Какие темы волновали русских писателей можно ли считать что их творчество носило общественно кратко

Обновлено: 03.07.2024

Все они видели смысл своего творчества в служении народу, в борьбе за его свободу и счастье. И Пушкин, и Лермонтов утверждали мысль о том, что поэт-пророк должен “глаголом жечь сердца людей”, “воспламенять бойца для битвы”,

Некрасов выступил преемником и продолжателем этих прогрессивных традиций. Его “муза мести и печали” стала защитницей угнетенных. Свои взгляды на роль поэта и поэзии Некрасов наиболее полно изложил в стихотворении “Поэт и гражданин”, которое воспринимается как его поэтический манифест.

Главная мысль автора утверждается в полемике с теми, кто пытается очистить поэзию от общественно-политических тем, считая их недостойными высокого искусства. От лица гражданина он упрекает поэта в том, что тот уводит читателя от злободневных вопросов

С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать…
Некрасов предостерегает поэта, находящегося на распутье, от опасности разделить участь либералов, “богатых словом, делом бедных”, погрязших в пустых разговорах и бездействии. Взволнованный монолог гражданина призывает поэта, “избранника неба”, “глашатая истин вековых”, посвятить свою музу обездоленным, угнетенным массам трудящихся. Поэзия, по мнению Некрасова, должна служить не интеллектуальной элите, а народу, в котором живет потребность в красоте, справедливости, вере.

Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви.
Таким образом, Некрасов утверждает в стихотворении гражданский характер поэзии, считая, что поэт “в годину горя” должен быть вместе с народом, живя его заботами, чувствуя его боль, как свою, идя “в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь”. Именно таким поэтом был Некрасов. В стихотворении “Вчерашний день, часу в шестом” в безобразной сцене избиения крестьянки, предстает образ страдающего народа, родной сестрой которого называет поэт свою музу.

…Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую,
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: “Гляди!
Сестра твоя родная!”
Некрасовская муза поет о народных страданиях, стремясь пробудить в читателях сочувствие и сострадание к рабскому положению народа, к его подневольной, бесправной судьбе. Поэт называет свою “неласковую музу” “печальной спутницей печальных бедняков, рожденных для труда, страданий и оков”. Она не только страдает вместе с народом, но и зовет к мщению.

В порыве ярости, с неправдою людской
Безумная клялась начать безумный бой…
Муза ведет поэта “чрез бездны темные насилия и зла, труда и голода”, заставляя его почувствовать народные страдания и поведать о них миру. Посвященное памяти великого сатирика Гоголя стихотворение “Блажен незлобивый поэт” рисует духовный облик двух поэтов. С нескрываемой иронией пишет автор о популярности и славе “незлобивого поэта”, которому современники “при жизни памятник готовят”.

Любя беспечность и покой,
Гнушаясь дерзкою сатирой,
Он прочно властвует толпой
С своей миролюбивой лирой.
Но все симпатии Некрасова на стороне того поэта, “чей благородный гений стал обличителем толпы, ее страстей и заблуждений”. Труден и горек его путь. Его “карающая лира” не вызывает в людях понимания и одобрения.

И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья.
Некрасов убежден в том, что поэзия не должна замыкаться на возвышенных и прекрасных темах, воспевая любовь, природу и красоту. Ее назначение – служить обществу, облагораживая и возвышая человека, формируя его прогрессивное мировоззрение. В конце жизненного пути Некрасов пишет стихотворение “Элегия”, которое считает самым задушевным и любимым. В нем он вновь обращается к вопросу о содержании поэзии и о ее роли в общественной жизни.

Поэт полемизирует с теми, кто заявлял, “что тема старая – страдания народа и что поэзия забыть ее должна”. Обращаясь к молодому поколению России, Некрасов утверждает злободневность и актуальность народной темы, которая неподвластна “изменчивой моде”. Несмотря на то, что прошли десятилетия со времен Пушкина, она по-прежнему находится в центре внимания поэзии, ибо официальное освобождение крестьянства не принесло ему ни счастья, ни благополучия. “Народ освобожден, но счастлив ли народ?” – этот вопрос, содержащийся в стихотворении, предполагает отрицательный ответ. И после царской реформы народы, как и прежде, “влачатся в нищете, покорствуя бичам”.

Эти слова Некрасова почти дословно повторяют пушкинскую строчку из стихотворения “Деревня”: “Здесь рабство тощее влачится по браздам…” Очевидно, Некрасов подчеркивает этими словами то, что по сравнению с началом века немногое изменилось в жизни народа, по-прежнему пребывающего в нужде и бесправии. Значит, тема “страданий народа” должна быть основной в поэзии, хотя темнота и неграмотность широких масс крестьянства препятствует распространению поэзии в народной среде. С горечью пишет Некрасов о том, что тот, “кому посвящены мечтания поэта”, “не внемлет он и не дает ответа”.

Подобно Пушкину в стихотворении “Памятник”, Некрасов в своей “Элегии” подводит итог своего долгого творческого пути, видя главную свою заслугу в служении народу, в борьбе за его интересы:

Я лиру посвятил народу своему,
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен…

Взгляды Н. А. Некрасова на роль поэзии в общественной жизни нашли своих последователей в лице многих замечательных русских писателей нашего столетия, утверждая неразрывную связь литературы с жизнью народа. В ней, как в зеркале, отразилась его судьба, все жизненные потрясения и прозрения. Поэзия и сейчас помогает людям осмыслить трагические события современности, ищет пути к гармонии с миром и счастью.

Примечание. Нужно иметь в виду возможность разных вариантов темы. Например, “Н.

Какие темы тревожили российских писателей XIX в? Можно ли считать, что их nbsp;творчество nbsp;носило nbsp;общественно-политический nbsp;характер?

  • Milickov Vasilij
  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
  • 2019-11-03 18:23:32
  • 1
  • 1

Следует отметить, что культура Рф с самого начала XIX в. была и оставалась литературоцентричной. Это значит, что важнейшие вопросы жизни страны ставились прежде всего конкретно писателями и стихотворцами. Они задавали тон, открывали новые жанры и методы раскрытия труднейших тем, а затем эти жанры, темы, способы их раскрытия делались достоянием представителей иных видов искусства. Более того, трудности, поднятые российской литературой XIX в., в следующем столетии оказались в центре внимания философов, психологов, социологов всего мира.

и да, можно nbsp;считать, что их nbsp;творчество nbsp;носило nbsp;общественно-политический nbsp;нрав

Какое влияние оказали литература и периодическая печать на формирование пореформенного общества?

• Ф. М. Достоевский

1. Либеральная и консервативная журналистика. 1860-е годы оказали заметное влияние на развитие русской журналистики, прежде всего в Петербурге и Москве. Новый цензурный устав 1863 г. установил более цивилизованные отношения между властью и средствами массовой информации. Последние были освобождены от излишне придирчивой и разветвлённой (современники насчитывали до 12 контролировавших газеты и журналы учреждений!) николаевской цензуры. Благодаря этому периодическая печать в России становилась всё более разнообразной и влиятельной.


Журналы 1860-1890-х гг.

Какие изменения произошли в развитии журналистики во второй половине столетия?

Они сумели поставить столь важные вопросы и дать на них столь убедительные ответы, что литература второй половины XIX столетия до сих пор считается классической, опередившей своё время и давшей направление развитию не только собственно литературы, но и целого ряда гуманитарных наук.


Ф. И. Тютчев. Художник С. Ф. Александровский


И. С. Тургенев. Художник И. Е. Репин


Л. Н. Толстой. Художник И. Н. Крамской


Ф. M. Достоевский. Художник В. Г. Перов


А. Н. Островский. Художник В. Г. Перов


Н. А. Некрасов. Художник Н. Н. Ге

Творчество Некрасова предвосхищало появление целой группы писателей-народников: Ф. М. Решетникова, Г. И. Успенского, И. В. Фёдорова (Омулевского) и др. Они изображали быт и жизнь русской деревни, мелкого чиновничества, интеллигенции. Правда, в отличие от Некрасова эти писатели впадали порой в приукрашивание крестьян и их образа жизни.


А. П. Чехов. Художник О. Э. Браз

В 1880—1890-е гг. в литературу вошли А. П. Чехов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Н. Г. Гарин-Михайловский, В. Г. Короленко, продолжившие дело своих великих предшественников.

Следует отметить, что культура России с самого начала XIX в. была и оставалась литературоцентричной. Это означает, что важнейшие вопросы жизни страны ставились прежде всего именно писателями и поэтами. Они задавали тон, открывали новые жанры и методы раскрытия сложнейших тем, а затем эти жанры, темы, методы их раскрытия делались достоянием представителей других видов искусства. Более того, проблемы, поднятые русской литературой XIX в., в следующем столетии оказались в центре внимания философов, психологов, социологов всего мира.

1. Какое место занимала литература в российской культуре XIX в.?

2. Какие темы волновали русских писателей? Можно ли считать, что их творчество носило общественно-политический характер? Свой ответ обоснуйте.

Вторая половина XIX в. знаменует собой важный этап в развитии еврейской литературы. Крупную роль в этом сыграл Шолом-Алейхем (Ш. Н. Рабинович). Писатель, драматург, критик, он сумел ярко запечатлеть жизнь всех слоёв еврейского общества, свято веря при этом в победу добра над злом. Почётное место в еврейской литературе принадлежит и И.-Л. Перетцу — поэту и прозаику, отдавшему дань как реализму, так и характерному для эпохи Серебряного века символизму.

Охарактеризуйте развитие литературы народов России в пореформенный период.

Вопросы и задания

1. Какое влияние на развитие культуры и общественное движение оказала периодическая печать?

4*. Прокомментируйте мнение учёного И. В. Кондакова:

Выберите два правильных ответа на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор.

Какое влияние оказали литература и периодическая печать на формирование пореформенного общества?

A. Произведения писателей революционных взглядов повлияли на взгляды народников.

Б. Под влиянием литературы возрастало критическое отношение к окружающей действительности.

Где и как используются героторные гидромоторы?

19 век стал весьма богатым на различные произведения отечественной литературы. Причем, писатели и поэты тех времен поднимали ряд проблем, волновавших тогдашнее русское общество. Какие именно проблемы поднимались наиболее часто? Давайте разберемся вместе.

Какие проблемы, волновавшие русское общество, поднимала литература в то неспокойное время?

Полтора века назад российский регион вряд ли можно было бы назвать спокойным. На самом деле именно тогда русский народ начал сражаться за свою свободу, сначала от царской воли, определявшей вопросы жизни и смерти, а потом и от эксплуатации со стороны крупных капиталистов, пришедших в страну.

Когда освобождение от самого настоящего рабства, коим было крепостное право, не принесло людям удовлетворения, так как повсеместная эксплуатация человека продолжилась. Это, в свою очередь, привело к тому, что народное негодование привело к расцвету в стране коммунистических идей, давших свои плоды через несколько десятилетий.

Хорошо это или плохо, мы рассуждать не будем, сказав лишь то, что события, имевшие место тогда, так или иначе отразились и на сегодняшней действительности. Они стали предпосылками тому, что Россия сейчас является такой, какой мы ее видим, со всеми ее положительными и отрицательными чертами.

Теперь вы можете представить себе, какого было наблюдать все эти эпохальные события современникам, которые могли не только констатировать факты происходящих в стране изменений, но и делать выводы о том, как это будет сказываться на России в будущем. Интеллектуалы, вроде писателей и поэтов в те далекие времени сильно переживали происходящее. И именно эта стрессовая ситуация в общества в свое время и могла стать тем катализатором, который позволил выйти в свет действительно уникальным по своей силе и значению произведениям литературы.

Русский язык литература на обществознании: разбор литературы 19 века

Очень хорошо, что на уроках обществознания в современных учебных заведениях принято проходить, в том числе и литературу 19 века. Ведь такая инициатива преподавателей позволяет пробудить у детей не только интерес к классике, но и лучше понять историю своей страны. Ведь именно произведения, создаваемые в то время, были наиболее ориентированы на описание процессов, происходящих в стране.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Основные направления, темы и проблемы русской литературы начала XX в. Урок 1.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Основные направления, темы и проблемы русской литературы начала XX в. Урок 1.

Основные направления, темы и проблемы русской литературы начала XX в. Урок 1 Учитель литературы: Муллаянова А. Р. Я на мир взираю из-под столика: Век двадцатый — век необычайный. Чем он интересней для историка, Тем для современника печальней. Н. И. Глазков

Планируемые результаты: Цель: ознакомить учащихся с общей характеристикой и с.

Планируемые результаты: Цель: ознакомить учащихся с общей характеристикой и своеобразием русской литературы XIX в. с точки зрения истории и литературы; дать представление об основных тенденциях в литературе конца XIX — начала XX вв.; показать значение русской литературы этого периода в развитии русского литературного процесса; воспитывать чувство сопричастности и сопереживания к истории России, любовь к её культуре. Оборудование: учебник, портреты писателей и поэтов рубежа веков, таблица, эпиграф. Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков. Прогнозируемые результаты: учащиеся знают общую характеристику и своеобразие русской литературы XIX в. с точки зрения истории и литературы; имеют представление об основных тенденциях в литературе конца XIX — начала XX вв.; определяют значение русской литературы данного периода в развитии русского и мирового литературного процесса. Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Работа над темой урока 1. Ознакомление со структурой и спецификой курса лите.

Задание: записать тезисно. Русская литература конца XIX — начала XX вв. сущес.

Задание: записать тезисно. Русская литература конца XIX — начала XX вв. существовала и развивалась под мощным воздействием кризиса, охватившего чуть ли не все стороны русской жизни. Своё ощущение трагизма и неустроенности российского бытия этого времени с огромной художественной силой передали великие писатели-реалисты XIX в., заканчивавшие свой творческий и жизненный путь: Л. Н. Толстой и А. П. Чехов. Продолжатели реалистических традиций И. А. Бунин, А. И. Куприн, Л. Н. Андреев, А. Н. Толстой в свою очередь создали великолепные образцы реалистического искусства. Однако сюжеты их произведений становились год от года всё более тревожными и мрачными, идеалы, которыми они вдохновлялись, всё более неясными. Жизнеутверждающий пафос, который был так характерен для русской классики XIX в., под гнетом печальных событий постепенно исчезал из их творчества. В конце XIX — начале XX вв. русская литература, прежде обладавшая высокой степенью мировоззренческого единства, стала эстетически многослойной. Размежевание реализма и модернизма и располагавшихся между ними промежуточных явлений объясняется не столько борьбой литературных группировок и школ (эти факты литературного бытия вторичны), сколько возникновением в литературе противоположных представлений о задачах искусства и, соответственно, разных взглядов на место человека в мире. Именно разная оценка возможностей и предназначения человека разводит реализм и модернизм по разным руслам единой литературы. Реализм на рубеже веков продолжал оставаться масштабным и влиятельным литературным направлением. Достаточно сказать, что в 1900-е гг. ещё жили и творили Л. Н. Толстой и А. П. Чехов. Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Задание: записать тезисно. Наиболее яркими дарованиями среди новых реалистов.

Учитель литературы: Муллаянова А. Р. 4. Ознакомление со статьёй учебника по т.

Учитель литературы: Муллаянова А. Р. 4. Ознакомление со статьёй учебника по теме урока (работа в парах) Основные содержательные художественные принципы: творческие методы, литературные направления, школы, группы

Русская литература на рубеже 19 – 20 веков. 19 в. – (А. С, Пушкин, Ф. М. Дост.

Учитель литературы: Муллаянова А. Р. МОДЕРНИЗМ 1) символизм 2) акмеизм («Цех.

5. Коллективная работа над составлением таблицы «Развитие русской литературы.

6. Эвристическая беседа Какие новые стили и направления появились в российско.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока 1. Выполнение интерактивного упражнения.

Вывод. — Итак, русская литература конца XIX — начала XX вв. сложилась в непол.

Вывод. — Итак, русская литература конца XIX — начала XX вв. сложилась в неполные три десятилетия (1890–1910-е гг.), но пришла к удивительно ярким, самостоятельным по значению достижениям. Они определились очень быстро, несмотря на одновременность с творчеством ряда великих художников-классиков. Так сложилось в истории русской литературы, что рубежи столетий оказывались для неё временем небывалых взлётов, связанных с социальными и духовными потрясениями. Если рубеж XVIII–XIX вв. был временем зарождения Золотого века русской литературы, то рубеж XIX–XX вв. получил в истории русской литературы название СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК. Это время проходило под знаком переоценки ценностей — как в науке, так и в искусстве. Поэтому реальная картина литературного процесса в конце XIX — начале XX вв. в значительно большей мере определяется творческими индивидуальностями писателей и поэтов, чем историей направлений и течений. Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Читайте также: