Основы психолого педагогического сопровождения детско родительских отношений в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Социально-экономические переустройства общества, происходящие в нашей стране, повлекли за собой изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций и не могли не отразиться на воспитании и развитии детей в семье. В настоящее время наблюдаются ухудшение физического, психического, психологического и социального здоровья детей; увеличение процента социально незащищённых детей и родителей, рост социально-психологической тревожности, усталости людей разных возрастных категорий и многое другое.

Данные тенденции требуют внимания, в том числе со стороны специалистов (психологов, педагогов, дефектологов). Семья нуждается в поддержке и сопровождении. В сложившихся социально-культурных и экономических условиях взаимодействия с семьёй является важным направлением деятельности образовательного учреждения.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании детей рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на ведение детей в культуру, постижение её смысла и ценностей. Взаимодействие по решению актуальных проблем воспитания и развития ребёнка при обоюдной готовности взрослых является поддерживающим взаимодействием. Взаимодействие в зоне ближайшего развития детско-родительских отношений в семье, предупреждающее возникновение проблем “отцов и детей” и направленное на освоение продуктивных способов взаимодействия педагогов и родителей, является развивающим.

Преобразования в нашей стране сформулировали в обществе устойчивый запрос на человека, способного активно и творчески строить свою жизнь, человека, способного стать субъектом по отношению к своей деятельности и жизни в целом.

Субъетная проблематика в настоящее время занимает центральное место в исследованиях всех наук о человеке и является приоритетным направлением в изучении психолого-педагогических механизмов личностного развития человека.

Субъект в философии и психологии определяется как носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. Понимание субъект в психологии тесно связано с понятием “деятельность”. Б.Г.Ананьев использовал категорию “субъект” в следующем контексте: “Стать субъектом определённой деятельности – значит освоить эту деятельность, то есть определённым образом относиться к ней, определять для себя смыслы, оценивать и выбирать способы деятельности, контролировать ход и результаты, творчески её преобразовывать” [Носова Е.А., Швецова Т.Ю. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей. СПб, 2009. – 80с – с.13].

Таким образом, понятия “субъект” и “деятельность” являются взаимосвязанными. Быть субъектом – значит занимать деятельностную позицию по отношению к себе и к миру. Любой человек становится субъектом в процессе своей деятельности, общения и других видов активности.

С чего же начать развитие субъектности детей? Конечно, с формирования субъектной позиции их родителей. Какой бы ни была в жизни ребёнка роль его воспитателей, учителей и других взрослых, сверстников, именно психологический климат в семье, стиль общения и взаимоотношения родителей с ребёнком являются определяющими в воспитании и развитии его личности.

Однако недостаток в знаниях родителей основ педагогики и психологии, их одностороннее представление на современном этапе способов и методов социального воспитания и социальной адаптации мешает развитию ребёнка, раскрытию его творческого потенциала и сохранению психологического здоровья. Поэтому в настоящий момент необходимо совершенствовать способы и формы взаимодействия семьи и образовательного учреждения, повышать ответственность отцов и матерей за воспитание детей. В связи с этим возрастает значение работы педагога, психолога и других специалистов по организации этой деятельности, от которой зависит успех решения многих проблем и вопросов.

Педагог, непосредственно работающий с детьми, может по сути своей профессиональной деятельности внести посильный вклад в дело укрепления семьи, организуя в образовательном учреждении совместную деятельность взрослых и детей, он стремится к достижению конечной цели - обеспечению оптимального личностного развития каждого ребенка, его творческих способностей и формированию детско-взрослой общности.

В последние годы ученые убедились на опыте, что любовь родителей, их постоянное общение с детьми имеет для малыша очень существенное значение, не менее важное, чем воздух и солнечный свет.

Ведь цель и смысл семейного воспитания в создании духовной и эмоциональной основы личности. В.А.Сухомлинский считал, что научить ребенка любить, это научить самому важному в жизни.

Переосмысление природы и назначения человека пробуждает психологов и педагогов пересмотреть привычные стереотипы мышления, традиционные подходы в воспитании и развитии ребёнка. Одно из самых серьезных испытаний на пути поиска продуктивного контакта семьи и образовательного учреждения - это плюрализм мнений, необходимость принимать иной образ мыслей и образ жизни, как для педагогов, так и для родителей. Это может быть нелегко, однако без конструктивного диалога сотрудничество между ними не возможно. Чтобы помочь родителям, испытывающим трудности в воспитании детей, учителям, социальным педагогам нужно понять, что именно хотят они воспитывать в своих детях, какими средствами пользуются, то есть понять их установки.

Различные установки родителей находят свое воплощение в стилях семейного воспитания. Под стилем семейного воспитания психологи и социальные педагоги подразумевают те аспекты воздействия взрослых на детей, которые в наибольшей степени оказывают влияние на психическое развитие ребенка и развитие его личности: отношение родителей к ребенку, характер контроля за его действиями, способ предъявления требований, формы поощрения и наказания.

Родители, которые предоставляют своим детям определенную самостоятельность, относятся к ним с теплом и уважением, применяют минимум наказаний, часто предоставляют самим детям регулировать свое поведение - это демократичные родители. Они воспитывают социально-адаптированных, независимых детей, активных, творческих, способных к сотрудничеству с другими детьми.

Авторитарные родители требуют от детей беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения традициям и авторитетам. Если авторитарность сочетаться с холодностью родителей, это вызывает у детей стремление к самоутверждению, агрессивность, конфликтность. Такие дети с трудом адаптируются к новым условиям. У родителей, которые относятся к своим детям с теплотой, но контролируют каждый шаг, опекают их, вырастают зависимые, нерешительные, необщительные, инфантильные, эгоцентричные дети.

Если родители равнодушны к детям, не дают им ни тепла, ни внимания, не контролируют их, у таких детей возможны серьезные нарушения поведения вплоть до противоправных действий. Среди малолетних преступников немало детей, положение которых в семье можно охарактеризовать как безнадзорное.

Контроль со стороны взрослого необходим для развития у ребенка собственного контроля над своими действиями, но при этом он не должен подавлять личность ребенка. Перед взрослым стоит задача - поиск развивающего контроля.

Американские психологи и педагоги предлагают родителям заменить директивный контроль, который используют авторитарные родители, использовать инструктивный контроль: "Может сделать так, как я предложу". Инструктивный контроль применяют демократичные родители. Он развивает у детей инициативу, трудолюбие, самодисциплину.

Цель: Создание условий для формирования субъектной позиции родителей.

Организация и содержание деятельности. Программа психолого-педагогического сопровождения семьи “Мы вместе” рассчитана на 2 года для родителей детей дошкольного возраста, занимающихся в студиях учреждения дополнительного образования. Комплектация групп для занятий в родительском клубе происходит в сентябре, с окончанием комплектации групп в студиях.

Занятия родительского клуба проводятся 1 раз в неделю с каждой группой родителей, по времени занятия совпадают с занятиями детей, посещающих студии. Это позволяет родителям с пользой использовать своё личное время на посещение клуба, не испытывая волнение, где находится и чем занимается их ребёнок.

  1. Организация и проведение занятий с родителями и детьми в рамках родительского клуба.
  2. Психолого-педагогическое сопровождение семьи.

Данные направления взаимодействия с родителями могут осуществляться как самостоятельно, так и во взаимосвязи. Продолжительность каждого мероприятия – 1–1,5 часа в зависимости от формы проведения занятия. Занятия проводятся 2-4 раза в месяц (дополнительно могут проводиться по запросу педагогов или родителей). Группы открыты для новых участников на протяжении всего года. В работе групп участвуют все желающие участники образовательного процесса.

В сентябре каждого года с родителями проводится вводное занятие, на котором определяется расписание и режим работы родительского клуба, а в конце года на итоговом занятии проводится беседа о работе клуба за год и определения планов на следующий учебный год.

Для формирования понимания у родителей важности взаимодействия семьи и образовательного учреждения в нашем Центре организована специальная работы педагогов и родителей. Наиболее целесообразное проведение подобной работы представляется в форме организации родительского клуба, в заседания которого включаются элементы тренинга и деловых игр, беседы и консультации, лекции и семинары, круглые столы и другие традиционные формы взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса.

Эффективным методом в педагогическом просвещении родителей выступают дифференцированные беседы и консультации теоретического и практического направления.

Педагогами и психологами Центра проводятся открытые и совместные занятия родителей и воспитанников кружков и секций, внеклассные досуговые мероприятия. Для определения собственной проблематики, постановки целей на ближайший цикл занятий родителям предлагаются анкеты и опросы. В организации практических занятий участвуют сами родители, в том числе специалисты педагогики, психологии и медицины.

Данная форма применима в построении совместной деятельности, как с педагогами, так и с родителями.

  • Понимание родителями целей и задач семейного воспитания.
  • Осознание родителями социальной ответственности.
  • Положительное отношение родителей к сотрудничеству с педагогическим коллективом центра.
  • Единство и согласованность образовательного учреждения и семьи в воспитании детей.
  • Систематическое повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей, умение применять их в практике семейного воспитания.

На основе этих критериев определены уровни выполнения родителями воспитательной функции семьи.

Первый уровень. Родители понимают требования к воспитанию детей, цели и задачи семейного воспитания положительно воспринимают педагогическую помощь, работают над повышением уровня психолого-педагогических знаний.

Второй уровень. Родители понимают цели и задачи воспитания, положительно реагируют на сотрудничество с образовательным учреждением, стремятся получать знания в области педагогики и психологии. Однако не всегда правильно применяют педагогические знания в практике семейного воспитания, не всегда согласуют свои воздействия с требованиями педагогов.

Третий уровень. Родители не поддерживают должных контактов с педагогами, нередко безответственно относятся к воспитанию, низкий уровень педагогических знаний. Такой уровень особенно характерен для неблагополучных семей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Социальные факторы развития ребенка. Семья как институт социализации ребенка. Основы психолого-педагогического сопровождения детско-родительских отношений.

Социальными факторами развития личности ребенка являются школа, семья, окружающая среда, влияние дружественной среды, социальные институты, средства массовой информации и т. д. Реальная реальность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой.

Социализация, или процесс усвоения человеческого социального опыта, начинается очень рано - буквально с первых дней рождения. Мы находимся в социальной среде, и ее нормы и правила влияют на формирование личности каждого человека. К ним относятся:

желание или нежелание ребенка следовать общим правилам поведения;

адаптация к учебному заведению.

Чем раньше начнется социализация ребенка, тем лучше. Если у ребенка будет возможность посещать детский сад, всегда будет положительный опыт. Там он быстрее поймет, как организовано общество, по каким правилам действует. Приобретается опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми.

Если ребенка лишают общения, он не посещает детский сад, мало ходит, это может привести к замкнутости, сосредоточенности только на себе, своих желаниях. Такие личные качества часто мешают в дальнейшей жизни. Социальные факторы развития личности оказывают большое влияние на качество жизни человека. Если вы не научите кроху общаться, дружить, понимать других людей, ему будет очень трудно наладить более серьезные отношения в зрелом возрасте.

Быть в обществе - значит проявлять себя, развивать свои таланты. Со временем появляется критическая оценка себя. Таким образом, происходит самостоятельная коррекция поведения, изменение некоторых черт характера.

Рассматривая различные типы среды и организации жизни детей, мы можем видеть, как формируются разные черты личности.

Иногда ребенок становится центром вселенной для семьи. Все говорят только о нем, о новостях его жизни, об успехах. Он покупает все, что хочет получить. Мама и бабушка ловят из супа лук, который он не любит есть. Это приводит к формированию у ребенка определенных черт характера. Формируется личный взгляд на жизнь:

эгоистичное, часто ориентированное на потребление отношение к жизни;

ребенок не может в полной мере использовать свой потенциал, развивать навыки (не нужно, потому что он уже окружен восхищением);

слабо развивается воля (не нужно ничего добиваться – все появляется по желанию);

плохая эмпатия (человек интересуется только собой, а переживания других людей мало что для него значат).

В противоположной ситуации ребенку требуется самостоятельность, он получает домашнее задание. Похвала звучит только тогда, когда есть реальное достижение. В его личном свойстве есть и другие качества:

необходимость использовать свои сильные стороны, чтобы заслужить похвалу, поощрение

эмпатия (ребенок понимает переживания, чувства, настроение другого человека, родителей);

Отношение к ребенку в семье влияет на формирование его личности. Например, оба малыша ходили в первый класс. Первому будет очень сложно пройти время адаптации, потому что он не привык к таким тестам. Второму будет намного легче адаптироваться и проявить себя. Самостоятельность, ответственность за свои действия, самокритика - черты личности, формирующиеся под влиянием семьи.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений - это прежде всего помощь ребенку в решении индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, развитием, отношениями, либо помощь семье в определении причин деформации в развитии ребенка, поиске средств и путей их устранения, смягчении окружения в интересах ребенка и на этой основе построении процесса, способствующего развитию и социализации ребенка.

Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие становится сегодня неотъемлемой целью деятельности любого образовательного учреждения, любой образовательной системы. Само понятие качества образования в общественном сознании тесно связывается с такими категориями, как здоровье, благополучие, защищенность, самореализация, уважение. Современные тенденции модернизации образования, проявляющие себя, в том числе, в переходе российской системы образования на новую содержательную и технологическую модель, диктуют настоятельную необходимость в дальнейшем развитии системы сопровождения ребенка в образовательном процессе. Психолого-педагогическая помощь представляет собой ответ науки и практики на требования общества гарантировать сопровождение и поддержку любому ребенку, в том числе, оказавшемуся в ситуации, создающей угрозу его развитию и здоровью.

В современной социальной ситуации констатируется необходимость в психолого-педагогическом сопровождении учащихся, которое призвано гарантировать право на качественное образование каждому ребенку, с учетом его индивидуальных образовательных запросов и потенциала развития.

Психолого-педагогическое сопровождение – это система совместной деятельности педагога и психолога, предполагающая разработку содержания, средств, методов образовательного процесса, направленного на выявление и использование субъектного опыта ученика, раскрытие способов его мышления, индивидуальное развитие через реализацию образовательной программы с учетом личностных потребностей ученика.

1. Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.

Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе. Сопровождение ребенка опирается на те личностные достижения, которые реально есть у ребенка, а не искусственно задает ему цели и задачи. Таким образом, главным приоритетом становится безусловная ценность внутреннего мира каждого ученика, его потребностей, целей, и ценностей его развития.

2. Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.

Создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно значимых жизненных выборов. Внутренний мир ребенка автономен и независим. Взрослый может сыграть важную роль в становлении и развитии этого уникального мира. Однако учитель не должен делать выбор за ребенка, тем самым, снимая с него ответственность за принятое решение. В процессе сопровождения учитель, создавая ситуации выборов (интеллектуальных, этических, эстетических) побуждает ребенка к нахождению самостоятельных решений, помогает ему принять на себя ответственность за собственную жизнь.

3. Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.

В идее сопровождения последовательно осуществляется принцип вторичности его форм и содержания по отношению к социальной и учебно-воспитательной среде жизнедеятельности ребенка. Психолого-педагогическое сопровождение, осуществляемое учителем, не ставит своей целью активное направленное воздействие на те социальные условия, в которых живет ребенок и ту систему воспитания, которую выбрали для него родители.

Цель сопровождения – создать в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды условия для его максимального в конкретной ситуации личностного развития и обучения.

Концептуальные следствия идеи сопровождения.

Сопровождение рассматривается как процесс, как целостная деятельность учителя и психолога, в рамках которой могут быть выделены два компонента:

1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его развития в процессе школьного обучения при помощи психолого-педагогической диагностики.

С первых минут нахождения ребенка в школе начинает бережно и конфиденциально собираться и накапливаться информация о различных сторонах его психической жизни и динамике развития, что необходимо для создания условий успешного обучения и личностного роста каждого школьника. Для получения и анализа информации такого рода используются методы педагогической и психологической диагностики. При этом учитель имеет четкие представления о том, что именно он должен знать о ребенке, на каких этапах обучения диагностическое вмешательство действительно необходимо и какими минимальными средствами оно может быть осуществлено. Он учитывает также, что в процессе сбора и использования такой психолого-педагогической информации возникает множество серьезных этических вопросов.

2. Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся, их успешного обучения и воспитания.

На основе данных психодиагностики заполняются индивидуальные карты развития ребенка, определяются условия его успешного обучения и воспитания. Реализация данного пункта предполагает, что подходы и требования к детям со стороны учителя не должны быть застывшими, не должны исходить из какого-то абстрактного представления об идеале, а ориентироваться на конкретных детей, с их реальными возможностями и потребностями. Особое внимание уделяется тем детям, у которых выявлены определенные проблемы с усвоением учебного материала, социально принятых норм поведения, в общении со взрослыми и сверстниками, психическом самочувствии.

Основные направления деятельности:

Направление 1: Психолого-педагогическая диагностика

Цель: информационное обеспечение процесса сопровождения.

Диагностические данные необходимы:

- для составления индивидуальной траектории развития каждого учащегося (на основе карты психолого-педагогического сопровождения);

- для выбора средств и форм организации учебной деятельности школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения;

- для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии.

Направление 2: Психолого-педагогическая коррекционная и развивающая работа

Содержание коррекционно-развивающей работы должно обеспечивать целостное воздействие на личность ребенка, учитывая результаты диагностирования. Необходимо работать со всей личностью в целом, во всем разнообразии ее познавательных, мотивационных, эмоциональных проявлений.

Направление 3: Консультирование и просвещение родителей.

Цель: создание социально-психологических условий для привлечения семьи и сопровождение ребенка в процессе школьного обучения; создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.

В процессе обучения учащихся выстраивается индивидуальная траектория развития каждого ребенка, по которой осуществляется его психолого-педагогическое сопровождение.

Траектория развития ребенка отслеживается на трех этапах:

I этап – начальный (подготовка к школе и 1 класс)

II этап – основной (2-3 классы)

III этап – заключительный (4 класс)

На каждом из этих этапов проводятся мониторинги:

- учебных достижений по дисциплинам учебного плана;

- уровня развития общеучебных интеллектуальных умений и навыков;

- уровня развития психических процессов;

- уровня учебной мотивации;

I этап сопровождения - начальный

Сопровождение на этапе подготовки к школе

Цель: повышение уровня готовности детей к школе .

1. Осуществление плана предшкольной подготовки.

2. Формирование мотивации к обучению.

3. Формирование адекватной самооценки.

4. Развитие познавательных процессов.

5. Формирование произвольной сферы.

6. Развитие тонкой моторики пальцев рук.

1. Осуществление плана предшкольной подготовки.

Предшкольная подготовка организуется в рамках образовательного учреждения. Занятия направлены на повышение уровня готовности и облегчение процесса адаптации к школе. Кроме обучающих занятий, обязательно планируем и проводим занятия, развивающие навыки общения со сверстниками и взрослыми, совершенствующие игровые умения, способствующие воспитанию организованности, нравственности, трудолюбия и дружелюбия, что позволяет детям более успешно осваивать свой новый статус и новую деятельность. Также проводим консультации родителей по проблемам развития детей и психологической готовности к школе. Рекомендации родителям оформляем в виде памяток.

2. Формирование мотивации к обучению.

Уже на этапе подготовке к школе начинаю формировать мотивацию к обучению (внутреннюю позицию школьника). Проводятся разъяснительные беседы с родителями, направленные на повышение мотивации будущего школьника.

3. Формирование адекватной самооценки.

Большое влияние на эмоциональное благополучие, успешность в различных видах деятельности и поведение ребенка в целом оказывают самооценка и уровень притязаний. Под уровнем притязаний понимается степень трудностей целей, которые человек ставит перед собой. Самооценка и уровень притязаний могут быть адекватными и неадекватными (завышенными и заниженными). Если самооценка ребенка адекватная – он будет рассчитывать на то, что все в жизни ему будет отлично удаваться; зная свои недостатки, он сможет их учесть, а уверенность в себе поможет ему реализовать свои способности. Родителям предлагается заполнить анкету для определения уровня самооценки своего ребёнка. Для повышения самооценки разработаны памятки для родителей .

4. Развитие познавательных процессов.

Следующий этап – формирование и развитие познавательных процессов (внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения). Это самая длительная и объемная работа. Она начинается на этапе подготовки к школе и длится на протяжении всех четырех лет обучения. Все вышеперечисленные познавательные процессы развиваются в результате упражнений. Такие упражнения я стараюсь проводить на каждом занятии, а потом и на уроках.

5. Формирование произвольной сферы.

Приходя в школу, ребенок сталкивается с различными школьными правилами и требованиями. Каждое такое правило требует, чтобы ребенок подчинял ему свои действия, мысли, желания, умел сдерживаться и контролировать свое поведение. Если ребенок отличается повышенной двигательной активностью, если он непоседлив, импульсивен, и рассеян, на эту сторону психического развития следует обратить особое внимание. Сформированность произвольной сферы ребенка поможет ему быстрее и легче адаптироваться к школе. Для развития произвольной сферы использую различные упражнения .

6. Развитие тонкой моторики пальцев рук.

Тренировка пальцев рук у ребенка является средством повышения его интеллекта, развития речи и подготовки его к письму. Упражнения на развитие тонкой моторики провожу на каждом занятии по подготовке к школе и впоследствии на уроках и во время физминуток. Детям с низким уровнем развития мелкой моторики составляю комплекс индивидуальных упражнений, которые они проводят дома вместе с родителями.

В сентябре, когда дети приходят в первый класс, проводится стартовая диагностика, включающая:

а) Общую экспресс-диагностику, позволяющую судить об уровне психологической готовности и сформированности учебных навыков на основе изучения: показателя самооценки, особенностей общения, мотивации обучения, уровня сформированности умения учиться, личностных качеств

б) Диагностический тур, направленный на выявление причин низких результатов.

Все данные, полученные с помощью диагностики, заношу в индивидуальные карты развития. Такие карты заводятся на каждого ребенка при поступлении его в школу. С помощью этих карт прослеживается и выстраивается индивидуальная траектория развития каждого ребенка.

Сопровождение адаптационного периода

Цель: создание необходимых условий для быстрого и безболезненного вхождения ребенка в школьную жизнь.

1. Помочь ребенку принять позицию школьника.

2. Помочь осознать появление нового сообщества – класса; ввести понятие оценки, самооценки и различные её критерии.

3. Обучить школьников навыкам учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

4. Адаптировать учебный процесс к индивидуальным возможностям каждого ученика.

Для успешной адаптации необходимо выполнение следующих этапов её реализации:

1 этап: создание программы деятельности в адаптационный период с учётом специфики класса и особенностей родительского коллектива.

2 этап: выполнение адаптационной программы.

- Проведение консультативной и просветительской работы, направленной на ознакомление родителей с основными задачами и трудностями периода адаптации, тактикой общения и помощи детям, результатами диагностики.

- Построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями учащихся, выявленных в ходе диагностики и наблюдения .

- Организация педагогической и психологической поддержки учащихся во внеурочное время: групповые и индивидуальные консультации, тренинг, классные часы, беседы. Подобные мероприятия помогают настроиться на предъявленную школой систему требований, снять чрезмерное психологическое напряжение.

Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1класса и предполагает следующее:

- Выявление характера и природы синдрома дезадаптации в каждом конкретном случае, определение путей оказания помощи этим учащимся.

- Оказание родителям данных учащихся психолого-педагогической помощи в форме индивидуальных консультаций (по их просьбе).

- Привлечение специалистов разных профилей (медики, невропатолог, логопед и др.)

- Организация педагогической помощи учащимся, испытывающим различные трудности в обучении с учетом результатов их психодиагностики; методическая работа учителя, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа – выявить и устранить моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, провоцирующие различные трудности.

- Проведение с учащимися, испытывающими особые трудности в адаптации, социально-психологических и педагогических тренингов.

Основными способами получения информации на третьем этапе являются:

а) экспертные опросы родителей;

б) наблюдение за учащимися во время уроков и внеурочных занятий;

в) диагностика неадаптированных учащихся;

г) анализ материалов предыдущих обследований.

4 этап: Проведение итогового психолого-педагогического консилиума с целью осмысления результатов адаптационного периода и выработки дальнейшей стратегии обучения и воспитания.

Предложенная организация процесса адаптации детей обеспечивает возможность реализации индивидуального подхода к каждой конкретной личности; каждый ребенок имеет возможность адаптироваться в своем индивидуальном темпе.

Повышение адаптивности учащихся вызывает повышение адаптивности родителей, которые активно включаются в процесс организации адаптации ребенка и закономерно приобретают определенные знания и умения в области адаптации.

II этап сопровождения – основной

Адаптирование учебного процесса к личностным особенностям каждого ребенка путем введения в учебно-познавательный процесс элементов новых методик обучения и воспитания, диагностики уровня усвоения новых знаний, умений, навыков, психологической диагностики уровня актуального развития, создания условий для раскрытия творческого потенциала и развития личности учащихся.

Цель : выявление особенностей и уровня развития различных аспектов познавательной деятельности младших школьников для построения эффективного обучения и создания условий для развития школьника.

Разрабатывая содержание учебных занятий руководствуюсь следующими принципами :

- Учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность ученика в усвоении материала и данного вида деятельности.

- При разработке содержания занятий нужно проектировать учебный процесс так, чтобы ученик решал задачи и проблемы, опираясь на зону своего актуального развития, а выполнение работы переводило бы его в зону ближайшего развития (зона актуального развития – это область наличных возможностей ребёнка, зона ближайшего развития – зона потенциальных возможностей, перспектив).

- Оценивается не конечный результат, а процесс его получения, причём, учащегося необходимо сравнивать не с другим, а с самим собой, но вчерашним.

Также на этом этапе продолжаю проводить групповую и индивидуальную развивающую работу с детьми, высокого и среднего уровня развития (различные творческие задания, интеллектуальные игры, участие в конкурсах). С детьми низкого уровня проводится групповая и индивидуальная коррекционная работа. Коррекционная работа направлена на развитие познавательной, эмоциональной, социально-волевой сфер личности ребенка.

На данном этапе диагностический комплекс включает:

1. Изучение скорости реакции (темп, работоспособность)

2. Изучение темперамента

3. Тест Филипса (изучение уровня школьной тревожности)

4. Социометрия (изучение межличностных отношений в классе)

5. Изучение доминирования полушарий мозга

6. Изучение ведущего канала восприятия (диагностика Лурия)

7. Изучение развития мелкой моторики

8. Развитие психических процессов

9. Сформированность приемов учебной деятельности (интеллектуальных, коммуникативных, организационных)

10. Изучение уровня мотивации

III этап – заключительный

Цель: Подготовка учащихся к переходу в среднее звено школы.

1. Выявить изменения в умственном и психическом развитии школьников, определить общую тенденцию такого развития.

2. Спрогнозировать степень успеха адаптации учащихся к обучению в средней школе.

3. Определить учащихся, нуждающихся в коррекции умственного и психического развития, провести работу над повышением интеллектуального уровня учащихся в ходе развивающих занятий.

4. Выделить качества учеников, необходимые учащимся среднего звена.

5. Дать уверенность учащимся в том, что они готовы к переходу в среднее звено обучения.

Большое внимание уделяется мониторингу личностного развития учащихся.

Диагностика проводится с целью определения уровня готовности учащихся к обучению в среднем звене.

Диагностический комплекс включает:

1. Изучение скорости реакции (темп, работоспособность)

2. Тест Филипса (изучение уровня школьной тревожности)

3. Социометрия (изучение межличностных отношений в классе)

4. Развитие психических процессов

5.Сформированность приемов учебной деятельности (интеллектуальных, коммуникативных, организационных)

6. Изучение уровня мотивации

7. Изучение уровня агрессии

Работая над идеей психолого-педагогического сопровождения, делаю вывод:

каждый учитель должен хорошо знать возрастные особенности детей и уметь определять личностные особенности и способности каждого своего ученика, обязан подбирать методы и приемы работы с учетом этих особенностей. Необходимо включение и сотрудничество всех взрослых, окружающих ребенка в процессе обучения и воспитания (учителя, школьного психолога, родителей). Только тогда учебно-воспитательный процесс может быть эффективным.

Анализ результатов диагностик показывает эффективность психолого-педагогического сопровождения:

Психолого-педагогическое сопровождение развития детско-родительских отношений в условиях образовательной организации

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Психолого-педагогическое сопровождение развития детско-родительских отношений в условиях образовательной организации сегодня актуально и востребовано. В статье описан опыт работы педагога-психолога совместно с классным руководителем по сопровождению развития детско-родительских отношений на уровне основного общего образования в образовательной организации. Анализируется отношение родителей к данному процессу.

На главную Работа с родителями Тренинги для родителей Практикум по психолого-педагогическому сопровождению детско-родительского взаимодействия

Вводные замечания:
В данном разделе приводится примерный перечень занятий и упражнений к ним, которые могут быть положены в основу разработки коррекционно-развивающей программы для родителей или проводится в процессе индивидуальной работы с родителями.


Занятие 1. Восприятие чувств ребенка (по Т.Гордону)


Инструкция. Дети коммуницируют родителям значительно больше, чем это выражено в словах. За словом всегда стоят чувства. Ниже представлены некоторые типичные высказывания ребенка. Внимательно прочтите по очереди каждое из приведенных высказываний, стараясь как можно более точно воспринять чувства ребенка. Затем запишите в правой колонке, какие, по- вашему мнению, чувства или чувство испытывает ребенок (одним или несколькими словами). Некоторые могут выражать различные чувства ребенка — запишите самые важные из них, по вашему мнению, нумеруя их по значимости.

Пример: «Я не знаю, в чем ошибка! Я не могу решить эту задачу, Может, мне не стоит больше пробовать ее решать?

а) чувствует себя глупым:
б) обескуражен;
в) испытывает желание бросить решение.

1. Отец хочет почитать газету. Ребенок лезет к нему на колени. Отец в
раздражении.

Ты не должен мешать людям, когда они читают

2. Мать работает пылесосом. Ребенок вытаскивает вилку из розетки. Мать торопится скорее закончить

Ты — непослушный мальчишка! Озорник!

3. Ребенок приходит к столу с очень грязными руками и лицом.

Ты до сих пор так и не стал взрослым мальчиком. Таки ведут себя только малыши.

4. Ребенок откладывает и откладывает момент, когда нужно идти ложиться спать. Отец с матерью хотят поговорить наедине.
Ребенок слоняется вокруг, шалит, мешает им разговаривать.

Тебе давно пора ложиться спать! Ты нам надоел! Ты уже должен спать!

5. Ребенок просит, чтобы родители взяли его в кино, хотя уже в течение нескольких дней он не убирает свою комнату. Уборка комнаты — это обязанность, по поводу которой существует договоренность с
родителями.

Ты не заслуживаешь того, чтобы пойти в кино, когда ты - такой эгоист и так не внимателен к людям!

6. Ребенок целый день дуется, уныл и невесел. Матери не известна
причина.

Иди сюда. Хватит дуться! Или разговаривай
нормально или уходи от меня и там дуйся. Ты что-то слишком серьезен сегодня.

7. Ребенок смотрит по телевизору фильм, включив его так громко, что мешает разговаривать родителям в соседней комнате.

Ты что, не можешь быть повнимательнее к другим? Почему ты включил телевизор так громко?

8. Дочь обещала погладить скатерть, чтобы накрыть стол к приходу гостей. Целый день она
бездельничала, до прихода гостей остался час, а она и не думает начинать работу.

Ты целый день
бездельничала и не
выполнила обещанного! Как ты можешь быть — такой легкомысленной и
безответственной!

9. Дочь забыла прийти домой в установленное время, чтобы пойти с матерью купить туфли, которые так долго просила.

Тебе должно быть стыдно! В конце концов, я согласилась купить тебе эти туфли, а ты даже не позаботилась прийти вовремя.

Причины
неэффективности
высказывания

Причины
неэффективности
высказывания


Комментарий:


Занятие 4. Правила воспитания

1. Ситуация и слова ребенка

2. Чувства ребенка

Читайте также: