План самообразования использование икт на уроках русского языка и литературы

Обновлено: 05.07.2024

Процесс самообразования то выбранной теме носит системный характер, включая постановку задач самообразования, прохождение курса повышения квалификации и серии вебинаров, разработку практико-ориентированных задач как средств обучения, их апробацию, конструирование уроков с их применением в интеграции с инновационными технологиями, участие в педагогических олимпиадах и конкурсах, публикации по теме самообразования.

Оценить 1269 0

Смоленского района Алтайского края

учителя русского языка и литературы

Шадриной Ирины Савельевны

повышение эффективности урока

посредством развития мотивационной сферы

через использование ЦОР

Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика,… тем легче будет учиться ученику.

· Обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников;

· Обеспечение более высокого уровня профессиональной компетентности учителя;

· Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий;

· Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;

· Выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей;

. Воспитание у учащихся познавательной активности, умения работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета;

. Создание условий для формирования умения самостоятельно анализировать, отбирать главное, использовать на уроке;

· Разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов, сосредоточение основных усилий МО на создании научной базы у учащихся выпускных классов для успешного продолжения образования.


Сложная и многосторонняя обучающая и воспитывающая деятельность требует регулярной и систематической работы по повышению квалификации. Учитель всегда должен удовлетворять растущие запросы школьников.

Перечень вопросов по самообразованию

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

Исрафиловой Айслу Салиховны

Тема самообразования:

Работу над темой предполагается начать: 1 апреля 2018 года

Предполагается закончить работу над темой: 30 ноября 2018 года.

Для школы нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Самообразование учителя есть необходимое условие профессионального роста педагога.

Мой кабинет оборудовали мультимедийным проектором и интерактивной доской. Всё это привело меня к активному внедрению ИКТ в процесс обучения. По опыту знаю, уроки с применением ИКТ – это яркие уроки, которые повышают мотивацию учащихся к обучению, способствуют повышению росту успеваемости, а мне помогают экономить время на уроке, оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

На уроках я использую различные готовые электронные ресурсы. Основной причиной, затрудняющей использование готовых мультимедийных уроков, является несоответствие содержания и структуры методическим особенностям преподавания конкретного урока русского языка и литературы в школе с родным (нерусским) языком обучения, невозможность изменить и дополнить учебный материал или спланировать его по другому принципу. Поэтому возникла необходимость разрабатывать собственные мультимедийные уроки.

Информационные технологии в настоящее время постоянно развиваются, поэтому я постоянно в поисках новых подходов к организации учебного процесса. Именно поэтому разумное внедрение ИКТ, а в частности, мультимедийных, интерактивных технологий в структуру своих уроков, проведение анализа их эффективности, считаю одним из главных направлений своей работы.

Цели самообразования:

-повышение эффективности уроков русского языка и литературы, внеурочной деятельности по предмету через применение информационно-коммуникативных технологий, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства .

-развитие благоприятной, мотивирующей потребности учащихся к учёбе.

Задачи самообразования по теме :

- найти эффективные способы применения ИКТ в своей деятельности;

-развитие профессиональной педагогической компетентности;

- вести мониторинг саморазвития школьников;

- формировать личность, готовую к самоопределению своего места в творческом преобразовании окружающего мира, к саморазвитию;

- формировать у учащихся устойчивые познавательные интересы;

- включить каждого ученика в работу на учебных занятиях в качестве активных участников образовательного процесса.

-разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплекта методических материалов по русскому языку и литературе с применением ИКТ;

-разработка и проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, обобщение опыта по внедрению проекта на школьном и муниципальном уровне;

Поскольку современный учитель должен быть современным во всем, то я считаю, что использование новых информационных технологий, а значит и построение мультимедийного урока поможет:

1)быстро адаптироваться в современных условиях постоянно меняющихся требований к уроку;

2) практически мыслить самой и учить этому детей;

3) включить ребят в активную деятельность;

4) на основе использования ИКТ повысить качество образования по русскому языку до 65%, по русской литературе до 78%;

5) повышая эффективность уроков и систему подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ за счёт использования ИКТ, достичь нижеследующих результатов учащихся:

9 класс при 100% успеваемости, качество образования 90%, средний балл 4,4. А в 11 классе достичь среднего балла -75. Подготовить двух учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку на 80 и более баллов.

Основные направления и сроки реализации проекта(план работы)

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки
реализации

Развитие компетентности

1.Изучение терминологических и понятийных основ мультимедиа технологий.

2. Изучение элементов мультимедиа ((технология, продукт, документ, мультимедийные программы для создания и предъявления мультимедиа продукта: Word, Excel, Power Point, Nero, Fine Reader, Delphi, Studio, Movie Maker, Flash MX,CourseLab и др.);

3.Изучение информационных моделей мультимедия (знаковые и образные);

4.Изучение психолого-педагогических аспектов использования в обучении мультимедиа средств.

5.Изучение использования мультимедиа и коммуникационных технологий как средства для реализации активных методов обучения.

01.04-10.04. 2018 г.

Развитие и использование инновационных технологий

1.Развитие использования метода – проектов с применением мультимедиа ресурсов на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности по предмету(составление технологических карт уроков, презентаций).

Сентябрь 2018 г.

Развитие лидерских качеств.

1. Проведение открытых уроков для учителей филологов с использованием метода - проектов на основании мультимедиа ресурсов.

20.10.2018. г- 30.10.2018 г.

01.11.-10.11. 2017 г.

Ответственный наставник

1.создание портфолио класса, одарённых учащихся;

2. помощь в разработке проектных работ, рефератов учащихся для научно - практических конференций;

3.обеспечение участия учащихся в онлайн - викторинах, фестивалях, конкурсах;

Активный гражданин

сентябрь 2018 г.

Перечень литературы, которую предполагается изучить и источники самообразования:

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ.пед.вузов и системы повышения квалификации пед.кадров/Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред.Е.С.Полат.- М:, Издательский центр “Академия”, 2003. 272 с.

2. Запрудский Н.И. Современные школьные технологии: Пособие для учителей. 2е изд.,Мн., 2004, 288 с.

3. Дворко Н. И. Профессия – режиссёр мультимедиа. – СПб, 2004.

4.Беловский Г.Г.Современные технические средства обучения в профессиональной подготовке педагога. Мн. “Высшая школа”, 2008

5. Петрова Н.П. “Виртуальная реальность. Современная компьютерная графика и анимация ”, 251 стр., М., Аквариум, 2004

6.Левин М.П. “Самоучитель разработки WEB-сайтов. HTML, CSS, графика, анимация, раскрутка”, 400 стр., М., Триумф, 2007.

7. Самоучитель разработки Web-сайтов: HTML, CSS, графика, анимация, раскрутка + Видеокурс / М. П. Левин, Ю. М. Алексеев. - М. : ТРИУМФ, 2008

Нажмите, чтобы узнать подробности

План по самообразованию учителя русского языка и литературы Курбатовой Г.Н.

Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. чем труднее учителю, тем легче ученику. чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, тем легче будет учиться ученику. Л.Н.Толстой

Льговского района Курской области

План по самообразованию педагога

Курбатова Галина Николаевна

Учитель русского языка и литературы

П.Колонтаевка, 2015 год

Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, тем легче будет учиться ученику…

Воспитывать у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета.

Вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, использовать на уроке.

Повышать эффективность урока, развивая мотивацию через использование ИКТ.

Обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников.

Обеспечение более высокого уровня профессиональной компетентности учителей.

Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий;

Повышения качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;

Выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей;

Воспитывать у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета;

Вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, использовать на уроке;

Разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов, сосредоточение основных усилий МО на создании научной базы у учащихся выпускных классов для успешного продолжения образования.

Перечень вопросов по самообразованию

Наличие инноваций в работе, т.е. овладение новыми информационными технологиями, введение новых образовательных стандартов.

Работать над созданием в коллективе учащихся класса творческой обстановки, здорового нравственно-психологического климата.

Распространение педагогического опыта.

Самоанализ и оценка своей творческой деятельности.

Продолжить изучать педагогический опыт других преподавателей.

Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно-воспитательного процесса во всех классах.

Умение оказать практическую помощь коллегам в овладении инноваций.

В каждом классе, где преподаю русский язык и литературу, ставить перед собой задачу – проанализировать потребности и способности ребенка, учитывая его возрастные особенности и заинтересованность предметом.

Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика,… тем легче будет учиться ученику.

Л.Н. Толстой

Цель моей работы:

— повышение мотивации обучения,

— развития познавательной активности учащихся,

— стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам.

Задачи:

— воспитывать у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета;

— вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, использовать на уроке;

— повышать эффективность урока, развивая мотивацию через использование ИКТ.

Содержимое разработки

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Видновская средняя общеобразовательная школа № 11"

по теме самообразования

Работу выполнила: Павлова Г.Н.

учитель русского языка и литературы

Видное, 2020

Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика,… тем легче будет учиться ученику.

Л.Н. Толстой

Цель моей работы:

— повышение мотивации обучения,

— развития познавательной активности учащихся,

— стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам.

— воспитывать у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета;

— вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, использовать на уроке;

— повышать эффективность урока, развивая мотивацию через использование ИКТ.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного образования. Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом. Для этого я использую на уроках русского языка и литературы возможности новейших информационно-коммуникационных технологий. Одним из первых моих опытов была работа с программой Power Point. Презентация может использоваться при постановке проблемы на уроке, при движении темы, глубже раскрывая её смысл, на заключительном этапе, подводя учащихся к самостоятельным умозаключениям и рефлексии, коррекции усвоенных знаний. В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, эффективные опыты и превращения, подборка электронных карт, портретов, цитат. На экране также могут появляться определения, которые ребята записывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя времени на повторение, успевает рассказать больше. Главное в презентации — это тезисность (для выступающего) и наглядность (для слушателя). Учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причём презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой. Презентация даёт возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Она обеспечивает учителю возможность для:

• использования разнообразных упражнений;

• экономии времени и материальных средств;

• построения канвы урока;

• расширения образовательного пространства урока.

Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается:

• включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной;

• повышение интереса к изучению предмета;

• возрастание мотивации к учёбе.

Исследования последних лет показали, что ученики 5-8 классов легче воспринимают лингвистические правила при помощи компьютера. Значительно разнообразят объяснение нового материала динамические схемы, таблицы, компьютерные тренажёры помогают закрепить изученное, а тестовые программы позволяют объективно оценить знания учеников. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более ярким. Ребёнок не только видит, он переживает эмоции.

Велики возможности компьютера, но следует помнить, что любые средства обучения важны не сами по себе, а как средства, помогающие усвоить содержание урока.

На уроке наряду с традиционными таблицами, разноуровневыми карточками для индивидуальной работы использовалась презентация.

В презентацию целесообразно включать схемы, таблицы, практические задания. Такая презентация может представлять собой отдельные наборы слайдов, не являться единым целым, так как включается в урок на разных его этапах с временным перерывом.

Комментарии к презентации

На первом слайде презентации записаны слова К. Паустовского Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом.

Второй слайд представляет собой текст для работы над обобщением изученного о наречии.

Следующий слайд – кроссворд, в котором ученики образуют наречия из прилагательных. Совместными усилиями делается вывод об образовании наречий.

Пятый слайд используется в качестве ключа для взаимопроверки.

Седьмой слайд предназначен для ознакомления с правилами дефисного написания наречий. Используя данные схемы, ученики выполняют упражнение учебника в тетрадях и на доске.

На последнем слайде презентации записаны слова К. Паустовского. Каждый урок русского языка – это постижение тайн одного из великих языков мира. Делаются выводы о пройденном на уроке.

Компьютерные технологии, не вытесняя традиционные методы и приёмы преподавания русского языка, способствуют раскрытию творческого потенциала и учителя, и ученика, приближают традиционную методику к требованиям современной жизни, помогают формировать основные ключевые компетентности.

На уроках литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами учащиеся в Интернете, составляют презентации, таким образом, ИКТ развивает самостоят6ельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Уроки в компьютерном классе развивают умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности. С помощью мультимедийного проекта демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет:

1) значительно сэкономить время на уроке;

2) повысить уровень наглядности в ходе обучения;

3) внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

Большим подспорьем для меня в работе являются уроки Виртуальной школы Кирилла и Мефодия. Такие уроки разработаны практически по всем предметам школьного курса. Дети очень любят занятия в кабинете информационных технологий. Уроки русского языка Виртуальной школы сопровождаются яркими таблицами, интересными тренажёрами, кратким теоретическим комментарием, проверочными тестами.

Уроки с использованием ИКТ воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный литературоведческий материал.

Важной задачей преподавания в современной школе является необходимость обучения детей работе с тестовыми заданиями. Решение видится в использовании ИКТ. Начиная работать с детьми пятого класса, есть возможность достичь необходимых умений и навыков в работе с тестами при сдаче ЕГЭ.

Во внеурочное время дети учатся редактировать тексты, набирают тексты своих творческих работ, статей, очерков, интервью, составляют сборники лучших работ, оформляют материал для стенгазет, создают тематические презентации. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, создают схемы, кроссворды, дидактический материал.

Таким образом использование ИТ положительно влияет на качество учебного процесса. Использование ИТ дает положительные результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.

Конечно, важным для любого учителя являются возможности, которые предоставляет ему школа для проведения уроков с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). В нашей школе функционируют четыре кабинета информатики с компьютерами и мультимедийными проекторами, то есть созданы условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы через использование ИКТ. Тем не менее, хочется надеяться, что в скором времени у каждого методического объединения появится компьютерное место, которое, кроме ПК, будет оборудовано проектором и экраном.

Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов.

Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.

Я работаю по следующим направлениям:

- использование готовых программных продуктов,

- работа с программами MS Office (Word, Power Point, Microsoft Publisher)

- работа с ресурсами Интернет.

Изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности. Появилось новое направление деятельности педагога - разработка информационных технологий обучения и программно-методических учебных комплексов. В заключение хочу отметить, что в информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования.

Читайте также: