План урока в 11 классе н м рубцов стих видения на холме

Обновлено: 04.07.2024

– формирование умений, связанных с анализом и интерпретацией художественного произведения;
– приобщение учащихся к творческой деятельности.
Форма урока: литературная беседа
Методы: сочетание методов творческого чтения, эвристического и исследовательского.
Подготовка к уроку:

1) вспомнить структуру анализа лирического произведения;
2) повторить определения следующих терминов: лирика, лирический герой, композиция, ритм, стихотворный размер, средства художественной изобразительности;

…стихотворение с беспредельным, самородным началом…

Видения на холме

И древностью повеет вдруг из дола!

И вдруг картины грозного раздора

Я в этот миг увижу наяву.

Пустынный свет на звездных берегах

И вереницы птиц твоих, Россия,

В крови и жемчугах

Тупой башмак скуластого Батыя…
Россия, Русь, куда я ни взгляну…

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы,

Люблю твои избушки и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шепот ив у омутной воды,

Люблю навек, до вечного покоя…
Россия, Русь, храни себя, храни!

Смотри, опять в леса твои и долы

Со всех сторон нагрянули они,

Иных времен татары и монголы.

Они несут на флагах черный крест,

Они крестами небо закрестили,

И не леса мне видятся окрест,

России.
Кресты, кресты…
Я больше не могу!

Я резко отниму от глаз ладони

И вдруг увижу: смирно на лугу

Траву жуют стреноженные кони.

Заржут они – и где-то у осин

Подхватит эхо медленное ржанье,

бессмертных звезд Руси,

1. Основная тема и мотивы.
2. Композиционное строение.
3. Ритмическая организация стихотворения.
4. Интонационно-синтаксические средства художественной

выразительности.
5. Лексико-морфологическая выразительность слова.
6. Художественное пространство.

11. К кому обращается лирический герой в этом стихотворении ?

Особенностью поэзии Рубцова является трагически-обостренное чувство родины, ее прошлого, настоящего и будущего. Обращение к истории, тема лирической памяти были знамением времени. Н.Рубцов – поэт, глубоко национальный, уходящий корнями своими в жизнь своего народа, в его историю.

Рубцову было свойственно глубочайшее чувство исторического прошлого. В стихотворении оно раскрывается с наибольшей силой. Перед нами прошлое, настоящее и перспектива будущего. Перед глазами лирического героя предстает прошлое: цепь грозных событий: картины грозного раздора, татаро-монгольское нашествие, затмившее свет на звездных берегах, другие бесчисленные страданья и битвы

( о них свидетельствует многоточие в конце первой строфы).

Холм – за деревенской околицей – не такая уж большая высота, но с нее видна вся Родина. – не в пространственном, а в историческом временном плане. Холмы воспринимались поэтом как своеобразные следы истории народа.: древность, повеет, дол. Очень удачное сочетание, точное и единственно возможное: дол – впадина, углубление. Древность – далекое прошлое, ушедшее в глубь веков. Лексический пласт подчеркивает далекое прошлое. Традиционно-поэтическое дол органично вписывается в идейно-художественный план произведения.

Формальное деление стихотворения на четыре строфы четко отражает ход грустных размышлений поэта и смену чувств и настроений.

^ Слово учителя. В. Кожинов, исследователь творчества Н. Рубцова, писал: «Первая строка стихотворения всегда очень важна; это своего рода камертон, задающий всю мелодию. Но мало того: в лирической миниатюре

Траву жуют стреноженные кони.

Заржут они – и где-то у осин

Подхватит эхо медленное ржанье,

бессмертных звезд Руси,

Спокойных звезд безбрежное мерцанье…

Кони, пасущиеся в поле, издавна служили в народной поэзии символом мира, спокойствия, вольности.

Не нарушает тишины и далекое (но слышное в тишине) эхо, откликнувшееся на спокойное ржание коней.

Накопление эпитетов в последних строчках (бессмертных, спокойных, безбрежное) настойчиво утверждает мысль о вечном сиянии звезд в небе над Русью.

На протяжении всего стихотворения не раз меняется эмоциональная тональность речи, отражая смену чувств и настроений лирического героя.

В небольшом по объему стихотворении дважды употребляет поэт сочетание синонимичных слов Россия, Русь, явно не желая поступиться тем важным для него, чем разнятся эти синонимы

Вторая строфа открывается стоящими рядом, но синтаксически и содержательно не однозначными ^ Россия, Русь . Россия здесь – поэтическое обращение к родине, что подтверждается употреблением местоимения 2 –го лица

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы,

Люблю твои избушки и цветы…

А вот Русь воспринимается в этом случае как синтаксически самостоятельное назывное предложение (в составе сложного). Об этом свидетельствует пунктуационное оформление фразы:

Россия, Русь, куда я ни взгляну…. То есть всюду Русь, всюду то, что дорого поэту.

Признание звучит искренне и взволнованно. Повторяется местоимение, слово люблю, градация навек (навсегда), до вечного покоя (до конца жизни). предельное эмоциональное напряжение.

Близкое содержание понятий Россия и Русь побудило поэта поставить их рядом, через запятую, в начале третьей строфы: Россия, Русь! Храни себя, храни! Здесь они воспринимаются как два эмоционально окрашенных обращения (не случаен восклицательный знак после них), предваряющих страстное заклинание-мольбу поэта о сохранении всего самого дорогого, что есть у него.

Проследите за звукописью стихотворения, как изменяется она с изменением настроения?

Они несут на флагах черный крест,

Они крестами небо закрестили,

И не леса мне видятся окрест,

^ 13. Сделайте вывод об особенности поэтического мира Рубцова

^ Как меняются картины в каждой из строф? Какие штрихи создают в первой строфе тягостное состояние? Грозный раздор. Пустынный свет – это лишь предчувствие, заканчивающееся разорванной строкой:

Затмит на миг

В крови и жемчугах

Тупой башмак скуластого Батыя…

Сравним последний стих со стихом, начинающим это предложение:

Пустынный свет на звездных берегах. Редкое у Рубцова нагнетание эпитетов в каждой из этих строк несет глубокую эмоциональную нагрузку. Сравнение их семантики, звучания, параллельности помогут это подчеркнуть)

Какова эмоциональная роль многоточия, заканчивающего первую строку второй строфы ? Как и следующее за ней предложение, тоже заканчивающееся многоточием, отражает состояние лирического героя, выплескивающееся надрывной строкой: «Россия! Русь! Храни себя, храни!

^ Какое видение сменяет предыдущее? Найдите ряд однокоренных слов, помогающих передать высокий драматический момент стихотворения. (Черный крест, крестами небо закрестили, окрест, лес крестов в окрестностях России, кресты, кресты… и это фактически в четырех строках стихотворения!

Усилием воли поэт стряхивает тяжесть мрачных видений. И высокий пафосный подъем сменяется мирной, спокойной картиной.

Неизмеримое звездное небо, бессмертные звезды Руси, безбрежное мерцанье, красота окружающего мира. Спокойствие и доброта – все это разве не может перебороть злобу и мстительность, вражду и ненависть?

^ Заключительный этап урока. Обращение к словам Г. Горбовского:

Поэзия Н.Р. несет в себе мощный нравственный заряд, она, эта поэзия, способна не только воспитывать в человеке чувства добрые, но и формировать более сложные духовные начала…И спасибо ему от нас запоздалое за красоту и пронзительность этой поэзии, спасибо ему за любовь его земную, неопалимую.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка предназначена для проведения урока литературы по творчеству Н. М. Рубцова. Выбранная тема интересна и актуальна.

Урок литературы

Тема: Н. М. Рубцов.

1) обучающая – познакомить учащихся с творчеством Н.М. Рубцова;

проверить умение анализа поэтического текста, т.е. видение смыслового содержания, определение языкового богатства поэтики;

2) развивающая – развивать образное и логическое мышление, речь, чувства языка;

3) воспитательная – формировать духовную высоту личности учащегося.

Оборудование урока: портрет Н.М. Рубцова, презентация, сборники стихов.

Оформление доски:

19 января 1971г.

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

Обзор жизненного пути поэта.

- Здравствуйте! – сказал он со стеснительным достоинством. – Я стихи хочу вам показать.

Поэт, Станислав Куняев, взял стихи и начал читать.

Я запомнил, как диво,

Тот лесной хуторок,

Задремавший счастливо

Меж звериных дорог.

Словно бы струя свежего воздуха и живой воды ворвалась в душный редакционный кабинет…

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

- Николай Михайлович Рубцов.

Именно об этом поэте мы сегодня будем с вами говорить.

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

4. Работа с портретом.

Обратите, пожалуйста, внимание на портрет Н.М. Рубцова.

Каким изображён Николай Михайлович?

Большой открытый лоб, добрый взгляд. Это говорит об остром уме, о доброте человеческой души.

5. Работа с опросником.

Чтобы выяснить, что вы знаете об этом человеке,

я вам предлагаю ответить на вопросы.

(Если вы знаете ответ на вопрос, то поставьте + в графе знаю, если вы затрудняетесь дать ответ, то поставьте - в графе не знаю).

1. Кто такой Н.М. Рубцов?

2. Годы жизни Н.М. Рубцова?

3. Где родился и жил?

5. Какие произведения Рубцова вы знаете?

6. Какие темы прослеживаются в творчестве поэта?

Кто знает ответы на все вопросы?

6. Работа с презентацией.

Чтобы у вас было как можно меньше пробелов в знаниях, мы будем сейчас знакомиться с презентацией по творчеству Н.М. Рубцова.

Вы должны внимательно слушать, смотреть представленный материал и записать в тетрадях основные события из жизни Н.М. Рубцова. (Даты, которые нужно выписать, смотрите на доске).

Просмотр презентации. Вопросы к учащимся.

Назовите годы жизни Н.М. Рубцова.

Какие основные события из жизни поэта вы выписали?

Слово учителя.

В творчестве поэта отражается тема деревни, встают образы Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского.

В стихах Рубцова звучат мотивы русской природы, он пишет о своей Родине. Одно из стихотворений мы с вами проанализируем.

8. Выразительное чтение стихотворения учителем или подготовленным заранее учеником.

И древностью повеет вдруг из дола!

И вдруг картины грозного раздора

Я в этот миг увижу наяву.

Пустынный свет на звёздных берегах

И вереницы птиц твоих, Россия,

В крови и в жемчугах

Тупой башмак скуластого Батыя…

Россия, Русь – куда я ни взгляну…

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы,

Люблю твои избушки и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шёпот ив у омутной воды,

Люблю навек, до вечного покоя…

Россия, Русь! Храни себя, храни!

Смотри, опять в леса твои и долы

Со всех сторон нагрянули они,

Иных времён татары и монголы.

Они несут на флагах чёрный крест,

Они крестами небо закрестили,

И не леса мне видятся окрест,

Я больше не могу!

Я резко отниму от глаз ладони

И вдруг увижу: смирно на лугу

Траву жуют стреноженные кони.

Заржут они – и где-то у осин

Подхватит медленное ржанье,

бессмертных звёзд Руси,

Спокойных звёзд безбрежное мерцанье…

9. Беседа, работа со словарём.

Какие впечатления вызвало у вас это стихотворение?

Какие слова вам не понятны?

О чём это стихотворение?

В названии стихотворения словосочетание, состоящее из 2 слов. Что обозначают эти слова?

Обратимся к толковому словарю Ожегова.

(Видение – способность или возможность видеть.

Холм – небольшая отлогая горка, возвышенность округлой или овальной формы с пологими склонами).

Видение – т. е. взгляд, а холм – возвышенность, с которой поэт видит всю Родину не в пространственном, а в историческом временном плане. Анализ значения данных слов позволяет сделать вывод, что данное стихотворение – это взгляд из настоящего в прошлое.

Попытаемся выяснить, какой видит поэт свою Родину.

Какие страницы истории Руси вспоминаются поэту в первой строфе стихотворения?

(Перед нами прошлое: картины грозного раздора, татаро-монгольское нашествие).

Как изображаются враги России?

Как меняются картины во второй строфе? (Докажите текстом).

Какое видение сменяет предыдущее?

(В третьей строфе автор обращается к Руси, но это не просто обращение, а мольба – заклинание хранить себя.

О чём говорится в 4 строфе?

(Высокий пафосный подъём сменяется мирной, спокойной картиной. Неизмеримое звёздное небо, бессмертные звёзды Руси, безбрежное мерцанье, красота окружающего мира. Спокойствие и доброта – всё это разве не может перебороть злобу и мстительность, вражду и ненависть?)

Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт?

(В стихотворении поэт использует эпитеты: бессмертных, спокойных, безбрежное; повторы: твою, твой; градацию: навек, до вечного покоя).

Для чего нужны изобразительно-выразительные средства?

(Изобразительно-выразительные средства нужны для точного отображения мыслей, чувств, эмоций, отношения его к описываемому предмету или явлению. Они делают речь красивее, интереснее).

Скажите, что было главным содержанием поэзии Н.М. Рубцова

(Любовь к Родине).

Да. Главным содержанием поэзии Рубцова была любовь к Родине, её история, кровная связь с природой и людьми. Родина для поэта – это прежде всего сельская Россия с её бескрайними полями, лесами, безбрежным небом. Гармоничность природы Руси противостоит здесь смерти и горю, что приносили на русскую землю враги.

10. Подведение итогов урока.

Вернёмся к таблице, которую вы заполняли в начале урока.

(Если вы знаете ответ на вопрос, то поставьте + в графе знаю, если вы затрудняетесь дать ответ, то поставьте - в графе не знаю).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока по литературе в 11 классе /ФК ГОС/

Решетько Сергей Николаевич, учитель русского языка и литературы,

Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики Рубцова. Драматизм мироощущения поэта.

Родина-Русь, её природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности.

Тип урока: урок открытия новых знаний

- художественность: урок литературы строится по законам искусства, закон трёх о: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем (Е.Ильин).

Методы: художественное чтение, объяснительно-иллюстративная беседа с элементами диалога, проблемности, творчества.

Оборудование: видео-аудио-записи песен на слова Н.М. Рубцова, компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, тексты стихотворений поэта.

- обучающая: дать общее представление о жизни и творчестве Н.М.Рубцова, определить основные темы и мотивы поэзии Н.Рубцова, проследить, как Русь, её природа и история, судьба народа и его нравственные ценности отражены в лирике Рубцова;

- развивающая: продолжить развитие навыка анализа поэтического текста, умения высказывать свою точку зрения;

- воспитательная:

-принцип обучающего воспитания: обучение - составная часть программы воспитания;

-нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение;

-обогащать словарный запас учащихся, прививать любовь к поэзии, развивать внимание к художественно-языковой форме изучаемого произведения.

И ещё необходимо подчеркнуть нераздельную связь, укоренённость рубцовского дарования в сегодняшнем дне, в социальной и духовной жизни, в истории народа, в природе родного края - именно здесь истоки, живые родники, питающие его творчество, формирующие самые главные, существенные черты художественного мира, обусловливающие его целостность и органичность.

Вечное и прекрасное сливаются у Николая Рубцова в неповторимом образе Родины: вечна красота отчизны и прекрасен дух народа, вынесенный из всех потрясений его тысячелетней истории. / Василий Оботуров./

1. Организационный момент.

- Ребята, каждая наша встреча на уроке литературы – это маленькое открытие, открытие мира, а ,значит, себя и своего места в нём. Сегодня мы встречаемся с Н.М.Рубцовым. В учебнике литературы ему отведено всего полстранички. По учебному плану – 40 минут. Было очень сложно отобрать материал, чтобы рассказать о 35 годах его непростой жизни. Подобрать тексты стихотворений. Для меня они все интересны: в них живёт и страдает душа Настоящего Поэта. Редкого. Душа и Вселенная…

2. Мотивация учебной деятельности.

( Учитель предлагает учащимся послушать песню на стихи Н Рубцова.)

Как строит в детстве нашу душу народная сказка, как обновляет землю первый весенний дождь, так в наше страшное бездуховностью, ожесточением и цинизмом время способна пробудить нас и очистить, вернуть нам данное от природы чувство прекрасного светлая, родниковая поэзия Николая Рубцова. Более всего в ней нуждается человек, которй осознанно или нет ищет свой берег добра или зла на реке жизни. Надеюсь, кто-то из вас после сегодняшней встречи с поэтом найдёт свой берег надежды.

На реке поэзии Н. Рубцова даже в тёмную ненастную ночь светит одинокая звезда и загорается для уставшего путника приветливый огонёк в оконце. Грусть и печаль, одиночество и бесприютность открываются нам в злых ветрах, тяжёлых ливнях, омутных водах, загнивающих на мелях лодках, увядающих цветах.

-Но что человек представляет без этих чувств? А с другой стороны, если бы он отдавался только им, разве бы предстал перед нами мир в его полноте и гармонии?

Видел: метались цветы!

Всех настигал с высоты!

Как это странно

И все-таки мудро:

Гром роковой перенесть,

Встретить, как светлую весть!

Дышат нектаром цветы,

Полное чистой воды!

Мудрость и светоносность рубцовских стихов берут начало в любви: к матери и отчему краю, к травам и цветам, к человеку и птахе, к неповторимой жизни.

Ласточка носится с криком.

Выпал птенец из гнезда

Дети окрестные мигом

Все прибежали сюда.

Взял я осколок металла,

Вырыл могилку птенцу,

Ласточка рядом летала,

Словно не веря концу.

Долго носилась, рыдая,

Под мезонином своим…

Ласточка! Что ж ты, родная,

Плохо смотрела за ним?

Это стихотворение 1968 года. До собственной трагической гибели оставалось менее трёх лет. И Рубцов все настойчивее варьирует эту тему, примеряет к своей судьбе.

В ОСЕННЕМ ЛЕСУ

Я так люблю осенний лес,
Над ним — сияние небес,
Что я хотел бы превратиться

Или в багряный тихий лист,
Иль в дождевой веселый свист,
Но, превратившись, возродиться
И возвратиться в отчий дом,
Чтобы однажды в доме том
Перед дорогою большою
Сказать: — Я был в лесу листом!
Сказать: — Я был в лесу дождем!
Поверьте мне: я чист душою.

Итак, пройдём жизненной и поэтической дорогой Рубцова, вслушаемся в его слово, чтобы открыть для себя поэта с пронзительным голосом и высокой душой гражданина и патриота.

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи…

Мать моя похоронена

В детские годы мои.

-Где же погост? Вы не видели?

Сам я найти не могу.-

Тихо ответили жители:

-Это на том берегу.

Тихо ответили жители,

Тихо проехал обоз.

Купол церковной обители

Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,

Сено гребут в сеновал:

Между речными изгибами

Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил.

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,

Тот же зелёный простор.

Словно ворона веселая,

Сяду опять на забор.

Школа моя деревянная.

Время придёт уезжать-

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

-Какое чувство вы испытываете, находясь сейчас вдали от родных мест, кто хранит в душе тепло материнских прикосновений?

- Можно ли это стихотворение читать громко? Почему нельзя?

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл.

- Какие чувства, впечатления вы испытываете после прочтения этого стихотворения?

Тогда скажу я, что чувствую.

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Читая Рубцова, вспоминаешь строки другого, тоже любимого писателя:

«И вот опять родные места встретили меня сдержанным шёпотом ольшаника. Забелела чешуёй драночных крыш старая моя деревня, вот и дом с потрескавшимися углами. По этим углам залезал я когда-то под крышу, неутомимый в своём стремлении к высоте, и смотрел на синие зубчатые леса, прятал в щелях витых кряжей нехитрые мальчишеские богатства.

Из этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот уходил я когда-то в большой и грозный мир, наивно поклявшись никогда не возвращаться, но чем дальше и быстрей уходил, тем яростней тянуло меня обратно…

Тихая моя родина, ты всё также не даёшь мне стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной.

Как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа и затерялась в траве, а я выхожу не к молодым берёзам, а к белым сказкам моей земли.

…Я обнимаю родную землю, слышу теплоту родной травы, и надо мной качаются купальницы с лютиками…

- Видите ли вы связь этого очерка со стихами Н. Рубцова?

-Бывает ли солёная роса?

Меж болотных стволов красовался восток огнеликий…

Вот наступит октябрь - и покажутся вдруг журавли!

И разбудят меня, позовут журавлиные крики

Над моим чердаком, над болотом, забытым вдали…

Широко по Руси предназначенный срок увяданья

Возвещают они, как сказание древних страниц.

Все, что есть на душе, до конца выражает рыданье

И высокий полет этих гордых прославленных птиц

Широко на Руси машут птицам согласные руки.

И забытость болот, и утраты знобящих полей-

Это выразят все, как сказанье, небесные звуки,

Далеко разгласит улетающий плач журавлей…

Вот летят, вот летят… Отворите скорее ворота!

Выходите скорей, чтоб взглянуть на высоких своих!

Вот замолкли - и вновь сиротеет душа и природа

Оттого, что - молчи!- так никто уж не выразит их…

-Нравится ли вам это стихотворение?-

-Чем оно так волнует, тревожит?

-Что чувствуете вы? О чём думаете?

-Что заставляет нас запрокидывать голову и искать в вышине журавлиный клин?

« Всё, что есть на душе, до конца выражает рыданье

-Какая душа открывается нам?

О многом заставляет задуматься, будит воображение стихотворение

В томительный мороз,

Вокруг меня снега оцепенели.

Оцепенели маленькие ели,

И было небо темное, без звёзд.

Какая глушь! Я был один живой.

Один живой в бескрайнем мёртвом поле!

Вдруг тихий свет (пригрезившийся, что ли?)

Мелькнул в пустыне, как сторожевой…

Я был совсем как снежный человек,

И услыхал, отряхивая снег:

-Вот печь для вас и теплая одежда…-

Потом хозяйка слушала меня,

Но в тусклом взгляде

Жизни было мало,

И, неподвижно сидя у огня,

Она совсем, казалось, задремала…

Как много жёлтых снимков на Руси

В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне

Сиротский смысл семейных фотографий:

Земля полным - полна,

И близких всех душа не позабудет…

- Наверное, не будет.

- Дай бог, дай бог…

Ведь всем не угодишь,

А от раздора пользы не прибудет…-

- Не будет, говоришь?

- Нет,- говорю,- наверное, не будет.

-Дай бог, дай бог…

И долго на меня

Она смотрела, как глухонемая,

И, головы седой не поднимая,

Опять сидела тихо у огня.

Весь этот белый свет,

Быть может, встал пред нею в то мгновенье?

Но я глухим бренчанием монет

Прервал её старинные виденья..

- Господь с тобой! Мы денег не берём!

- Что ж, - говорю-, желаю вам здоровья!

За всё добро расплатимся добром,

За всю любовь расплатимся любовью…

Спасибо, скромный русский огонёк,

За то, что ты в предчувствии тревожном

Горишь для тех, кто в поле бездорожном

От всех друзей отчаянно далек,

За то, что, с доброй верою дружа,

Среди тревог великих и разбоя

Горишь, горишь как добрая душа,

Горишь во мгле - и нет тебе покоя!

-Что видится вам?

-Как в тёмную беззвёздную ночь, когда подступило отчаяние, заплутавшемуся путнику последней надеждой мелькнул огонек приютившего потом дома?

Или скромное жилище, каких много на Руси, где в красном углу, наподобие иконостаса, хранятся в скромных рамках лики родных и близких, мертвых и живых?

-Иль старуха с тусклым взглядом, но обжигающим душу вопросом к пришельцу:

-Мудрость? Наивность? Доброта? Доверчивость?

-О чём, по-вашему мнению, это стихотворение?

Не менее интересна и биография Н. Рубцова.

Манили и большие города, В 1955 он уже рабочий в Ленинграде, отсюда на 4 года уходит служить на флот, на эскадронный миноносец. Здесь начинает он писать и печататься во флотских изданиях.

- Почувствовали ли вы поэтичность лирики Н. Рубцова?

Теперь послушаем, на что обращают внимание, близко знавшие Рубцова люди.

-Здравствуйте! - сказал он со стеснительным достоинством.- я стихи хочу вам показать…

-Давайте ваши стихи.

Я запомнил, как диво,

Тот лесной хуторок,

Меж звериных дорог…

…Словно бы струя свежего воздуха и живой воды ворвалась в душный редакционный кабинет…

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Я оторвал от рукописи лицо, и наши взгляды встретились. Его глубоко запавшие мохнатые глаза смотрели на меня пытливо и настороженно.

Итак, читая и анализируя стихотворения Н. Рубцова, хочется отметить, что все они освещены высокими мыслями и чувствами и продолжают лучшие традиции русской классики.

Критик Василий Оботуров, например, выразил их так: «У каждого поэта есть свой предмет поэзии. Для кого-то существует поэзия скоростей, но не для Рубцова. Ему роднее переданный в наследство Пушкиным, Кольцовым, Тютчевым интерес к природе, к интимной жизни человеческой души. Современному человеку, увы, часто оказывается не до этого: в вечной спешке и жаворонка ему не услышать, не увидеть, как почки на деревьях распускаются. И Рубцов тайны зелёного мира открывает для всех…

Домашнее задание

Высказывание В. Оботурова - основа домашнего задания: жизнь человеческой души в стихах Рубцова.

Задания и вопросы для учащихся.

1.Случайно ли, по вашему мнению, в стихах Рубцова столь часто встречается слово душа? О чём вам это говорит?

2.Почему думается о вечном, когда читаешь стихи Рубцова?

3.На что откликается ваша душа при чтении стихов Н. Рубцова?

Итог урока

- Какие основные темы и мотивы лирики Н. Рубцова?

Тема человека и природы в них неразрывно связана с темой родины, с темой дома. Основные темы и мотивы поэта заключаются в том, что человек должен стремиться к неразрывной связи с тем миром, с той землёй, где он родился, должен любить, ценить, беречь красоту, чтить память об ушедших.

В стихах Рубцова чувствуется мотив одиночества, каждое его стихотворение - это исповедь с читателем, может быть, этот мотив одиночества связан с детдомовским детством?

- Кому-то удалось найти свой берег в стихах Николая Рубцова?

(Учащиеся зачитывают отрывки из стихотворений вразброс по теме урока)

-Хочу закончить нашу встречу с поэтом Николаем Рубцовым вот этими стихами:

(чтение наизусть учителем)

Улетели листья c тополей —

Повторилась в мире неизбежность…

Не жалей ты листья, не жалей,

А жалей любовь мою и нежность!

Пусть деревья голые стоят,

Не кляни ты шумные метели!

Разве в этом кто-то виноват,

Что с деревьев листья улетели?

(или видеороликом)

Всем спасибо! До новых встреч!

Краткое описание документа:

Конспект урока по литературе в 11 классе /ФК ГОС/

Н. М. Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики Рубцова. Драматизм мироощущения поэта.

Родина-Русь, её природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности.

Тип урока: урок открытия новых знаний

- художественность: урок литературы строится по законам искусства, закон трёх о: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем (Е.Ильин).

Методы: художественное чтение, объяснительно-иллюстративная беседа с элементами диалога, проблемности, творчества.

Оборудование: видео-аудио-записи песен на слова Н.М. Рубцова, компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, тексты стихотворений поэта.

Цели урока:

- обучающая: дать общее представление о жизни и творчестве Н.М.Рубцова, определить основные темы и мотивы поэзии Н.Рубцова, проследить, как Русь, её природа и история, судьба народа и его нравственные ценности отражены в лирике Рубцова;

- развивающая: продолжить развитие навыка анализа поэтического текста, умения высказывать свою точку зрения;

- воспитательная:

-принцип обучающего воспитания: обучение - составная часть программы воспитания;

-нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение;

-обогащать словарный запас учащихся, прививать любовь к поэзии, развивать внимание к художественно-языковой форме изучаемого произведения.

И ещё необходимо подчеркнуть нераздельную связь, укоренённость рубцовского дарования в сегодняшнем дне, в социальной и духовной жизни, в истории народа, в природе родного края - именно здесь истоки, живые родники, питающие его творчество, формирующие самые главные, существенные черты художественного мира, обусловливающие его целостность и органичность.

Вечное и прекрасное сливаются у Николая Рубцова в неповторимом образе Родины: вечна красота отчизны и прекрасен дух народа, вынесенный из всех потрясений его тысячелетней истории. / Василий Оботуров./

- Ребята, каждая наша встреча на уроке литературы – это маленькое открытие, открытие мира, а, значит, себя и своего места в нём. Сегодня мы встречаемся с Н.М.Рубцовым. В учебнике литературы ему отведено всего полстранички. По учебному плану – 40 минут. Было очень сложно отобрать материал, чтобы рассказать о 35 годах его непростой жизни. Подобрать тексты стихотворений. Для меня они все интересны: в них живёт и страдает душа Настоящего Поэта. Редкого. Душа и Вселенная…

Методы работы: передача знаний, объяснение учителя, выразительное чтение, пересказ, беседа с элементами анализа, диалог, самостоятельная работа.

-Опишите свои чувства, которые вы испытали, слушая произведения.

-Чем вам интересен поэт?

Близость поэзии Н.Рубцова и творчества Ф.И. Тютчева и С.А.Есенина

Учитель: -До самой смерти поэт не расставался с томиком стихов Ф.Тютчева

Единство мысли и чувства - вот что нравилось Рубцову в стихах Тютчева.

Погружены в томительный мороз,
Вокруг меня снега оцепенели!
Оцепенели маленькие ели,
И было небо тёмное, без звезд.
Какая глушь! Я был один живой
Один живой в бескрайнем мёртвом поле!
Вдруг тихий свет — пригрезившийся, что ли? —
Мелькнул в пустыне, как сторожевой…

Как много жёлтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
И вдруг открылся мне и поразил
Сиротский смысл семейных фотографий!
Огнём, враждой земля полным-полна,
И близких всех душа не позабудет…
— Скажи, родимый, будет ли война?
И я сказал:
— Наверное, не будет.
— Дай бог, дай бог… ведь всем не угодишь,
А от раздора пользы не прибудет… —
И вдруг опять: — Не будет, говоришь?
— Нет, — говорю, — наверное, не будет!
— Дай бог, дай бог…
И долго на меня
Она смотрела, как глухонемая,
И, головы седой не поднимая,
Опять сидела тихо у огня.
Что снилось ей? Весь этот белый свет,
Быть может, встал пред нею в то мгновенье?
Но я глухим бренчанием монет
Прервал её старинные виденья.
— Господь с тобой! Мы денег не берём.
— Что ж, — говорю, — желаю вам здоровья!
За всё добро расплатимся добром,
За всю любовь расплатимся любовью…

Спасибо, скромный русский огонёк,
За то, что ты в предчувствии тревожном
Горишь для тех, кто в поле бездорожном
От всех друзей отчаянно далёк,
За то, что, с доброй верою дружа,
Среди тревог великих и разбоя
Горишь, горишь, как добрая душа,
Горишь во мгле, и нет тебе покоя…

Хозяйка отказалась брать с поэта деньги за постой. Самой лучше наградой для нее стали слова Рубцова с пожеланием здоровья. Действительно, на Руси испокон веков за добро принято платить добром.

Звезда полей, во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою…

Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром…

Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей…

Звездное небо у большинства людей ассоциируется с чем-то недосягаемым, возвышенным и даже божественным. Кто-то восхищается небесными светилами, на других они наводят мистический ужас из-за того, что постичь их суть невозможно. Для Николая Рубцова звезда – это своеобразный жизненный маяк, который освещает автору путь и согревает душу. Причем, небесное светило для поэта является вполне осязаемым и доступным, его Рубцов считает своим близким другом.

В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды…

Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.

Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень.
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!

Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе…

Стихотворение наизусть, аспектный анализ – лирический герой, лиричесое=кое я в стихах Рубцова

ворчестве поэта налицо углубление классической традиции русской поэзии. Недаром Н. Рубцова называют наследником поэзии Есенина. Справедливо В. Гусев заметил: “Рубцов, вслед за Есениным, идёт от ощущения, что в мире господствует гармония, которую следует проявить… Она, прежде всего – в природе, согласно с природой, а не вопреки природе – вот незаявленный, но незыблемый девиз Есенина и Рубцова. Она во всём, что связано с природой: в деревне и её ценностях, в цельном чувстве, в мелодическом и напевно – ритмическом начале мира, как начале именно естественной гармонии”.

Читайте также: