Этнические аспекты педагогической культуры кратко
Обновлено: 05.07.2024
Понятие этнопедагогики и ее функции. Духовные истоки народной педагогики, дающей знание о способах приобщения к самостоятельной творческой деятельности. Природа и духовное начало народных воспитательных традиций, значение преемственности поколений.
Рубрика | Педагогика |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 26.04.2017 |
Размер файла | 25,9 K |
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Министерство образования и науки РК
Современные задачи воспитания, вытекая из насущных проблем общества, предвидя его социальный заказ, заставляют по-новому взглянуть на цель, содержание и средства формирования этической культуры личности, вследствие её решающей роли в воспитании учащихся младших классов. Духовно-нравственное оздоровление общества - одно из решающих условий преодоления негативных явлений.1Этическая культура является органической частью культурно-ценностного наследия общества. Вопрос о культуре человека берет начало в моральной проблематике, поскольку умение человека жить в обществе по законам добра и справедливости составляет личную и общественную культуру людей. Существуют простые законы нравственности, которые нужно постичь. В этом помогают уроки этической культуры. Их назначение - воспитание и формирование нравственности.На сегодняшний день составной частью среднего образования должно стать этическое образование детей. Это образование влияет на динамику индивидуального самосознания, выработку нравственной позиции в принятии и исполнении решений, помогает определить моральные критерии поведения, сделать правильный выбор в конкретной жизненной ситуацииУходящий XX век удивил мир своими техническими достижениями, но этот же век принес человечеству невиданные ранее страдания и неисчислимые жертвы. Многие конфликты, ставшие причиной войн и масштабного терроризма, носили откровенно национальную окраску. Создалось впечатление, что этот век был веком культуры войны, на которую обитатели планеты Земля обрекли себя, не желая понимать и уважать друг друга, видеть общечеловеческие идеалы и ценности.И все же большая, здоровая часть человеческого сообщества жаждет мира и взаимопонимания. Люди хотят видеть красоту, любить и быть любимыми, реализовы-вать свои творческие возможности, познавать мир и совершенствовать его. Для этого нужны мир и содружество всех землян. Не случайно первое десятилетие XXI века объявлено ЮНЕСКО десятилетием культуры мира и ненасилия.Для обеспечения мира необходимо воспитание в каждом из нас не только межрасовой, межконфессиональной и межнациональной толерантности, но и искреннего интереса к культуре всех народов Земли. Существенную помощь в этом может оказать довольно молодая наука - этнопедагогика, объединяющая эмпирические сведения о воспитании подрастающего поколения.
Понятие этнопедагогики и ее функции
пословицы - для социально-этического;
загадки - для умственного;
песни - для эстетического, патриотического;
Духовные истоки народной педагогики
Рядом живущие ногайцы.и калмыки, исповедующие соответственно ислам и ламаизм, имеют специфические черты народной этики. Таким образом, при изучении этнопеда-гогики истоки народной педагогической мысли следует искать прежде всего не в языке и не в расе, а в религии и природе. Поэтому в наши дни, когда педагогическая наука освободилась от. идеологических императивов, необходима объективная интерпретация народных воспитательных традиций.
Интерес к народной педагогике не является случайным, ибо она - часть духовной культуры народа, формирующей основы этики и морали. Как это ни удивительно, но принципы народной педагогики на всех материках и у всех рас и народов имеют немало общего, ибо они исходят из общечеловеческих ценностных ориентиров. Это так важно знать каждому из нас в век межнациональных конфликтов, нравственного обнищания и пересмотра духовных ценностей.
История знает немало случаев, когда в силу ряда причин небольшая этническая группа попадала в инонациональное и иноконфессиональное окружение, и именно религия помогала ей сохранить родной язык, этническое самосознание, чувство этнической общности и народные традиции. Один из примеров - история казаков-некрасовцев.
По мнению К. Д. Ушинского, для достижения успехов в педагогике необходимо опираться на систему, созданную самим народом, в которой учитываются природные наклонности человека, своеобразие национального характера, сложившегося под влиянием среды и обстоятельств. Знание устного народного творчества, т. е. отраженного в нем народного опыта воспитания, помогает глубже понять специфику исторического развития народа, его обычаи и традиции, семейные устои, в условиях которых происходило воспитание и развитие личности каждого ребенка.10
В свое время выдающийся итальянский философ Джоберти справедливо заметил, что во все времена и повсюду гражданские порядки рождались из жреческих, города возникали из храмов, а воспитание и культура народа - из религии.
Северный Кавказ - это мировой коридор культур и цивилизаций, где издревле решались судьбы многих народов, языков, религий и перекрещивались их дороги. Массовое заселение этого региона русскими началось во второй половине ХУШ века, но восточно-славянское население появилось здесь Намного раньше, во времена Древней Руси. На Таманском полуострове еще в X в. возникло древнерусское княжество Тьмутаракань. Русичи проникли до нынешнего с. Преградное Ставропольского края. Естественным образом здесь, в плотном социальном пространстве, сформировался тугой узел межличностного общения и межэтнического сосуществования народов.
В обострившихся в последние годы многочисленных социально-политических конфликтах лидеры противоборствующих сторон разыгрывают национальные и религиозные карты.
Такая пестрая палитра национального состава населения Северного Кавказа обязывает нас пристально изучать традиции и обычаи каждого народа, ибо мир в этом регионе может утверждаться только через языки, образование и культуру. По этой причине воспитательным традициям народов Северного Кавказа мы уделяем подчеркнутое внимание. К тому же этнопедагогика северокавказских народов, как и этнопсихология, до последнего времени оставалась как-то в тени, хотя система их семейного воспитания, ставившая целью вырастить здорового, стойкого и смелого человека, безусловно, представляет большой интерес.
К тому же изложение этнопедагогики как философии воспитания, источником которой являются природа и религия, в значительной мере будет способствовать формированию планетарного мышления учителя, характерного для современной педагогики всех цивилизованных стран.
Народный идеал совершенного человека следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление о целях народного воспитания. Цель, в свою очередь, является концентрированным, конкретным выражением одной из сторон воспитания. Идеал - универсальное, более широкое явление, выражающее самую общую задачу всего процесса формирования личности. В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен стремиться.
Разнообразие, совершенство и многосторонность труда, о которых писал Ф. Энгельс, требовали, с одной стороны, человеческого совершенства, а с другой - содействовали этому совершенству.
народный педагогика воспитательный
Природа и духовное начало народных воспитательных традиций, преемственность поколений
Духовность нации - сложное понятие. В русской религиозной философии оно использовалось прежде всего для объяснения самостоятельности культурной субстанции народа и определяющей роли исторических судеб наций. В советской теории оно не было столь употребимо и не нашло своего места как в системе понятий, характеризующих уровни сознания, самопознания нации, так и в сфере ее этнопсихологического бытия.
Справедливость этой точки зрения не требует особых доказательств: даже самая обычная кошка может убедительно продемонстрировать, как мы, люди, несовершенны. Этика животных и растений может быть образцом подражания для человека.
Так, в перенаселенных центральных районах России крестьянская семья могла существовать только при условии строгого соблюдения принципов рационального природопользования и охраны окружающей среды. И, как ни странно, эти принципы реализовывались неграмотными русскими крестьянами, которые при этом умудрялись максимально эксплуатировать природную среду.
Естественные природные ресурсы использовались в высшей степени рационально и вместе с тем очень интенсивно.
Такая система не опиралась на научные звания, была рассчитана на социальное устройство и экономические возможности русской общины и поддерживалась практически единственным, но мощным стимулом - физическим выживанием семьи и продолжением рода.
Бережное отношение к природе проявлялось и в традициях донского казачества. Весной, когда рыба шла на нерест в донские займища и вверх по реке, запрещался не только лов рыбы, но даже звон церковных колоколов, дабы не беспокоить рыбные стан.
Ведущая роль этнопедагогики - достижение гармонии природно-биологического, социального и духовного в развитии человека.
Достижение гармонии - многоступенчатый и многогранный процесс, происходящий в условиях измеряемых и неизмеряемых явлений. Смысл воспитания - укрепление преемственности поколений для вековых гуманистических традиций народа, в конечном итоге - осознание принадлежности к своим корням.
В советское время по ряду экономических и социальных причин зависимость сельских жителей от природы снизилась, а соблюдение экологических принципов природопользования стадо на определенном этапе даже экономически невыгодным. При этом преемственность традиций прервалась, и к настоящему моменту носителей их почти не осталось. Все это указывает на хрупкость народных традиций и необходимость бережного к ним отношения.
Преемственность - условие непрерывного развития. Одновременно сама перманентность в развитии есть конкретное проявление преемственной связи будущего с прошлым через настоящее. Определенный порядок, определенная последовательность перехода от одного к другому, от предшественника к преемнику, разумеется, не предполагает примитивную прямолинейность. Преемственность в развитии не исключает ни равномерного поступательного движения от низших форм к высшим, ни скачков, ни цикличности и повторяемости.
Преемственность поколений обеспечивается воспитанием, которое выступает как фактор социального развития личности и духовного прогресса народа.
Преемственность в воспитании, являясь одной из главных сторон преемственности поколений, предполагает единообразие в подходе к детям среди самих воспитателей, согласованность между домашним и общественным воспитанием, педагогический оптимизм - опору на достигнутые результаты в воспитании для преодоления отдельных отрицательных черт поведения воспитанников, обеспечение правильного соотношения между целями воспитания и т.п.
Преемственность реализуется во времени и пространстве. Физическая преемственность обеспечивается природой - наследственностью, генотипом, материально-экономическая - наследованием, духовная - воспитанием. Природа, социальные условия, педагогические факторы взаимодействуют друг с другом, препятствуя или содействуя преемственности.
Воспитание усиливает преемственность там, где она может существовать и без него. Порою даже стихийный воспитательный процесс, ничем не подкрепляемый и функционирующий лишь в сфере подражания, обеспечивает преемственность.
Жест, мимика, манеры родителей воспроизводятся детьми, неосознано и подспудно влияют на формирование характера, стиль поведения и т.п. Преемственность и в области трудовых интересов иногда может вырасти из простого любопытства и порождаемого им подражания. То же самое возможно в сфере народного искусства.
В народных культурах нет материала для межнациональной розни. Войны - это сфера политики. Традиционная культура народов враждебна этой политике. Этнопедагогический диалог, диалог культур подчеркивает межнациональное, общечеловеческое в духовно-нравственных ценностях народов. Народы говорят на разных языках, но духовно они очень близки к друг другу.
Никакая созидательная модернизация школьного дела немыслима без опоры на свои вековые традиции. Игнорирование этих традиций ведет к деградации общества и человека.
В то же время всемирное значение педагогического творчества Я.А.Коменского доказывает, что любой продуктивный педагогический опыт, опирающийся на народные традиции, всегда выходит далеко за рамки того исторического и культурного контекста, в котором он возник и развивался. Возьмем, например, педагогическую культуру японцев, собственные тысячелетние традиции которых не мешают внедрению педагогических достижений других народов. Игнорирование этих традиций исключает демократичность системы образования и воспитания.
Светило русской духовности и культуры, в том числе и педагогической - М.В.Ломоносов. Он, как и Коменский - личность-символ, он создатель русской грамматики, первого российского университета, блестящий ученый, совершивший открытия во многих науках, в частности в науке о воспитании. Его заповедь: история дает молодым разум старых. Ломоносов - истинно народный педагог, показавший великую миссию родного русского языка в духовной жизни народа.
Сказанное о русском Ломоносов легко переносил на любой другой язык. Нет на свете языка богаче, красивее, милее, чем свой родной, - эта мысль Ломоносова сегодня, когда целые народы забывают свои родные языки, как нельзя более актуальна.
Воспитание и образование в демократическом обществе не могут эффективно функционировать, не могут даже просто существовать вне народной педагогики, без этнопедагогики. Народная педагогика - педагогика национального развития, подъема, возрождения, одновременно - это и педагогика этнического самовоспитания, создающая личность патриота, сына народа с высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческого достоинства.
Этнопедагогика, изучающая, исследующая народную педагогику как систему народного воспитания, является педагогикой национального спасения. Незабываема трагедия депортированных народов, сопровождавшаяся дискриминацией, преследованиями и даже категорическим запретом употребления родного языка в местах высылки. Народная педагогика в таких невыносимо тяжелых условиях почти нелегально действовала в семьях, связанных родственными узами. И в настоящее время народная педагогика продолжает оставаться самой главной, конструктивной, самой созидательной духовной силой в жизни наций. В народной педагогике сконцентрирована могучая сила гармонизации межнациональных отношений. Самое надежное знакомство с любым из народов - осведомленность в системе воспитания этого народа. Народная педагогика развивается при участии всех слоев населения, всего народа. Она делает ставку на творческую самостоятельность всех и каждого. Для участия в обогащении этнопедагогики чрезвычайно важны самообучение, самовоспитание, активное участие во взаимном воспитании. Огромное значение для изучения, освоения, исследования и применения традиционной культуры воспитания имеет этнопедагогический анализ обыденной информации, а также произведений литературы, живописи, киноискусства, музыки и др.
Сердцевиной этнопедагогики, ее душой является любовь. Любовь к детям, труду, культуре, народу, Родине. Обогащаясь знаниями по народной педагогике, учитель сможет лучше понять своих учеников и их семьи, стать подлинным воспитателем юных.
Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII в.в. - М., 1985.
Волков Г.Н. Этнопедагогика.-Чебоксары, 1978.
Волков Г.Н. Педагогика жизни. - Чебоксары, 1989.
Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М., 1990.
Педагогика / Под ред. И.П.Пидкасистого. - М., 1996.
1 Волков Г.Н. Этнопедагогика.-Чебоксары, 1978.
2 Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М., 1990.
3 Волков Г.Н. Этнопедагогика.-Чебоксары, 1978.
4 Волков Г.Н. Этнопедагогика.-Чебоксары, 1978.
5 Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII в.в. - М., 1985.
6 Волков Г.Н. Педагогика жизни. - Чебоксары, 1989.
7 Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII в.в. - М., 1985.
8 Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М., 1990.
9 Волков Г.Н. Этнопедагогика.-Чебоксары, 1978.
10 Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII в.в. - М., 1985.
11 Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII в.в. - М., 1985.
12 Педагогика / Под ред. И.П.Пидкасистого. - М., 1996.
Подобные документы
Понятие этнопедагогики и ее функции. Духовные истоки народной педагогики. Природа и духовное начало народных воспитательных традиций, преемственность поколений. Любовь к детям, труду, культуре, народу, Родине. Педагогика национального развития.
контрольная работа [24,1 K], добавлен 20.11.2006
Природа и духовное начало народных воспитательных традиций. Сложившиеся концепции народной педагогики. Общее ценности, сложившиеся народов. Народную педагогику создал народ, педагогическая теория её только изучала, взаимодействовала с ней.
курсовая работа [37,9 K], добавлен 07.08.2003
Этнопедагогика как раздел педагогической науки, дифференциация форм воспитания. Содержание и задачи приобщения дошкольников к этнической культуре. Природа и духовное начало русских и украинских народных воспитательных традиций: праздники и развлечения.
курсовая работа [69,4 K], добавлен 23.05.2009
Организация работы по воспитанию младших школьников на основе традиций народной педагогики. Педагогический опыт учителей по использованию народных традиций в воспитательном процессе младших школьников. Принцип народности воспитания В.А. Сухомлинского.
курсовая работа [87,9 K], добавлен 13.10.2014
Народная педагогика как основной объект науки этнопедагогики. Специфика этнопедагогики как науки. Вклад Я.А. Коменского, К. Ушинского, Г. Волкова, В. Сухомлинского в развитие концепций этнопедагогики. Необходимость возрождения народных традиций и обычаев.
Мастерство педагога — это не только профессиональное знание, но и творческое претворение на практике всего арсенала средств, приемов и методов, вытекающих из закономерностей обучения и воспитания, законов организации деятельности детей.
Г. Воронцова). Содержательные характеристики педагогической культуры всегда несут конкретную социально-историческую нагрузку. При этом уровень индивидуальной педагогической культуры может быть соотнесен как с более широким культурным контекстом, например с культурой народов определенного времени, эпохи, так и с более узким, например с этнокультурой конкретного народа. В России наблюдается рефлексивный период развития педагогической культуры, постепенно переходящий в активный созидательный процесс. Оживление педагогической мысли основано на принципиально новой ориентации: на повышении культуры взаимодействия этносов. Педагог, не овладевший культурой профессионального труда, рефлексией, не знающий, как получить недостающие знания о стратегии и тактике взаимодействия с детьми разных национальностей, теряется и не испытывает свободы в полиэтническом сообществе учащихся. Педагогическое бескультурье приводит, как правило, к ущербности воспитательной деятельности. Педагогическая культура как интегральная характеристика деятельности проявляется в разных способах жизнедеятельности и во взаимодействии с окружающими людьми. Специалиста образования, у которого развита педагогическая культура, можно назвать интеллигентным человеком. Именно феномен интеллигентного человека — наиболее яркая, жизненная и конкретная манифестация педагогической культуры. Педагогический коллектив образовательного учреждения прежде всего обязан транслировать этические нормы и культуру профессиональной деятельности. Микроклимат, в котором находится обучающийся, воспитывает его и знакомит с нормами общекультурной жизни. Культура и личный пример педагога придают особый статус образовательной среде, что обязывает его обладать высокой духовностью и нравственностью. Педагогическая интеллигенция выполняет специальную функцию субъекта духовного производства. Сфера духовного производства и культура в сфере духовного производства обеспечивают безопасное взаимодействие в образовательной среде, что способствует проявлению потенциальных возможностей человека, его самовыражению.
Этнопедагогический подход в педагогике – это подход, основанный на суверенизации воспитания и обучения ребенка, связанной с национальной государственностью.
Этнопедагогический подход в педагогике предусматривает:
- Развитие у детей разных национальностей, а особенно малочисленных народов, уверенности в себе, гордости за принадлежность к своему этносу.
- Ознакомление детей с историей и традициями своего народа.
- Воспитание чувства уважения к другим этносам, толерантного отношения к ним.
Основные принципы этнопедагогического подхода
Основными принципами этнопедагогического подхода в педагогике являются:
Принцип природосообразности – подразумевает опору на природу развития ребенка, согласие с ней.
Согласно данному принципу воспитание и обучение ребенка должно быть основано на его природном и естественном развитии, потребностях и возможностях. В рамках этнопедагогического подхода, необходимо опираться на народный фольклор и традиции в вопросах воспитания. Народный фольклор имеет богатую историю и содержание, основанное на естественных процессах развития детей. Опора на народный фольклор будет способствовать не только природосообразности развития ребенка, но и учета его этнических особенностей.
Принцип общечеловеческого начала в многообразии имеющихся педагогических традиций – опора на общечеловеческие духовные ценности, которые созданы на протяжении длительного времени усилиями конкретного этноса или народа.
Данный принцип предполагает упор не только на историю и традиции одного конкретного народа, но и организация взаимодействия культур, адаптация одной национальной культуры к другой. Воспитание и обучение детей должно быть организовано с учетом всего многообразия этнических культур. Это будет способствовать не только расширению кругозора, но и воспитывать в детях толерантность, уважительное и терпимое отношение к другим народностям.
Принцип естественности процесса воспитания – предполагает, что воспитание не должно нести в себе насилия.
Каждый ребенок, приходя в этот мир – беспомощен. Он нуждается в защите взрослого человека. Именно взрослый человек должен защитить ребенка, познакомить его с окружающим миром. Процесс воспитания следует организовывать на основании любви, уважения и заботы.
Принцип раннего начала воспитания – воспитание ребенка необходимо начинать как можно раньше, оно должно быть не однобоким, а разносторонним и включать в себя трудовой, умственный и художественный элемент.
Дети разных национальностей взрослеют по-разному, именно поэтому важно как можно раньше начинать всестороннее воспитание. Так, десятилетний сельский мальчик-узбек считается уже практически взрослым мужчиной, а девочка-узбечка способна вести самостоятельно домашнее хозяйство. То есть время, отведенное на воспитание и развитие детей разных национальностей разное и у кого-то это время крайне ограниченно, в силу этнических особенностей.
Принцип включения народной педагогики в контекст общей культуры – подразумевает обогащение воспитательно-образовательного процесса народным творчеством.
При опоре на данный принцип необходимо помнить о том, что народная педагогика содержит не только положительные методы и средства воспитания, но и негативные, обоснованные непрогрессивностью и неактуальностью в современном мире. Например, помимо потешек, загадок, песенок, прибауток и т.д., народная педагогика содержит разнообразные предрассудки, жестокие наказания, включая и физическое воздействие на ребенка.
Готовые работы на аналогичную тему
Опора на указанные принципы обеспечит эффективность этнопедагогического подхода воспитания и обучения детей, развитие полноценной и всесторонне развитой личности, относящейся с уважением не только к своему этносу, но и к другим народностям.
Условия реализации этнопедагогического подхода
Включение этнопедагогического подхода в воспитательно-образовательный процесс требует от педагога соблюдения ряда условий:
- Необходимо рассматривать народную педагогическую культуру как единый и целостный компонент общей культуры мира.
- Исключение из педагогического процесса декоративности и декларативности этнопедагогических суждений.
- Реализация всего комплекса дидактических возможностей педагогической культуры для организации продуктивной воспитательно-образовательной работы с детьми в рамках образовательного учреждения.
- Активное использование всевозможного материального народного фольклора и субкультуры детства.
- Соблюдение естественных форм взаимодействия с детьми и их родителями (законными представителями) в рамках педагогического процесса.
Понятие этнопедагогики и ее функции. Духовные истоки народной педагогики, дающей знание о способах приобщения к самостоятельной творческой деятельности. Природа и духовное начало народных воспитательных традиций, значение преемственности поколений.
Рубрика | Педагогика |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 26.04.2017 |
Размер файла | 25,9 K |
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Министерство образования и науки РК
Современные задачи воспитания, вытекая из насущных проблем общества, предвидя его социальный заказ, заставляют по-новому взглянуть на цель, содержание и средства формирования этической культуры личности, вследствие её решающей роли в воспитании учащихся младших классов. Духовно-нравственное оздоровление общества - одно из решающих условий преодоления негативных явлений.1Этическая культура является органической частью культурно-ценностного наследия общества. Вопрос о культуре человека берет начало в моральной проблематике, поскольку умение человека жить в обществе по законам добра и справедливости составляет личную и общественную культуру людей. Существуют простые законы нравственности, которые нужно постичь. В этом помогают уроки этической культуры. Их назначение - воспитание и формирование нравственности.На сегодняшний день составной частью среднего образования должно стать этическое образование детей. Это образование влияет на динамику индивидуального самосознания, выработку нравственной позиции в принятии и исполнении решений, помогает определить моральные критерии поведения, сделать правильный выбор в конкретной жизненной ситуацииУходящий XX век удивил мир своими техническими достижениями, но этот же век принес человечеству невиданные ранее страдания и неисчислимые жертвы. Многие конфликты, ставшие причиной войн и масштабного терроризма, носили откровенно национальную окраску. Создалось впечатление, что этот век был веком культуры войны, на которую обитатели планеты Земля обрекли себя, не желая понимать и уважать друг друга, видеть общечеловеческие идеалы и ценности.И все же большая, здоровая часть человеческого сообщества жаждет мира и взаимопонимания. Люди хотят видеть красоту, любить и быть любимыми, реализовы-вать свои творческие возможности, познавать мир и совершенствовать его. Для этого нужны мир и содружество всех землян. Не случайно первое десятилетие XXI века объявлено ЮНЕСКО десятилетием культуры мира и ненасилия.Для обеспечения мира необходимо воспитание в каждом из нас не только межрасовой, межконфессиональной и межнациональной толерантности, но и искреннего интереса к культуре всех народов Земли. Существенную помощь в этом может оказать довольно молодая наука - этнопедагогика, объединяющая эмпирические сведения о воспитании подрастающего поколения.
Понятие этнопедагогики и ее функции
пословицы - для социально-этического;
загадки - для умственного;
песни - для эстетического, патриотического;
Духовные истоки народной педагогики
Рядом живущие ногайцы.и калмыки, исповедующие соответственно ислам и ламаизм, имеют специфические черты народной этики. Таким образом, при изучении этнопеда-гогики истоки народной педагогической мысли следует искать прежде всего не в языке и не в расе, а в религии и природе. Поэтому в наши дни, когда педагогическая наука освободилась от. идеологических императивов, необходима объективная интерпретация народных воспитательных традиций.
Интерес к народной педагогике не является случайным, ибо она - часть духовной культуры народа, формирующей основы этики и морали. Как это ни удивительно, но принципы народной педагогики на всех материках и у всех рас и народов имеют немало общего, ибо они исходят из общечеловеческих ценностных ориентиров. Это так важно знать каждому из нас в век межнациональных конфликтов, нравственного обнищания и пересмотра духовных ценностей.
История знает немало случаев, когда в силу ряда причин небольшая этническая группа попадала в инонациональное и иноконфессиональное окружение, и именно религия помогала ей сохранить родной язык, этническое самосознание, чувство этнической общности и народные традиции. Один из примеров - история казаков-некрасовцев.
По мнению К. Д. Ушинского, для достижения успехов в педагогике необходимо опираться на систему, созданную самим народом, в которой учитываются природные наклонности человека, своеобразие национального характера, сложившегося под влиянием среды и обстоятельств. Знание устного народного творчества, т. е. отраженного в нем народного опыта воспитания, помогает глубже понять специфику исторического развития народа, его обычаи и традиции, семейные устои, в условиях которых происходило воспитание и развитие личности каждого ребенка.10
В свое время выдающийся итальянский философ Джоберти справедливо заметил, что во все времена и повсюду гражданские порядки рождались из жреческих, города возникали из храмов, а воспитание и культура народа - из религии.
Северный Кавказ - это мировой коридор культур и цивилизаций, где издревле решались судьбы многих народов, языков, религий и перекрещивались их дороги. Массовое заселение этого региона русскими началось во второй половине ХУШ века, но восточно-славянское население появилось здесь Намного раньше, во времена Древней Руси. На Таманском полуострове еще в X в. возникло древнерусское княжество Тьмутаракань. Русичи проникли до нынешнего с. Преградное Ставропольского края. Естественным образом здесь, в плотном социальном пространстве, сформировался тугой узел межличностного общения и межэтнического сосуществования народов.
В обострившихся в последние годы многочисленных социально-политических конфликтах лидеры противоборствующих сторон разыгрывают национальные и религиозные карты.
Такая пестрая палитра национального состава населения Северного Кавказа обязывает нас пристально изучать традиции и обычаи каждого народа, ибо мир в этом регионе может утверждаться только через языки, образование и культуру. По этой причине воспитательным традициям народов Северного Кавказа мы уделяем подчеркнутое внимание. К тому же этнопедагогика северокавказских народов, как и этнопсихология, до последнего времени оставалась как-то в тени, хотя система их семейного воспитания, ставившая целью вырастить здорового, стойкого и смелого человека, безусловно, представляет большой интерес.
К тому же изложение этнопедагогики как философии воспитания, источником которой являются природа и религия, в значительной мере будет способствовать формированию планетарного мышления учителя, характерного для современной педагогики всех цивилизованных стран.
Народный идеал совершенного человека следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление о целях народного воспитания. Цель, в свою очередь, является концентрированным, конкретным выражением одной из сторон воспитания. Идеал - универсальное, более широкое явление, выражающее самую общую задачу всего процесса формирования личности. В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен стремиться.
Разнообразие, совершенство и многосторонность труда, о которых писал Ф. Энгельс, требовали, с одной стороны, человеческого совершенства, а с другой - содействовали этому совершенству.
народный педагогика воспитательный
Природа и духовное начало народных воспитательных традиций, преемственность поколений
Духовность нации - сложное понятие. В русской религиозной философии оно использовалось прежде всего для объяснения самостоятельности культурной субстанции народа и определяющей роли исторических судеб наций. В советской теории оно не было столь употребимо и не нашло своего места как в системе понятий, характеризующих уровни сознания, самопознания нации, так и в сфере ее этнопсихологического бытия.
Справедливость этой точки зрения не требует особых доказательств: даже самая обычная кошка может убедительно продемонстрировать, как мы, люди, несовершенны. Этика животных и растений может быть образцом подражания для человека.
Так, в перенаселенных центральных районах России крестьянская семья могла существовать только при условии строгого соблюдения принципов рационального природопользования и охраны окружающей среды. И, как ни странно, эти принципы реализовывались неграмотными русскими крестьянами, которые при этом умудрялись максимально эксплуатировать природную среду.
Естественные природные ресурсы использовались в высшей степени рационально и вместе с тем очень интенсивно.
Такая система не опиралась на научные звания, была рассчитана на социальное устройство и экономические возможности русской общины и поддерживалась практически единственным, но мощным стимулом - физическим выживанием семьи и продолжением рода.
Бережное отношение к природе проявлялось и в традициях донского казачества. Весной, когда рыба шла на нерест в донские займища и вверх по реке, запрещался не только лов рыбы, но даже звон церковных колоколов, дабы не беспокоить рыбные стан.
Ведущая роль этнопедагогики - достижение гармонии природно-биологического, социального и духовного в развитии человека.
Достижение гармонии - многоступенчатый и многогранный процесс, происходящий в условиях измеряемых и неизмеряемых явлений. Смысл воспитания - укрепление преемственности поколений для вековых гуманистических традиций народа, в конечном итоге - осознание принадлежности к своим корням.
В советское время по ряду экономических и социальных причин зависимость сельских жителей от природы снизилась, а соблюдение экологических принципов природопользования стадо на определенном этапе даже экономически невыгодным. При этом преемственность традиций прервалась, и к настоящему моменту носителей их почти не осталось. Все это указывает на хрупкость народных традиций и необходимость бережного к ним отношения.
Преемственность - условие непрерывного развития. Одновременно сама перманентность в развитии есть конкретное проявление преемственной связи будущего с прошлым через настоящее. Определенный порядок, определенная последовательность перехода от одного к другому, от предшественника к преемнику, разумеется, не предполагает примитивную прямолинейность. Преемственность в развитии не исключает ни равномерного поступательного движения от низших форм к высшим, ни скачков, ни цикличности и повторяемости.
Преемственность поколений обеспечивается воспитанием, которое выступает как фактор социального развития личности и духовного прогресса народа.
Преемственность в воспитании, являясь одной из главных сторон преемственности поколений, предполагает единообразие в подходе к детям среди самих воспитателей, согласованность между домашним и общественным воспитанием, педагогический оптимизм - опору на достигнутые результаты в воспитании для преодоления отдельных отрицательных черт поведения воспитанников, обеспечение правильного соотношения между целями воспитания и т.п.
Преемственность реализуется во времени и пространстве. Физическая преемственность обеспечивается природой - наследственностью, генотипом, материально-экономическая - наследованием, духовная - воспитанием. Природа, социальные условия, педагогические факторы взаимодействуют друг с другом, препятствуя или содействуя преемственности.
Воспитание усиливает преемственность там, где она может существовать и без него. Порою даже стихийный воспитательный процесс, ничем не подкрепляемый и функционирующий лишь в сфере подражания, обеспечивает преемственность.
Жест, мимика, манеры родителей воспроизводятся детьми, неосознано и подспудно влияют на формирование характера, стиль поведения и т.п. Преемственность и в области трудовых интересов иногда может вырасти из простого любопытства и порождаемого им подражания. То же самое возможно в сфере народного искусства.
В народных культурах нет материала для межнациональной розни. Войны - это сфера политики. Традиционная культура народов враждебна этой политике. Этнопедагогический диалог, диалог культур подчеркивает межнациональное, общечеловеческое в духовно-нравственных ценностях народов. Народы говорят на разных языках, но духовно они очень близки к друг другу.
Никакая созидательная модернизация школьного дела немыслима без опоры на свои вековые традиции. Игнорирование этих традиций ведет к деградации общества и человека.
В то же время всемирное значение педагогического творчества Я.А.Коменского доказывает, что любой продуктивный педагогический опыт, опирающийся на народные традиции, всегда выходит далеко за рамки того исторического и культурного контекста, в котором он возник и развивался. Возьмем, например, педагогическую культуру японцев, собственные тысячелетние традиции которых не мешают внедрению педагогических достижений других народов. Игнорирование этих традиций исключает демократичность системы образования и воспитания.
Светило русской духовности и культуры, в том числе и педагогической - М.В.Ломоносов. Он, как и Коменский - личность-символ, он создатель русской грамматики, первого российского университета, блестящий ученый, совершивший открытия во многих науках, в частности в науке о воспитании. Его заповедь: история дает молодым разум старых. Ломоносов - истинно народный педагог, показавший великую миссию родного русского языка в духовной жизни народа.
Сказанное о русском Ломоносов легко переносил на любой другой язык. Нет на свете языка богаче, красивее, милее, чем свой родной, - эта мысль Ломоносова сегодня, когда целые народы забывают свои родные языки, как нельзя более актуальна.
Воспитание и образование в демократическом обществе не могут эффективно функционировать, не могут даже просто существовать вне народной педагогики, без этнопедагогики. Народная педагогика - педагогика национального развития, подъема, возрождения, одновременно - это и педагогика этнического самовоспитания, создающая личность патриота, сына народа с высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческого достоинства.
Этнопедагогика, изучающая, исследующая народную педагогику как систему народного воспитания, является педагогикой национального спасения. Незабываема трагедия депортированных народов, сопровождавшаяся дискриминацией, преследованиями и даже категорическим запретом употребления родного языка в местах высылки. Народная педагогика в таких невыносимо тяжелых условиях почти нелегально действовала в семьях, связанных родственными узами. И в настоящее время народная педагогика продолжает оставаться самой главной, конструктивной, самой созидательной духовной силой в жизни наций. В народной педагогике сконцентрирована могучая сила гармонизации межнациональных отношений. Самое надежное знакомство с любым из народов - осведомленность в системе воспитания этого народа. Народная педагогика развивается при участии всех слоев населения, всего народа. Она делает ставку на творческую самостоятельность всех и каждого. Для участия в обогащении этнопедагогики чрезвычайно важны самообучение, самовоспитание, активное участие во взаимном воспитании. Огромное значение для изучения, освоения, исследования и применения традиционной культуры воспитания имеет этнопедагогический анализ обыденной информации, а также произведений литературы, живописи, киноискусства, музыки и др.
Сердцевиной этнопедагогики, ее душой является любовь. Любовь к детям, труду, культуре, народу, Родине. Обогащаясь знаниями по народной педагогике, учитель сможет лучше понять своих учеников и их семьи, стать подлинным воспитателем юных.
Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII в.в. - М., 1985.
Волков Г.Н. Этнопедагогика.-Чебоксары, 1978.
Волков Г.Н. Педагогика жизни. - Чебоксары, 1989.
Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М., 1990.
Педагогика / Под ред. И.П.Пидкасистого. - М., 1996.
1 Волков Г.Н. Этнопедагогика.-Чебоксары, 1978.
2 Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М., 1990.
3 Волков Г.Н. Этнопедагогика.-Чебоксары, 1978.
4 Волков Г.Н. Этнопедагогика.-Чебоксары, 1978.
5 Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII в.в. - М., 1985.
6 Волков Г.Н. Педагогика жизни. - Чебоксары, 1989.
7 Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII в.в. - М., 1985.
8 Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М., 1990.
9 Волков Г.Н. Этнопедагогика.-Чебоксары, 1978.
10 Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII в.в. - М., 1985.
11 Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII в.в. - М., 1985.
12 Педагогика / Под ред. И.П.Пидкасистого. - М., 1996.
Подобные документы
Понятие этнопедагогики и ее функции. Духовные истоки народной педагогики. Природа и духовное начало народных воспитательных традиций, преемственность поколений. Любовь к детям, труду, культуре, народу, Родине. Педагогика национального развития.
контрольная работа [24,1 K], добавлен 20.11.2006
Природа и духовное начало народных воспитательных традиций. Сложившиеся концепции народной педагогики. Общее ценности, сложившиеся народов. Народную педагогику создал народ, педагогическая теория её только изучала, взаимодействовала с ней.
курсовая работа [37,9 K], добавлен 07.08.2003
Этнопедагогика как раздел педагогической науки, дифференциация форм воспитания. Содержание и задачи приобщения дошкольников к этнической культуре. Природа и духовное начало русских и украинских народных воспитательных традиций: праздники и развлечения.
курсовая работа [69,4 K], добавлен 23.05.2009
Организация работы по воспитанию младших школьников на основе традиций народной педагогики. Педагогический опыт учителей по использованию народных традиций в воспитательном процессе младших школьников. Принцип народности воспитания В.А. Сухомлинского.
курсовая работа [87,9 K], добавлен 13.10.2014
Народная педагогика как основной объект науки этнопедагогики. Специфика этнопедагогики как науки. Вклад Я.А. Коменского, К. Ушинского, Г. Волкова, В. Сухомлинского в развитие концепций этнопедагогики. Необходимость возрождения народных традиций и обычаев.
Читайте также: