Можно ли говорить о современности пьес островского докажите свою точку зрения кратко
Обновлено: 05.07.2024
Задачи урока: познакомить учащихся с новым автором; определить своеобразие его творчества, выражающееся в отражении проблем эпохи; показать новаторство и традиции в творчестве А.Н. Островского, своеобразие его стиля.
Ход урока
I. Лекция учителя с презентацией.
2. Особенности пьес Островского. Новый герой, которого до него не знала русская литература. "Он открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца-капиталиста, купца в армяке и купца в тройке, ездящего за границу и занимающегося своим бизнесом. Островский распахнул настежь дверь в мир, доселе запертый за высокими заборами от чужих любопытных глаз" – писал В.Г. Маранцман. Новый герой Островского определяет своеобразие проблем и тематику пьес, особенности характеров героев.
4. Начало литературной деятельности.
Творческий путь А. Островского.
Первое произведение – пьеса "Несостоятельный должник" – появилась в 1847 году в газете "Московский городской листок". В 1850 году это же произведение, доработанное автором, напечатано в журнале "Москвитянин". Потом оно 10 лет находилось под арестом, потому что в нем, по словам Добролюбова, "…повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье и святыня честного труда".
"Этим-то я теперь занимаюсь, соединяя высокое с комическим", – писал Островский в 1853 году, определяя появление нового героя, героя с "горячим сердцем", честного, прямодушного. Одна за другой появляются пьесы "Бедность не порок", "Не в свои сани не садись", "Доходное место", "Лес", "Горячее сердце", "Таланты и поклонники", "Без вины виноватые" и другие. "И такой во мне дух сделался: ничего я не боюсь! Кажется, вот режь меня на части, я все-таки на своем поставлю", – говорит героиня пьесы "Воспитанница". "Ничего я не боюсь" – вот главное в новом герое Островского.
"Гроза" (1860) – пьеса о пробуждающейся, протестующей личности, которая больше не хочет жить по законам, подавляющим личность.
"Лес" (1870) – пьеса ставит вечные вопросы человеческих взаимоотношений, пытается решить проблему нравственного и безнравственного.
"Снегурочка (1873) – взгляд на древний, патриархальный, сказочный мир, в котором тоже господствуют материальные отношения (Бобыль и Бобылиха).
"Бесприданница" (1879) – взгляд драматурга через 20 лет на проблемы, поднятые в драме "Гроза".
II. Выступления учащихся. Индивидуальные задания к уроку.
1. Особенности стиля Островского (Индивидуальные задания)
- Говорящие фамилии;
- Необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе;
- Специфические авторские ремарки;
- Роль декораций, представленных автором, в определении пространства драмы и времени действия
- Своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок);
- Фольклорные моменты;
- Параллельное рассмотрение сопоставляемых героев;
- Значимость первой реплики героя;
- "Подготовленное появление", главные герои появляются не сразу, о них вначале говорят другие;
- Своеобразие речевой характеристики героев.
Итоговые вопросы
- Можно ли говорить о современности пьес Островского? Докажите свою точку зрения.
- Почему современные театры постоянно обращаются к пьесам драматурга?
- Почему так сложно "осовременивать" пьесы А. Н. Островского?
III. Итог урока.
А.Н. Островский открыл незнакомую зрителю страницу, выведя на сцену нового героя – купца. До него русская театральная история насчитывала лишь несколько имен. Драматург внес огромный вклад в развитие русского театра. Его творчество, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, отличается новаторством в изображении героев, в языке персонажей и в поднятых социально-нравственных проблемах.
Домашнее задание:
Драма "Гроза". История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия.
Мир изменчив. Меняются тренды, ценности, интересы. То, что имеет значение сегодня, завтра может и вовсе исчезнуть. Таковы реалии. Так было и будет всегда. Однако не всё подвластно изменениям. Есть вечные, культовые вещи, которые будут интересны и актуальны во все времена. В большинстве своём они связаны с творчеством. Творчество не может обесцениться как золотые и серебряные монеты в 16 веке, творчество нельзя заменить, как кнопочные телефоны на сенсорные, творчество невозможно стереть с лица земли, так как каждый день появляется всё больше и больше плодов творчества людей. Но сказать, что любое творчество вечно - будет ошибкой.
Вечно лишь то, которое будет актуальным и через 10, и через 50 и даже через 100 лет.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Мне всегда нравились пьесы Островского, не только смотреть, но и читать - причем, именно от чтения получала наибольшее удовольствие. Великолепен язык Островского - множество пословиц и поговорок, а также старых слов я узнала в детстве именно из его пьес, а многие высказывания хочется выучить наизусть. Интересны его персонажи, ситуации, в которые они попадают, а многие проблемы, с которыми сталкиваются герои его пьес, актуальны и по сей день. Большинство его сюжетов - о семейной жизни, о любви, о браке. Если внимательно посмотреть - проблемы те же, что и сейчас: несчастная любовь, брак по расчету, интрижки на стороне. Любая пьеса Островского - это, по-моему, маленький шедевр.
Хоть и рассказывал Островский вроде бы о том, что лучше всего знал, а именно о быте купеческого сословия, но проблемы оказались знакомы и нам сегодняшним, прошло столько лет, а несчастные женские судьбы, нелюбимые мужья, терпящие грубость и тиранию своей горячо любимой матушки, унылость существования тихих местечек, страстное желание многих героев вырваться из этого омута, даже и путем самоубийства, как в "Грозе", "Бесприданнице", все так же вызывают интерес читателя и зрителя.
Что-то изменилось в человеческом характере с тех пор?
Во взаимоотношениях между богатыми и бедными родственниками?
Или в возможностях достичь успеха в жизни, в карьере молодому неглупому человеку без связей ?
"На всякого мудреца довольно простоты"
Или в отношениях влюбленной женщины к непутевому и азартному мужчине, на какие жертвы она оказывается способна, как в "Последней жертве"?
Мне кажется, что любую пьесу Островского можно поставить в современных декорациях и она будет актуальна и интересна.
Это классика, а классика актуальна во все времена. Там есть ответы на вопросы, которые и сегодня интересуют всех нас: конфликт отцов и детей, любовь, честь, подлость и прочее.
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение-рассуждение Актуальность произведений Островского.
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Конфликт между поколениями наблюдается и в «Грозе". Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Таким образом, мораль произведений Островского воздействует на читателя любого времени. Если углубиться в тему, можно сделать вывод, что главная проблема человечества в том, что мы не решаем нравственные проблемы, а только создаём новые.
Александр Николаевич Островский
В уроке, посвященном жизненному и творческому пути драматурга, следует выделить несколько моментов:
специфические авторские ремарки;
своеобразие названий (часто пословицы);
Итоговые вопросы. Можно ли говорить о современности пьес Островского (докажите свою точку зрения)? Почему современные театры постоянно обращаются к пьесам Островского?
На уроке можно организовать работу в группах.
Необходимо отметить обобщающий смысл произведения, не случайно Островский назвал свой вымышленный, но удивительно реальный город несуществующим именем Калинов. Кроме того, в основу пьесы легли впечатления от поездки по Волге в составе этнографической экспедиции по изучению быта жителей Поволжья. Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. Этот промысел писатель мог видеть в городе Торжке Тверской губернии.
Гроза в природе (действие 4) физическое явление, внешнее, не зависящее от героев.
Гроза в душе Катерины от постепенного смятения, вызванного любовью к Борису, к мукам совести от измены мужу и к ощущению греха перед людьми, подтолкнувшему к покаянию.
Гроза в обществе ощущение людьми, ратующими за неизменность мира, непонятного. Пробуждение в мире несвободы свободных чувств. Этот процесс тоже показан постепенно. Вначале только штрихи: нет должного почтения в голосе, не соблюдает приличия, затем неповиновение.
Гроза в природе является внешней причиной, спровоцировавшей и грозу в душе Катерины (именно она и подтолкнула героиню к признанию), и грозу в обществе, которое остолбенело оттого, что пошел наперекор.
Вывод. Смысл заглавия:
гроза в природе освежает,
гроза в душе очищает,
гроза в обществе освещает.
Изучая список действующих лиц, следует отметать говорящие фамилии и распределение героев по возрасту: молодые старые. Затем, при работе с текстом, знания учащихся углубляются, и система героев становится иной. Учитель вместе с классом составляет таблицу, которая записывается в тетрадях.
-
Речевая характеристика (индивидуальная речь, характеризующая героя):
Катерина поэтическая речь, напоминающая заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами.
Дикой речь изобилует грубыми словами и ругательствами.
монолог Феклуши монолог Кулигина,
жизнь в городе Калинове волжский пейзаж,
Работа над двумя монологами Кулигина (действие 1, явл. 3; действие 3, явл. 3).
-
Выделите слова, которые особенно характеризуют жизнь в городе.
Если в Калинове так плохо, то почему вначале чудесный вид, Волга, такая же прекрасная природа и в сцене свидания Катерины и Бориса?
Вывод. Город Калинов противоречив. С одной стороны чудесное место, где располагается город. С другой ужасная жизнь в этом городе. Красота в том, что не зависит от хозяев города, они не могут подчинить себе природу.
Вопросы для обсуждения
Общий вывод. Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что станет жить своей волей.
Результаты действий этих героев:
Образованный Борис вынужден приспосабливаться к самодурству Дикого, чтобы получить наследство.
В системе действующих лиц Катерина стоит отдельно.
Вопросы для обсуждения на уроке
(Взаимоотношения героев находятся в состоянии резкого контраста и рождают непримиримый конфликт.)
Урок может быть проведен с тремя группами учащихся.
-
Расскажите о взглядах Добролюбова на пьесу, опираясь на цитатный план:
Оценка Катерины как героини, еще не ставшей развитой личностью.
Стихийность и противоречивость образа, действующего под влиянием чувства.
Оценка самоубийства как действия неожиданного.
Народность главное в творчестве Островского.
Именно народность определяет своеобразие характера Катерины.
Группа театроведов. Пьеса обрела на сцене бессмертие, но каждая постановка это своя трактовка, свой взгляд, своя интерпретация, поэтому стоит сказать несколько слов об основных постановках.
Г. Н. Федотова не расставалась с ролью Катерины 35 лет. Ее стиль задушевность и поэтичность.
Фильм режиссера Петрова (1934). Катерина А. К. Тарасова жертва. Герои даны слишком прямолинейно, без сочувствия к Катерине, которая одинока в этом страшном мире, она обречена.
Е. Козырева (спектакль театра им. Маяковского). Главное утверждение победы света и добра над тьмой и невежеством. В последней сцене воля, а не отчаяние.
Задания и вопросы для обсуждения
-
Что объединяет эти пьесы?
Героини. В центре каждой пьесы сильная женщина, готовая ради любви на все.
Герои, которые служат для раскрытия образа героини.
Столкновение любви и окружающего мира.
Вожеватов, Кнуров ;
Карандышев ;
Кнуров, Вожеватов (разыгрывают в орлянку);
Карандышев ;
Лариса о себе вещь.
Хранительница очага, ты разрушаешь очаг,
Синий огонь кипит в отчаянных очах.
Воительница в любви, что драма тебе, что срам?
И ты разрушаешь дом, чтобы построить храм.
П. Вегин
После изучения творчества Островского возможно домашнее сочинение на одну из тем, указанных в приложении.
Читайте также:
- В чем отличие ситуационного подхода от остальных научных школ и направлений
- Совместная деятельность педагогов школы и семьи по трудовому воспитанию школьников
- Чем отличается ром от коньяка кратко
- Основы психолого педагогического сопровождения детско родительских отношений в начальной школе
- Чем отличается школа 2000 и школа 2100