Метод изучения психолого педагогической научной и методической литературы архивных материалов кратко

Обновлено: 04.07.2024

Назовем эти источники.

1. Библиографические справочники (по некоторым конкретным темам, техническим средствам обучения, педагогике высшей школы, по отечественным и зарубежным университетам).

3. Каталоги книг и журнальных статей.

В систематическом каталоге материал вынесен на библиографические карточки, расположенные либо по алфавиту, либо по годам выхода; карточки разбиты на разделы, подразделы, отрасли.

В алфавитном каталоге библиографические описания книг и статей располагаются строго по алфавиту. Удобство этого каталога состоит в том, что с его помощью легко устанавливается, какие публикации данного автора имеются в библиотеке.

В предметном каталоге библиографические карточки расположены по ключевым словам (дескрипторам) и в алфавитном порядке.

4. Списки литературы в типовых государственных, а также рабочих программах по педагогике, психологии, методикам.

5. Библиографические указатели в конце монографий по педагогике, психологии, методикам и т.п.

6. Указатели литературы к главам учебников.

7. Энциклопедии (в том числе педагогические). В конце энциклопедических статей помещаются краткие библиографические указатели.

8. Последние в году номера педагогических, психологических, социологических, методических журналов, в которых помещаются списки всех публикаций, появившихся в журнале в течение истекшего года.

Таким образом, в настоящее время издается более 60 профессиональных педагогических журналов.




11. Каталоги кандидатских и докторских диссертаций. Выходят с 1958 г. Их составителями являются Российская государственная библиотека и Центральная научная медицинская библиотека. В каталогах имеются разделы по педагогическим и психологическим дисциплинам.

12. Списки литературы в курсовых и дипломных работах, хранящихся в кабинете кафедры.

13. Выставки новых поступлений в библиотеке вуза.

Дополнительную информацию по педагогической библиографии можно найти в Российской педагогической энциклопедии (Отв. ред. В.В. Давыдов. В 2 т. – Т. 1. – 1993. – С. 92-96).

1. Изучение титульного листа (автор, название, место и год издания, аннотация).

2. Просмотр оглавления (в начале или в конце публикации).

3. Чтение предисловия (введения) и/или послесловия, в которых обычно кратко знакомят с содержанием всей книги.

4. Изучение научного аппарата книги (ссылки на источники в конце книги или внизу страниц).

5. Конец просмотра – чтение фрагмента текста, связанного с вашей проблемой, и одновременная письменная фиксация содержания этого фрагмента. Делать это лучше всего на карточках, причем необходимо сразу же выполнить полное библиографическое описание источника (с правилами библиографического описания мы познакомим Вас в главе V нашего пособия).

Изучая литературу, посвященную тому или иному педагогическому явлению, необходимо найти в ней ответы на следующие вопросы: как различные авторы описывают сущность явления; его признаки, свойства, характеристики; дефиниции (определения, термины)[42]; типологии, классификации; функции; место в обучении (воспитании); особенности применения в начальной (средней, высшей) школе и т.д.; неизученные вопросы. При этом необходимо осуществлять анализ различных позиций и подходов, их сравнение, обобщение, критику – только тогда современное состояние проблемы предстает во всей полноте, а всестороннее знание вопроса позволит вычленить те его аспекты, которые (в связи с темой исследования) и предстоит исследовать дальше.

Приведем пример. Дипломная работа была посвящена дидактическим условиям применения проблемных задач в обучении младших школьников[43]. Глава I содержит анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования. Всего были изучены 93 источника. В результате анализа были вычленены те вопросы, по которым в литературе информация есть. Кроме того, разноречивые точки зрения по каждому вопросу сопоставлялись.

В результате этой предварительной работы материал 1-й главы в рукописи расположился по следующему плану.

§2. Сущность проблемной задачи.

§3. Структура проблемной задачи.

§4. Типология проблемных задач.

§5. Система проблемных задач.

§6. Уровни сложности проблемных задач.

§7. Условия составления проблемных задач.

§8. Процесс решения проблемных задач.

§9. Учебный процесс с применением проблемных задач.

План главы отражает строгую логику в анализе и описании изученного материала. В самом деле, к примеру, типологию проблемных задач (§4) можно рассматривать только после их структурно-типологического анализа (§3), учебный процесс с применением проблемных задач (§9) – только после обсуждения процесса их решения (§8) и т.д.

Кроме того, анализ литературы показал, что дидактические условия применения проблемных задач в начальной школе не исследованы вовсе. Это обстоятельство и задало программу всего дальнейшего исследования.

Завершая обсуждение вопроса об изучении литературы при проведении педагогического исследования, напомним, что в начале главы мы рассуждали о теоретических и эмпирических методах в педагогическом исследовании.

В данном параграфе мы вели речь о технике поиска, переработки и описания результатов изучения психолого-педаго­гической литературы. Очевидно, что изучение состояния исследуемой проблемы в теории требует применения прежде всего теоретических методов исследования. К их более подробному рассмотрению мы и перейдем.

Теоретические методы




Читайте также: