ должны быть направлены на совершенствование и дальнейшее развитие науки, создавать фундамент для получения новых знаний;

Именно эти принципы и определяют современное научное познание.

Заключение

Стоит понимать, что научное и ненаучное познание являются крайне взаимосвязанными понятиями. Одно невозможно без второго, поскольку они взаимно дополняют друг друга и формируют основы для развития более глубокого понимания в каждом из направлений.

Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: "Научное познание: методы научного познания, его уровни, особенности, формы и виды." из раздела кодификатора (1.11 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки)

Содержание:

  • 6-06-2020, 01:37
  • ЕГЭ по обществознанию / Человек и общество ЕГЭ
  • pushkin
  • 77 862
  • 0

↑ Научное познание. Особенности научного познания

Наука направлена на изучение окружающего мира, действительности, исследование природных процессов и явлений, выявление закономерностей. Целью научного познания является объективная истина, те. истина, которая не зависит от интересов и воли познающего.

Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Особенности научного познания:

  • стремление к получению достоверных знаний;
  • строгая доказанность научных фактов;
  • рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
  • проверяемость;
  • большая система научных знаний, которая изложена в определенных терминах, понятиях, теориях и гипотезах;
  • отражение существенных свойства и объективных законов;
  • формирование в ходе профессиональной деятельности ученых, осуществляемой с помощью специфических методов;
  • использование специальных материальных средств, таких как приборы, инструменты и другое научное оборудование.

Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать всё в человеческом мире - будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако всё, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.

Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.

↑ Уровни и формы научного познания

Научное познание также состоит из двух уровней - эмпирического и теоретического, которые в своей основе зависят от научных фактов.

Уровни научного познания. Методы научного познания

Эмпирический или практический уровень (выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей).

Формы научного познания:

Научный факт (от лат. — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.

Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

Теоретический уровень (выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых внутренних связей и отношений)

Формы научного познания:

Проблема — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа (бывают теоретические и практические).

Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для её разрешения.

Гипотеза — это научное предположение о каких-либо свойствах, качествах объекта, характеристиках и закономерностях процессов или явлений окружающего мира.

  • превращаются в теории
  • уточняются и конкретизируются
  • отбрасываются как заблуждения
  • Исходные основания: фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы, ценностные факторы и т.п.
  • Идеализированный объект данной теории.
  • Логика и методология, применяемые для построения теории.
  • Совокупность законов и утверждений, выведенных из теории.
  • Ключевой элемент любой теории — закон, поэтому её можно рассматривать как систему законов.

↑ Методы научного познания

Методы научного познания: наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение.

Универсальные: анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация.

Метод (от гр. — путь исследования) понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя).

Характеристики научного метода: строгость и объективность.

Среди эмпирических методов научного познания большую роль играют наблюдение и эксперимент.

Наблюдение - целенаправленный и постоянный контроль исследуемого объекта, при этом объект может быть как элементом живой, так и неживой природы.

С помощью метода наблюдения познаются и открываются новые факты об окружающем мире. Эти факты образуют первичную научную информацию, которая впоследствии помогает объяснить многие процессы и явления, происходящие в природе. Результаты данного метода будут зависеть не только от познаваемого объекта, но и от уровня знаний и опыта исследующего.

Эксперимент - это метод научного познания, при котором исследователь создает при помощи научного оборудования искусственную среду или ситуацию, тем самым воздействуя на объект, для определения и выявления необходимых качеств, характеристик или свойств данного объекта.

Эксперимент представляет собой довольно глубокий, комплексный, действенный и результативный практический метод познания. Его отличительными особенностями является то, что исследователь способен изменить ход эксперимента, его условия, а при необходимости и остановить его. Различают естественный эксперимент (происходит в естественных условиях) и лабораторный (происходит в искусственных условиях).

Любой эксперимент может быть проведен как с натуральным, естественным объектом, так и с его макетом, искусственным заменителем. В основном это происходит тогда, когда изучение объекта в его естественной среде невозможно по какой-либо причине, как, например, исследование атмосферных явлений, комет и мн. др. Создание таких моделей называется моделированием.

Моделирование — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. п.

Измерение — это исследование, которое заключается в определении числового значения качеств, свойств и характеристик объекта, путем сравнения его с общепринятым стандартом или единицей измерения, таких как, метр, грамм, литр и т п.

Все результаты, полученные в ходе эксперимента, наблюдения и измерений записываются с помощью знаковых символов, формул, схем, диаграмм, таблиц - этот метод получил название научного описания .

С помощью него составляются научные картины мира, теории, гипотезы - это своеобразный научный язык. Далее все описания синтезируются в теорию.

К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.

Анализ - процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.

Синтез - процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.

Познание не может сделать действительного шага вперёд, только анализируя или только синтезируя. Анализ предшествует синтезу, но и сам возможен только на основе результатов проделанной синтетической деятельности; связь анализа и синтеза — органическая, внутренне необходимая.

Неразрывно связаны между собой методы индукции и дедукции, которые обусловливают друг друга в процессе познания.

Индукция - путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение.

Дедукция - доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.

Универсальным методом научного познания является аналогия — сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.

Абстракция (от лат. — отвлечение) — один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения. В качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории.

К теоретическим методам научного познания принадлежит единство исторического и логического.

Исторический и логический методы тесно связаны между собой. Исторический метод без логического слеп, а логический без изучения реальной истории беспредметен.

Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод научного познания, получивший название восхождения от конкретного к абстрактному.

Формализация (от лат. — вид, образ) — уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.

Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определённые числа, а затем вместо трудоёмкой работы с объектами действовать с числами по определённым математическим правилам. Только единство всех методов современного научного познания обеспечивает их объективную истинность и возрастающее влияние на научно-технический прогресс.

Читайте также: