Кто отвечает за профилактику правонарушений в школе

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

1) оздоровить условия жизни и воспитания несовершеннолетних в случаях, когда ситуация угрожает их нормальному развитию;

2) пресечь и установить действия источников антиобщественного влияния;

3) воздействовать на несовершеннолетних, допускающих отклонения в поведении таким образом, чтобы не дать закрепиться антиобщественным взглядам и привычкам.

Основными направлениями ранней профилактики являются:

1. Выявление и установление неблагополучных условий жизни и воспитания еще до того, как они отразились на поведении, формировании взглядов конкретных подростков.

2. Выявление и устранение (нейтрализация) источников отрицательных влияний на подростков, могущих сформировать антиобщественную позицию личности и способствовать совершению преступлений.

Это направление предполагает:

– применение мер по оздоровлению неблагополучных условий семейного воспитания подростка с помощью различных мер воздействия к его родителям;

– изъятие подростков из отрицательно воздействующей на подростка обстановки;

– применение предусмотренных законом мер к лицам, вовлекающим подростков в пьянство, и иную антиобщественную деятельность;

3. Оказание сдерживающего и корректирующего воздействия на подростков с социально отклоняющимся поведением.

Причем могут быть выделены меры: воздействия на подростков, антиобщественные взгляды которых еще не укрепились и проявляются в совершении отдельных малозначительных проступков.

Цель их применения не дать закрепиться антиобщественным взглядам и привычкам; воздействия, применяемые к подросткам с достаточно выраженной антиобщественной позицией личности, совершающим правонарушения, не носящие преступного характера. Их цель – не дать возможности реализоваться в преступление антиобщественной позиции личности;

4. Здесь наряду с оказанием, в случае необходимости, помощи подростку, попавшему в неблагоприятные условия семейного воспитания, вплоть до изъятия из отрицательной среды и направления в детский дом, школу-интернат и т. д., возможно применение конкретных мер по организации контроля за его поведением и индивидуальной воспитательно-профилактической работы (постановка на учет и инспекцию по делам несовершеннолетних, назначение шефа, общественного воспитателя и т. д.). Сюда же относится и применение различных мер воздействия (общественных, административных, гражданско-правовых, принудительных мер воспитательного характера) к подросткам, допускающим правонарушения.

В нашей школе создана определенная система профилактической работы, где в единстве с учебной работой осуществляется система внешкольных и внеклассных мероприятиях; проводится текущий, сравнительный, проблемно-ориентированный анализ состояния профилактической работы.

В школе создана и развивается единая база мониторинга по профилактике правонарушений и преступлений среди обучающихся, где постоянно отслеживается информация о количестве, совершенных преступлений и правонарушений; о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации; о привлечении школьников к различным видам воспитывающей деятельности. Постоянно осуществляется контроль за посещаемостью и успеваемостью детей, состоящих на внутришкольном профилактическом учете, за их занятостью во внеурочное время. На каждого ребенка, состоящего на внутришкольном профилактическом учете, оформлен пакет документов с привлечением всех специалистов (социального педагога, классного руководителя, инспектора ПДН), составлены планы работы.

В школе создан Совет по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних, который руководит всей профилактической работой. Вся работа планируется и проводится совместно с ПДН ОМВ России по Верховскому району.

Вопросы занятости обучающихся в кружках секциях, профилактики употребления наркотиков среди несовершеннолетних, совместной работы с различными службами, контроль за детьми, состоящими на учете ПДН ОМВД России по Верховскому району.

Контроль за посещаемостью осуществляется классными руководителями, социальным педагогом, директором школы.

Большинство учащихся занимаются в спортивных секциях или кружках.

Охват детей различными формами дополнительного образования

Всего обучаются 438 детей.

Занято 430 уч-ся.

В начале каждого учебного года в нашей школе создаётся банк данных обучающихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им. Оформляются социальные паспорта каждого класса, и впоследствии составляется единый социальный паспорт школы. Работниками социально-педагогической службы – тщательно планируется работа с подростками с девиантным поведением: составляется план работы Совета профилактики правонарушений, план совместной работы школы и подразделения по делам несовершеннолетних по предупреждению правонарушений среди подростков, план работы по профилактике употребления психически активных веществ среди несовершеннолетних, план мероприятий по антиалкогольной, антиникотиновой пропаганде; планируются санитарно-просветительская работа.

В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые Месячники профилактики правонарушений. В их организации участвуют сотрудники ГАИ, пожарной охраны, представители общественных организаций в лице членов комиссии по делам несовершеннолетних, психолог, заместитель директора по воспитательной работе школы.

Планирование и проведение комплекса мероприятий в рамках месячника по профилактике правонарушений позволяет привлечь к работе по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних всех участников воспитательного процесса, что, в свою очередь, оказывает положительное воздействие на оперативную обстановку и способствует качественному улучшению профилактической работы в подростковой среде.

Педагогический коллектив школы прилагает максимум усилий для организации свободного времени учащихся. В школе работают бесплатные кружки. Успешно работают спортивные секции по настольному теннису, футболу, шахматам. В них в свободное от уроков время охотно занимаются обучающиеся.

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в ее реализации. Классными руководителями ведется большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводятся лекции по воспитанию обучающихся согласно их возрастных особенностей, родительские собрания, совместные мероприятия с детьми и родителями. Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.

За данный период в школе проведены мероприятия воспитательного и предупредительного характера.

С целью социальной адаптации детей, формирования у них гражданской позиции. С учащимися 1- 11 классов проведены и запланированы часы общения, мероприятия на темы военных лет, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно.

Наиболее эффективны в работе по профилактике правонарушений школы с развитой структурой внеурочной деятельности, учитывающей интересы разных возрастов, прежде всего подростков. Создание в школах структурных подразделений дополнительного образования, осуществление досуговых программ, организация любительской самодеятельности (художественной, технической, спортивной), организация семейного досуга – мощный источник привлекательности школы и ресурс профилактики отклоняющегося поведения.

Таким образом, профилактика правонарушений предполагает, что школа становится местом, где ребенок реально находит применение своим возможностям и инициативе.

В школе необходимо формирование социальных норм и правил поведения, поскольку без этого невозможно эффективное решение задач обучения и воспитания подрастающего поколения.

В связи с этим необходимо:

– создать уклад норм школьной жизни;

– помочь школьникам узнать свои права и научиться ими пользоваться, защищать их в случае нарушения;

– помочь подросткам увидеть взаимосвязь личной свободы и ответственности каждого человека;

– помочь школьникам научиться разрешать споры правовыми способами;

– воспитать навыки правовой культуры.

Исходя из вышеизложенного социальная работа с несовершеннолетними, склонными к правонарушениям должна решать следующие задачи:

· осуществление комплексной медико-психолого-педагогической диагностики с целью определения причин возникновения проблем в обучении, общении и других;

· выбор оптимального способа обучения для каждого ребенка и выбор мер психокоррекционного воздействия на его личность;

· оказание индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, правовой и медицинской помощи детям и подросткам

· консультативная помощь родителям или лицам, их заменяющим;

· методическая и практическая помощь специалистам, занимающимся вопросами реабилитационно-коррекционной деятельности.

Следовательно можно выделить следующие направления действия:

1. Диагностическая деятельность

— выявление учащихся с отклонениями в поведении в первом классе и своевременная организация работы по коррекции их поведения;

— изучение уровня развития и воспитанности учащихся;

— наблюдение за учащимися в различных ситуациях;

— определение положения ребенка в коллективе сверстников, в семье;

—проведение социометрического исследования по определению референтных групп и положения ребенка в коллективе;

— определение уровня самооценки, самоконтроля, навыков самовоспитания;

— выявление положительных качеств и недостатков в поведении, общении;

— изучение и выявление интересов и склонностей ребенка;

— изучение особенностей характера и темперамента ребенка;

— определение мотивов поведения и общения;

— учет состояния здоровья ребенка;

— наблюдение за контактом ребенка с родителями (опекунами).

2. Индивидуально-коррекционная работа

— индивидуальное консультирование по вопросам исправления недостатков поведения;

— изучение индивидуальных особенностей, уровня воспитанности учащихся и на основе изученного определение конкретных задач и методов дальнейшего педагогического воздействия;

— ведение дневника психологических наблюдений за поведением, общением, положением ребенка в коллективе, начиная с 1 -го класса и передача дневника классному руководителю 4-го класса для дальнейшей последовательной работы;

— индивидуальная работа классного руководителя, социального педагога психолога, администрации школы с учащимися, требующими коррекции поведения;

— создание условий для развития творческих способностей ребенка, помощь в организации разумного досуга (кружки, клубы по интересам, спортивные секции и др.);

— вовлечение учащихся в активную общественную работу;

— ненавязчивый контроль со стороны учителя, классного руководителя, психолога, социального педагога, администрации школы за поведением ребенка в классном коллективе и во внеурочное время;

— проведение тренингов общения;

— проведение тренингов психологической разгрузки;

— привлечение к чтению художественной литературы, запись в библиотеку;

— индивидуальные беседы, встречи с интересными людьми.

3. Работа с семьей

— изучение социального положения ребенка в семье;

— выступление учителей на родительских собраниях;

— посещение семей с целью проведения бесед по вопросам профилактики преступлений и правонарушений;

— встречи с работниками инспекции по делам несовершеннолетних, прокуратуры, следственных органов;

— индивидуальные консультации для родителей, организация службы доверия;

—вовлечение в работу с семьей Совета по профилактике правонарушений и преступлений;

— привлечение родителей к проведению родительских собраний, бесед с учащимися, к участию в общешкольных мероприятиях;

— проведение творческих встреч, тематических родительских собраний;

— привлечение специалистов для индивидуальных консультаций и встреч с родителями (психологов, наркологов, сексопатологов, гинекологов, венерологов и др.);

— приглашение родителей неблагополучных семей на школьные праздники, кинолектории и др.;

4. Взаимодействие с заинтересованными организациями

— сотрудничество с комиссией по делам несовершеннолетних района;

—сотрудничество с врачами: психологами, наркологами, сексопатологами, гинекологами, венерологами и др.;

— сотрудничество с городским Центром детского творчества.

5. Информационная, организационно-методическая деятельность

— проведение совместных малых и больших педагогических советов, целевых совещаний, дискуссий и т.п.;

— взаимодействие методических объединений классных руководителей старших классов и учителей начальных классов (преемственность в работе);

— разработка индивидуальной программы коррекции поведения трудновоспитуемых подростков;

— составление психолого-педагогической карты учащихся, состоящих на внутришкольном контроле в ИДН;

— разработка материалов в помощь классному руководителю;

— составление психолого-педагогической характеристики класса;

— организация выставок литературы, плакатов;

— проведение социометрического исследования классов.

6. Правовое просвещение учащихся

— изучение и обсуждение Правил для учащихся;

— изучение Уголовного кодекса РБ об ответственности несовершеннолетних;

— организация встреч с работниками ОВД, ИДН;

— проведение месячника правовых знаний;

— проведение тематических кинолекториев;

— проведение диспутов, конференций.

Особый упор необходимо сделать на учебно-воспитательное и социально-правовое направление в деятельности школы.

Учебно-воспитательное направление деятельности – это осуществление образования детей, имеющих трудности в усвоении образовательных программ в связи с особенностями психофизического развития и неблагополучными социальными условиями жизни, в пределах государственного образовательного стандарта. Создание условий для личностно-ориентированного обучения, обеспечивающего вариативный характер образования с постановкой коррекционно – развивающих задач; для восстановления обучаемости и повышения уровня воспитанности.

Социально-правовое направление предусматривает оказание помощи несовершеннолетним в социальной и трудовой адаптации, профориентации, получении профессии и трудоустройстве, в защите их прав и охраняемых законом интересов; консультирование несовершеннолетних и их родителей по правовым вопросам; профилактика асоциального поведения, бродяжничества, беспризорности, попыток суицида несовершеннолетних.

Воспитать гражданина невозможно, если не сформировать у ребёнка уважение к родителям, членам своей семьи, понимание сущности социальной роли семьи в обществе.

Союз семьи и школы - это важнейшее условие совершенствования воспитания. Ведь такие проблемы, как наркомания, детская преступность не могут в принципе быть решены без участия семьи. То же самое и с оздоровительно-досуговой деятельностью, приобщением к тру­ду, спорту, бережному отношению к природе. Прежде всего, в семье ребенок усваивает основные нормы социальной жизни.

Родительский комитет школы поддерживает генеральную линию учебно-воспитательной работы в школе, прини­мает участие:

- в родительских конференциях;

- в воспитательном процессе;

- в коллективных творческих делах;

- в материально-техническом оснащении;

- в решении хозяйственных проблем.

Краткое описание документа:

Важное место в деятельности социальной службы школы занимала работа по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних. В школе необходимо формирование социальных норм и правил поведения, поскольку без этого невозможно эффективное решение задач обучения и воспитания подрастающего поколения.В школе создана и развивается единая база мониторинга по профилактике правонарушений и преступлений среди обучающихся, где постоянно отслеживается информация о количестве, совершенных преступлений и правонарушений; о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации; о привлечении школьников к различным видам воспитывающей деятельности. Постоянно осуществляется контроль за посещаемостью и успеваемостью детей, состоящих на внутришкольном профилактическом учете, за их занятостью во внеурочное время. На каждого ребенка, состоящего на внутришкольном профилактическом учете, оформлен пакет документов с привлечением всех специалистов (социального педагога, классного руководителя, инспектора ПДН), составлены планы работы. В школе создан Совет по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних, который руководит всей профилактической работой. Основными направлениями ранней профилактики являются:Выявление и установление неблагополучных условий жизни и воспитания еще до того, как они отразились на поведении, формировании взглядов конкретных подростков.Выявление и устранение (нейтрализация) источников отрицательных влияний на подростков, могущих сформировать антиобщественную позицию личности и способствовать совершению преступлений.Это направление предполагает:– применение мер по оздоровлению неблагополучных условий семейного воспитания подростка с помощью различных мер воздействия к его родителям;– изъятие подростков из отрицательно воздействующей на подростка обстановки;– применение предусмотренных законом мер к лицам, вовлекающим подростков в пьянство, и иную антиобщественную деятельность;Оказание сдерживающего и корректирующего воздействия на подростков с социально отклоняющимся поведением.Причем могут быть выделены меры: воздействия на подростков, антиобщественные взгляды которых еще не укрепились и проявляются в совершении отдельных малозначительных проступков.Цель их применения не дать закрепиться антиобщественным взглядам и привычкам; воздействия, применяемые к подросткам с достаточно выраженной антиобщественной позицией личности, совершающим правонарушения, не носящие преступного характера. Их цель – не дать возможности реализоваться в преступление антиобщественной позиции личности;Здесь наряду с оказанием, в случае необходимости, помощи подростку, попавшему в неблагоприятные условия семейного воспитания, вплоть до изъятия из отрицательной среды и направления в детский дом, школу-интернат и т. д., возможно применение конкретных мер по организации контроля за его поведением и индивидуальной воспитательно-профилактической работы (постановка на учет и инспекцию по делам несовершеннолетних, назначение шефа, общественного воспитателя и т. д.). Сюда же относится и применение различных мер воздействия (общественных, административных, гражданско-правовых, принудительных мер воспитательного характера) к подросткам, допускающим правонарушения.

1.1. Школьный Совет профилактики правонарушений несовершеннолетних создается в школе по решению педагогического совета для организации работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений и преступлений, укреплению дисциплины среди учащихся, защиты законных прав и интересов несовершеннолетних.

1.2. Состав Совета профилактики утверждается педагогическим советом школы на срок до 2-х лет. В состав Совета профилактики входят: председатель, заместитель председателя, секретарь и члены Совета. Прекращение полномочий председателя, заместителя председателя, секретаря и членов Совета профилактики осуществляется по решению педагогического совета школы.

Председатель Совета профилактики выбирается из числа заместителей директора школы. Председатель осуществляет общее руководство и планирование работы Совета профилактики, проводит заседания Совета профилактики, докладывает директору школы и педагогическому совету о результатах работы Совета профилактики.

Заместитель председателя Совета профилактики выбирается из числа наиболее опытных педагогов школы и в отсутствие председателя исполняет его обязанности.

Секретарь Совета профилактики выбирается из числа педагогов школы. Осуществляет ведение документации, протоколирует Заседания и заполняет Журнал заседаний Совета профилактики.

Члены Совета профилактики выбираются из числа педагогов школы, организующих воспитательно-профилактическую и учебную работу (заместитель директора по воспитательной работе, учебно-воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, другие опытные педагоги образовательного учреждения); и из числа представителей общественных организаций, родительской общественности, сотрудников правоохранительных органов (в т.ч. инспектора подразделений по делам несовершеннолетних, закрепленные за образовательным учреждением, зональные инспектора ПДН УВД), других заинтересованных организаций и учреждений.

Председатель, заместитель председателя, секретарь и члены Совета профилактики в своей работе руководствуются федеральными, региональными и муниципальными нормативными документами, регламентирующими организацию воспитательно-профилактической и учебной работы в школе, настоящим Примерным положением, Конвенцией ООН о правах ребенка, другими нормативными и правовыми актами, а также соответствующими приказами, методическими рекомендациями и инструктивными письмами департамента образования.

Функциональные обязанности специалистов Совета профилактики:

Заместитель директора образовательного учреждения:

— контролирует ведущуюся документацию Совета профилактики в течение учебного года;

— оказывает необходимую методическую помощь педагогам - членам Совета профилактики;

— организует мероприятия, направленные на профилактику безнадзорности и правонарушений;

— контролирует внедрение программ превентивного образования и отслеживает работу по выбранной программе;

— организует досуг и дополнительное образование (кружковую работу) учащихся;

— формируют педагогическое видение на разбираемые проблемы;

— активно участвуют в реализации программ превентивного обучения;

— оказывают посильную помощь в проведении мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности и правонарушений.

— ведет работу по пропаганде психолого-педагогических знаний в области превентивной психологии;

— осуществляет психологическую диагностику до начала комплексной помощи семье, а также после проведенной работы с целью отслеживания достигнутого результата;

— осуществляет консультативную помощь учащимся, родителям;

— способствует гармонизации социальной сферы учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;

— консультирует по различным психологическим вопросам администрацию и педагогов образовательного учреждения;

— обеспечивает проведение различных форм профилактической работы с педагогами, родителями и учащимися.

— выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении учащихся группы риска и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;

— отслеживает социальные условия семей, с которыми работает Совет профилактики.

— расширяет медицинскую базу знаний среди учащихся и их родителей;

— предоставляет данные о состоянии здоровья учащихся группы риска.

Представитель правоохранительных органов:

— расширяет юридическую базу знаний среди учащихся, родителей, а также педагогов;

— проводит встречи, занятия с учащимися, направленные на профилактику правонарушений;

1.3 Деятельность комиссии основывается на принципах:

2) гуманного обращения с несовершеннолетними

3) сохранения конфиденциальности информации.

  1. Задачи и порядок деятельности Совета профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

2.1. Совет профилактики правонарушений:

2.1.2. Изучает и анализирует состояние правонарушений и преступности среди учащихся, состояние воспитательной и профилактической работы, направленной на их предупреждение.

2.1.3. Рассматривает персональные дела учащихся, требующих особого воспитательно-педагогического внимания.

2.1.4. Осуществляет контроль за поведением подростков, состоящих на внутришкольном учете, на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, в комиссии по делам несовершеннолетних, у нарколога.

2.1.5. Выявляет и ставит на внутришкольный учет трудновоспитуемых учащихся и родителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию и обучению детей.

2.1.7. Организует индивидуальное шефство над трудными учащимися, закрепляет за ними шефов - наставников из числа работников школы, представителей родительской общественности, представителей других заинтересованных учреждений и ведомств, общественных объединений и организаций.

2.1.8. Осуществляет профилактическую работу с неблагополучными семьями. Обсуждает поведение родителей, не выполняющих свои обязанности по воспитанию и обучению детей. При необходимости ставит перед соответствующими государственными организациями вопрос о привлечении таких родителей к ответственности, установленной законодательством РФ.

2.1.9. Заслушивает на своих заседаниях отчеты закрепленных шефов - наставников о работе по предупреждению безнадзорности, правонарушений и преступлений среди учащихся, о выполнении рекомендаций и требований Совета профилактики.

2.1.10. Заслушивает классных руководителей о состоянии работы по укреплению дисциплины и профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений среди учащихся.

2.1.11. Выносит проблемные вопросы на обсуждение педсовета и для принятия решения руководством школы; принимает решение о снятии исправившихся учащихся с внутришкольного контроля.

2.1.12. Ходатайствует перед подразделением по делам несовершеннолетних УВД и комиссией по делам несовершеннолетних о снятии с учета исправившихся учащихся.

2.1.14. Организует обучение педагогического коллектива школы, родительского актива, шефов - наставников современным формам и методам работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

2.1.15. Не реже одного раза в год отчитывается о проводимой работе и ее результатах перед педагогическим коллективом.

2.1.16. Информирует администрацию школы о состоянии правонарушений, преступлений, безнадзорности среди учащихся, проблемах и перспективах организации воспитательно-профилактической работы.

2.1.17. Планирует и организует проведение лекций, диспутов, массовых мероприятий, разъяснительных бесед с несовершеннолетними и их родителями других групповых и индивидуальных мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних с привлечением представителей правоохранительных органов, других заинтересованных ведомств.

  • Орган прокуратуры - о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;
  • Комиссию по делам несовершеннолетних - о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • Орган опеки и попечительства — о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
  • Орган управления социальной защиты населения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;
  • Орган внутренних дел - о выявлении родителей несовершеннолетних или их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;
  • Орган управления здравоохранением - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
  • Орган управления образованием - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ - интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;
  • Орган по делам молодежи - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.

2.2. Совет профилактики рассматривает вопросы, отнесенные к его компетенции, на своих заседаниях, которые проходят не реже одного раза в месяц.

2.3. При разборе персональных дел вместе с учащимися приглашаются закрепленный шеф-наставник, классный руководитель и родители учащегося, а при необходимости другие заинтересованные лица.

2.4. Работа Совета профилактики планируется на учебный год. План работы обсуждается на заседании Совета профилактики и утверждается директором школы.

2.5. Свою работу Совет профилактики проводит в тесном контакте с правоохранительными органами; комиссиями по делам несовершеннолетних; органами Госнаркоконтроля России; органами прокуратуры, здравоохранения, по делам молодежи, культуры; учреждениями дополнительного образования детей; наркологическими службами; администрациями предприятий по месту работы родителей; заинтересованными общественными организациями.

3.1. Решение педагогического совета школы о создании Совета профилактики.

3.2. Приказ директора школы о создании Совета профилактики (на основании решения педагогического совета)

3.3. План работы Совета профилактики (на учебный год)

3.4. Журнал заседаний Совета профилактики (заносится информация о дате и темах заседаний Совета профилактики).

3.5. Протоколы заседаний Совета профилактики.

3.6. Карты (учетно-профилактические карточки) учащихся, состоящих на внутришкольном учете.

3.7. Списки всех подучетных детей по группам учета (внутришкольный, ПДН, КДН и др.).

  1. Прекращение деятельности Совета профилактики

Прекращение деятельности Совета профилактики осуществляется по решению педагогического совета школы.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

ВложениеРазмер
Отчет 25.46 КБ

Предварительный просмотр:

Информация образовательного учреждения о сложившейся системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В целях предупреждения безнадзорности и правонарушений учащихся в школе организуется внутришкольный учет обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении. Постановка на внутришкольный учет носит профилактический характер и является основанием для индивидуальной профилактической работы.

Вопросы профилактики правонарушений рассматриваются на педсоветах, заседаниях МО классных руководителей, Совете по профилактике правонарушений и безнадзорности, родительских собраниях.

Администрация школы, социальный педагог, классные руководители осуществляют индивидуальную работу с детьми и родителями, посещают социально неблагополучные семьи и семьи группы риска, организуют встречи учащихся с сотрудниками правоохранительных органов, проводят тематические классные часы и беседы, осуществляют работу с подростками, состоящими на учете в КДН, ПДН, внутришкольном учете.

В начале каждого учебного года согласовываются и утверждаются планы совместной работы школы с ПДН и КДН и ЗП. Согласно планам проводится совместная работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, а также плану Совета профилактики школы и плану работы социального педагога (по месяцам).

В целях предупреждения противоправного поведения и безнадзорности среди учащихся, повышения правовой культуры учащихся и родителей в школе разработана программа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и работе с социально-неблагополучными семьями и детьми.

Для работы по предупреждению правонарушений и преступлений, укреплению дисциплины среди учащихся в школе создан Совет профилактики, который изучает и анализирует состояние правонарушений среди учащихся, воспитательной и профилактической работы, направленной на их предупреждение. Заседания Совета профилактики проводятся не реже одного раза в месяц.

В начале каждого учебного года составляется социальный паспорт школы. У социального педагога имеется банк данных родителей и учащихся, состоящих на различных уровнях учета; карточки учета индивидуальной работы с учащимися, журнал учета индивидуальных бесед и посещений семей.

В школе имеется необходимая документация, отражающая систему работы школы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

- банк данных об учащихся, состоящих на учете в школе, ПДН и КДН и семьях, находящихся в социально - опасном положении;

-социальный паспорт школы и классов;

- акты обследования жилищно-бытовых условий семей, находящихся в социально - опасном положении;

- журнал о посещении семей;

- планы индивидуальной работы с учениками и родителями;

- информация о занятости ребят, состоящих на школьном учете и в ПДН, во внеурочное время и каникулярное время.

Причины постановки на внутришкольный профилактический учёт:

а) учащийся неоднократно нарушал Устав школы, правила поведения учащихся школы;

б) учащийся пропустил до 50% учебного времени по неуважительной причине;

в) учащийся уходил из дому;

г) учащийся неоднократно совершал мелкое хулиганство во время образовательного процесса;

д) учащийся замечен при попытке употребления психоактивных веществ, алкоголя.

-ведётся мониторинг пропусков учащимися занятий без уважительной причины, выявляется причина пропусков;

– классными руководителями регулярно заполняется страница пропусков уроков в классном журнале, информируют родителей о пропусках и успеваемости обучающихся;

– учителя-предметники своевременно ставят в известность классного руководителя о пропусках уроков учениками;

– учащиеся, имеющие пропуски без уважительной причины, состоят на особом контроле социального педагога школы, с ними проводится постоянная профилактическая работа, ведется контроль за их посещаемостью.

Ликвидация пробелов в знаниях учащихся также является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Тесное взаимодействие классных руководителей с учителями - предметниками способствует решению проблемы с обучением учащихся, имеющих трудности в освоении программы. В школе ведется ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и социального педагога, организована помощь учителями – предметниками, индивидуальные занятия и консультации. В рамках дополнительных занятий учителя-предметники помогают обучающимся ликвидировать проблемы в знаниях.

Одним из важных факторов профилактики является занятость учащихся в свободное время, поэтому большое внимание уделяется развитию системы дополнительного образования, вовлечению подростков в кружки и секции. В настоящее время в нашей школе функционирует 3 спортивные секции, 1 кружок, для учащихся начальных классов, 5, 6, 7, 8, в рамках реализации программы ФГОС, организована внеурочная деятельность, включающая в себя широкий спектр внеклассной работы с учащимися по разным направлениям. При проведении школьных мероприятий (согласно плану работы школы) и классных мероприятий (по плану воспитательной работы классных руководителей), классные руководители и учителя-предметники стараются вовлечь обучающихся в проведение различных мероприятий (в предметных олимпиадах, спортивных мероприятиях, в конкурсах, викторинах и т.д) Общешкольных мероприятий в школе проводятся очень часто. Многие мероприятия проводятся совместно с ДК, сельской библиотекой, пожарной частью, музеем.

С учащимися совершившие правонарушения проводится индивидуальная профилактическая работа, беседы о недопустимости совершения ими подобных правонарушений в дальнейшем, по нравственной тематике, о здоровом образе жизни.

Ведется активная работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма (ДТТ), по проблеме обучения учащихся правилам дорожного движения (ПДД). Педагогический коллектив школы свою работу ведет в тесном контакте с родителями, постоянно совершенствуя формы и методы изучения детьми ПДД и их пропаганды. Классными руководителями были проведены классные часы. На них были рассмотрены вопросы поведения учащихся вблизи проезжей части, правила перехода перекрестков, улиц, безопасный путь со школы домой. В школе имеются плакаты по ПДД, творческие работы учащихся, памятки для учащихся и родителей и т.п.

Таким образом, в школе реализуется комплекс мер, направленных на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. И все же, остается актуальной задача повышения эффективности профилактической работы с учащимися, усиления роли Совета профилактики, педагогического коллектива образовательного учреждения.

Термин - правонарушение и профилактика правонарушений в школе

Правонарушением считается противоправное действие, несущее опасность для общества, которое пагубно влияет на личность, окружающих или государство и за которое установлено наказание для граждан любого возраста.

Профилактика правонарушений в учебных заведениях считается одним из основных направлений в воспитании школьников.

Важнейшей её целью является создание условий для образования у детей и подростков норм нравственного поведения.

Кто осуществляет профилактику правонарушений в школе?

Воспитанием в ребенке индивидуальности со своими принципами, убеждениями, мировоззрением и моральными нормами главным образом занимается учитель.

Профилактика правонарушений в школе осуществляется систематически всеми сотрудниками образовательного учреждения: классным руководителем, психологом, завучем по воспитательной работе и другими педагогами.

Воспитание школьников — процесс сложный, многоэтапный, продолжительный по времени, поэтому учебные учреждения тесно сотрудничают со следующими службами:

  • учреждениями культуры;
  • комиссией по делам несовершеннолетних;
  • центрами детского творчества и библиотеками;
  • центром занятости населения, которые в свою очередь проводят ряд мероприятий;
  • направленных на воспитание социальной культуры школьников.

Факторы, влияющие на совершение правонарушений школьниками

Обратим внимание на причины, которые отрицательно влияют на развитие и воспитание школьников, именно они являются первой ступенью ведущей к совершению правонарушений несовершеннолетними.

Особое влияние на растущее поколение оказывает - социум.

Готовые работы на аналогичную тему

Доступность табака и алкоголя, наркомания, пропаганда насилия и беспощадности в СМИ, а также на просторах всемирной паутины, безработица, недостатки правоохранительных органов. Наряду с социумом на подрастающее поколение огромное влияние оказывает семья, в которой осуществляется процесс воспитания. Социально - культурный уровень родителей, их доходы, стиль общения и отношения в семье, а также ее состав все это накладывает отпечаток на уровень культурности школьников.

Направления и методы работы по профилактике правонарушений в школе

В системе профилактической деятельности школы можно отметить следующие направления:

  • меры общей профилактики, гарантирующие привлечение каждого ученика в жизнь школы;
  • меры специальной профилактики, суть которых определить детей нуждающихся в пристальном внимании, и осуществлении работы с ними в индивидуальном порядке.

Своевременно замеченные отклонения в поведении и правильно организованная психолого-педагогическая помощь могут предотвратить деградацию личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

В целях профилактики правонарушений среди несовершеннолетних используются различные методы работы:

  • увещевание;
  • социальное проектирование;
  • анализ документов;
  • метод убеждения;
  • методы организации коллективной творческой деятельности;
  • создание ситуации успеха в социально-значимой деятельности;
  • тренинги социальных навыков и модификации поведения.

Для выявления учащихся нуждающихся в индивидуальной работе используются следующие методы исследования:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдение.

Мероприятия по профилактике правонарушений в школе

Профилактика правонарушений в школе проводится регулярно и систематично.

Для контроля над проделанной работой составляется план мероприятий и назначаются ответственные.

Огромная роль отводится работе с семьей. Для этого работники образовательной организации (социальные педагоги и классные руководители) изучают социально — психологический статус семьи. Проводятся диагностики и анкетирования среди учащихся и их родителей. Результаты интерпретируются, выявляется список неблагополучных или малообеспеченных детей. Благодаря сбору данных педагоги определяют темы для бесед с родителями.

Большой потенциал, для повышения социальной культуры школьников имеет: внеклассная (классные часы) и внеурочная (кружки, объединения, круглые столы) деятельность.

Проблема помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением обозначена в нашем обществе особенно остро. Сегодня каждое 11-е преступление совершает подросток.

Особое внимание обращает на себя возрастающее число обучающихся с патологией репродуктивной системы, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Характерной особенностью последнего десятилетия является рост числа социально-обусловленных заболеваний среди подростков (токсикомания, табакокурение, алкоголизм, ВИЧ/СПИД, туберкулез). К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много. Ими являются:

1. Процессы, происходящие в обществе:

– отсутствие ясной, позитивной государственной идеологии, направленной на изменение иерархии общественных ценностей;
– несовершенство законов и работы правоохранительных органов, безнаказанность преступлений;
– безработица (явная и скрытая);
– отсутствие социальных гарантий и государственной поддержки экономически несостоятельных семей с детьми;
– пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации;
– отсутствие своевременной и квалифицированной диспансеризации детей, позволяющей выявлять физические и психологические нарушения здоровья детей и подростков, оказывать им по итогам диспансеризации помощь;
– доступность табака, алкоголя, наркотиков.

2. Состояние семьи, ее атмосфера:

– неполная семья;
– материальное положение семьи (как бедность, так и богатство);
– низкий социально-культурный уровень родителей;
– отсутствие семейных традиций;
– стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку, жестокость родителей, их безнаказанность и бесправие ребенка);
– отрицание самоценности ребенка;
– удовлетворение потребностей детей (недостаток или избыток);
– злоупотребление родителей алкоголем, наркотиками и др.;
– попустительское отношение родителей к употреблению детьми психоактивных веществ.

3. Факторы риска, идущие от организации внутришкольной жизни:

Несовершенство организации управления процессами обучения и воспитания; плохая материальная обеспеченность школы; отсутствие налаженной систематической связи школы с семьей школьника и рычагов воздействия на родителей, не занимающихся воспитанием ребенка; неудовлетворительная организация внеклассной работы; отсутствие детских организаций в школе.

К внутренним факторам риска относятся: ощущение ребенком собственной ненужности, низкая самооценка, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль и самодисциплина, незнание и неприятие социальных норм и ценностей, неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях, неумение выражать свои чувства, реагировать на свои поступки и поступки других людей.

Признаками проблемных детей могут являться:

1. Уклонение от учебы вследствие:

– неуспеваемости по большинству предметов;
– отставания в интеллектуальном развитии;
– ориентации на другие виды деятельности;
– отсутствия познавательных интересов.

2. Низкая общественно-трудовая активность:

– отказ от общественных поручений;
– пренебрежительное отношение к делам класса;
– демонстративный отказ от участия в трудовых делах;
– пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.

3. Негативные проявления:

– употребление спиртных напитков;
– употребление психотропных и токсических веществ;
– тяга к азартным играм;
– курение;
– нездоровые сексуальные проявления.

4. Негативизм в оценке действительности.

5. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:

– грубость;
– драки;
– прогулы;
– пропуски занятий;
– недисциплинированность на уроках;
– избиение слабых, младших;
– вымогательство;
– жестокое отношение к животным;
– воровство;
– нарушение общественного порядка;
– немотивированные поступки.

6. Отношение к воспитательным мероприятиям:

– равнодушное;
– скептическое;
– негативное;
– ожесточенное.

Безусловно, таким детям необходима педагогическая реабилитация.
В согласии с Законом РФ № 120 “Об основах системы профилактике правонарушений, бродяжничества и беспризорности” в школе сформирован Совет по профилактике правонарушений (Приложение 1), который проводится 1 раз в месяц, в состав которого входят: представители администрации, родительского комитета, Совета старшеклассников, классные руководители. Дальнейшая работа – выход на малые педсоветы, заседания педагогического совета школы, администрацию школы.

  • гуманный стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса;
  • демократические принципы и стиль управления учреждением, включающие адекватную реакцию на общественный заказ;
  • разумная дисциплина и порядок как условия защищенности ребенка и взрослого в образовательном пространстве;
  • возможность проявления детских инициатив и их поддержка со стороны взрослых

В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые в учебных заведениях правонарушений. В их организации участвуют сотрудники ГИБДД, пожарной охраны, представители общественных организаций в лице членов комиссии по делам несовершеннолетних, специалисты по делам семьи, молодежи, занятости, правоохранительные органы; работники медицинских учреждений, психолог, социальный педагог школы. План работы (приложение 2) утверждается директором школы.

В рамках профилактики правонарушений проводятся следующие мероприятия.

Родительские общешкольные и классные собрания, лекции или беседы специалистов.

На заседание Совета планируется комплекса мероприятий по профилактике правонарушений позволяющий привлечь к работе по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних всех участников воспитательного процесса, что, в свою очередь, оказывает положительное воздействие на оперативную обстановку и способствует качественному улучшению профилактической работы в подростковой среде.

Школа проводит большую работу по формированию здорового образа жизни у учащихся. Регулярно проводить анкетирование учащихся с целью выявления уровня знаний о факторах риска, анализ отношения детей разного возраста к психически активным веществам, выявление знаний и отношения детей разных возрастных групп к здоровому образу жизни. При анализе выявляется, что уже в 6-м классе дети четко осознают опасность, связанную с употреблением ПАВ, резко негативно высказываются против употребления ПАВ и верят в действенность профилактических мер, они сами готовы принимать участие в такой работе. Дети всех возрастных групп имеют полное представление о ЗОЖ, стараются его придерживаться. Регулярно проводятся беседы о здоровом образе жизни, которые помогают становлению у детей санитарно-гигиенических навыков. Школьным библиотекарем оформляется выставки книг.

С целью привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганды здорового образа жизни, выявляются сильнейшие учащиеся и формируются сборные команды школы для участия в районных, областных соревнованиях. В школе работает спортивная секция по настольному теннису, организована школьная футбольная команда. В начале каждого учебного года составляется календарь спортивно-массовых мероприятий. Учащиеся школы участвуют в общешкольных, зональных, районных соревнованиях. В школе проводятся Дни Здоровья, соревнования по футболу, волейболу.

Большое внимание Советом по профилактики правонарушений уделяется программе по пропуску занятий без уважительной причины, система профилактики преступлений против несовершеннолетних, насилия и жестокого обращения с ними, их гибели и травматизма, система профилактики правонарушений, девиантного поведения, бродяжничества, безнадзорности в детской среде, а так же раннего семейного неблагополучия.

В результате профилактических мероприятий, проводимых в ОУ снизилось количество обучающихся пропускающих занятие без уважительной причины.

К сожалению, проводимая профилактическая работа с некоторыми семьями не всегда имеет положительный результат, родители отказываются приходить в школу, не являются на заседания Совета по профилактики, во время рейдов не открывают двери, отказываются общаться с педагогами.

Читайте также: