Критический анализ собственных помыслов и поступков кратко

Обновлено: 02.07.2024

§ 7. Моральный выбор — это ответственность

Вспомни: Что такое моральная норма? Что такое моральный долг?

Подумай: Какое поведение вызывает моральное одобрение и моральное осуждение? Способен ли человек творить себя?

Вы уже не раз слышали, что человек, в отличие от животных, - существо свободное. Поведение животных, как вам известно из уроков биологии, подчинено строгим естественным законам. Животные действуют по программе, которая заложена природой. И глупо было бы называть аморальными, скажем, кошку за то, что она ведет себя непочтительно по отношению к мышке, а парнокопытных за то, что вытаптывают траву или обрывают плоды с деревьев. У них нет иного выбора: такая у них жизненная программа. И ничего-то они не ведают ни о добре, ни о зле, ни о морально и ответственности.

С человеком все обстоит намного сложнее. Его деятельность вряд ли можно считать запрограммированной. Как природное существо, человек, конечно, зависит от многих естественных обстоятельств - тепла, холода, атмосферного давления, голода, обмена веществ и т. д. Но как существо социальное (общественной) и разумное, свое индивидуальное поведение человек все-таки выбирает сам.

Моральный выбор. С моральными нормами вы уже знакомы. Они дают образец правильного поведения. Однако не станете же вы всерьез утверждать, что человек всегда ведет себя правильно. Он может быть добрым, великодушным, милосердным, честным, благородным и т. д. Но он способен и на подлость, ложь, предательство, безмерную жестокость и т. д. У люден верующих на этот случай есть замечательное слово - грех. Все, что человек сделал против морали, любое зло — это грех, говорят они. Справедливо.

Так почему же человек в одном случае поступает грешно, а в другом — морально, честно, по-доброму?

В древности существовало поверье, что на одном плече у человека сидит ангел, а на другом — дьявол, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так поведет себя. Но выбирает он сам.

Однако это скорее образное объяснение. Есть и другое. Вместо программы, которая заложена природной эволюцией, человеку в его действиях дана свобода выбора между добром и злом, моральный и аморальным. Это великий дар, которым не обладает больше ни одно живое существо. Человек сам всегда решает, как ему поступить: соблюдать или не соблюдать моральные нормы.

Вот простои пример. У тебя есть два яблока, одно из них большое, красивое, другое явно похуже. К тебе пришел друг. Возникает мысль: угостить или нет? А если угостить, то какое взять себе? Мораль - и ты это знаешь - учит: всегда поделись с ближним, лучший кусок отдай другу. Но есть и другая, эгоистичная мораль: своя рубашка ближе к телу.

Ты задумался, как поступить? Вот это и есть выбор поступка или, точнее, моральный выбор - когда человек не только внутренне выбирает свое моральное (доброе или злое> отношение, но и действует в соответствии со своим выбором. Можно сказать и так: моральный выбор это выбор своего отношения (доброго или злого) к другим людям.

Но случаи бывают посложнее, чем угощение яблоками?

Взрывать или не взрывать? Если взорвать, все это обрушится на несчастных людей и погубит их. А если не взрывать — оружие пойдет на фронт, да и приказ командования будет нарушен. Командир отряда категорически против взрыва. Он ясно видит его ужасные последствия. А заместитель командира по политической части, у которого фашисты расстреляли всю семью, требует немедленно выполнить приказ. Возникает тяжелый нравственны и конфликт.

Итак, ситуация очень сложного и ответственного морального выбора. Подумай о ней. Мы не даем ответа. Не торопись и ты. Только не упускай из виду, во-первых, те цели, ради которых вел наш народ освободительную борьбу, во-вторых, гуманистические принципы морали.

Свобода — это ответственность. Есть такая философская притча (мудрый рассказ) о дровосеке. Он честно собирал хворост в лесу. Его считали человеком старательным, хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шел на костры инквизиции. А сам он никогда не интересовался.

О чем идет речь? Не просто, конечно, раскрыть смысл философской притчи. По нашему мнению, в ней говорится о том, что человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия — добрые или злые — и, конечно, нести ответственность за результат, тому что, даже если мы хорошо трудимся и хорошо -зарабатываем, но при этом не задумываемся о смысле и деятельности, ее общественных последствиях, мы можем попасть в положение наивного дровосека, ставшего игрушкой в руках зла и волей-неволей помогающего творить преступления. И еще: где гарантия, что однажды и сам дровосек, безответственно доверявший своим работодателям, не станет жертвой зла и не попадет в тот самый костер? А дрова для костра будет заготавливать другой наивный дровосек.

Короче говоря, на каждом из нас — хотим мы того или не хотим — всегда лежит ответственность за общественные результаты наших поступков. Вот таковы наши размышления о притче. (Подумай, может быть, ты предложишь свое толкование.)

Быть человеком ответственным — это значит правильно понимать свои и чужие проблемы, трудности, стараться предвидеть результаты своих поступков и уметь отвечать за них. Есть разные виды ответственности, но самый главный — ответственность моральная, ответственность перед собственной совестью.

Документ. Из материалов X Всемирного русского народного собора. Апрель, 2006 г.:

А что такое свобода? В сущности это и есть возможность действовать по своему усмотрению. Но.

Факты. Случай под Рязанью. Осенью 2006 г. легковой автомобиль врезался в пешую колонну курсантов Воздушно-десантного училища несмотря на предупреждение дежурных с флажками. Убито шесть курсантов, двадцать ранено. Водитель был пьян.

Моральные знания и практическое поведение личности. Начнем с наивного вопроса: гарантирует ли знание моральных норм, что человек непременно станет их исполнять? Ответ очевиден: конечно нет. Ибо в отличие от государственных законов за нарушение норм морали официального наказания не предусмотрено. Что же может обеспечить выполнение норм морали?

Существует точка зрения, что нарушения моральных норм, да и вообще преступления, являются результатом имущественного неравенства. Сторонники этой позиции утверждают: чтобы восторжествовала мораль, нужно создать такой строй, при котором потребности всех людей будут полностью удовлетворяться. Заодно исчезнут и причины преступлений.

Но как же тогда быть со стремлением некоторых людей к власти и самоутверждению любой ценой, с завистью к таланту, с желанием унижать и мучить других людей? Ведь эти чувства не устранишь, обеспечив материальное благополучие.

Факты. Предлагаем вашему вниманию два выбора, две судьбы.

1. Это довольно старая история о некой Патриции Херст. Девица была довольно мерзкая и сама по себе внимания не заслуживает: этакий богатенький поросеночек. Но ситуация поучительная. Патриция была дочерью богатейшего человека, миллиардера, газетного короля. И было у нее решительно все, что можно пожелать. А пожелала она собрать банду, грабить банки и убивать людей. Ее поймали, и она получила по заслугам. Нынче о ней почти забыли.

2. Об Альберте Швейцере (1875—1965), немецко-французском философе и враче, вы, вероятно, хорошо знаете. Его помнят и всегда будут помнить во всем мире.

Будучи уже очень знаменитым и богатым человеком, он неожиданно бросил налаженную жизнь и уехал из Европы в Центральную Африку, где в маленькой деревушке Ламбарена на свои средства открыл больницу для бедняков и до конца своей жизни лечил их.

А вывод таков. Очевидно, нет никаких законодательных, общественных и других гарантий соблюдения морали. Гарантия только одна — она в каждом конкретном человеке, в его умении поступать морально.

Критический анализ собственных помыслов и поступков. Римский император Нерон, считая себя великим драматическим актером, чуть ли не ежедневно устраивал театральные представления. А так как на самом деле актер он был совсем никудышный, то придворные шли на них, проклиная про себя злую судьбу и императора.

Здесь перед нами встают сразу две проблемы:

Первая проблема оценки и самооценки.

Вторая проблема: быть или казаться.

Хотите вы действительно чем-то быть в этом мире иди только казаться? Последнее легче. Легче, например, казаться честным, чем быть им. Но, избрав такой путь, вы рискуете попасть в положение Нерона. С той лишь разницей, что недовольство им люди скрывали, так как боялись мести императора, а недовольство вами будут выражать открыто, в конкретных действиях и неприязни. Кроме того, и это самое главное; для нормального человека просто унизительно лишь казаться тем, кем не являешься на самом деле. Ведь суть морали не столько в отношении окружающих к тебе, сколько в высокой требовательности к самому себе. Моральный человек не позволит себе проступка или же какой-то фальши, лицемерия, даже если об этом наверняка никто не узнает. Суд собственной совести для него всегда превыше людского суда окружающих.

Отношение к нам окружающих, таким образом, зависит целиком от наших поступков, и, чем лучше мы уясним это себе, тем легче нам будет избежать непоправимых ошибок.

Проверь себя

1. В чем выражается свобода выбора?

2. Что такое моральный выбор?

3. Как взаимосвязаны свобода и ответственность?

4. Что значит быть человеком ответственным?

5. В чем опасность безответственного поведения.

6. Что может гарантировать выполнение моральных норм.

7. Почему легче казаться, чем быть? Почему легче быть, чем казаться?

В классе и дома

2. Моральный выбор, как ты понял, дело трудное и ответственное. И никуда от него не уйти. Всю жизнь мы находимся в положении сказочного богатыря — постоянно должны выбирать свой путь, варианты действий, поступков. Но бывают ситуации, когда человек отказывается от выбора, самоустраняется – пусть другие решают.

Оцени ситуацию уклонения от выбора, ее последствия, нравственную сторону. И вообще, есть ли в этом случае повод для разговора: человек ведь отказался от поступка что же оценивать? В чем тут мораль? Объясни.

Говорят мудрые

Ф. Искандер (р. 192В), российский писатель


Обществознание для 8 класса, учебники и книги по обществознанию скачать, библиотека онлайн

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.


Каждый из нас задумывается над прожитым, над поступками, результат которых изменить уже нельзя. Мы досадуем на свои ошибки, промахи. Вроде бы ситуация уже в прошлом, зачем ее анализировать, ведь все равно ничего не изменится. Давай поразмышляем о том, нужен ли этот самоанализ, что он нам дает.

Что такое рефлексия

В психологии возможность человека анализировать свои поступки называется рефлексией. Именно это свойство отличает человека от животных. Еще известный философ древней Греции Платон говорил, что единственный путь человека к духовному развитию заключен в размышлении о собственном Я.

Под рефлексией подразумевается процесс, при помощи которого человек способен оценивать свои действия, мышление, поступки, установки, знания, эмоции. Это осмысление своего внутреннего мира на собственных ошибках, на собственном опыте. Это своего рода самокритика.

Ты, наверное, слышала, что сейчас человек рефлексирующий воспринимается с образом человека ленивого или человека, который имеет склонность к самокопанию. На самом же деле здесь нет ничего общего.

Рефлексирующий человек на фоне анализа своего поведения получает знание и опыт, который ему впоследствии пригодится в течение жизни. Таким образом у него повышается самосознание, что его существенно отличает от самокопания и лени.

Рефлексия – это необходимый процесс для развития здоровой личности. Она может быть двух видов:

  • Ретроспективная, основанная на осмыслении прожитого, оценке своих действий, извлечении на будущее уроков. Этот вид важен для последующей организации деятельности. Человек, который учится на своих ошибках, в будущем избегает множества проблемных ситуаций.
  • Перспективная, основанная на предвидении тех действий, которые могут произойти, оценке собственных возможностей, анализе различных вариаций развития событий. Этот вид рефлексии позволяет планировать деятельность, выбирать наиболее удачное решение в создавшейся ситуации.

Рефлексия является важным психологическим процессом, который позволяет человеку достигать определенных целей, успеха, удовольствия от жизни.

Зачем нужен анализ собственных поступков и действий

Анализ событий или рефлексия является предпосылкой развития человека. Мы стремимся уйти от привычной для нас схемы, заняться анализом своего неуспеха или успеха. В результате в нашу жизнь приходят инновационные моменты. Что соответственно является уже новым этапом.

В результате анализа в нашей голове происходят новые для нас выводы и синтезируются неведомые ранее идеи. Причем все это берет начало в наших прошлых рисках, опытах. Благодаря рефлексии мы не останавливаемся на месте, не позволяем себе затонуть на полученных ранее лаврах.

Как перестать сожалеть о прошлом?

Как перестать сожалеть о прошлом?

Во время анализа мы выбираем оптимальный для себя вариант. Но, в то же время мы отучиваемся рисковать. Излишняя перестраховка тоже является шагом назад. Она нас тормозит от развития, позволяет развиться негативному восприятию себя.

В результате рефлексии мы может понять, что было упущено немало возможностей, открытых для нас жизнью. Причем здесь речь идет не только о финансовом составляющем.

Деньги необходимо воспринимать в качестве награды за труд. Сам процесс зарабатывания денег должен приносить не меньшее, а лучше даже большее удовольствие. Финансы являются разумным финалом идеи, которая в результате анализа была успешно внедрена в жизнь.

Виды анализа событий

В результате анализа мы можем идти двумя путями развития событий.

В первом случае мы идем известным нами путем, схема развития событий – стандартная. У нас имеется богатый опыт. При появлении внезапностей мы выйдем на фоне стандартного опыта однозначно с победой. Для нас знакома ситуация выхода, мы повторяли ее сотни раз. Анализ проведен, ситуация для нас знакома, мы находимся в комфортных для нас условиях.

Это путь для любителей авантюр, приключений, для ищущих натур. Это другая, более увлекательная дорога. В этом случае анализ событий производится и до его развития, и после. Помимо стандартного пути поиска ситуации здесь подключается и творческое начало.

Если ты собралась производить анализ по этому пути, то тебе удастся порвать со стандартами. У тебя получится увидеть новые пути решения, совершенно незнакомые возможности. Конечно, это путь более трудный, нежели первый. Он может привести к рискам, которые также являются развитием.

Новые возможности для себя можно увидеть только в том случае, когда производишь анализ событий не только после дела, но и до него. После чего необходимо сверить желаемый результат с полученным.

Далее ты представишь полную картинку исхода действия при благоприятном для тебя и нет развитии событий. Ты увидишь новые возможности, виды деятельности, необходимость рассматривания иных путей решения вопроса.

Даже, если ты не получишь желаемый исход действия, то заработаешь положительный опыт, который навсегда останется с тобой, который у тебя никто не сможет отнять. Важно, получив не совсем позитивный результат, не впасть в отчаяние.

При анализе событий, которые нельзя изменить, необходимо извлекать только положительные моменты. Пойми, что неудача – это явление временное, она зависит только от тебя. Поэтому не перекладывай вину на свое окружение.

За все: удачи и проигрыши, несешь ответственность только ты. Поэтому убери из себя негатив, возьми ситуацию полностью в свои руки. Устрани страх, начни проводить анализ, генерировать идеи.

Как развить рефлексию

Чтобы научиться благотворному анализу событий, его нужно практиковать. Заниматься рефлексией можно в любом возрасте. Важно, чтобы анализ производился ежедневно. Допустим, заведи правило ежедневно по вечерам анализировать свои поступки и их результаты.

Начни вести дневник. Выписывай те чувства, которые ты испытала в течение дня. Причем не менее внимательно, чем к гневу, тоске отнесись к радости. Начни сопоставлять эмоцию с событием или определенным человеком.

Постарайся отследить те случаи, в которых ты прореагировала наиболее остро или болезненно. Заметь, какие действия тебя задели сильно. Это и является пусковым механизмом для запуска значимой для тебя эмоции.

Если во время рефлексии ты заметила, что испытала тяжелое чувство, тоску, то прекрати самоанализ. Вернись к обдумыванию проблемы позже. Если ты относишься к высокочувствительной личности, то тебе лучше воспользоваться помощью психоаналитика.

Во время анализа рекомендуется получить ответы на следующие моменты:

  • К чему из прошлого ты хотела бы вернуться снова: увлечение, семья, друзья, работа. Возврат к прошлому нередко является началом нового пути.
  • Четко осознай, что тебя делает счастливой. Возможно, это твоя стратегия, которая поможет определиться с планами на жизнь.
  • Если тебя не устраивает то, чем ты сейчас занимаешься, то определись с действиями, которые помогут тебе выйти из ситуации. Не скатывайся к самобичеванию или списыванию проблем на внешние события.
  • Постарайся честно ответить на вопрос, что ты делаешь не так, где твоя недоработка, неудача.
  • Проведи анализ, все ли ты сделала максимально для достижения результата, или что-то можно было предпринять еще.

Ежедневная практика анализа действий и результатов поможет научиться принять ответственность за действия на себя, понять, что все, что происходит с тобой – дело твоих рук, а не третьих лиц.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Моральный выбор – это ответственность

Описание презентации по отдельным слайдам:

Моральный выбор – это ответственность

Моральный выбор – это ответственность

План урока: 1. Моральный выбор. 2. Свобода – это ответственность. 3. Моральны.

План урока: 1. Моральный выбор. 2. Свобода – это ответственность. 3. Моральные знания и практическое поведение личности. 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Подумаем Какое поведение вызывает моральное одобрение и моральное осуждение.

Подумаем Какое поведение вызывает моральное одобрение и моральное осуждение? Способен ли человек творить себя? Как?

Поведение животных, как вам известно из уроков биологии, подчинено строгим ес.

Поведение животных, как вам известно из уроков биологии, подчинено строгим естественным законам. И ничего-то они не ведают ни о добре, ни о зле, ни о моральной ответственности Как природное существо, человек, конечно, зависит от многих естественных обстоятельств — тепла, холода, атмосферного давления, голода, обмена веществ и т. д. Но, как существо социальное (общественное) и разумное, своё индивидуальное поведение человек всё-таки выбирает сам.

МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР ЧТО ТАКОЕ НАШ ВЫБОР? ПОЧЕМУ МЫ ВЫБИРАЕМ ИМЕННО ТАК. ЧТО ПРО.

МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР ЧТО ТАКОЕ НАШ ВЫБОР? ПОЧЕМУ МЫ ВЫБИРАЕМ ИМЕННО ТАК. ЧТО ПРОИСХОДИТ..КОГДА МЫ ДЕЛАЕМ НЕПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР…?

Однако нет оснований утверждать, что человек всегда ведёт себя правильно. Он.

Однако нет оснований утверждать, что человек всегда ведёт себя правильно. Он может быть добрым, великодушным, милосердным, честным, благородным и т. д. Но он способен и на подлость, ложь, предательство, безмерную жестокость и т. д. Так почему же человек в одном случае поступает грешно, а в другом — морально, честно, по-доброму?

В древности существовало поверье, что на одном плече у человека сидит ангел.

В древности существовало поверье, что на одном плече у человека сидит ангел, а на другом — дьявол, и каждый нашёптывает своё. Кого послушает человек, так и поведёт себя. Но выбирает он сам. Однако это скорее образное объяснение. Есть и другое.

Свобода выбора между… Вместо программы, которая заложена природной эволюцией.

Свобода выбора между… Вместо программы, которая заложена природной эволюцией, человеку в его действиях дана свобода выбора — между добром и злом, моральным и аморальным. Человек сам всегда решает, как ему поступить: соблюдать или не соблюдать моральные нормы. Злом Злом Злом Добром Это великий дар, которым не обладает больше ни одно живое существо

Вот простой пример. У тебя есть два яблока, одно из них большое, красивое, др.

Вот простой пример. У тебя есть два яблока, одно из них большое, красивое, другое явно похуже. К тебе пришёл друг. Возникает мысль: угостить или нет? А если угостить, то какое взять себе?

Мораль Мораль всегда поделись с ближним, лучший кусок отдай другу своя рубашк.

Мораль Мораль всегда поделись с ближним, лучший кусок отдай другу своя рубашка ближе к телу.

Что такое моральный выбор? МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР - ЭТО КОГДА ЧЕЛОВЕК НЕ ТОЛЬКО ВЫБИ.

Что такое моральный выбор? МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР - ЭТО КОГДА ЧЕЛОВЕК НЕ ТОЛЬКО ВЫБИРАЕТ НО И ДЕЙСТВУЕТ В СООТВЕТСТВИИ СО СВОИМ ВЫБОРОМ. Моральный выбор — это выбор своего отношения (доброго или злого) к другим людям

Итак, ситуация очень сложного и ответственного морального выбора. Подумай о н.

Итак, ситуация очень сложного и ответственного морального выбора. Подумай о ней. Вырази своё мнение: во-первых, те цели, ради которых вёл наш народ освободительную борьбу, во-вторых, гуманистические принципы морали, которыми руководствовался наш народ Самостоятельная работа с учебником.

СВОБОДА - ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Вопросы по прочитанному: - Как вы поняли её обр.

СВОБОДА - ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Вопросы по прочитанному: - Как вы поняли её образы: дровосек, хворост, костёр? - О чём действительно идёт речь в притче? - В чём главный смысл притчи? Самостоятельная работа с учебником.

Есть разные виды ответственности, но самый главный —ответственность моральная.


СВОБОДА ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ ПО СВОЕМУ УСМОТРЕНИЮ..НО Свобода – право.

СВОБОДА ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ ПО СВОЕМУ УСМОТРЕНИЮ..НО Свобода – право выбора, ограниченное ответственностью. Например,

Если уже сделал выбор — отвечать за свои поступки будешь сам. Свобода без отв.

ФАКТЫ Случай под Рязанью. Легковой автомобиль врезался в пешую колонну курсан.

ФАКТЫ Случай под Рязанью. Легковой автомобиль врезался в пешую колонну курсантов Воздушно- десантного училища, несмотря на предупреждение дежурных с флажками. Убито шесть курсантов, двадцать ранено. Водитель был пьян. Как связан этот случай со свободой выбора и ответственностью человека?

МОРАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОТЛИЧИЕ ОТ ЗАКОНОВ НАРУШ.

МОРАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОТЛИЧИЕ ОТ ЗАКОНОВ НАРУШЕНИЕ НОРМ МОРАЛИ НЕ НЕСЕТ НАКАЗАНИЯ МОЖЕТ ПРЕВРАТИТЬ НОРМЫ МОРАЛИ В ЗАКОНЫ.? БОЛЬШИНСТВО ВСЕГДА ПРАВО. МОЖЕТ В ЭТОМ ВЫХОД? НАРУШЕНИЕ НОРМ МОРАЛИ СВЯЗАНО С ИМУЩЕСТВЕННЫМ НЕРАВЕНСТВОМ?

КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОБСТВЕННЫХ ПОМЫСЛОВ И ПОСТУПКОВ. Римский император Нерон.

КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОБСТВЕННЫХ ПОМЫСЛОВ И ПОСТУПКОВ. Римский император Нерон, считая себя великим драматическим актёром, чуть ли не ежедневно устраивал театральные представления. А так как на самом деле актёр он был совсем никудышный, то придворные шли на них, проклиная про себя злую судьбу и императора. Здесь перед нами встают сразу две проблемы:

Моральный человек не позволит себе проступка или же какой-то фальши, лицемери.

Моральный человек не позволит себе проступка или же какой-то фальши, лицемерия, даже если об этом наверняка никто не узнает. Суд собственной совести для него всегда превыше людского суда окружающих. Человек таков, каким он проявляется в своих поступках. И что бы он сам о себе ни говорил, мир будет его оценивать только по его поступкам проблема оценки и самооценки. проблема: быть или казаться. 2 проблемы моральных поступков для нормального человека просто унизительно лишь казаться тем, кем он не является на самом деле. Ведь суть морали не столько в отношении окружающих к тебе, сколько в высокой требовательности к самому себе

Учимся поступать морально Первое и главное: проверяй свои поступки с точки зр.

Учимся поступать морально Первое и главное: проверяй свои поступки с точки зрения золотого правила морали. Прежде чем совершить поступок, спроси себя: а стоит ли так поступать? Хотел бы я, чтобы другие так поступили со мной? Второе: стремись к тому, чтобы не увеличивать зло на Земле. Руководствуйся моральными заповедями. Они тебе известны (загляни в учебник). Третье: старайся делать добро. О добре ты знаешь много. Опираясь на свои знания, учись определять, что есть в жизни добро, а что зло. И делай добро.

Домашнее задание: ЧТО ТАКОЕ НАШ ВЫБОР? ПОЧЕМУ МЫ ВЫБИРАЕМ ИМЕННО ТАК. ЧТО.

Домашнее задание: ЧТО ТАКОЕ НАШ ВЫБОР? ПОЧЕМУ МЫ ВЫБИРАЕМ ИМЕННО ТАК. ЧТО ПРОИСХОДИТ..КОГДА МЫ ДЕЛАЕМ НЕПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР…?

МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР - ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ


МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР - ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ


СВОБОДА ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВСЕ ПОСТУПКИ ИМЕЮТ ПОСЛЕДСТВИЯ. БЫТЬ ОТВЕТСТВЕННЫМ – ПОСТУПКИ ЭТО ПРЕДВИДИТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ НАШИХ ПОСТУПКОВ. СУЩЕСТВУЕТ - МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД СОБСТВЕННОЙ СОВЕСТЬЮ.


МОРАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОТЛИЧИЕ ОТ ЗАКОНОВ НАРУШЕНИЕ НОРМ МОРАЛИ НЕ НЕСЕТ НАКАЗАНИЯ. ЧТО ЖЕ МОЖЕТ ОБЕСПЕЧИТЬ ИХ ВЫПОЛНЕНИЕ: МОЖЕТ ПРЕВРАТИТЬ НОРМЫ МОРАЛИ В ЗАКОНЫ? БОЛЬШИНСТВО ВСЕГДА ПРАВО. МОЖЕТ В ЭТОМ ВЫХОД? НАРУШЕНИЕ НОРМ МОРАЛИ СВЯЗАНО С ИМУЩЕСТВЕННЫМ НЕРАВЕНСТВОМ?


МОРАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ВПРОЧТИТЕ НА С. 57 НАРУШЕНИЕ НОРМ МОРАЛИ НЕИ ОТЛИЧИЕ ОТ ЗАКОНОВ УЧЕБНИКА ДВА ФАКТА НЕСЕТ НАКАЗАНИЯ. ЧТОСДЕЛАТЬ ВЫВОД: КАК ПОСТУПАТЬ ПОПРОБУЕМ ЖЕ МОЖЕТ ОБЕСПЕЧИТЬ ИХ ВЫПОЛНЕНИЕ: ЧЕЛОВЕКУ? ОТ ЧЕГО ЭТО ЗАВИСИТ. . МОЖЕТ ПРЕВРАТИТЬ НОРМЫ МОРАЛИ В ЗАКОНЫ. ? ПОПРОБУЙТЕ СДЕЛАТЬ ЭТО САМИ… БОЛЬШИНСТВО ВСЕГДА ПРАВО. МОЖЕТ В ЭТОМ ВЫХОД?


КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОБСТВЕННЫХ ПОМЫСЛОВ И ПОСТУПКОВ ВЫ ПОСМОТРИТЕ СКОЛЬКО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ПРИДУМАЛО СПОСОБОВ СОБЛЮДЕНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ: ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, СТРАХ ПЕРЕД БОГОМ ПРОБЛЕМА САМООЦЕНКИ И ОЦЕНКИ. ГАРАНТИИ ЧЕЛОВЕК ЛИШЬ ТО, ЧТО ОН СОБЛЮДЕНИЯ МОРАЛИ В САМОМ САМ ИЗ СЕБЯ ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКЕ: В СВОБОДЕ ЕГО ВЫБОРА БЫТЬ ИЛИ КАЗАТЬСЯ. ОТНОШЕНИЕ ОКРУЖАЮЩИХ ЗАВИСИТ ОТ НАШИХ ПОСТУПКОВ.


КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОБСТВЕННЫХ ПОМЫСЛОВ И ПОСТУПКОВ ВЫ ПОСМОТРИТЕ СКОЛЬКО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ПРИДУМАЛО СПОСОБОВМОРАЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОЦЕСС СОБЛЮДЕНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ: БЕСКОНЕЧНЫМ ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, СТРАХ ПЕРЕД БОГОМ ПРОБЛЕМА САМООЦЕНКИ И ОЦЕНКИ. МОРАЛЬНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЦЕЛИКОМ ЗАВИСИТ ОТ ТЕБЯ, ОТ ЧЕЛОВЕК ЛИШЬ ТО, ЧТО ОН САМ ГАРАНТИИ СОБЛЮДЕНИЯ ДОБРА КОТОРОЕ ТЫ НЕСЕШЬ ЛЮДЯМ КОЛИЧЕСТВА МОРАЛИ В САМОМ ИЗ СЕБЯ ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКЕ: В СВОБОДЕ ЕГО ВЫБОРА БЫТЬ ИЛИ КАЗАТЬСЯ. ОТНОШЕНИЕ ОКРУЖАЮЩИХ ЗАВИСИТ ОТ НАШИХ ПОСТУПКОВ.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ • Параграф 9 и материалы презентации знать. • Устно ответить на вопросы после параграфа. • Письменно выполнить задания: А) Существует мнение, что человек должен свободно и осознанно делать нравственный выбор, что принуждение в нравственной сфере недопустимо. Приведите два аргумента (объяснения) в защиту этого мнения. Б) Существует мнение, что моральные нормы лишают человека свободы выбора. Согласны ли Вы с этим мнением? С опорой на обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Читайте также: