Правила педагогического общения с детьми в начальной школе

Обновлено: 03.07.2024

Цель: повышение эффективности общения педагога с учащимися.
Задачи:
1. Актуализировать проблемы, возникающие при общении с учащимися;
2. Выделить наиболее эффективные способы коммуникации в конфликтных ситуациях.
3. Формировать и воспитывать потребность у учителей в непрерывном самообразовании и саморазвитии своих педагогических способностей.
Актуальность: в процессе общения учителя и учащихся встречаются различные ситуации, в том числе и конфликтные. Эффективность разрешения проблемной ситуации связана с уровнем психолого-педагогических знаний учителя. Основой отношений педагога с учащимся является знание эффективных способов общения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. 1. Следите за культурой своей речи. Речь учителя должна быть эталоном. Трудно добиться взаимопонимания с учеником, допуская ошибку за ошибкой.

2. Контролируйте проявление своих эмоциональных состояний (можно искренне возмущаться, негодовать, радоваться, но не терять при этом чувства меры и никогда не кричать).

3. Поощряйте учеников высказывать мысли, делиться догадками. Каждый ребенок должен чувствовать себя нужным на уроке. Внушайте детям мысль, что лучше ошибаться, чем бездействовать.

4. Учитесь слушать и понимать собеседника. Учите детей не перебивать говорящего

Рекомендации по общению учителю с учащимися младшего школьного возраста

1. 1. Следите за культурой своей речи. Речь учителя должна быть эталоном. Трудно добиться взаимопонимания с учеником, допуская ошибку за ошибкой.

2. Контролируйте проявление своих эмоциональных состояний (можно искренне возмущаться, негодовать, радоваться, но не терять при этом чувства меры и никогда не кричать).

3. Поощряйте учеников высказывать мысли, делиться догадками. Каждый ребенок должен чувствовать себя нужным на уроке. Внушайте детям мысль, что лучше ошибаться, чем бездействовать.

4. Учитесь слушать и понимать собеседника. Учите детей не перебивать говорящего.

5. Запомните сами и прививайте детям: можно не соглашаться с чьим-то мнением, но недопустимо высказывать оценки в отношении других людей лишь на основе изложенных ими мыслей.

6. Внушайте учащимся, что к любому их вопросу отнесутся с должным уважением и на любой из них они получат ответ в рамках учебной программы.

7. Говорите и слушайте.

Секрет успешного общения заключается в следующем утверждении: то, как вы говорите, намного важнее того, что вы говорите. Это значит, что наибольшего эффекта можно добиться с помощью всевозможных выразительных средств, имеющихся в вашем распоряжении, – жестов, интонации и лексики. Исследования показывают, что голос, интонация и внешний вид более чем на 90% создают мнение окружающих о человеке.

8. Развивайте пять основных навыков межличностного общения, которые могут помочь преподавателю облегчить установление контакта между собой и классом и между всеми участниками дискуссии. К навыкам, о которых идет речь относятся: умение слушать, воспроизведение сказанного, умение разъяснять, задавать вопросы и подыскивать подходящие примеры.

9. Старайтесь завершать контакт с учениками так, чтобы появилось желание встретиться вновь. Ученик должен получать удовольствие от общения с педагогом.

10.Пытайтесь преодолевать психологические барьеры. Для этого нужно:

– в процессе общения стремиться уходить от тех стереотипов, которые мешают успешному взаимодействию (манерность, дистанционность, дидактизм и др.)

Исследования показывают, что голос, интонация и внешний вид более чем на 90% создают мнение окружающих о человеке.

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

Рекомендации по общению учителю с учащимися младшего школьного возраста

Данное понятие психологи определяют как: Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности (Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского)

Основные Функции педагогического общения:

Информационная (передача информации вербальными невербальным способами)

Социально-перцептивная (умение педагога воспринимать и слушать ученика)

Самопрезентативная (презентация внутреннего мира педагога и воспитанника)

Интерактивная (обмен опытом, идеями, умение отстаивать свои идеи, доказывать свою точку зрения)

Аффективная (эмоциональная стимуляция, психологический комфорт, контроль аффекта).

Функции способствующие общению

Моральные Принципы Педагогического общения

-принцип ненасилия (право ученика быть тем, что он есть);

-принцип паритетности взаимоотношений;

-принцип уважения труда познания ученика;

-принцип уважения неудач и слез ребенка;

-принцип уважения тяжелой работы роста;

-принцип уважения самобытности ученика;

-принцип безусловной любви воспитателя к воспитаннику;

-принцип оптимальной требовательности и уважения;

-принцип опоры на положительное в ребенке;

-принцип компромиссности спорных решений;

Основа общения (Чувства)

Эмпатия; Симпатия; Антипатия.

Стиль общения, есть совокупность устойчиво применяемых педагогом способов воздействия на учащихся (В. С. Грехнев).

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ - почти полное невмешательство педагога в организацию воспитательного процесса, - ограничивается убеждениями, отсутствие должной требовательности.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ - наиболее благоприятен для организации воспитательно-образовательного процесса в школе, высокая культура педагогического общения (в учениках ценит нравственную направленность: ответственность, честность, добросовестность, доброжелательность, -интерес к познанию ребенка

Виды Стиля и его характерные особенности

Активно- положительный (эмоционально-положительная направленность;

Ситуативный (эмоциональная нестабильность, чередования дружелюбия и враждебности);

Пассивно- положительный (общая положительная направленность в манере поведения и речевых высказываниях, но присуща некоторая замкнутость, сухость, категоричность, официальность,

Активно- отрицательный (явно выраженная эмоционально- негативная направленность, часто делает замечания, наказывает, резок, раздражителен);

Пассивно- отрицательный (не столь явно проявляет негативное отношение к воспитанникам, эмоционально вял, безучастен, равнодушен к успехам и неудачам воспитанников);

Диктат (строгая дисциплина, требования порядка и учебных успехов);

Нейтралитет (невмешательство) – свободное общение с учениками на интеллектуально-познавательном уровне, увлеченность педагогом своим предметом, эрудированность,

Опека (забота о воспитанниках, доходящая до навязчивости, боязнь дать ученикам любую самостоятельность, постоянный контакт с родителями);

Конфронтация (скрытая неприязнь к воспитанникам. постоянное недовольство работой по предмету; в общении – пренебрежительно – деловой тон,

Сотрудничество (соучастие во всех делах, интерес педагога к воспитанникам, оптимизм и взаимное доверие в общении).

Формирование педагогического стиля общения

-изучение своих личностных особенностей ;

-установление недостатков в личностном общении;

-работа по преодолению стеснительности, скованности, негативных наслоений в стиле общения;

-овладение элементами педагогического общения на основе собственных индивидуальных особенностей ;

-овладение технологией педагогического общения в соответствии со -сложившимся стилем педагогического общения.

-реальная педагогическая деятельность общения с воспитанниками – индивидуальный стиль общения.

Основные Правила Педагогического общения

-Проявление такта и уважения;

-Умение определять по внешнему виду состояние ребенка;

-Выслушивать внимательно, с уважением;

-Управление мимикой жестами.

Этическая защита в педагогическом общении

Этическая защита - это действия личности, произведенные в целях защиты от посягательств на ее достоинства. Специфика педагогической этической защиты заключается в том, что учащиеся плохо осознают наносимый ими (или им) морально-психологический урон.

Реализация педагогической защиты и ее функции

1. Сохранение педагогом собственного достоинства в общении;

2. Корректирование поведения воспитанника;

3. Сохранение достоинства ученика, нарушившего этические нормы поведения в общении.

Способы педагогической защиты (по Щурковой Н. Е.)

Прикреплённые файлы:

Правила этикета при общении с Людьми с Инвалидностью

Правила этикета при общении с Людьми с Инвалидностью ПРАВИЛА ЭТИКЕТА ПРИ ОБЩЕНИИ С ЛЮДЬМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ. Долгое время в нашей стране, не было правил культурного общения с инвалидами, скажу.

Любой начинающий специалист сталкивается с трудностями. А учителя особенно, ведь им нужно не только разобраться в стандартах, программах, планах, учебниках, но и выстроить отношения с учениками, что без опыта выполнить непросто. Поговорим о том, как это сделать.

Педагогическое общение – основа эффективного взаимодействия учителя и учеников

Педагогическое общение — контакт учителя и детей в процессе учебно-воспитательной деятельности. Оно должно гармонично развиваться в двух направлениях – с одной стороны, педагог выстраивает отношения с учениками, с другой – управляет общением в детском коллективе.

Рекомендации для начинающих педагогов

Педагогическое общение охватывает и учебно-дисциплинарную, и личностно-ориентированную сферы. В первую очередь, для выстраивания взаимоотношений с классом молодой педагог использует речь. Именно словесные методы воздействия на детей позволяют учителю приобщить учеников к своим способам мышления.

Эффективное взаимодействие учителя с учениками не должно характеризоваться как односторонние отношения. Это диалог, сотрудничество, в котором придерживаются следующих правил:

  • прислушиваются к мнению друг друга;
  • совместно принимают решения;
  • несут ответственность за свои поступки и за работу всей группы.

Программа по теме:

620 часов (5 мес.)

Важные качества начинающего педагога

Какие отношения будут у учителя с учениками, во многом зависит от особенностей его личности. Чтобы выстроить деловое, но в то же время доверительное взаимодействие с классом, педагог должен обладать определенным набором качеств:

  • личностными: открытостью, доброжелательностью, эмоциональной стабильностью и уравновешенностью, ответственностью, способностью к самоконтролю;
  • организационными: справедливостью, последовательностью, честностью, уважением к чужому мнению;
  • деловыми: демократичностью, умением заинтересовать окружающих своими мыслями и идеями;
  • визуальными: гармоничным и аккуратным внешним видом, приятным голосом, сдержанными, но выразительными жестами и мимикой, общей привлекательностью.

Стоит сказать и о профессионализме специалиста, ведь дети часто не идут на контакт именно из-за недоверия к знаниям молодого учителя. Любую дисциплину можно сделать интересной для учеников. Для этого нужно не только искренне любить свой предмет, но и уметь увлекательно рассказывать о нем, вовлекать в общение на уроке весь класс и каждого ребенка в отдельности. Чтобы добиться этой цели, важно уделять большое внимание методике преподавания, подготовке к занятиям.

Какие ошибки допускают начинающие учителя в отношениях с детьми? Как их избежать?

Молодые специалисты часто жалуются на то, что дети их не слушают, не уважают, не соблюдают дисциплину на уроках, забывают о поручениях, грубят. Практически всегда причина кроется в неправильной модели педагогического поведения. Учитель отстраняет себя от учеников вместо того, чтобы выстраивать с ними партнерские отношения.

Модели ошибочного поведения начинающих педагогов могут быть разными. Вот самые распространенные из них:

Конфликты начинающего учителя с учениками. Почему возникают и как избежать?

Ошибки молодых педагогов часто приводят к открытому противостоянию с детьми. Нередко конфликты становятся затяжными, что сказывается на общей атмосфере в классе и на эффективности учебно-воспитательного процесса.

Чаще всего причинами конфликтов между начинающим педагогом и детьми становится:

  • нежелание или неумение проанализировать поступок ученика, выяснить его мотивы, сделать правильные выводы;
  • неспособность взглянуть на ту или иную ситуацию глазами ученика;
  • неумелое разрешение конфликтной ситуации в классе;
  • недостаточная ответственность учителя за принятые им решения.

Молодому специалисту нужно понимать, что у него и у детей разный статус и, соответственно, разный уровень ответственности за разрешение конфликтов. В отношениях учителя и ученика именно педагог должен брать на себя инициативу по устранению возникших разногласий. Для этого нужно:

В любом конфликте педагог должен помнить, что его цель – не доказать свою правоту и не успокоить ребенка как можно быстрее, а сохранить доверительные отношения с учеником и показать ему, как грамотно решать спорные ситуации.

Чтобы свести риск конфликтов к минимуму, нужно не только правильно выбирать модель педагогического поведения, но и стремиться к постоянному развитию своих личностных качеств и профессиональных компетенций. Чем выше авторитет учителя, уважение к нему как к педагогу и человеку, тем лучше отношения с учениками и меньше поводов для конфликтов.

Читайте также: