Работа семьи и школы по организации совместного психолого педагогического сопровождения ребенка

Обновлено: 02.07.2024

Социально-экономические переустройства общества, происходящие в нашей стране, повлекли за собой изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций и не могли не отразиться на воспитании и развитии детей в семье. В настоящее время наблюдаются ухудшение физического, психического, психологического и социального здоровья детей; увеличение процента социально незащищённых детей и родителей, рост социально-психологической тревожности, усталости людей разных возрастных категорий и многое другое.

Данные тенденции требуют внимания, в том числе со стороны специалистов (психологов, педагогов, дефектологов). Семья нуждается в поддержке и сопровождении. В сложившихся социально-культурных и экономических условиях взаимодействия с семьёй является важным направлением деятельности образовательного учреждения.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании детей рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на ведение детей в культуру, постижение её смысла и ценностей. Взаимодействие по решению актуальных проблем воспитания и развития ребёнка при обоюдной готовности взрослых является поддерживающим взаимодействием. Взаимодействие в зоне ближайшего развития детско-родительских отношений в семье, предупреждающее возникновение проблем “отцов и детей” и направленное на освоение продуктивных способов взаимодействия педагогов и родителей, является развивающим.

Преобразования в нашей стране сформулировали в обществе устойчивый запрос на человека, способного активно и творчески строить свою жизнь, человека, способного стать субъектом по отношению к своей деятельности и жизни в целом.

Субъетная проблематика в настоящее время занимает центральное место в исследованиях всех наук о человеке и является приоритетным направлением в изучении психолого-педагогических механизмов личностного развития человека.

Субъект в философии и психологии определяется как носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. Понимание субъект в психологии тесно связано с понятием “деятельность”. Б.Г.Ананьев использовал категорию “субъект” в следующем контексте: “Стать субъектом определённой деятельности – значит освоить эту деятельность, то есть определённым образом относиться к ней, определять для себя смыслы, оценивать и выбирать способы деятельности, контролировать ход и результаты, творчески её преобразовывать” [Носова Е.А., Швецова Т.Ю. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей. СПб, 2009. – 80с – с.13].

Таким образом, понятия “субъект” и “деятельность” являются взаимосвязанными. Быть субъектом – значит занимать деятельностную позицию по отношению к себе и к миру. Любой человек становится субъектом в процессе своей деятельности, общения и других видов активности.

С чего же начать развитие субъектности детей? Конечно, с формирования субъектной позиции их родителей. Какой бы ни была в жизни ребёнка роль его воспитателей, учителей и других взрослых, сверстников, именно психологический климат в семье, стиль общения и взаимоотношения родителей с ребёнком являются определяющими в воспитании и развитии его личности.

Однако недостаток в знаниях родителей основ педагогики и психологии, их одностороннее представление на современном этапе способов и методов социального воспитания и социальной адаптации мешает развитию ребёнка, раскрытию его творческого потенциала и сохранению психологического здоровья. Поэтому в настоящий момент необходимо совершенствовать способы и формы взаимодействия семьи и образовательного учреждения, повышать ответственность отцов и матерей за воспитание детей. В связи с этим возрастает значение работы педагога, психолога и других специалистов по организации этой деятельности, от которой зависит успех решения многих проблем и вопросов.

Педагог, непосредственно работающий с детьми, может по сути своей профессиональной деятельности внести посильный вклад в дело укрепления семьи, организуя в образовательном учреждении совместную деятельность взрослых и детей, он стремится к достижению конечной цели - обеспечению оптимального личностного развития каждого ребенка, его творческих способностей и формированию детско-взрослой общности.

В последние годы ученые убедились на опыте, что любовь родителей, их постоянное общение с детьми имеет для малыша очень существенное значение, не менее важное, чем воздух и солнечный свет.

Ведь цель и смысл семейного воспитания в создании духовной и эмоциональной основы личности. В.А.Сухомлинский считал, что научить ребенка любить, это научить самому важному в жизни.

Переосмысление природы и назначения человека пробуждает психологов и педагогов пересмотреть привычные стереотипы мышления, традиционные подходы в воспитании и развитии ребёнка. Одно из самых серьезных испытаний на пути поиска продуктивного контакта семьи и образовательного учреждения - это плюрализм мнений, необходимость принимать иной образ мыслей и образ жизни, как для педагогов, так и для родителей. Это может быть нелегко, однако без конструктивного диалога сотрудничество между ними не возможно. Чтобы помочь родителям, испытывающим трудности в воспитании детей, учителям, социальным педагогам нужно понять, что именно хотят они воспитывать в своих детях, какими средствами пользуются, то есть понять их установки.

Различные установки родителей находят свое воплощение в стилях семейного воспитания. Под стилем семейного воспитания психологи и социальные педагоги подразумевают те аспекты воздействия взрослых на детей, которые в наибольшей степени оказывают влияние на психическое развитие ребенка и развитие его личности: отношение родителей к ребенку, характер контроля за его действиями, способ предъявления требований, формы поощрения и наказания.

Родители, которые предоставляют своим детям определенную самостоятельность, относятся к ним с теплом и уважением, применяют минимум наказаний, часто предоставляют самим детям регулировать свое поведение - это демократичные родители. Они воспитывают социально-адаптированных, независимых детей, активных, творческих, способных к сотрудничеству с другими детьми.

Авторитарные родители требуют от детей беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения традициям и авторитетам. Если авторитарность сочетаться с холодностью родителей, это вызывает у детей стремление к самоутверждению, агрессивность, конфликтность. Такие дети с трудом адаптируются к новым условиям. У родителей, которые относятся к своим детям с теплотой, но контролируют каждый шаг, опекают их, вырастают зависимые, нерешительные, необщительные, инфантильные, эгоцентричные дети.

Если родители равнодушны к детям, не дают им ни тепла, ни внимания, не контролируют их, у таких детей возможны серьезные нарушения поведения вплоть до противоправных действий. Среди малолетних преступников немало детей, положение которых в семье можно охарактеризовать как безнадзорное.

Контроль со стороны взрослого необходим для развития у ребенка собственного контроля над своими действиями, но при этом он не должен подавлять личность ребенка. Перед взрослым стоит задача - поиск развивающего контроля.

Американские психологи и педагоги предлагают родителям заменить директивный контроль, который используют авторитарные родители, использовать инструктивный контроль: "Может сделать так, как я предложу". Инструктивный контроль применяют демократичные родители. Он развивает у детей инициативу, трудолюбие, самодисциплину.

Цель: Создание условий для формирования субъектной позиции родителей.

Организация и содержание деятельности. Программа психолого-педагогического сопровождения семьи “Мы вместе” рассчитана на 2 года для родителей детей дошкольного возраста, занимающихся в студиях учреждения дополнительного образования. Комплектация групп для занятий в родительском клубе происходит в сентябре, с окончанием комплектации групп в студиях.

Занятия родительского клуба проводятся 1 раз в неделю с каждой группой родителей, по времени занятия совпадают с занятиями детей, посещающих студии. Это позволяет родителям с пользой использовать своё личное время на посещение клуба, не испытывая волнение, где находится и чем занимается их ребёнок.

  1. Организация и проведение занятий с родителями и детьми в рамках родительского клуба.
  2. Психолого-педагогическое сопровождение семьи.

Данные направления взаимодействия с родителями могут осуществляться как самостоятельно, так и во взаимосвязи. Продолжительность каждого мероприятия – 1–1,5 часа в зависимости от формы проведения занятия. Занятия проводятся 2-4 раза в месяц (дополнительно могут проводиться по запросу педагогов или родителей). Группы открыты для новых участников на протяжении всего года. В работе групп участвуют все желающие участники образовательного процесса.

В сентябре каждого года с родителями проводится вводное занятие, на котором определяется расписание и режим работы родительского клуба, а в конце года на итоговом занятии проводится беседа о работе клуба за год и определения планов на следующий учебный год.

Для формирования понимания у родителей важности взаимодействия семьи и образовательного учреждения в нашем Центре организована специальная работы педагогов и родителей. Наиболее целесообразное проведение подобной работы представляется в форме организации родительского клуба, в заседания которого включаются элементы тренинга и деловых игр, беседы и консультации, лекции и семинары, круглые столы и другие традиционные формы взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса.

Эффективным методом в педагогическом просвещении родителей выступают дифференцированные беседы и консультации теоретического и практического направления.

Педагогами и психологами Центра проводятся открытые и совместные занятия родителей и воспитанников кружков и секций, внеклассные досуговые мероприятия. Для определения собственной проблематики, постановки целей на ближайший цикл занятий родителям предлагаются анкеты и опросы. В организации практических занятий участвуют сами родители, в том числе специалисты педагогики, психологии и медицины.

Данная форма применима в построении совместной деятельности, как с педагогами, так и с родителями.

  • Понимание родителями целей и задач семейного воспитания.
  • Осознание родителями социальной ответственности.
  • Положительное отношение родителей к сотрудничеству с педагогическим коллективом центра.
  • Единство и согласованность образовательного учреждения и семьи в воспитании детей.
  • Систематическое повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей, умение применять их в практике семейного воспитания.

На основе этих критериев определены уровни выполнения родителями воспитательной функции семьи.

Первый уровень. Родители понимают требования к воспитанию детей, цели и задачи семейного воспитания положительно воспринимают педагогическую помощь, работают над повышением уровня психолого-педагогических знаний.

Второй уровень. Родители понимают цели и задачи воспитания, положительно реагируют на сотрудничество с образовательным учреждением, стремятся получать знания в области педагогики и психологии. Однако не всегда правильно применяют педагогические знания в практике семейного воспитания, не всегда согласуют свои воздействия с требованиями педагогов.

Третий уровень. Родители не поддерживают должных контактов с педагогами, нередко безответственно относятся к воспитанию, низкий уровень педагогических знаний. Такой уровень особенно характерен для неблагополучных семей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка. Семья – ячейка школьного коллектива. Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь. Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей. Взаимодействие школы и семьи должно быть индивидуальными, и поэтому педагог должен действовать в каждом конкретном случае из расчета с кем проживает ребенок, какие условия жизни, место проживания, социальный статус семьи и т.д. В воспитании неуместны общие рекомендации, инструкции, методические разработки и распоряжения. Рекомендации данные одной семье нельзя апробировать на другой семье. В данных ситуациях нужно научиться избегать советов. В функции школы входит информирование, поддержка учащихся и родителей, в свою очередь семья реагирует и помогает школе. В семье воспитание строится на любви, опыте, традициях, личном примере из детства, на советах соседей. Данное взаимодействие определяет педагогическую тактику школы, позволяет педагогу находить верные слова при общении с родителями, особую тональность взаимодействия с родителями. Родители не всегда должны говорить о своем ребенке, что он непослушный, капризный, плохой. Нужно научить родителей искать и находить в своем ребенке, что-то хорошее и индивидуальное.

Главное условие взаимодействия школы и семьи – полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга. Чтобы эти субъекты могли понимать друг друга и представлять образ воспитательных возможностей друг друга, могли устанавливать реальные действия взаимопомощи, отдавать себе отчет, за чем это делается и четко представлять задачи воспитания, средства и конечный результат. Зачастую семья передает эстафету воспитания школе, тем самым, самоустраняясь от процесса воспитания ребенка, как личности. Между тем, в личностном формировании ребенка должны участвовать обе стороны, при полном взаимопонимании и взаимопомощи друг другу. Семейное воспитания вносит эмоциональность в отношения, предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Теплота домашнего очага, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребенка к восприятию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений. И для того чтобы семья успешно справилась с воспитанием детей, родители должны знать основные педагогические требования и создать необходимые условия для воспитания ребенка в семье. Что же это за условия? Прежде всего, та семейная атмосфера, когда каждый из родителей и членов семьи понимает свою ответственность за воспитание детей. Условия правильного семейного воспитания - рационально организованный быт, режим жизни в семье. Идеалом, к которому стремится семья, школа, все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться. С этой точки зрения и определяются основные задачи работы педагогов школ с родителями школьников: систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей. Ознакомление их с основами теоретических знаний, с практикой работы с учащимися; привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе, формирование у родителей потребности в самообразовании, ознакомление учителей-предметников с разнообразными методами семейного воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта.

При построении взаимодействия семьи и школы должны учитывать определенные проблемы: воспитание в семье одного ребенка, специфика влияния неполной семьи на ребенка; дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей.

Работа педагогов школ с родителями осуществляется по направлениям: со всем родительским коллективом, группой или индивидуально. Взаимодействие школы и семьи в воспитании необходимо, поскольку родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания. В отличие от социальных институтов семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает почти неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств. Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты.

Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести коррективы в воспитательные воздействия родителей на ребенка, нужно помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать протест и нанести трудно поправимый вред. Ведь каждый родитель воспитывает своих детей так, как считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений. Очень внимательно следует относиться к просьбам родителей. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может нанести вред ребенку. Индивидуальное общение не только дает возможность учителю оказать влияние на родителей, но и в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям.

Для получения разносторонних сведений об учащихся педагогу вместе с классными учителями необходимо изучить характеристики, данные в детских годах. Просмотрев документы, педагогу необходимо составить список учащихся, с родителями которых следует встретиться индивидуально, кого можно пригласить в школу на коллективную беседу. Для успешного взаимодействия школы и семьи в воспитании нужно, чтобы родители умели анализировать деятельность и поведение своих детей. А для этого необходимо: разработать содержание и методику педагогического просвещения родителей с учетом подготовленности их к нравственному воспитанию; пробудить у родителей как воспитателей интерес к процессу самообразования в области специальных педагогических и психологических знаний; совершенствовать взаимоотношения родителей с детьми и классным руководителем, расширять сферу их совместной деятельности и общения. Если между классным руководителем и родителями существуют доверительные отношения, педагог может попросить поделиться результатами своих наблюдений. Таким образом, обеспечивается единство требований школы, классного коллектива и семьи. Демократические преобразования в жизни общества повлекли за собой изменение образовательных парадигм, провозглашение принципа взаимодействия. Повышенный интерес педагогической науки к становлению личности вносит коррективы в практику обучения и воспитания. Особую актуальность в педагогике приобретают гуманистические, личностные подходы в учебно-воспитательном процессе.

Эти тенденции требуют изменения в методах, формах и средствах обучения разным видам познавательной деятельности. Педагогический коллектив школы считает, что усиление воспитательной функции образовательного учреждения обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей. Именно потому приоритетной задачей является усиление взаимодействия с семьей. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие и классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей учащихся, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся. Родители привлекаются к участию в организации учебно-воспитательного процесса: руководство кружками, выступления перед родителями и детьми, подготовка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы, хозяйственная помощь. Индивидуальная работа с родителями и другими взрослыми членами семьи учащегося сложна и разнообразна.

Может быть проведено чтение отдельных статей, подборки выдержек из произведений классиков педагогической литературы, постановка проблемных ситуаций. Такой прием активизирует аудиторию, стимулирует обмен мнениями, стремление к педагогическому самообразованию. Одной из форм работы является проведение родительских собраний на параллелях. Родительские собрания помогают определить цели, возможности родителей в вопросах воспитания, позволяют помочь разобраться в проблемах, найти с помощью совместного поиска пути изменения, совершенствования, преобразования окружающей действительности. Интересно проходят выступления родителей перед учащимися. Это может быть рассказ о своей профессиональной деятельности. Такие выступления готовятся очень тщательно. Содержание и форма должны быть доступны детям. Привлечение родителей к выполнению поручений, к ежедневной доброжелательной помощи школе - важная, насущная задача в работе учителя с семьей. Еще одной формой работы с родителями стало оформление стендов, уголков для родителей, буклетов. Такие уголки создаются в помощь учителю по осуществлению педагогического всеобуча родителей, по повышению их педагогической воспитательной культуры. Хорошо, когда содержание материалов в уголках совпадает с той темой, с которой в данный момент знакомят родителей. Это позволяет расширить, углубить знания, еще раз вернуться к сказанному, повторить, подчеркнуть необходимое. На стенде может быть раскрыта и самостоятельная тема. Педагог может отдельно работать с родительским комитетом класса - проводить конференции родителей.

Педагоги школы опираются на положительный опыт семейного воспитания, используют его в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций. Первым и решающим условием положительно направленного взаимодействия являются доверительные партнерские взаимоотношения между учителями и родителями. Контакт строится таким образом, чтобы у родителей возникал интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Следствием такого педагогического взаимодействия является участие родительского актива в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом. Огромный эффект имеют коллективные дела школы и классов, в которых принимают участие родители. Из всего вышесказанного можно сделать вывод решение проблемы социализации личности ребенка невозможно без тесного сотрудничества и активного взаимодействия школы и родителей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Родительское собрание Тема: «Семья и школа – партнёры в воспитании ребёнка. Ш.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Родительское собрание Тема: «Семья и школа – партнёры в воспитании ребёнка. Ш.

Педагоги Ребенок ЛИЧНОСТЬ Родители Взаимопонимание Взаимодополнение Сотворче.

Педагоги Ребенок ЛИЧНОСТЬ Родители Взаимопонимание Взаимодополнение Сотворчество

Семейные ценности В ЗАИМО выручка понимание уважение любовь согласие понимание

Семейные ценности В ЗАИМО выручка понимание уважение любовь согласие понимание

Задачи: сделать школу и семью союзниками в воспитании детей; обеспечить полно.

Задачи: сделать школу и семью союзниками в воспитании детей; обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие школы и семьи в осуществлении комплексного подхода к воспитанию; обеспечить единство требований школы, классного коллектива и семьи.

В словаре С.И. Ожегова взаимопонимание трактуется как понимание и согласие. В.

В словаре С.И. Ожегова взаимопонимание трактуется как понимание и согласие. Взаимопонимание это вид взаимодействия на равных позициях, уважительное отношение друг к другу

СЛУЖБА психолого-педагогического сопровождения обучающихся ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ НА.

СЛУЖБА психолого-педагогического сопровождения обучающихся ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБОЙ ШКОЛЫ - ЭТО РАБОТА С СЕМЬЁЙ

Направления деятельности службы психолого-педагогического сопровождения обуча.

Направления деятельности службы психолого-педагогического сопровождения обучающихся 1.Диагностическая – изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, социального окружения. 2.Организаторская - организация общественно-ценностной деятельности детей и взрослых в решении задач социально-педагогической помощи. 3.Организационно-коммуникативная – организация совместного труда и отдыха, налаживание взаимодействия между различными общественными организациями в их работе с детьми, с семьями. 4.Защитная – использование имеющего арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности. 5.Посредническая – осуществление связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка. 6.Просветительская – организация школьных семинаров, внедрение обучающих программ, тренингов по методам и средствам предупреждения злоупотребления ПАВ в детско-подростковой среде.

Формы взаимодействия семьи и школы организация родительских собраний, традици.

Формы взаимодействия семьи и школы организация родительских собраний, традиционно посвященные анализу успеваемости, посещаемости обучающихся, знакомству с учителями-предметниками, участия детей во внеурочной деятельности, индивидуальных встреч родителей и учителей; организация консультаций и индивидуальных бесед с родителями, информирование о неудачах и достижениях их ребенка; тематические родительские собрания, направленные на решение общих проблем и улучшение взаимоотношений детей и родителей; разработка домашних заданий, в ходе которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект; консультации, тестирование и анкетирование родителей и детей по улучшению отношений; анализ детских рассказов, рисунков о семье, других предметов творчества. организация конференций, лекций, семейных клубов для родителей организация совместных проектов и праздников для детей и взрослых

Памятка родителям. Когда ребенок приходит домой, встречайте его у дверей. Он.

Памятка родителям. Когда ребенок приходит домой, встречайте его у дверей. Он должен знать, что вы рады его приходу, даже если он провинился. Ни при каких обстоятельствах не заглядывайте в портфель и карманы ребенка, даже если вам кажется, что вы все должны знать о ребенке. Проявляйте терпимость: не прерывайте ребенка, не мешайте; прежде чем что-то сказать, хорошо подумайте, убедитесь, что вы хотите сказать именно это. Хвалите ребенка за то, что у него получилось то, что раньше не удавалось. Хвалите за каждый успех. Делитесь своими чувствами, проявляя доверие к ребенку.

Статья "Психолого-педагогическое сопровождение семьи и детей", опубликованная в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции (10 декабря 2014г.) "Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития личности в системе непрерывного образования", науч. ред. Г.Е. Котькова, ФГБОУ ВПО "Орловский государственный университет". - Орёл: Изд-во ФГБОУ ВПО "ОГУ", - 2014.

ВложениеРазмер
statya.docx 24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Орловского района Орловской области

Психолого-педагогическое сопровождение семьи и детства.

Фетисова О.Л., социальный педагог

На формирование личности, прежде всего, оказывает влияние семья, поэтому комплексное психолого-педагогическое сопровождение учащихся в образовательном учреждении осуществляется с учетом данного фактора. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения с ними. Педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства обучения и воспитания. Дети, чувствуя помощь и поддержку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее; они лучше учатся, имеют гораздо меньше конфликтов со сверстниками и взрослыми.

В связи с этим одним из наиболее эффективных способов оказания помощи семье и детям выступает психолого-педагогическое сопровождение, которое определяется как система организационных, диагностических, развивающих мероприятий для родителей и учащихся, направленных на совершенствование способов и методов социального воспитания и социальной адаптации ребёнка, раскрытию его творческого потенциала и сохранению психологического здоровья.

В основу психолого-педагогического сопровождения семьи и детства заложены следующие принципы:

  • родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
  • единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения;
  • помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
  • знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
  • постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и образовательного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется в двух направлениях:

  1. Профилактическое: предупреждение психологической напряженности в семье, социально-психологических и личностных конфликтов между родителями и детьми.

Важнейшей задачей успешного взаимодействия школы с семьей выступает установление равноправного диалога между педагогами и родителями, построенного на безоценочном позитивном принятии их друг другом, активном взаимодействии. Работу нужно организовывать таким образом, чтобы родители получали информацию не только от педагога, но и друг от друга, имели возможность поговорить, высказать свое мнение, услышать мнение других родителей. Это, с одной стороны, позволит им разобраться в собственных взглядах на воспитание, а с другой стороны – чужой родительский опыт воспринимается легче, чем беседы даже с опытным педагогом или психологом. Проговаривая свои проблемы по определенной теме, родители выделяют наиболее злободневные и сами же их решают, разрабатывая свод рекомендаций или советов. В результате они не только обмениваются опытом, но и начинают больше доверять себе, своей компетентности, уходят с новыми идеями и повысившейся самооценкой.

Сюда можно отнести многочисленные форм работы с семьей: лекции, беседы, тренинги, консилиумы, факультативы, родительские семинары, групповые и индивидуальные консультации, родительские собрания, родительские вечера, педагогическая пропаганда, родительские конференции, день открытых дверей и т.п.

  1. Актуальное: конкретная помощь специалистов в преодолении трудностей во взаимоотношениях родителей и детей.

Технология индивидуального сопровождения семьи:

  1. Анализ заявки/сигнала о проблеме: у кого проблема, кто просит о помощи.
  2. Инвентаризация проблем: составление списка всех выявленных проблем.
  3. Иерархия проблем: выстраивание проблем в порядке значимости.
  4. Локализация проблем: определение мест, где проблемы проявляются.
  5. Настройка на нужную волну помощи: выбор подхода, соответствующего особенностям семьи.
  6. Разведка ситуации в семье: сбор дополнительной информации о семье.
  7. Разработка плана действий.
  8. Мониторинг, оценка результативности.
  9. Выводы, рекомендации.

Данная технология позволяет разработать конкретный план действий, направленный на решение проблемной ситуации с опорой на найденные в семье и ее окружении ресурсы.

Таким образом, успешно организованное психолого-педагогическое сопровождение семьи и детства способствует

  • повышению компетентности родителей путём расширения психолого-педагогических знаний;
  • созданию условий для формирования навыков конструктивного взаимодействия и общения, способствующих оптимизации детско-родительских отношений;
  • улучшению рефлексии своих взаимоотношений в семье;
  • выработке новых навыков взаимодействия;
  • развитию способности принимать, понимать и доверять друг другу, осознавать важность родительского внимания и воспитания;
  • оказанию психологической поддержки родителям в воспитании и развитии ребёнка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Тезисы работы "Психолого-педагогическая поддержка и развитие одаренных детей"

Работа содержит описание опыта по выявлению и развитию детей, имеющих способности в различных областях деятельности, таких как художественное чтение, исследование, театральное творчество, стихосложени.


психолого-педагогические условия подготовки к школе детей с ЗПР ( задержка психического развития)

В данной презентации рассматриваются психолого-педагогические условия подготовки детей с ЗПР к школе.


В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. .

Психолого-педагогическая характеристика группы-семьи №4, 2014-2015 уч.год

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа.


Психолого-педагогическая работа с семьей. Технологии работы.

Описание направления психолого-педагогической работы с семьей.


laquo;Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали се.

Психолого-педагогическое сопровождение - это профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в школьной среде. Ребенок, приходя в школу и погружаясь в школьную среду, решает свои определенные задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования и др. Сопровождающая работа находящихся рядом с ним взрослых направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для его успешного обучения, социального и психологического развития. В частности, психолог, сопровождая вместе с педагогом ребенка в процессе школьного обучения, может, с одной стороны, помочь ему максимально использовать предоставленные возможности для образования или развития, а с другой стороны, приспособить индивидуальные особенности к заданным извне условиям школьной жизнедеятельности.

В основе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса заложены следующие принципы:

-принцип системности - существование алгоритма работы и использование возможностей всех основных направлений деятельности психолога;

- принцип ценности и уникальности личности, приоритета личностного развития, заключающийся в самоценности ребенка и в признании индивидуальности, при котором обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка. Этот принцип предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка с учетом индивидуальных возможностей и способностей;

- принцип целостности - при любом психологическом воздействии на личность необходимо работать со все личностью в целом во все разнообразии ее познавательных, мотивационных, эмоциональных и прочих проявлений;

- принцип целесообразности и причинной обусловленности - любое психологическое воздействие должно быть осознанным, должно быть подчинено поставленной цели, т.е. психолог должен осознавать причину и цель воздействия. Воздействие должно быть направлено на причину явления, а не на его следствия;

- принцип своевременности - любое психологическое воздействие должно быть проведено вовремя и в наиболее благоприятных для его высокой эффективности условиях;

- принцип активности ребенка в образовательном процессе;

- принцип практической направленности - формирование универсальных учебных действий, способности их применять в практической деятельности и повседневной жизни. Этому способствуют: работа с разными источниками информации; работа в сотрудничестве (в малой и большой группе) в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора деятельности); самостоятельная работа, понимаемая не как работа в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию (важнейшее умение в интеллектуальном развитии школьника);

- принцип эмоционально-ценностной ориентации учебно-воспитательного процесса;

- принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдение режима дня, эффективного и бесконфликтного взаимодействия, получения психологической помощи в сложной жизненной ситуации.

Цель психолого-педагогического сопровождения: содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.

Задачи психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса:

- психологический анализ социальной ситуации развития в образовательном учреждении, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения, содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательном учреждении;

- мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения; содействие индивидуализации образовательного маршрута;

- содействие реализации (выполнению) требование федерального государственного образовательного стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;

- разработка и внедрение психологических программ, направленных на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и профилактику асоциальных явлений (наркомании, социального сиротства, насилия в семье и др.), трудностей адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении, задержек и отклонений в развитии обучающихся;

- содействие формированию у обучающихся универсальных учебных действий как способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, совокупности действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса;

- содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;

- распространение и внедрение в практику образовательного учреждения достижений в области отечественной и зарубежной психологии;

- взаимодействие с подразделениями общеобразовательного учреждения (психолого-медико-педагогический консилиум, совет профилактики и др.), с другими образовательными учреждениями, организациями здравоохранения и социальной защиты.

Приоритетными видами работы в условиях введения основных положений федерального государственного стандарта при организации сопровождения становятся просвещение, диагностика (мониторинговые исследования), коррекция и экспертиза.

Основные виды работ и содержание деятельности психолого-педагогического сопровождения:

- Психологическое просвещение (и образование) - формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), педагогических работников и руководителей общеобразовательного учреждения потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности. Просвещение осуществляется педагогом-психологом совместно с администрацией и другими специалистами (социальным педагогом, учителем-логопедом, медицинским работником) через различные формы работы (семинары, выступление на родительском собрании и педагогическом совете, педагогический лекторий для родителей, круглый стол и т.д.), которые должны быть практико-ориентированными.

- Диагностика (индивидуальная и групповая) - психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

Изучение (мониторинг) развития личности и уровня сформированности универсальных учебных действий ребенка с целью проектирования индивидуального образовательного маршрута обучения и развития ребенка и формирования ключевых компетенций. Проектирование образовательных программ предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в образовательном процессе на основе психолого-педагогической диагностики, и следовательно, предполагает построение системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Только позиция взаимодействия и сотрудничества позволит совместно разработать образовательные программы для каждого ребенка. Планирование индивидуального маршрута развития ребенка - это комплексная работа специалистов школы и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для его реализации. Реализация комплексного индивидуально-ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учетом состояния здоровья и особенностями психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

- Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобрести и реализация деятельности и общении.

- Коррекционная работа (индивидуальная и групповая)-организация работы с обучающимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики; активное воздействие на процесс формирования личности и преодоление затруднений в усвоении программного материала на основе комплексного взаимодействия педагога-психолога с педагогами, дефектологами, логопедами, врачами, социальным педагогом; коррекцию недостатков психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание психологической помощи детям данной категории.

- Консультирование (индивидуальное и групповое) - помощь участникам образовательного процесса в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, в актуализации личностных особенностей; содействие сознательному и активному присвоению нового социального опыта; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений; решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, самосознании и саморазвитии;

- Экспертиза - психологический анализ образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения; оценка альтернативных решений и выделение наиболее предпочтительных вариантов организации учебно-воспитательного процесса.

При реализации психологического сопровождения обязательными являются следующие мероприятия (отражено в планировании):

- в каждой параллели ежегодное изучение психоэмоционального состояния обучающихся, психологического климата в классном коллективе;

- при переходе обучающихся из дошкольного образовательного учреждения в первый класс, из начальной школы в среднее звено (4-5 класс) и из среднего звена в старшую школу (10 класс) проведение диагностического минимума по изучению адаптации к новым условиям обучения;

- проведение адаптационных мероприятий с обучающимися 1,5,10 классов, в том числе индивидуальной и/или групповой работы с обучающимися, имеющими трудности в адаптации;

- коррекционно-развивающая работа с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, в том числе с детьми-инвалидами. (система психолого-педагогического сопровождения, включающая: систематическое наблюдение, наличие индивидуальных программ обучения и коррекции, работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок);

- психологическое сопровождение одаренных детей. (система психолого-педагогического сопровождения, включающая: разработка индивидуальных образовательных маршрутов, формирование адекватной самооценки, охрана и укрепление физического и психологического здоровья; профилактика неврозов, предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников; развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей).

- психологическое сопровождение детей "группы риска", в том числе из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- психологическая подготовка обучающихся 9 и 11 классов к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ, просветительские мероприятия с родителями и педагогами;

- профилактические мероприятия с родителями и педагогами по преодолению конфликтных ситуаций в образовательной среде, профилактике суицидального поведения и наркомании, созданию благоприятного психологического климата в семье и установлению благоприятных детско-родительских отношений;

- размещение стендовой информации по вопросам психологии и оказания психологической помощи различными организациями (Детский телефон доверия и т.д.) для обучающихся, педагогов и родителей;

- проведение организационно-методической работы, анализа результативности и эффективности психологического сопровождения.

Любая деятельность, осуществляемая с обучающимися в образовательном учреждении, должна освещаться на мероприятиях для заинтересованных лиц (родителей, педагогов)в индивидуальной или групповой форме с учетом сохранения конфиденциальности информации. При предоставлении информации, наряду с этическими принципами и нормами, профессиональным кодексом, психолог сохраняет в тайне сообщаемую ему информацию; использует процедуры и техники, не ущемляющие достоинство участников образовательного процесса. Работа с обучающимися проводиться с разрешения родителей (законных представителей), оформляется в форме "Договора" с подписью обеих сторон.

Читайте также: