В чем отличие ситуационного подхода от остальных научных школ и направлений

Обновлено: 28.06.2024

Общим недостатком ранних школ менеджмента – классической и человеческих отношений является отсутствие комплексности исследования, изучение какого-то одного элемента организации, поиск единственного пути решения управленческих проблем. Этот недостаток стал причиной возникновения нового направления в эволюции управленческой мысли – школы социальных систем, или системного подхода , который интегрировал вклады всех школ управления, доминировавших в теории и практике в разное время, в единое целое.

Школа возникла в конце 50-х годов. Ее представителями были А. Чандлер, Г. Саймон, Д. Марч, П. Друкер, а в России – В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин . Они рассматривали организацию как систему, как сложный комплекс взаимозависимых и взаимодействующих элементов, а человека – как одного из элементов. Кроме того, школа подчеркивает, что организация – открытая система, встроенная в более сложную систему – внешнюю среду, с которой она находится в постоянном взаимодействии.

Система получает некие ресурсы из внешней среды, трансформирует их и возвращает готовые продукты во внешний мир. При этом она характеризуется энтропией и синергизмом.

Системный подход подчеркивает необходимость учета в управленческой деятельности влияния и взаимодействия множества факторов, находящихся как внутри, так и вне организации и оказывающих на нее либо прямое, либо косвенное влияние.

Основными частями системы в данном подходе являются: индивиды, формальные и неформальные группы, их отношения, типы статусов и ролей в группах. Части системы связаны организационными формами, к которым относятся формальные и неформальные структуры, каналы коммуникаций, процессы принятия решений. Школа социальных систем продолжила разработку современных теорий мотивации, коммуникаций, лидерства, начала разрабатывать теории принятия решений, конфликтов, гибких организационных структур, стратегического управления.

Основная идея системного подхода , используемая современным менеджментом, – рассмотрение организации как целостной открытойсистемы. Одной из наиболее популярных в 80-е годы системных
концепций менеджмента является теория 7-S , разработанная Т. Питерсом, Р. Уотерменом, Р. Паскалем и Э. Атосом. Они считали, что эффективная организация формируется на базе 7 взаимосвязанных и соответствующих друг другу элементов. Изменение одного из них требует изменения остальных. Это:

  1. Стратегия – комплексный план достижения миссии и целей организации посредством обеспечения соответствия между организацией и ее средой.
  2. Структура – внутреннее строение организации, определяющее место, права, обязанности и ответственность каждого работника, подразделения в организации; определение соподчиненности между ними.
  3. Системы – процедуры и рутинные процессы, протекающие в организации (контрольные системы, информационные и мотивационные системы).
  4. Штат – ключевые группы персонала, охарактеризованные по возрасту, полу, образованию.
  5. Стиль руководства – манера управления организацией и организационная культура.
  6. Квалификация – отличительные возможности ключевых людей в организации.
  7. Разделенные ценности – смысл и содержание основных направлений деятельности, которые организация доводит до своих членов.

В конце 60-х годов начал разрабатываться ситуационный подход к управлению (П. Друкер, Р. Томпсон, П. Лоренс, Л. Лорш). Он стал логическим продолжением теории систем. Ситуационный подход не отвергает приведенные теории. Он использует возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Залогом успеха современного менеджмента является познание науки управления и умение верно применить нужную научную теорию в ситуации, для которой она предназначена.

Методологию ситуационного подхода можно разделить на 3 основные части:

В настоящее время наблюдается небывалый прогресс знаний, который, с одной стороны, привел к открытию и накоплению множества новых фактов, информации из различных сфер жизни, и тем самым ставит человечество перед необходимостью их систематизировать, найти общее в особенном, постоянное в изменчивом.

Определенной концепции системы не существует. В самом общем виде система понимается как совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, единство.

Изучение объектов и явлений как систем вызвало формирование нового подхода в науке — системного подхода.

Определим характеристики системного подхода:

Исходя из этого, давайте определим понятие системного подхода:

Системный подход — это подход к изучению объекта (проблемы, явления, процесса) как системы, выделение элементов, внутренних и внешних связей, наиболее влияющих на изучаемые результаты его функционирования, и целей каждого из элементов, исходя из общего назначения объекта. Можно также сказать, что системный подход — это такое направление методологии научного познания и практической деятельности, которое основано на изучении любого объекта как сложной целостной социально-экономической системы.

Системный и ситуационный подходы к менеджменту - Значение системного подхода в менеджменте

Значение системного подхода в менеджменте

Важность системного подхода заключается в том, что менеджерам легче координировать свою конкретную работу с работой организации в целом, если они понимают систему и свою роль в ней. Это особенно важно для генерального директора, поскольку системный подход помогает ему поддерживать необходимый баланс между потребностями отдельных подразделений и целями организации в целом. Это заставляет его задуматься о потоке информации через всю систему, а также подчеркивает важность коммуникации.

Системный подход помогает выявить причины неэффективных решений и предоставляет инструменты и методы для улучшения планирования и контроля.

Современный менеджер должен обладать системным мышлением, потому что:

Менеджер должен воспринимать, обрабатывать и систематизировать огромное количество информации и знаний, необходимых для принятия управленческих решений;

Менеджеру необходима систематическая методология, которая поможет ему соотнести одно направление деятельности его организации с другим, чтобы избежать квазиоптимизации управленческих решений;

менеджер должен видеть лес за деревьями и общее за частным; он/она должен подняться над повседневной рутиной и осознать место своей организации во внешней среде и то, как она взаимодействует с другой, более крупной системой, частью которой она является;

Системный подход к управлению позволяет менеджеру быть более продуктивным при выполнении своих основных функций: Прогнозирование, планирование, организация, руководство, контроль.

Системное мышление не только способствовало развитию новых представлений об организации (в частности, акцент на интегрированной природе предприятия, а также первостепенной важности и значимости информационных систем), но и обеспечило разработку полезных математических инструментов и методов, которые значительно облегчают принятие управленческих решений, использование более совершенных систем планирования и контроля. Таким образом, системный подход позволяет всесторонне оценить любую производственно-хозяйственную деятельность, а также деятельность системы управления на уровне конкретных характеристик. Это поможет проанализировать любую ситуацию в рамках конкретной системы, чтобы определить характер проблем на входе, в процессе и на выходе. Применение системного подхода позволяет оптимально организовать процесс принятия решений на всех уровнях системы управления.

Несмотря на все положительные результаты, системное мышление еще не выполнило своего самого важного предназначения. Утверждение о том, что с его помощью можно применить современный научный метод к менеджменту, пока не реализовано. Отчасти это объясняется тем, что большие системы очень сложны. Нелегко разобраться во множестве способов, которыми внешняя среда влияет на внутреннюю организацию. Взаимодействие многих подсистем в организации не очень хорошо изучено. Границы систем очень трудно определить; слишком широкое определение приводит к накоплению дорогостоящих и бесполезных данных; слишком узкое определение приводит к частичному решению проблем. Нелегко будет сформулировать вопросы, с которыми столкнется компания, чтобы точно определить информацию, необходимую в будущем. Даже если найдено лучшее и наиболее логичное решение, оно может оказаться невыполнимым. Тем не менее, системный подход обеспечивает более глубокое понимание того, как работает бизнес.

Истоки ситуационного подхода к управлению

Моклер и другие американские специалисты объясняют появление ситуационного подхода к вопросам организации и управления не столько стремлением создать единую теорию управления, сколько попыткой переориентировать теорию управления на практику управленческой деятельности.

Развитие концепций ситуационного подхода к теоретическим проблемам организации и управления направлено на усиление практической значимости научных исследований в этой области. При этом она не ассоциируется с какой-либо конкретной школой или направлением, а представлена как некий общий принцип, применяемый во всех областях теории менеджмента (включая системные разработки) для обеспечения более стройной научной основы решения управленческих проблем.

Основные положения ситуационной теории управления

Ситуационный подход, который был разработан в конце 1960-х годов, не считает, что концепция традиционной теории управления, бихевиористской школы и школы науки управления ошибочна. Системный подход, с которым тесно связан ситуационный подход, пытается интегрировать различные подходы. Как и системный подход, ситуационный подход — это не простой набор предписывающих рекомендаций, а скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях. В нем также сохраняется концепция управления, применимая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что хотя общий процесс один и тот же, конкретные методы отличаются друг от друга.

Ситуационный подход пытается связать конкретные методы и концепции с конкретными ситуациями для наиболее эффективного достижения целей организации. Ситуационный подход фокусируется на ситуационных различиях между организациями и внутри них. В нем делается попытка выяснить, что представляют собой соответствующие переменные и как они влияют на эффективность организации. Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырехэтапный процесс:

  1. руководитель должен быть знаком с профессиональными инструментами управления, эффективность которых доказана. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля, а также количественных методов принятия решений.
  2. каждая из концепций и методов управления имеет свои сильные и слабые стороны или сравнимые характеристики при применении к конкретной ситуации. Менеджер должен уметь прогнозировать вероятные последствия, как положительные, так и отрицательные, применения того или иного метода или подхода.
  3. менеджер должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Он должен правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и каков будет вероятный эффект от изменения одной или нескольких переменных.
  4. менеджер должен уметь увязывать конкретные методы, которые вызовут наименьший негативный эффект и наименьшие неудобства, с конкретными ситуациями, обеспечивая тем самым достижение целей организации наиболее эффективным способом в данных обстоятельствах.

Успех или неудача ситуационного подхода во многом зависит от третьего шага, который заключается в определении ситуационных переменных и их влияния. Если это сделано неправильно, невозможно полностью оценить сравнительные свойства или адаптировать метод к ситуации. Если есть возможность проанализировать ситуацию, то нет необходимости прибегать к догадкам или методу проб и ошибок для определения наиболее подходящего решения организационных проблем. Хотя ситуационный метод не был полностью доказан, недавние исследования показывают, что некоторые ситуационные переменные могут быть выведены. Установление этих основных переменных, особенно в области лидерства и поведения организационных структур, и количественные оценки являются наиболее важным вкладом ситуационного подхода в менеджмент.

Различие между ситуационным и системным управлением

Ситуационный подход пытается связать конкретные методы и концепции с конкретными ситуациями для наиболее эффективного достижения целей организации. Ситуационный подход фокусируется на ситуационных различиях между организациями и внутри них. Он стремится определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации.

А ценность системного подхода заключается в том, что менеджерам легче согласовать свою конкретную работу с работой организации в целом, если они понимают систему и свою роль в ней. Это особенно важно для генерального директора, поскольку системный подход помогает ему поддерживать необходимый баланс между потребностями отдельных отделов и целями организации в целом. Это заставляет его задуматься о потоке информации через всю систему, а также подчеркивает важность коммуникации.

Системный подход помогает выявить причины неэффективных решений, он также предоставляет инструменты и технические приемы для улучшения планирования и контроля.

Таким образом, системный подход позволяет всесторонне оценить любую деятельность системы производства и управления на уровне конкретных характеристик. Он помогает проанализировать любую ситуацию в системе, чтобы определить характер проблем на входе, в процессе и на выходе.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Наиболее распространенными в современных теоретических и научно-практических исследованиях являются следующие подходы к управлению:

  • процессный
  • системный
  • ситуационный
  • холистический
  • синергетический.

1. Процессный подход. Процессное управление – это подход к управлению, который рассматривает деятельность организации как совокупность процессов, предпринимаемых для достижения организационных целей. Руководитель, использующий данный подход, пытается спроектировать организационные процессы, действия, которые определяют качество и производительность. Процессный подход является основополагающей базой всех иных современных подходов к управлению.

Рассмотрение организации в качестве совокупности бизнес-процессов позволяет сосредоточить внимание на конечной продукции и потребителе, что ведет к лучшему удовлетворению потребителей и поддержанию конкурентоспособности. Управление процессами через владельцев процессов приводит к концентрации ответственности и точности при контроле ресурсов и работ. Целостный подход снижает риск сосредоточения внимания руководства организации на ее конкретных функциях в ущерб вниманию к сложным системным проблемам взаимодействия организации с внешней средой.

Процессный подход ведет к упрощению многоуровневых иерархических организационных структур, обеспечивает большую ориентацию организации на потребителя. За счет сокращения иерархических уровней организационной структуры процессный подход позволяет упростить обмен информацией между различными подразделениями. Переход к процессному подходу позволяет устранить обособленность подразделений и должностных лиц, акцентировать внимание менеджмента на их взаимодействии.

Процессный подход характеризуется большей способностью к совершенствованию системы управления, что крайне важно в условиях растущей конкуренции, с которой постоянно сталкиваются организации, и расширяет возможности организаций в развитии бизнеса.

Одним из ключевых преимуществ процессного подхода является его направленность на конечный результат, повышение результативности и эффективности предприятия в достижении поставленных целей. При этом делегирование полномочий по определению ответственных исполнителей и создание условий для постоянного развития и совершенствования бизнес-процессов, а также сокращение ненужных операций позволяет достичь высоких показателей рентабельности и роста конкурентоспособности.

Приоритетными направлениями совершенствования бизнес-процессов является внедрение автоматизированных систем, инвестирование в развитие технологий и оборудования. Такой подход позволяет достичь высокого качества продукции и максимального удовлетворения интересов потребителей. Следует подчеркнуть также гибкость и адаптивность предприятия к изменениям во внешней среде при применении процессного подхода к управлению.

Наряду с многочисленными преимуществами процессного подхода можно выделить также и некоторые его недостатки. Во-первых, придание приоритетного значения развитию технологий приводит к уменьшению внимания или даже игнорированию развития других сфер и направлений деятельности предприятия. В частности, при данном подходе недостаточно внимания уделяется работниками предприятия, их мотивации, что может служить причиной снижения производительности труда.

Помимо этого, одним из ограничений для применения процессного подхода является сложность его внедрения. Для обеспечения эффективности данного подхода необходимо четкое разграничение ответственности в отношении каждого бизнес-процесса, однозначность поставленных конечных целей, разработка и закрепление показателей оценки эффективности бизнес-процессов, внедрение внутренних стандартов качества, а также понимание и готовность работников предприятия к новым технологиям управления.

2. Системный подход. В рамках системного подхода к управлению организация рассматривается как система, элементы которой взаимосвязаны между собой, что позволяет эффективно управлять всей системой на основе отлаженной работы каждого из элементов. Системный подход в управлении базируется на общей теории систем, согласно которой:

  • исследования отдельных частей целого не позволяет сформировать полное представление о целом;
  • потеря функциональности любой части целого может привести к потере работоспособности всей системы.

Системный подход в теории управления определяет организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, ориентированных на достижение единой конечной цели к которым относят общие ценности, стратегическую ориентацию, структуру, стиль управления, состав сотрудников, совокупность теоретических знаний и практического опыта. Сущность системного подхода к управлению заключается в следующем:

  • формулировка целей и установление их иерархии до начала любой деятельности, связанной с управлением;
  • получение максимального эффекта, то есть достижения поставленных целей путем сравнительного анализа альтернативных путей и методов достижения целей и осуществления выбора;
  • количественная оценка целей и средств их достижения, основанная на всесторонней оценке всех возможных и планируемых результатов деятельности.

Системный подход в управлении предполагает соблюдение основных законов системы, а именно:

Таким образом, системный подход позволяет исследовать функционирование, развитие, структуру целого (объекта), установить свойства его элементов, проследить взаимодействия и взаимосвязи между ними. Согласно системному подходу эффективность целого зависит от эффективности всех его частей, а не отдельных элементов с высокой эффективностью.

Системный подход облегчает тщательное изучение проблемы в каждой подсистеме, и общесистемные решения могут быть разработаны и реализованы более эффективно, если процессный подход терпит неудачу. Однако этот подход также подвергается критике за то, что он не предоставляет конкретных методов и инструментов решения проблем и поэтому считается абстрактным и расплывчатым

3. Ситуационный подход. Ключевая идея данного подхода заключается в том, что не существует одного наилучшего способа решения управленческой проблемы, поэтому выбор методов и инструментов управления должен определяться сложившимися обстоятельствами в конкретной ситуации. Ситуационный подход в управлении рассматривает конкретные ситуации, а именно: выделение факторов, которые создали определенную ситуацию и являются наиболее влиятельными, определение недостатков и преимуществ, ограничений и последствий ситуации, избрание специфических приемов и методов управления для конкретной ситуации. Использование данного подхода к управлению способствует более эффективному достижению целей, особенно на крупных предприятиях, с большим количеством задач.

Отличием ситуационного подхода от других подходов можно считать тот факт, что он предполагает не только определение факторов, которые способствовали возникновению определенной ситуации, но и установление их приоритетности, силы воздействия, исследования возможных последствий и угроз. Основной же задачей менеджера в ситуационном подходе определяется выбор на основе проведенного анализа конкретных методов управления и принятия соответствующих управленческих решений в соответствии с особенностями ситуации.

Фактически, эффективность принимаемых управленческих решений при ситуационном подходе зависит от профессионализма менеджеров и правильности понимания ими ситуации. Для достижения положительных результатов управленческой деятельности при применении ситуационного подхода руководители предприятия или его структурных подразделений должны не только правильно трактовать ситуацию и факторы, ее вызвали, но и владеть всем арсеналом методов и инструментов управленческой деятельности, понимать их преимущества и недостатки, и осуществлять оптимальный выбор из всех возможных вариантов управленческих действий.

Ситуационный подход, так же как и системный, способен обеспечивать высокую адаптивность предприятия к внешним изменениям, поскольку способствует сбалансированию системы, приведению в соответствие отдельных частей целого и их сочетанию. Рассматривая предприятие как целостную систему, данный подход имеет безусловные преимущества, в то же время недостатком является абсолютизация влияния внешнего окружения на эффективность хозяйственной деятельности предприятия, в то время как управление подчиняется конкретным ситуациям, однако не контролирует их.

4. Холистический подход. В современной теории и практике управления приобретает популярность холистический подход к управлению. Распространение понятия холистического управления связано с использованием принципа холизма, который предусматривает философскую позицию относительно соотношения целого и его отдельных частей, согласно которому целое всегда больше, чем сумма его частей.

Для лучшего понимания сущности холистического управления целесообразно выделить ключевые его отличия от традиционной концепции управления. Прежде всего, холистическое управление направлено на привлечение к принятию решений всех участников процесса, в то время, когда традиционное управления характеризуется более жесткой иерархией и подчинением форм управления. Во-вторых, в холистическому управлении важное место занимает обратную связь и акцентирование внимания на каждом элементе. В-третьих, если традиционное управление направлено в большей мере на манипуляцию субъектов управления, то холистическое предусматривает полное взаимопонимания между всеми участниками, является единым целым и слаженно работают для достижения общей цели. В-четвертых, холистическое управления является более прогрессивной формой управления, поскольку целостно изучает социальное пространство организации, включающее в себя потребителей, собственников (акционеров) предприятия, работников, посредников и тому подобное.

Холистическое управления по сравнению с традиционным подходом является более полным, сбалансированным и последовательным, поскольку при таком управлении не существует неважных аспектов, даже если они кажутся незначительными.

Анализ литературных источников предоставляет возможность определить основные принципы холистического управления:

1. Управленческие решения принимаются на паритетных началах.

2. Существует эффективная обратная связь между всеми участниками.

3. Возможность принимать решения при осуществлении отдельных процессов.

4. Децентрализация управления.

5. Стимулирование активности каждого участника и тому подобное.

Таким образом, ключевым аспектом холистического подхода к управлению является согласованность интересов и удовлетворения потребностей всех субъектов управления, а именно: потребителей, общества в целом, собственников (акционеров) предприятия, работников, посредников, партнеров. Холистическое управление способно обеспечить дополнительные конкурентные преимущества и существенно повысить эффективность функционирования предприятий, поскольку направлено на решение конкретных задач и разработку конкретных мероприятий, которые будут способствовать инновационной активности, с одной стороны, и высокому уровню взаимодействия между всеми субъектами такого управления, с другой стороны.

О применении данного подхода к управлению в маркетинге Вы можете прочитать в нашей статье Концепция холистического маркетинга.

Сущность синергетического подхода к управлению организацией как системой заключается в том, что он ориентирован не на внешние параметры, не на цели и ожидания субъекта управленческой деятельности, а на внутренние свойства системы, ее собственные законы эволюции и самоорганизации.

В широком смысле синергетический менеджмент, или концепция организованной синергии в управлении предприятиями, – это система научно обоснованных представлений о закономерности развития предприятий как сложных открытых нелинейных неравновесных производственно-экономических систем путем формирования и функционирования механизмов их внутренней самоорганизации.

В узком понимании синергетический менеджмент рассматривает условия и факторы положительного синергетического взаимодействия отдельных элементов и подсистем с возникновением кооперативных эффектов на разных уровнях и в различных сферах деятельности предприятий для ускоренного роста их эффективности.

Анализ научных источников позволяет выделить следующие ключевые преимущества применения синергетического подхода к управлению:

2. Сотрудничество и самоуправление, которые лежат в основе синергетического подхода, создают условия для проявления активности отдельных элементов организации как социальной системы.

3. Совмещение управления и самоуправления активизирует ресурсы горизонтальных управленческих уровней, инновационный и творческий потенциал для достижения целей развития организации.

4. Открытость организационной системы, с одной стороны, позволяет внешним факторам, влиять на ее устойчивость, а с другой стороны, использовать внешние ресурсы для стимулирования внутреннего потенциала и усиления синергетического эффекта.

Определяющим фактором успешного внедрения синергетического управления (впрочем, как и любой другой организационно-управленческой инновации) является готовность сотрудников перейти на новые принципы работы. Такая готовность предполагает высокую квалификацию персонала, способного на личностную и коллективную самоорганизацию, и наличие мотивирующих факторов.

Синергетический подход следует рассматривать как развитие системного подхода относительно сложных систем управления. По убеждению ряда исследователей, учет синергетических закономерностей позволяет изменить традиционные представления об управлении, согласно которым эффект от управленческого воздействия линейно зависит от величины приложенных усилий. С точки зрения управленческой деятельности наиболее важными являются следующие закономерности: развитие сложных организационных систем целесообразно осуществлять на основе выявления их собственных тенденций развития и использования их для достижения поставленных целей; в периоды нестабильности даже незначительные управленческие воздействия могут существенно влиять на развитие всего предприятия.

Таким образом, синергетический менеджмент нельзя считать полноценной альтернативой традиционной системе менеджмента. Это скорее новое управленческое мышление, которое основано на понимании современных мировоззренческих позиций о системно-синергетических закономерностях развития сложных систем, и реализуется в формировании новой управленческой методологии и применении системы соответствующего методического инструментария.

Каждый из вышерассмотренных подходов имеет практическое применение. Нередко в управлении предприятием параллельно применяют два подхода. В последние десятилетия особую популярность имел процессный подход к управлению. Интерес практиков к применению этого подхода был обусловлен, в том числе и тем, что именно процессно-ориентированный подход является обязательным условием при внедрении сертификации качества продукции. Однако в последнее время все больше внимания обращается к использованию системного подхода и более прогрессивных подходов – холистического и синергетического.

Рассмотренные подходы к управлению являются результатом эволюции теории и практики менеджмента и отражают трансформацию научных взглядов под воздействием технологического развития производства. При этомосновы современных подходов к управлению менеджмента были заложены еще в начале прошлого века. Менеджмент формировался для решения ключевых проблем эффективности – обеспечение того, чтобы квалифицированные сотрудники согласованно, добросовестно, компетентно и результативно выполняли повторяющуюся работу по производству сложной продукции в значительном количестве. Оптимальным решением для этих проблем являлась бюрократия, ее иерархическая структура, цели, которые спускаются сверху вниз, четкое распределение ролей и тщательно проработанные правила и процедуры.

Однако в современных условиях организациям приходится работать в условиях непрерывных изменений и растущей взаимозависимости, им необходимо своевременно меняться, чтобы удержаться на плаву, искать пути стимулирования сотрудников к проявлению инициативы и творчества, пытаться учитывать интересы все большего числа заинтересованных сторон. Принципы стандартизации, специализации, иерархии, контроля и первостепенной важности интересов собственников организации, очевидно, являются недостаточными для решения указанных задач. В связи с этим, возникает необходимость изменения основных парадигм и подходов к управлению. Скорость технологических и продуктовых инноваций, динамичность внешней среды, в которой действуют современные организации, диктует новые требования к гибкости стратегий развития, потребительский выбор определяет необходимость управления глубинными мотивами поведения людей, развитие информационных технологий требует от компаний максимальной информационной прозрачности их систем управления и так далее. Очевидно, что дальнейшее развитие теории и практики управления должно ответить на новые вызовы в условиях стремительного развития современного общества.


СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ (ПРОЦЕССНЫЙ, СИСТЕМНЫЙ, СИТУАЦИОННЫЙ)

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В статье представлены основные понятия об управлении, рассмотрены основные современные подходы к управлению.

Успеха в предпринимательской деятельности невозможно достичь без управления. Как социальный феномен управление известно с древних времен, еще Платон писал, что для достижения высоких результатов должно существовать разделение труда. Со временем труд начал эволюционировать и приобретать новые формы.

Факторы, влиявшие на эволюцию труда следующие:

развивалось общество, а позже и промышленное производство;

появлялись новаторы и теоретики, которые собирали и обобщали полученный опыт;

на основе вышеперечисленных факторов начала развиваться логика менеджмента, которая сделала менеджмент наукой.

Однако управление применимо не только к менеджменту, но и к целому ряду других наук, например социологии, политологии, философии, экономики. Отсюда следует, что теория управления сформировалась как система междисциплинарная, она является частью многих сфер нашей жизни. Структура этой науки включает в себя разделы вышеперечисленных и многих других дисциплин, которые относятся к управлению. Это значит, что теория управления включает в себя социологию управления, экономику управления, философию управления, психологию управления, политику как искусство управления государством, менеджмент как науку и искусство управления организацией.

В современном управленческом процессе существуют четыре основных подхода:

Процессный. Это рассмотрение управления как процесса, т.е. серии непрерывных взаимосвязанных действий.

Системный. Подразумевает рассмотрение организации как некоторой целостной, состоящей из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит вклад в развитие целого.

Ситуационный. Сущность состоит в увязке конкретных приемов и концепций управления с определенными конкретными ситуациями для достижения целей организаций наиболее эффективными способами.

Количественный. Управление рассматривается как логический процесс, поддающийся математической формализации.

В данной статье рассмотрим первые три подхода к управлению.

Процессный подход

Представители: А. Файоль, Ф. Тейлор, Р. Черчмен, В. Вудфорт

Появился в 1920-е гг. Основатель данного подхода А.Файоль. Цель процессного подхода это создание горизонтальных связей в организациях. Такой подход помогает более оперативно решать возникающие вопросы и воздействовать на результат. Основным элементом подхода является процесс.

Процессный подход к менеджменту позволил увидеть взаимосвязь и взаимозависимость функций управления. Функции разделены на две группы, первая группа носит название общих (административных) функций, а вторая конкретных или специальных (специфических) функций.

все авторы без исключения выделяют среди общих функции планирования, организации и контроля;

большинство современных авторов выделяют среди общих функцию мотивации, остальные авторы рассматривают ее как часть других функций, но не отрицают.

Основа процессного подхода заключена в следующих принципах. Данные принципы позволяют повысить эффективность работы.

принцип взаимосвязи процессов (организация является сетью процессов, а процесс это деятельность, которая подразумевает выполнение работы, все процессы в организации тесно связаны между собой);

принцип востребованности процесса (у результатов процесса должен быть свой потребитель внутренний или внешний);

принцип документирования процессов (документация процессов позволяет стандартизировать процесс и получить базу для изменения и дальнейшего совершенствования процесса);

принцип контроля процесса. (в границах заданного процесса должны быть определены показатели, которые характеризуют процесс и его результаты);

принцип ответственности за процесс (разные сотрудники и специалисты могут быть задействованы во время выполнения процесса, но за результат и процесс должен отвечать один человек).

Преимущества процессного подхода:

в рамках процесса координируются действия различных подразделений;

ориентация на результат процесса;

повышаются результаты и эффективность работы организации;

прозрачность действий по достижению результата;

повышение предсказуемости результатов;

выявление возможностей для целенаправленного улучшения процессов;

устранение барьеров между функциональными подразделениями;

сокращение лишних вертикальных взаимодействий;

исключение невостребованных процессов;

окращение временных и материальных затрат.

Процессный подход это универсальный управленческий принцип, который позволяет совершенствовать разные виды деятельности независимо от их специфики.

Системный подход

Представители: А. Слоан, П. Дюпон, Р. Скотт

Зародился в конце 1950-х гг. В основе подхода лежит теория систем, основоположником которой считается Л. фон Барталанфи. Система – это совокупность взаимосвязанных и взаимно влияющих друг на друга элементов, образующих устойчивое единство. В качестве взаимосвязанных элементов выступают люди, структура, задачи и технология.

К особенностям системного подхода относят:

четкое определение целей и установление их иерархии;

достижение наилучших результатов при наименьших затратах;

все возможные результаты деятельности широко и всесторонне оцениваются с использованием количественной интерпретации целей, определением методов и средств их достижения.

Между всеми элементами системы существуют связи двусторонние и многосторонние. Связи в системе осуществляются через такие процессы как коммуникации (обеспечивают обмен информацией), равновесие (обеспечивает приспособление организации к постоянно меняющимся условиям) и принятие управленческих решений (регулирует и управляет системой).

Любая организация как нормальная система имеет наличие входных ресурсов, она функционирует в условиях воздействия на нее внешней среды и формирует определенный результат (выпускает продукцию). Кроме того для любой организации как открытой системы всегда характерно наличие обратных связей (выручка, информация о продажах и т.п.).

Одним из важнейших свойств любой системы является ее динамичность и взаимосвязанность элементов. Важно понимать, что изменение любого элемента системы как правило приводит к изменениям всей системы в целом.

Ситуационный подход

Представители: П. Друкер, У. Марч, Р. Томпсон

Разработан в США в конце 60-х гг. 20 в. Связан с системным и процессным подходом, он расширяет сферу их применения на практике. Ситуационный подход связывает определенные приемы и методы управления с конкретными ситуациями таким образом, чтобы наиболее эффективно достичь целей организации в сложившихся условиях.

Подход включает в себя четыре макроэтапа:

руководитель должен сформировать управленческую компетентность;

предвидение возможных последствий;

на основе требований максимизации положительного и минимизации отрицательного эффектов необходимо согласование выбранных руководителем приемов управления с конкретными условиями;

ситуацию необходимо интерпретировать адекватно.

В ситуационном подходе категория управленческой ситуации занимает одно из центральных понятий. Управленческая ситуация - это сумма всех внутренних и внешних условий, которые определяют закономерности развития и функционирования организации.

Большое число переменных влияет на эффективную работу организации. Выделяют два вида переменных: внутренние и внешние. К внутренним относят ситуационные факторы, которые действуют внутри организации (цели, задачи, люди, структура, техника и технология), а внешние переменные формируются под воздействием решений, принятых управляющими организацией.

Понятие социальной системы в данном подходе критикуется. Сторонники ситуационного подхода настаивают на его применении в ограниченном виде в практике управления. Они считают, что организация это слишком сложная и динамичная система, и вне контекста ситуации сформулировать универсальные требования к эффективной организации невозможно.

Представителями данного подхода в контексте ситуации были проанализированы ограничения на применение моделей организаций, выдвинутые различными школами. Так, в качестве ограничения на применение:

бюрократической модели они рассматривают динамичную внешнюю среду и изменяющуюся технологию;

органической модели – низкую квалификацию персонала;

децентрализованной модели организации – высокий уровень автоматизации.

Сторонники ситуационного подхода выдвинули постулат, который гласит, что каждому типу управленческих ситуаций, решаемых задач, внешней среды, технологии соответствуют свои оптимальные требования к состоянию организации, средства, стратегия и структура.

Методологию ситуационного подхода к управлению можно выразить следующими словами: от менеджера требуется знание методов управления, доказавших свою эффективность, навык прогнозирования вероятных последствий при применении методов управления, умение правильной идентификации и навык выбора наилучшего для данной ситуации решения.

Библиографический список:

Бурганова Л.А. Теория управления: Учеб. Пособие.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФА-М, 2013. – 153с. – (Высшее образование);

Гапоненко, А. Л.Теория управления : учебник для бакалавров / А. Л. Гапоненко, М. В. Савельева. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 342 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс);

Читайте также: