Население белорусских земель бронзового и железного веков план урока

Обновлено: 02.07.2024

Значение знаний по отечественной истории. История Беларуси — часть всемирной истории. Периоды в истории Беларуси. Исторические источники.

Раздел I. БЕЛОРУССКИЕ ЗЕМЛИ В ДРЕВНЕЙШИЕ ВРЕМЕНА И РАННЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (6 ч)

Древнейшие люди на белорусской земле.

Начало использования металлов на белорусских землях.

Население белорусских земель в бронзовом и железном веках . —
План-конспект урока

Раздел II. ПЕРВЫЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ В IX — СЕРЕДИНЕ XIII в.

Полоцкое княжество (земля) в конце X–XI вв.

Полоцкая земля в XII — первой половине XIII в.

Белорусские земли в условиях раздробленности.

Внешняя опасность в первой половине XIII в.

Хозяйство белорусских земель.

Культура белорусских земель.

Раздел III. Белорусские земли в период возникновения и укрепления ВКЛ (середина XIII — КОНЕЦ XIV в.)

Образование Великого Княжества Литовского.

Укрепление великокняжеской власти.

Государственный строй ВКЛ.

Культура и религиозная жизнь.

Раздел IV. БЕЛОРУССКИЕ ЗЕМЛИ В СОСТАВЕ ВКЛ
В КОНЦЕ XIV—XV в.

Гражданская война 1432—1439 гг. — План-конспект урока

Войско и военное дело.

Развитие феодального общества.

Дополнительно:

Полезно:

На сайте размещены отсканированные материалы (статьи) из печатных изданий "Беларускі гістарычны часопіс" и "Гісторыя і грамадазнаўства" (архив)

Южную и центральную части Беларуси занимали дреговичи (название происходит от слова "дрыгва" - болото). Древнейшим городом на землях дреговичей был Туров. Возможно, что дреговичи вместе с полянами и волынянами ранее составляли крупное племенное объединение. Женшины-дреговичанки носили проволочные височные кольца с металлическими бусинами, украшенными зернью.

Кривичи-полочане, дреговичи, радимичи являлись частью восточнославянской (древнерусской) общности, в которую помимо них входили еще около 15 союзов племен.

В IX в. на землях восточных славян сложились крупные объединения - племенные княжения, которые стали зародышами государственности. Племенные княжения сложились у кривичей-полочан и дреговичей.

Хозяйственные отношения характеризовались наличием земледелия и животноводства как основных занятий восточнославянского населения земель Беларуси. При подсечно-огневом земледелии высекали лес, сжигали пни, засевали освобожденную от леса землю. В качестве удобрения использовали пепел, образовавшийся после сжигания пней. Обрабатывали землю бороной-суковаткой, сделанной из ствола дерева с отсеченными суками. При переходе к пахотному типу земледелия стали использовать деревянную соху с железными сошниками и деревянное рало с железными нарогами. Распространенными сельскохозяйственными культурами были рожь, просо, пшеница. Вторичную роль играли охота, рыболовство, бортничество (пчеловодство) — сбор меда лесных пчел. Бортью у славян называлось дупло, в котором водились пчелы. Мед и воск тогда высоко ценились.

Важную роль играли ремесла. Ремесленники производили вещи из железа. Была налажена обработка цветных металлов (меди, олова, свинца), из которых создавали украшения. Из глины получали посуду (горшки, миски). Женщины пряли и ткали.

Славяне до середины IX в. были язычниками. Язычество – это вера в существование многих богов, которые олицетворяют силы природы. Для язычества характерно мифологическое мировоззрение. Это значит, что представления людей об окружающем мире были фантастическими и синкретическими, то есть в них совмещались правда и вымысел. Для мифологического мировоззрения также характерно наделение всего существующего человеческими качествами. Язычество включает в себя религиозные представления предыдущих исторических эпох: анимизм, тотемизм, фетишизм, магию. У славян был развит культ предков, они верили в духов. Славяне обожествляли природные объекты и явления (солнце, звезды, гром, молнию, ветер, деревья, камни). Со временем религиозные представления славян стали более сложными. Сформировался пантеон - совокупность всех богов. Верховным божеством стал бог грома и молнии Перун. Славяне почитали также бога ветров Стрибога, бога животноводства Волоса (Велеса). Культ солнца, огня, небесных сил представляли боги Cварог, Даждьбог, Хорс, Ярила. В местах проведения языческих обрядов - капищах или светилищах - устанавливались идолы (изображения богов), которым приносили жертвы. В древности люди придавали большое значение специальным ритуальным действиям - обрядам. У славян в разное время существовали разные похоронные обряды. Сперва покойника сжигали, над могилой насыпали курган, затем проводилась тризна – обряд поминовения, сопровождавшийся пиром и военными соревнованиями. С конца X в. умершего стали помещать в землю, рядом с ним клали его вещи, затем насыпали курган.


развивающая: расширить кругозор учащихся, представление о закономерностях исторических процессов, многогранности исторических явлений.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

Проверка домашнего задания осуществляется в письменной форме, для этого учитель использует следующие задания:

1) Дать определение понятиям: кастель, инициалы

2) Перечислить основные и дополнительные занятия крестьян

3) В чем заключались особенности городских ремесел? Назвать ремесленные специальности

4) Перечислить предметы изобразительного и декоративно- прикладного искусства на белорусских землях в XIII-XIV в

Изучение нового материала начинается с объявления темы урока и актуализации знаний учащихся с помощью следующих вопросов:

▪ Каково было территориальное деление ВКЛ? Какие земли входили в состав ВКЛ?

▪ Какие религиозные верования существовали на территории ВКЛ?

На этапе целеполагания учащиеся самостоятельно формируют задачи урока при помощи вопросов по теме урока.

Задачи урока

Для изучения нового материала учитель задает вопрос классу: что такое этнос? Что означает термин многоэтническое государство?

Для изучения состава населения ВКЛ выполняют комментированное чтение Пункта 1. ВКЛ как многоэтническое государство и заполняют схему:

Население ВКЛ









Для того, что бы рассказать учащимся какие верования существовали у литовцев до принятия христианства учитель предлагает вспомнить что такое язычество и что для него характерно?

Для определения роли христианской и католической церкви в ВКЛ учитель предлагает:

▪ вспомнить когда произошел раскол христианства на православие и католицизм и в чем отличие этих церквей?

▪ самостоятельное изучение Пункта 3 Роль православной церкви в ВКЛ и Пункта 4 Начало распространения католичества и ответить на вопросы:

Что такое митрополия и кто такой митрополит?

На какие земли распространялась власть киевского митрополита?

Когда и где в ВКЛ была создана митрополия?

Кто первый из князей ВКЛ принял католичество?

При ком в ВКЛ началось широкое распространение католичество, как проходил этот процесс?

Для закрепления изученного материала учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

Какие народы составляли основу населения ВКЛ? Как они с течением времени появились на территории ВКЛ?

Назовите религиозные верования существовавшие у литовцев до принятия христианства ?

Каким было положение православной церкви в ВКЛ до конца XIV в.?

Как распространялось католичество на территории ВКЛ?

Для подведения итогов урока и оценивания учащимися собственной деятельности на этапе рефлексии учитель предлагает учащимся продолжить следующие предложения:

▪ Я узнал на уроке, что…..

▪ Мне понравилось на уроке…..

▪ Мне было интересно…..

▪ Мне было сложно…..

Объявление оценок за урок

Домашнее задание § 6


-75%

1. Когда на территорию Беларуси проникли индоевропейцы?

Индоевропейцы на территории Беларуси появились в середине 3-го тысячелетия до н. э.

2. На какие группы и племена делились балты?

Балты делились на три группы: западные, восточные и днепровские. Западная группа делилась на племена пруссов, ятвягов и курши; востоная — на литвы, латгалов и земгалов. Днепровская группа растворилась среди славян, поэтому о их племенах мало что известно.

3. В каких поселениях жили балты? Опишите их жилища.

Балыт жили в открытых неукрепленных селищах и укрепленных городищах. Городища размещали на возвышенных местностях или холмах. Жилища строились из столбов, покрытые сверху крышей, деревянные стены обмазывали глиной, а в центре размещали очаги.

4. Перечислите основные занятия древних балтов.

В основном балты занимались земледелием, животноводством, охотой и рыболовством. Земледельцы сеяли зерновые и выращивали другие культуры. Животноводы разводили свиней, лошадей и коров.

5. Приведите доказательства того, что ремесла и торговля балтов достигли высокого уровня.

На балтийском побережье, где жили балты, находится крупнейшее месторождение янтаря. Янтарь очень ценился, и за него предлагали хорошую цену торговцы в обмен на медь для балтов. Также балты успешно торговали лошадьми, скотом, шкурами животных, мёдом и воском.

6. Заполните в тетради таблицу. Сделайте вывод.

Вывод: балтам очень повезло с территорией, на которой они поселились, в следствие чего добились высокого уровня развития торговли.

7. Почему вместо родовой возникла соседская община? Какие еще изменения произошли в развитии общества?

Отдельные роды перемешивались в ходе переселения народов, из-за чего родовая община сменилась соседской.

В общинах возникло неравество общества, появилась знать (знатные люди), этому способствовало развитие хозяйства и появление излишков продуктов. Т.к. продуктов было много, не было нужны всем жителям заниматься добычей еды, появлялись управленцы и знать.

8. Как вы думаете, что именно из опыта жизни балтов в лесном краю могли позаимствовать славяне, пришедшие позднее?

Славяне позаимствовали культуру и достижения, ценный опыт жизни в лесном краю, образцы украшений, сохранили балтские названия рек и озер. Возможно, славяне переняли опыт подсечно-огневого земледелия и охоты.

Читайте также: