Методы педагогического стимулирования в образовательном процессе начальной школы

Обновлено: 04.07.2024

Пример готовой курсовой работы по предмету: Педагогика

Содержание

1. Особенности стимулирования в воспитании младших школьников 6

1.1 Использование методов стимулирования в воспитании младших школьников как процесса воспитания 6

1.2 Возрастные особенности младших школьников 15

1.3 Методы стимулирования и их влияние на воспитание младших школьников 22

Выводы по Главе 1 31

2. Экспериментальная работа по исследованию стимулирования в воспитании младших школьников 33

2.2 Методика экспериментального исследования коллектива педагогов 33

Методы работы 33

2.2 Диагностика воспитанности учащихся и ее стимулирование 35

Выводы по Главе 2 37

Список использованной литературы 41

Выдержка из текста

Одной из актуальных задач современного образования является повышение эффективности обучени, обеспечение разностороннего личностного развития детей в соответствии с их индивидуальными склонностями и способностями, привлечение воспитанников и учащихся к активной познавательной и творческой деятельности. Важно не столько вооружить ребенка системой отраслевых знаний, сколько научить их самостоятельно добывать нужную информацию, осмысливать ее, делать выводы и принимать ответственные решения. Это привлекает внимание ученых и практиков к проблеме активизации воспитательной деятельности в процессе обучения начиная с первых дней пребывания в школе. Поэтому целесообразно проанализировать сущность этой деятельности и выяснить педагогические условия ее стимулирования, обеспечения высокого уровня эффективности.

Определением путей и способов стимулирования в воспитательной деятельности детей занимались Л. Аристова, М. Данилов, Т. Генинг, Л. Занков, Н. Kитвиненко, Г. Муртазин, И. Редьковец, И. Родак, А. Саулина, И. Харламов, Т. Шамова, Г. Щукина и др. В частности, Л. Аристова, И. Бутузов считают, что способами стимулирования воспитяния являются развитие самостоятельности в обучении; формирование преобразовательного отношения к деятельности, проблемное содержание учебной деятельности сочетание индивидуального и коллективного обучения; формирование потребности в знаниях; воспитание мотивов учения. М. Носков и М. Осипова указывают на то, что целесообразно опираться на вооружение учащихся знаниями основ наук; воплощать в практику обучения разные методы и приемы работы; формировать положительное отношение к учебе.

Т. Шамова доказывает, что стимулирование в воспитании учеников предусматривает усовершенствование методов преподавания и учения с целью повышение активности учащихся; индивидуальный подход к ученикам в процессе обучения и воспитания; формирование позитивного отношения к содержанию и процессу учения школьников; выделение ведущих идей учебного материала; изучение передового педагогического опыта и тому подобное. Г. Щукина источниками стимулов учебной деятельности называет процесс деятельности (проблемность, практические работе, различные формы самостоятельной работы); ее содержание (новизна материала, степень сложности содержания, его практическое значение) отношения между учителем и учеником.

Исследования выдающихся отечественных педагогов (М.Данилова, Ю. Бабанского, Савченко, Т. Шамов, Г. Щукиной, А. Киричук, Ш. Амонашвили, в Сухомлинского) раскрыли важность различных способов стимулирования учебной и воспитательной деятельности учащихся. Важным средством достижения идеалов стимулирования учебной деятельности является адекватное использования дидактических и психолого-педагогических методов, то есть специфических способов достижения цели. Процесс обучения реализуется путем взаимодействия деятельности учителя и деятельности ученика.

Цель исследования: изучить особенности использования методов стимулирования в воспитании младших школьников.

Объектом исследования является процесс стимулирования в воспитании учащихся начальных классов, а предметом исследования педагогические условия стимулирования учебной деятельности младших школьников.

Гипотеза исследования: эффективность усвоения знаний значительно повысится, если в процессе обучения использовать такие методы стимулирования учебного материала, как методы эмоционального стимулирования, создания ситуации успеха в обучении, благоприятного морально-психологического микроклимата, поощрения.

В соответствии с поставленной целью и гипотезы исследования определены задачи исследования:

1. Раскрыть основные понятия исследуемой проблемы.

2. Проанализировать эффективность различных методов стимулирования в воспитании младших школьников.

3. Изучить состояние проблемы стимулирования учебной деятельности младших школьников в массовом педагогическом опыте.

4. Эмпирически исследовать особенностивлияния стимулирования на воспитние младших школьников

Методологической основой исследования являются: положения теории познания об активной роли личности в усвоении знаний, ФГОС НОО, научные труды по педагогике, положения и выводы, касающиеся проблемы стимулирования в воспитании младших школьников (М. Данилова, Ю. Бабанского, А. Савченко, Т. Шамов, Г. Щукиной, А. Киричук, Ш. Амонашвили, В. Сухомлинского).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использованы адекватные авторскому замыслу методы исследования:

теоретические (сравнение, анализ, синтез, систематизация, классификация и обобщение теоретических данных, представленных в педагогической, психологической и методической литературе, изучение и обобщение передового педагогического опыта);

эмпирические (анкетирование учителей начальных классов, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ результатов эксперимента).

Практическая значимость заключается в раскрытии различных способов стимулирования учебной деятельности младших школьников и в возможности их использования в практике работы учителя начальной школы.

Апробация работы проходила на (УКАЗАТЬ)

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

Список использованной литературы

Список использованной литературы

1. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создавать. — М. 2001.

2. Беспалько В.П. Не пора ли менять стратегию образования? — М.: Педагогика, 2001, № 9.

3. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 2005.

4. Гликман И.З. Как стимулировать учение школьника. Издание № 4. 2012.

5. Дусавицкий А.К. Формула интереса. — М. 2000.

7. Использование приемов эмоционального стимулирования в нравственном воспитании младших школьников : метод. пособие / Т.П. Гаврилова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2005. – 43 с.

8. Ким Н.А. Методы стимулирования и мотивации учащихся в учебной деятельности. Москва: 2009.

10. Коломинский Я.Л. Человек: психология. М.: «Просвещение. 2000. — 224 с.

11. Лещинский В.М., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми: Педагогический практикум. — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 240 с.

12. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. — М.:Просвещение,1990. — 192 с.

14. Организационные формы обучения /Под ред. Малеванного Ю.И. / М. 2001.

15. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. завед./ Под ред.П.И. Пидкасистого. — М.: Пед.об-во России, 1998. — С. 471-475.

16. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. — С. 359 — 418.

18. Равкин З.И. Педагогическое стимулирование нравственного развития и познавательной активности школьников:

19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2001. — 433 с.

20. Саранцев В.И. Общая методика преподавания: Учебное пособие для студентов специальностей педагогических вузов и университетов. Саранск: 2000

21. ТалызинаН.Ф.Формированиепознавательной деятельностимладшихшкольников. -М.: Просвещение, 1988. — 175 с.

22. Ушинський К.Д. Избранные педагогические произведения. — М.: Учпедгиз,1954.-Т.2.-664 с.

23. Формирование интереса к учению у школьников// Под ред. Марковой А.К. -М.: Педагогика, 1986. — 192 с.

24. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. -М.:Педагогика, 1982.- 74 с.

25. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. — М.:Педагогика, 1988. — 351 с.

26. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. — М.: Просвещение,1986.- 144 с.

27. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие / 2-е изд. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А. 2000. — С. 130 -150.


Материал "Методы стимулирования познавательной активности младших школьников" подготовлен для выступления на педагогическом совете лицея по теме "Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации". В материале рассказывается о группе методов стимулирования активности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности, даётся их подробное описание, объясняется, какие методы дают наибольший успех. "Каждый ученик имеет склонности и задатки к определенным предметам, но учитель обязан создать такие условия, чтобы эти склонности проявились и чтобы заинтересовать предметом всех учеников." В конце доклада предлагаются правила стимулирования младших школьников в виде памятки для учителей и родителей. К данному материалу имеется также презентация.

Содержимое разработки

МЕТОДЫ СТИМУЛРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

учитель начальных классов

Эффективность освоения любого вида деятельности во многом зависит от наличия у ребенка мотивации к данному виду деятельности. Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у учащегося имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.

Учебная деятельность идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности, а также если у них воспитаны чувства ответственности и обязательности.

Учителями и наукой накоплен большой арсенал методов, направленных на формирование положительных мотивов учения. Ведущую роль в стимулирующих методах играют межличностные от ношения учителя с учащимися. Использование влияния отношений на ребенка приводит к формированию у него позитивного или отрицательного отношения к процессу обучения, к школе в целом.

Группу методов стимулирования можно условно подразделить на большие подгруппы:

- методы эмоционального стимулирования;

- методы развития познавательного интереса;

- методы формирования ответственности и обязательности;

- методы развития творческих способностей и личных качеств учащихся.

Охарактеризуем каждую из этих подгрупп методов стимулирования и формирования мотивации к учебной деятельности у школьников.

Методы эмоционального стимулирования. Важнейшая задача учителя - обеспечение появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает процессы более интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей. Основными методами эмоционального стимулирования служат: создание ситуаций успеха в учении; поощрение и порицание в обучении; использование игровых организации учебной деятельности; постановка системы перспектив.

Создание ситуаций успеха в обучении представляет собой создание цепочки ситуаций, в которых учащийся добивается в учении хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и легкости процесса обучения. Этот метод является одним из наиболее действенных средств стимулирования интереса к учению. Приемы создания ситуации успеха:

-подбор для учеников не одного, а небольшого ряда заданий нарастающей сложности;

- дифференцированная помощь школьнику в выполнении учебных заданий одной и той же сложности.

Поощрение и порицание в обучении. Опытные учителя часто достигают успеха в результате широкого применения именно этого метода. Вовремя похвалить ребенка в момент успеха и эмоционального подъема, найти слова для короткого порицания, когда он переходит границы допустимого, - это настоящее искусство, позволяющее управлять эмоциональным состоянием учащегося.

Использование игр и игровых форм организации учебной деятельности. Ценным методом стимулирования интереса к учению выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. В нем могут быть использованы уже готовые, например, настольные игры с познавательным содержанием или игровые оболочки готового учебного материала.

Методы развития познавательного интереса. Основными методами развития познавательного интереса являются следующие методы: формирование готовности восприятия учебного материала: выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета; стимулирование занимательным содержанием, создание ситуаций творческого поиска.

Метод стимулирования занимательным содержанием. Большое значение в развитии познавательного интереса у учащихся играет подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему ряду учебных примеров и заданий. Этот метод создает в классе атмосферу приподнятости, которая, в свою очередь, возбуждает положительное отношение к учебной деятельности и служит первым шагом на пути к формированию познавательного интереса.

Предъявление учебных требований. Метод предъявления требований к учащимся определяется правилами поведения, критерия ми оценки знаний по всем предметам, правилами внутреннего распорядка, Уставом общеобразовательного учреждения. Надо иметь в виду, что стимулирование ответственности в учении должно сочетаться с методами приучения школьников к выполнению учебной работы, учебных требований, так как отсутствие таких навыков может вызвать отставание школьников в учебе, а соответственно и нарушения дисциплины. Большую роль здесь играет пример других учеников и самих учителей.

Оперативный контроль. Важную роль в формировании чувства ответственности играет оперативный контроль. Использование метода оперативного контроля не как метода жесткого наказания за нарушения, а как метода выявления сложных для учащихся тем, вопросов, упражнений с целью повторного обращения на них внимания учащихся для лучшего их выполнения.

Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся. В ходе обучения перед учителем стоит целый ряд задач, которые не относятся напрямую к обучению, но тем не менее являются необходимыми для достижения успеха в обучении и развитии учащихся. Но методы развития творческих способностей учащихся в общеобразовательных учреждениях почти не используются. Основная причина этого заключается в том, что ранее перед школой стояла задача обучения в качестве главной и порой единственной. Именно поэтому психологические методы стали внедряться сравнительно недавно ( в течение последних двух-трёх десятилетий). Основную долю в общее развитие ребенка вносит освоение учебного материала. Однако развитие ряда особенностей не предусматривается традиционной программой обучения. Речь идет о способности к рефлексии, воображении, способности идти на риск без страха перед возможной ошибкой, умении самостоятельно разрабатывать программу своих действий и реализовывать ее, о способности к творчеству и др.

Наибольший эффект дают такие методы, как:

- постановка проблемы или создание проблемной ситуации;

- дискуссия ( организация обсуждения материала);

- создание креативного поля;

- перевод игры на другой, более сложный, творческий уровень

Творческое задание представляет собой учебное задание, содержащее творческий компонент, для решения которого учащемуся необходимо использовать знания, приемы или способы решения, никогда им ранее в школе не применяемые. Почти любое учебное задание можно представить в творческой форме, однако наибольший творческий потенциал содержат такие виды учебных заданий, как сочинение, рисунок, придумывание заданий и упражнений, составление ребусов, головоломок, написание стихотворений. Частое проведение таких заданий приучает учащихся постоянно думать и искать различные варианты выполнения учебных заданий. Воображение учащихся получает время и пространство для своего развития.

Дискуссия (организация обсуждения материала) - метод обучения, основанный на обмене мнениями по определенной проблеме. Точка зрения, высказываемая учащимся в ходе дискуссии, может отражать как его собственное мнение, так и опираться на мнения других лиц. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.

Перевод игровой деятельности на творческий уровень представляет собой введение в хорошо известную и привычную для учащихся игру новых элементов: дополнительного правила, нового внешнего обстоятельства, очередного задания с творческим компонентом или других условий. В качестве главного требования к выбору нового элемента выступает возникновение после его введения ситуации, способы выхода из которой в классе еще не изучались. К примеру, после решения представленных в игровой форме заданий можно предложить учащимся изобразить графически или в виде рисунка условия самих заданий или способы их решения.

Правила стимулирования учения в младших классах можно сформировать следующим образом:

- Сравнивайте, приводите примеры;

- Заставляйте учеников страстно чего-то желать;

- Говорите о том, что интересует детей;

- Используйте намерения, возникающие, как правило, на основе потребности;

- Поощряйте желание добиться признания;

- Показывайте последствия совершаемых поступков;

- Сделайте работу привлекательной;

- Используйте мнимые запреты;

- Дайте ученику шанс;

- Обращайтесь к самолюбию;

- Хвалите, хвалите и еще раз хвалите;

- Критикуйте сопереживая. Используйте при этом:

- Создавайте хорошую репутацию своим ученикам.

Каждый ученик имеет склонности и задатки к определенным предметам, но учитель обязан создать такие условия, чтобы эти склонности проявились и чтобы заинтересовать предметом всех учеников. Если ученику предмет интересен, он более успешно его изучает, если учитель при этом направляет его интерес, помогает проявить себя в качестве активного субъекта познания, то происходит развитие ученика.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)

Второй уровень – хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)

Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.)

Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические нарушения.)

Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются именно в процессе формирования.

Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.

Почему снижается учебная мотивация школьников по мере пребывания их в школе? Все дети, когда идут учиться в школу, хотят учиться, что происходит потом, кто в этом виноват? И главное, что делать?

Мысль о том, что интерес ребенка к учению в значительной мере зависит от содержания образования, вряд ли поддается сомнению. Но остается вопрос: почему для ребенка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в тяжелую повинность, трудную, малопривлекательную работу.

Учебная мотивация определяется целым рядом факторов. Во-первых, она определяется образовательным учреждением; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.); в-четвертых, - особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета.

Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат. Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на ободряющее прикосновения.

При формировании мотивации учителю необходимо соблюдать ряд требований. Во-первых, формирование мотивации необходимо начинать с диагностики мотивационной сферы, с выявления исходного уровня мотивации учения у большинства учащихся. Постановка целей воспитания мотивации является вторым важным требованием научно обоснованного процесса ее воспитания. Третье требование - отбор и применение педагогических средств воспитания мотивации.

Рассмотрим пути и методы формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности.

1. Важную роль в мотивации учения играет содержание учебного материала.

Мотивационное влияние может оказывать не всякий учебный материал, а лишь такой, информационное содержание которого соответствует наличным и вновь возникающим потребностям ребенка.

При разработке тематических планов, планов отдельных уроков, при подборе учебного и иллюстративного материала учитель должен всегда учитывать характер потребностей своих учащихся, знать наличный уровень этих потребностей и их возможное развитие, с тем чтобы содержание учебного материала удовлетворяло наличным потребностям школьников и в наибольшей степени способствовало возникновению и развитию нужных для дальнейшей учебной деятельности новых потребностей.

Для этого содержание учебного материала должно быть вполне доступно учащимся, должно исходить из имеющихся у них знаний и опираться на них и на жизненный опыт детей, но, в то же время, материал должен быть достаточно трудным и сложным. Если содержание учебного материала не требует от учащихся работы по его осмыслению и усвоению, то такой учебный материал не будет удовлетворять, в частности, потребности учащихся в постоянном развитии психических функций (памяти, мышления, воображения), не будет развивать у учащихся ярких эмоций (положительных и отрицательных) и, следовательно, не будет удовлетворять потребности в эмоциональном насыщении, поэтому легкий, малосодержательный учебный материал не будет способствовать возникновению и развитию новых потребностей.

Информационно бедный материал также не обладает мотивационным эффектом, он не вызывает и не формирует положительных устойчивых мотивов учебной деятельности.

Учебный материал по содержанию обязательно опирается на прошлые знания учащихся, их жизненный опыт. Но в то же время он обязательно должен нести новую информацию, в свете которой могут быть осмыслены прошлые знания и опыт. Новое в знаниях должно показывать ограниченность прошлого знания и жизненного опыта, показывать знакомые объекты с новой стороны, с новой точки зрения, показать, что одних жизненных наблюдений совершенно не достаточно для установления подлинной сущности явления.

Нужно также учитывать возможности учащихся в усвоении научных понятий. Но сейчас возможности учащихся в овладении основами современной научной мысли, научной картины мира все еще не используются в полной мере. Содержание обучения, ориентированное на формирование научно-теоретического стиля мышления, диалектического обобщения знаний, способствует становлению у учащихся положительной мотивации, направленной на освоение научной картины мира, на овладение общими способами научного познания, общими приемами действий для такого познания.

2. Организация учебной деятельности - один из путей формирования мотивации.

Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того какова эта деятельность, из каких частей (отдельных учебных действий) она состоит, как эти части между собой соотносятся, т. е. какова структура учебной деятельности - от всего этого во многом зависит результат обучения, его развивающая и воспитывающая роль. Успешность учебной деятельности зависит также от того, на что она направлена, какие цели осуществляют учащиеся при этом, направлены ли эти цели на овладение учебным материалом как самостоятельной целью, или же учебная деятельность служит для них лишь средством для достижения целей, не связанных с содержанием обучения. Отношение учащихся к собственной деятельности определяется в значительной степени тем, как учитель организует их учебную деятельность, какова ее структура и характер.

Для того чтобы повысить мотивацию учащихся необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности:

наглядные и практические методы

репродуктивные и поисковые методы

методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.

1) Рассказ, лекция, беседа позволяют разъяснять учащимся значимость учения, как в общественном, так и в личностном плане - для получения желаемой профессии, для активной общественной и культурной жизни в обществе. Яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме урока.

2) Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость. Ученики, особенно мальчики, позволяют повышенный интерес к практическим работам, которые в этом случае выступают в роли стимуляторов активности в учении.

3) Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения. В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу.

4) Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения. В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.

Методы стимулирования и мотивации учения группа методов, направленная на формирование и закрепление положительного отношения к учению и стимулирование активной познавательной деятельности обучаемых, выделенная по классификации методов обучения, предложенной Ю. К. Бабанским, и включающая в себя две подгруппы. Методы стимулирования и мотивации интереса к учению (создание эмоциональных нравственных переживаний, ситуаций новизны, неожиданности, актуальности; познавательные игры; театрализации и драматизации; дискуссии, анализ жизненных ситуаций; создание ситуации успеха в учении); методы стимулирования долга и ответственности (разъяснение личностной и общественной значимости учения; требования, поощрения и наказания).

В целях подкрепления и усилия воздействия на личность школьника тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования, среди которых выделяют следующие группы:

Эмоциональные методы мотивации:

1 - поощрение, порицание

2 - учебно-познавательная игра,

3 - создание ярких наглядно-образных представлений,

4 - создание ситуации успеха,

5 - стимулирующее оценивание,

6 - свободный выбор задания.

Познавательные методы мотивации:

1 - опора на жизненный опыт,

2 - создание проблемной ситуации,

3 - побуждение к поиску альтернативных решений,

4 - выполнение творческих заданий,

Волевые методы мотивации:

1 - предъявление учебных требований,

2 - информирование об обязательных результатах обучения,

3 - познавательные затруднения,

4 - самооценка деятельности и коррекция,

5 - рефлексия поведения,

6 - прогнозирование будущей деятельности.

Социальные методы мотивации:

1 - развитие желания быть полезным отечеству,

2 - побуждение подражать сильной личности,

3 - создание ситуаций взаимопомощи,

4 - поиск контактов и сотрудничества,

5 - заинтересованность в результатах коллективной работы,

Для становления мотивации следует использовать не один путь, а все пути и методы в определенной системе, в комплексе, ибо не один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли в становлении мотивации всех учащихся.

Далее рассмотрим более подробно пути и средства повышения мотивации учащихся, которые наиболее продуктивны на современном этапе развития образования.

Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы.

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

На доске записана тема урока.

- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

- Вот видите, как важно…

Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперед. Для развития этих умений можно использовать следующие приёмы.

В начале учебного года можно попросить ребят ответить на ряд вопросов:

1. На что был похож прошлый учебный год?

На что ты хочешь, чтобы он был похож в этом году?

Что тебе нужно сделать для этого?

Какая нужна помощь?

2. Какую отметку ты хотел бы иметь по предмету за …четверть?

Что тебе нужно сделать, чтобы это было так?

Чья помощь, и в какой форме тебе нужна?

Как ты поймёшь, что результат достигнут?

Иногда предполагаемые итоговые отметки ребята могут сразу выставить карандашом в дневник. Некоторых это стимулирует.

Чего не случиться, если я буду писать грамотно?

Чего не случиться, если я не буду писать грамотно?

Что случится, если я буду писать грамотно?

Что случиться, если я не буду писать грамотно?

Образовательная стратегия.

- Как ты готовился к диктанту, что позволило тебе написать его хорошо?

Подобные рассказы помогают учащимся делиться успешными обучающими стратегиями.

Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, тоже способствует возникновению интереса к новому материалу.

Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьников эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Это можно сделать через признание личности ребёнка, опираясь на его жизненный опыт.

- Что вы уже знаете об этой теме?

- Подберите слова об этом или на эту тему….

- Вот видите! В вашей памяти это уже храниться! Значит это нужно!

(Не правда ли, звучит как открытие!)

На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней.

Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения – это система интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских проектов, которые ставятся перед учениками. Необходимо широко использовать:

▪ вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия.
Необходимость преодолеть противоречие - самый мощный двигатель мысли. Например, определи и докажи, где какая часть речи:

(В)пустую комнату; спорить (в)пустую;
подняться (на)верх; прикрепить (на)верх шеста;
работать (по)новому; идти (по)новому шоссе ).

▪ вопросы, требующие установления сходства и различия.

Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить;
▪ вопросы по установлению причинно–следственных связей.

Открытие каждой причины – шаг к более глубокому пониманию.
▪ Одним из видов активного поиска являются действия выбора, работа по желанию. (Например, выучить понравившееся стихотворение или отрывок по выбору).
▪ Активная поисковая деятельность стимулирует собственные примеры обнаружения грамматических закономерностей;

Таким образом, развитию у учащихся положительного отношения к учению способствуют все средства совершенствования учебного процесса: обновление содержания и укрепление межпредметных связей, совершенствование методов обучения, использование всех видов проблемно-развивающего обучения, модернизация структуры урока, применение различных форм индивидуальной, коллективной и групповой работы и т.д. Вместе с тем, очень важно, на наш взгляд, обеспечить сбалансированность между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников, между совместной и индивидуальной формами работы.


Методы стимулирования в воспитании младших школьников

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время, вопрос о применении методов стимулирования является очень актуальным, поскольку их значение в системе воспитательных воздействий весьма значительно. Однако они и не принадлежат к числу воспитательных средств, которые нужны повседневно и на каждом шагу. Многие педагоги используют их в качестве доминирующих, не учитывая тот факт, что на современном этапе развития теория и практика воспитания имеет богатейший арсенал различных методов и приемов воспитания. Однако, не смотря на большую популярность и широкое распространение методов стимулирования, педагоги зачастую или не правильно применяют данные методы, или не в полной мере продуманно, что ведет за собой к неисправным ошибкам или к не эффективным педагогическим действиям.

Воспитательный процесс – это двухсторонний взаимосвязанный процесс деятельности учителя и ученика. Учитель организует, планирует, направляет, корректирует, а ученик или поддается воздействию, или проявляет противоборство к воспитательным воздействиям. Ученик одновременно выступает и как объект воспитания (руководят взрослые), и как субъект (сам действует, усваивает). Поэтому воспитательный процесс связан со сложными и глубинными, внутренними отношениями, пронизывающими все составные элементы процесса воспитания [8, с. 4].

Процесс воспитания осуществляется с помощью различных методов воспитания. Методы воспитания – комплекс действий и приемов преподавателя и обучающегося, выполняя которые, можно решить поставленную задачу, достигнув желаемого результата [3, с. 104-105]. В педагогическом процессе существует множество классификаций методов воспитания, в которых выделяется такая группа, как группа методов стимулирования.

Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. С мотивацией деятельности теснейшим образом связано ее стимулирование. Стимулировать – значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию. В целях подкрепления и усиления воздействия на личность школьника тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования [12, с. 416].

В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов выделяют систему общих методов осуществления целостного педагогического процесса, отмечая в ней группу наиболее распространенных методов стимулирования и мотивации деятельности и поведения: соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание [2, с. 69-70].

Поощрение является таким педагогическим воздействием на ребенка, в котором воспитатель выражает положительную оценку поступков, поведения отдельного ученика (или коллектива). Поощрение окажет большое воспитательное воздействие на детей, если учитель учтет при оценке их деятельности не только результат, но и пути, способы, при помощи которых ученики достигли этих результатов [13, с. 147-148].

Это метод активного побуждения воспитанника к положительной, инициативной деятельности, оно вызывает положительный эмоциональный настрой, развивает творческие силы человека, помогает ему осознать степень своего вклада в достижение общих целей, закрепить положительные черты характера [3, с. 107].

Виды поощрений: одобрение, похвала, благодарность, награда, ответственное поручение, моральная поддержка в трудной ситуации, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок [7, с. 518].

Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщательной дозировки и известной осторожности. Длительный опыт использования метода показывает, что неумение или избыточное поощрение может приносить не только пользу, но и вред воспитанию. Учитывается, прежде всего, психологическая сторона поощрения, его последствия.

Воспитатели, поощряя ребёнка, должны стремиться, чтобы поведение воспитанника мотивировалось и направлялось не стремлением получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами [9, с. 291].

В использовании поощрений важно учитывать особенности характера ученика. В поощрении особенно нуждаются дети несмелые, неуверенные. Положительная оценка труда, поведения, поступков укрепляет у них веру в свои силы, поднимает на новую ступень нравственного развития. Поощрение направлено на совершенствование ребенка [14, с. 147-148].

Наказание – мера воздействия на воспитанников или детский коллектив, совершивших тот или иной проступок. A.C. Макаренко утверждал, что разумная система наказаний помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, закаляет волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их [Там же, с. 148].

Данный метод – это педагогическое воздействие, которое применяется, когда ребенок не выполнил установленных требований и нарушил принятые в обществе нормы и правила повеления. При помощи наказания педагоги и родители помогают ребенку осмыслить неблаговидность того или иного его поступка, понять недопустимость совершенного, почувствовать себя виновным и сформировать психологический барьер для повторного совершения подобных действий. Выделяют следующие виды наказания в школе – порицание, выговор перед классом, удаление с урока, оставление после урока для выполнения несделанного задания, вызов родителей, вызов нерадивых учащихся на педсовет, объявление выговора приказом директора, снижение отметки по поведению и т. д. вплоть до отчисления из школы, осуществляемое как исключительная мера наказания [13, с. 203].

Соревнование – метод стимулирования в педагогическом процессе строится учителем с учетом того несомненного социально-психологического факта, что детям, подросткам и юношам в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению. Вовлечение учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в учебе, труде и общественной деятельности поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, новаторских починов, ответственности и коллективизма.

Главным условием действенности соревнования, как метода стимулирования в воспитании, является умение педагога вызнать у младших школьников желание принимать в нем участие. В этом случае надо умело настроить детей на участие в соревновании. Также, важным в соревнованиях выступает требование, чтобы перед соревнующимися школьниками выдвигались всё новые привлекательные цели; условия должны быть доступными, оформление соревнования – красочным [12, с. 417].

Таким образом, можно утверждать, что воспитательный процесс проходит более эффективно и позволяет достигнуть поставленных целей, при условии, если у воспитанника имеются сильные, глубокие мотивы, побуждающие в нем желание преодолевать различные препятствия и трудности, которые возникают перед ним и активно участвовать в самом процессе воспитания по совершенствованию самого себя.

Проблемы морали, вопросы формирования благородного человека всегда интересовали педагогическую общественность. Во все века люди высоко ценили честность, целомудрие, добродетельность.

Одной из наиболее важных сторон многогранного процесса становления личности является нравственное воспитание, которое предполагает освоение младшим школьником моральных ценностей; формирование таких нравственных качеств, как вежливость, справедливость и др., а также зарождение способности ориентироваться на идеал, жить согласно этическим принципам, нормам и правилам, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении [6, с. 26].

Нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.

Методы воспитания – это способы воздействия педагога на сознание, волю, чувства, поведение обучающихся с целью выработки у них убеждений и навыков поведения. Применительно к школьной практике можно сказать, что это способы взаимодействия педагогов и обучающихся, которые способствуют изменениям в уровне развития качеств личности младших школьников.

Таким образом, педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника заключается в том, чтобы оказать ему помощь в продвижении от примитивных навыков поведения к наиболее высокому уровню, где необходима самостоятельность принятия решения и моральный выбор [5, с. 37].

В педагогическом процессе воспитания одной из основных и важных является проблема стимулирования деятельности младших школьников, т.е. влияние и воздействие на учащегося, с целью добиться от него желаемого поведения, взглядов и нравственного мышления. В определенном смысле это средоточие основных трудностей, поисков, педагогических усилий, поскольку от эффективности стимулирования очень часто зависит весь успех педагогического процесса.

Главным назначением группы стимулирующих педагогических методов воспитания является активизация позитивного развития личности и торможение деструктивных процессов.

В арсенале учителя выделяют четыре группы методов стимулирования нравственного поведения учащихся: эмоциональные, познавательные, волевые и социальные. Каждая группа представлена конкретными приемами создания условий для повышения мотивации учащихся. Перечислим их.

Эмоциональные методы стимулирования – это поощрение (похвала), наказание (порицание), создание ярких наглядно-образных представлений и положительное подкрепление (создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание), а также удовлетворение желания быть значимой личностью. Среди педагогов бытуют разные взгляды на использование методов эмоционального стимулирования. Так, Ш.А. Амонашвили считает, что нужно поощрять, а наказывать не следует. А.С. Макаренко говорил, что большую пользу приносит поощрение, а наказание надо использовать изредка, при необходимости. Есть и те, кто убежден, что только суровые меры приводят к желаемым результатам [11, с. 12].

В группу познавательных методов стимулирования входят опора на жизненный опыт, создание проблемной ситуации и побуждение к поиску альтернативных решений.

К волевым методам стимулирования относят предъявление требований, информирование о последствиях поступка, побуждение к ответственному отношению, самооценку деятельности, коррекцию поведения и прогнозирование будущего.

Социальные методы стимулирования связаны с использованием следующих приемов: развитие желания быть полезным Отечеству, побуждение подражать сильной личности, стимуляция взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы.

Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. С этой целью применяются на уроках разные формы работы: это может быть рассказ учителя, этическая беседа. Её особенность заключается в том, что это метод привлечения самих ребят к выработке у них правильных оценок и суждений о нравственных поступках. В беседу можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию. При этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог [Там же].

В наши дни в теории прочно утвердилась мысль, что преобладать должны методы положительного подкрепления, поскольку они и гуманны, и эффективны. Одним из направлений в развитии педагогической мысли, основанной на применении ненасильственных методов воздействия на личность, является педагогика стимулирования.

Стимулы в педагогическом процессе определяются как специфические педагогические средства, способные выполнять побудительные функции по отношению к внутренним движущим силам развития личности. Процесс педагогического стимулирования предполагает интериоризацию внешних, объективных, социально ценных побудителей в личностно значимые мотивы школьников, способствует формированию у них положительного эмоционального отношения к средствам и методам воздействия [10 с. 12].

Главная особенность стимула заключается в том, что он влияет на мотивационную сферу учащихся.

В группе эмоциональных методов стимулирования чаще рекомендуется использовать поощрение (похвалу) и положительное подкрепление (создание ситуации успеха). Создание ситуации успеха направлено на укрепление веры ученика в себя, но требует от педагога больших усилий, чем просто использование какого-либо приема поощрения.

Методы эмоционального стимулирования – важная, но не единственная часть педагогической деятельности. Генеральная перспектива педагогики заключается в развитии потенциала самовоспитания учащихся, что в принципе соответствует закономерностям развития человеческого сознания.

Для оценки поведенческого компонента нравственного развития младших школьников рекомендуется использовать метод экспертных оценок. Его можно считать основным в оценивании поведенческого компонента нравственного сознания младших школьников. В качестве экспертов выступают учителя и родители учащихся.

Таким образом, вышесказанное позволяет предположить, что использование учителем всей совокупности методов стимулирования дает достаточно высокие показатели в уровне нравственной воспитанности младших школьников, способствует развитию у них честности, ответственности, трудолюбия, стремления к образованности и терпимости. Также у младших школьников происходит формирование социально важных качеств – миролюбия, уважения других людей, бережного отношения к здоровью и дружественности.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что в воспитательном процессе методы стимулирования играют большую роль. При их использовании педагог воздействует на психическую сторону личности, вызывает в ней стимул и переживания, а также внутреннюю мотивацию ребёнка к активности в работе над своим нравственным развитием. Но в то же время методы стимулирования не являются основными методами воспитания, поскольку они направлены на определенный круг воспитательных задач. Методы стимулирования выступают лишь вспомогательными средствами для усиления положительных побуждений воспитанника и торможения отрицательных.

Литература

Алдакушева Е.С. Методика оценивания сформированности нравственных ориентиров у детей с девиантным поведением младшего подросткового возраста // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 5. – С. 94-99.

Кулаченко М.П., Старых М.В. Методы стимулирования в нравственном воспитании младших школьников // Начальная школа. – 2010. – № 8. – С. 29-34.

Максакова Л.В., Айрумян Г.С. Духовно-нравственное воспитание современного младшего школьника // Аспекты и тенденции педагогической науки. – 2018. – №4. – С. 35-37.

Секачева И.Н. Нравственное воспитание младших школьников // Начальная школа. – 2012. – № 11. – С. 11-14.

Читайте также: