Медицинская деятельность в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Пакеты документов для школы
Положения
для
школы
Инструкции
для детских
лагерей
Должностные
инструкции
для школы
Документы
по Охране труда
в школе
Пожарная
безопасность
в школе
Инструкции
для
кабинетов
Документы
по ГО и ЧС
в школе
Документы
для котельной
школы
Инструкции
для организаций
питания

Пакеты документов для детского сада
Положения
для
ДОУ
Должностные
инструкции
для ДОУ
Охрана
труда
в ДОУ
Пожарная
безопасность
в ДОУ
Документы
по ГО и ЧС
в ДОУ
Документы
для котельной
ДОУ

Положение
об организации медицинского обслуживания в ДОУ

1. Общие положения

  • первичной медико-санитарной помощи;
  • специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной;
  • скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной;
  • паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях.

1.9. Административное руководство медицинским обслуживанием осуществляет заведующий ДОУ



скачать: Положения для ДОУ
84 положения пакетом или поштучно. Дата обновления: 06.10.2021 г

2. Цель и основные задачи деятельности медицинского блока (отделения медицинской помощи)

2.1. В структуре отделения медицинской помощи воспитанникам детского сада предусматривается медицинский блок, который размещается в помещениях дошкольного образовательного учреждения.
2.2. Медицинский блок отделения медицинской помощи воспитанникам состоит из кабинета врача-педиатра (фельдшера) и процедурного кабинета.
2.3. Целью деятельности медицинского блока является оказание медицинских услуг и проведение оздоравливающих и профилактических мероприятий для воспитанников ДОУ.
2.4.

  • организацию и осуществление эффективного медицинского обслуживания воспитанников, улучшение его качества в целях охраны и укрепления здоровья;
  • сохранение, укрепление и профилактика здоровья воспитанников, снижение заболеваемости;
  • проведение профилактических осмотров воспитанников;
  • проведение анализа физического, нервно-психического развития и здоровья детей для планирования профилактических и оздоровительных мероприятий;
  • осуществление эффективной организационно-медицинской работы в ДОУ, своевременное внесение соответствующих коррективов в медицинское обслуживание воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
  • приобщение детей и родителей (законных представителей) к здоровому образу жизни, в т.ч. и посредством обеспечения системы рационального питания и физкультурно-оздоровительных мероприятий и закаливания воспитанников;
  • методическое обеспечение, совместно с психологами и педагогами ДОУ, работы по формированию у воспитанников устойчивых стереотипов здорового образа жизни и поведения, не сопряженного с риском для здоровья;
  • осуществление систематического медицинского контроля за уровнем заболеваемости и физическим развитием воспитанников;
  • осуществление контроля за соблюдением санитарно-гигиенических нормативов, санитарно-противоэпидемического режима в дошкольном образовательном учреждении;
  • осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил в организации образования, в том числе по организации питания в ДОУ.
  • проведение профилактических и оздоровительных мероприятий в соответствии с планом оздоровительных мероприятий;
  • участие в оздоровлении воспитанников в период отдыха и в оценке эффективности его проведения;
  • контроль (совместно с администрацией) за качеством питания в детском саду;
  • оказание первой медицинской помощи;
  • организацию и проведение консультативной работы с работниками дошкольного образовательного учреждения и родителями (законными представителями) воспитанников;
  • организацию в условиях работы ДОУ по коррекции нарушений здоровья детей, снижающих возможности их социальной адаптации (патология органов зрения, пищеварения, костно-мышечной системы, нервной системы и др.);
  • взаимодействие с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и другими учреждениями по вопросу охраны здоровья несовершеннолетних;
  • своевременное направление извещения в установленном порядке в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об инфекционном или паразитарном заболевании, пищевом, остром отравлении, поствакцинальном осложнении;
  • ведение учетно-отчетной медицинской документации.

3. Организация медицинского обслуживания воспитанников ДОУ

  • в дошкольном образовательном учреждении должно быть организовано медицинское обслуживание воспитанников;
  • медицинские осмотры воспитанников в ДОУ следует организовывать и проводить в порядке, установленным федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения;
  • после перенесенного заболевания воспитанники допускаются к посещению при наличии медицинского заключения (медицинской справки);
  • в ДОУ организуется работа по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний.

3.5. Медицинский блок осуществляет свою деятельность на основании годового плана медико-санитарного обслуживания детей по следующим направлениям:

  • организационная работа;
  • лечебно-профилактическая работа;
  • противоэпидемическая работа;
  • санитарно-просветительная работа.
  • проводить профилактические мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья воспитанников в дошкольном образовательном учреждении;
  • информировать родителей (законных представителей) детей о планируемой иммунопрофилактике, профилактических осмотрах и других медицинских мероприятиях воспитанников и проводить их после получения разрешения;
  • организовывать и проводить профилактический медицинский осмотр воспитанников;
  • проводить мероприятия, обеспечивающие соблюдение санитарно-гигиенического режима в ДОУ;
  • отвечать за хранение медикаментов, следить за сохранением этикеток на флаконах, за сроками использования лекарственных средств;
  • соблюдать правила охраны труда и противопожарной безопасности на рабочем месте;
  • соблюдать правила асептики и антисептики;
  • осуществлять контроль за организацией физического воспитания;
  • осуществлять контроль за организацией образовательной деятельности;
  • организовывать и проводить противоэпидемические и профилактические мероприятия по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в ДОУ;
  • проводить работу по санитарно-гигиеническому просвещению, в том числе по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний;
  • проводить работу по учету и анализу всех случаев травм;
  • вести учет медицинского инвентаря, медикаментов, следить за своевременным их пополнением;
  • взаимодействовать с врачами-специалистами учреждений здравоохранения, а также администрацией дошкольного образовательного учреждения по вопросам медицинского обслуживания воспитанников;
  • вести утвержденные формы учетной и отчетной медицинской документации.
  • антропометрические измерения 2 раза в год;
  • анализ результатов медицинского осмотра воспитанников и разрабатывает план мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников.
  • осуществляет контроль за организацией питания в ДОУ, в том числе за качеством поступающих продуктов, правильностью закладки продуктов и приготовлением пищи;
  • входит в состав бракеражной комиссии детского сада и проводит оценку качества блюд с записью в журнале бракеража готовой продукции;
  • проводит ежедневный осмотр персонала пищеблока на наличие гнойничковых заболеваний, микротравм, отмечая результаты в специальном журнале;
  • контролирует проведение витаминизации блюд;
  • контролирует количественный и качественный состав рациона питания с записью в ведомости контроля за питанием;
  • ведет контроль за правильностью отбора и условиями хранения суточных проб продуктов питания;
  • осуществляет контроль за работой пищеблока и соблюдением санитарно-гигиенических правил работниками пищеблока;
  • за санитарным состоянием помещений пищеблока, инвентаря, посуды;
  • за выполнением санитарных требований к технологии приготовления пищи, мытью посуды, условием и сроками хранения продуктов питания.

3.9. В целях предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний и пищевых отравлений в дошкольном образовательном учреждении проводятся:

  • контроль за санитарным состоянием и содержанием территории ДОУ;
  • организация профилактических и противоэпидемических мероприятий и контроль за их проведением;
  • работа по организации и проведению мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации, противоклещевых (акарицидных) обработок и контроль за их проведением;
  • осмотры детей с целью выявления инфекционных заболеваний (в том числе на педикулез) при поступлении в ДОУ, а также в случаях, установленных законодательством в сфере охраны здоровья;
  • организация профилактических осмотров воспитанников;
  • документирование и контроль за организацией процесса физического воспитания и проведением мероприятий по физической культуре в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья; за состоянием и содержанием мест занятий физической культурой; за пищеблоком и питанием детей; назначение мероприятий по закаливанию, которые организуются с согласия родителей (законных представителей) и проводятся с учетом состояния здоровья детей;
  • работу по формированию здорового образа жизни и реализация технологий сбережения здоровья;
  • контроль за соблюдением правил личной гигиены;
  • контроль за информированием детского сада и медицинских работников обо всех случаях инфекционных заболеваний в своей семье и обращением за медицинской помощью в случае возникновения заболеваний.

3.10. В целях профилактики контагиозных гельминтозов (энтеробиоза и гименолепидоза) в дошкольных образовательных учреждениях организуются и проводятся меры по предупреждению передачи возбудителя и оздоровлению источников инвазии.
3.11. Все выявленные инвазированные регистрируются в журнале для инфекционных заболеваний.
3.12. При регистрации случаев заболеваний контагиозными гельминтозами санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в течение 3 календарных дней после окончания лечения.
3.13. С целью выявления педикулеза у детей перед началом учебного года и не реже одного раза в 7 дней проводятся осмотры детей. Дети с педикулезом к посещению детского сада не допускаются.
3.14. Отделение медицинской помощи воспитанников взаимодействует с дошкольным образовательным учреждением, медицинскими организациями, территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, органами опеки и попечительства, органами социальной защиты и др.
3.15. Медицинский персонал обязан проходить курсы повышения квалификации в установленном порядке и сроки.



скачать: Должностные инструкции для ДОУ (Профстандарт)
31 инструкция поштучно и пакетом, обновление - 5 сентября 2021 года!

4. Функции детского сада в медицинском обслуживании воспитанников

  • создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников;
  • обеспечивает медицинского работника помещениями, соответствующими установленным санитарным нормам и лицензионным требованиям к осуществлению медицинской деятельности;
  • обеспечивает медицинские кабинеты необходимым оборудованием, инвентарем и канцелярскими принадлежностями, телефонной связью;
  • обеспечивает проведение уборки медицинского кабинета;
  • организует работу по воспитанию и гигиеническому обучению воспитанников и их родителей (законных представителей) и работников ДОУ;
  • включает в состав комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве медицинского работника ДОУ;
  • незамедлительно информирует медицинского работника о возникновении травм и неотложных состояний у воспитанников и приглашает его для оказания первой медицинской помощи;
  • осуществляет текущий ремонт медицинского кабинета.

4.2. В случае отсутствия медицинских работников, а также до прихода медицинского работника, в экстренных ситуациях воспитатели оказывают первую медицинскую помощь самостоятельно.
4.3. Заведующий ДОУ обязан обеспечивать вызов бригады скорой медицинской помощи, определить из числа работников ДОУ лицо, сопровождающее воспитанника в учреждение здравоохранения, поставить в известность родителей (законных представителей) воспитанника или же пригласить их в качестве сопровождающих.

5. Права и ответственность

  • вносить предложения о совершенствовании организации медицинского обслуживания воспитанников;
  • ходатайствовать перед руководством медицинского учреждения о поощрении медицинских работников и применении к ним дисциплинарных взысканий;
  • присутствовать на мероприятиях медицинского учреждения, посвященных вопросам охраны здоровья воспитанников;
  • своевременно получать информацию, необходимую для принятия мер по устранению недостатков и улучшению медицинского обслуживания воспитанников;
  • присутствовать на мероприятиях педагогических работников, посвященных вопросам охраны здоровья воспитанников.
  • знакомиться с проектами решений заведующего ДОУ, решениями органов управления ДОУ, относящимися к медицинской деятельности;
  • отказаться от выполнения распоряжений администрации ДОУ в тех случаях, когда они противоречат профессиональным этическим принципам или задачам работы, определяемым настоящим Положением;
  • требовать от администрации детского сада создания условий, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей;
  • совместно с врачом, закрепленным за ДОУ, определять конкретные задачи работы с детьми, педагогами, родителями (законными представителями); выбирать формы и методы этой работы, решать вопросы об очерёдности проведения различных видов работ, выделении приоритетных направлений деятельности в определенный период;
  • участвовать в работе Совета педагогов и психолого-медико-педагогических комиссиях по вопросам, связанным с переводом ребенка из одной группы в другую, построении обучения и воспитания по индивидуальным программам (с учетом психофизиологических особенностей ребенка), переводе детей во вспомогательные воспитательные учреждения и т.д.
  • за сохранность жизни и здоровья каждого ребенка, являющегося воспитанником ДОУ;
  • отвечает за сохранность имущества, находящегося в медицинском кабинете;
  • несет материальную ответственность за правильное хранение, использование и реализацию медикаментов;
  • следит за состоянием и набором медицинских аптечек (см. Приложение 1);
  • за неисполнение обязанностей медицинский работник несет дисциплинарную, материальную и уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

5.4. Ответственность и контроль за своевременное и качественное выполнение функций, определяемых настоящим Положением, несут руководители ДОУ и медицинского учреждения.

6. Документация

6.1. Медицинскими работниками ведется первичная медицинская документация по формам, утвержденным федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения, образования.
6.2.

  • план организационно-медицинской работы на год, месяц;
  • план профилактической и оздоровительной работы;
  • журналы и графики в соответствии с номенклатурой дел по медицинской работе;
  • списки детей по группам;
  • журнал учета посещаемости воспитанников;
  • медицинские карты воспитанников;
  • отчеты о медицинском обслуживании воспитанников за календарный, учебный год;
  • справки, акты по итогам проверок, контроля;
  • установленную документацию по питанию детей в детском саду.

7. Организация медицинской деятельности в ДОУ

7.1. При приеме ребенка в дошкольное образовательное учреждение родители (законные представители) должны предоставить медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.
7.2. На каждого зачисленного в детский сад ребенка ведется медицинская карта воспитанника, которая выдается родителям (законным представителям) при отчислении воспитанника из ДОУ либо переходе в другое дошкольное образовательное учреждение.
7.3. График и режим работы штатных сотрудников медицинского кабинета утверждается заведующим ДОУ.
7.4. График работы врача в детском саду утверждается главным врачом поликлиники.

8. Заключительные положения

8.1. Настоящее Положение об организации медицинского обслуживания воспитанников является локальным нормативным актом, принимается на Общем собрании работников ДОУ и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
8.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.8.1. настоящего Положения.
8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

Аптечка для оказания первой помощи работникам 1 лист

Аптечка для оказания первой помощи работникам 2 лист

Аптечка для оказания первой помощи работникам 3 лист



скачать: Положения для ДОУ
84 положения пакетом или поштучно. Дата обновления: 06.10.2021 г



скачать: Должностные инструкции для ДОУ (Профстандарт)
31 инструкция поштучно и пакетом, обновление - 5 сентября 2021 года!

Охрана детского здоровья является одной из задач ДОУ. А в отдельных группах (компенсирующей, оздоровительной или комбинированной направленности), где дети страдают различными заболеваниями, охрана здоровья выходит чуть ли не на первый план. Каким образом необходимо организовать медицинскую деятельность в ДОУ? Какие существуют ограничения? Постараемся ответить на эти вопросы.

Как было раньше (до 01.09.2013)?

До указанной даты учредитель дошкольной организации вправе был самостоятельно определять – будет ли в штате организации медицинский работник, который будет оказывать медицинскую помощь детям, или этими вопросами будут заниматься сотрудники медицинских организаций. Если было принято решение об оказании медпомощи детям своими силами, то оно должно было найти свое отражение в Уставе ДОУ, в штатном расписании и в должностной инструкции штатного медицинского работника ДОУ. Только в этом случае необходимо было обращаться за получением лицензии для осуществления медицинской деятельности.

Когда учредитель ДОУ принимал решение о том, что вопросом оказания медицинской помощи будут заниматься работники медицинской организации, то необходимости в получении лицензии не возникало. В данном случае лицензией на осуществление медицинской деятельности должна была обладать медицинская организация. А от ДОУ лишь требовалось создать соответствующие условия для оказания медицинской помощи детям в своем помещении.

При этом суд отмечает, что даже наличие в Уставе возможности оказания медпомощи в ДОУ штатным медицинским работником, а также наличие в штате медицинского работника не свидетельствуют о том, что ДОУ должна получать лицензию, если при этом в должностные обязанности данного работника не входит медицинская деятельность (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2014 N 17АП-15847/2013-АК).

Что изменилось?

С начала сентября 2013 года вступили в силу изменения в законе об образовании, и с 23.02.2014 начал действовать новый порядок оказания медпомощи детям (далее – новый порядок). Согласно указанным документам теперь медпомощь могут оказывать только медицинские организации. В частности, в их исключительной компетенции остаются:

  • первичная медико-санитарная помощь,
  • медицинские осмотры,
  • диспансеризация.

Но ДОО по-прежнему осуществляют иную деятельность в области охраны здоровья, за исключением указанной выше.

Также дошкольная организация должна на безвозмездной основе предоставить помещение медорганизации для выполнения ей своих обязанностей в области охраны здоровья детей.

Если же ДОО не предоставило соответствующее помещение или у медорганизации отсутствует лицензия на осуществление медицинской деятельности в месте нахождения ДОО, то медпомощь детям необходимо оказывать в самой медорганизации.

Медицинский блок в ДОУ

Медицинский блок в детском саду должен включать в себя кабинет врача и процедурный кабинет. Медицинская организация должна снабдить медблок ДОО соответствующими лекарственными препаратами. А дошкольная организация, в свою очередь, должна оборудовать медблок медицинскими изделиями, мебелью, оргтехникой (перечень оборудования можно посмотреть здесь).

Стоит учесть ряд санитарных норм и требований к медблоку в ДОУ:

  • медблок не может находиться в подвале или на цокольном этаже;
  • в уже построенных садах размещение медблока допускается в соответствии с проектом строительства ДОУ;
  • строящиеся ДОО должны вмещать в себя медблок, который включает: медицинский и процедурный кабинеты и туалет (в туалете нужно предусмотреть место для приготовления дезинфицирующих растворов);
  • отдельный вход из коридора в медблок;
  • допустимо использовать медблок для временной изоляции заболевших. В случаях, когда ДОО размещается в пристройках к жилым домам или к зданиям, в которых отсутствует медкабинет, то для временной изоляции можно использовать кабинет заведующей ДОО. В кабинете необходимо поместить трансформируемую перегородку.

Если ДОО располагается на базе другой образовательной организации, то можно использовать медблок данной организации.

Информирование родителей

При проведении плановых осмотров и оказании медицинской помощи дошкольная организация должна оказать содействие в информировании об этом родителей, а также оказать содействие в получении согласий или отказов от родителей, когда необходимо медицинское вмешательство.

Должность медицинского работника в ДОУ

Новый порядок допускает наличие в штате ДОУ медицинского работника. Вместе с тем, такое положение приказа Минздрава не совсем согласуется с нормами закона об охране здоровья, согласно которым медицинским работником признается сотрудник медорганизации или ИП, который занимается медицинской деятельностью. Согласно ст. 3 указанного закона при наличии противоречий между данным законом и иными правовыми актами РФ необходимо придерживаться норм закона об охране здоровья. Каких-либо официальных разъяснений компетентных органов по данному вопросу найти не удалось.

Как автоматизировать медицинскую деятельность в ДОУ?

Для этого удобно использовать программный модуль "Медкабинет" системы контроля деятельности образовательного учреждения. В нем разработано более 30 медицинских журналов, которые помогают:

Лечебно-профилактическую помощь детям в дошкольных учреждениях оказывают врач и медицинская сестра. В круг обязанностей врача дошкольного учреждения входит следующее:

1) осмотр вновь поступивших детей, назначение им при необходимости медико-педагогических мероприятий, способствующих благоприятному течению периода адаптации;

2) проведение плановых профилактических осмотров детей перед прививками и контроль за проведением профилактических прививок;

З) наблюдение за физическим развитием и состоянием здоровья детей;

4) контроль за диспансерной группой больных детей;

5) осмотр детей при подозрении на острое инфекционное заболевание;

б) контроль за полноценным и качественным питанием;

7) контроль за организацией физического воспитания и закаливания детей;

8) работа по профилактике травматизма;

9) проведение занятий с персоналом дошкольного учреждения по вопросам санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, оздоровительных мероприятий, закаливания, физического воспитания, организации питания.

Медицинская сестра работает под руководством врача и выполняет следующие обязанности:

1) принимает участие в осмотрах детей врачом, помогает проводить антропометрические измерения;

2) по назначению врача организует закаливающие процедуры, профилактические прививки, диагностические пробы, забор материалов для лабораторных исследований и другие медицинские назначения;

З) проводит изоляцию заболевших детей, а в тяжелых случаях осуществляет госпитализацию, следит за состоянием здоровья детей, имевших контакт с заболевшим, организует текущую дезинфекцию;

4) оказывает доврачебную помощь внезапно заболевшему или получившему травму ребенку;

5) проводит работу по профилактике травматизма;

б) осуществляет санитарно-просветительную работу с сотрудниками учреждения и родителями;

7) следит за санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим режимом, медицинским обследованием персонала дошкольного учреждения.

Медицинский персонал дошкольного учреждения строит свою работу по годовому плану, в соответствии с которым разрабатывается ежемесячный план.

Ежедневно медицинские работники осуществляют контроль за режимом дня, питанием, проведением закаливающих процедур, организацией физического воспитания, состоянием помещений, территории, оборудования, следят за нормативами наполняемости детских групп.

Медицинские сестры ежедневно проверяют санитарное содержание помещений, качество уборки во всех детских группах, в пищеблоке, наличие и срок изготовления дезинфекционных растворов и соблюдение воздушно-теплового режима.

При контроле за питанием медицинские работники обращают внимание на аппетит детей, наличие индивидуального питания, назначенного ослабленным детям, с аллергией или имеющим какое-либо заболевание органов пищеварения. Организуя и контролируя работу по физическому воспитанию, врач и медицинская сестра в первую очередь обращают внимание на двигательную активность детей во время прогулок, занятий и игр по развитию движений в перерывах между занятиями. При проведении закаливающих процедур контролируют правильность их выполнения: определяют температуру воды, длительность процедуры, учитывают индивидуальные особенности ребенка.




Для предупреждения травматизма в детском коллективе проводится проверка хранения острых и режущих предметов, дезинфекционных и моющих средств, медикаментов, которыми могут пользоваться и воспитатели. Проверяют на прочность весь инвентарь в помещении, на прогулочных площадках, различные физкультурные пособия (шведские стенки, лесенки и т.д.).

Плановые осмотры детей врач проводит с помощью медицинской сестры, которая заранее подготавливает нужные сведения и проводит антропометрические измерения подлежащих осмотру детей. Показания осмотра и назначения врача заносят в историю развития ребенка.

В стенах дошкольного учреждения проводится по графику (обычно в зимне-весенний период) осмотр детей врачами-специалистами. При выявлении у ребенка отклонений в развитии и состоянии здоровья его берут на диспансерный учет. В настоящее время в яслях, яслях-садах эффективно осуществляют такие лечебно-оздоровительные мероприятия, как лечебная физкультура, корригирующая гимнастика, физиотерапевтические процедуры, дегельминтизация и т.д. Распространенной формой оздоровления диспансерных детей является лечение кариеса и очагов инфекции в носоглотке.

Для эффективного оздоровления и лечения детей с хроническими заболеваниями (нарушения слуха, речи, зрения, заболевания опорно-двигательного аппарата, ЦНС) созданы специализированные дошкольные учреждения и группы.

Контроль над медицинскими аспектами работы дошкольных учреждений осуществляют заведующий дошкольно-школьным отделением и старшая медицинская сестра поликлиники. Работа проводится в тесном контакте с представителями санэпидемслужбы при плановых посещениях или перекрестных проверках. Проверяют санитарно-гигиеническое состояние помещений, их воздушный, температурный режим, освещенность, наличие соответствующей мебели, физкультурного инвентаря; обращают внимание на соблюдение противоэпидемического режима, профилактику острых кишечных заболеваний и пищевых отравлений, организацию физического воспитания, закаливания детей, качество медико-педагогического контроля на занятиях. Сведения о выявленных нарушениях доводят до администрации дошкольного учреждения с требованием их устранения, а при необходимости сообщают муниципальным отделам народного образования и здравоохранения

Лечебно-профилактическую помощь детям в дошкольных учреждениях оказывают врач и медицинская сестра. В круг обязанностей врача дошкольного учреждения входит следующее:

1) осмотр вновь поступивших детей, назначение им при необходимости медико-педагогических мероприятий, способствующих благоприятному течению периода адаптации;

2) проведение плановых профилактических осмотров детей перед прививками и контроль за проведением профилактических прививок;

З) наблюдение за физическим развитием и состоянием здоровья детей;

4) контроль за диспансерной группой больных детей;

5) осмотр детей при подозрении на острое инфекционное заболевание;

б) контроль за полноценным и качественным питанием;

7) контроль за организацией физического воспитания и закаливания детей;

8) работа по профилактике травматизма;

9) проведение занятий с персоналом дошкольного учреждения по вопросам санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, оздоровительных мероприятий, закаливания, физического воспитания, организации питания.

Медицинская сестра работает под руководством врача и выполняет следующие обязанности:

1) принимает участие в осмотрах детей врачом, помогает проводить антропометрические измерения;

2) по назначению врача организует закаливающие процедуры, профилактические прививки, диагностические пробы, забор материалов для лабораторных исследований и другие медицинские назначения;

З) проводит изоляцию заболевших детей, а в тяжелых случаях осуществляет госпитализацию, следит за состоянием здоровья детей, имевших контакт с заболевшим, организует текущую дезинфекцию;

4) оказывает доврачебную помощь внезапно заболевшему или получившему травму ребенку;

5) проводит работу по профилактике травматизма;

б) осуществляет санитарно-просветительную работу с сотрудниками учреждения и родителями;

7) следит за санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим режимом, медицинским обследованием персонала дошкольного учреждения.

Медицинский персонал дошкольного учреждения строит свою работу по годовому плану, в соответствии с которым разрабатывается ежемесячный план.

Ежедневно медицинские работники осуществляют контроль за режимом дня, питанием, проведением закаливающих процедур, организацией физического воспитания, состоянием помещений, территории, оборудования, следят за нормативами наполняемости детских групп.

Медицинские сестры ежедневно проверяют санитарное содержание помещений, качество уборки во всех детских группах, в пищеблоке, наличие и срок изготовления дезинфекционных растворов и соблюдение воздушно-теплового режима.

При контроле за питанием медицинские работники обращают внимание на аппетит детей, наличие индивидуального питания, назначенного ослабленным детям, с аллергией или имеющим какое-либо заболевание органов пищеварения. Организуя и контролируя работу по физическому воспитанию, врач и медицинская сестра в первую очередь обращают внимание на двигательную активность детей во время прогулок, занятий и игр по развитию движений в перерывах между занятиями. При проведении закаливающих процедур контролируют правильность их выполнения: определяют температуру воды, длительность процедуры, учитывают индивидуальные особенности ребенка.

Для предупреждения травматизма в детском коллективе проводится проверка хранения острых и режущих предметов, дезинфекционных и моющих средств, медикаментов, которыми могут пользоваться и воспитатели. Проверяют на прочность весь инвентарь в помещении, на прогулочных площадках, различные физкультурные пособия (шведские стенки, лесенки и т.д.).

Плановые осмотры детей врач проводит с помощью медицинской сестры, которая заранее подготавливает нужные сведения и проводит антропометрические измерения подлежащих осмотру детей. Показания осмотра и назначения врача заносят в историю развития ребенка.

В стенах дошкольного учреждения проводится по графику (обычно в зимне-весенний период) осмотр детей врачами-специалистами. При выявлении у ребенка отклонений в развитии и состоянии здоровья его берут на диспансерный учет. В настоящее время в яслях, яслях-садах эффективно осуществляют такие лечебно-оздоровительные мероприятия, как лечебная физкультура, корригирующая гимнастика, физиотерапевтические процедуры, дегельминтизация и т.д. Распространенной формой оздоровления диспансерных детей является лечение кариеса и очагов инфекции в носоглотке.

Для эффективного оздоровления и лечения детей с хроническими заболеваниями (нарушения слуха, речи, зрения, заболевания опорно-двигательного аппарата, ЦНС) созданы специализированные дошкольные учреждения и группы.

Контроль над медицинскими аспектами работы дошкольных учреждений осуществляют заведующий дошкольно-школьным отделением и старшая медицинская сестра поликлиники. Работа проводится в тесном контакте с представителями санэпидемслужбы при плановых посещениях или перекрестных проверках. Проверяют санитарно-гигиеническое состояние помещений, их воздушный, температурный режим, освещенность, наличие соответствующей мебели, физкультурного инвентаря; обращают внимание на соблюдение противоэпидемического режима, профилактику острых кишечных заболеваний и пищевых отравлений, организацию физического воспитания, закаливания детей, качество медико-педагогического контроля на занятиях. Сведения о выявленных нарушениях доводят до администрации дошкольного учреждения с требованием их устранения, а при необходимости сообщают муниципальным отделам народного образования и здравоохранения

Читайте также: