Родителей надо слушаться потому что кратко

Обновлено: 04.07.2024

Мно­же­ство жен­щин жалу­ют­ся на то, что муж слиш­ком при­вя­зан к сво­ей мате­ри, а све­кровь вовсю поль­зу­ет­ся сво­ей вла­стью, ока­зы­вая вли­я­ние на все про­ис­хо­дя­щее в семье – от реше­ния о покуп­ках до самих отно­ше­ний меж­ду супругами.

Мно­же­ство муж­чин жалу­ют­ся на то, что жена излишне зави­сит от мате­ри, про­во­дит с ней слиш­ком мно­го вре­ме­ни, и что теща зача­стую состав­ля­ют коа­ли­цию с женой про­тив мужа, ока­зы­вая вли­я­ние на все про­ис­хо­дя­щее в семье – от реше­ния о покуп­ках до самих отно­ше­ний меж­ду супругами.

Эти про­бле­мы обыч­но свя­за­ны с тем, что один из супру­гов (или оба) не повзрос­ле­ли в доста­точ­ной сте­пе­ни для созда­ния соб­ствен­ной пол­но­цен­ной семьи. Для реше­ния этой про­бле­мы, поми­мо жела­ния ее решить, нуж­но нема­ло усилий.

При успеш­ном реше­нии подоб­ных про­блем взрос­лые дети гото­вы сами управ­лять сво­ей жиз­нью, а роди­те­ли гото­вы дове­рить им это пра­во самостоятельности.

Ко мне как пси­хо­ло­гу обра­ща­ют­ся и роди­те­ли с жало­ба­ми на то, что взрос­лые дети не слу­ша­ют­ся их, и взрос­лые люди, кото­рые стра­да­ют от вме­ша­тель­ства роди­те­лей в их лич­ную, семей­ную жизнь.

Без­услов­но, каж­дый счи­та­ет себя правым.

Оче­вид­но, что в таких отно­ше­ни­ях есть про­бле­ма, свя­зан­ная с раз­ным пони­ма­ни­ем запо­ве­ди о почи­та­нии роди­те­лей. Для того что­бы достичь согла­сия, надо в первую оче­редь разо­брать­ся с тем, к чему при­зы­ва­ет нас эта запо­ведь. Но для это­го нуж­но не руко­вод­ство­вать­ся соб­ствен­ны­ми пред­став­ле­ни­я­ми, а обра­тить­ся к Свя­щен­но­му Писа­нию и Свя­щен­но­му Преданию.

Обязательно ли для почитания родителей повиноваться им?

Пятая запо­ведь при­зы­ва­ет каж­до­го из нас к почи­та­нию роди­те­лей. Почи­та­ние – это дей­ствие, в осно­ве кото­ро­го лежит чув­ство глу­бо­ко­го ува­же­ния и бла­го­го­ве­ния, или само это чув­ство (отно­ше­ние, рас­по­ло­же­ние души). В Биб­лии о почи­та­нии роди­те­лей гово­рит­ся как об ува­жи­тель­ном отно­ше­нии, о мило­сер­дии и забо­те, напри­мер, Сир.3:1–16 , о том, что­бы не зло­сло­вить роди­те­лей ( Исх.21:17 , Лев.20:9 и др.).

Но явля­ет­ся ли пови­но­ве­ние роди­те­лям обя­за­тель­ным для почи­та­ния? Пови­но­ве­ние – это дей­ствие, кото­рое может осно­вы­вать­ся на почи­та­нии роди­те­лей (тогда обыч­но и гово­рят о послу­ша­нии), но вполне может иметь дру­гие при­чи­ны. Напри­мер, страх перед нака­за­ни­ем или же под­чи­нен­ное поло­же­ние, даже насиль­ствен­ное подчинение.

Любое пови­но­ве­ние мы часто назы­ва­ем послу­ша­ни­ем, но все же пови­но­ве­ние малень­ких детей, чаще все­го не име­ю­щих сво­бод­но­го выбо­ра, пред­став­ля­ет собой вынуж­ден­ное сле­до­ва­ние тре­бо­ва­нию под­чи­нять­ся воле роди­те­лей. При долж­ном хри­сти­ан­ском вос­пи­та­нии посте­пен­но эта вынуж­ден­ность сме­ня­ет­ся осо­знан­ным послу­ша­ни­ем, осно­ван­ном на люб­ви к родителям.

После того, как чело­век взрос­ле­ет, при­зван к како­му-то делу, созда­ет семью и т.д. его отно­ше­ния с роди­те­ля­ми перестраиваются.

Важ­но пом­нить, что сле­пое пови­но­ве­ние, испол­не­ние нера­зум­ной воли чело­ве­че­ской, даже если это воля роди­те­лей, может быть погибельным.

Таким обра­зом, нуж­но чет­ко раз­де­лять поня­тия почи­та­ния роди­те­лей и доб­ро­де­те­ли послу­ша­ния. Если оба этих дела направ­ле­ны на бла­гую цель, то их соче­та­ние будет полез­ным для исправ­ле­ния чело­ве­че­ской души. Но если тре­бо­ва­ния роди­те­лей не согла­су­ют­ся с хри­сти­ан­ской жиз­нью, то слу­шать­ся их не нуж­но. Что, одна­ко, не сни­ма­ет с чело­ве­ка обя­зан­но­сти почи­тать роди­те­лей сво­их и забо­тить­ся о них.

Что каса­ет­ся того, дол­жен ли слу­шать­ся роди­те­лей чело­век, состо­я­щий в бра­ке, то тут все тоже опре­де­ля­ет­ся, в первую оче­редь, доб­ро­де­тель­но­стью тре­бо­ва­ний. Если роди­те­ли тре­бу­ют не изме­нять супру­гу, не сквер­но­сло­вить, не пить и т.д., то такие тре­бо­ва­ния, одно­знач­но, надо выпол­нять. То есть послу­ша­ние бла­гим тре­бо­ва­ни­ям роди­те­лей, направ­лен­ным на поль­зу душе, долж­но про­дол­жать­ся всю жизнь: при­ме­ром осо­знан­но­го послу­ша­ния взрос­лой жен­щи­ны (уже жены) сво­е­му вос­пи­та­те­лю явля­ет­ся исто­рия Эсфи­ри ( Эсф.2:20 ).

Но если речь идет о быто­вых делах: о выбо­ре места отды­ха, о рас­пре­де­ле­нии бюд­же­та, о том, как стро­ить отно­ше­ния в семье, то есть о делах семьи, тут вовсе не обя­за­тель­но слу­шать­ся роди­те­лей. Если воля роди­те­лей согла­су­ет­ся с волей супру­га, то про­блем обыч­но не воз­ни­ка­ет. Но если жела­ние роди­те­лей про­ти­во­ре­чит жела­нию мужа или жены, то отно­ше­ния в семье могут стать очень напря­жен­ны­ми, и неко­то­рые семьи не выдер­жи­ва­ют тако­го испы­та­ния, дохо­дят до развода.

В нор­ме взрос­ле­ю­щий ребе­нок дол­жен при­об­ре­сти пси­хо­ло­ги­че­скую авто­но­мию от роди­те­лей – но это не озна­ча­ет пол­но­го эмо­ци­о­наль­но­го раз­ры­ва. Напро­тив – это транс­фор­ма­ция отно­ше­ний в зре­лую, здо­ро­вую фор­му при­вя­зан­но­сти, при кото­рой сво­бод­но осу­ществ­ля­ет­ся лич­ност­ное и духов­ное раз­ви­тие всех чле­нов семьи. Это вовсе не отме­ня­ет разум­но­го послу­ша­ния как здо­ро­во­го, осо­знан­но­го выбо­ра – ради люб­ви к Богу и к родителям.

При этом если взрос­лый чело­век (ребе­нок сво­их роди­те­лей) создал соб­ствен­ную семью, родил детей, то нали­чие опре­де­лен­ных гра­ниц меж­ду роди­тель­ской семьей и семьей сле­ду­ю­ще­го поко­ле­ния необ­хо­ди­мо для нор­маль­ной, бла­го­по­луч­ной семей­ной жиз­ни. Если же гра­ни­цы семьи отсут­ству­ют, то откры­ва­ет­ся широ­кое поле для раз­лич­ных мани­пу­ля­ций всех чле­нов семьи. Одна­ко в этом обзо­ре мы рас­смат­ри­ва­ем власт­ные тре­бо­ва­ния со сто­ро­ны родителей.

Поче­му роди­те­ли так настой­чи­во удер­жи­ва­ют за собой пра­во руко­во­дить ребен­ком – по сути, воз­вра­щать его в дет­ское состо­я­ние, инфантилизировать?

При­сва­и­ва­ние себе пра­ва управ­лять чужой жиз­нью – даже жиз­нью соб­ствен­но­го ребен­ка – тес­но свя­за­но с ощу­ще­ни­ем сво­е­го пра­ва на эту жизнь. Одна­ко жизнь каж­до­го чело­ве­ка при­над­ле­жит толь­ко Богу, и при­сва­и­ва­ние себе подоб­но­го пра­ва может гово­рить о дей­ствии стра­сти гордыни.

То же самое в ситу­а­ции, когда тре­бо­ва­ние послу­ша­ния – попыт­ка при­сво­ить себе власть. Такое раз­ви­тие собы­тий явля­ет­ся обще­се­мей­ной проблемой.

Если обще­ние стро­ит­ся на тре­бо­ва­нии роди­те­лем осо­бо­го отно­ше­ния к себе (почи­та­ния), то тут тоже недо­ста­точ­но смирения.

Но важ­но еще и дру­гое: к ува­же­нию нель­зя при­ну­дить. К послу­ша­нию как доб­ро­де­те­ли нель­зя при­ну­дить. Это все­гда сво­бод­ный выбор. Мож­но заста­вить рабо­леп­ство­вать и пови­но­вать­ся. Но это уже совсем дру­гие отно­ше­ния. А для того, что­бы ува­жа­ли, что­бы почи­та­ли, нуж­но стать достой­ным уважения.

А к самим роди­те­лям тре­бо­ва­ния нрав­ствен­но­сти такие же, как и ко всем хри­сти­а­нам – быть доб­ро­де­тель­ны­ми, избе­гать гре­ха. Для того что­бы ожи­дать, а тем более – тре­бо­вать от дру­гих соблю­де­ния запо­ве­дей, нуж­но самим их соблю­дать. Если бла­го­че­сти­вые роди­те­ли вос­пи­ты­ва­ют ребен­ка в таком же нрав­ствен­ном законе, то почи­та­ние ста­но­вит­ся не тре­бо­ва­ни­ем роди­те­лей, а есте­ствен­ной потреб­но­стью само­го ребен­ка. Потреб­но­стью, про­ис­те­ка­ю­щей из люб­ви к отцу и мате­ри. И на осно­ве это­го почи­та­ния стро­ят­ся отно­ше­ния рас­су­ди­тель­но­го послу­ша­ния, когда роди­те­ли не тре­бу­ют нера­зум­но­го, а дети забо­тят­ся о родителях.

Но не име­ю­щие при­выч­ки к само­по­зна­нию и само­уко­ре­нию роди­те­ли, стал­ки­ва­ясь с про­бле­ма­ми в отно­ше­ни­ях с детьми, не хотят пони­мать, что от них очень мно­гое зави­сит, и что начи­нать любые изме­не­ния отно­ше­ний нуж­но с изме­не­ния, исправ­ле­ния само­го себя. Они счи­та­ют при­чи­на­ми всех про­блем сво­их детей – их непро­стой харак­тер, их непо­кор­ность. И вме­сто того, что­бы рабо­тать над собой, бороть­ся с соб­ствен­ны­ми гре­ха­ми, стать достой­ны­ми ува­же­ния, почи­та­ния, они тре­бу­ют, что­бы имен­но дети исправ­ля­лись, меня­лись – в надеж­де, что таким обра­зом исчез­нут про­бле­мы во взаимоотношениях.

Для успеш­но­го раз­ре­ше­ния кон­флик­та необ­хо­ди­мо ото­дви­нуть в сто­ро­ну эмо­ции и рас­ши­рить свое виде­ние про­бле­мы. Для это­го полез­но попы­тать­ся посмот­реть на ситу­а­цию гла­за­ми дру­го­го человека.

Спо­соб­ность посмот­реть на про­ис­хо­дя­щее гла­за­ми дру­го­го чело­ве­ка, осо­бен­но если этот чело­век – про­тив­ник в кон­флик­те, чрез­вы­чай­но ред­ка. А ведь эту спо­соб­ность вполне мож­но в себе раз­вить. Глав­ное – захо­теть понять ближ­не­го сво­е­го, стре­мить­ся най­ти точ­ки сопри­кос­но­ве­ния и быть гото­вым усту­пить, усми­рить свои амбиции.

Пояс­нить суть это­го ана­ли­за про­ще на прак­ти­че­ском при­ме­ре. Для это­го рас­смот­рим ситу­а­цию кон­флик­та меж­ду мате­рью и взрос­лой доче­рью в пра­во­слав­ной семье.

1. Опи­са­ние противоречий.

А) Опи­са­ние соб­ствен­ных жела­ний, кото­рые ста­но­вят­ся при­чи­ной конфликта

Я хочу, что­бы мне поз­во­ли­ли самой управ­лять сво­ей жиз­нью, самой решать, что делать – я уже взрос­лый чело­век, со сво­ей соб­ствен­ной семьей, сама уже мать. И я не хочу вести посто­ян­ную вой­ну за эти свои пра­ва. Хочу пони­ма­ния, а не навяз­чи­вой экс­пан­сии. По сути – я хочу реа­ли­зо­вать свои пра­ва взрос­ло­го человека.

Б) Чего хочет от меня сопер­ник? Тре­бо­ва­ния сопер­ни­ка по кон­флик­ту, про­ти­во­ре­ча­щие жела­ни­ям авто­ра анализа.

Жела­ния мате­ри как тре­бо­ва­ния по отно­ше­нию ко мне:

Мама име­ет свою точ­ку зре­ния на эту ситу­а­цию. Она хочет сове­то­вать, настав­лять меня, гово­рит, что спа­се­ние моей души – ее долг. Поэто­му хочет/требует от меня послушания.

Срав­не­ние жела­ний и требований.

Мами­ны тре­бо­ва­ния про­ти­во­ре­чат моим желаниям.

В) Пере­чис­ле­ние основ­ных при­чин тре­во­ги, гне­ва, обиды.

Что меня раз­дра­жа­ет в этой ситуации:

2. Нуж­но по воз­мож­но­сти отка­зать­ся от эмо­ци­о­наль­ной оцен­ки ситу­а­ции и про­тив­ни­ка по кон­флик­ту. Не опре­де­лять поступ­ки оппо­нен­та как вер­ные или невер­ные с вашей точ­ки зре­ния. При­нять по умол­ча­нию, что чело­век искренне убеж­дён в пра­виль­но­сти сво­ей точ­ки зре­ния и жела­ет сде­лать как лучше.

Я попы­та­юсь при­нять тот факт, что хотя я не соглас­на с мамой, для нее эта пози­ция вер­на. Несмот­ря на всё мое раз­дра­же­ние, я поста­ра­юсь допу­стить, что она дей­ству­ет не из вред­но­сти душев­ной, а ста­ра­ясь меня спасти.

3. Опи­сать про­ис­хо­дя­щее с точ­ки зре­ния про­ти­во­по­лож­ной сто­ро­ны кон­флик­та, пере­фра­зи­ро­вав свои соб­ствен­ные выска­зы­ва­ния из пер­во­го эта­па ана­ли­за так, что­бы пока­зать жела­ния и чув­ства дру­го­го чело­ве­ка. Отра­зить свою соб­ствен­ную пози­цию, но напол­нить это отра­же­ние чужи­ми пере­жи­ва­ни­я­ми – как вы их види­те, как вы их пред­став­ля­е­те. Не обя­за­тель­но вжи­вать­ся в образ оппо­нен­та настоль­ко, что­бы писать от пер­во­го лица. Не нуж­но доду­мы­вать за него жела­ния, при­чи­ны, моти­вы. Нуж­но лишь вспом­нить, что было озву­че­но в кон­флик­тах, и не пытать­ся най­ти ска­зан­ным сло­вам дру­гие смыс­лы, про­честь что-то меж­ду строк. Нуж­но про­сто при­нять на веру выска­зы­ва­ния парт­не­ра по обще­нию, повто­рить его сло­ва. Чаще все­го чело­век в кон­флик­те гово­рит то, что он дума­ет в дан­ный момент, то, что на поверх­но­сти его созна­ния. А что явля­ет­ся истин­ной при­чи­ной его пере­жи­ва­ний, он и сам может не подо­зре­вать. Но в рам­ках дан­но­го ана­ли­за и не нужен поиск глу­бин­ных при­чин, тем более что само­сто­я­тель­но это вооб­ще труд­но сделать.

Я буду опи­сы­вать мами­ны пред­став­ле­ния о про­ис­хо­дя­щем, попы­тав­шись встать на ее место. При этом я поста­ра­юсь осмыс­лить свои соб­ствен­ные выска­зы­ва­ния из пер­во­го эта­па ана­ли­за, слов­но отра­жая их через приз­му мате­рин­ско­го вос­при­я­тия. И тогда полу­ча­ет­ся сле­ду­ю­щая картина:

А) Жела­ния мате­ри (те ОЗВУЧЕННЫЕ жела­ния оппо­нен­та, кото­рые лежат в осно­ве конфликта).

Моя мать хочет реа­ли­зо­вать свои мате­рин­ские пра­ва. А она пола­га­ет, что спа­сти меня для жиз­ни веч­ной – её долг. И для выпол­не­ния это­го дол­га у нее есть мате­рин­ские пра­ва сове­то­вать, настав­лять, поучать.

Б) Чего я хочу от мате­ри? Мои жела­ния, выпол­не­ния кото­рых я тре­бую от мате­ри (выска­зы­ва­ния, тре­бо­ва­ния, кото­рые вы про­ти­во­по­став­ля­е­те тре­бо­ва­ни­ям оппонента).

Срав­не­ние жела­ний и требований.

Мои тре­бо­ва­ния не соот­вет­ству­ют жела­ни­ям матери.

В) Что раз­дра­жа­ет маму в нашем про­ти­во­сто­я­нии (Тут нуж­но не про­сто попы­тать­ся понять, что имен­но нер­ви­ру­ет оппо­нен­та, а имен­но попро­бо­вать под­ста­вить свои чув­ства из это­го ана­ли­за оппо­нен­ту. Отра­зить их ему. Пред­ста­вить: чув­ству­ет ли он то же, что чув­ствую я? То есть взять спи­сок сво­их пере­жи­ва­ний и каж­дый пункт про­ана­ли­зи­ро­вать: есть ли то же пере­жи­ва­ние у дру­го­го? А если есть, отли­ча­ет­ся ли оно от мое­го? Чем отли­ча­ет­ся, если это отли­чие суще­ствен­но? Чаще все­го коли­че­ство пунк­тов в спис­ке сов­па­да­ет. Но в неко­то­рых ситу­а­ци­ях какой-то раз­дра­жа­ю­щий фак­тор может быть толь­ко для одно­го из оппонентов).

4. Ито­го­вое срав­не­ние отра­жен­ных позиций.

Наши жела­ния про­ти­во­ре­чат друг другу.

Это типич­ная ошиб­ка подоб­ных ана­ли­зов: неосо­знан­но, маши­наль­но сопо­став­ля­ют­ся пунк­ты А и Б внут­ри каж­до­го эта­па ана­ли­за. При этом срав­ни­ва­ет­ся то, чего хочет сам чело­век, и то, чего хочет ОТ НЕГО дру­гой. То есть срав­ни­ва­ют­ся свои жела­ния не с жела­ни­я­ми оппо­нен­та, а с его ожи­да­ни­я­ми, тре­бо­ва­ни­я­ми по отно­ше­нию к нам.

Тогда полу­ча­ет­ся, что мы обе хотим соблю­де­ния сво­их прав. У каж­дой из нас есть ощу­ще­ние нару­ше­ния сво­их прав.

То есть, про­ти­во­ре­чие не в жела­ни­ях. Жела­ние у нас схо­жее – что­бы соблю­да­лись наши пра­ва. Но посколь­ку наши пред­став­ле­ния о пра­вах силь­но отли­ча­ют­ся, даже про­ти­во­по­лож­ны, то наши ожи­да­ния друг от дру­га про­ти­во­ре­чат реаль­ным отношениям.

Про­ти­во­ре­чие имен­но в нашем пони­ма­нии сво­их прав, в наших ожи­да­ни­ях друг от дру­га, в требованиях.

Тут сто­ит отме­тить, что клю­че­вым про­ти­во­ре­чи­ем явля­ет­ся имен­но про­ти­во­ре­чие меж­ду жела­ни­я­ми, ожи­да­ни­я­ми как есте­ствен­ны­ми пси­хи­че­ски­ми потреб­но­стя­ми чело­ве­ка. Пра­ва же – более рас­су­доч­ное явле­ние. Они гене­ри­ру­ют­ся обще­ством, силь­но отли­ча­ют­ся в зави­си­мо­сти от госу­дар­ства, эпо­хи, циви­ли­за­ции в целом, и в дан­ном слу­чае лишь слу­жат обос­но­ва­ни­ем соб­ствен­ной право­ты, осно­ва­ни­ем для предъ­яв­ле­ния требований.

Если срав­ни­вать эмо­ции, то мы обе счи­та­ем, что нас не слу­ша­ют, не слы­шат. Мы обе ощу­ща­ем бессилие.

Оче­вид­но, что эмо­ци­о­наль­ное напол­не­ние мало отли­ча­ет­ся у обе­их сто­рон конфликта.

Если срав­ни­вать наше отно­ше­ние к запо­ве­ди о почи­та­нии роди­те­лей, то ста­но­вит­ся оче­вид­ным, что про­бле­ма в том, что мы по-раз­но­му её пони­ма­ем. В резуль­та­те предъ­яв­ля­ем друг к дру­гу не устра­и­ва­ю­щие нас обе­их тре­бо­ва­ния. И соот­вет­ствен­но, каж­дая из нас не хочет выпол­нять тре­бо­ва­ния дру­гой. Но при этом мы обе испы­ты­ва­ем раз­дра­же­ние, злость. И оби­ду, наверное.

Завершение анализа и выход из конфликта

Если в осно­ве несов­па­де­ния пред­став­ле­ний лежит незна­ние каких-то пси­хо­ло­ги­че­ских зако­но­мер­но­стей обще­ния или пра­вил духов­ной жиз­ни, то необ­хо­ди­мо сов­мест­но разо­брать­ся в про­бле­ме, воз­мож­но с помо­щью спе­ци­а­ли­ста в этом вопро­се – пси­хо­ло­га или священника.

Если же в осно­ве кон­флик­та – столк­но­ве­ние инте­ре­сов, то тут необ­хо­ди­мо выра­ба­ты­вать ком­про­мисс­ные реше­ния. Но для того, что­бы реше­ние кон­флик­та ста­ло, по сути, реше­ни­ем кон­крет­ной зада­чи, нуж­но отка­зать­ся от чрез­мер­но эмо­ци­о­наль­ной оцен­ки ситу­а­ции. Силь­ные эмо­ции затме­ва­ют разум. Если кон­фликт слиш­ком силь­но напол­нен болью обид, разо­ча­ро­ва­ни­ем от несбыв­ших­ся ожи­да­ний, неудо­вле­тво­рен­но­стью от неис­пол­нен­ных жела­ний, то жела­ние най­ти вино­ва­то­го и воз­ло­жить на дру­го­го ответ­ствен­ность за про­ис­хо­дя­щее может стать силь­нее жела­ния нала­дить отношения.

Воз­мож­но, что про­бле­мой явля­ют­ся не про­ти­во­ре­чия меж­ду ожи­да­ни­я­ми, кото­рые мож­но сгла­дить ком­про­мисс­ным реше­ни­ем. Осо­бую груп­пу кон­флик­тов состав­ля­ют те, в кото­рых идет борь­ба за власть в отно­ше­ни­ях. Раз­ре­ше­ние таких кон­флик­тов порой невоз­мож­но до тех пор, пока оппо­нен­ты не отка­жут­ся от сво­их власт­ных устремлений.

На самом деле, в боль­шин­стве кон­флик­тов меж­ду близ­ки­ми людь­ми не самое важ­ное, кто объ­ек­тив­но прав. В обще­нии обе сто­ро­ны исхо­дят от сво­е­го соб­ствен­но­го, субъ­ек­тив­но­го созна­ния сво­ей право­ты. А для того, что­бы в семье был мир, нуж­но в центр ста­вить не право­ту, а Любовь.

А для любя­ще­го чело­ве­ка тот, кто неправ, не ста­но­вит­ся глу­пым, пло­хим, сла­ба­ком и т.д. Любовь не пре­кра­ща­ет­ся от нера­зум­но­сти пове­де­ния люби­мо­го человека.

Более того: в тех отно­ше­ни­ях, в кото­рых у любя­щих близ­ких людей нет сомне­ний в том, что они люби­мы, обыч­но нет и необ­хо­ди­мо­сти отста­и­вать свои пра­ва, нет потреб­но­сти заво­е­вы­вать власть. В таких отно­ше­ни­ях не нуж­но при­ну­ди­тель­но взра­щи­вать ощу­ще­ние соб­ствен­ной зна­чи­мо­сти, тем более за счет того, кто тебе доверился.

В семьях, в осно­ве кото­рых лежат любовь и ува­же­ние, пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ски зале­чи­ва­ют­ся душев­ные раны. И про­ти­во­ре­чия жела­ний, инте­ре­сов, потреб­но­стей ста­но­вят­ся повсе­днев­ной зада­чей, для реше­ния кото­рой нуж­но дого­ва­ри­вать­ся – что­бы это реше­ние устра­и­ва­ло обе стороны.

Поэто­му для того, что­бы успеш­но решать кон­флик­ты, нуж­но, в первую оче­редь, усми­рить свои амби­ции и уви­деть дру­го­го чело­ве­ка не как про­тив­ни­ка, а как того, кто испы­ты­ва­ет такие же чув­ства, как того, у кого душа может болеть не мень­ше. Посмот­реть на оппо­нен­та как на рав­но­го. Уви­деть в нем ближ­не­го сво­е­го. И если уж не полу­ча­ет­ся воз­лю­бить его как само­го себя, то хотя бы при­знать его пра­во на эту любовь. И при­знать свою ответ­ствен­ность за то, что не спо­соб­ны любить это­го ближ­не­го, как само­го себя. И ком­пен­са­ци­ей за то, что лиша­ем его этой люб­ви, поста­рать­ся хотя бы понять его. А там, быть может, удаст­ся и про­стить, и полюбить.

Ната­лья Ярасова,
психолог-консультант
Мис­си­о­нер­ско­го отде­ла Туль­ской епар­хии РПЦ МП

Воспитание детей, непослушный ребенок

Почему дети должны слушать родителей? Почему дети не слушаются? Можно ли наказывать, бить детей? Можно ли ругать детей? Могут ли дети учить родителей, возражать им? И как дети на самом деле должны относиться к своим родителям?

На данные вопросы отвечает протоиерей Александр Лебедев:

«Жизнь — это движение. Это утверждение применимо и к внутренней жизни человека. Умственное, душевное, нравственное состояние человека не может застыть на месте. Оно либо развивается и обогащается— в таком случае человек становится все более значимой (значительной) личностью; либо оно разлагается и деградирует — в этом случае люди постепенно перестают быть людьми, вырождаются в говорящих животных. Третьего не дано.

Послушание — это способ, который дает человеку возможность развивать свои способности. Это универсальный закон, он действует во всех сферах жизнедеятельности. В школе слушают учителей, в спорте — тренеров, в искусстве — мастеров, в ремесле— более опытных коллег. Даже в Раю Бог дал Адаму заповедь именно для того, чтобы тот, проявив послушание, становился все более совершенным.

Обратное действие закона так же наглядно: непослушание в школе делает человека глупым, в спорте — слабым, в искусстве — бездарным, в ремесле — безуспешным. А в Раю непослушание сделало Адама и Еву (а с ними и все человечество) глубоко несчастными.

Самые первые учителя, тренеры, мастера родившегося человека — это его родители. И их дети должны слушать для того, чтобы не превратиться в глупых и несчастных недочеловеков, а развить в себе заложенные Богом таланты.

Протоиерей Сергий Николаев

– Можно ли ругать детей? Можно ли наказывать, бить детей?

– Из всего перечисленного лишь о наказании детей можно говорить положительно. Детей нужно воспитывать, а значит, и наказывать. Однако наказание должно быть одним из проявлений родительской любви, а не способом сорвать на ребенке злобу. Иначе наказание теряет смысл, ведь ребенок ощущает, что лежит в основе наказания.

Если родитель зол, раздражен, то, как бы он ни воспитывал свое чадо, — все бесполезно, потому что ребенок слышит не то, что ему говорят, а то, как говорят. Слышит — и противится злобе и жестокости, а вместе с ними и воспитанию. В этом случае все внушения отскакивают от него, как от стенки горох.

Так что наказывать нужно, но не в гневе, не жестоко. То же касается и ругани: строжить детей надо, и резких слов иногда просто не избежать, но даже их нужно произносить без злобы и раздражительности.

– Могут ли дети учить родителей, возражать им?

– Могут-то могут, но тогда это плохие дети. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно посмотреть, что в глубине детской души скрывается за поучительством и возражательством. Чаще всего не какой-то разумный резон (это бывает, но редко), а беспричинное волевое сопротивление родителям, противопоставление себя им. Так проявляется непослушание, а ведь это тот самый грех, за который пострадали Адам с Евой, да и все мы после них страдаем. Нужно ли говорить о том, что это нехорошо?

Семочки. Художник: Леонид Баранов

Семочки. Художник: Леонид Баранов

– Могут ли родители своими злыми делами в отношении детей совершить самоотпадение от пятой заповеди?

О. Димитрий:

О. Августин:

Есть духовный закон, по которому воля Божья возвещается детям в том числе и через родителей

Даже если родители ведут себя неподобающим образом, не являются христианами, грубо влезают в жизнь своих детей – ни в одном из этих случаев пятая заповедь не прекращает свое действие. Нет ни одной причины, по которой дети могли бы отречься от родителей. Конечно, взрослые дети должны охранять свою семью, в том числе и от навязчивых родственников; но это не значит, что родители должны стать им чужими.

– Как почитать мать, которая оскорбляет взрослых детей, требует выполнения своих указаний, предъявляет бесконечные претензии?

О. Димитрий:

Не нужно путать почитание и послушание

– Почитание родителей и послушание родителям – это разные вещи. Я повторю, что для меня почитание – это неосуждение. Мы не осуждаем поступки родителей, их наклонности, человеческие слабости. Но оказывать послушание своим родителям мы обязаны лишь до определенного момента – до начала самостоятельной жизни. А дальше родители могут быть только советчиками для своих детей, но не деспотами. Не нужно путать почитание и послушание. Если родители велят нам делать что-то, что не совпадает с нашей точкой зрения, с нашим устроением, слушаться их мы не обязаны. Можно прислушаться, взять на заметку, но не выполнять, как по приказу. Тем более – если то, что они говорят, противоречит заповедям.

Игумен Августин (Заярный)

Игумен Августин (Заярный) О. Августин:

– Конечно, есть такие родители, которые хотят контролировать детей до самой своей смерти – это неправильно. Мы должны понимать, что если ребенок уже взрослый и у него есть своя семья – в эту семью нельзя вмешиваться, в ней нельзя командовать. Даже советовать нужно очень аккуратно, чтобы никого не раздражать. Нужно понимать, что семья твоего ребенка – это, по сути, чужая семья. Не твоя, не совсем твоя. Дедушка, бабушка должны осознавать, что их функция теперь заключается в молитве за своих детей, в посильной помощи – если о ней просят. В совете, если его спрашивают. Всегда полезно помнить, что советовать можно только человеку, который просит совета, иначе это просто слова на ветер.

Бывает много примеров, когда мамы хотят, чтобы в семье детей было всё по их желанию. Если таким мамам дать власть, они могут разрушить семью. Как правило, такие женщины очень конфликтные, скандальные, поэтому общение с ними лучше ограничивать. Стараться не вступать в ссоры, хранить мир, насколько это возможно; как-то приспосабливаться, находить приемлемый уровень общения. Главное, не устанавливать расписания: раз в неделю звоним, раз в месяц встречаемся. Расписание – это признак охлаждения отношений.

– Ребенок по отношению к родителю всегда находится в слабой позиции. Как защитить себя от родительских ошибок?

О. Димитрий:

– Если родитель злоупотребляет своей властью, ребенок, пока он мал, ничего не может с этим сделать. Но я не согласен, что ребенок всегда пребывает в зависимом состоянии. Когда родители приближаются к старости, дети и родители меняются местами. Если раньше родители были великодушны по отношению к ребенку и терпели его младенчество, переходный возраст, то теперь дети должны быть великодушны к своим родителям. Мы терпим их немощи, старческие или человеческие. Но если родители обижали нас – это не даёт нам морального права поступать с ними так же. Отвечая добром на зло, мы ничего не теряем, только приобретаем.

О. Августин:

Если ты обидел сына или дочь, нужно просить прощения

Во всех спорных ситуациях навстречу идет более духовный человек. Чужую агрессию лучше всего покрывать любовью. Если это понимают обе стороны, проблема разрешится сама собой. Если нет, вопрос сможет разрешить та сторона, которая на данный момент является более духовной.

– Насколько полезно для родителей требовать от детей традиционного почитания? Не станет ли пятая заповедь поводом для родителей оправдывать свои страсти?

Протоиерей Димитрий Рощин

Протоиерей Димитрий Рощин О. Димитрий:

– Уважение и любовь к себе нужно заслужить определенным образом. Требовать почитания мы не можем. Если мы требуем от другого исполнения заповедей, мы и сами должны их исполнять, иначе мы бессильны. Я могу быть священником, даже епископом, но если я сам не исполняю заповеди – меня слушать никто не будет. Я должен являться примером, иначе все мои слова – пустые звуки. Мы даем человеку свободу, разумную свободу. Пока ребенок находится в нашей власти, до его совершеннолетия, мы имеем право требовать послушания, но это требование непременно должно быть сопряжено с любовью. И мы должны понимать, что изначально растим человека, который нам не принадлежит. Мы не владыки над своими детьми, поэтому мы должны готовить детей к свободе. Это как отношения Бога и человека: Бог дает человеку свободу, человек ее принимает и почитает Бога за то, что Он дает ему возможность быть свободным – то есть подобным Себе.

О. Августин:

– Если мама все время жалуется, что ей мало уделяют внимания, что её мало любят – это неправильно. Это говорит о том, что ей хочется быть в центре внимания, поэтому она требует этого внимания с утра до ночи. Такие женщины могут быть даже воцерковленными – и тем не менее считать, что раз она приехала в дом, все должны ей служить. Корень этой довольно частой проблемы – элементарный эгоизм. Взрослым детям в таком случае нужно постараться занять среднюю позицию: бросать маму нельзя, но жить жизнью мамы или жить только для мамы – неправильно. Нужно очень мягко игнорировать, не обращать внимания на скандалы. Лучше не ругаться. Необходима мудрость; если ее нет – смиряться и терпеть, закусив губы.

– Много говорят о том, что дети должны уважать родителей. А родители разве не должны уважать детей?

О. Димитрий:

Неважно, выполняет ли противоположная сторона заповедь или нет – мы всё равно должны выполнять свою часть

Когда ссорятся родители со взрослыми детьми, я всегда говорю родителям, что они должны делать первый шаг, потому что они мудрее и старше. Неважно, кто прав, а кто нет. Попытка примирения должна исходить от родителей.

О. Августин:

это жизнь. Родители умнее и мудрее детей, у них за плечами жизненный опыт. Они уже знают, что если сделать так, то скорее всего будет потом эдак. А ребенок не всегда может предвидеть последствия своих поступков. У нас один мальчик мультиков про Бэтмана насмотрелся и давай скакать с дивана на стол, со стола на кровать. Упал животом на край стула, в результате - разрыв селезенки и повреждение печени. Уже за плечами операция и новый год в больнице на строжайшей диете. Пацану 10 лет. А просто маму не послушался, которая запретила ему так прыгать.

Это умные придумали, чтоб на чужих ошибках учиться. А дуракам слушаться не надо, пусть на своих учатся.

Нужно слушаться но в меру-принять к сведению и делатьта как подсказывает твое сердце. а придумано давно -так как родители в итоге всегда оказываются правы, потому что у них жизненного опыта больше.

Гошик! ну посуди сам! не слушал бы ты их, была бы у тебя возможность хотя бы написать этот вопрос? Да и вообще, первые вопросы ты сам стал задавать родителям! Или я не прав?

И вообще, кто придумал-ходить на зеленый свет, работать со страховкой, не трогать провода под напряжением, не стоять под грузом? Идиоты, это ведь так интересно.

потому, что детские мысли далеки от реальности и могут привести к непоправимым последствиям. ПРОВЕРЕНО!

Потому что они твои учителя. ведь твоя душа выбрала именно их, для прохождения определенных жизненных уроков. Но об это ты поймешь позде, когда у самого появятся дети.
Ну хотя бы потому, что они старше, у них есть жизненный опыт, потому что они твои самые лучшие друзья (важно, что бы и родители это понимали) и они желают для тебя только хорошего. Главное. просто любить родителей, стараться найти общий язык с ними, научиться слушать и слышать самых близких и любящих. Ведь они тоже могут ошибаться. Желаю понимания и терпения.

Хороший вопрос и думаю, что ты и сам догадываешься:)) Здесь уже многое написали. хочу лишь добавить, что до конца ты поймёшь это, когда сам станешь папой и не раньше, сколько бы лет тебе не было:))

Читайте также: