Совместная деятельность педагогов школы и семьи по трудовому воспитанию школьников

Обновлено: 02.07.2024

В данной статье рассказывается о значении трудового воспитания детей, роли семьи и школы в этом.

ВложениеРазмер
statya_trudovoe_vospitanie_v_seme_i_shkole.docx 29.89 КБ

Предварительный просмотр:

Москвина Т.Н., учитель технологии

ГБОУ СОШ № 285 Красносельского района

Значение труда для развития личности

Современные родители очень часто недооценивают воспитание трудом. Жалея своих детей, они оправдывают свои действия тем, что они еще наработаются в зрелом возрасте. Но такая позиция ошибочна, поскольку именно в детстве закладывается отношение человека к труду, основные трудовые навыки.

Выносливость, терпение, стремление к преодолению трудностей, доведение начатого до конца – эти качества личности формируются в ранние годы. Ребенок учится понимать, что работа может быть не только приятной, но и утомительной, грязной. Дисциплина и сила воли рождаются именно в такие моменты.

Убираясь по дому или помогая маме помыть посуду, ребёнок приучается к ответственности, понимает, что если выполнить поручение небрежно, то это всех огорчит. Чем бы он ни занимался, его помощь – это демонстрация любови, внимания, уважения к родным.

Простое поручение по починке сломавшейся машинки или куклы – это не механическое воспроизведение определенных действий. Сознательный труд рождает инициативу, изобретательность, ребенок находится в активном поиске, стремясь найти пути решения проблемы. В это время развиваются его память, внимание, пробуждается воображение. Когда ребёнок занимается с небольшими деталями и предметами, формируется его мелкая моторика, которая напрямую влияет на совершенствование центров речи и интеллект.

Рекомендации по трудовому воспитанию для родителей

Памятка для родителей

Школьное трудовое воспитание — основа для гражданского, нравственного формирования личности. Это первоначальный фундамент творческой активности, продуктивности в учебе, спорте, творчестве, служении Родине. Роль школы — помочь ребенку в профессиональном становлении, подготовить его через труд как истинного патриота, гражданина своей страны.

Задачи и функции школьного воспитания

Трудовое воспитание школьников всегда являлось важнейшим направлением образовательного процесса. В труде простая деятельность превращается в естественную физическую и интеллектуальную необходимость.

Задачи, решаемые школой:

  • формирование отношения к труду;
  • повышение мотивации, интереса, потребности в творчестве, стремления использовать полученные знания;
  • формирование трудолюбия и качеств, характеризующих делового, честного человека;
  • развитие трудовых навыков.

Выделяются функции воспитания:

  1. обучающая — овладение умениями, навыками поведения;
  2. развивающая — обеспечение интеллектуального, морального, физического развития;
  3. воспитательная (воспитывающая) — формирование трудолюбия, коллективизма, дисциплинированности.

Критериями воспитанности и формирования трудолюбия школьников являются: личная заинтересованность, трудовая активность, творчество, дисциплина.

Содержание трудового воспитания

Содержание этого важнейшего направления в воспитании определяется задачами, социальными и экономическими факторами региона. Основу для воспитания трудолюбия в общеобразовательных учреждениях составляют основные виды труда:

Воспитание трудовых навыков у младших школьников в совместной деятельности школы и семьи

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Воспитание трудовых навыков у младших
школьников в совместной деятельности школы и семьи

Аннотация: Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования трудовых навыков у детей младшего школьного возраста. На основе теоретического анализа научных изысканий разных авторов по данной проблематике раскрыты психолого-педагогические особенности формирования трудовых навыков у детей указанного возраста, выявлена роль совместной деятельности школы и семьи в подготовке подрастающего поколения к труду как фактору, влияющему на умственное, нравственное, эстетическое, экологическое воспитание и физическое развитие личности.
Ключевые слова: трудовая навыки, взаимодействие, трудовое воспитание, нравственные ценности, мотивация к труду, личностные качества, семья, психолого-педагогические условия.
Education of labor skills in young schoolchildren in the joint activity of the school and the family
Abstract: The article is devoted to the actual problem of formation of labor skills of younger schoolchildren. The scientific works of various authors who worked on this topic have been analyzed. Features of the psychological and pedagogical formation of labor skills are considered. And a definite contribution to this activity is not only schools, but also families.
Key words: work skills, interaction, the basis of labor education, moral values, motivation to work, personal qualities, family, psychological and pedagogical conditions.

Как видно, доминирование балльного выражения нравственного критерия трудовых навыков не утратила своей важности для испытуемых и после проведенной работы.
Таким образом, все вышеизложенное позволяет нам сделать вывод о том, что психолого-педагогическими условиями формирования трудовых навыков у младших школьников в процессе взаимодействия школы и семьи являются:
- системность и постоянство руководства учителями и родителями процессом формирования мотивационной сферы учащихся;
- учет возрастных особенностей детей;
- семья младшего школьника выступает как образец, пример, к которому ребенок стремится и подражает;
- обеспечение высокой потребности в общении и коммуникации;
- возможность получения самовыражения через трудовую деятельность.
В качестве характерных черт трудовых навыков были выявлены: осознанность, нравственность, деятельностный характер. Их можно систематизировать в своеобразный алгоритм - характерные признаки этого понятия:
- осознание цели трудовой деятельности (т.е. именно сознательная трудовая деятельность);
- деятельностный аспект (достижение поставленной цели);
- наличие знаний о трудовой деятельности и навыков;
- нравственно-волевая установка на достижение целей своего труда.
В качестве критерия оценивания трудовых навыков были выбраны: мотивационный фактор, оценочный (самооценка младшим школьником трудовых факторов) и трудовые навыки как нравственная ценность.
По результатам исследования разработаны рекомендации по формированию трудовых навыков в процессе совместной деятельности школы и семьи для воспитателей и родителей:
- расширить спектр практических дел путем включения ребенка в сферу реальных, а не искусственно придуманных для него забот о других;
- стимулировать самостоятельные формы проявления активности детей;
- ориентироваться на личностно-ориентированное обучение и воспитание при организации трудовой деятельности детей, акцентировать внимание на нравственно-волевых качествах личности.
- формировать трудовые навыки как нравственный ориентир, помочь в осознания полезности труда для развития личности младшего школьника;
- организовать совместную деятельность школы и семьи.
Это можно достичь путем повышения психолого-педагогических знаний родителей (родительские лектории, конференции, открытые уроки и внеклассные дела, индивидуальные консультации и собрания), вовлекая родителей в воспитательный процесс (совместные творческие дела, собрания совместно с детьми), управление школой (общешкольный родительский комитет, совет школы и попечительский совет).
Таким образом, совместная работа семьи и школы по формированию трудовых навыков, имеет большой воспитательный потенциал и должна использоваться в работе педагога на регулярной основе.

Сведения об авторе/соавторах
1.Ф.И.О. (полностью) автора Антонова Наталия Александровна
2.Студентка, факультета управления и социальных технологий, группа КЗУП 25-15
3.Тип обучения (специалитет, бакалавриат, магистратура, аспирантура )бакалавриат
4.Форма обучения (очная, заочная, очно-заочная) заочная
5.Курс (год обучения):3курс
6.E-mail (автора работы): zastava2506@mail.ru
7.Контактный телефон автора работы 89199757879
8.Ф.И.О. (полностью) научного руководителя Агафонова Галина Зиновьевна
9.Полностью название факультета, кафедры научного руководителя Факультет управления и социальных технологий, кафедра философии, социологии и педагогики, к.п.н. доцент,
10.Контактный телефон научного руководителя 89176525509
11.E-mail научного руководителя Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

система ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Школа многое делает, чтобы раскрыть перед своими питомцами великую роль труда в жизни общества, научить их ценить чужой труд, привить любовь к труду, желание и умение трудится на общую пользу.

Но в трудовом воспитании, как и в других вопросах воспитания не менее важна роль семьи. Если ребёнок добросовестно относится к труду, выполняет свои обязанности в семье, ответственно относится к порученному делу, значит, ребенок сохранит эти качества на всю жизнь.

Среди родителей вряд ли найдутся такие, которые хотели бы вырастить из своего ребенка лежебоку, не мечтали бы видеть его тружеником. Но только желать мало.

Трудовое воспитание в семье — процесс длительный и сложный. Здесь есть свое трудности, свои правила.

Первые самостоятельные не сложные трудовые задания дети должны выполнять еще в дошкольном возрасте. В раннем детстве должны они испытать радость от того, что участвуют в общем семейном труде.

Значительно шире возможности трудового воспитания младших школьников. Поступив в школу, ребенок становится членом большого детского коллектива, вместе со своими сверстниками участвует в общем труде. В школе с первого класса вводятся уроки технологии. Дети убирают свой класс, территорию школы, работают на пришкольном участке, участвуют в общественно — полезном труде. Соответственно усложняются их трудовые обязанности в семье.

Следует помнить о некоторых правилах трудового воспитания детей.

Труд должен быть посильным для ребенка. Дети в процессе труда быстро утомляются. Чтобы труд приносил пользу развитию детского организма и не оказывал отрицательного влияния на их рост и развитие, он должен строиться с учетом детских возможностей.

Ребенок должен наглядно видеть результаты своего труда. Успех вызывает радость, подъем, желание и в дальнейшем трудиться. Надо помнить, что любовь к труду не возникает сама собой. Труд не забава. Он требует напряжения, физических и умственных сил, сопровождается утомлением. Радость труда человек познает тогда, когда он овладеет делом, увидит результаты труда. Надо научить детей преодолевать неизбежные в труде трудности, научить черпать радость в труде.

Необходимо приучать детей доводить дело до конца. Нередко бывает так, что встретив какое — либо препятствие дети бросают начатое. Вот тут — то и следует проявить настойчивость, потребовать , чтобы порученное дело было обязательно выполнено.

На этом примере, взятом из жизни семьи необходимо строго следовать элементарным правилам трудового воспитания младших школьников.

Там же, где родители не добиваются этого, у детей создается привычка за многое браться, но ничего не кончать. Так вырабатывается леность. Неправы те родители, которые считают лень врожденным качеством. Лень — это результат неправильного воспитания. И будет ли ребенок трудолюбивым или ленивым всецело зависит от нас самих.

Каковы же виды домашнего труда, в которых могут участвовать младшие школьники?

Первое - это умение соблюдать порядок: вешать свою одежду на вешалку, ставить посуду в шкаф, каждую вещь класть на свое место, чтобы не бегать в бесцельных поисках, когда она понадобится. Во-вторых, - уборка в доме: вытереть стол, убрать остатки пищи, подмести пол, вытереть пыль, смести паутину, проветрить помещение. К необходимым правилам относятся и правила личной гигиены: мытье рук, лица, уход за волосами, ногтями. Уже в младшем возрасте ребята могут помогать родителям в приготовлении пищи. Вскипятить воду, молоко, заварить чай, очистить овощи, а также приготовить для себя и членов семьи несложный завтрак, сварить кашу, яйца, сделать яичницу или сварить картофель, приготовить кофе и т. д. Конечно, это только часть дел, которыми могут заниматься ученики 1 - 4 классов. Виды домашнего труда зависят от условий жизни семьи, от ее традиций.

Приучать к труду детей надо постепенно, начиная с самых простых дел: сварить яйца, пришить пуговицу, вешалку. Следует помнить, что привычное для взрослого дело не ток то легко и просто для ребенка, особенно младшего школьника.

-А я сегодня кашу научилась варить! - с гордостью сообщает вечером десятилетняя Юля отцу.

-Молодец, скоро ты у нас настоящей хозяйкой будешь.

Некоторые родители каждую неудачу своих детей в труде стремятся приписать их лени.

На глазах у девочки слезы от обиды, что ее назвали лентяйкой, она ведь так старалась сделать хорошо.

Следует так же помнить, что если дело ребенку долго не удается и он не видит положительного результата своего труда, у него появляется отвращение к данному делу, апатия. А это весьма опасно.

В трудовом воспитании детей особенно велико значение личного примера родителей. Правильно поступают в тех семьях, в которых родители часто беседуют с детьми о своем труде, рассказывают об успехах своей бригады, о лучших людях, с осуждением говорят о лодырях. Так воспитывается уважение к труду, к людям труда, понимание его роли в жизни. Но, конечно, одних бесед мало. Главное дети должны сами видеть, что их родители любят труд, испытывают радость от него. Правильно поступают те родители, которые стремятся передать свои трудовые умения детям.

Совместный труд — лучшее средство преодолевать детскую неумелость.

Отец пошел окучивать картошку на огороде. Он взял с собой сына Витю.

Смотри, Витя, как я делаю — сказал отец.

Витя внимательно наблюдает за движениями отца.

А теперь сам попробуй!

Витя берет мотыгу, делает первые движения.

Правильно, сынок, вот так и действуй! Я буду окучивать три ряда, а ты — один.

Вите нравится работать рядом с отцом.

Споро едет дело, отец время от времени подходит к сыну, дает ему советы, ободряет.

Для первого раза ты поработал неплохо. Теперь ты уже умеешь окучивать. Будешь всегда мне помогать.

Но бывает и так.

Николай Петрович — хороший столяр, прилежный труженик, а вот сын его Вася вырос и не умеет по — настоящему рубанка в руках держать.

И в кого ты такой уродился? - часто со вздохом говорит отец.

Вася и в самом деле от рождения такой неумелый? Конечно, нет.

Мальчиком Вася очень любил смотреть, как работает его отец. Он часто просил у отца инструменты, чтобы самому поработать. Но стоило ему взять топор в руки, как тут, же слышался голос отца:

Что же ты делаешь? Ногу отрубишь! Руку своротишь! Искалечишься.

Возьмет Вася в руки рубанок, опять отец кричит:

Положи инструмент на место, рубанок выщербишь.

Постоянные окрики, попреки быстро погасили желание ребенка научиться столярному делу. Он сам стал думать, что у него ничего не получится. Кончилось это тем, что Вася полностью охладел к отцовскому искусству, сейчас его к верстаку и силой не притащишь.

Совместный труд родителей и детей — хорошая школа воспитания коллективных навыков. Влияние на ребенка оказывает не только пример родителей, но и сам процесс совместного труда. Пусть у них разный объем работы, но и сила и сноровка различны, а дело они делают одно.

Вообще следует отметить, что приучение к коллективному труду — важнейшая задача трудового воспитания. Совместный коллективный труд прекрасное средство для воспитания организаторских способностей. Нам нужно, чтобы каждый советский человек мог быть не только исполнителем, но и организатором труда, умел планировать свой труд.

В детском возрасте труд и игра тесно переплетаются. Неправы те родители, которые противопоставляют труд игре. Такое противопоставление может привести к тому, что у детей сложится мнение, что играть — интересно, увлекательно, а трудиться - скучно, тягостно. Следует добиваться того, чтобы трудиться было для ребенка не менее привлекательно, чем играть. Как же этого достичь?

Большой интерес вызывает у детей труд, если он носит характер соревнования.

Отец говорит своим сыновьям.

Сейчас устроим соревнование — кто быстрее и лучше вычистит ботинки, да так, чтобы в них можно было смотреться, как в зеркало. Засекаю время! Начали!

С азартом берутся ребята за щетку. Чистка обуви приобретает в их глазах новый смысл.

Отец вызвал дочь на соревнование: кто быстрее, больше и лучше очистит картофель.

Мать устраивает соревнование между дочерьми — младшими школьницами: кто аккуратней и быстрее уложит свои вещи в ящик, кто лучше вымоет свои сапожки, кто чище и лучше вымоет или подметет пол.

Подумайте, какими средствами и методами можно и нужно разнообразить труд детей, сделать его увлекательным и интересным.

Важное место в трудовом воспитании детей занимают умелый учет и оценка труда.

Дети очень любят, чтобы взрослые замечали их усилия, поощряли их. Нет ничего обидней для ребенка, когда его старания остаются незамеченными. Труд — неоцененным, или, еще хуже, вместо похвал он получает выговор.

Девочка видела, что после обеда мать всегда моет посуду. Однажды, когда матери не было дома, она, пообедав, решила поступить таким же образом. Нагрела воды, взяла мочалку для мытья посуды. Делала все как мама. Вот только не догадалась засучить рукава и, разумеется, замочила их, да и на пол накапала. Только она хотела подтереть лужу, вошла мать.

Я вот так и знала! Стоило мне только немного задержаться, как все дома кувырком пошло!

Но ведь я хотела помочь тебе вымыть посуду!

Помощница тоже! Посмотри на свое платье, что ты с ним сделала. Не берись не за свое дело.

Так был погашен добрый порыв дочери, ее желание помочь матери. В следующий раз ей вряд ли захочется сделать что — либо по собственной инициативе.

Определенную роль в воспитании интереса к труду играют правильно примененные поощрения. Поощряя детей за хороший труд, мы укрепляем у них желание еще лучше трудиться, добиться еще больших успехов. Младшие школьники особенно чутки к поощрениям, им очень хочется заслужить одобрение родителей.

Наиболее простой и доступной формой поощрения является похвала родителей.

Ты хорошо ведешь себя, помогаешь нам, - говорит мать, - и мы решили взять тебя с собой поработать на даче.

Такое поощрение особенно ценно.

Следует ли наказывать ребенка за плохое отношение к своим трудовым обязанностям? Главное — не показывать, а проявляя последовательность и настойчивость, добиться, чтобы порученное дело было выполнено. Но иногда в качестве наказания ребенка можно лишить права заниматься любимым делом.

Отец - шофер лишил своего сына права ездить, иногда, с ним. Мальчик очень огорчён этим наказанием и стремиться трудом вновь заслужить право ездить с отцом.

Наказанием для ребенка может являться сознание, что из — за его плохого поступка получили неприятность его родители.

Мать, уходя на работу, поручила сыну купить хлеба. Но он забыл это сделать. Вечером, когда он вернулся из школы, мать сидела за столом и ела суп без хлеба. Мать правильно рассудила, что если она купит хлеб, то сын не увидит ничего дурного в том, что он не выполнил задания. Теперь же ему стало совестно, что из — за него страдает мать. Это послужило ему хорошим уроком.

Ни в коем случае нельзя наказывать детей трудом.

Одна мать за плохое поведение наказывала сына. мытьем посуды. Превращая труд в наказание, конечно, нельзя привить к нему любовь, научить трудиться.

В большинстве семей несколько детей. За каждым из них необходимо закрепить определенный круг обязанностей. Постоянное поручение приучает ребенка ответственно относиться к делу.

Мать четырех детей, воспитывая их после смерти мужа одна, вспоминает, что в первое время между детьми нередки были споры, кому что делать.

Почему я должен делать, а не Коля?

Сегодня не моя очередь, а его и т. д.

Тогда мать решила установить определенный порядок: она завела график дежурства детей. В обязанность дежурного входило следить за чистотой, накрывать на стол. Дежурство оценивалось. Если кто плохо дежурил, приходилось передежуривать, но это случалось редко. Кроме дежурства мать каждому ребенку давала индивидуальное поручение. Старшая дочь, ученица 9 класса, моет полы, помогает стирать белье, гладит, штопает, помогает готовить обед, ходит в магазин. Сын - семиклассник, носит воду, колет и пилит дрова с братом, производит мелкий ремонт мебели, обуви. Самый младший — первоклассник, тоже имеет постоянные поручения: поливает цветы, следит за порядком в шкафу, подшивает газеты.

В нашем обществе, где женщина трудится наравне с мужчиной, домашний труд не может целиком ложиться только на ее плечи. Уже с детства необходимо у мальчиков воспитывать уважительное отношение к женщине, желание помочь ей, разделить к ней необходимый домашний труд. Следует сказать, что рассчитывать на то, что с годами все само самой образуется, не следует. Если мальчик с детства не приучен к домашнему труду, он и во взрослом возрасте вряд ли с охотой будет им заниматься. Можно привести много примеров, когда родители успешно приучили мальчиков заниматься домашним трудом, и те достигали хороших результатов.

Мать троих детей с детства приучала их к домашнему труду. Начинали они с уборки своего уголка, вытирали пыль, ставил обувь на место. Затем она научила их стирать свои вещи. Не все шло гладко. Иногда можно было слышать от детей такие реплики:

что мы — девочки? Над нами будут смеяться.

Мать отвечала своим сыновьям.

Папа помогает мне, но над ним никто не смеется.

Мать приучила сыновей готовить, даже пироги печь. Они сами убирают квартиру, иногда готовят обед к приходу родителей.

Правильно поступают те родители, которые объясняют сыновьям, что умение вымыть пол, приготовить кушанье, заштопать носки и т. д. Пригодится им во время службы в армии, ведь солдаты всю эту работу делают сами, да и в дальнейшей взрослой жизни.

В семьях, где есть девочки и мальчики, также следует не делать различия в поручении к домашней работе.

Различие может быть только одно — наиболее тяжелая работа поручается мальчикам. Большую роль в приучении мальчиков к домашнему труду может сыграть личный пример отца. Отцу следует воспитывать в детях заботливое и внимательное отношение к матери, которую надо всячески разгрузить от домашних забот. Домашний труд, труд в семье — это только часть труда младших школьников. Родителями следует постоянно интересоваться, какими видами труда занимаются в школе их дети.

Большинство родителей хорошо понимают значение общественно — полезного труда, помогают детям в нем участвовать. Но встречаются примеры иного рода.

Конечно, учение — это тоже труд и труд нелегкий, но домашний труд не должен мешать учебе, но следует помнить, что учение — это умственный труд. Чередование же умственного и физического труда создает хорошие условия для развития ребенка. Чтобы наилучшим образом сочетать оба вида труда, следует выработать для детей определенный режим дня.

В режиме следует специально предусмотреть время для выполнения трудовых поручений. Если такое время выделено, школьник не может уклониться от участия в труде под предлогом, что у него нет времени. В режиме так же должно быть выделено время на отдых. После труда детям надо хорошо отдохнуть, чтобы восстановить потраченную энергию. Лучшим видом отдыха после физических усилий для младших школьников является сон.

В заключение несколько советов родителям о гигиене труда.

Не следует давать младшим школьникам поручение, требующее чрезмерного напряжения их физических сил.

Не поручайте детям опасную и очень грязную работу (мытье стекол, туалетов).

Сшейте для работы специальную одежду — фартук, халат.

Трудовое воспитание детей — дело семьи и школы. Только объединив усилия, можно будет воспитать из наших детей настоящих тружеников.

Трудовое воспитание – это направление воспитательной деятельности, ориентированное на формирование у детей элементарных трудовых навыков, способностей к труду, уважительного отношения к его разных видам, а также на воспитание у них трудолюбия.

Младший школьный возраст является сензитивным периодом трудового развития ребенка. В это время формируются его взаимоотношения с окружающим миром, накапливаются знания о нем, чувства становятся мотивами поведения ребенка, а психическая сфера характеризуется податливостью к восприятию разнообразных ценностей и нравственных ориентиров.

Трудовые навыки носят осознанный характер. Потому, в младшем школьном возрасте следует уделить особое внимание их развитию. В этот период ребенок начинает уделять внимание осознанию своей деятельности, ее разным видам и направлениям. Он усваивает трудовые навыки, только после осознания их значения и актуальности развития для себя. Потому, в младшем школьном возрасте трудовое воспитание приобретает осознанный характер.

В основе трудового воспитания лежит:

  • Потребность учащихся в общении и социальном взаимодействии.
  • Организация совместной коллективной деятельности детей, как средства их самореализации, самовыражения и самоутверждения в коллективе сверстников.
  • Формирование культуры личности воспитанников.
  • Потребность учащихся в усвоение духовно-нравственных ценностей.
  • Потребность в признании и уважении.

При формировании трудовых навыков учащихся начальных классов, важно, обращать внимание на особенностей развития их когнитивной сферы, их эмоциональных проявлений. Это позволит сформировать позитивное трудовое взаимодействие детей и минимизировать риски развития бесконтрольного поведения в ходе выполнения трудовых операций учащимися.

Трудовые навыки в данный возрастной период приобретают совместный характер. Ребенок осознает значимость своего вклада в общее дело, что развивает потребность в совершенствовании своих трудовых навыков, более качественном выполнении трудовых операций.

В воспитании трудовых навыков учащихся начальных классов огромное значение имеет и семья. Потому, школы организуют взаимодействие с семьями учащихся в направлении их трудового развития.

Готовые работы на аналогичную тему

Проблемные аспекты организации взаимодействия начальной школы с родителями

Организация взаимодействия учебного заведения с родителями имеет важное воспитательное значение. При этом, данное взаимодействие, его продуктивное формирование сталкивается с рядом проблем, от решения которых зависит не только построение доверительных и целеориентированных отношений с родителями учащихся, но и полноценное развитие детей, профилактика рисков развития девиантных форм поведения.

Трудовое воспитание требует своего осуществления как в семье, так и в учебном заведении. Если школа активно выполняет свои воспитательные функции, то семья может не ориентироваться на трудовое воспитание своего ребенка. Родители часто перекладывают ответственность за формирование различных навыков ребенка (в том числе и трудовых) на образовательную систему, учебные заведения. Но тут, возникает проблема не реализации принципа единой направленности воспитания: оно носит односторонний характер. Воздействие семьи на формирование привычек и норм поведения ребенка, в большинстве случаев, оказывается гораздо сильнее, чем воздействие педагогов. И тогда воспитательные усилия школы сводятся на нет. Потому, важно организовать продуктивное взаимодействие родителей и учебного заведения в направлении формирования у младших школьников трудовых навыков.

Построение взаимоотношений с родителями в направлении трудового воспитания имеет проблемный характер. Оно сопряжено с:

В организации взаимодействия школы с родителями по вопросам трудового воспитания требуется прийти к пониманию, сформировать партнерское взаимодействие и выработать единую воспитательную стратегию работы. В основе организации этого партнерства лежит вера в личность учащегося, в его силы и возможности, а также уважение его потребностей и интересов.

Психолого-педагогические условия формирования трудовых навыков младших школьников в ходе взаимодействия школы и семьи

Формирование трудовых навыков учащихся начальной школы требует последовательной и систематичной воспитательной работы, реализуемой в тесной связи с семейным трудовым воспитанием ребенка.

Основными психолого-педагогическими условиями формирования трудовых навыков младших школьников в ходе организованного взаимодействия семьи и школы являются:

Нажмите, чтобы узнать подробности

(К.Д. Ушинский)

Многих родителей интересует вопрос: когда начинать трудовое воспитание ребенка? И нужно ли оно вообще?

Первое трудовое воспитание ребенка происходит тогда, когда он начинает понимать, что вокруг все близкие что-то делают. Сестра моет посуду, мама моет полы, папа ремонтирует машину. И чем слаженней выполняется домашняя работа, тем скорее ребенок захочет проявить свое участие в ней.

Конечно, любую работу взрослый сделает быстрее и качественнее без “помощи” ребенка. Но совместный труд просто необходим для его воспитания.

Помните о похвале, это очень важно в процессе воспитания ребенка!

Чем старше становится ребенок, тем больше трудовых поручений он сможет выполнить. Но задача каждого родителя сделать так, чтобы он делал это с удовольствием. Поэтому трудовое воспитание детей должно быть ненавязчивым. С помощью труда можно сформировать у детей как положительные, так и отрицательные качества личности. Дело не только в труде, как в таковом, сколько в его сочетании с другими видами деятельности воспитанников и в условиях, в которых он осуществляется.

В труде проявляются особенности поведения ребенка – активность, стремление к самостоятельности, утверждение своих позиций и др.

Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление забот о себе, об окружающих.

Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым. 1

Основная задача семьи школы в области трудового воспитания – организовать деятельность ребенка, так, чтобы она оказала на него максимальное воспитательное воздействие.

Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.

Вы дали ребенку поручение, а он не успел его выполнить. Как поступить? Сказать: "Ты все еще подметаешь? Отойди, я сама. Сто лет будешь возиться". Ни в коем случае! Лучше всего дать добавочное время. Можно, конечно, и мирно предложить свою помощь: "Ну, как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?" Но если вы сумеете набраться терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это правильнее.

Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а в месте с ней – привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: "Ты отдохни – я сам почищу картошку".

Слишком часто родители не замечают, как стремятся навязать ребенку свой образ мыслей и действий. Взрослые привыкли заставлять себя заниматься не совсем приятными вещами и передают ребенку свое собственное отношение к таким скучным (с их точки зрения) занятиям, как мытье посуды, чистка обуви.

Однако ребенку интересно узнать, как добить того, чтобы тарелка под струей воды заблестела. Внутренний интерес к делам, которые взрослым кажутся незначительными, отражает знаменитое "Я сам", но мы его постепенно заглушаем.

Практика показывает, что основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является длительная опека.

Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на "жертву": всю домашнюю работу берут на себя.

Почему я?! – возмущается ребенок, когда ему поручают какое-нибудь дело.
Как случилось, что и в благополучных и в неблагополучных семьях дети отвечают одинаково?
Причин здесь несколько.

Первая причина – мы хотим, чтобы детям жилось лучше, чем нам, и освобождаем их от всякой трудовой нагрузки, от всяких обязанностей, почему-то думая, что жить "лучше" – это значит жить, ничего не делая. 2

И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.

Вторая причина – резко упала нравственная ценность труда в нашем обществе.
В этих условиях борьба за душу ребенка, за его трудовое воспитание становится особенно острой. Мы должны приучать ребенка делать любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая.

Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, родители воспитывают привычку трудиться, заботится о близких. У ребенка непременно должны быть постоянные обязанности – только при таком условии труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности способствуют воспитанию ответственности. Эффективность воспитания трудолюбия обеспечивается в семьях, где каждый имеет постоянные обязанности.

Надо, чтобы мальчики и девочки одинаково учились делать все необходимое по хозяйству и не считали бы выполнение этого дела чем-то недостойным себя. Кто наблюдал за детьми, тот знает, что в раннем детстве мальчики так же охотно, как и девочки, готовы помочь матери готовить, мыть посуду, делать любое дело по хозяйству. Но обыкновенно в семье с самых ранних лет начинают проявлять разницу между мальчиками и девочками. Девчонкам дают поручения мыть чашки, накрывать на стол, мальчишке говорят: "Что ты все в кухне толчешься, разве это мужское дело?".

В трудовом воспитании детей важен пример. В семьях, где мать, вернувшись с работы, проводит время на кухне, а отец читает газету или смотрит телевизор, сложно добиться успеха.

Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Важно помочь ребенку научиться различать понятия "можно", "надо", "нельзя". С этой целью необходимо приучать его делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Предъявите сыну и дочери условное требование: "Не будешь смотреть телевизор, пока не приведешь в порядок в своей комнате". Причем родителям следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что "надо", а потом то, что "хочу". Приучать ребенка к слову "нельзя" – значить приучать его сдерживать свои желания, т.е. развивать самоорганизацию, самоконтроль, контроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств.

Желание трудиться само не приходит. Нужно воспитывать привычку к труду с первых дней жизни?

Как можно раньше необходимо, чтобы ребенок почувствовал, что он не только объект любви и внимания, но и член семьи, от которого тоже ждут помощи, что она нужна, просто необходима. Именно это сознание формирует настоящего человека.

Когда ребенок увлеченно трудится вместе с папой и мамой, радость от этого остается на всю жизнь. 3

Принимать его помощь надо с благодарностью (что, кстати, и в нем воспитывает это чувство) и все время помнить, что именно в эти минуты в ребенке растет настоящий человек. Все родители, у которых дети выросли помощниками, приучали их к труду с самого раннего детства.

Как только вы, занявшись домашними делами, отсылаете ребенка: "Иди, играй", – помните, что вы укладываете еще один кирпич в воспитание его эгоизма и одиночества.

"Только бы хорошо учился, а все остальное мы берем на себя!" – еще один из принципов неправильного воспитания.

Опытные родители никогда не станут делать за ребенка то, что он может и хочет сделать сам. Неопытные родители поступают наоборот. И когда это повторяется сотни раз, у ребенка вырабатывается привычка ничего не делать самому. Затем он начинает командовать (а что ему еще остается). Если ребенок видит в нас не равного себе человека, а существо, которым можно помыкать, у него неизбежно возникают привычки капризного тирана или безвольного эгоиста.

Еще худший вариант, когда к труду приучают силой. У каждого ребенка должны быть свои обязанности по дому. Однако нельзя требовать, чтобы ребенок сразу делал все так, как надо. Любая нагрузка должна возрастать постепенно. Нельзя сразу предъявлять большие требования, они могут быть невыполнимыми, что вызывает негативное отношение к делу.

Принуждать что-нибудь сделать криками и угрозами, все равно, что превращать труд в повинность. В этом случае все усилия напрасны. Если отсутствует радость труда, то такой труд не несет в себе воспитательной силы, а противодействует ей.

Обучение трудовым умениям идет быстрее, если ребенка не наказывают, а мягко поправляют. Если хотите вырастить “тупицу” – наказывайте. Если у ребенка появилось желание, то он и горы свернет, а если нет, то сделает так, что лучше бы и не делал.

Труд для ребенка должен быть интересным, поэтому вносите в труд элементы игры. Человеку легко дается то, что он много раз делал, поэтому ребенка надо приучать к самому разнообразному домашнему труду.

Детей желательно постоянно знакомить с трудом взрослых. Ребенок, который привык трудиться, как правило, хорошо и успешно учится.

И в заключение несколько советов:

Советы родителям:

Будьте последовательны в своих требованиях.

Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.

Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями. 4

Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.

Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей.

Тактично оценивайте результаты труда ребенка.

Ну, и для снятия напряженности такие шуточные стихи о семье.

Когда появилось слово “семья”?

Когда-то о нем не слыхала Земля –

Но Еве сказал перед свадьбой Адам;

Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила:“Я”.
Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила, “Я”
Кто есть приготовит, о радость моя?

И Ева все также ответила “Я”.
Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?
“Я.я”, – тихо молвила Ева: “Я, я”

Читайте также: