Можно ли говорить о современности пьес островского докажите свою точку зрения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Задачи урока: познакомить учащихся с новым автором; определить своеобразие его творчества, выражающееся в отражении проблем эпохи; показать новаторство и традиции в творчестве А.Н. Островского, своеобразие его стиля.

Ход урока

I. Лекция учителя с презентацией.

2. Особенности пьес Островского. Новый герой, которого до него не знала русская литература. "Он открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца-капиталиста, купца в армяке и купца в тройке, ездящего за границу и занимающегося своим бизнесом. Островский распахнул настежь дверь в мир, доселе запертый за высокими заборами от чужих любопытных глаз" – писал В.Г. Маранцман. Новый герой Островского определяет своеобразие проблем и тематику пьес, особенности характеров героев.

4. Начало литературной деятельности.

Творческий путь А. Островского.

Первое произведение – пьеса "Несостоятельный должник" – появилась в 1847 году в газете "Московский городской листок". В 1850 году это же произведение, доработанное автором, напечатано в журнале "Москвитянин". Потом оно 10 лет находилось под арестом, потому что в нем, по словам Добролюбова, "…повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье и святыня честного труда".

"Этим-то я теперь занимаюсь, соединяя высокое с комическим", – писал Островский в 1853 году, определяя появление нового героя, героя с "горячим сердцем", честного, прямодушного. Одна за другой появляются пьесы "Бедность не порок", "Не в свои сани не садись", "Доходное место", "Лес", "Горячее сердце", "Таланты и поклонники", "Без вины виноватые" и другие. "И такой во мне дух сделался: ничего я не боюсь! Кажется, вот режь меня на части, я все-таки на своем поставлю", – говорит героиня пьесы "Воспитанница". "Ничего я не боюсь" – вот главное в новом герое Островского.

"Гроза" (1860) – пьеса о пробуждающейся, протестующей личности, которая больше не хочет жить по законам, подавляющим личность.

"Лес" (1870) – пьеса ставит вечные вопросы человеческих взаимоотношений, пытается решить проблему нравственного и безнравственного.

"Снегурочка (1873) – взгляд на древний, патриархальный, сказочный мир, в котором тоже господствуют материальные отношения (Бобыль и Бобылиха).

"Бесприданница" (1879) – взгляд драматурга через 20 лет на проблемы, поднятые в драме "Гроза".

II. Выступления учащихся. Индивидуальные задания к уроку.

1. Особенности стиля Островского (Индивидуальные задания)

  1. Говорящие фамилии;
  2. Необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе;
  3. Специфические авторские ремарки;
  4. Роль декораций, представленных автором, в определении пространства драмы и времени действия
  5. Своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок);
  6. Фольклорные моменты;
  7. Параллельное рассмотрение сопоставляемых героев;
  8. Значимость первой реплики героя;
  9. "Подготовленное появление", главные герои появляются не сразу, о них вначале говорят другие;
  10. Своеобразие речевой характеристики героев.

Итоговые вопросы

  • Можно ли говорить о современности пьес Островского? Докажите свою точку зрения.
  • Почему современные театры постоянно обращаются к пьесам драматурга?
  • Почему так сложно "осовременивать" пьесы А. Н. Островского?

III. Итог урока.

А.Н. Островский открыл незнакомую зрителю страницу, выведя на сцену нового героя – купца. До него русская театральная история насчитывала лишь несколько имен. Драматург внес огромный вклад в развитие русского театра. Его творчество, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, отличается новаторством в изображении героев, в языке персонажей и в поднятых социально-нравственных проблемах.

Домашнее задание:

Драма "Гроза". История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия.

Мир изменчив. Меняются тренды, ценности, интересы. То, что имеет значение сегодня, завтра может и вовсе исчезнуть. Таковы реалии. Так было и будет всегда. Однако не всё подвластно изменениям. Есть вечные, культовые вещи, которые будут интересны и актуальны во все времена. В большинстве своём они связаны с творчеством. Творчество не может обесцениться как золотые и серебряные монеты в 16 веке, творчество нельзя заменить, как кнопочные телефоны на сенсорные, творчество невозможно стереть с лица земли, так как каждый день появляется всё больше и больше плодов творчества людей. Но сказать, что любое творчество вечно - будет ошибкой.

Вечно лишь то, которое будет актуальным и через 10, и через 50 и даже через 100 лет.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Мне всегда нравились пьесы Островского, не только смотреть, но и читать - причем, именно от чтения получала наибольшее удовольствие. Великолепен язык Островского - множество пословиц и поговорок, а также старых слов я узнала в детстве именно из его пьес, а многие высказывания хочется выучить наизусть. Интересны его персонажи, ситуации, в которые они попадают, а многие проблемы, с которыми сталкиваются герои его пьес, актуальны и по сей день. Большинство его сюжетов - о семейной жизни, о любви, о браке. Если внимательно посмотреть - проблемы те же, что и сейчас: несчастная любовь, брак по расчету, интрижки на стороне. Любая пьеса Островского - это, по-моему, маленький шедевр.

Хоть и рассказывал Островский вроде бы о том, что лучше всего знал, а именно о быте купеческого сословия, но проблемы оказались знакомы и нам сегодняшним, прошло столько лет, а несчастные женские судьбы, нелюбимые мужья, терпящие грубость и тиранию своей горячо любимой матушки, унылость существования тихих местечек, страстное желание многих героев вырваться из этого омута, даже и путем самоубийства, как в "Грозе", "Бесприданнице", все так же вызывают интерес читателя и зрителя.
Что-то изменилось в человеческом характере с тех пор?
Во взаимоотношениях между богатыми и бедными родственниками?
Или в возможностях достичь успеха в жизни, в карьере молодому неглупому человеку без связей ?
"На всякого мудреца довольно простоты"
Или в отношениях влюбленной женщины к непутевому и азартному мужчине, на какие жертвы она оказывается способна, как в "Последней жертве"?
Мне кажется, что любую пьесу Островского можно поставить в современных декорациях и она будет актуальна и интересна.

Это классика, а классика актуальна во все времена. Там есть ответы на вопросы, которые и сегодня интересуют всех нас: конфликт отцов и детей, любовь, честь, подлость и прочее.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение-рассуждение Актуальность произведений Островского.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Конфликт между поколениями наблюдается и в «Грозе". Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Таким образом, мораль произведений Островского воздействует на читателя любого времени. Если углубиться в тему, можно сделать вывод, что главная проблема человечества в том, что мы не решаем нравственные проблемы, а только создаём новые.

Александр Николаевич Островский

В уроке, посвященном жизненному и творческому пути драматурга, следует выделить несколько моментов:

специфические авторские ремарки;

своеобразие названий (часто пословицы);

Итоговые вопросы. Можно ли говорить о современности пьес Островского (докажите свою точку зрения)? Почему современные театры постоянно обращаются к пьесам Островского?

На уроке можно организовать работу в группах.

Необходимо отметить обобщающий смысл произведения, не случайно Островский назвал свой вымышленный, но удивительно реальный город несуществующим именем Калинов. Кроме того, в основу пьесы легли впечатления от поездки по Волге в составе этнографической экспедиции по изучению быта жителей Поволжья. Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. Этот промысел писатель мог видеть в городе Торжке Тверской губернии.

Гроза в природе (действие 4) — физическое явление, внешнее, не зависящее от героев.

Гроза в душе Катерины — от постепенного смятения, вызванного любовью к Борису, к мукам совести от измены мужу и к ощущению греха перед людьми, подтолкнувшему к покаянию.

Гроза в обществе — ощущение людьми, ратующими за неизменность мира, непонятного. Пробуждение в мире несвободы свободных чувств. Этот процесс тоже показан постепенно. Вначале только штрихи: нет должного почтения в голосе, не соблюдает приличия, затем — неповиновение.

Гроза в природе является внешней причиной, спровоцировавшей и грозу в душе Катерины (именно она и подтолкнула героиню к признанию), и грозу в обществе, которое остолбенело оттого, что пошел наперекор.

Вывод. Смысл заглавия:

гроза в природе — освежает,

гроза в душе — очищает,

гроза в обществе — освещает.

Изучая список действующих лиц, следует отметать говорящие фамилии и распределение героев по возрасту: молодые — старые. Затем, при работе с текстом, знания учащихся углубляются, и система героев становится иной. Учитель вместе с классом составляет таблицу, которая записывается в тетрадях.

    Речевая характеристика (индивидуальная речь, характеризующая героя):

Катерина — поэтическая речь, напоминающая заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами.

Дикой — речь изобилует грубыми словами и ругательствами.

монолог Феклуши — монолог Кулигина,

жизнь в городе Калинове — волжский пейзаж,

Работа над двумя монологами Кулигина (действие 1, явл. 3; действие 3, явл. 3).

    Выделите слова, которые особенно характеризуют жизнь в городе.

Если в Калинове так плохо, то почему вначале — чудесный вид, Волга, такая же прекрасная природа и в сцене свидания Катерины и Бориса?

Вывод. Город Калинов противоречив. С одной стороны — чудесное место, где располагается город. С другой — ужасная жизнь в этом городе. Красота в том, что не зависит от хозяев города, они не могут подчинить себе природу.

Вопросы для обсуждения

Общий вывод. Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой — ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что станет жить своей волей.

Результаты действий этих героев:

Образованный Борис вынужден приспосабливаться к самодурству Дикого, чтобы получить наследство.

В системе действующих лиц Катерина стоит отдельно.

Вопросы для обсуждения на уроке

(Взаимоотношения героев находятся в состоянии резкого контраста и рождают непримиримый конфликт.)

Урок может быть проведен с тремя группами учащихся.

    Расскажите о взглядах Добролюбова на пьесу, опираясь на цитатный план:

Оценка Катерины как героини, еще не ставшей развитой личностью.

Стихийность и противоречивость образа, действующего под влиянием чувства.

Оценка самоубийства как действия неожиданного.

Народность — главное в творчестве Островского.

Именно народность определяет своеобразие характера Катерины.

Группа театроведов. Пьеса обрела на сцене бессмертие, но каждая постановка — это своя трактовка, свой взгляд, своя интерпретация, поэтому стоит сказать несколько слов об основных постановках.

Г. Н. Федотова не расставалась с ролью Катерины 35 лет. Ее стиль — задушевность и поэтичность.

Фильм режиссера Петрова (1934). Катерина — А. К. Тарасова — жертва. Герои даны слишком прямолинейно, без сочувствия к Катерине, которая одинока в этом страшном мире, она обречена.

Е. Козырева (спектакль театра им. Маяковского). Главное — утверждение победы света и добра над тьмой и невежеством. В последней сцене — воля, а не отчаяние.

Задания и вопросы для обсуждения

    Что объединяет эти пьесы?

Героини. В центре каждой пьесы — сильная женщина, готовая ради любви на все.

Герои, которые служат для раскрытия образа героини.

Столкновение любви и окружающего мира.

Вожеватов, Кнуров — ;

Карандышев —;

Кнуров, Вожеватов — (разыгрывают в орлянку);

Карандышев — ;

Лариса о себе — вещь.

Хранительница очага, ты разрушаешь очаг,
Синий огонь кипит в отчаянных очах.
Воительница в любви, что драма тебе, что срам?
И ты разрушаешь дом, чтобы построить храм.
П. Вегин

После изучения творчества Островского возможно домашнее сочинение на одну из тем, указанных в приложении.

Читайте также: