Расин федра анализ кратко

Обновлено: 07.07.2024

5.4. Трагедия “Федра”
Вершиной творчества Расина является трагедия “Федра”. Первоначально трагедия носила название “Федра и Ипполит”, была впервые представлена в Бургундском отеле 1 января 1677 г. В предисловии Расин утверждает свои художественные воззрения на образ героя: “Федра ни вполне преступна, ни вполне невиновна. Судьба и гнев богов возбудили в ней греховную страсть, которая ужасает прежде всего ее самое…

Я даже позаботился о том, чтобы Федра менее вызывала неприязнь, чем

в трагедиях древних авторов…”.
В греческих источниках раскрывается конфликт между Ипполитом и Федрой. Расин подробно рассказывает о художественных источниках своей пьесы. Новаторством Расина является невероятное обстоятельство.
Драматург вводит данное обстоятельство: Федра как царственная особа лжет (!). Подобного не могло быть в эпоху абсолютизма. И Расин действия, желания героини как высокой особы передоверяет служанке.

Так драматург утверждает новый тип – персонаж слуги.
Следующее обстоятельство раскрывается в том, что драматург не принимает традиционный образ Ипполита, который

трактуется в холодности героя по отношению к Федре, ее чувствам. С позиции драматурга, тот факт, что молодой человек не ощущает страсти – это нонсенс. Расин заставляет героя полюбить.

Слабость героя кроется в этом.
Пьеса наполнена сложностями человеческого поведения: герои принимают серьезные глубокие решения, но не выполняют их. Такова Федра, которая со всей страстностью души принимает определенное решение и не выполняет его. Расин обнажает природу человека в героине, показывая одну, но чувственную страсть Федры.
В этом заключается действие трагедии. Из любви, страстности души героини исходит драматическое начало: 1) Федра испытывает муки любви; 2) она испытывает сладостный стыд перед собой; 3) чувствует мучительный стыд от признания Ипполиту; 4) к данным терзаниям добавляются муки ревности. Все вместе и умноженная многократно мука заставляют пойти Федру на немыслимые поступки.

Более того, герои не предпринимают никаких решений в преодолении своих слабостей.
У Расина нет противоборства героев, а есть противоборство человека с самим с собой. Противоречие в человеке раскрывается через борьбу внутренних страстей с разумом. Если Расин изображает столкновение персонажей, то на первом плане представлена прежде всего страсть.
С первых же строк о страсти говорит, болезненно страдая, Ипполит: “Не мог бы все равно мечтать об Арикии. // Когда б в моей душе страсть подняла мятеж Могу ли с юных лет // Я на себя взвалить любовной страсти бремя?”, “Себя невольно выдал я. // Увы, рассудок мой был побежден порывом”.
Одержима страстностью души Федра: “Безумная! О чем я говорю? Где я? Где разум мой? Куда умчалась мысль моя?”, “Лютая меня терзает страсть”, “Мой одурманен мозг, воспламенилась кровь”.

Особенно выражает мучения героини монолог, где она терзает себя и любовью и одновременно ненавистью к Ипполиту.
На примере образа Федры Расин раскрывает полярные начала в человеческой природе: это силу и слабость разума, преступную страсть и осознание ее.
Расин усиливает драматичность художественного плана чертами символизма. Так страсть, ослепляющая человека (Федру), не случайно у Расина символизируется образом солнца. Федра не раз обращается к нему в поисках защиты, спасения: “О лучезарное, державное светило, Чьей дочерью себя надменно объявила Мать Федры!

За меня краснеешь ты, Увы я на тебя гляжу в последний раз!”.
По теории Ролана Барта, герои Расина ослеплены страстью, как высвечены солнцем. Персонажи пронзаемы его огнем насквозь. Поэтому героям (особенно Федре) физически больно находится под открытым небом. Герои постоянно ищут укрытие.

Однако, попадая в безопасное от солнечного света пространство, герои ослепляются своим внутренним огнем – внутренней душевной страстностью, что равносильно действию того же небесного огня (вспомнить слова Гамлета с предостережением спасаться от солнца: “У вас есть дочь, так не пускайте ее под солнце. Солнце плодит червей””). Подчеркивая символичность солнца, Расин заключает, что человек не способен управлять самим собой в определенные жизненные моменты, когда разум отступает: “Когда мой слабый ум не управляет мной!

Когда над чувствами своими я не властна! Когда едва дышу! Когда желаю страстно Лишь смерти”, “Не отвратишь любовную напасть: Мой ум безмолвствует, повелевает страсть”.
В выражении художественной картины мира у Расина, как и у Корнеля, находим язык очень точных выражений. Слово приобретает особый вес в устах героев. Развитие героев прослеживается в словах, монологах героев. Расин переносит центр тяжести на внутреннюю, психологическую сторону трагического конфликта, но конфликт оказывается обусловленным обстоятельствами, лежащими за пределами человеческой воли.

Федра при доминирующей и ярко выраженной страсти – это образ трудно подающийся толкованию. Янсенистская идея предопределения, благодати получает в образе Федры обобщенную мифологическую форму – бог карает грешников.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Эстетические принципы классицизма, их социально-историческая обусловленность.

Классицизм - направление в культуре Европы. Сформировался в XVII веке во Франции, а в XVIII веке распространился по европейским странам. Продолжал традиции эпохи Возрождения, но взгляды на гармоничное соединение человеческого разума и чувств были изменены. Классицизм провозгласил абсолютный культ разума, именно человеческого разума.

Черты классицизма в культуре:

- Обращение к формам античного искусства как к идеальным образцам.

- Стремление к выражению возвышенных идеалов, вечного и неизменного в мире. Поэтому и невнимание к индивидуальным особенностям, деталям.

- Искусство и литература должны воспитывать и просвещать людей.

- Стремление к совершенству в искусстве, достижение которого проходило через строгое упорядочение произведений, симметричное построение, достижение гармонии формы и содержания произведения.

- Стремление к ясности и логичности изложения содержания в литературном произведении.

Классицизм в архитектуре и живописи характеризуется простотой, симметричностью и монументальностью форм. Строго соблюдаются правильные естественные пропорции.

Принципы классицизма в литературе: произведение и его композиция должны строиться на основе строгих канонов, определенных для каждого жанра. Например, каждый драматическое произведение подчиняется правилу трех единств - действия, времени и места.

Высокие жанры классицизма ориентированы были в первую очередь на вкусы высшего общества, аристократии, и писались в первую очередь для того, чтобы их читали именно в этой среде. Героями произведений классицистов не становился кто попало. Это всегда были знатные, родовитые, выдающиеся личности, вершащие историю, вовлеченные в важные исторические события.

Выдающиеся представители классицизма в литературе: драматурги Пьер Корнель, Жан Расин, Жан-Батист Мольер, Вольтер, автор басен Лафонтен, сатирик Буало, прозаик Ларошфуко, авторы-классицисты в России: Ломоносов и Державин.

Мифологический сюжет, использованный в трагедии, и его интерпретация.

Фе́дра ( др.-греч. Φαίδρα) — в древнегреческой мифологии дочь критского царя Миноса и его супруги Пасифаи , вторая жена афинского царя Тесея . Воспылав страстью к своему пасынку Ипполиту , сыну Тесея от первого брака, и будучи отвергнута им, она оклеветала его, что привело к его гибели, и покончила с собой.

Федра — сестра Андрогея , Ариадны , Главка и Девкалиона ; по отцу — внучка Зевса и Европы, и по матери — внучка бога солнца Гелиоса и океаниды Персы; супруга Тесея — мать Демофонта и Акаманта . Тесей взял её в жены при содействии Девкалиона. Вместе с Тесеем Федра отправилась в Трезен , когда тот очищался от крови Паллантидов и на год удалился из Афин. Там она воспылала любовью к своему пасынку Ипполиту, сыну Тесея от его первой супруги — амазонки Антиопы . Отвергнутая целомудренным юношей, Федра оклеветала его и покончила с собой. Поверивший клевете Тесей проклял сына и стал виновником его гибели. По рассказу Еврипида , она послала Тесею таблички, что Ипполит ее изнасиловал, и сразу повесилась. Либо повесилась после смерти Ипполита.

Построила святилище Афродиты в Афинах . Подарила Афинам изображения Илифии. По рассказу Павсания, в Трезене находился храм Афродиты Катаскопии (Подглядывающей), так как Федра оттуда смотрела на Ипполита, когда он занимался гимнастикой, и прокалывала листья миртового дерева. В Трезене находились могилы Федры и Ипполита. Одиссей и Эней видели её в Аиде . Изображена в Аиде на картине Полигнота в Дельфах: ее тело качается, подвешенное на веревке.

Столкновение любви и долга как основной конфликт пьесы.

Главным конфликтом пьесы является противоречия внутри героев, внутри человека. Столкновение чувства любви, страсти и долга. Также пьеса написана во время классицизма и главным конфликтом является борьба человека со своим внутренним миром. Наиболее острый происходит внутри самой Федры. Она любит, но понимает, что это ужасно. Ее чувства против воли её, но поделать с этим не чего не может. Порой приходит к мыслям о смерти.

У Ипполита любовь вне закона, который олицетворяет Тесей. Арикия в которую влюблён Ипполит, находится под стражей. Её заточил Тесей. Поэтому чувства Ипполита нарушают закон. Даже не смотря на то, что для Ипполита отец авторитет. Но понять его можно. Так же как и у Федры его чувства сильны. И становясь прямым наследником он меняет закон.

Тесей в итоге сам свой закон отменяет. Он освобождает Арикию и она для него почти становится дочерью. Трактовать это можно по-разному. Но, по моему мнению, его поступок связан со смертью Ипполита. Он наконец открывает глаза. В память об Ипполите он становится ближе к Арикии.

Завязка действия происходит, когда Понопа приносит весть о смерти Тесея. Федра решается рассказать Ипполиту о своих чувствах. Её признание приводит в ужас не только самого Ипполита, но и Энону.

Она решилась на это только потому, что Тесей мёртв. И за её поступок ей ничего не грозит. И она надеялась на ответные чувства. А об этом знала только Энона. Поэтому Федра безнаказанно рассказала всё Ипполиту.

Кульминация-пик тех самых событий после, которых ничего уже не вернёшь. И он наступает в то время, когда Энона решается на обман. Она убедила Тесея в том, что Ипполит напал на Федру.

Развязка наступает после признания Федры во лжи. Она решается на это, потому что смысл жизни потерян. Парадоксально, но чувства её мучили и в то же время были стимулом для жизни. Она не раз хотела покончить с жизнью. Но был предлог, чтобы этого не делать. У неё была надежда на ответную любовь. Но после того, как она узнала, что у неё есть соперница и именно ей Ипполит отвечает взаимностью, всё теряет смысл. В итоге она теряет Ипполита навсегда. Но для того, чтобы его оправдать, она принимает яд и кончает с жизнью. Она не смогла прожить остаток дней во лжи и собственных душевных муках. Её терзания не дали бы спокойно ей дожить до конца. Потеря рассудка, признание в любви, обман - всё это привело к ужасным последствиям. И Федра не может с этим не чего поделать. Ведь движущая сила внутреннего конфликта сильнее её воли. На всём пути Федра преодолевает преграды. Она борется со своим внутренним миром.

Федра грезит о самоубийстве. Любовь к Ипполиту сводит ее с ума, а точнее борьба, которая возникает между чувствами и законом, устоями общества.

Образ и судьба главной героини трагедии Расина.

Федра — персонаж трагедии Ж. Расина, жена Тесея, дочь Миноса и Пасифаи, мачеха Ипполита. Расин не указывает ее возраста. Федра пылает страстью к своему пасынку Ипполиту и открывается ему, но когда возвращается домой ее муж Тесей, которого она считала погибшим, то, спасая себя и своих детей от позора, допускает, чтобы ее кормилица Энона оклеветала Ипполита в посягательстве на ее честь раньше, чем откроется правда. Проклятый отцом, Ипполит погибает, а Федра, полная раскаяния, отравляется, перед смертью признаваясь Тесею в своей вине и невиновности Ипполита.

Биография и творчество Ж. Расина. Сюжетные линии, фабула и перипетии пьесы "Федра". Главный конфликт пьесы, исходная коллизия, завязка действия. Трагическая развязка: столкновения с личностью и законом. Оценка образов главных героев, сюжетной линии пьесы.

Рубрика Литература
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 30.11.2011
Размер файла 22,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Санкт-Петербургская государственная академия

Анализ пьесы “Федра” Жана Расина

Жан Расин (1639-1699) Расин - знаменитый французский драматург XVII в., "самый образцовый поэт классицизма", как определил его современник, известный теоретик классицистического направления Никола Буало.

Напряженная жгучая страсть героини передана благодаря отточенной художественной форме. Расин легко и органично принимает строгие правила классицистических "единств", не прибегая к внешним сценическим эффектам, ясно, последовательно и точно развертывается действие пьесы. Ее героиня постоянно анализирует свои чувства, хотя и не может обуздать страсть. Таким образом Расин постигает и воплощает в своей трагедии не только нравственно-психологические конфликты своей эпохи, но открывает общечеловеческие закономерности психологии. "Федра" наряду с расиновскими трагедиями не просто наследие литературы XVII в., но поистине вечное достояние мировой культуры. Вот почему пьесы Расина уже более трехсот лет волнуют и трогают читателей и зрителей разных стран.

Эта история о мучительной любви мачехи (Федры) к своему пасынку (Ипполиту), сына царя Афин - Тесея. И история эта начинается с того как Федра начинает страдать, вследствие чего заболевает и грезит о смерти. Энона (кормилица) опасается, что у Федры помутнение разума и решает все выяснить. Федра признаётся ей в грешной любви к пасынку. Приходит весть о смерти царя Тесея. Федра решается признаться Ипполиту в своих чувствах. Ипполит с ужасом её отвергает и бежит от неё. Является посланец с вестью о том, что Федра должна взять бразды правления государством на себя. Неожиданно Энона возвращается во дворец и сообщает, что Тесей жив. Федру охватывает страх и она задумывается о смерти во спасение себя. Но Энона уговаривает её на обман, дабы не обесчестить себя и детей. И решается оклеветать Ипполита. Тесей прогоняет Ипполита и просит бога моря Посейдона наказать его. Федра просит не причинять вреда Ипполиту. Тем временем Ипполит и Арикия решаются сбежать. Тесей в свою очередь пытается переубедить и доказать Арикии, что Ипполит лжец. Но она его, необъяснимым образом, заставляет усомниться. Тесей решается ещё раз поговорить с Эноной, но узнает, что та утопилась. Он пытается вернуть всё на место, однако уже поздно. Терамен (наставник Ипполита) сообщает о ужасной гибели Ипполита. Тесей винит во всём Федру. Та признается, что Ипполит был не виновен и кончает с жизнью, приняв яд.

Тип фабулы: сплетения. Прослеживается несколько сюжетных линий. Эти линии являются отношениями между героями. Чётко прослеживается два любовных треугольника. Как линия Федры и Арикии между Ипполитом, так линия Ипполита и Тесея между Федрой. Это добавил Расин. У Еврепида и Сенеки Ипполит является женоненавистником.

Главная перипетия пьесы

Главная перипетия пьесы, на мой взгляд, является известия о мнимой смерти Тесея и его возвращения живым. Смерть Тесея приносит не горе, а облегчение, радость и энергию. После смерти все начинаю решать свои сердечные муки. Федра теперь может признаться Ипполиту в любви. А Ипполит может свободно прийти к Арикии, к своей возлюбленной. Ему не мешает закон отца. И Федра и Ипполит идут против природы и законов. В случае с Ипполитом закон олицетворяет Тесей. Однако весть о возвращении Тесея рушит их планы и надежды на любовь. Всё разворачивается против них. Тесей является тем героем, который мешает Ипполиту и Федре разрешить любовные страдания.

Носителем перипетии является вестник. Но мы должны заметить, что в первом случае вестником является служанка Панопа, а во втором - уже кормилица Энона.

Главным конфликтом пьесы является противоречия внутри героев, внутри человека. Столкновение чувства любви, страсти и долга. Также пьеса написана во время классицизма и главным конфликтом является борьба человека со своим внутренним миром. Наиболее острый происходит внутри самой Федры. Она любит, но понимает, что это ужасно. Ее чувства против воли её, но поделать с этим не чего не может. Порой приходит к мыслям о смерти.

У Ипполита любовь вне закона, который олицетворяет Тесей. Арикия в которую влюблён Ипполит, находится под стражей. Её заточил Тесей. Поэтому чувства Ипполита нарушают закон. Даже не смотря на то, что для Ипполита отец авторитет. Но понять его можно. Так же как и у Федры его чувства сильны. И становясь прямым наследником он меняет закон.

Тесей в итоге сам свой закон отменяет. Он освобождает Арикию и она для него почти становится дочерью. Трактовать это можно по-разному. Но, по моему мнению, его поступок связан со смертью Ипполита. Он наконец открывает глаза. В память об Ипполите он становится ближе к Арикии.

Завязка действия происходит, когда Понопа приносит весть о смерти Тесея. Федра решается рассказать Ипполиту о своих чувствах. Её признание приводит в ужас не только самого Ипполита, но и Энону.

«Опомнись! У тебя душа помрачена:

Она решилась на это только потому, что Тесей мёртв. И за её поступок ей ничего не грозит. И она надеялась на ответные чувства. А об этом знала только Энона. Поэтому Федра безнаказанно рассказала всё Ипполиту.

Кульминация-пик тех самых событий после, которых ничего уже не вернёшь. И он наступает в то время, когда Энона решается на обман. Она убедила Тесея в том, что Ипполит напал на Федру.

Развязка наступает после признания Федры во лжи. Она решается на это, потому что смысл жизни потерян. Парадоксально, но чувства её мучили и в то же время были стимулом для жизни. Она не раз хотела покончить с жизнью. Но был предлог, чтобы этого не делать. У неё была надежда на ответную любовь. Но после того, как она узнала, что у неё есть соперница и именно ей Ипполит отвечает взаимностью, всё теряет смысл. В итоге она теряет Ипполита навсегда. Но для того, чтобы его оправдать, она принимает яд и кончает с жизнью. Она не смогла прожить остаток дней во лжи и собственных душевных муках. Её терзания не дали бы спокойно ей дожить до конца. Потеря рассудка, признание в любви, обман - всё это привело к ужасным последствиям. И Федра не может с этим не чего поделать. Ведь движущая сила внутреннего конфликта сильнее её воли. На всём пути Федра преодолевает преграды. Она борется со своим внутренним миром.

Федра грезит о самоубийстве. Любовь к Ипполиту сводит ее с ума, а точнее борьба, которая возникает между чувствами и законом, устоями общества.

Энона является лицом, создающим главную действующую силу. Без её участия не было бы кульминации. Вся интрига замешана на решениях и убеждениях. Она могла убедить Фёдру во всём. Но заметим, что Федра была ведома. Она была безумна, не мыслила рассудочно, и ей был необходим человек, который мог её подтолкнуть на отважный шаг, на то или иное действие. И в данном случае отважиться на обман. Энона помогала и на прямую влияла на развитие действия.

Образ Федры заставляет нас посочувствовать ей. Судьба её трагична. Став женой, Тесея она влюбляется в пасынка, но осуждает себя за столь преступные чувства. Она противна самой себе.

«Какой преступницей, каким исчадьем зла я стала для себя самой!

Она стремится избегнуть встреч с Ипполитом, прогнать его. Но с чувствами ей не совладать, и она это понимает, поэтому для неё есть только один выход - покончить с собой. Слух о смерти Тесея и разговоры с Эноной подталкивают её на признание, а после даже более того - на обман. Но мы ясно видим: Федра потеряла рассудок и не в силах владеть собой.

Но после всего происшедшего она оправдывает Ипполита и саму себя. Она откроет всю правду. Такое чувство, как будто страх ушёл и разум прояснился, но цена очень высока. Она жертвует собой.

Ипполит - герой, невинный изначально, поплатился жизнью. Но он обладает одной слабостью: влюблён в дочь заклятого врага Тесея - Арикию.

Ипполит виновен перед отцом. Он нарушил закон. Если он был бы человеком чести, то после смерти отца, он должен был сохранить эту память и выполнить долг. Но его чувства очень сильны и он прямой наследник. По этому он вершит законы и за ним последнее слово.

Панопа - человек-вестник, через которого производятся перемены. С помощью неё мы узнаем весть о смерти Тесее. После узнавания, что Тесей мёртв, Федра решается всё рассказать Ипполиту. Но я мог бы предположить, что даже без вести о смерти Федра решилась бы на признание. Потому что её чувства были очень сильны.

Тесей герой очень двойственный. По началу это незаметно. Но в итоге он меняет закон и Арикия для него становится как дочь. Скорее всего он понимает что был неправ в отношении к Арикии. Освободив её, он сам нарушает свой же закон. Он узнаёт о гнусном проступке своего сына Ипполита, и выгоняет его прочь. Но при этом остается милосерден:

А в дальнейшем мы видим, что Тесей просит бога Посейдона наказать за проступок. Изначально разгневан на сына после разговора с кормилицей, однако, после беседы с Арикией, прежняя его решительность пошатнулась. Он начинает сомневаться в вине сына. Что могло на него так подействовать? Его смутило то, что Арикия не стала всего пояснять, она решила промолчать, взяв пример с Ипполита.

Благородным героем является Федра. Она, несмотря на все страдания и мучения, сознаётся и лишаёт себя жизни, приняв яд. Она потеряла надежду. Также благородной является и Энона. Она тоже покончила с собой. Ей не оставалось выбора. Федра оттолкнула её и обвинила во всех мучениях. Но ради Федры и чести она шла на всё:

У неё не было детей, она всю жизнь растила Федру и, по сути, считала её своей дочкой. С одной стороны, она кажется нам матерью, оберегающей своё чадо, однако в ней присутствует самая подлая низость. Она готова даже на обман, только бы спасти Федру. Любила она её искренне:

Она её оберегала и внушала ей, что собственная честь и честь детей превыше всего. И на пути сохранения чести даже смерть ничего не значит. Каждый из них ни на секунду даже не задумывался об отступлении от своих целей, стояли на своём до самого трагического конца. Федра до финала имела надежду на ответную любовь. Ипполит нарушал законы отца. Энона была с Федрой. И для неё всего остального не было, кроме Федры и её чести.

федра расин сюжетная пьеса трагическая

Жанром пьесы является трагедия. Основу составляют столкновения личности с честью и законом. Трагическая коллизия разрешается гибелью главного героя. Федра на всём пути страдает, и это губит её так же, как и Ипполита.

Список используемой литературы

Размещено на Allbest

Подобные документы

Анализ композиции и архитектоники пьесы "Не от мира сего". Построение конфликта в пьесе на противоречии духовного сознания молодой женщины и мира расчета и обмана. Описание места события и главных героев. Развитие действия, кульминация и развязка, идея.

контрольная работа [15,9 K], добавлен 01.03.2016

"Чайка" выдающегося русского писателя А.П. Чехова - первая пьеса новой русской драматургии. Художественное своеобразие драматургии пьесы. Противоречия и конфликты пьесы, их своеобразие. Отсутствие антагонистической борьбы между персонажами пьесы.

реферат [227,5 K], добавлен 11.08.2016

Изучение драматических произведений. Специфика драмы. Анализ драмы. Вопросы теории литературы. Специфика изучения пьесы А.Н. Островского. Методические исследования о преподавании пьесы "Гроза". Конспекты уроков по изучению пьесы "Гроза".

курсовая работа [63,7 K], добавлен 04.12.2006

Пьеса "Вишнёвый сад" - вершинное произведение Чехова, размышления драматурга о России, судьбе дворянского класса. Замысел пьесы, формирование сюжета, краткая хронология создания. Символика заглавия, построение композиции, сюжетные взаимоотношения образов.

презентация [5,3 M], добавлен 11.06.2014

История создания пьесы А.П. Чехова "Вишневый сад", главные особенности произведения. Идейные, жанровые и композиционные особенности пьесы "Вишневый сад". Общая характеристика образов главных героев произведения: Лопахина, Раневской, Гаева и Ани.

реферат [74,4 K], добавлен 09.04.2015

История создания и постановки пьесы, провал "Чайки" на первой постановке. Основная идея произведения - утверждение мысли о неразрывной связи писателя с действительностью. Характеристика и содержание образов основных героев пьесы, столкновение взглядов.

реферат [60,0 K], добавлен 04.03.2011

"Пучина" – одна из самых глубоких и мудрых пьес Островского — история человеческой души, слабой и доброй, тонущей в пучине житейского моря. Вереница живых и разнообразных характеров, характеристика действующих лиц. Развитие конфликта и развязка пьесы.

Трое - Пирр, Гермиона и Орест - становятся жертвой своей страсти, которую они осознают как недолжную, противоречащую нравственному закону, но неподвластную их воле. Четвертая - Андромаха - как нравственная личность стоит вне страстей и над страстями, но как побежденная царица, пленница, она оказывается помимо своей воли вовлеченной в водоворот чужих страстей, играющих ее судьбой и судьбой ее сына. Исконный конфликт, на котором выросла французская классическая трагедия, прежде всего трагедия Корнеля, - конфликт между разумом и страстью, чувством и долгом - полностью переосмысляется в этой трагедии Расина, и в этом впервые проявляется его внутреннее высвобождение из пут традиции и образцов. Свобода выбора, которой обладали герои Корнеля, иначе - свобода разумной воли принимать решение и осуществлять его хотя бы ценою жизни, недоступна героям Расина: первым трем из-за их внутреннего бессилия, обреченности перед лицом собственной страсти;

А - из-за ее внешнего бесправия и обреченности перед чужой безжалостной и деспотической волей. Альтернатива, стоящая перед Андромахой, - изменить памяти мужа, став женой убийцы всей ее семьи, или принести в жертву единственного сына - не имеет разумного и нравственного решения. И когда А такое решение находит - в самоубийстве у брачного алтаря, то это не просто героический отказ от жизни во имя высокого долга. Это моральный компромисс, построенный на двойном смысле ее брачного обета, - ведь супружество, которым будет куплена жизнь ее сына, фактически не совершится. Таким образом, если герои Корнеля знали, на что они идут, чем и во имя чего жертвуют, то герои Расина исступленно сражаются с собой и друг с другом во имя мнимостей, обнажающих свой истинный смысл слишком поздно. И даже благополучная для главной героини развязка – спасение сына и провозглашение ее царицей Эпира - несет на себе печать мнимости: так и не став супругой Пирра, она тем не менее принимает в наследство, вместе сего престолом, обязательство отомстить за того, кто должен был занять место Гектора. Новизна и даже известная парадоксальность художественного построения "А" не только в этом несоответствии поступков героев и их результатов. Такое же несоответствие существует и между поступками и внешним положением героев. Сознание зрителей XVII в. было воспитано на устойчивых стереотипах поведения, закрепленных этикетом и отождествляемых с универсальными законами разума. Герои "А" на каждом шагу нарушают эти стереотипы, и в этом также проявляется сила охватившей их страсти. Пирр не просто охладевает к Гермионе, но ведет с ней недостойную игру, рассчитанную на то, чтобы сломить сопротивление А. Гермиона, вместо того чтобы с презрением отвергнуть Пирра и тем самым соблюсти свое достоинство и честь, готова принять его, даже зная о его любви к троянке. Орест, вместотого чтобы честно выполнить свою миссию посла, делает все, чтобы она неувенчалась успехом. Разум присутствует в трагедии как способность героев осознавать и анализировать свои чувства и поступки и в конечном счете выносить самим себе приговор, иначе, говоря словами Паскаля, как осознание своей слабости. Герои "А" отступают от нравственной нормы не потому, что не сознают ее, а потому, что не в силах подняться до этой нормы, поборов обуревающие их страсти. Отличия Расина от Корнеля: более высокая степень психологизма (Расин), диалектика чел души раскрыта глубже и тоньше; простота внешнего действия, драматизм и внутреннее напряжение; лаконизм построения сюжетного действия легко и естественно укладывается в рамки трех единств.



Федра, которой постоянно изменяет погрязший в пороках Тезей, чувствует себя одинокой и заброшенной, и в ее душе зарождается пагубная страсть к пасынку Ипполиту. Федра в какой-то мере полюбила Ипполита потому, что в его облике как бы воскрес прежний, некогда доблестный и прекрасный Тезей. Но Федра признается и в том, что ужасный рок тяготеет над ней и ее семьей, что склонность к тлетворным страстям у нее в крови, унаследована ею от предков. В нравственной испорченности окружающих убеждается и Ипполит. Обращаясь к своей возлюбленной Ариции, Ипполит заявляет, что все они "охвачены страшным пламенем порока", и призывает ее покинуть "роковое и оскверненное место, где добродетель призвана дышать зараженным воздухом".

Но Федра, домогающаяся взаимности пасынка и клевещущая на него, выступает у Расина не только как типичный представитель своей испорченной среды. Она одновременно и возвышается над этой средой. Именно в данном направлении Расин внес наиболее существенные изменения в унаследованный от античности, от Еврипида и Сенеки, образ. Федра же Расина, при всей ее душевной драме, человек ясного самосознания, человек, в котором разъедающий сердце яд инстинктов соединяется с непреодолимым стремлением к правде, чистоте и нравственному достоинству. К тому же она ни на мгновение не забывает, что является не частным лицом, а царицей, носительницей государственной власти, что ее поведение призвано служить образцом для общества, что слава имени удваивает мучение. Кульминационный момент в развитии идейного содержания трагедии - клевета Федры и победа, которую одерживает затем в сознании героини чувство нравственной справедливости над эгоистическим инстинктом самосохранения. Федра восстанавливает истину, но жизнь для нее уже нестерпима, и она уничтожает себя.

В трагедии Расина снимается божественный аппарат. Гнев богов – оболочка человеческих мотивов и побуждений, но боги являются выражением природных сил. В душе героев, связанных с богами, разгораются страсти, и это вносит конфликт. Герои пьесы – слабые существа, подверженные страстям, поглощающим их полностью. Возникает мотив смерти из-за неумения управлять страстями. Все герои пьесы находятся в пограничном состоянии между жизнью и смертью.

Почвой для мифологического контекста служит психологизм. У Федры происходит раздвоение между желаниями и страхом огласки, при этом моральный момент не присутствует. Конфликт строится на борьбе двух страстей. Зацикливание на собственных страстях разрушает понимание между героями. Основная вина за трагический исход возлагается на кормилицу Эпону, ложно интерпретирующую события. Боги оказываются зависимы от людей. Трагедия охватывает всех. Расин извлекает моральный урок из всей пьесы. В предисловии к пьесе Расин настойчиво доказывает свою эстетику. По его мнению, лишь добрый, но внутренне слабый герой может стать героем трагедии.

Трое - Пирр, Гермиона и Орест - становятся жертвой своей страсти, которую они осознают как недолжную, противоречащую нравственному закону, но неподвластную их воле. Четвертая - Андромаха - как нравственная личность стоит вне страстей и над страстями, но как побежденная царица, пленница, она оказывается помимо своей воли вовлеченной в водоворот чужих страстей, играющих ее судьбой и судьбой ее сына. Исконный конфликт, на котором выросла французская классическая трагедия, прежде всего трагедия Корнеля, - конфликт между разумом и страстью, чувством и долгом - полностью переосмысляется в этой трагедии Расина, и в этом впервые проявляется его внутреннее высвобождение из пут традиции и образцов. Свобода выбора, которой обладали герои Корнеля, иначе - свобода разумной воли принимать решение и осуществлять его хотя бы ценою жизни, недоступна героям Расина: первым трем из-за их внутреннего бессилия, обреченности перед лицом собственной страсти;

А - из-за ее внешнего бесправия и обреченности перед чужой безжалостной и деспотической волей. Альтернатива, стоящая перед Андромахой, - изменить памяти мужа, став женой убийцы всей ее семьи, или принести в жертву единственного сына - не имеет разумного и нравственного решения. И когда А такое решение находит - в самоубийстве у брачного алтаря, то это не просто героический отказ от жизни во имя высокого долга. Это моральный компромисс, построенный на двойном смысле ее брачного обета, - ведь супружество, которым будет куплена жизнь ее сына, фактически не совершится. Таким образом, если герои Корнеля знали, на что они идут, чем и во имя чего жертвуют, то герои Расина исступленно сражаются с собой и друг с другом во имя мнимостей, обнажающих свой истинный смысл слишком поздно. И даже благополучная для главной героини развязка – спасение сына и провозглашение ее царицей Эпира - несет на себе печать мнимости: так и не став супругой Пирра, она тем не менее принимает в наследство, вместе сего престолом, обязательство отомстить за того, кто должен был занять место Гектора. Новизна и даже известная парадоксальность художественного построения "А" не только в этом несоответствии поступков героев и их результатов. Такое же несоответствие существует и между поступками и внешним положением героев. Сознание зрителей XVII в. было воспитано на устойчивых стереотипах поведения, закрепленных этикетом и отождествляемых с универсальными законами разума. Герои "А" на каждом шагу нарушают эти стереотипы, и в этом также проявляется сила охватившей их страсти. Пирр не просто охладевает к Гермионе, но ведет с ней недостойную игру, рассчитанную на то, чтобы сломить сопротивление А. Гермиона, вместо того чтобы с презрением отвергнуть Пирра и тем самым соблюсти свое достоинство и честь, готова принять его, даже зная о его любви к троянке. Орест, вместотого чтобы честно выполнить свою миссию посла, делает все, чтобы она неувенчалась успехом. Разум присутствует в трагедии как способность героев осознавать и анализировать свои чувства и поступки и в конечном счете выносить самим себе приговор, иначе, говоря словами Паскаля, как осознание своей слабости. Герои "А" отступают от нравственной нормы не потому, что не сознают ее, а потому, что не в силах подняться до этой нормы, поборов обуревающие их страсти. Отличия Расина от Корнеля: более высокая степень психологизма (Расин), диалектика чел души раскрыта глубже и тоньше; простота внешнего действия, драматизм и внутреннее напряжение; лаконизм построения сюжетного действия легко и естественно укладывается в рамки трех единств.

Федра, которой постоянно изменяет погрязший в пороках Тезей, чувствует себя одинокой и заброшенной, и в ее душе зарождается пагубная страсть к пасынку Ипполиту. Федра в какой-то мере полюбила Ипполита потому, что в его облике как бы воскрес прежний, некогда доблестный и прекрасный Тезей. Но Федра признается и в том, что ужасный рок тяготеет над ней и ее семьей, что склонность к тлетворным страстям у нее в крови, унаследована ею от предков. В нравственной испорченности окружающих убеждается и Ипполит. Обращаясь к своей возлюбленной Ариции, Ипполит заявляет, что все они "охвачены страшным пламенем порока", и призывает ее покинуть "роковое и оскверненное место, где добродетель призвана дышать зараженным воздухом".

Но Федра, домогающаяся взаимности пасынка и клевещущая на него, выступает у Расина не только как типичный представитель своей испорченной среды. Она одновременно и возвышается над этой средой. Именно в данном направлении Расин внес наиболее существенные изменения в унаследованный от античности, от Еврипида и Сенеки, образ. Федра же Расина, при всей ее душевной драме, человек ясного самосознания, человек, в котором разъедающий сердце яд инстинктов соединяется с непреодолимым стремлением к правде, чистоте и нравственному достоинству. К тому же она ни на мгновение не забывает, что является не частным лицом, а царицей, носительницей государственной власти, что ее поведение призвано служить образцом для общества, что слава имени удваивает мучение. Кульминационный момент в развитии идейного содержания трагедии - клевета Федры и победа, которую одерживает затем в сознании героини чувство нравственной справедливости над эгоистическим инстинктом самосохранения. Федра восстанавливает истину, но жизнь для нее уже нестерпима, и она уничтожает себя.

В трагедии Расина снимается божественный аппарат. Гнев богов – оболочка человеческих мотивов и побуждений, но боги являются выражением природных сил. В душе героев, связанных с богами, разгораются страсти, и это вносит конфликт. Герои пьесы – слабые существа, подверженные страстям, поглощающим их полностью. Возникает мотив смерти из-за неумения управлять страстями. Все герои пьесы находятся в пограничном состоянии между жизнью и смертью.

Почвой для мифологического контекста служит психологизм. У Федры происходит раздвоение между желаниями и страхом огласки, при этом моральный момент не присутствует. Конфликт строится на борьбе двух страстей. Зацикливание на собственных страстях разрушает понимание между героями. Основная вина за трагический исход возлагается на кормилицу Эпону, ложно интерпретирующую события. Боги оказываются зависимы от людей. Трагедия охватывает всех. Расин извлекает моральный урок из всей пьесы. В предисловии к пьесе Расин настойчиво доказывает свою эстетику. По его мнению, лишь добрый, но внутренне слабый герой может стать героем трагедии.

Читайте также: