Народная поэзия как источник своеобразия поэзии некрасова кратко
Обновлено: 04.07.2024
Новый поэт – не только литературная маска, это новый взгляд на предмет поэзии. В этом смысле самого Некрасова можно назвать новым поэтом, создателем принципиально новой поэтической системы в России середины XIX века.
Эта тема не могла быть предметом поэтического воплощения в предшествующей литературе. Она прозаична по своему содержанию, ибо социальное неравноправие и страдания человека, обусловленные этим неравноправием, имеют нелирическую природу, а эпическую. Некрасов, вводя в свою поэзию тему страдания человека, расширяет границы поэтического творчества. Тема страдания в его поэзии выходит за рамки только социальной несправедливости и напрямую связана с духовным самоопределением личности. Драма жизни человека заключается в том, что социальное мешает проявлению духовного в личности человека массы.
Диалогизм, эпичность стихотворного сюжетосложения породили споры о поэтической системе Некрасова. Возник соблазн рассмотрения ее по принципам полифонизма, оформленным в работах М.М. Бахтина[17]. А этот определялопроблему лирического героя. В трудах Н.Н. Скатова и Б.О. Кормана[18] создаются противоположные трактовки этого образа. Б.О. Корман считает лирическим героем Некрасова, его о alter ego, разночинца. Н.Н. Скатов отрицает наличие лирического героя в поэзии Некрасова. По мнению ученого, поэтическая система Некрасова строится на многоголосии, что приближает ее к полифонической, но полифонизм не становится образующим принципом, поскольку авторский голос доминирует над голосами персонажей.
Его еще покамест не распяли,
Но час придет – он будет на кресте;
Его послал бог Гнева и Печали
Рабам земли напомнить о Христе.
…Свои труды, надежды, помышленья
Ты отдал ей; ты честные сердца
Ей покорял. Взывая к жизни новой…
В основе образа идеального героя лежит и народный тип личности, восходящий к архетипу древнерусского богатыря. Он сын русской земли, природы – матери. Творящая стихия жизни, ассоциирующаяся с землей, характерна для древнего еще языческого сознания. Христианское мировоззрение признает творцом всего сущего на земле единого Бога. Ассимиляция древнего языческого и нового христианского миропонимания рождает отеческий тип народной религиозности, выражающийся в особом почитании образа Богородицы, часто отождествляемого с родиной, Россией.
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.
Но он и строительная жертва. Народ, обрекая себя на мучительную гибель, тем самым прокладывает дорогу будущим поколениям. В таком изображении народа прочитываются мотивы личности Христа. Способность к жертвенности духовно сближает народ с Христом. Таким образом, Некрасов оказывается в ряду тех участников литературного процесса XIX века, которые воспринимали народ как хранителя Христа и носителя истины.
Противоречивость народа заключается в том, что он не осознает собственной духовной высоты. Его стихия – бессознательное. Живя в ней, он оказывается в положении духовного и социального рабства. Последнее является неизбежным продуктом первого, а не только фактом общественного устройства. Двойственный облик народного героя в бессознательном духовном величии и сознательном нежелании ему соответствовать в рамках повседневной действительности. Это рождает особое отношение народа к настоящему и вечному. Его настоящее всегда убого. И только перед лицом вечного русский человек проявляет всю красоту своего духа.
Это дает повод интеллектуальному герою середины века для выстраивания собственной миссии: духовная спячка русского богатыря должна быть преодолена жертвенным подвигом разночинца. Подобная цель и сближает его с народом в жертвенности служения и возвышает над ним четко обозначенной исторической целью.
Таким образом, народность поэзии Н.А. Некрасова – это не только сочувственное изображение крестьянства. Это обнаружение в национальном характере, как народном, так и принадлежащем к интеллектуальной части нации, одного общего начала – способности к самопожертвованию, которая проявляется порой в парадоксальных формах.
Новый поэт – не только литературная маска, это новый взгляд на предмет поэзии. В этом смысле самого Некрасова можно назвать новым поэтом, создателем принципиально новой поэтической системы в России середины XIX века.
Эта тема не могла быть предметом поэтического воплощения в предшествующей литературе. Она прозаична по своему содержанию, ибо социальное неравноправие и страдания человека, обусловленные этим неравноправием, имеют нелирическую природу, а эпическую. Некрасов, вводя в свою поэзию тему страдания человека, расширяет границы поэтического творчества. Тема страдания в его поэзии выходит за рамки только социальной несправедливости и напрямую связана с духовным самоопределением личности. Драма жизни человека заключается в том, что социальное мешает проявлению духовного в личности человека массы.
Диалогизм, эпичность стихотворного сюжетосложения породили споры о поэтической системе Некрасова. Возник соблазн рассмотрения ее по принципам полифонизма, оформленным в работах М.М. Бахтина[17]. А этот определялопроблему лирического героя. В трудах Н.Н. Скатова и Б.О. Кормана[18] создаются противоположные трактовки этого образа. Б.О. Корман считает лирическим героем Некрасова, его о alter ego, разночинца. Н.Н. Скатов отрицает наличие лирического героя в поэзии Некрасова. По мнению ученого, поэтическая система Некрасова строится на многоголосии, что приближает ее к полифонической, но полифонизм не становится образующим принципом, поскольку авторский голос доминирует над голосами персонажей.
Его еще покамест не распяли,
Но час придет – он будет на кресте;
Его послал бог Гнева и Печали
Рабам земли напомнить о Христе.
…Свои труды, надежды, помышленья
Ты отдал ей; ты честные сердца
Ей покорял. Взывая к жизни новой…
В основе образа идеального героя лежит и народный тип личности, восходящий к архетипу древнерусского богатыря. Он сын русской земли, природы – матери. Творящая стихия жизни, ассоциирующаяся с землей, характерна для древнего еще языческого сознания. Христианское мировоззрение признает творцом всего сущего на земле единого Бога. Ассимиляция древнего языческого и нового христианского миропонимания рождает отеческий тип народной религиозности, выражающийся в особом почитании образа Богородицы, часто отождествляемого с родиной, Россией.
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.
Но он и строительная жертва. Народ, обрекая себя на мучительную гибель, тем самым прокладывает дорогу будущим поколениям. В таком изображении народа прочитываются мотивы личности Христа. Способность к жертвенности духовно сближает народ с Христом. Таким образом, Некрасов оказывается в ряду тех участников литературного процесса XIX века, которые воспринимали народ как хранителя Христа и носителя истины.
Противоречивость народа заключается в том, что он не осознает собственной духовной высоты. Его стихия – бессознательное. Живя в ней, он оказывается в положении духовного и социального рабства. Последнее является неизбежным продуктом первого, а не только фактом общественного устройства. Двойственный облик народного героя в бессознательном духовном величии и сознательном нежелании ему соответствовать в рамках повседневной действительности. Это рождает особое отношение народа к настоящему и вечному. Его настоящее всегда убого. И только перед лицом вечного русский человек проявляет всю красоту своего духа.
Это дает повод интеллектуальному герою середины века для выстраивания собственной миссии: духовная спячка русского богатыря должна быть преодолена жертвенным подвигом разночинца. Подобная цель и сближает его с народом в жертвенности служения и возвышает над ним четко обозначенной исторической целью.
Таким образом, народность поэзии Н.А. Некрасова – это не только сочувственное изображение крестьянства. Это обнаружение в национальном характере, как народном, так и принадлежащем к интеллектуальной части нации, одного общего начала – способности к самопожертвованию, которая проявляется порой в парадоксальных формах.
Стихи и поэмы Н. А. Некрасова представляют собой подлинную энциклопедию русской жизни 50-70-х годов XIX века. В них встают яркие картины деревенского и городского быта. Наиболее значительными поэмами Некрасова являются те, в которых он воспевает народную жизнь.
Многие его стихотворения стали народными песнями.
В чем же секрет такого замечательного успеха его поэтических произведений? Наверное, в том, что Некрасов всегда стремился создавать произведения о народе и для народа. Для достижения своей цели он обращался к духовным сокровищам,
Таким сокровищем явилось для поэта устное народное творчество, в котором, как в зеркале, отражается духовная жизнь народа, его мысли, надежды, быт. Некрасов называл народную поэзию “хранилищем русской народности”. К художественному творчеству народа поэт обращался в течение всей жизни.
Об этом красноречиво говорят такие его произведения, как “Коробейники” , “Мороз, Красный нос” , “Зеленый Шум” , “Кому на Руси жить хорошо” и др.
Настоящий образец народной мелодичности мы видим в поэме “Коробейники”. При ее бесхитростном сюжете в ней столько
истинно народной поэтической удали и молодечества. Начало ее: “Ой, полна, полна коробушка!” – стало народной песней.
В ней много верных зарисовок народного быта, народных типов. Особая ценность этой поэмы Некрасова заключается в том, что впервые была предпринята попытка создания народной эпопеи, которую так долго искали русские поэты, начиная от Ломоносова. Жанр поэмы обрел у Некрасова непосредственно народное русское содержание, народную напевность, с чрезвычайно удачной обработкой фольклора.
В поэме “Мороз, Красный нос” не просто рассказывается о крестьянской семье, о том, как Дарья потеряла мужа, горевала с голодными детьми и замерзала в лесу, когда поехала за дровами. Целью произведения было воссоздание народной жизни в обобщенном виде.
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая – быть матерью сына раба,
А третья – до гроба рабу покоряться…
Узоры народной поэзии здесь не просто поэтические украшения: они способствуют созданию ярких выразительных картин: “Не ветер бушует над бором…, Мороз воевода дозором обходит владенья свои”. Настоящей вершиной творчества Некрасова, реализацией замысла рассказать о жизни русского народа явилась его поэма “Кому на Руси жить хорошо”.
Сюжетное содержание поэмы-эпопеи “Кому на Руси жить хорошо ” строится на фольклорной основе. По законам “хождения” за правдой, за святой истиной отправляются в путь “семь мужиков”. Поэма написана белым стихом.
Она собиралась автором “по словечку ” в течение двадцати лет.
В поэме два плана: сказочный и реальный. Место действия – не Россия, а Русь – понятие, включающее в себя стародавние времена. Вместе с тем семеро мужиков – это пореформенные крестьяне. Есть в поэме и сказочная птичка, и скатерть-самобранка.
Поэт был глубоким знатоком народного творчества. При написании поэмы он бережно использовал много устных поэтических материалов, а также сборники народных сказок, песен, причитаний, загадок, пословиц и поговорок, собранных крупными учеными его времени. Поэтому в поэме большое количество народных загадок, поговорок, песен.
Элементы сказочной фантастики, имеющиеся в поэме, не помешали ей остаться реалистическим произведением, правдиво и полно показывающим все стороны современной Некрасову действительности. Поэт использует характерный для народного творчества прием в зачине поэмы. Для усиления впечатления Некрасов прибегает к приему многократного повтора – при встрече с каждым новым лицом странники повторяют, кто они, откуда родом и о чем поспорили.
Повтор – частый прием устной народной поэзии, и Некрасов им пользуется во многих местах поэмы. Почти целиком на материале народного творчества построена вторая часть поэмы – “Крестьянка”. В нее почти без изменений вошли песни: “Мой постылый муж поднимается “, “Спится мне, младенькой, дремлется” и др. На основе записей фольклора созданы обращения девушки-невесты к жениху: “Ты стань-ка, добрый молодец, против меня прямехонько”, и плач матери по выдаваемой замуж дочери, скорбный плач матери по умершему ребенку:
Ой, плотнички-работнички!
Какой вы дом построили
Сыночку моему?
Народно-поэтические материалы, введенные в поэму, стали естественными составными ее элементами. Это случилось потому, что Некрасов удивительно верно угадал дух народной поэзии, и потому, что его собственная поэтическая манера была подлинно народной. Внутренняя близость между творчеством народа и поэзией Некрасова оказалась настолько тесной, что многие песни, созданные им по образцу народных: “Веселая”, “Голодная”, “Соленая”, “Солдатская ” и др. вошли в песенный репертуар народа.
Народно-песенные мотивы, пронизывающие все творчество Некрасова, являются важнейшей отличительной чертой его поэзии. Его стихи нередко вырастали из народных песен и так правдиво передавали образ мыслей и характер чувств народа, что сами часто входили в песенный обиход народа. До сих пор поются некрасовские стихи из поэмы “Коробейники”: “Ой полна, полна коробушка… “, романс “Что ты жадно глядишь на дорогу…” и другие, которые воспринимаются как народные песни.
Но Некрасов не отрекся от того хорошего, что дало ему дворянское звание. Он образованный человек, он чувствует в себе большой талант и считает своим гражданским долгом приложить все свои силы к делу служения народу. Таким образом, в Некрасове собраны лучшие черты как народа, так и дворянства. От крестьянина он взял способность видеть вещи такими, как они есть, от высших слоев общества — образование, культуру.
Николай Алексеевич стал народным поэтом не вдруг. Его жизнь предопределила главное направление в творчестве поэта. Мальчиком он играл с крестьянскими детьми, будучи юношей, он делил тяготы своего бедственного материального положения с простым народом. В это время он познакомился с русской душой, увидел ее целостность, органичность, проникся уважением и благодарностью к труженику, полюбил народ. Но в то же время он увидел забитость крестьянина, его неграмотность, униженность, осознал всю тяжесть рабского, крепостного труда. Служить народу, в котором сосредоточена вся сила России, ее духовное богатство — такую судьбу избрал себе Некрасов. В этом его гражданская позиция.
В отличие от авторов, оплакивавших долю русского народа, только Некрасов в своих стихах и поэмах стремился пробудить его, поднять на борьбу с угнетателями. Он верил в силу народа и был уверен в его победе:
Рать подымается — Неисчислимая,
Сила в ней скажется Несокрушимая!
Новый поэт – не только литературная маска, это новый взгляд на предмет поэзии. В этом смысле самого Некрасова можно назвать новым поэтом, создателем принципиально новой поэтической системы в России середины XIX века.
Эта тема не могла быть предметом поэтического воплощения в предшествующей литературе. Она прозаична по своему содержанию, ибо социальное неравноправие и страдания человека, обусловленные этим неравноправием, имеют нелирическую природу, а эпическую. Некрасов, вводя в свою поэзию тему страдания человека, расширяет границы поэтического творчества. Тема страдания в его поэзии выходит за рамки только социальной несправедливости и напрямую связана с духовным самоопределением личности. Драма жизни человека заключается в том, что социальное мешает проявлению духовного в личности человека массы.
Диалогизм, эпичность стихотворного сюжетосложения породили споры о поэтической системе Некрасова. Возник соблазн рассмотрения ее по принципам полифонизма, оформленным в работах М.М. Бахтина. А этот определялопроблему лирического героя. В трудах Н.Н. Скатова и Б.О. Кормана создаются противоположные трактовки этого образа. Б.О. Корман считает лирическим героем Некрасова, его о alter ego, разночинца. Н.Н. Скатов отрицает наличие лирического героя в поэзии Некрасова. По мнению ученого, поэтическая система Некрасова строится на многоголосии, что приближает ее к полифонической, но полифонизм не становится образующим принципом, поскольку авторский голос доминирует над голосами персонажей.
Его еще покамест не распяли,
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Но час придет – он будет на кресте;
Его послал бог Гнева и Печали
Рабам земли напомнить о Христе.
…Свои труды, надежды, помышленья
Ты отдал ей; ты честные сердца
Ей покорял. Взывая к жизни новой…
В основе образа идеального героя лежит и народный тип личности, восходящий к архетипу древнерусского богатыря. Он сын русской земли, природы – матери. Творящая стихия жизни, ассоциирующаяся с землей, характерна для древнего еще языческого сознания. Христианское мировоззрение признает творцом всего сущего на земле единого Бога. Ассимиляция древнего языческого и нового христианского миропонимания рождает отеческий тип народной религиозности, выражающийся в особом почитании образа Богородицы, часто отождествляемого с родиной, Россией.
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.
Но он и строительная жертва. Народ, обрекая себя на мучительную гибель, тем самым прокладывает дорогу будущим поколениям. В таком изображении народа прочитываются мотивы личности Христа. Способность к жертвенности духовно сближает народ с Христом. Таким образом, Некрасов оказывается в ряду тех участников литературного процесса XIX века, которые воспринимали народ как хранителя Христа и носителя истины.
Противоречивость народа заключается в том, что он не осознает собственной духовной высоты. Его стихия – бессознательное. Живя в ней, он оказывается в положении духовного и социального рабства. Последнее является неизбежным продуктом первого, а не только фактом общественного устройства. Двойственный облик народного героя в бессознательном духовном величии и сознательном нежелании ему соответствовать в рамках повседневной действительности. Это рождает особое отношение народа к настоящему и вечному. Его настоящее всегда убого. И только перед лицом вечного русский человек проявляет всю красоту своего духа.
Это дает повод интеллектуальному герою середины века для выстраивания собственной миссии: духовная спячка русского богатыря должна быть преодолена жертвенным подвигом разночинца. Подобная цель и сближает его с народом в жертвенности служения и возвышает над ним четко обозначенной исторической целью.
Таким образом, народность поэзии Н.А. Некрасова – это не только сочувственное изображение крестьянства. Это обнаружение в национальном характере, как народном, так и принадлежащем к интеллектуальной части нации, одного общего начала – способности к самопожертвованию, которая проявляется порой в парадоксальных формах.
Неповторимое своеобразие поэзии Николая Алексеевича Некрасова было емкой весомо определено им самим: "Я лиру посвятил народу своему. " В этом одновременно сокровенном признании и декларации, подводя итоги жизненного пути, поэт обозначил смысл своего подвига и суть своего творчества. Более развернуто свое кредо поэт охарактеризовал так: "Важно только одно: любить народ, родину, служить им сердцем и душой".
Совершенно естественно, что тема крестьянской жизни, изображение дореформенной и пореформенной деревни заняли одно из самых значительных мест в поэзии Некрасова. Народник П.Ф. Якубович справедливо подчеркивал, что "поэт чаще и охотнее воспевает мужицкое горе". Этой тематике действительно посвящено множество лирических стихотворений и поэм. Но Некрасов воссоздает в своих стихах не только образ многострадальной родины и несчастных, забитых и униженных детей ее, а и великих подвижников гражданского служения отчизне.
Хорошо известно, что Н. А. Некрасова и критика В.Г. Белинского связывала преданная крепкая дружба. Критик оказал на поэта, на формирование его взглядов и эстетической позиции, художественных пристрастий и мастерства значительное влияние. Некрасов же со своей стороны преклонялся перед гражданским темпераментом критика и видел в нем пламенного борца за высокие общественные идеалы. Облик Белинского мы встречаем в целом цикле произведений Некрасова, среди которых "Деловой разговор" (1851), "Памяти Белинского" (1853), поэма "Несчастные" (1856-1858) и др. Критик предстает в них как пример гражданского служения отчизне. Особенное место принадлежит поэме "В. Г. Белинский", написанной в 1855 году.
Произведение открывается лирическим вступлением, в котором тесно переплелись мотивы значительности гражданского служения нового человека, каким был Белинский, и трудности того тернистого жизненного пути, по которому он идет. Здесь сжато изложены факты из биографии выдающегося критика-демократа, особенно отмечено его простонародное происхождение, суровое воспитание в семье бедного лекаря и раннее приобщение к литературе. Поэт не показывает нам портрета или картин быта, пейзажа и интерьера. Нет, главное для него обаяние личности Белинского, который уже в юные годы был "родником" "богатых сил природных" — "источником" благородных мыслей и "честных, бескорыстных дел!". Сочетание суховатого изложения биографии и восторженных лирических строк, характеризующих обаяние и неповторимость этой личности, очень своеобразно, оно помогает наиболее полно раскрыть нравственный облик Белинского. Упоминая о раннем творчестве критика, Некрасов свидетельствует:
стремленьем к истине суровой
горячий труд его дышал.
В обстановке, когда "все глухо и мертво в литературе нашей было", Белинский сумел великолепно выразить потребность "в могучем слове правды честной, в открытом обличенье зла". Некрасов особенно подчеркивает такие его качества, как проницательность, глубина анализа действительности, активность, темперамент неутомимого борца с крепостническим рабством, черты трибуна, неистовство в сражениях, мужество гражданского служения родине. Проявляя удивительное благородство чувств и мыслей, Белинский оказывается в числе лучших людей отчизны, для которых Некрасов находит высокие и возвышенные слова:
О! сколько есть душой свободных
Сынов у родины моей,
И неподкупно верных ей,
Кто в человеке брата видит,
Кто зло клеймит и ненавидит.
Среди этих лучших сынов родины Белинский удостаивается высокого звания учителя. Но у героя произведения неизбежно появляются недоброжелатели и враги: ложные "друзья отчизны". Однако Белинский не опускается до единоборства с ними, он вступает в неравную борьбу со всей враждебной ему общественной системой в целом. И эта система губит великого человека в пору новых потрясений в Европе и России. Ода не вызывает чувства тоски и безнадежности, потому что она воспевает гражданский подвиг нового человека, показывая, что у родины есть еще много свободных душой и преданных ей сыновей.
В ряде своих стихотворений Некрасов изображает человека особенного, идущего путем Белинского, продолжающего его дело. Так, в торжественном, пафосном стихотворении "Памяти Добролюбова", написанном в 1864 году, поэт показывает идеал общественного деятеля. В этом стихотворении также нет деталей, которые могли бы помочь представить образ, но все оно — выражение чувства скорби и печали о безвременно ушедшем:
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
Внезапность смерти очень точно передана метафорой " ударил час ". А чтобы изобразить человека, оставшегося до конца на своем посту, поэт находит выразительную деталь: "И вещее перо из рук упало". Но автор не только скорбит о друге, — он гордится своим соратником, восхищается его нравственной красотой, самоотверженностью, Отказом от мирских наслаждений, способностью подчинить страсти рассудку, а личную жизнь — делу свободы. Стихотворение это написано высоким слогом; ключевые по смыслу слова: "свобода", "слава", "русская земля", "гордость", "душевная красота"; используется стилистически окрашенная лексика: "мирские наслаждения", "года минули", "благодатно совмещены", "высоко вознесся" и др. Автор мастерски использует разнообразные художественные средства, которые делают стихотворение образным, глубоким. Это эпитеты и метафоры: "светлый рай", "сокровища душевной красоты", метонимические конструкции: "Какой светильник разума угас", "Такого сына не рождала ты и в недра не брала свои обратно".
Все эти художественные средства помогают автору наиболее точно передать свои мысли и чувства. В конце стихотворения Некрасов подчеркивает огромное историческое значение деятельности Добролюбова, причисляя его к лучшим умам эпохи:
Природа-мать! Когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни.
Ярким выражением гражданского служения отчизне является творчество передовых художников слова. К этой теме обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов. Н.А. Некрасов обращался к теме поэта и поэзии на протяжении всего своего творческого пути.
Размышления о художнике-творце нашли свое выражение в таких стихотворениях, как "Муза" (1852), "Блажен незлобивый поэт. " (1852), "Поэту (Памяти Шиллера)" (1874), "Элегия" (1874) и др.
Прославленное стихотворение "Поэт и гражданин", написанное в 1856 году, принесло Некрасову широкую известность как поэту демократическому и революционно настроенному. В этом стихотворении, размышляя о художнике-творце, Некрасов придал образу поэта некоторые собственные черты, например известные сомнения, колебания и покаяния, хотя, конечно, стремился создать образ типический. Обобщенной получилась фигура гражданина, требующего от поэта отклика на несправедливость окружающей действительности, активного служения народу, защиты обездоленных, призывающего "идти в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. ". Строки, "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан" восходят к формуле поэта-декабриста К.Ф.Рылеева: "Я не поэт, а гражданин". Произведение построено в форме диалога с элементами дидактизма и декларативности, но Некрасов намеренно использовал такой метод, чтобы усилить драматизм, ярче выразить призыв к активной деятельности. Поэт придавал этому стихотворению большое значение, не случайно сборник стихов 1856 года он открыл именно этой поэтической декларацией.
Подводя окончательные итоги своего творческого пути, служения отечеству, в четверостишии "Музе" (1876) Н. А. Некрасов возвращается к мотиву ранних стихов и вновь утверждает верность своей поэзии родному русскому народу и восклицает: пришедшая ко гробу Муза — "сестра народа — и моя!":
Поэт и гражданин Н.А. Некрасов действительно остался верен идеалам своей юности, пронес их через всю творческую жизнь, продолжая ". любить народ, родину, служить им сердцем и душой".
Читайте также: