Формы и методы психолого педагогического сопровождения адаптации первоклассника к школе

Обновлено: 03.07.2024

Проблема адаптации детей к школе является одной из наиболее актуальных проблем начальной ступени образования: сложной для педагогов и чувствительной для родителей.

Опыт показывает, что трудности, возникающие у детей в процессе школьного обучения, без своевременной и квалифицированной коррекционно-развивающей работы, как правило, перерастают в хроническую неуспеваемость. Известно, что состояние длительной неуспешности в дальнейшем способствует формированию девиантных форм поведения, социальной дезадаптации детей в целом (М.В.Антропова, Г.В.Бородкина, Г.Г.Манке).

На сегодняшний день школа нуждается в научно-обоснованной разработке развивающего психолого-педагогического обеспечения формирования адаптационных способностей младших школьников. []

Отсутствие конкретных исследований, посвященных особенностям влияния стилей педагогического общения на адаптацию первоклассников, определяет проблему данной работы []. Предположение о педагогическом общении, как условии успешной адаптации детей к школе должно быть подтверждено экспериментально (Н.И.Кролевец).

Таким образом, тема нашего исследования: психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников к школе.

Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников к школе.

Объект исследования: адаптация первоклассников к школе.

Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников к школе.

Гипотеза: адаптация младших школьников может измениться, при проведении программы психолого-педагогического сопровождения.

1. Изучить феномен сопровождения адаптации первоклассников к школе в психолого-педагогической литературе.

2. Изучить возрастные особенности адаптации первоклассников к школе.

3. Изучить модель сопровождения первоклассников к школе.

4. Определить этапы, методы и методики исследования адаптации первоклассников к школе.

5. дать характеристику выборки и проанализировать результаты исследования адаптации первоклассников к школе.

6. Составить программу психолого-педагогического сопровождения первоклассников к школе.

7. Провести анализ результатов опытно-экспериментального исследования психолого-педагогического сопровождения первоклассников к школе.

8. Составить рекомендации педагогам и родителям.

1. Методы теоретического уровня – теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы, количественный, качественный, анализ, метод математической статистики – факторный анализ.

База исследования: начальный класс 1-1 МАОУ СОШ №112 г. Челябинска. В исследовании приняли участие 28 человек.

ГЛАВА 1. Сопровождение адаптации первоклассников к школе как психолого-педагогическая проблема

Рисунок 1-схема модели сопровождения адаптации первоклассников к школе

1. Работа с детьми:

- диагностика эмоционального состояния первоклассников;

- развитие навыков конструктивного общения, опыта сотрудничества;

- формирование новой позиции в общении, развитие способности к децентрации, эмпатии;

- формирование чувства уверенности в себе, адекватной самооценки в учебной деятельности;

- формирование навыков саморегуляции, снятия страхов и эмоционального напряжения;

- формирование общей способности к обучению;

- использование групповых форм работы по развитию творчества, образного и логического мышления, воображения;

- создание ситуаций успеха для ребенка, способствующих формированию положительного отношения к интеллектуальной деятельности и развитию познавательного интереса;

- создание щадящего учебного режима, эмоциональная поддержка ребенка, соблюдение режима дня и отдыха вне школы;

- развитие тонкой моторики руки и зрительно – моторной координации;

- развитие креативных способностей.

2. Работа с учителями:

- актуализация и расширение знаний педагогов о социальной ситуации развития первоклассников, задачах и трудностях адаптации;

- выработка единой системы требований к классу со стороны различных педагогов и единого подхода к отдельным детям, тактики общения с детьми и родителями;

- обеспечение директором школы организационных условий для проведения адаптационного периода (приказ по школе, предоставление кабинетов для работы, изменение расписания);

- привлечение к проведению адаптационного периода специалистов (учителей физкультуры, музыки, пения, библиотекаря и др.) для проведения коллективных творческих дел;

- классному руководителю необходимо заниматься с детьми в подготовительной группе (практика показывает, что для учителя в этом случае привыкание к новому классу проходит менее болезненно).

Учитель, взявший первый класс, тоже переживает непростой для себя период – период адаптации к новому классу, к новым детям. Но, педагогический коллектив должен понимать – не дети должны быть подготовлены к школе, а школа должна быть готова учить, развивать и любить самых разных детей, принимать и понимать их такими, какие они есть, помогать их личностному росту.

3. Работа с родителями:

- установление доброжелательного контакта, создание доверительных отношений с родителями;

- знакомство родителей со спецификой обучения в данном учебном заведении. Информирование о деятельности образовательного учреждения, его целях, задачах, программах обучения и воспитания, ходе и результатах педагогического процесса;

- знакомство родителей детей подготовительного класса с психологом, логопедом до начала учебного года. Получение рекомендаций по оптимизации общения с детьми и подготовке их к обучению;

- диагностика семьи, изучение условий и факторов развития ребенка в семье;

- психолого-педагогическое просвещение, развитие их родительской компетентности;

- принятие родителями на себя определенной ответственности за то, что происходит с их ребенком в школе;

- включение родителей в совместную с педагогами и детьми деятельность, создание детско-взрослых форм общности;

- развитие инициативы родителей, помощь в создании и организации деятельности общественных формирований родителей;

Консультирование помогает решить проблемы, с которыми обращаются родители. Психологическое просвещение и образование способствует формированию психологической культуры, развитию психолого-педагогической компетентности родителей. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей. Через собрания осуществляется обучение родителей на теоретическом и практическом уровне. Индивидуальные консультации рекомендуется проводить для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности УУД и могут испытывать трудности в адаптации к школе.

Сопровождение адаптации первоклассников к школе – комплексное мероприятие, соединяющее школьного психолога со всеми участниками образовательного пространства (рисунок 2).


Рисунок 2- схема сопровождения адаптации первоклассников к школе

Системная профессиональная деятельность администрации, педагогов и психолога создает оптимальные условия для полноценного развития и успешного обучения первоклассника.

Основные принципы работы психолога в режиме сопровождения:

- проведение мероприятий в рамках преемственности детский сад – школа;

- единство и заинтересованность всех участников взаимодействия в решении поставленных задач через проведение педагогических совещаний, психолого–педагогического консилиума (ПМПК);

- единый план работы психолога и администрации;

- открытость для внесения коррективов по ходу реализации с учетом новых реальностей образовательного процесса.

Работа психолога в школьном консилиуме (ПМПК) предполагает:

- проведение углубленной диагностики первоклассника, который имеет низкие результаты при проведении группового психологического обследования в адаптационный период;

- отслеживание динамики развития после проведенных педагогических мероприятий;

- составление индивидуального образовательного маршрута совместно со специалистами ПМПК;

- обогащение знаниями по специфике школьных программ.

Школьному психологу необходимо помнить, что главная ценность – это психологическое развитие ребенка. Сопровождающий метод предполагает бережное отношение к психическому миру ребенка. Образовательный процесс не может грубо вмешиваться в ход психологического развития, нарушая его закономерности. Вторая ценность – это индивидуальный путь развития ребенка. Несоответствие индивидуального статуса возрастным закономерностям и образовательным стандартам может рассматриваться как отклонение лишь в том случае, если оно грозит ребенку дезадаптацией. В остальных случаях предпочтительней говорить об индивидуальном пути развития ребёнка. Задача взрослых – сформировать готовность воспитанника к осознанию своих возможностей, потребностей, к совершению самостоятельного выбора. Взрослые должны не брать этот выбор на себя, а учить ребенка ставить цели и достигать их, соотнося их с целями окружающих людей и социальными ценностями [].

Выводы по первой главе

Психолого-педагогическое сопровождение выступает методом работы педагога-психолога в процессе которой создаются условия для успешного обучения и развития ребенка в школьной среде.

Школьная адаптация – это приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, распорядку дня. Определены условия благоприятной адаптации первоклассников к обучению: организация режима школьной жизни первоклассников, оздоровительно-профилактической работы, учебно-познавательной деятельности детей в адаптационный период, внеучебной жизни первоклассников, создание предметно-пространственной среды, взаимодействие с участниками образовательного сообщества. Критерии благополучной адаптации детей к школе: благоприятная динамика работоспособности, отсутствие неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации являются изменения в поведении детей. Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую.

Педагог-психолог разрабатывает интегративную, универсальную модель психолого-педагогического сопровождения первоклассников к школе в конкретном образовательном учреждении. В общем случае модель сопровождения первоклассников к школе состоит из трех взаимосвязанных блоков: работа с детьми; работа с учителями; работа с родителями.

Системная профессиональная деятельность администрации, педагогов и психолога создает оптимальные условия для полноценного развития и успешного обучения первоклассника.

Рисунок 11 – результаты исследования по каждой из проведенных методик

2. Отказ от выполнения задания. Педагогам необходимо обратить внимание на детей, отказывающихся от выполнения задания. Это проявляется в том, что ученик не принимает учебную задачу, не выполняет ни одного рисунка хотя бы на 1 балл.

3. Несформированность самоконтроля. Для первоклассников, получивших очень высокий балл, можно сказать, что они умеют контролировать себя: они либо периодически напоминали себе правило, либо проверяли его выполнение после изображения фигуры. Такие дети умеют устанавливать соответствие между образцом и получившимся многоугольником. Слабый навык счета в пределах десяти, недостаточно сформированное умение различать и сравнивать геометрические фигуры (по числу сторон) могли стать дополнительными причинами трудностей первоклассников в выполнении задания.

Проанализируем результаты исследования. Фактор познавательной сферы (ФПС) вычисляется как среднее арифметическое баллов, набранных первоклассником по каждой из предложенных методик. Приведем диапазоны баллов, которые можно набрать за каждую методику:

Следовательно, значения ФПС лежат в диапазоне от 0 до 15 баллов. Верхнюю границу данного диапазона вычисляем следующим образом:

ФПСmax=(26+16+12+5)/4=15 – полученное значение округлено.

На основе полученного диапазона значений ФПС, можно сделать выводы о степени адаптации первоклассника, имеющего определенное значение ФПС. Первоклассники, имеющие ФПС из диапазона 0 – 5 баллов, проявили адаптацию тяжелой степени; первоклассники, имеющие ФПС из диапазона 6 – 10 баллов, проявили адаптацию средней тяжести; и, наконец, первоклассники, имеющие ФПС из диапазона 11 – 15 баллов, проявили адаптацию легкой степени. Результаты анализа полученных в ходе исследования данных занесены в таблицу 6 (приложение 2).

На основании данной таблицы делаем вывод о том, что адаптацию средней и легкой степени проявило большинство учащихся – 24 человека из 28, что составляет 86%. Этот результат можно считать высоким – в целом, класс адаптирован к школе за первый месяц обучения. Адаптацию легкой степени проявили 11 человек (39%), в том числе все дети, посещавшие центры развития. Адаптацию средней степени тяжести проявил 13 человек (47%). Адаптацию тяжелой степени проявили 4 человека (14%). Родители троих первоклассников, проявивших тяжелую степень адаптации к школе, заявляли о том, что дети не посещали детский сад.

Выводы по второй главе

Исследование адаптации первоклассников к школе проводилось в три этапа, на каждом из которых использовались определенные методы.

1. Методы теоретического уровня: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы, количественный, качественный, факторный анализ.

Испытуемые обследовались по следующим критериям: уровень интеллекта, умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, выявляется уровень организации действий, умение руководствоваться системой условий задачи, выявляется умение выделять согласный звук в начале слова. Перечисленные критерии составляют фактор познавательной сферы (ФПС) первоклассника, который в данном случае вычисляется как среднее арифметическое полученных за методики баллов. Чем выше фактор познавательной сферы, тем успешнее прошла адаптация первоклассника к школе.

2. Метод эмпирического уровня – тестирование.

На основании полученных значений ФПС сделан вывод о том, что адаптацию средней и легкой степени проявило большинство учащихся – 24 человека из 28, что составляет 86%. Этот результат можно считать высоким – в целом, класс адаптирован к школе за первый месяц обучения. Адаптацию легкой степени проявили 11 человек (39%), в том числе все дети, посещавшие центры развития. Адаптацию средней степени тяжести проявил 13 человек (47%). Адаптацию тяжелой степени проявили 4 человека (14%). Родители троих первоклассников, проявивших тяжелую степень адаптации к школе, заявляли о том, что дети не посещали детский сад.

Введение

Проблема адаптации детей к школе является одной из наиболее актуальных проблем начальной ступени образования: сложной для педагогов и чувствительной для родителей.

Опыт показывает, что трудности, возникающие у детей в процессе школьного обучения, без своевременной и квалифицированной коррекционно-развивающей работы, как правило, перерастают в хроническую неуспеваемость. Известно, что состояние длительной неуспешности в дальнейшем способствует формированию девиантных форм поведения, социальной дезадаптации детей в целом (М.В.Антропова, Г.В.Бородкина, Г.Г.Манке).

На сегодняшний день школа нуждается в научно-обоснованной разработке развивающего психолого-педагогического обеспечения формирования адаптационных способностей младших школьников. []

Отсутствие конкретных исследований, посвященных особенностям влияния стилей педагогического общения на адаптацию первоклассников, определяет проблему данной работы []. Предположение о педагогическом общении, как условии успешной адаптации детей к школе должно быть подтверждено экспериментально (Н.И.Кролевец).

Таким образом, тема нашего исследования: психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников к школе.

Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников к школе.

Объект исследования: адаптация первоклассников к школе.

Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников к школе.

Гипотеза: адаптация младших школьников может измениться, при проведении программы психолого-педагогического сопровождения.

1. Изучить феномен сопровождения адаптации первоклассников к школе в психолого-педагогической литературе.

2. Изучить возрастные особенности адаптации первоклассников к школе.

3. Изучить модель сопровождения первоклассников к школе.

4. Определить этапы, методы и методики исследования адаптации первоклассников к школе.

5. дать характеристику выборки и проанализировать результаты исследования адаптации первоклассников к школе.

6. Составить программу психолого-педагогического сопровождения первоклассников к школе.

7. Провести анализ результатов опытно-экспериментального исследования психолого-педагогического сопровождения первоклассников к школе.

8. Составить рекомендации педагогам и родителям.

1. Методы теоретического уровня – теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы, количественный, качественный, анализ, метод математической статистики – факторный анализ.

База исследования: начальный класс 1-1 МАОУ СОШ №112 г. Челябинска. В исследовании приняли участие 28 человек.

ГЛАВА 1. Сопровождение адаптации первоклассников к школе как психолого-педагогическая проблема

Проблема адаптации детей к школе является одной из наиболее актуальных проблем начальной ступени образования: сложной для педагогов и чувствительной для родителей.

Опыт показывает, что трудности, возникающие у детей в процессе школьного обучения, без своевременной и квалифицированной коррекционно-развивающей работы, как правило, перерастают в хроническую неуспеваемость. Известно, что состояние длительной неуспешности в дальнейшем способствует формированию девиантных форм поведения, социальной дезадаптации детей в целом (М.В.Антропова, Г.В.Бородкина, Г.Г.Манке).

На сегодняшний день школа нуждается в научно-обоснованной разработке развивающего психолого-педагогического обеспечения формирования адаптационных способностей младших школьников. []

Отсутствие конкретных исследований, посвященных особенностям влияния стилей педагогического общения на адаптацию первоклассников, определяет проблему данной работы []. Предположение о педагогическом общении, как условии успешной адаптации детей к школе должно быть подтверждено экспериментально (Н.И.Кролевец).

Таким образом, тема нашего исследования: психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников к школе.

Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников к школе.

Объект исследования: адаптация первоклассников к школе.

Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников к школе.

Гипотеза: адаптация младших школьников может измениться, при проведении программы психолого-педагогического сопровождения.

1. Изучить феномен сопровождения адаптации первоклассников к школе в психолого-педагогической литературе.

2. Изучить возрастные особенности адаптации первоклассников к школе.

3. Изучить модель сопровождения первоклассников к школе.

4. Определить этапы, методы и методики исследования адаптации первоклассников к школе.

5. дать характеристику выборки и проанализировать результаты исследования адаптации первоклассников к школе.

6. Составить программу психолого-педагогического сопровождения первоклассников к школе.

7. Провести анализ результатов опытно-экспериментального исследования психолого-педагогического сопровождения первоклассников к школе.

8. Составить рекомендации педагогам и родителям.

1. Методы теоретического уровня – теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы, количественный, качественный, анализ, метод математической статистики – факторный анализ.

База исследования: начальный класс 1-1 МАОУ СОШ №112 г. Челябинска. В исследовании приняли участие 28 человек.

ГЛАВА 1. Сопровождение адаптации первоклассников к школе как психолого-педагогическая проблема

Рисунок 1-схема модели сопровождения адаптации первоклассников к школе

1. Работа с детьми:

- диагностика эмоционального состояния первоклассников;

- развитие навыков конструктивного общения, опыта сотрудничества;

- формирование новой позиции в общении, развитие способности к децентрации, эмпатии;

- формирование чувства уверенности в себе, адекватной самооценки в учебной деятельности;

- формирование навыков саморегуляции, снятия страхов и эмоционального напряжения;

- формирование общей способности к обучению;

- использование групповых форм работы по развитию творчества, образного и логического мышления, воображения;

- создание ситуаций успеха для ребенка, способствующих формированию положительного отношения к интеллектуальной деятельности и развитию познавательного интереса;

- создание щадящего учебного режима, эмоциональная поддержка ребенка, соблюдение режима дня и отдыха вне школы;

- развитие тонкой моторики руки и зрительно – моторной координации;

- развитие креативных способностей.

2. Работа с учителями:

- актуализация и расширение знаний педагогов о социальной ситуации развития первоклассников, задачах и трудностях адаптации;

- выработка единой системы требований к классу со стороны различных педагогов и единого подхода к отдельным детям, тактики общения с детьми и родителями;

- обеспечение директором школы организационных условий для проведения адаптационного периода (приказ по школе, предоставление кабинетов для работы, изменение расписания);

- привлечение к проведению адаптационного периода специалистов (учителей физкультуры, музыки, пения, библиотекаря и др.) для проведения коллективных творческих дел;

- классному руководителю необходимо заниматься с детьми в подготовительной группе (практика показывает, что для учителя в этом случае привыкание к новому классу проходит менее болезненно).

Учитель, взявший первый класс, тоже переживает непростой для себя период – период адаптации к новому классу, к новым детям. Но, педагогический коллектив должен понимать – не дети должны быть подготовлены к школе, а школа должна быть готова учить, развивать и любить самых разных детей, принимать и понимать их такими, какие они есть, помогать их личностному росту.

3. Работа с родителями:

- установление доброжелательного контакта, создание доверительных отношений с родителями;

- знакомство родителей со спецификой обучения в данном учебном заведении. Информирование о деятельности образовательного учреждения, его целях, задачах, программах обучения и воспитания, ходе и результатах педагогического процесса;

- знакомство родителей детей подготовительного класса с психологом, логопедом до начала учебного года. Получение рекомендаций по оптимизации общения с детьми и подготовке их к обучению;

- диагностика семьи, изучение условий и факторов развития ребенка в семье;

- психолого-педагогическое просвещение, развитие их родительской компетентности;

- принятие родителями на себя определенной ответственности за то, что происходит с их ребенком в школе;

- включение родителей в совместную с педагогами и детьми деятельность, создание детско-взрослых форм общности;

- развитие инициативы родителей, помощь в создании и организации деятельности общественных формирований родителей;

Консультирование помогает решить проблемы, с которыми обращаются родители. Психологическое просвещение и образование способствует формированию психологической культуры, развитию психолого-педагогической компетентности родителей. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей. Через собрания осуществляется обучение родителей на теоретическом и практическом уровне. Индивидуальные консультации рекомендуется проводить для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности УУД и могут испытывать трудности в адаптации к школе.

Сопровождение адаптации первоклассников к школе – комплексное мероприятие, соединяющее школьного психолога со всеми участниками образовательного пространства (рисунок 2).


Рисунок 2- схема сопровождения адаптации первоклассников к школе

Системная профессиональная деятельность администрации, педагогов и психолога создает оптимальные условия для полноценного развития и успешного обучения первоклассника.

Основные принципы работы психолога в режиме сопровождения:

- проведение мероприятий в рамках преемственности детский сад – школа;

- единство и заинтересованность всех участников взаимодействия в решении поставленных задач через проведение педагогических совещаний, психолого–педагогического консилиума (ПМПК);

- единый план работы психолога и администрации;

- открытость для внесения коррективов по ходу реализации с учетом новых реальностей образовательного процесса.

Работа психолога в школьном консилиуме (ПМПК) предполагает:

- проведение углубленной диагностики первоклассника, который имеет низкие результаты при проведении группового психологического обследования в адаптационный период;

- отслеживание динамики развития после проведенных педагогических мероприятий;

- составление индивидуального образовательного маршрута совместно со специалистами ПМПК;

- обогащение знаниями по специфике школьных программ.

Школьному психологу необходимо помнить, что главная ценность – это психологическое развитие ребенка. Сопровождающий метод предполагает бережное отношение к психическому миру ребенка. Образовательный процесс не может грубо вмешиваться в ход психологического развития, нарушая его закономерности. Вторая ценность – это индивидуальный путь развития ребенка. Несоответствие индивидуального статуса возрастным закономерностям и образовательным стандартам может рассматриваться как отклонение лишь в том случае, если оно грозит ребенку дезадаптацией. В остальных случаях предпочтительней говорить об индивидуальном пути развития ребёнка. Задача взрослых – сформировать готовность воспитанника к осознанию своих возможностей, потребностей, к совершению самостоятельного выбора. Взрослые должны не брать этот выбор на себя, а учить ребенка ставить цели и достигать их, соотнося их с целями окружающих людей и социальными ценностями [].

Выводы по первой главе

Психолого-педагогическое сопровождение выступает методом работы педагога-психолога в процессе которой создаются условия для успешного обучения и развития ребенка в школьной среде.

Школьная адаптация – это приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, распорядку дня. Определены условия благоприятной адаптации первоклассников к обучению: организация режима школьной жизни первоклассников, оздоровительно-профилактической работы, учебно-познавательной деятельности детей в адаптационный период, внеучебной жизни первоклассников, создание предметно-пространственной среды, взаимодействие с участниками образовательного сообщества. Критерии благополучной адаптации детей к школе: благоприятная динамика работоспособности, отсутствие неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации являются изменения в поведении детей. Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую.

Педагог-психолог разрабатывает интегративную, универсальную модель психолого-педагогического сопровождения первоклассников к школе в конкретном образовательном учреждении. В общем случае модель сопровождения первоклассников к школе состоит из трех взаимосвязанных блоков: работа с детьми; работа с учителями; работа с родителями.

Системная профессиональная деятельность администрации, педагогов и психолога создает оптимальные условия для полноценного развития и успешного обучения первоклассника.

Рисунок 11 – результаты исследования по каждой из проведенных методик

2. Отказ от выполнения задания. Педагогам необходимо обратить внимание на детей, отказывающихся от выполнения задания. Это проявляется в том, что ученик не принимает учебную задачу, не выполняет ни одного рисунка хотя бы на 1 балл.

3. Несформированность самоконтроля. Для первоклассников, получивших очень высокий балл, можно сказать, что они умеют контролировать себя: они либо периодически напоминали себе правило, либо проверяли его выполнение после изображения фигуры. Такие дети умеют устанавливать соответствие между образцом и получившимся многоугольником. Слабый навык счета в пределах десяти, недостаточно сформированное умение различать и сравнивать геометрические фигуры (по числу сторон) могли стать дополнительными причинами трудностей первоклассников в выполнении задания.

Проанализируем результаты исследования. Фактор познавательной сферы (ФПС) вычисляется как среднее арифметическое баллов, набранных первоклассником по каждой из предложенных методик. Приведем диапазоны баллов, которые можно набрать за каждую методику:

Следовательно, значения ФПС лежат в диапазоне от 0 до 15 баллов. Верхнюю границу данного диапазона вычисляем следующим образом:

ФПСmax=(26+16+12+5)/4=15 – полученное значение округлено.

На основе полученного диапазона значений ФПС, можно сделать выводы о степени адаптации первоклассника, имеющего определенное значение ФПС. Первоклассники, имеющие ФПС из диапазона 0 – 5 баллов, проявили адаптацию тяжелой степени; первоклассники, имеющие ФПС из диапазона 6 – 10 баллов, проявили адаптацию средней тяжести; и, наконец, первоклассники, имеющие ФПС из диапазона 11 – 15 баллов, проявили адаптацию легкой степени. Результаты анализа полученных в ходе исследования данных занесены в таблицу 6 (приложение 2).

На основании данной таблицы делаем вывод о том, что адаптацию средней и легкой степени проявило большинство учащихся – 24 человека из 28, что составляет 86%. Этот результат можно считать высоким – в целом, класс адаптирован к школе за первый месяц обучения. Адаптацию легкой степени проявили 11 человек (39%), в том числе все дети, посещавшие центры развития. Адаптацию средней степени тяжести проявил 13 человек (47%). Адаптацию тяжелой степени проявили 4 человека (14%). Родители троих первоклассников, проявивших тяжелую степень адаптации к школе, заявляли о том, что дети не посещали детский сад.

Выводы по второй главе

Исследование адаптации первоклассников к школе проводилось в три этапа, на каждом из которых использовались определенные методы.

1. Методы теоретического уровня: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы, количественный, качественный, факторный анализ.

Испытуемые обследовались по следующим критериям: уровень интеллекта, умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, выявляется уровень организации действий, умение руководствоваться системой условий задачи, выявляется умение выделять согласный звук в начале слова. Перечисленные критерии составляют фактор познавательной сферы (ФПС) первоклассника, который в данном случае вычисляется как среднее арифметическое полученных за методики баллов. Чем выше фактор познавательной сферы, тем успешнее прошла адаптация первоклассника к школе.

2. Метод эмпирического уровня – тестирование.

На основании полученных значений ФПС сделан вывод о том, что адаптацию средней и легкой степени проявило большинство учащихся – 24 человека из 28, что составляет 86%. Этот результат можно считать высоким – в целом, класс адаптирован к школе за первый месяц обучения. Адаптацию легкой степени проявили 11 человек (39%), в том числе все дети, посещавшие центры развития. Адаптацию средней степени тяжести проявил 13 человек (47%). Адаптацию тяжелой степени проявили 4 человека (14%). Родители троих первоклассников, проявивших тяжелую степень адаптации к школе, заявляли о том, что дети не посещали детский сад.

Введение

Проблема адаптации детей к школе является одной из наиболее актуальных проблем начальной ступени образования: сложной для педагогов и чувствительной для родителей.

Опыт показывает, что трудности, возникающие у детей в процессе школьного обучения, без своевременной и квалифицированной коррекционно-развивающей работы, как правило, перерастают в хроническую неуспеваемость. Известно, что состояние длительной неуспешности в дальнейшем способствует формированию девиантных форм поведения, социальной дезадаптации детей в целом (М.В.Антропова, Г.В.Бородкина, Г.Г.Манке).

На сегодняшний день школа нуждается в научно-обоснованной разработке развивающего психолого-педагогического обеспечения формирования адаптационных способностей младших школьников. []

Отсутствие конкретных исследований, посвященных особенностям влияния стилей педагогического общения на адаптацию первоклассников, определяет проблему данной работы []. Предположение о педагогическом общении, как условии успешной адаптации детей к школе должно быть подтверждено экспериментально (Н.И.Кролевец).

Таким образом, тема нашего исследования: психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников к школе.

Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников к школе.

Объект исследования: адаптация первоклассников к школе.

Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников к школе.

Гипотеза: адаптация младших школьников может измениться, при проведении программы психолого-педагогического сопровождения.

1. Изучить феномен сопровождения адаптации первоклассников к школе в психолого-педагогической литературе.

2. Изучить возрастные особенности адаптации первоклассников к школе.

3. Изучить модель сопровождения первоклассников к школе.

4. Определить этапы, методы и методики исследования адаптации первоклассников к школе.

5. дать характеристику выборки и проанализировать результаты исследования адаптации первоклассников к школе.

6. Составить программу психолого-педагогического сопровождения первоклассников к школе.

7. Провести анализ результатов опытно-экспериментального исследования психолого-педагогического сопровождения первоклассников к школе.

8. Составить рекомендации педагогам и родителям.

1. Методы теоретического уровня – теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы, количественный, качественный, анализ, метод математической статистики – факторный анализ.

База исследования: начальный класс 1-1 МАОУ СОШ №112 г. Челябинска. В исследовании приняли участие 28 человек.

ГЛАВА 1. Сопровождение адаптации первоклассников к школе как психолого-педагогическая проблема

В последнее время становится всё больше детей, которые или вообще не усваивают программу, или усваивают её с большим трудом. Причин может быть много. Учёные склонны предполагать, что возможно существуют циклические процессы в развитии детской популяции. Был процесс акселерации, когда у детей отмечалось ускорение физического развития, в частности, увеличение роста. Сейчас статистика во всём мире показывает, что этот процесс остановился и даже пошёл вспять.

В школьном возрасте функциональные отклонения в психофизиологическом развитии несколько сглаживаются. Но школьное обучение может выявить и более глубокие нарушения в развитии детей, которые на начальном этапе маскировались инфантильными чертами характера ребёнка или неадекватными поведенческими реакциями.

Обучение в первом классе предъявляет к ребёнку много разнообразных требований. Он должен обладать определённым уровнем развития познавательных процессов. За год должен научиться строить свои взаимоотношения с одноклассниками и учителями. Если обобщить эти требования, то речь идёт о готовности ребёнка к школе и степени его адаптируемости в новой для него среде.

Психологическая готовность является той базой, на которой педагог будет формировать знания, умения и навыки, что позволит избежать проявлений дезадаптации к школе. Психологическая неготовность к обучению создаёт проблемы не только родителям, учителям, но и самому школьнику.

Систематически испытывая трудности в учёбе, дети теряют интерес сначала к "трудным" предметам, а затем и к школе в целом. Начальное отставание в учёбе ведёт к педагогической запущенности, трудновоспитуемости, школьной дезадаптации. Поэтому важно как можно раньше заметить специфические проявления имеющихся у детей трудностей и оказать необходимую помощь. С целью оказания такой помощи нами использован метод психологического сопровождения.

Рассматривая сопровождение как модель психологической помощи, Наталия Осухова определяет, что сопровождение - это специально организованный процесс, направленный на создание "переходного пространства" - безопасных условий, в которых становится возможным выход личности из негативного отчуждения (от себя, других людей, мира в целом)".

"Результатом психологического сопровождения личности в процессе адаптации к жизни становится новое жизненное качество - адаптивность, то есть способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и с окружающими как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях".

Своевременная педагогическая и психологическая помощь таким школьникам является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.

Доказано, чем раньше начинается коррекционная работа с ребёнком, тем эффективнее результат. Профилактику трудностей в обучении и адаптации к школе детей целесообразно начинать в условиях детского сада в подготовительных группах. Именно поэтому мы свою работу в режиме психологического сопровождения начинаем именно с этого возрастного периода. В своей работе мы взяли за основу программу психолого-педагогического сопровождения на этапе приёма и адаптации в школе, разработанную авторским коллективом под руководством М. Р. Битяновой.

Вся работа делится на следующие основные этапы:

1 этап - поступление ребёнка в школу;

2 этап - первичная адаптация детей в школе;

3 этап - психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации.

Поступление ребёнка в школу.

Детский сад "Солнышко" является структурным подразделением МОУ "Общеобразовательная Устьянская средняя школа". Один и тот же педагог-психолог работает и в детском саду, и в школе. Одна из позитивных особенностей - более раннее знакомство педагога-психолога с будущими первоклассниками.

В рамках 1 этапа в детском саду осуществляются следующие направления работы:

1. Диагностика психологической готовности детей к школе.

2. Групповые и индивидуальные консультации родителей.

3. Психолого-педагогическая развивающая работа по повышению уровня школьной готовности.

Диагностика психологической готовности детей к школе проводится 2 раза: первый раз в сентябре, за год до поступления в школу. Целью данной диагностики является определение имеющихся у будущих первоклассников отклонений и профилактика школьной дезадаптации. Результаты этой диагностики позволяют определить направления работы в течение последнего года пребывания в дошкольном учреждении, оказать необходимую психолого-педагогическую помощь детям. Вторая диагностика (заключительная) проводится в марте - апреле. Она позволяет определить динамику уровня готовности детей к школе в целом и динамику развития каждого ребёнка.(см. Приложение 1, 2). По результатам сравнительной диагностики проводится психолого-педагогический консилиум, основной целью которого является выработка и реализация определённого подхода к комплектованию классов, при необходимости составляем программы индивидуальной помощи детям. В эти программы входит углублённая диагностика, наблюдение за ребёнком в его учебной и внеучебной деятельности, проведение коррекционных занятий. Результаты диагностики наглядно отображаются и представляются педагогам 1-х классов в ходе консультации в августе перед началом учебного года.

Для развивающей работы с детьми используется в I полугодии программа "Приключения будущих первоклассников" Н. Ю Куражевой, И. А. Козловой. Во втором полугодии - "Развитие произвольной познавательной деятельности у детей (автор-составитель Ю. В. Останкова). Задания и упражнения используются педагогом-психологом дифференцированно, учитывая психофизиологические особенности и индивидуальные возможности детей, он по своему усмотрению компонует и дозирует их в рамках курса.

Коллектив детского сада определяет своей целью не только воспитание и обучение детей силами опытных специалистов, но и помощь, и поддержку родителей в решении сложных психолого-педагогических задач социализации и индивидуализации ребёнка.

Специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной. Поэтому в рамках развивающей работы для родителей детей подготовительной группы был организован образовательно-игровой цикл. На первой встрече по результатам диагностики для родителей проводится групповая консультация. Родителям выдаются характеристики их детей и даются объяснения, как ими пользоваться: объясняется смысл каждого психологического качества, его влияние на успеваемость и самочувствие ребёнка в зависимости от того, в какой графе стоит крестик, говорится о том, с какими проблемами может столкнуться ребёнок и что надо предпринять в том или ином случае. Таким образом, слушая психолога, родители могут сами оценить проблемы и возможности своего ребёнка. Для родителей, чьи дети показали низкие результаты в процессе тестирования, проводятся индивидуальные консультации. В дальнейшем с родителями проводятся практические занятия, на которых они узнают о важной роли семьи в подготовке детей к школе, что только совместными усилиями с дошкольным учреждением можно получить желаемый результат. На занятиях взрослые узнают, как можно просто, без принуждения, с радостью для себя и для ребёнка развить его речь, мышление, память, внимание, воображение, подготовить руку к письму, как развить у ребёнка желание учиться. Родители не только с интересом слушают специалиста, но и активно включаются в игры, задают вопросы.

Одним из составных психолого-педагогического сопровождения является летняя площадка для поступающих в первый класс "Школа дошкольника", проводимая на базе школы. Цель данной площадки заключается в создании условий для успешной социально-психологической адаптации ребёнка к школе. Мы объединили усилия психолога и педагогов, которые встретят детей 1 сентября на пороге школы.

При планировании занятий мы учитываем результаты диагностики.

  • занятия на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи;
  • занятия на развитие мелкой моторики руки;
  • занятия по развитию навыков общения;
  • игровые занятия.

Задания и упражнения представляются преимущественно в игровой форме, что позволяет сгладить и сократить адаптационный период.

За время, проведённое на летней площадке у детей есть возможность почувствовать себя хозяевами школы, подружиться, лучше узнать друг друга. Было отмечено, что в течение этого времени дети постепенно приобретали уверенность в общении, у них снижалась тревожность, появлялась доброжелательность.

Психологическая развивающая работа на этапе первичной адаптации первоклассников.

Начало школьного обучения является для каждого ребёнка сильным стрессом. Без преувеличения этот период можно назвать самым сложным для детей.

Для того чтобы сгладить негативные проявления данного периода, мы решили использовать опыт гомельских педагогов Светланы Гин и Ирины Прокопенко, которые практикуют в своей работе адаптационный курс "Первые дни в школе", рассчитанный на одну неделю.

Авторы предлагают первую учебную неделю отвести на первичное освоение таких навыков как: правила поведения на уроке, навыки индивидуальной и коллективной работы, организация обратной связи с учителем.

Программа рассчитана на пять дней: в первый день проводится один урок, в остальные - три.

Весь учебный материал даётся в виде диалогов, сюжетных уроков, а также через обсуждение художественных произведений и выполнение практических работ.

Со второй учебной недели педагог-психолог начинает проводить занятия по программе "Введение в школьную жизнь". Такие занятия проводятся со всеми первоклассниками. Программа этого курса направлена на знакомство детей друг с другом, с правилами школьной жизни. Основной целью является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, предупреждение и снижение тревожности, а также помощь учителю в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей и коммуникативных способностей первоклассников. Занятия проходят в доступной и интересной форме.

Психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в адаптации.

Во второй четверти первого класса в рамках системы психолого-педагогического сопровождения разворачивается работа, направленная на выявление группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении и оказание им необходимой помощи. Основная задача этого этапа работы - это определение уровня школьной адаптации первоклассников и создание психолого-педагогических условий для решения проблем обучения, поведения и психического самочувствия школьников, испытывающих трудности в процессе школьной адаптации.

Для определения уровня адаптации первоклассников мы используем "Опросник дезадаптации" Л. М. Ковалёвой.

Учителя заполняют опросник дважды: в конце октября и в конце апреля. При анализе результатов данные опросника сопоставляются с результатами психодиагностики.

Применение "Опросника дезадаптации" помогает педагогу и педагогу-психологу получить полную и систематизированную картину проявления индивидуальных особенностей как отдельного ребёнка, так и класса в целом, выявить основные трудности каждого ребёнка и в соответствии с этим строить программу помощи.

На основе данных диагностики и наблюдений за детьми, по решению школьного психолого-медико-педагогического консилиума формируются группы развития. В такие группы входят дети с низкой психологической готовностью к школьному обучению, с проблемами в поведении, дети, у которых по данным диагностики высокий коэффициент дезадаптации, т. е. те, кто составляет группу риска по адаптации.

В своей работе с группами развития за основу мы взяли программу Локаловой "Уроки психологического развития младших школьников". Занятия проводятся 1 раз в неделю, в кабинете психолога.

Помимо работы психолога, педагоги на уроках активно используют игры и упражнения, направленные на развитие оперативной памяти, слухового и зрительного восприятия, устойчивости и концентрации внимания.

В конце учебного года среди детей группы развития проводится итоговая диагностика. По решению ПМПк при положительной динамике учащиеся выводятся из состава групп. Если улучшений не наблюдается или они незначительны, из числа данных учащихся со следующего учебного года образуется внутриклассная группа компенсирующего обучения. Педагог-психолог продолжает работу с этими группами.

Целенаправленная работа, осуществляемая совместно педагогами, родителями и психологом по созданию системы подготовки детей к школе помогает ребёнку успешно адаптироваться и обучаться в школе. Это подтверждают данные диагностики. (см таблицу). В прошлом учебном году 60% , в этом году 60,5% детей от общего количества первоклассников легко включились в школьную жизнь.


В статье рассматривается исследование периода адаптации младших школьников в рамках программы психолого-педагогического сопровождения младших школьников в период адаптации. Цель исследований: обосновать, разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения младших школьников в период адаптации к школе.

Одной из основных задач, остро стоящих перед школой в современных условиях, является повышение уровня познавательной самостоятельности учащихся. Наиболее значим этот вопрос на начальных ступенях образования, поскольку именно там закладываются познавательные способности личности, познавательные процессы приобретают произвольность и осмысленность, присваивается учебная деятельность.

Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности включает — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

В связи с требованиям ФГОС начального общего образования переходит от традиционного воспитания на формирование таких качества личности, которые необходимы для жизни в современных условиях мобильного общества.

Таким образом, приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Массовое внедрение Федерального государственного образовательного стандарта, основанного на системно–деятельностном подходе.

Психолого-педагогическое сопровождение как особый вид помощи (или поддержки) ребенку обеспечивает его полноценное развитие как субъекта образования на всех ступенях школьной жизни.

Проблема адаптации первоклассника к обучению в школе является значимой, как для педагогики, так и психологии образования. Поскольку от того как пройдет адаптация в школе и успешно пройдет первый год в образовательном учреждение, зависит успешность обучения ребенка, взаимоотношения с педагогом и сверстниками и способность к дальнейшему психологическому, личностному и социальному развитию. Поэтому психолого-педагогическое сопровождение ребенка, родителя и педагога в период адаптации к школе играет наиболее важную роль.

Существенный вклад в развитие содержания проблемы психолого-педагогического сопровождения раскрыли в своих исследованиях отечественные ученые: Э. М. Александровская, М. Р. Битянова, Б. С. Братусь, Е. В. Бурмистрова, О. С. Газман, И. В. Дубровина, Е. И. Исаев, Е.И и другие.

Актуальность данной проблемы связана еще и с тем, что Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает создания благоприятных условий для младших школьников в период адаптации к школе в рамках комплексного психолого-педагогического сопровождения.

Цель исследования: обосновать, разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения младших школьников в период адаптации к школе.

Объект исследования: адаптация младших школьников

Предмет исследования: программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников в период адаптации к школе.

Гипотезой исследования является предположение о том, что в процесс психолого-педагогического сопровождения младших школьников позволит повысить уровень общей и эмоциональной адаптации и будет способствовать улучшению отношений с учителем и одноклассниками.

В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования были поставлены следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические особенности процесса адаптации младших школьников к обучению в школе.

2. Изучить теоретические особенности психолого-педагогического сопровождения младших школьников к обучению в школе.

3. Составить программу эмпирического исследования особенностей адаптации младшего школьного возраста.

4. Разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста в период адаптации к обучению в школе.

Методологическими основаниями исследования выступают:

- подходы к изучению особенностей адаптации и дезадаптации в процессе обучения в школе (А. Л. Венгер; В. Н. Гуров; Т. В. Дорожевец; В. Н. Дружинина; В. П. Зинченко; В. Е. Коган; Петровский М.Г и др.)

- подходы к пониманию психологической готовности к школьному обучению (Л. И. Божович; Н. И. Гуткина; Г. Г. Кравцова; Р. Овчарова;

- подходы к изучению психолого-педагогического сопровождения адаптации младших школьников (Э. Александровская; М. Битянова; Б. С. Братусь; И. В. Дубровина; Е. И. Исаева и др.)

Методы исследования:

- теоретические методы исследования: анализ, сравнение, обобщение научных сведений по проблемам изучения а

- методы количественного анализа: критерий математической статистики Вилкоксона.

Таким образом, в результате эмпирического исследования были получены следующие результаты. Большинство 74 % (37 детей) имеют достаточный уровень общей адаптации, положительный уровень эмоциональной адаптации и низкий уровень тревожности. 14 % (7 детей) имеют частичный уровень общей адаптации, амбивальный уровень эмоциональной адаптации и средний уровень тревожности. 12 % (6 детей) имеют недостаточный уровень общей адаптации, негативный уровень эмоциональной адаптации и высокий уровень тревожности.

Исходя из полученных результатов, только 13 детей нуждаются в применение программы психолого-педагогического сопровождения, а остальные 37 детей имеют высокий уровень адаптации и низкий уровень тревожности, поэтому не нуждаются во включении в коррекционную группу.

По результатом теоретического и эмпирического исследования нами была составлена программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников в период адаптации к процессу обучения в школе.

Программа составлена на основании закона об образовании и Федерального государственного общеобразовательного стандарта.

Цель программы психологического — педагогического сопровождения: создание благоприятных условий для успешного освоения основной общеобразовательной программы и повышение уровня адаптации учащихся к особенностям образовательной среды школы, сохранение психологического и физического здоровья школьников.

Задачи:

2. Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

3. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.

Программа была реализована в период с октября 2014 по апрель 2015 года. Занятия с младшими школьниками проводились два раза в неделю по 30–40 минут каждое. В программе приняли участие младшие школьники со средним (20 %) и низким (10 %) уровнем адаптации, всего 15 человек

Программа содержит упражнения, направленные на повышение коммуникативной культуры в детской тренинговой группе; развитие эмоциональной сферы, формирование устойчивой учебной мотивации и самооценки, а также на снижение уровня тревожности.

Ожидаемые результаты:

1. Успешная социально — психологическая адаптация к новым социальным условиям.

2. Повышение интереса к школьной жизни у обучающихся первого класса.

Полное содержание занятий можно посмотреть в приложении 6.

После реализации программы, в апреле 2015 года, нами была проведана повторная диагностика с использование того же диагностического инструментария, целью повторной диагностики было проанализировать успешность психолого-педагогического сопровождения для подтверждения или опровержения гипотезы, для проверки гипотезы мы использовали метод математико-статистического анализа, по критерию Вилкоксона.

Таким образом, по результатам повторной диагностики можно сказать, что программа — психолого-педагогического исследования прошла успешна, это подтверждается результатами повторной диагностики, исходя из которых мы видим положительную динамику: снижение уровня тревожности, в результате чего повышается уровень эмоциональной адаптации, повышение уровня внимания и работоспособности, в результате этого повышается уровень освоения школьной программы все это положительно сказывается на общем уровне адаптации.

Первый год обучения в школе — интересный и сложный период в жизни школьника. В первом классе для детей многое оказывается новым: само здание, учителя, предметы, форма обучения, одноклассники.

Новые условия для ребенка, требуют изменения поведения. Чем быстрее младший школьник включится в разнообразные ситуации нового окружения, преобразует, переосмыслит для себя действительность, переживет для себя свои личностные конфликты, будет готов к преодолению преград, тем быстрее и безболезненней пройдет процесс адаптации. Быстро включиться в учебно-воспитательный процесс ребятам мешает ряд психологических проблем.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что одним из показателей успешной адаптации является готовность к школьному обучению — совокупность физиологических и психологических особенностей ребенка, уровень развития его познавательных процессов (мышления, памяти, речи, воображения).

После проведенного исследования, можно сказать, что программа — психолого-педагогического исследования прошла успешно, это подтверждается результатами повторной диагностики, исходя из которых мы видим положительную динамику: снижение уровня тревожности, в результате чего повышается уровень эмоциональной адаптации, повышение. Мы можем сказать, что в процессе проведенного исследования все задачи были решены, поставленная цель была достигнута и гипотеза подтверждена.

Литература:

1. Александровская Э. М., Кокуркина Н. И., Куренкова Н. В. Психологическое сопровождение школьников. Учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2002.

2. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. Москва, Изд-во Совершенство, 2007.

3. Божович Л. И. личность и ее формирование в детском возрасте.

5. Венгер А. Л., Восприятие и обучение.

6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.

7. Глазунов Д. А., Психологич. Развивающие занятия для 1 класса. М.: Глобус 2008

8. Гуткина Н. И., Психологическая готовность к школе.

9. Дорожевец, Т. В. Диагностика школьной дезадаптации,- Витебск,2005.

10. Дружинина В. Н. Современная психология.

11. Исурина Г. Л. Групповые методы психотерапия и психокоррекции. //Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 2013.

12. Зинченко В. П. Психологические основы педагогики. Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения.

13. Лозгачева О. В. Психолого-педагогическая программ развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста/ УрГПУ — Екатеринбург,2013

14. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6–7 лет. — М.: Педагогика 2010

17. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).2013

19. Федоренко Е. Ю. Психологические механизмы отчуждения ребенка от учебного процесса: Дис. канд. психол. наук, Красноярск, 2000.

20. Фоминова А. Н. Причины эмоционального дискомфорта учащихся младших классов и условия его преодоления: Дис. канд. психол. наук. Н. Новгород, 2000.

Основные термины (генерируются автоматически): психолого-педагогическое сопровождение, период адаптации, эмоциональная адаптация, повторная диагностика, программа, школа, школьник, проективный тест, ребенок, Федеральный государственный образовательный стандарт.

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение детей.

Психолого-педагогическое сопровождение детей в адаптационный период. Автор: Гайнанова Елена Анатольевна.

В период адаптации первичная диагностика проходит по трем направлениям: — характеристика родителями состояния детей через анализ анкетных.

Программа психолого-педагогического сопровождения детей.

Программа психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в период адаптации к ДОУ.

За основу процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения взята модель организации адаптационного периода детей.

Психолого-педагогические условия адаптации пятиклассников.

После введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов существенно изменилась и образовательная ситуация в школе. Одно из важнейших мест в образовательном процессе стало занимать психическое здоровье учеников и.

Организация и содержание психолого-педагогического.

Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения детей в образовательных организациях.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет приоритетные задачи образования детей.

Модель психолого-педагогического сопровождения детей.

Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в условиях групп кратковременного пребывания в рамках ФГОС.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет приоритетные задачи.

Помощь родителям во взаимодействии с детьми в период.

школа, ребенок, родитель, период адаптации, уровень адаптации, адаптация ребенка, классный руководитель, психолого-педагогическая помощь, Проективный рисунок, школьная жизнь.

Социально-психологическая адаптация первоклассников.

Поэтому данные факторы следует учитывать при наблюдении за здоровьем детей в период их адаптации к школьному обучению.

Педагогические условия социально-педагогического.

Социально-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы является главным инструментом в деятельности современной образовательной организации в период адаптации.

Психолого-педагогическое сопровождение детей.

Психолого-педагогическое сопровождение детей в адаптационный период. Автор: Гайнанова Елена Анатольевна.

В период адаптации первичная диагностика проходит по трем направлениям: — характеристика родителями состояния детей через анализ анкетных.

Программа психолого-педагогического сопровождения детей.

Программа психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в период адаптации к ДОУ.

За основу процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения взята модель организации адаптационного периода детей.

Психолого-педагогические условия адаптации пятиклассников.

После введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов существенно изменилась и образовательная ситуация в школе. Одно из важнейших мест в образовательном процессе стало занимать психическое здоровье учеников и.

Организация и содержание психолого-педагогического.

Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения детей в образовательных организациях.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет приоритетные задачи образования детей.

Модель психолого-педагогического сопровождения детей.

Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в условиях групп кратковременного пребывания в рамках ФГОС.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет приоритетные задачи.

Помощь родителям во взаимодействии с детьми в период.

школа, ребенок, родитель, период адаптации, уровень адаптации, адаптация ребенка, классный руководитель, психолого-педагогическая помощь, Проективный рисунок, школьная жизнь.

Социально-психологическая адаптация первоклассников.

Поэтому данные факторы следует учитывать при наблюдении за здоровьем детей в период их адаптации к школьному обучению.

Педагогические условия социально-педагогического.

Социально-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы является главным инструментом в деятельности современной образовательной организации в период адаптации.

Читайте также: