Чем отличается школа 2000 и школа 2100

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Сравнительная Таблица УМК

Развивающая система Занкова

1.Авторский коллектив

А.А. Леонтьев, Д.И.Фельдштейн

Рамзаева Т.Г. Александрова Э.И.

Н.В. Нечаева (с 2003г.)

2.Определение

УМК создан на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного Российского образования.

УМК реализует непрерывное образование по всем школьным предметам на основе концепции образовательной системы нового поколения.

Результат многолетней работы коллектива сотрудников РАН, АПК и ППРО, МГПУ, а также ряда сотрудников РАО. Предпосылками для ее создания стали: основные положения Л.В. Выготского, научные идеи развив.обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.

В УМК полностью реализован ФГОС НОО и воплощены идеи модернизации российского образования.

Целостная система обучения младших школьников, построенная на единых психолого-педагогических основах. Также в основе лежат классические принципы дидактики, важнейшие теоретические положения, выработанные и проверенные многолетней практикой.

Основная идея УМК - реализация одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения младших школьников в массовой начальной школе.

УМК для 1-4 классов ООУ, обеспечивающий реализацию основной образовательной программы для начальной школы.

Развивающая система представляет собой единство дидактики, методики и практики.

В 1995-1996 гг. система введена в российскую школу.

Она в высокой степени соответствует принципам, выдвинутым Законом РФ об образовании, требующим обеспечить гуманистический характер образования, развитие личности.

Развитие у ребенка интереса к познанию своей страны с ее духовного величия, ее значимости в мировых масштаба.

Выращивание функционально грамотной личности. Функционально грамотная личность - это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Создание образовательного пространства, характеризующегося разнообразием видов учебной деятельности, в котором младший школьник выступает как субъект, обладающий правом выбора вида учебной деятельности, партнера, средств и пр.

Подготовка учащихся к жизни, т. е. формирование готовности к усвоению постоянно обновляющегося потока информации в обществе. Умение учиться, как важное свойство личности, закономерно связано с позитивным отношением к учению

Развитие личности школьника, формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого. Становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности. Формирование готовности к самообразованию.

Многостороннее развитие ребенка, комфортное обучение, подготавливает мыслительный аппарат ребенка к дальнейшему обучению. Преодоление различий между традиционной и развивающей схемой обучения.

Оптимальное общее развитие каждого ребенка.

Создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников.

Формирование личностно-развивающее образование младших школьников

Помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться и быть ответственными за себя и своих близких.

Развитие личности шк-ка, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоц.-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.

Ориентировать учебный процесс на воспитание нравственности ребенка.

Сформировать знания, умения, навыки и даже качества личности ребенка, соответствующие индивидуальным потребностям каждого и необходимые для их дальнейшей жизни;

Формирование теоретических понятий (речеязыковых, математических, естествоведческих и других), которые составляют основу успешного обучения.

Найти более целесообразный путь устранения противоречий, характерных для начальной школы.

Обеспечить понимание ребенком изучаемых вопросов, создать условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создать для каждого ученика ситуацию успеха в познавательной деятельности.

Представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания.

5.Содержание

В состав УМК входят линии учебников:

Русский язык;

Литературное чтение;

Окружающий мир.

Русский язык.

Русский язык. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

Литературное чтение. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Математика. Авторы: Петерсон Л. Г.

Информатика.

Информатика (1-4 класс). Авторы: Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О., Суворова Н.И.

Информатика и ИКТ (3-4 класс). Автор: Горячев А.В.

Окружающий мир. Авторы: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С., Данилов Д.Д., Бурский О.В. и др.

Основы духовно-нравственной культуры народов России (4 класс )Авторы: Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И.

Музыка. Авторы: Усачева В.О., Школяр Л.В.

Изобразительное искусство. Авторы: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.

Технология. Авторы: Куревина О.А., Лутцева Е.А.

Физическая культура. Автор: Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е.

Английский язык "Английский в фокусе" ("Spotlight") (1-4 классы). Авторы: Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., Эванс В.

Русский язык.
Азбука. Авторы: Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.
Русский язык. Авторы: Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А.

Лит.чтение. Автор: Чуракова Н.А.
Математика. Автор: Чекин А.Л.

Информатика и ИКТ (2-4 классы). Авторы: Бененсон Е.П., Паутова А.Г.
Окр.мир. Авторы: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А.
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Авторы:Васильева Т.Д., Савченко К.В., Тюляева Т.И.
Изобразительное искусство. Авторы: Кашекова И.Э., Кашеков А.Л.
Музыка. Авторы: Челышева Т.В., Кузнецова В.В.
Технология. Авторы: Рагозина Т.М., Гринева А.А., Голованова И.Л., Мылова И.Б.
Физическая культура. Авторы: Шишкина А.В., Алимпиева О.П., Брехов Л.В.
Английский язык

В состав УМК входят линии учебников:

Букварь; Прописи; Русский язык; Литературое чтение; Английский язык;

Окружающий мир.

УМК состоит из нескольких курсов: Литературное чтение. Чтение и литература.Автор Джежелей О.В.

В состав УМК входят линии учебников:

Русский язык, Литературное чтение;

Математика; Окружающий мир;
Основы религиозных культур и светской этики

В состав УМК входят линии учебников:

Математика;Информатика и ИКТ;

Окружающий мир;
Основы религиозных культур и светской этики; ТехнологияМузыка; ИЗО;
Физическая культура;

Русский язык.
Азбука. Авторы: Нечаева Н.В., Белорусец К.С.
Русский язык. Авторы: Нечаева Н.В., Яковлева С.Г.
Литературное чтение. Автор: Свиридова В.Ю.
Литературное чтение. Автор: Лазарева В.А.

МатематикаАвторы: Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н.
Окружающий мир. Авторы: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.
Основы духовно-нравственной культуры народов России (4 класс). Авторы: Николаева Е.И., Петрова Е.Н.
Изобразительное искусство. Автор: Ашикова С.Г.
Музыка. Автор: Ригина Г.С.
Технология. Авторы: Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н., Хлебникова С.И., Нагель О.И. и др.
Физическая культура. Автор: Шаулин В.Н.

■ Принцип воспитания гражданина России;

■ Принцип ценностных ориентиров;

■ Принцип обучения в деятельности;

■ Принцип работы на результат;

■ Принцип синтеза традиций и инноваций в образовании.

■Принцип адаптивности Принцип психологической комфортности.

■Принцип картины мира.

■Принцип целостности содержания.

■Креативный принцип, или принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

■ Принцип прочности и наглядности.

■ Принцип непрерывного общего развития.

■ Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей.

■ Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников.

■ Принцип целостности картины мира

■Принципы развития; ■Принцип гуманитаризации; ■Принцип целостности образа мира; ■Принцип культуросообразности; ■Принцип вариатвности.

■ Принцип преемственности и непрерывности образования;

■П ринцип целостности картины мира;

■ Принцип интеграции,на основании которого каждая предметная область создает картину взаимозависимости живой и неживой природы, природы и культуры и т. д.

■ Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения.

■Принцип целостности образа мира. ■Принцип практической направленности.

■ Принцип учета индивидуальных возможностей.

■ Принцип целенаправленного и систематического формирования приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения в процессе усвоения ЗУН; ■Принцип приоритета самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения; Принцип включения опыта ребенка в процесс усвоения ЗУН; ■Принцип создания каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия и успешности в процессе усвоения предусмотренных программой ЗУН.

■ Принцип обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности.

■ Принцип ведущей роли теоретических знаний.

■ Принцип быстрого темпа прохождения учебного материала.

■ Принцип осознания процесса учения.

■ Принцип целенаправленной и систематической работы учителя над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых.

7.Методы технологии

Словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

побуждающий и подводящий

Технология оценивания обр. достижений Проблемно-диалогическое обучение:

побуждающий и подводящий

Технология оценивания обр. достижений

Работать со справочной литературой, словарями;

Пользоваться различными измерительными приборами;

Выполнять вычислительные навыки;

Работать с лабораторным оборудованием, приборами.

Технология деятельностного метода,

Технологии исследоват.-проектной деятельности учащихся.

Логическим продолжением дифференцированного подхода к изложению материала является дифференцированный контроль, то есть все контрольные, проверочные работы, тесты представлены в разноуровневых вариантах. Контролируется усвоение обязательного минимума, но не исключается проведение контроля и по тем темам, которые превышают обязательный минимум.

Целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);
Приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания;
Активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования;
Соблюдение баланса между интуицией и знанием;

Методика Л.В. Занкова предполагает вовлекать учащегося в различные виды деятельности, использовать в преподавании дидактические игры, дискуссии, а также методы обучения, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи.

8.Формы обучения

Школа полного дня, Дневная

9.Характеристика

Отвечает потребностям современного этапа развития России, предвосхищающая и в определенной степени готовящая ее будущее.

УМК по каждому учебному предмету, как правило, включает в себя учебник, хрестоматию, Тетрадь для самостоятельной работы, методическое пособие для учителя (методиста).

Каждое методическое пособие состоит из двух частей.

Авторский коллектив стремился создать комфортный и результативный для учителя и ученика процесс обучения; предоставить условия для формирования и развития у учащихся интереса к учению; продемонстрировать интеграцию учебной и внеурочной деятельности в единый учебно-воспитательный процесс; обеспечить реальную социализацию учащихся.

Особенность УМК - органическое соединение традиционной методики с последними достижениями современной психологии и новейшими подходами к решению методических проблем, а также опора на педагогику сотрудничества

Авторы делают акцент на систему заданий проблемно-поискового характера

Все учебники нацелены на развитие самостоятельности и в добывании знаний, и в оценке результатов собственной деят-сти.

В характеристике лежит идея личностно-ориентированного образования, то есть учитель отказывается от авторитарного, инструктивно-репродуктированного характера обучения в пользу демократического, поисково-творческого.

Учебники по всем учебным предметам с первого по четвертый класс. Многие родители и педагоги отмечают очень хорошую подачу курса русского языка и литературы.

Плюсы: •развитие ума, воли, чувств, нравственных представленийформирование потребности учиться;

да нет же, я не против Петерсон. мне понравилось, логику развивает точно, а вообще я назвала бы ту математику, которая там, введением в алгебру. просто меня смутило несколько то, что над одной задачкой я просидела минут 10, а другую вообще не решила
и я подумала - а ребенок-то это осилит? как вообще детки по этому учебнику учатся? и в конце концов, не все же Григории Перельманы, но некоторые задачки пугают меня. но раз Вы говорите, что нормально идет, будем пробовать. у меня две недели, чтобы девушку, расслабленную программой 21 век, натаскать на витиеватые задачки Петерсон. Эх, помоги Господи.

Введение в алгебру и матанализ у детей будет в 5 и , кажется,в 6м классе, так что рано об этом
Кстати, Вы так и не ответили, в какой класс переходите..
И еще. У нас в классе тож не все Перельманы 2 мальчика в первый класс к нам шли с диагнозом ЗПР. Сейчас у них по математике что-то среднее между 3 и 4 ( а вовсе не между 2 и 3). Всё зависит от учителя. У нас учитель просто шикарный. Ей памятник на днях можно ставить за то, что она с нашими детьми делает

Смотря, в какой класс идет ребенок.
Мое мнение ( я учитель) - у Козловой 1 и 2 класс не сложные. А вот 3 и 4 класс мне вообще не нравятся. Даже похлеще Петерсон. У Петерсон все последовательно и логично. А у Козловой все урывками и бегом. Например, в 3 классе дается понятие дробей, несколько уроков всего в середине года, затем эта тема никак не повторяется, не встречается заданий на повторение. А 4 класс сразу начинается с задач на дроби, причем все дается вперемешку, очень быстро, тема сложная, ее так просто за 4 урока не дашь, а следом и контрольная работа. Почему-то в 3 классе у Козловой встречаются задачи из программы 5 класса, решаемые уравнениями, мне это не понятно. Мне не понятно, что произошло летом после 2 класса с ребенком, если программа так резко усложняется. Если ты хочешь сделать сложную программу, будь честна (как Петерсон) ,начинай с 1 класса.

Особенно остро этот вопрос встает перед родителями будущих первоклассников. Каждый хочет не навредить ни ребенку, ни себе. Начинается опрос знакомых и штудирование сайтов в надежде найти интересующий ответ на вопрос.

Родители встают перед выбором образовательной программы.

Начнем с перечисления существующих программ на 2017-2018 учебный год в школах РФ:

Также следует отметить, что все учебные программы разработаны в соответствии с ФГОС НОО, который позволяет освоить необходимый минимум знаний (инвариантная часть учебных пособий) или допустимого для любознательных (вариативная часть).

Разберем плюсы и минусы учебных программ в начальной школе:

Эта программа непрерывна с детского сада и до 11 класса школы. Охватывает большой объем материала. Учитель направляет, контролирует поисковую деятельность учеников. Наиболее сложными предметами являются математика Козловой С. А. и окружающий мир Вахрушева А. А.
На данный момент программа ограничена в использовании школ, так как учебные пособия не вошли в Федеральный перечень, то есть не прошли экспертизу Минобр.

Плюсы: учащиеся приучены учиться и добывать знания. Они умеют без труда найти нужную информацию. Много пишут сочинений и изложений, рефератов, имеют широкий кругозор знаний.

Минусы: задания посильны для освоения учащихся среднего и высокого уровня, требует контроля и помощи со стороны родителей. Еще один минус – не все учителя средней и старшей школы готовы продолжать обучение по ней в 5 классе.

Традиционная программа "Школа России", по которой учились многие в советский период и на сегодняшний день она остается актуальной, предполагает взращивание патриотов, желающих познавать, изучать страну, в которой живешь, любить природу, уважать других людей.

Плюсы: задания посильны для освоения учащихся даже очень слабого уровня.

Минусы: мало развивающих заданий на логику, мышление, расширяющих кругозор детей. Здесь все будет зависеть от учителя готового выходить за рамки программы, подбирать развивающие, логические задания. Кругозор знаний учащихся будет недостаточным для успешного обучения в среднем звене.

Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова

Учащиеся должны быть в постоянном поиске информации, развивают теоретическое мышление и воображение. Предполагается, что учащиеся ходят в школу не за отметками, а за знаниями. Для оценивания используется оценочная линейка или шкала для учащихся и учителя. В результате у ребенка формируется самооценка, самоконтроль и самообразование. Методика характеризуется также минимумом домашних заданий.

Плюсы: дети стремятся к знаниям, а не к отметкам, обладают высокой мотивацией, имеют глубокие знания, стремление к нестандартному мышлению. Уроки интересны, часто используются игры. И опять все зависит от учителя, который точно представляет, что делать.

Минусы: сложный уровень преподаваемых предметов, сложно перестроиться на другую систему преподавания в изменившихся условиях.

Система Л. В. Занкова

Занков Л. В. – психолог, разработчик развивающей программы обучения. Обучение по данной программе проходит в творческой форме, нетрадиционно, в быстром темпе, предлагается информация из средних классов для ознакомления. Уделяется большое внимание развитию логики, мышления, самостоятельной добыче знаний.

Плюсы: дети осознанно учатся, имеют аргументировать и доказывать свою точку зрения, используется работа в группах. Обучение проходит в силу своих возможностей, так как программа не предполагает достигать максимума.

Минусы: при поступлении в школу необходима хорошая подготовка, а при поступлении в среднее звено необходимо продолжение, иначе все напрасно.

Ирина Петрова – руководитель авторского коллектива, прошла путь от пионервожатой до учителя начальных классов и руководителя отдела начального образования в Министерстве РФ.

Плюсы: яркие привлекательные учебники, творческое развитие ребенка.

Минусы: при поступлении в школу необходима хорошая подготовка в счете и письме. Большой объем выполнения домашней работы, а также текстовые ошибки в учебниках.

Роза Чуракова – руководитель авторского коллектива, кандидат педнаук, профессор Академии повышения квалификации работников образования. "ПНШ" или Перспективная начальная школа - это гуманитарная программа, основывающаяся на личностно-ориентированных принципах образовательного процесса.

Плюсы: учебники 1-4 класса опираются на жизненный опыт ребенка, учат говорить, читать и наблюдать.
По окончании начальной школы ученики переходят в среднее звено с большим багажом знаний, подготовленными к дальнейшему обучению. Они самостоятельно ищут информацию в разных источниках и ее используют, работают с большим количеством словарей.

Минусы: программа требует непосредственной помощи родителей и активного участия. Курс требует опытного и подготовленного педагога, с которым все будет доступно и понятно.

Одна из самых распространенных программ в России, удостоена премии президента РФ. Руководитель проекта – Виноградова Н.Ф.

Плюсы: полностью соответствует ФГОС. Дети показывают хороший результат. Учащиеся учатся самоконтролю и самооценке. Очень сильный учебник по литературному чтению, хорошо представлены классики, анализ текста.

Минусы: многих родителей, да и учителей напрягают иные написания букв в 1 классе, запись перечисления слов с маленькой буквы; своеобразная подача материала по математике, отличная от других программ. Программа развивающая, как и многие другие требует непосредственного участия родителей и умелого педагога.

Название программы обещает многое. Главное – воспитать духовно-развитую личность, гражданина. Автор проекта – доктор педагогических наук Петерсон Л.

Плюсы: учит детей не отставать от современного мира, быть подготовленным, отстаивать свою позицию.

Минусы: большой объем информации, предполагает постоянное участие родителей.

Автор комплекта – Н. Б. Истомина, создан в соответствии с ФГОС.

Плюсы: разнообразие учебного материала учит самостоятельно школьников искать правильное решение, логически мыслить, аргументировать и дискутировать.

Минусы: требует хорошей подготовки к школе, так как в дальнейшем подразумевает тесное сотрудничество с родителями, многие темы вынесены на самообразование.

4) ориентация на деятельность, обучение активности - деятельностный метод, более естественная методика обучения для ребенка, когда идет переход от действий в учебных ситуациях к действиям в жизненных ситуациях; переход от совместной учебной деятельности на уроке к самостоятельному познанию; опора на предшествующий опыт на уроках, используя его и обогащая; креативность - формирование стремления к творчеству.

а так же:
5) школа - часть образования для ученика.
6) минимакс - максимум оценок при минимальном количестве отметок; содержание образования предлагают по максимальному количеству, и учащийся должен усвоить материал по стандартному минимуму, таким образом, каждому ребенку дают возможность взять столько, сколько он может в зависимости от своих умений и навыков. Этим не повышается административный контроль, который может привести к перегрузке детей и учителя.
7) по этим учебникам могут учиться все дети, с любой подготовкой и навыками. Например, все учебники по математике Петерсон Л.Г. представляют логичный и последовательный подход для обучения школьников на любой стадии их подготовки.

г) единая языковая концепция – единый метод работы с текстом при обучении грамоте, русскому языку, чтению, литературному чтению и иностранному языку. Например, в дидактическом материале в учебниках русского языка используются текстовые отрывки, взятые с книг для чтения, и ученики видят, что любой читаемый ими текст содержит в себе все законы языка.

д) увеличен объем материала для изучения синтаксиса и пунктуации, поскольку они - основа письменной речи, средство выражения собственных мыслей и помогают понимать чужие мысли.

ж) формирует у учеников понятие гражданственности и патриотизма.

з) делает обучение наиболее комфортным, предохраняет от перегрузок.

Система образования России последние десять лет существует, согласно новым стандартам образования, принятым в 2009 году. Соответствующий Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (в редакции приказа Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643) опубликован на сайте ведомства. В этом приказе были определены федеральные образовательные государственные стандарты (ФГОС), которым должны соответствовать все учебные программы, используемые в образовательных учреждениях. А также прописаны цели и результаты учебной деятельности, вплоть до личностных качеств учащегося, которыми он должен обладать после окончания начальной школы.

В документе написано много и о нравственном, и эстетическом развитии, и о привитии чувства любви к Родине и своему народу, о толерантности и демократическом обществе, даже о новой экономической системе. Единственное, чего я не смогла увидеть в документе, так это необходимости формирования у ребёнка способности мыслить. Причём не только критически, что тоже было бы неплохо, а мыслить в принципе. Чтобы развитие способности мыслить было одной из основных целей образовательного процесса в начальной школе.

Существующие образовательные системы, или как они называются, учебно-методические комплексы (УМК), должны соответствовать требованиям Стандарта. Каждый год пересматривается список учебников, по которым может осуществляться образовательная деятельность. Соответственно, та или иная существующие программы могут оказаться не у дел. Разделяют традиционные и развивающие системы обучения. Нужно сказать, что названия достаточно условны, потому что любая система обучения должна развивать, иначе она становится бессмысленной. Но и те, и другие системы должны соответствовать стандартам ФГОС. Все системы имеют авторство и собственную методику. Рассмотрим традиционные системы, по которым обучается большинство школьников.

Читайте также: