Развивающие игры как средство подготовки детей к обучению в школе

Обновлено: 04.07.2024

Содержание
Введение
Глава 1. Центральная роль развития в период подготовки ребенка дошкольного возраста к школе
1.1.Соотношение развития и готовности ребенка к школе в научной психолого-педагогической литературе
1.2. Развивающие игры, как важное средство достижения готовности ребенка к школе
Глава 2. Некоторые пути и способы применения развивающих игр в процессе подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе
2.1.Диагностика интеллектуальной и волевой готовности детей к обучению в школе
2.2. Ход и содержание развивающей работы с дошкольниками
Заключение
Список литературы

Введение

Фрагмент работы для ознакомления

Список литературы

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

:
Введение 3
Глава I Проблема подготовки детей к школе при помощи развивающих игр в современной психологии 6
1.1. Психологическая характеристика особенностей развития дошкольников 6
1.2. Критерии готовности к школьному обучению 25
1.3. Типология развивающих игр, применяемых при подготовке детей к школе 38
Глава II Эмпирическое исследование влияния развивающих игр на степень подготовленности детей к школе 57
2.1. Организация и методы исследования 58
2.2. Проведение исследования и диагностика уровня подготовки к школьному обучению у испытуемых и его интерпретация 62
2.3. Рекомендации по совершенствованию организации подготовки к школе путем проведения развивающих игр 94
Заключение 100
Список использованной литературы: 102

Введение
К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иначе, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.
Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.
Как показывает практика, формирование и объективная оценка требуемого уровня школьной готовности невозможны без активного участия воспитателей и родителей, а для этого им необходимы определенные знания об особенностях детей старшего дошкольного возраста, способах формирования школьной готовности и возможных трудностях в начале школьного обучения.
Деятельность ребенка принимает форму учения, учебной деятельности тогда, когда приобретение знаний становится осознаваемой целью его активности, когда он начинает понимать, что выполняет те или иные действия для того, чтобы научиться чему-то новому.
Подготовка детей к обучению в школе начинается задолго до поступления в школу и осуществляется на занятиях в детском саду на основе привычных для ребенка видов деятельности: игры, рисования, конструирования и др.
В связи с этим мы считаем актуальной подобную тематику исследования и сформулировали тему дипломной работы следующим образом – Развивающие игры, как способ подготовки детей к школе.
В нашем исследовании мы выдвинем такую гипотезу: Развивающие игры помогают повысить психологическую готовность к школьному обучению лучше, чем другие виды деятельности.
Объектом изучения в работе послужит подготовительная деятельность к школьному обучению старших дошкольников, а предметом – развивающие игры, как способ подготовки детей к школе.
Целью данного дипломного исследования станет выявление степени влияния проведения развивающих игр на формирование готовности к школьному обучению. Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. изучить доступную психолого-педагогическую литературу по теме
2. выявить психологические особенности старшего дошкольного возраста и критерии готовности к школьному обучению
3. изучить типологию развивающих игр, используемых в качестве подготовки детей к школе
4. провести эмпирическое исследование влияния развивающих игр на степень подготовленности к школьному обучению
5. сформулировать основные рекомендации по совершенствованию организации подготовки к школе с использованием развивающих игр.
Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован комплекс методов научного исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы в аспекте исследуемой проблемы, анализ и синтез эмпирических данных; эксперимент (констатирующий и формирующий), методы математической статистики и качественный анализ результатов эксперимента.
Структура дипломной работы является традиционной. Она состоит из Введения, в котором означены актуальность, предмет и объект, цель и задачи будущего исследования, Основной части, Заключения, содержащего основные вывода по работе и списка использованной литературы. Основная часть делится на изучение теоретического аспекта вопроса (Глава I Проблема подготовки детей к школе при помощи развивающих игр в современной психологии) и практического исследования по заявленной тематике (Глава II Эмпирическое исследование влияния развивающих игр на степень подготовленности детей к школе). Главы имеют деления на подпункты.

Список литературы.

Старший дошкольный возраст — это период серьезной подготовки детей к школе, включая обучение чтению и письму. Проблема готовности ребенка к школе представляет собой самый актуальный вопрос при организации работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Психологические особенности старших дошкольников

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста напрямую связаны с его развитием, включая органическое созревание и физический рост. Старший дошкольник — это ребенок возраста от 5 до 6 лет. В это время у него проявляется новая форма общения с взрослыми: внеситуативно-личностная.

Взрослые люди становятся для дошкольника не только источником знания, они начинают выступать в качестве образца отношений в социуме. Ребенок все чаще спрашивает родителей о моральных нормах и отношениях.

Психологические аспекты этого возраста заключаются в том, что для дошкольника очень важно то, в какой степени соотносятся его собственные оценки и суждения с мнением взрослых. В пятилетнем возрасте сюжетно-ролевая игра достигает своего расцвета. В детском саду, как правило, выделяют отдельное время для осуществления различных развивающих игр: дошкольники при этом формируют достаточно устойчивые объединения, включающие 3-4 человек. Действия в игре характеризуются кратковременностью, свернутостью, динамичным длинным сюжетом, который образуется из чередования соответствующих действий.

Именно в дошкольный период можно наблюдать скачок в развитии, поскольку развивается словесно-логическое мышление. Дети уже начинают осознавать связи между предметами, которые невозможно представлять наглядно. По этой причине они получает возможность отслеживать связи предметов, которые не были предусмотрены в рамках непосредственного опыта.

Дошкольники постепенно переходят к логическим выводам. Старшие дошкольники уже самостоятельно могут обнаружить причинно-следственные связи, возникающие между событиями и явлениями.

Готовые работы на аналогичную тему

Развивающие игры в дошкольном возрасте

С точки зрения психологии и педагогики дошкольный возраст — это ключевой период в жизни ребенка. Он во многом предопределяет будущее психологическое развитие человека. Структура психологического портрета дошкольника состоит в выявлении аспектов познавательной сферы, развития личности и общения.

В отличие от игр в целом, педагогическая развивающая игра имеет существенный признак. Он заключается в четко поставленной цели обучения и соответствующем ей педагогическом результате, которые имеют основание, выделены явно и отражают учебно-познавательную направленность. Игровая форма занятий должна создаваться на занятиях посредством игровых приемов и ситуаций, которые призваны выступать в качестве средства побуждения и стимуляции учебной деятельности.

Суть игрового метода обучения состоит в важности результата, а также самого процесса переживаний, который связан с игровыми действиями. Данная специфическая особенность обладает огромными воспитательными возможностями, поскольку управление содержанием игры позволяет педагогу программировать соответствующие позитивные чувства у учеников через развитие познавательного интереса.

Наличие познавательного интереса к разным учебным предметам увеличивает и активизирует учащихся выполнять практические и умственные действия, то есть формирует положительное отношение к учёбе. Место и значение игровой технологии в учебном процессе с сочетанием составляющих игры во многом зависят от понимания педагогом функций развивающих игр.

Функция игры заключается в ее разнообразной полезности. У каждого вида развивающей игры есть собственная полезность. Необходимо рассмотреть самые важные функции игры в качестве педагогического феномена культуры. К ним относятся следующие функции:

  • Социокультурная;
  • Коммуникативная;
  • Диагностическая;
  • Терапевтическая;
  • Коррекционная;
  • Развлекательная.

Управление развивающими играми при подготовке к школе требуется для активизации процесса самовоспитания дошкольника. В состав педагогических подходов организации детских игр входит ряд следующих моментов: выбор игр, предложение дошкольникам; оборудование для процесса; разбивка на группы и распределение ролей; развитие игровых ситуаций.

Принципы организации развивающих игр

Среди основных принципов организации игры необходимо выделить отсутствие принуждения в процессе вовлечения ребенка в игру, развитие игровой динамики, поддержание игровой атмосферы (поддержка реальных чувств ребенка), взаимосвязь игровой и неигровой деятельности. Для воспитателя важно переносить основной смысл игровых действий в реальный жизненный опыт дошкольника.

В рамках развивающих игр большое значение имеет переход от простых игр к сложным игровым формам. Логика данного перехода связана с постепенным усложнением и углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил. Он осуществляется от игрового состояния к игровой ситуации, от подражания к игровой инициативе.

Воспитательная ценность развивающих игр при подготовке ребенка к школе зависит от участия в них педагогов, при этом методики проведения требуют от них педагогического такта. Основным в сюжетно-ролевой игре является то, что в ней предусмотрены самые максимальные возможности для переключения внешних требований педагогов во внутренние требования самого ребенка.

Ребенок в играх должен не только переживать события, но и добровольно вступать в отношения, соответствующие его эмоциональным потребностям. Он начинает проявлять при этом следующие качества:

  • Активность,
  • Деловитость,
  • Коммуникабельность,
  • Творческий подход,
  • Организаторские способности.

Игра в конденсированном виде включает совокупность тенденций развития. Играя, ребёнок определенным образом пытается сделать прыжок над настоящим уровнем своего привычного поведения. Основная роль развивающей игры для дошкольника состоит в том, что вступление во взрослую жизнь наполнено эмоционально.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

При подготовке детей к школе одним из эффективных средств является игра.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

При подготовке детей к школе одним из эффективных средств является игра.

В ней есть все, что необходимо для полноценного развития ребенка.

Дидактическая игра является активной формой обучения, предназначением которой является смягчить переход от одной ведущей деятельности к другой.

Игра- это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью развиваются все психические процессы, т. е. качества, необходимые для дальнейшей жизни. Играя, ребенок приобретает новые знания, умения, навыки, развивает способности, подчас не догадываясь об этом.

Игры с правилами (дидактические игры) самым непосредственным образом связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх с правилами происходит своеобразное моделирование, проигрывание ребенком ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности. В любой дидактической игре всегда есть игровая задача, которую ребенку следуют понять и принять (узнать, каких предметов больше, убрать лишние игрушки, найти одинаковые и т. п.); чтобы ее решить, необходимо выполнять определенные действия (сравнивать, проанализировать, измерить, сосчитать).

Многие игры с правилами, например настольно-печатные, требуют от ребенка довольно сложных действий, выполнения одновременно нескольких условий, в таких играх развиваются и необходимая будущему школьнику произвольность поведения и общения со взрослыми и сверстниками.

Для повышения активности детей в игре и сохранения к ней продолжительного интереса при ее повторности дидактические и игровые задачи усложняются.

Ежедневное использование дидактических игр в индивидуальной работе с детьми помогает закреплению ранее полученных знаний, развитию сенсорных способностей, также ребенок овладевает логическими формами мышления, что способствует развитию умственных способностей –ведь это необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.

Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. Дидактическая игра делает процесс обучения легким, занимательным.

Дидактические игры универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от нашей фантазии и желания работать с детьми весело и интересно.

Читайте также: