Чем икона отличается от портрета кратко

Обновлено: 04.07.2024

Для преды­ду­щих поко­ле­ний, рож­дав­шихся и живших в пра­во­слав­ной среде, был вполне досту­пен язык иконы, ибо этот язык поня­тен только для людей, зна­ю­щих Свя­щен­ное Писа­ние, чино­по­сле­до­ва­ние бого­слу­же­ния и участ­ву­ю­щих в Таин­ствах. Совре­мен­ному же чело­веку, осо­бенно недавно при­шед­шему в Цер­ковь, этого достиг­нуть зна­чи­тельно слож­нее.

И, в этом случае, пра­во­моч­ным явля­ется поста­новка вопроса: что такое икона и что такое кар­тина? Воз­можно ли духов­ное пере­рож­де­ние от созер­ца­ния живо­пис­ного полотна или это может быть только след­ствием молит­вен­ного пред­сто­я­ния перед иконой?

Не послу­жит ли это неким аргу­мен­том в защиту при­ми­тив­ного пред­став­ле­ния, что у древ­них ико­но­пис­цев просто не было эле­мен­тар­ных навы­ков в рисо­ва­нии? И не лучше ли, в таком случае, иметь в церк­вах доб­ротно напи­сан­ные кар­тины?

Ведь в XIX–XX‑м веках поз­во­ли­тельно было выпол­нять и рос­писи в храмах и молель­ные иконы в тра­ди­циях ака­де­ми­че­ской живо­писи? И при­меры тому – Иса­а­ки­ев­ский собор в Санкт-Петер­бурге или Вла­ди­мир­ский собор в Киеве.

С наи­боль­шей сте­пе­нью нагляд­но­сти отве­тить на эти вопросы можно при помощи срав­ни­тель­ного ана­лиза иконы и живо­пис­ного про­из­ве­де­ния – кар­тины, у кото­рых сле­дует выде­лить основ­ные внеш­ние – сти­ли­сти­че­ские, и внут­рен­ние – бого­слов­ские отли­чия.

Вна­чале о внут­рен­них

Кар­тина (а под кар­ти­ной сле­дует пони­мать не только про­из­ве­де­ния свет­ского харак­тера, но и живо­пись на рели­ги­оз­ные темы) пред­став­ляет собой худо­же­ствен­ный образ, создан­ный твор­че­ской фан­та­зией худож­ника и явля­ю­щийся формой пере­дачи его соб­ствен­ного миро­ощу­ще­ния. Миро­ощу­ще­ние же, в свою оче­редь, зави­сит от объ­ек­тив­ных причин: исто­ри­че­ской ситу­а­ции, поли­ти­че­ской системы, от типа и харак­тера самой лич­но­сти худож­ника, от образа его жизни. Все выда­ю­щи­еся худож­ники умели чув­ство­вать то, что вол­нует их совре­мен­ни­ков и, пре­лом­ляя обще­ствен­ный нерв эпохи через себя, остав­ляли на полотне скон­цен­три­ро­ван­ный худо­же­ствен­ный образ своего вре­мени.

Икона – откро­ве­ние Божие, выска­зан­ное языком линий и красок, кото­рое дано и всей Церкви, и отдель­ному чело­веку. Миро­воз­зре­ние ико­но­писца – миро­воз­зре­ние Церкви. Икона – вне вре­мени, она – отоб­ра­же­ние ино­бы­тия в нашем мире.

В иконе, как и в кар­тине, про­ис­хо­дит обоб­ще­ние по вполне опре­де­лен­ному прин­ципу – общее выра­жено через част­ное. Но в кар­тине это част­ное носит сугубо личные, непо­вто­ри­мые черты. Поэтому, кар­тине при­суща ярко выра­жен­ная инди­ви­ду­аль­ность автора. Она нахо­дит свое выра­же­ние в свое­об­раз­ной живо­пис­ной манере, спе­ци­фи­че­ских при­е­мах ком­по­зи­ции, в коло­ри­сти­че­ском цве­то­вом реше­нии.

Автор­ство ико­но­писца наме­рено скры­ва­ется, так как икона – тво­ре­ние собор­ное; ико­но­пи­са­ние – не само­вы­ра­же­ние, а слу­же­ние и аске­ти­че­ское дела­ние. Если на закон­чен­ной кар­тине худож­ник ставит свою под­пись, что озна­чает не только автор­ство, но и меру ответ­ствен­но­сти за про­из­ве­де­ние, то на иконе над­пи­сы­ва­ется имя того, чей лик явлен на икон­ной доске. В онто­ло­ги­че­ском смысле здесь про­ис­хо­дит соеди­не­ние имени и образа.

Кар­тина должна быть эмо­ци­о­нальна, так как искус­ство – форма позна­ния и отра­же­ния окру­жа­ю­щего мира через чув­ства. Кар­тина при­над­ле­жит миру душев­ному.

Кисть ико­но­писца бес­страстна: личные эмоции не должны иметь места. В литур­ги­че­ской жизни Церкви икона, как и манера чтения молитв пса­лом­щи­ком, наме­ренно лишена внеш­них эмоций; сопе­ре­жи­ва­ние про­из­но­си­мым словам и вос­при­я­тие ико­но­гра­фи­че­ских сим­во­лов про­ис­хо­дят на духов­ном уровне.

Кар­тина – сред­ство для обще­ния с авто­ром, с его идеями и пере­жи­ва­ни­ями, кото­рые могут быть как сугубо инди­ви­ду­аль­ными, так и выра­жать харак­тер­ные обще­ствен­ные умо­на­стро­е­ния.

Икона – сред­ство для обще­ния с Богом и свя­тыми Его.

Прежде чем при­сту­пить к срав­не­нию сти­ли­сти­че­ских осо­бен­но­стей ико­но­писи и живо­писи, сле­дует ска­зать, что изоб­ра­зи­тель­ный язык хри­сти­ан­ских свя­щен­ных изоб­ра­же­ний скла­ды­вался поэтапно и синер­гизм внут­рен­него – сакраль­ного, и внеш­него – образно-эмо­ци­о­наль­ного, фор­ми­ро­вав­шийся на про­тя­же­нии сто­ле­тий полу­чил свое закон­чен­ное выра­же­ние в пра­ви­лах и уста­нов­ках ико­но­пис­ного канона. Икона – не иллю­стра­ция Свя­щен­ного Писа­ния и цер­ков­ной исто­рии, не порт­рет свя­того, хотя позна­ва­тель­ная и про­све­ти­тель­ская функ­ция свя­щен­ных изоб­ра­же­ний всегда учи­ты­ва­лась Цер­ко­вью. Икона для пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина служит свое­об­раз­ным посред­ни­ком между ося­за­е­мым чув­ствен­ным миром и миром недо­ступ­ным для обы­ден­ного вос­при­я­тия, миром, кото­рый позна­ется только верой. Говоря по дру­гому, икона при­звана являть утра­чен­ную кра­соту и непо­хо­жесть мира, кото­рый был до гре­хо­па­де­ния, и воз­ве­щать и мире гря­ду­щем, изме­нен­ном и пре­об­ра­жен­ном. И канон, как остро регла­мен­ти­ро­ван­ный способ пере­дачи этой непо­хо­же­сти, не поз­во­ляет иконе нис­хо­дить до уровня свет­ской живо­писи.

Поскольку теперь речь пойдет о кон­кре­тике, то нужно усло­виться, что под иконой будут под­ра­зу­ме­ваться не только соб­ственно иконы, но и сте­но­пись, а под кар­ти­ной – про­из­ве­де­ния, выпол­нен­ные в тра­ди­циях реа­ли­сти­че­ской изоб­ра­зи­тель­ной гра­мот­но­сти, то есть в такой живо­пис­ной манере, кото­рая сло­жи­лась в эпоху ита­льян­ского Воз­рож­де­ния.

Отли­чие первое

Или можно про­сле­дить, как изоб­ра­жают одежды на кано­ни­че­ских иконах: вместо мягких и плав­ных линий скла­док ткани – жест­кие, гра­фич­ные изломы, кото­рые по-осо­бому кон­тра­сти­руют с мягкой живо­пи­сью ликов. Но линии скла­док не хао­тичны, они под­чи­нены общему ком­по­зи­ци­он­ному ритму иконы. В таком под­ходе к изоб­ра­же­нию про­сле­жи­ва­ется идея освя­ще­ния и чело­века, и физи­че­ских пред­ме­тов, окру­жа­ю­щих его.

ikona_i_kartina_03


Пример изоб­ра­же­ния скла­док одежды на иконе (слева) и на кар­тине (справа)

Другой пример: изоб­ра­же­ние гор на пра­во­слав­ных иконах. Это не синие рери­хов­ские вер­шины – на иконах это сим­волы духов­ного вос­хож­де­ния, вос­хож­де­ния к лич­ност­ному и Еди­ному Богу. Поэтому горки на иконах имеют лещадки – своего рода сти­ли­зо­ван­ные сту­пени, бла­го­даря кото­рым гора при­об­ре­тает смысл лест­ницы.

ikona_i_kartina_04


Горки на иконе (слева) и горы на кар­тине (справа)

Отли­чие второе

Отли­чие сти­ли­стики иконы от реа­ли­сти­че­ской кар­тины – это прин­цип изоб­ра­же­ния про­стран­ства. Кар­тина постро­ена по зако­нам прямой пер­спек­тивы. Что это такое, можно выяс­нить, если пред­ста­вить рису­нок или фото­гра­фию желез­но­до­рож­ного полотна. Нетрудно заме­тить, что рельсы схо­дятся в одной точке, рас­по­ло­жен­ной на линии гори­зонта.

Для иконы харак­терна обрат­ная пер­спек­тива, где точка схода рас­по­ла­га­ется не в глу­бине кар­тин­ной плос­ко­сти, а в пред­сто­я­щем перед иконой чело­веке – идея изли­ва­ния мира гор­него в наш мир, мир доль­ний. И парал­лель­ные линии на иконе не схо­дятся, а наобо­рот, рас­ши­ря­ются в про­стран­стве иконы. Да и самого про­стран­ства как тако­вого нет. Перед­ний и задний планы имеют не пер­спек­тив­ное – изоб­ра­зи­тель­ное, а смыс­ло­вое зна­че­ние. На иконах отда­лен­ные пред­меты не скрыты за легкой, воз­душ­ной пеле­ной, как их изоб­ра­жают на реа­ли­сти­че­ских кар­ти­нах, – нет, эти пред­меты и детали пей­зажа вклю­чены в общую ком­по­зи­цию как пер­во­пла­но­вые. Конечно, необ­хо­димо заме­тить, что ико­но­пис­ный канон – не жест­кая схема, и нельзя пре­вра­щать его в ГОСТ, а икону в чертеж. Поэтому за ико­но­пис­цем оста­ются неко­то­рые права видо­из­ме­нять уста­нов­лен­ный обра­зец, в зави­си­мо­сти от того, какой бого­слов­ский смысл он хочет под­черк­нуть в данной ико­но­гра­фии. И поэтому на иконе иногда можно уви­деть изоб­ра­же­ние эле­мен­тов ико­но­гра­фии, выпол­нен­ные как в обрат­ной, так и в прямой пер­спек­тиве.


Прин­цип изоб­ра­же­ния пред­мета в обрат­ной пер­спек­тиве (слева) и в прямой (справа)

ikona_i_kartina_06


Прямая пер­спек­тива в кар­тине

Отли­чие третье

Отсут­ствие внеш­него источ­ника света. Свет исхо­дит от ликов и фигур, из глу­бины их, как символ свя­то­сти. Есть пре­крас­ное срав­не­ние ико­но­писи со све­то­пи­сью. Дей­стви­тельно, если вни­ма­тельно погля­деть на икону древ­него письма, то невоз­можно опре­де­лить, где нахо­дится источ­ник света, не видно, сле­до­ва­тельно, и пада­ю­щих от фигур теней. Икона – све­то­носна, и моде­ли­ровка ликов про­ис­хо­дит за счет света, изли­ва­ю­ще­гося изнутри самих ликов. Тех­ни­че­ски это осу­ществ­ля­ется особым спо­со­бом письма, при кото­ром белый грун­то­вый слой – левкас – про­све­чи­вает сквозь кра­соч­ный слой. Подоб­ная соткан­ность изоб­ра­же­ний из света застав­ляет нас обра­титься к таким бого­слов­ским поня­тиям, как иси­хазм и гума­низм, кото­рые, в свою оче­редь, выросли из еван­гель­ского сви­де­тель­ства о Пре­об­ра­же­нии Гос­пода нашего на горе Фавор.

ikona_i_kartina_07


Обрат­ная пер­спек­тива в иконе

По про­ше­ствии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высо­кую одних, и пре­об­ра­зился пред ними: и про­си­яло лице Его, как солнце, одежды же Его сде­ла­лись белыми, как свет ( Мф. 17:1-2 ).

Конечно, иси­хазм, как целост­ное хри­сти­ан­ское миро­воз­зре­ние, особый путь узкими вра­тами пра­во­слав­ной аскезы к обо­же­нию, путь непре­стан­ной молитвы – умного дела­ния, не имеет пря­мого отно­ше­ния к свя­щен­ным изоб­ра­же­ниям. Хотя суще­ствует рас­про­стра­нен­ное мнение, что именно иси­хазм поз­во­лил сохра­ниться ико­но­пи­са­нию во всей пол­ноте, поз­во­лил осо­знать икону как пред­мет, кото­рый в своей сакраль­ной сути досту­пен не обы­ден­ному, а про­свет­лен­ному зрению, тогда как гума­низм спо­соб­ство­вал пере­рож­де­нию иконы в свет­скую живо­пись.

Говоря о свете на иконах, необ­хо­димо кос­нуться и такой харак­тер­ной детали ико­но­гра­фии как нимбы. Нимбы, как символ свя­то­сти, напо­ен­но­сти Боже­ствен­ным светом – важ­ней­шая осо­бен­ность хри­сти­ан­ских свя­щен­ных изоб­ра­же­ний. На пра­во­слав­ных иконах нимб пред­став­ляет собой окру­жие, состав­ля­ю­щее единое целое с фигу­рой свя­того. Для запад­ных, като­ли­че­ских свя­щен­ных изоб­ра­же­ний и картин, харак­терно другое рас­по­ло­же­ние: нимб в виде круга висит над голо­вой свя­того. Можно сде­лать вывод, что като­ли­че­ский вари­ант нимба – это награда, данная свя­тому извне, а пра­во­слав­ный – венец свя­то­сти рож­ден­ный изнутри. Пра­во­слав­ная тра­ди­ция изоб­ра­же­ния нимба пред­по­ла­гает соеди­не­ние двух воль: воли чело­века, стре­мя­ще­гося к свя­то­сти и воли Бога, откли­ка­ю­ще­гося на это стрем­ле­ние и воз­рож­да­ю­щего в чело­веке тот нега­си­мый свет, кото­рый дан каж­дому.

ikona_i_kartina_09


Нимб пра­во­слав­ный (слева) и като­ли­че­ский (справа)

Отли­чие чет­вер­тое

Цвет не явля­ется сред­ством коло­ри­сти­че­ского постро­е­ния иконы, он несет сим­во­ли­че­скую функ­цию.

Напри­мер, крас­ный цвет на иконах муче­ни­ков может сим­во­ли­зи­ро­вать жерт­во­ва­ние собой ради Христа, а на других иконах – это цвет цар­ского досто­ин­ства.

Особо хочется ска­зать о золоте на иконах. Золото – символ Боже­ствен­ного света, и чтобы пре­дать на иконах сияние этого нетвар­ного света, тре­бо­ва­лись не краски, а особый мате­риал. Таким мате­ри­а­лом стало золото как металл, не под­вер­жен­ный кор­ро­зии. Золото на иконах – анти­теза функ­ции золота как сим­вола зем­ного богат­ства. Золо­тые нимбы святых. Золо­тые блестки на их ризах – асси­сты или ина­копь – знак при­част­но­сти к Боже­ству по бла­го­дати.

Цве­то­вые сино­нимы золоту – это золо­ти­сто-желтая охра, крас­ный (то есть пре­крас­ный) и белый цвета. Белый цвет – это цвет жерт­вен­ных живот­ных. К при­меру, – агнца.

Глухой черный цвет, цвет, через кото­рый не про­све­чи­вает левкас, на иконах исполь­зу­ется только в тех слу­чаях, когда надо пока­зать силы зла или пре­ис­под­нюю.

Отли­чие пятое

Кано­ни­че­ская икона не имеет слу­чай­ных дета­лей или укра­ше­ний, лишен­ных смыс­ло­вого зна­че­ния. Даже оклад – укра­ше­ние лице­вой поверх­но­сти икон­ной доски – имеет свое обос­но­ва­ние. Это свое­об­раз­ная пелена, обе­ре­га­ю­щая свя­тыню, сокры­ва­ю­щая ее от недо­стой­ных взгля­дов.

Таковы, в общих чертах, основ­ные отли­чия иконы от кар­тины.

В данном ана­лизе были рас­смот­рены только две пози­ции – бого­слов­ская и сти­ли­сти­че­ская. Но есть еще и третья – это вос­при­я­тие иконы и кар­тины чело­ве­ком и, глав­ное, его отно­ше­ние к ним.

Пред­ста­вим себе двух кол­лек­ци­о­не­ров, к кото­рым попа­дает уни­каль­ный, сде­лан­ный выда­ю­щимся масте­ром, кинжал. Первый кол­лек­ци­о­нер – чело­век без­ре­ли­ги­оз­ный – с радо­стью примет такой пред­мет в свою кол­лек­цию. Несмотря на то, что этот кинжал явля­ется ору­дием сата­нин­ского культа и служил для чело­ве­че­ских жерт­во­при­но­ше­ний. Пожа­луй, подоб­ное знание о пред­мете в созна­нии этого соби­ра­теля только при­даст еще боль­ший статус дан­ному экс­по­нату. Он поме­стит кинжал на видное место и будет вос­тор­гаться вир­ту­оз­но­стью его отделки.

Другой же кол­лек­ци­о­нер, пусть и не глу­боко веру­ю­щий, а хотя бы стре­мя­щийся к хри­сти­ан­ским цен­но­стям, содрог­нется от подоб­ного при­об­ре­те­ния.

Этот пример – сви­де­тель­ство того, что знание о пред­на­зна­че­нии пред­мета, оценка его функ­ци­о­наль­ной при­над­леж­но­сти, впря­мую зави­сит от того, какие чув­ства и эмоции вызо­вет у чело­века этот пред­мет. Кар­тина, коло­рит кото­рой пора­жает утон­чен­но­стью красок, а ком­по­зи­ция сораз­мер­но­стью и гар­мо­нич­но­стью всех эле­мен­тов, вряд ли найдет истин­ный отклик в сердце хри­сти­а­нина, если ее идея – оправ­да­ние миро­вого зла.

Конечно, внеш­ней кра­соты пред­мета без ярко выра­жен­ного его пред­на­зна­че­ния, просто не может быть. Внут­рен­нее в пред­мете активно влияет на внеш­нее, и орудие риту­аль­ного убий­ства, на лезвии кото­рого под­спудно ощу­ща­ются следы крови, нельзя назвать истинно кра­си­вым.

Кра­сота истин­ная – это един­ство формы и содер­жа­ния, причем такого содер­жа­ния, кото­рое нераз­рывно свя­зано с Твор­цом кра­соты. При­ме­ром может слу­жить изоб­ра­же­ние Креста или изоб­ра­же­ние Рас­пя­тия. В суть позор­ной и страш­ной казни было при­вне­сено новое содер­жа­ние и это содер­жа­ние настолько пре­об­ра­зило ее суть, что и орудие казни и сама казнь послу­жили про­об­ра­зом и для икон, и для живо­пис­ных поло­тен, а изоб­ра­же­ние орудия казни стало почи­таться как свя­щен­ное.

Почи­та­ние. Это слово явля­ется клю­че­вым для пони­ма­ния роли иконы в духов­ном ста­нов­ле­нии чело­века и роли изоб­ра­зи­тель­ного искус­ства в душевно-эмо­ци­о­наль­ном вос­пи­та­нии лич­но­сти. Может ли кар­тина стать пред­ме­том почи­та­е­мым? Несо­мненно. Лучшие образцы живо­писи имеют огром­ную эсте­ти­че­скую и мате­ри­аль­ную цен­ность. Почи­та­ется не только худо­же­ствен­ное досто­ин­ство полотна, но и про­яв­ле­ние твор­че­ской силы чело­века, причем не обя­за­тельно кон­крет­ного автора, а чело­века вообще, чело­века как тво­ре­ние Божие, как подо­бие Творца, наде­лен­ное спо­соб­но­стью тво­рить.

Итак, каза­лось бы, все просто: кар­тину – про­из­ве­де­ние искус­ства – мы созер­цаем, а перед свя­щен­ным изоб­ра­же­нием – иконой – пред­стоим в молитве. Но эта про­стота кажу­ща­яся. Раз­ница между пред­ме­том, пред­на­зна­чен­ным для целей рели­ги­оз­ных и пред­ме­том, назна­че­ние кото­рого – эсте­ти­че­ское насла­жде­ние не всегда одно­значно выра­жена в обла­сти чело­ве­че­ского вос­при­я­тия. Живо­пись, осо­бенно живо­пись на рели­ги­оз­ные сюжеты, также может вызвать пре­об­ра­же­ние души чело­ве­че­ской, как и икона.

Ико­но­по­чи­та­ние – это не только дог­ма­ти­че­ский прин­цип. Это и мисти­че­ский опыт пере­жи­ва­ния иной реаль­но­сти.

Цер­ко­вью почи­та­ются сотни чудо­твор­ных икон, созданы молитвы, ака­фи­сты, посвя­щен­ные им; в годо­вом бого­слу­жеб­ном круге суще­ствуют дни их чество­ва­ния.

Под­водя итог всему ска­зан­ному, можно сде­лать вывод, что глав­ная задача иконы – пока­зать реаль­ность мира духов­ного. В отли­чие от кар­тины, кото­рая пере­дает чув­ствен­ную, мате­ри­аль­ную сто­рону мира. Кар­тина – веха на пути эсте­ти­че­ского ста­нов­ле­ния чело­века; икона – веха на пути спа­се­ния.

Но в любом случае, икона – это всегда свя­тыня, в какой бы живо­пис­ной манере она ни была выпол­нена. Глав­ное, чтобы всегда ощу­ща­лась сте­пень ответ­ствен­но­сти ико­но­писца за свою работу перед тем, кого он изоб­ра­жает: образ должен быть достоин пер­во­об­раза.

Икона святого может подробно передавать его житие. Как по образу понять, чем занимался святой и как прославился?

Икона святого может подробно передавать его житие. Как по образу понять, чем занимался святой и как прославился, нашему корреспонденту Екатерине СТЕПАНОВОЙ рассказала иконописец и преподаватель ПСТГУ Светлана ВАСЮТИНА.


Три кочерги в руке

Иконописцу нужно позаботиться о том, чтобы человек, увидев икону, смог понять, чем этот святой прославился, каковым было его житие. Это трудно. Значение имеют и цвет, и фон, и одежды. Задача иконописца — всю информацию о святом (а это годы, может быть, десятки лет подвижнической жизни) сконцентрировать в одном маленьком образе, который, как знак, являл бы собой всю его жизнь. Часто в руки святым на иконе дается то, чем они прославились. Например, прп. Сергий Радонежский основал монастырь — этот монастырь пишут у него на ладони. Св. вмч. Пантелеимон был целителем — на иконе он держит коробочку с лекарствами. У св. Андрея Рублева в руках часто пишут икону Троицы. Святители и Евангелисты на иконах держат Евангелие. Преподобные — четки, как прп. Серафим Саровский, или свитки с изречениями или молитвой, как прп. Силуан Афонский. У мучеников в руках крест.


В руках у св. Прокопия Устюжского изображаются три кочерги. Меня это удивило. Я стала читать его житие: св. Прокопий был юродивый, он бегал по городу и, потрясая кочергой в воздухе (а может, и стуча по головам), обличал людские грехи. Но почему три? Иконописцы мне подсказали, что три штуки пишут для утрирования ситуации — есть, оказывается, такая традиция! Когда я работала над фреской с этим святым в Оптиной пустыни, я написала все три кочерги разным цветом: одна у меня получилась зеленая, другая — красная, третья — синяя!


А про святого мученика Христофора, который жил в Египте в III веке, известно, что он был очень красив. Чтобы избежать соблазнов, он упросил Господа изменить его внешность, сделать его страшным. Господь исполнил его просьбу. На иконах св. Христофора изображают с собачьей головой. Не думаю, что она действительно была песья, хотя Богу все возможно, просто внешность его стала ужасной, и на иконах этот момент утрируется, чтобы придать подвигу святого большее значение, акцентировать внимание молящегося.


Цвет в иконе играет не менее важную роль, чем все вышеперечисленное, и также имеет символическое значение. Красный цвет — мученический. Синий — цвет мудрости. Белый цвет — это рай, символ чистоты. Зеленый — преподобнический. Золотом нам показана святость… Одно время меня мучил вопрос: почему именно золотом? Но однажды я стояла в храме и смотрела на иконостас. Вдруг погасили свет, остались гореть только свечи перед иконами. И золото стало светиться, отдавать свет. То есть свет шел как бы не от свечей, а от нимбов. Меня это потрясло, свет был не материальный, не как от лампы или свечи. Золото показывает, что человек с иконы наделен другим светом.

Красный — цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображают на иконах мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Красный цвет — символ Воскресения, победы жизни над смертью. Иногда писали даже красные фоны — как знак торжества вечной жизни.

Белый цвет — символ Божественного света. Это цвет чистоты, простоты, рая. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображают в белом. Тем же белым цветом светятся пелены младенцев и ангелы.

Синий и голубой цвета означают бесконечность неба, символ иного, вечного мира, мудрость. Синий цвет считается цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное.

Зеленый цвет — природный, живой, цвет травы и листьев, цветения, юности. Зеленым цветом пишут землю, он присутствует там, где начинается жизнь — в сценах Рождества. Также зеленый — цвет преподобных.

Золотой блеск мозаик и икон — великолепие Небесного Царства, святость.

Пурпурный или багряный цвет — очень значимый символ в византийской культуре. Это цвет царя, владыки — Бога на небе, императора на земле. Этот цвет присутствует в иконах на одеждах Богоматери — царицы Небесной.

Коричневый — цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминает о человеческой природе, подвластной смерти. Цвет, который никогда не используют в иконописи, — серый. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становится цветом неясности, пустоты, небытия.

Черный цвет — цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивают пещеры — символы могилы — и адскую бездну. В некоторых сюжетах это может быть цвет тайны. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, — это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.

Небо и земля в иконе

Откуда на иконе — такси?

На заднем плане иконы святого часто изображают монастырь, лес или пещеру, где жил святой, или место, находящееся под его особым покровительством. Собор Киево-Печерских святых пишут на фоне Киево-Печерской лавры; прп. Марию Египетскую изображают на фоне пустыни; св. блаженную Ксению — на фоне Санкт-Петербурга и храма на Смоленском кладбище. Есть известная икона свт. Иоанна Шанхайского, на ней изображена мостовая и такси. Замечательная икона! Кто-то, может быть, смутится, но почему, скажем, много веков назад могли изобразить пустыню, а мы сейчас такси написать на иконе не можем? Мы ведь живем в историческое время: в Сан-Франциско именно такая мостовая из булыжников, по городу ездит желтое такси.


Прошлое и будущее в иконе



Во времена, когда общество во главу угла ставило христианские ценности, язык канонической иконы был понятен каждому человеку, знакомому со Священным Писанием. Начиная с XVIII века в России кроме икон древнерусской и византийской школы стали появляться иконы академического письма, которые по своей сути являлись живописными картинами на библейскую тематику. Этот стиль написания пришел с Запада в послепетровский период. С тех пор многие иконы западного письма стали почитаемы в православии. Но большинство все же осталось живописью. Определим, что же такое икона и чем она отличается от картины на религиозную тему.

Определение

Икона – это Божественное откровение, воплощенное на полотне или доске языком красок и линий. Священное изображение находится вне времени и является отображением инобытия в реальном мире.


Сравнение

Есть две категории различий между картиной и иконой: стилистические или видимые и богословские или внутренние.

Богословские различия

Эмоциональность. И написание иконы, и создание картины происходит по принципу выражения общего через частное.

В картине всегда ощущается присутствие мастера, его индивидуальность как человека, и как художника. Передача им своих чувств и эмоций происходит на душевном уровне.

Рука иконописца бесстрастна. В жизни Церкви очень многое лишено внешних личных эмоций. Передача иконографических символов происходит на более высоком, духовном уровне.

Авторство. Картина – это самовыражение художника, поэтому она всегда имеет своего автора. Полотно обязательно подписывается им.

Авторство иконописца всегда сокрыто, оно не является самовыражением. Написание образа – это аскетическое делание в деле служения Богу. Подписывается икона именем святого, который на ней изображен.

Цель. Картина – это средство общения на уровне чувств созерцателя изображения с его автором, переживаниями и идеями мастера.

Икона служит цели общения верующего человека с Богом.

Стилистические различия

Картина – это иллюстрация библейского события. Она написана в манере светской живописи, ничем не регламентируется и ограничена только фантазией художника.

Икона ничего не иллюстрирует. Она – посредник между миром реальным, осязуемым, и тем миром, который недоступен осязанию и может быть постигнут только верой. Ее написание строго регламентируемо каноном, не позволяющим образу снисходить до уровня обычной светской живописи.

Реальность и условность изображения. Для иконы характерна условность изображения. То есть, изображается не сам предмет, а идея, которую он несет. Все подчинено цели раскрытия внутреннего смысла. Именно отсюда деформированные (удлиненные) фигуры святых, что символизирует преображение земной плоти в мире горнем, жесткие графические изломы линий одежды, контрастирующие с мягким изображением ликов.

Для картины характерна реальность изображения, подчеркнутая пышность и декоративность, любование красотой и правильностью форм. Линии одежды мягкие и плавные, гармонирующие с реальным изображением лиц.

Принцип изображения пространства. Для картины характерна прямая перспектива, что хорошо объясняется изображением железнодорожного полотна – параллельные линии у горизонта сходятся в одной точке.

Для иконы характерен принцип обратной перспективы: точкой схождения является сам человек, стоящий перед образом. Это – символ того, что все изливается нам оттуда, из мира высшего. То есть, параллельные линии в глубине пространства иконы расширяются.

Но пространства как такового на иконе нет. И близлежащие предметы, и отдаленные являются первоплановыми. На картине строго разграничены предметы переднего и заднего плана.

Источник света. Свет на иконе как бы исходит от самого изображения, как символ святости. Нет теней, падающих от предметов. На картине источник света внешний, как бы посланный извне человеку за его святость.

Нимбы – важнейшая особенность священных христианских изображений. Они символизируют святость и полноту Божественного света. На иконах окружие составляет одно целое с изображением святого. На картинах божественной тематики нимб находится над головой святого, как символ посланной свыше награды.

Цвет. При написании иконы цвет имеет символическое значение. Для картины цветовая гамма также символична, но имеет значение и подчиненная законам живописи колористика полотна.

Единовременность изображения. Для иконы характерен принцип отсутствия временно-пространственных рамок. Несколько событий, отдаленных во времени, изображены на иконе в композиционном единстве. Этот прием соответствует христианскому понятию о том, что у Бога один день как тысяча, и тысяча дней как один. Картина же изображает событие, ограниченное временем и пространством.

  1. Икона – это реальность мира духовного, она боговдохновенна и символична, для нее характерна условность изображения. Картина – это реальность мира материального, она имеет своего автора, ее изображение соответствует представлениям человека о реальных предметах.
  2. Картина – веха на пути эстетического возрастания личности. Икона – веха на пути спасения.
  3. Икона – всегда святыня, перед ней мы предстоим в молитве. Картину мы созерцаем, восхищаясь талантом автора.
  4. Картина имеет авторство, имя же иконописца сокрыто.

Бог всегда велик, Он постоянно рядом. Эту правдивую и простую реальность стремится передать нам икона. Поэтому, в какой бы технике она ни была написана, будет оставаться святыней, если образ на ней соответствует первообразу.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Основы православной культуры Что такое икона и чем она отличается от портрета.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Основы православной культуры Что такое икона и чем она отличается от портрета.

Основы православной культуры Что такое икона и чем она отличается от портрета? Автор презентации- Патрина Нина Павловна

Владимирская икона Божией Матери (Умиление) Икона – (в переводе с греческого-.

Владимирская икона Божией Матери (Умиление) Икона – (в переводе с греческого- образ) -это то же, что священная книга, но только в линиях и красках. В священной книге мы читаем Божии слова, а на святой иконе созерцаем святые лики.

Икона светоносна. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ св.

Икона светоносна. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости. На живописном портрете свет падает от внешнего источника

Нимб на иконе святого – знак Божией благодати

Нимб на иконе святого – знак Божией благодати

Спас нерукотворный, или Спас на убрусе

Спас нерукотворный, или Спас на убрусе

Господь Вседержитель, или Пантократор Вседержитель или Пантократор (греч. - в.

Господь Вседержитель, или Пантократор Вседержитель или Пантократор (греч. - всевластный) - центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию. Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс, или погрудно. В левой руке свиток или Евангелие, правая обычно в благославляющем жесте. Образ Христа Вседержителя используется в одиночных иконах, в составе деисисных композиций, в иконостасах, стенных росписях и т. д.

Этот образ традиционно занимает пространство центрального купола православног.

Этот образ традиционно занимает пространство центрального купола православного храма.

СПАС НА ПРЕСТОЛЕ Спас на престоле - эта икона имеет много общих черт с иконо.

СПАС НА ПРЕСТОЛЕ Спас на престоле - эта икона имеет много общих черт с иконой Спас Вседержитель (книга, благословляющая рука), но фигура Христа всегда изображаемся восседающей на престоле в полный рост. Престол - символ Вселенной, всего видимого и невидимого мира, а кроме того - знак царственной славы Спасителя.

Спас в силах В центре иконы изображается Пантократор — Христос Судия, сидящий.

Спас Эммануил Спас Эммануил - образ Христа в возрасте двенадцати лет. Лик Спа.

Спас Эммануил Спас Эммануил - образ Христа в возрасте двенадцати лет. Лик Спасителя соотносится с евангельским текстом: "И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник". Эммануил переводится как "с нами Бог". Отрок-Христос изображается в хитоне и гиматии и со свитком в руках. Образ встречается сравнительно редко. Имя Эммануил присваивается любым изображениям Христа-отрока - как самостоятельным, так и в составе композиций икон Богородицы с Младенцем, Отечества, Собора Архангелов и др.

Путеводительница, или Одигитрия Один из типов иконографии Пресвятой Богородиц.

Богоматерь Оранта, или Молящаяся Это один из самых распространенных константи.

Богоматерь Оранта, или Молящаяся Это один из самых распространенных константинопольских типов. Богоматерь в позе Оранты (молящая, взывающая) изображается в полный рост, с поднятыми вверх и разведенными в стороны руками, без Младенца. Она как бы молит Бога за род человеческий, выступает защитницей и заступницей людей. Классический пример - мозаичная Богоматерь в Софийском соборе Киева.

Фреска Софийского собора в Киеве, 11 в. Поясное изображение Оранты

Фреска Софийского собора в Киеве, 11 в. Поясное изображение Оранты

Умиление, или Милующая (Елеуса) На иконе "Умиление" мы видим Младенца-Христа.

Умиление, или Милующая (Елеуса) На иконе "Умиление" мы видим Младенца-Христа, припавшего левой щекой к правой щеке Богоматери. Икона передает полное нежности общение Матери и Сына. Икона показывает нам всю полноту любви между Богом и человеком. Любовь соединяет на иконе небесное и земное, божественное и человеческое: соединение выражено соприкосновением ликов и сопряжением нимбов.

Всемилостивая (Панахранта) Божия Матерь изображена сидящей на престоле. На ко.

Всемилостивая (Панахранта) Божия Матерь изображена сидящей на престоле. На коленях она держит Младенца Христа. Престол символизирует царственную славу Богородицы, совершеннейшей из всех рожденных на земле людей. Из икон этого типа в России наиболее известны - "Державная" и "Всецарица".

На иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обр.

На иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращенной вправо иногда со свитком в руке. В православных храмах этот образ находится на видном месте - слева от иконы "Спас в силах", главного изображения в иконостасе. Заступница (Агиосортисса)

Святой преподобный Серафим Саровский Святой Николай Чудотворец

Святой преподобный Серафим Саровский Святой Николай Чудотворец

Святая блаженная Ксения Петербургская Святая блаженная Матрона Московская

Святая блаженная Ксения Петербургская Святая блаженная Матрона Московская

Покров пресвятой Боргородицы По осенним седым облакам Вошла Богородица в храм.

Покров пресвятой Боргородицы По осенним седым облакам Вошла Богородица в храм, На колени она опустилась. Перед образом Сына молилась. И над всеми, кто верить готов, Распростерла святой свой Покров. Он из света небесного свит; Невесом и прозрачен на вид, Он прочней, чем железный щит – От грехов нас и бед защитит.

Краткое описание документа:

Данная презентация позволяет качественно провести урок на тему "Икона", так как в ней даны все основные типы изображений Иисуса Христа и Божией матери. На слайдах дети увидят особенности света и цвета в иконописи, смогут ощутить гармонию и порядок, всю полноту любви между Богом и человеком, смогут понять, как она соединяет земное и человеческое.

Сопоставляя иконы и портреты художника Шилова, учитель поможет детям найти различия иконографии и живописного портрета.

Читайте также: