Обязателен ли электронный дневник в школе

Обновлено: 04.07.2024

Во исполнение решения заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации от 30 декабря 2010 г. N А4-18040, раздел II, Минобрнауки России (далее - Министерство) разработаны методические рекомендации и единые минимальные требования к системам ведения журналов успеваемости учащихся в электронном виде в образовательных учреждениях Российской Федерации.

Указанные методические рекомендации и минимальные требования способствуют формированию условий для реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (начального и основного общего образования) по развитию информационно-образовательной среды образовательных учреждений (далее - ОУ) в части:

фиксации хода образовательного процесса;

отражения результатов освоения основной образовательной программы;

возможности использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью;

взаимодействия ОУ с органами, осуществляющими управление в сфере образования.

Методические рекомендации не ограничивают ОУ в выборе информационных систем ведения журналов успеваемости учащихся и в использовании их расширенных функциональных возможностей. Это обеспечивает соблюдение прав ОУ и разработчиков на самостоятельный выбор информационных систем и на свободу конкуренции в соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статьи 15 Закона Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также создает условия для дальнейшего развития технологии.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 1993-р и от 7 сентября 2010 г. N 1506-р производится перевод государственных услуг в электронный вид. Полный перевод всех запланированных услуг должен завершиться к 1 января 2014 года.

Министерство обращает внимание, что услуга по предоставлению информации о текущей успеваемости учащегося, ведению электронного дневника и электронного журнала успеваемости осуществляется образовательными учреждениями при участии органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В результате предоставления указанной услуги обучающиеся и их родители (законные представители) должны получить доступ к актуальной и достоверной информации:

сведения о результатах текущего контроля успеваемости обучающегося;

сведения о результатах промежуточной аттестации обучающегося;

сведения о результатах итоговой аттестации обучающегося;

сведения о посещаемости уроков (занятий);

сведения о расписании уроков (занятий);

сведения об изменениях, вносимых в расписание уроков (занятий);

содержание образовательного процесса с описанием тем уроков (занятий), материала, изученного на уроке (занятии), общего и индивидуального домашнего задания.

Условия оказания государственной услуги согласуются со статьей 15 Закона "Об образовании", в которой ОУ предписывается осуществлять индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах данных об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях (пункт 8) и обеспечить родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся (пункт 7). При этом ОУ самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся (пункт 3).

Также, согласно подпункту 16 пункта 2 статьи 32 указанного Закона к компетенции ОУ относится осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями настоящего Закона.

Администрация ОУ вправе самостоятельно организовать учет учебной деятельности, руководствуясь действующим законодательством. При этом руководитель ОУ несет ответственность за соответствие выбранных средств и форм учета нормативным требованиям.

Приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" определена должностная обязанность учителя осуществлять "контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся)".

В соответствии со статьей 74 главы 12 раздела III Трудового Кодекса Российской Федерации "Изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда" о необходимости перевода учета учебной деятельности в электронный вид работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца.

При введении электронных форм учета необходимо соблюдение трудового законодательства. Недопустим неоправданный рост трудозатрат на ведение двойного учета, рабочие места должны быть оборудованы надлежащим образом.

Действующая в настоящее время "Инструкция о ведении школьной документации", утвержденная Приказом Министра просвещения СССР от 27 декабря 1974 г. N 167, достоверно отражает логику и состав учета. Выбор формы ведения учета в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" отнесен к компетенции ОУ. Для реализации своей компетенции ОУ должно подготовить соответствующие локальные нормативные акты.

В то же время нормативная база ведения электронного документооборота не обеспечивает решения всех задач, принятых для документооборота в бумажной форме. В связи с этим, в ряде случаев возникает необходимость вывода информации в электронном виде на бумажный носитель.

Учитывая изложенное, Минобрнауки России полагает целесообразным рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, в переходный период развития электронного документооборота оказать помощь образовательным учреждениям в разработке локальных нормативных актов, в том числе минимизирующих необходимость перевода информации из "электронного журнала" в бумажный вид в зависимости от используемых в ОУ информационных систем учета, а также определяющих требования к форме документов на бумажном носителе, когда они необходимы.

ВЕДЕНИЯ ЖУРНАЛОВ УСПЕВАЕМОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЭЛЕКТРОННОМ

ВИДЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ШИФР "ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ"

Часть 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Настоящий документ содержит методические рекомендации по организации перехода на электронную форму ведения журналов успеваемости обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации.

Выбор информационной системы ведения в электронном виде журналов успеваемости обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации должен осуществляться образовательным учреждением на основании "Системы ведения журналов успеваемости обучающихся в электронном виде в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Часть 2 "Единые требования".

Министерство образования и науки Российской Федерации. Москва, Тверская, 11.

Основания для разработки

Настоящий документ разработан в соответствии с поручением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации от 22 декабря 2010 года по вопросу: "О внедрении электронных образовательных ресурсов в учебный процесс и мерах по методической и технической поддержке педагогов на местах" по разработке единых требований к системам ведения журналов успеваемости обучающихся в электронном виде в общеобразовательных учреждениях.

Когда мой ребенок пошел в первый класс, по решению семейного совета, было принято решение об оформлении заявления на отказ от ведения электронного дневника и второго заявления в отношении обработки персональных данных. Документы были предоставлены учителю.

Первое с чем я столкнулся- мне пришлось поработать с возражениями. При этом встретил недоумение, удивление, обвинения в неадекватности и т.д. К сожалению, с этим приходится сталкиваться и принимать учителя таким, какой он есть. Будьте готовы к тому, что школьный учитель будет задавать неудобные вопросы. Как правило, неподготовленные родители, рассеиваются на первом этапе. Например, приходилось работать вот такими возражениями:

- Зачем Вам это надо? Вы единственный родитель в школе, кроме Вас такие вопросы никто не задает;
- Я не готова брать на себя дополнительную нагрузку. Ради одного ребенка вносить оценки на бумажный носитель. А что будет, если бумажный дневник потеряется? Я должна брать на себя ответственность?
- Мы в школе электронным дневником пользуемся 2 года. Ради одного родителя, менять никто не будет.
- А как вы будете узнавать домашние задания? Расписание уроков? Ссылки на дополнительные занятия? Ссылки на видеоматериалы? В ЭЖ имеется вся информация о текущих и будущих мероприятиях, олимпиадах, конкурсах и т.д.
- Вы понимаете, если в классе хотя бы один родитель откажется, то меня лишат премии. Да…Да.. именно так …

Как не странно, заведующая отнеслась с пониманием, даже поддержала, выслушав мои доводы, отправила на 3 тур полосы препятствий. Как вы понимаете, это школьный директор.

В итоге попал на прием к школьному директору, и первое наше знакомство произошло в октябре. Все отказные заявление передал директору школы. Внимательно прочитав, она начала задавать те же самые вопрос, что и учитель. Однако, также были озвучены и другие вопросы, которые учитель не задавал:

- Мы ради одного родителя не будем портить статистику. Если в школьном портале не будет данных об учащемся, то в Министерстве образования данные не совпадут. Также невозможно будет планировать ежеквартальные, ежегодные финансовые отчетности.
- Без школьного портала нельзя получить итоговый школьный аттестат;
- Переходите на семейное обучение;
При беседе со школьным директором я ответил на все ее возражения, т.к. заранее готовился к подобным вопросам.

Камнем преткновения стал следующий вопрос:
- Итоговая оценка в старших классах и баллы ЕГЭ заносятся в систему РИС и ФИС, но без обработки персональных данных это невозможно, а значит невозможно получить школьный аттестат.

Далее мы поговорили о том, что система небезопасна, что взломать систему для подготовленного айти-специалиста не составит труда. Так как сам являюсь айти специалистом, я вкратце рассказал как технически устроены реляционные базы данных, конфигурации баз данных с точки зрения безопасности, привел примеры утечки данных клиентов Банка и т.д.

Также я привел ссылки на законодательные акты, в которых указано, что ведение школьных оценок на бумажном носителе не противоречит уставу школы со ссылкой на нормативные акты, указанных на сайте нашей школы. Видимо, это было решающим фактором, т.к. директор задумался и пошел на уступку. В итоге, мы взяли таймаут - как можно решить этот вопрос до сентября следующего года, т.к оценки в первом классе не ставятся.

Летом после окончания 1 класса, я предоставил директору школы ответ (письмо было направлено ранее другими родителями-взял в интернете) от Управления организации и проведения государственной итоговой аттестации:

- На основании разъяснительного письма от Рособрнадзора от 12.03.2019 № 10-188, 16.07.2019 № 1122-10, что ГИА для учащихся, отказавшихся дать согласие на обработку персональных данных, может быть организована без внесения их персональных данных в РИС и ФИС.

В сентябре текущего года директор сообщил, что комитетом по образованию было принято положительное решение, т.е. разрешили вести дневник и классный журнал.

Как это будет работать на самом деле, пока не могу сказать, буду смотреть и следить внимательно в текущем году.

Хочу сказать напоследок – ничего не бойтесь, отстаивайте свои права, боритесь за своих детей. Глаза боятся- руки делают.


Подписывайтесь на наши ресурсы:

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов:

Требовать у детей дневник прямо с порога квартиры больше нет нужды: родитель в любой момент может просмотреть его в режиме онлайн и узнать об успехах (или неудачах) школьника в реальном времени. Но что, если взрослые не стремятся контролировать каждый шаг ребенка, а школа на этом настаивает? Разбираемся вместе с Департаментом образования города Москвы.

Ответ: Электронный дневник дает родителям возможность ознакомиться с расписанием, оценками, домашним заданием, подробной информацией об уроках, комментариями учителя. Также они могут оставлять там отметку об ознакомлении с дневником, которую можно делать не чаще одного раза в неделю с аккаунта родителя.

Никаких требований об обязательном посещении родителями и учениками ЭЖД со стороны Департамента образования и науки нет. Однако каждая школа вправе сама устанавливать требования по ведению электронного журнала. Данные требования закреплены в локальных актах каждой школы и доступны на официальных сайтах образовательных организаций.​

Сейчас родители получают уведомления об успеваемости детей через специальный сервис.

Электронный дневник — закрытая информационная система со строгим процессом авторизации: в ней нельзя зарегистрироваться по номеру телефона, как в соцсети. Требуется подтверждать свою личность через сайт госуслуг или МФЦ .

Ученики следят за оценками, расписанием и домашними заданиями, а родители — за успехами своих детей прямо через телефон или компьютер.

Как получить доступ к системе

В некоторых регионах получить доступ к системе без учетной записи на портале госуслуг не удастся. Например, в Воронежской области. Для ряда регионов есть отдельные инструкции по регистрации в электронном дневнике.

Если в регионе доступна авторизация через госуслуги, пользователям старше 14 лет нужно иметь стандартную или подтвержденную учетную запись на сайте госуслуг.

Чтобы получить электронную учетную запись, нужно заполнить профиль на госуслугах: указать требуемые документы и дождаться, пока сотрудники проверят информацию, или подтвердить личность, обратившись в ближайший МФЦ .

Для пользователей младше 14 лет достаточно упрощенной учетной записи — без подтверждения, достаточно зарегистрироваться на портале госуслуг.

После подтверждения учетной записи нужно обратиться в учебное заведение, где учится ребенок, — там выдадут логин и пароль для входа. Но обычно учебные заведения сами выдают электронные доступы родителям и ученикам.

Как настроить электронный дневник

Доступ по специальной инструкции настраивает школьная администрация. Ученики и родители не занимаются настройкой дневника школьника.

Родителям и школьникам не придется ничего настраивать специально — разве что можно отключить звук уведомлений или сменить фото профиля.

Как открыть дневник школьника

Войти на сайт можно с помощью телефона или компьютера.

Как пользоваться системой

Смотреть как обычный дневник. Правда, электронный дневник больше напоминает социальную сеть.

Школьникам доступны оценки, домашнее задание и комментарии учителя — и все это в цифровой форме.

В дополнение у школьника есть личная электронная страница, где он может составить свое портфолио. Для этого нужно прикрепить туда грамоты и сертификаты. Например, сертификат юного натуралиста или грамоту чемпиона класса по оригами.

Учителя могут посмотреть информацию о школе, расписание уроков, электронный журнал или высылать домашнее задание через сайт.

Родители могут смотреть расписание уроков, домашнее задание и общаться с другими родителями. Например, часть мелких вопросов можно обсудить в приложении и реже устраивать родительские собрания.

Государственные структуры теперь имеют прямую связь со школами — могут получать статистику, которая формируется онлайн.

Как установить дневник школьника на телефон

Приложение электронного дневника можно скачать в официальных источниках: в Эпсторе и Гугл-плее.

Как установить дневник школьника на компьютер

Читайте также: