Правила педагогического общения с детьми в начальной школе
Обновлено: 03.07.2024
Цель: повышение эффективности общения педагога с учащимися.
Задачи:
1. Актуализировать проблемы, возникающие при общении с учащимися;
2. Выделить наиболее эффективные способы коммуникации в конфликтных ситуациях.
3. Формировать и воспитывать потребность у учителей в непрерывном самообразовании и саморазвитии своих педагогических способностей.
Актуальность: в процессе общения учителя и учащихся встречаются различные ситуации, в том числе и конфликтные. Эффективность разрешения проблемной ситуации связана с уровнем психолого-педагогических знаний учителя. Основой отношений педагога с учащимся является знание эффективных способов общения.
1. 1. Следите за культурой своей речи. Речь учителя должна быть эталоном. Трудно добиться взаимопонимания с учеником, допуская ошибку за ошибкой.
2. Контролируйте проявление своих эмоциональных состояний (можно искренне возмущаться, негодовать, радоваться, но не терять при этом чувства меры и никогда не кричать).
3. Поощряйте учеников высказывать мысли, делиться догадками. Каждый ребенок должен чувствовать себя нужным на уроке. Внушайте детям мысль, что лучше ошибаться, чем бездействовать.
4. Учитесь слушать и понимать собеседника. Учите детей не перебивать говорящего
Рекомендации по общению учителю с учащимися младшего школьного возраста
1. 1. Следите за культурой своей речи. Речь учителя должна быть эталоном. Трудно добиться взаимопонимания с учеником, допуская ошибку за ошибкой.
2. Контролируйте проявление своих эмоциональных состояний (можно искренне возмущаться, негодовать, радоваться, но не терять при этом чувства меры и никогда не кричать).
3. Поощряйте учеников высказывать мысли, делиться догадками. Каждый ребенок должен чувствовать себя нужным на уроке. Внушайте детям мысль, что лучше ошибаться, чем бездействовать.
4. Учитесь слушать и понимать собеседника. Учите детей не перебивать говорящего.
5. Запомните сами и прививайте детям: можно не соглашаться с чьим-то мнением, но недопустимо высказывать оценки в отношении других людей лишь на основе изложенных ими мыслей.
6. Внушайте учащимся, что к любому их вопросу отнесутся с должным уважением и на любой из них они получат ответ в рамках учебной программы.
7. Говорите и слушайте.
Секрет успешного общения заключается в следующем утверждении: то, как вы говорите, намного важнее того, что вы говорите. Это значит, что наибольшего эффекта можно добиться с помощью всевозможных выразительных средств, имеющихся в вашем распоряжении, – жестов, интонации и лексики. Исследования показывают, что голос, интонация и внешний вид более чем на 90% создают мнение окружающих о человеке.
8. Развивайте пять основных навыков межличностного общения, которые могут помочь преподавателю облегчить установление контакта между собой и классом и между всеми участниками дискуссии. К навыкам, о которых идет речь относятся: умение слушать, воспроизведение сказанного, умение разъяснять, задавать вопросы и подыскивать подходящие примеры.
9. Старайтесь завершать контакт с учениками так, чтобы появилось желание встретиться вновь. Ученик должен получать удовольствие от общения с педагогом.
10.Пытайтесь преодолевать психологические барьеры. Для этого нужно:
– в процессе общения стремиться уходить от тех стереотипов, которые мешают успешному взаимодействию (манерность, дистанционность, дидактизм и др.)
Исследования показывают, что голос, интонация и внешний вид более чем на 90% создают мнение окружающих о человеке.
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
Рекомендации по общению учителю с учащимися младшего школьного возраста
Данное понятие психологи определяют как: Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности (Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского)
Основные Функции педагогического общения:
Информационная (передача информации вербальными невербальным способами)
Социально-перцептивная (умение педагога воспринимать и слушать ученика)
Самопрезентативная (презентация внутреннего мира педагога и воспитанника)
Интерактивная (обмен опытом, идеями, умение отстаивать свои идеи, доказывать свою точку зрения)
Аффективная (эмоциональная стимуляция, психологический комфорт, контроль аффекта).
Функции способствующие общению
Моральные Принципы Педагогического общения
-принцип ненасилия (право ученика быть тем, что он есть);
-принцип паритетности взаимоотношений;
-принцип уважения труда познания ученика;
-принцип уважения неудач и слез ребенка;
-принцип уважения тяжелой работы роста;
-принцип уважения самобытности ученика;
-принцип безусловной любви воспитателя к воспитаннику;
-принцип оптимальной требовательности и уважения;
-принцип опоры на положительное в ребенке;
-принцип компромиссности спорных решений;
Основа общения (Чувства)
Эмпатия; Симпатия; Антипатия.
Стиль общения, есть совокупность устойчиво применяемых педагогом способов воздействия на учащихся (В. С. Грехнев).
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ - почти полное невмешательство педагога в организацию воспитательного процесса, - ограничивается убеждениями, отсутствие должной требовательности.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ - наиболее благоприятен для организации воспитательно-образовательного процесса в школе, высокая культура педагогического общения (в учениках ценит нравственную направленность: ответственность, честность, добросовестность, доброжелательность, -интерес к познанию ребенка
Виды Стиля и его характерные особенности
Активно- положительный (эмоционально-положительная направленность;
Ситуативный (эмоциональная нестабильность, чередования дружелюбия и враждебности);
Пассивно- положительный (общая положительная направленность в манере поведения и речевых высказываниях, но присуща некоторая замкнутость, сухость, категоричность, официальность,
Активно- отрицательный (явно выраженная эмоционально- негативная направленность, часто делает замечания, наказывает, резок, раздражителен);
Пассивно- отрицательный (не столь явно проявляет негативное отношение к воспитанникам, эмоционально вял, безучастен, равнодушен к успехам и неудачам воспитанников);
Диктат (строгая дисциплина, требования порядка и учебных успехов);
Нейтралитет (невмешательство) – свободное общение с учениками на интеллектуально-познавательном уровне, увлеченность педагогом своим предметом, эрудированность,
Опека (забота о воспитанниках, доходящая до навязчивости, боязнь дать ученикам любую самостоятельность, постоянный контакт с родителями);
Конфронтация (скрытая неприязнь к воспитанникам. постоянное недовольство работой по предмету; в общении – пренебрежительно – деловой тон,
Сотрудничество (соучастие во всех делах, интерес педагога к воспитанникам, оптимизм и взаимное доверие в общении).
Формирование педагогического стиля общения
-изучение своих личностных особенностей ;
-установление недостатков в личностном общении;
-работа по преодолению стеснительности, скованности, негативных наслоений в стиле общения;
-овладение элементами педагогического общения на основе собственных индивидуальных особенностей ;
-овладение технологией педагогического общения в соответствии со -сложившимся стилем педагогического общения.
-реальная педагогическая деятельность общения с воспитанниками – индивидуальный стиль общения.
Основные Правила Педагогического общения
-Проявление такта и уважения;
-Умение определять по внешнему виду состояние ребенка;
-Выслушивать внимательно, с уважением;
-Управление мимикой жестами.
Этическая защита в педагогическом общении
Этическая защита - это действия личности, произведенные в целях защиты от посягательств на ее достоинства. Специфика педагогической этической защиты заключается в том, что учащиеся плохо осознают наносимый ими (или им) морально-психологический урон.
Реализация педагогической защиты и ее функции
1. Сохранение педагогом собственного достоинства в общении;
2. Корректирование поведения воспитанника;
3. Сохранение достоинства ученика, нарушившего этические нормы поведения в общении.
Способы педагогической защиты (по Щурковой Н. Е.)
Прикреплённые файлы:
Правила этикета при общении с Людьми с Инвалидностью ПРАВИЛА ЭТИКЕТА ПРИ ОБЩЕНИИ С ЛЮДЬМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ. Долгое время в нашей стране, не было правил культурного общения с инвалидами, скажу.
Любой начинающий специалист сталкивается с трудностями. А учителя особенно, ведь им нужно не только разобраться в стандартах, программах, планах, учебниках, но и выстроить отношения с учениками, что без опыта выполнить непросто. Поговорим о том, как это сделать.
Педагогическое общение – основа эффективного взаимодействия учителя и учеников
Педагогическое общение — контакт учителя и детей в процессе учебно-воспитательной деятельности. Оно должно гармонично развиваться в двух направлениях – с одной стороны, педагог выстраивает отношения с учениками, с другой – управляет общением в детском коллективе.
Педагогическое общение охватывает и учебно-дисциплинарную, и личностно-ориентированную сферы. В первую очередь, для выстраивания взаимоотношений с классом молодой педагог использует речь. Именно словесные методы воздействия на детей позволяют учителю приобщить учеников к своим способам мышления.
► Эффективное взаимодействие учителя с учениками не должно характеризоваться как односторонние отношения. Это диалог, сотрудничество, в котором придерживаются следующих правил:
- прислушиваются к мнению друг друга;
- совместно принимают решения;
- несут ответственность за свои поступки и за работу всей группы.
Программа по теме:
620 часов (5 мес.)
Важные качества начинающего педагога
Какие отношения будут у учителя с учениками, во многом зависит от особенностей его личности. Чтобы выстроить деловое, но в то же время доверительное взаимодействие с классом, педагог должен обладать определенным набором качеств:
- личностными: открытостью, доброжелательностью, эмоциональной стабильностью и уравновешенностью, ответственностью, способностью к самоконтролю;
- организационными: справедливостью, последовательностью, честностью, уважением к чужому мнению;
- деловыми: демократичностью, умением заинтересовать окружающих своими мыслями и идеями;
- визуальными: гармоничным и аккуратным внешним видом, приятным голосом, сдержанными, но выразительными жестами и мимикой, общей привлекательностью.
► Стоит сказать и о профессионализме специалиста, ведь дети часто не идут на контакт именно из-за недоверия к знаниям молодого учителя. Любую дисциплину можно сделать интересной для учеников. Для этого нужно не только искренне любить свой предмет, но и уметь увлекательно рассказывать о нем, вовлекать в общение на уроке весь класс и каждого ребенка в отдельности. Чтобы добиться этой цели, важно уделять большое внимание методике преподавания, подготовке к занятиям.
Какие ошибки допускают начинающие учителя в отношениях с детьми? Как их избежать?
Молодые специалисты часто жалуются на то, что дети их не слушают, не уважают, не соблюдают дисциплину на уроках, забывают о поручениях, грубят. Практически всегда причина кроется в неправильной модели педагогического поведения. Учитель отстраняет себя от учеников вместо того, чтобы выстраивать с ними партнерские отношения.
Модели ошибочного поведения начинающих педагогов могут быть разными. Вот самые распространенные из них:
Конфликты начинающего учителя с учениками. Почему возникают и как избежать?
Ошибки молодых педагогов часто приводят к открытому противостоянию с детьми. Нередко конфликты становятся затяжными, что сказывается на общей атмосфере в классе и на эффективности учебно-воспитательного процесса.
Чаще всего причинами конфликтов между начинающим педагогом и детьми становится:
- нежелание или неумение проанализировать поступок ученика, выяснить его мотивы, сделать правильные выводы;
- неспособность взглянуть на ту или иную ситуацию глазами ученика;
- неумелое разрешение конфликтной ситуации в классе;
- недостаточная ответственность учителя за принятые им решения.
Молодому специалисту нужно понимать, что у него и у детей разный статус и, соответственно, разный уровень ответственности за разрешение конфликтов. В отношениях учителя и ученика именно педагог должен брать на себя инициативу по устранению возникших разногласий. Для этого нужно:
В любом конфликте педагог должен помнить, что его цель – не доказать свою правоту и не успокоить ребенка как можно быстрее, а сохранить доверительные отношения с учеником и показать ему, как грамотно решать спорные ситуации.
► Чтобы свести риск конфликтов к минимуму, нужно не только правильно выбирать модель педагогического поведения, но и стремиться к постоянному развитию своих личностных качеств и профессиональных компетенций. Чем выше авторитет учителя, уважение к нему как к педагогу и человеку, тем лучше отношения с учениками и меньше поводов для конфликтов.
Читайте также:
- Почему в германии стал возможен приход гитлера к власти кратко
- Какие способы размножения водорослей вам известны 5 класс биология ответ на вопрос кратко
- Как одиссей царь острова итака не хотел идти на войну краткое содержание
- Как образовалась усср кратко
- Что является визитной карточкой предприятия общественного питания кратко