Семинар для руководителей доу по инновационной деятельности

Обновлено: 08.07.2024

Лекция № 8
Управление педагогическими инновациями в дошкольном образовании

1. Почему возникает потребность в инновациях.
2. Что такое инновация.
3. Организация инновационной деятельности в ДОУ.
4. Как добиться положительного результата.
5. Механизм стимулирования нововведений и организационная готовность коллектива к инновациям.
6. Как стимулировать работу.

Литература

1. Почему возникает потребность в инновациях

Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования.

В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и управленцев. Процесс обновления образования организуется людьми. Следовательно, его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективней, чем больше организаторы инновационной деятельности опираются на достижения науки и потребности общества.

В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое дошкольное учреждение. Инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новые типы, виды и профили дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, когда создается противоречие между желанием и реальным результатом.

О дошкольных учреждениях, занимающихся нововведениями, обычно говорят, что они работают в режиме развития.

Философский энциклопедический словарь определяет развитие как изменения, направленные, закономерные и необходимые.

Следовательно, изменения в развивающемся дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются руководителем на основе закономерностей и направлены на достижение конкретных целей.

2. Что такое инновация

3. Организация инновационной деятельности в ДОУ

4. Как добиться положительного результата

  • 5 баллов — восприимчивость очень сильно выражена;

  • 4 балла — выражена;

  • 3 балла — проявляется, но не всегда;

  • 2 балла — слабо проявляется;

  • 1 балл — не проявляется.

Таблица 1

5. Механизм стимулирования нововведений и организационная готовность коллектива к инновациям

Готовя коллектив к инновационной деятельности, руководитель беседует с каждым сотрудником, знакомит с целями и задачами инноваций, разъясняет преимущества, которые дает инновация детскому саду, конкретному члену педагогического коллектива.

При этом важна всемерная поддержка новаторов, если они есть в коллективе, их деятельности в дошкольном учреждении.

Но главное — это обучение воспитателей через разные формы:

Педагоги должны поверить, что достижение поставленных перед ними целей приведет к получению значимого для них результата, вознаграждения (материального, морального); что они смогут выполнить задание, прилагая приемлемые для себя усилия.

Система методических мероприятий в коллективе должна быть подчинена главной цели — стимулированию педагогов, их теоретической подготовке к инновационной деятельности.

Инновационная и экспериментальная работа всегда привносит свои изменения в развитие педагога, руководителя и всего коллектива, так как способствует повышению уровня мотиваций.

Мы уже подчеркивали, что инновационная деятельность — это специфическая педагогическая деятельность, которую характеризуют восемь основных действий:

— предварительное решение, которое возникает в процессе анализа ситуации и состояния образовательной системы, и определение предмета преобразования (что преобразуется и на основе какой научной информации);
— принятие решения об организации инновационного процесса;
— разработка новой модели образовательной системы (осуществляется на основе индивидуального и группового педагогического проектирования);
— определение показателей качества инновационного процесса и его эффективности;
— разработка программы преобразований;
— реализация программы преобразований;
— определение качества результатов инновационного процесса (по завершении адаптационного периода);
— оценка эффективности инновационного процесса (определяются качество результатов, затраты времени, финансов на их получение).

Успешность и действенность инновационной работы, ее влияние на развитие дошкольного образовательного учреждения зависят от актуальности работы, заинтересованности и профессиональной компетентности участников, системы методических и организационных мероприятий.

Важно и то, какие условия создает руководитель для организации и проведения инновационной деятельности в педагогическом коллективе. Главные условия эффективности инновационной деятельности:

1) системность в методической работе с педкадрами по развитию их профессиональных навыков и умений в педагогической деятельности;

2) наличие у педагога личного плана развития, который мобилизует его потенциальные способности;

3) постоянный анализ успехов и достижений в работе педагогов, создание ситуации успеха педагога, что ведет к развитию деловых качеств, появлению положительного мотива к совершенствованию себя, своего дела;

4) создание творческой атмосферы и объединение усилий всего педагогического коллектива по построению образовательного пространства, где каждый ощущает свою значимость (приложение 3);

5) установление добрых, открытых отношений, при которых снимаются напряженность и страх быть не понятыми; приветствуется обсуждение, а не отрицание альтернативных взглядов на ту или иную проблему; конструктивная проработка конфликтов (приложение 4);

6) проведение открытых дискуссий по проблеме инновационной деятельности, где каждый высказывает собственную точку зрения, но решение принимается коллегиально.

После того как содержание инновационной деятельности определено, необходимо выделить фигуру инноватора.

Инноватор — это организатор нововведений. В его задачу входит обеспечение взаимодействия всех участников инновационного процесса. Опыт подсказывает, что:

инновационный процесс проходит с большей эффективностью, если его организатор является членом педколлектива, осуществляющего инновацию;

организатором нововведений может быть любой член педколлектива, не обязательно представитель администрации;

инноватором должен быть педагог, пользующийся авторитетом в коллективе, имеющий соответствующий опыт и необходимые навыки работы (в том числе умеющий выделять болевые точки организации, моделировать ожидаемые результаты работы, разрабатывать соответствующие программы, анализировать результаты преобразовательной деятельности).

6. Как спланировать работу

Любой инновационный процесс носит вероятностный характер, и не все его последствия могут быть спрогнозированы. Уйти от многих ошибок и упущений еще на уровне проекта или модели поможет составление аналитического обоснования и инновационной программы.

Цели и задачи инноваций строятся на основе тщательного анализа текущей обстановки в детском саду, с одной стороны, и из прогнозов его развития — с другой.

Отобранные цели и задачи должны быть согласованы и одобрены большинством коллектива, реалистичны, адаптированы к новым условиям, повышать уровень мотивации и стимулирования, обеспечивать контроль. При управлении инновационными процессами в ДОУ с учетом прогноза конечных результатов основная часть этих действий обсуждается коллегиально. Самые крупные мероприятия инновационной деятельности разрабатываются групповым методом.

Организация педагогическим коллективом исследовательской деятельности предполагает обязательную рефлексию того, что сделано, т.е. периодическую оценку, проверку эффективности полученных результатов. Обычно это происходит в форме отчетов, тестирования и т.д.

Таблица 2

Чтобы спланировать работу коллектива, можно использовать следующую таблицу (табл. 3).

Таблица 3

а) работа с кадрами (совещание, педсовет, производственное собрание и др.);
б) работа творческих групп;
в) работа по самообразованию;
г) работа с родителями;
д) контроль, анализ и регулирование.

При этом руководитель ДОУ также планирует свою работу (табл. 4).

Таблица 4. Порядок действий руководителя ДОУ по внедрению инноваций

Вопросы

2. Перечислите основные причины, по которым ДОУ занимаются нововведениями.

4. Сформулируйте основные требования к педагогическому коллективу и руководителю ДОУ, планирующих организацию инновационной деятельности.

* Использованы материалы из книги Шамов Т.И., Тюлю Г.М., Литвиненко Э.В. Оценка управленческой деятельности руководителем школы. Вологда, 1995.

** Ангеловски К. Учителя и инновации. М., 1991. С. 49—50.

*** Использованы материалы из книги: Зубов Н. Как руководить педагогами. М., 2002.

Комментарии

Спасибо большое за представленный материал. Было очень полезно с ним ознакомиться. На современном этапе очень важно создать в ДОО цифровую интерактивную среду. Взяли себе в практику работы: STEAM-технологии, оборудование для инженерно-технического творчества "НАУСТИМ".

Добрый день. Мы 2 года назад приобрели цифровую лабораторию " Наураша". Наши дети с интересом занимаются в ней . Сами выполняют опыты (кто уже занимается второй год) под руководством мальчика "Наураши". Заинтересовало роботехническое оборудование. Это у нас в перспективе.

Спасибо большое Марине Николаевне за такую прекрасную презентацию. Приятно,что в детском саду есть такое оборудование,а главное- педагоги,заинтересованные работать с таким оборудованием. Наше будущее- наши дети в надёжных руках. Творческих успехов, коллеги.

В современном мире все больше и больше наблюдается технологическая революция. Для того чтобы человек мог комфортно себя чувствовать в условиях инновационных технологии, мог легко пользоваться высокотехнологичными продуктами, современное образование необходимо видоизменять.Спасибо большое за представленный материал!

Огромное спасибо за предоставленную информацию и обмен опытом. Безусловно, наличие таких возможностей для работы с детьми играет большую роль в их развитии и дальнейшей социализации. Очень захотелось приобрести такие игрушки- лаборатории и взять их на вооружение!)

Технологии в ДОу. Как же это интересно . Хочется внедрения повсеместно.. СПАСИБО!

Спасибо за интересное и доступное изложение материала. Внедрение в систему работы инновации, требует профессиональной подготовки кадров, наличие материальной базы и финансовых затрат. И Вы проводите большую работу в этом направлении. Творческих успехов и побед на этом поприще.

Вопрос цифровизации дошкольного образования давно стоит перед детскими садами,и каждое учреждение находится в поиске его решения. Спасибо Марине Николаевне за предоставленный подробный опыт внедрения STEAM-технологий. Желаем Вашему творческому коллективу осуществить мечту! С радостью познакомимся и с опытом создания "Мультстудии". Дальнейших успехов!

Спасибо Большое за интересное мероприятие! Очень современно и актуально!

Спасибо огромное Марине Николаевне за презентацию опыта.Современные дети растут и развиваются так быстро, что образовательный процесс в детском саду участниками которого они являются, не стоит на месте. Создать условия для использования в работе с дошкольниками современного интерактивного оборудования - это один из приоритетных направлений работы современного руководителя. Рады в очередной раз увидеть и услышать результат по внедрению и реализации STEAM-ОБРАЗОВАНИЯ.

Спасибо Чен Марине Николаевне за подробную презентацию. Очень рады за коллег!

Большое спасибо! Очень интересно. Главное , чтобы в коолективе нашлись заинтересованные люди.

Спасибо за представленный материал!

Использование цифровой лаборатории "Наураша"позволяет в игровой форме познавать азы физики, биологии,химии. В дальнейшем эти знания дети могут применять в школе . Это оборудование обеспечивает различные виды деятельности детей, а так же познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

МБДОУ 48. Спасибо большое за представленный материал. Было очень интересно с ним ознакомиться.

Спасибо большое за интересный материал, представленный педагогами. Хотелось бы, что бы во всех садах были созданы такие интерактивные детские лаборатории. Успехов Вам коллеги.

Спасибо Марине Николаевне за интересную и подробную презентацию опыта работы ДОУ. Выбранная тема актуальна и важна. Заинтересовала мультимедийная лаборатория для организации экспериментальной деятельности детей и просто восхитила "Азбука робототехники". Дальнейших успехов и достижений в работе!

ДОУ 44. Благодарим Марину Николаевну за презентацию интересного и очень актуального опыта работы. Желаем творческих успехов.

Большое спасибо Марине Николаевне за представленный опыт работы по созданию современной инфраструктуры в ДОУ как неотъемлемого условия получения нашими воспитанниками качественного дошкольного образования. Внедрение новых технологий и инноваций на сегодняшний день является очень актуальным и нужным направлением работы современного ДОУ. Использование таких интеллектуальных лабораторий очень интересно и имеет большое значение в развитии, а самое главное, в социализации современных дошколят при переходе их к школьному обучению. Желаем дальнейших творческих успехов в работе!

Большое спасибо Марине Николаевне за представленный опыт работы по созданию современной инфраструктуры в ДОУ как неотъемлемого условия получения нашими воспитанниками качественного дошкольного образования. Внедрение новых технологий и инноваций на сегодняшний день является очень актуальным и нужным направлением работы современного ДОУ. Использование таких интеллектуальных лабораторий очень интересно и имеет большое значение в развитии, а самое главное, в социализации современных дошколят при переходе их к школьному обучению. Желаем дальнейших творческих успехов в работе!

Большое спасибо Марине Николаевне за представленный опыт работы по созданию современной инфраструктуры в ДОУ как неотъемлемого условия получения нашими воспитанниками качественного дошкольного образования. Внедрение новых технологий и инноваций на сегодняшний день является очень актуальным и нужным направлением работы современного ДОУ. Использование таких интеллектуальных лабораторий очень интересно и имеет большое значение в развитии, а самое главное, в социализации современных дошколят при переходе их к школьному обучению. Желаем дальнейших творческих успехов в работе!

Спасибо за представление интересного опыта работы Вашего детского сада. Творческих успехов!

Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна

Основные этапы при внедрении инновационной
деятельности в дошкольном учреждении

  1. Обновление содержания образования: внедрение современных образовательных программ, использование инновационных педагогических технологий, парциальных программ дополнительного образования.
  2. Обновление системы методической работы: отбор инновационного содержания, использование продуктивных форм, мотивация творческого педагогического труда, управление процессом обновления.
  3. Обновление системы управления качеством образования, заключающееся в реализации групп условий: нормативно-регламентирующих, перспективно-ориентирующих; деятельностно-стимулирующих; информационно-коммуникативных.

[10] Яковлева Г.В. Содержание и организация инновационной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении

You have no rights to post comments

Сайты

Авторизация

Перевод сайта

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ
Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Дети за компьютером

Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьми открывает воспитателю новые возможности преподнесения материала.

Значение инновационной деятельности в дошкольном учреждении

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.

При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:

  • развитие индивидуальности воспитанников;
  • развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
  • повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
  • стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
  • повышение интеллектуального уровня детей;
  • развитие креативности и нестандартности мышления.

Девочка мечтает

Развитие творческого мышления — одно из главных требований к новой системе дошкольного образования

Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед.

Фрэнсис Бэкон, английский философ

Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ

К инновационным педагогическим технологиям можно отнести:

Информационно-коммуникационные технологии

Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС отмечает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса. К ИКТ в ДОУ относятся:

  • компьютеры;
  • интерактивные доски;
  • магнитофоны;
  • телевизоры;
  • фотоаппаратура и т. п.

Дети, сидя за столами, смотрят на экран с мультимедийной презентацией

Использование ИКТ на занятиях в детском саду позволяет привлечь внимание воспитанников

Интерактивная доска — это сенсорный экран, который работает в системе вместе с проектором и компьютером. Использование интерактивной доски на занятиях помогает перейти от объяснительной формы обучения к деятельной — дети сами проявляют познавательную активность, что способствует осознанному усвоению материала. Работа с интерактивной доской включает в себя:

  • проведение различных развивающих игр;
  • просмотр иллюстраций и видеоматериалов;
  • разбор проблемных ситуаций;
  • совместное творчество и др.

Мальчик работает с интерактивной доской

При работе с интерактивной доской дети самостоятельно проявляют активность, что облегчает усвоение материала

Занятия с интерактивной доской предполагают несколько вариантов работы с дошкольниками:

В младших и средних группах дети выполняют задания, которые им даёт педагог, а в старших и подготовительных группах ребята способны уже самостоятельно придумать действия или догадаться, что нужно сделать. Какой вариант работы выберет воспитатель, зависит от поставленных целей и задач предстоящего занятия.

В младших группах можно использовать интерактивные дидактические игры на сортировку, классификацию предметов, например, разместить овощи в одной стороне доски, а фрукты — в другой. Ещё один пример для младшей группы — занятие по изучению растительности луга. Дети подходят по очереди к доске и изображают на ней процесс роста травы (снизу вверх). Таким образом получится лужайка. Затем можно предложить дорисовать цветочки (воспитанники подходят по очереди и подрисовывают цветочек к стеблю). Результаты на занятиях по математике достигают большей эффективности при использовании наглядного материала: дети могут двигать на экране геометрические фигуры, считать предметы и т. д.

Карта маршрута к игре будет выполнять роль своеобразного плана

В старшей и подготовительной группах каждый ребёнок может пользоваться личным компьютером, например, в развивающих играх, выполняя индивидуальные задания. Такие занятия следует проводить в подгруппах по 4–8 человек. Обучающие игры и программы могут быть совершенно разными: помогающие в изучении иностранных языков, развивающие творчество, математические способности и т. п. Занятие следует строить в 3 этапа:

  1. Вводная часть, в которой можно провести беседы о предстоящей работе, конкурсы или загадки и т. д.
  2. Основная часть, где дети выполняют задания непосредственно за компьютером.
  3. Заключительная часть, в которой делаются выводы о проведённых действиях, закрепляется материал. Это может быть рисование, подготовка к выставке и т. д. Также необходима гимнастика для глаз, снимающая напряжение.

По санитарным нормам, длительность непрерывной работы дошкольника за компьютером во время одного занятия не должна превышать 5 минут.

Фотогалерея: использование ИКТ на занятиях в детском саду

Таблица: пример конспекта занятия с использованием ИКТ в старшей группе (фрагмент)

  • Развитие представлений о зимнем лесе;
  • стимулирование познавательной активности и творческих способностей воспитанников.
  • Деревянных два коня
    Вниз с горы несут меня.
    Я в руках держу две палки,
    Но не бью коней — их жалко.
    А для ускоренья бега
    Палками касаюсь снега. (Лыжи).

В.: Правильно, ребята, в лес мы отправимся на лыжах. Посмотрите на экран, там у нас лесная поляна. Давайте согреем руки. (Дети выполняют упражнение на дыхание).
Воспитатель читает ребятам стихотворение о зиме.
Затем педагог предлагает детям подумать о том, как лес выглядит зимой и вспомнить тех, кто в нём живёт. Для этого на экране демонстрируются различные звери и птицы. Ребята должны называть их. Воспитатель предлагает игру, в которой нужно охарактеризовать животных, появляющихся на экране:

  • волк — злой, серый, голодный;
  • медведь — большой, бурый, сильный;
  • лиса — хитрая, рыжая, осторожная;
  • заяц — трусливый, серый, белый, маленький;
  • белка — рыжая, запасливая, быстрая.
  • в дупле живёт… белка;
  • в логове живёт… волк;
  • под кустом живёт… заяц;
  • в берлоге живёт… медведь;
  • в норе живёт… лиса;
  • в хатке под водой… бобр.
  • Снег сегодня шёл с утра, (Руки вверх — вниз),
    Рада снегу детвора! (Хлопают в ладоши).
    Снег на ветках, на дорожках, (Руки вверх, руки вниз, приседают)
    На носу и на ладошках. (Показывают нос и ладошки).
  • Зимний лес стоит печальный.
    Кто под снегом спрятал тайны?
    Почему река молчит,
    Птичья песня не звучит?
    Осторожно в лес входите,
    Тайны леса не будите.

В.: А теперь надо возвращаться в детский сад. Понравилось вам в лесу? О каких птицах, животных мы сегодня говорили? С какими звуками работали? Я довольна вашими знаниями и поведением в лесу! Вы настоящие друзья природы. Надеваем лыжи, встаём на лыжню и друг за другом и отправляемся в детский сад. (Дети имитируют ходьбу на лыжах под зимнюю музыку).
Сюрпризный момент: воспитатель говорит, что все вернулись в детский сад из зимнего леса и очень устали, значит, пора подкрепиться. Дети получают конфеты.

Читайте также: