Что входит в содержание школы

Обновлено: 03.07.2024

УМК это учебно-методический комплекс, набор учебных, методических и дидактических стандартов, средств обучения и контроля.

УМК в педагогике – это описание всего того, что используется преподавателем в процессе обучения для решения педагогических задач. Например, обучающие методы рассматриваются в общем виде, без конкретизации специфики класса и профессионализма педагога. Это образец или шаблон, по которому должны строить свои УМК преподаватели школ и учебных заведений.

Что такое УМК по ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дает такое определение. "Учебно-методический комплекс – это комплект нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и средств контроля, необходимых и достаточных для проектирования и качественной реализации образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта".

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

ФГОС определяет компетенции, которые должны освоить обучающиеся. Учебно-методический комплекс предлагает модель с учетом потребностей современного общества и образовательного процесса.

УМК в образовании

УМК в образовании – основной документ, на который ориентируются школы при составлении программ для каждого класса. Принципы построения разработала академия наук Российской Федерации для каждой дисциплины. Учебно-методический комплекс в данном случае имеет авторство и является интеллектуальной разработкой педагога.

УМК включает полную и подробную информацию, которой достаточно для освоения учебного предмета и обеспечивает открытость и последовательность образовательного процесса, поэтому доступен для ознакомления любому желающему.

В образовании накоплен уникальный опыт по составлению и классификации такого материала. Все учебно-методические комплексы можно распределить по нескольким признакам.

Например, по возрастным категориям участников, участвующих в образовательном процессе:

  • для начальной школы;
  • для среднего звена;
  • для выпускных классов;
  • для профессиональной школы.

По степени профессионального качества:

  • для магистратуры;
  • для бакалавриата;
  • для специалитета.

По степени обязательности предметов:

Требования к УМК

УМК разрабатывается в соответствии с достижениями науки и придерживается требований образовательного стандарта. Говоря иначе, комплекс должен отвечать принципу научности и доступности изложения.

Структура и компоненты

Учебно-методический комплекс разрабатывают преподаватели учебного учреждения, опираясь на требования Государственного образовательного стандарта, учебного плана по данной дисциплине. Педагоги, имеющие ученые степени в области дидактики и методики преподавания, готовят рекомендации по составлению таких комплексов. Состав УМК зависит от выбранной программы обучения. Определим, что входит в УМК, опишем его структуру и компоненты.

В структуру УМК входят:

  1. Введение, в котором дается обоснование целей и задач учебного предмета, определяется объем учебной нагрузки в часах, расписываются умения и навыки, которые должны получить обучающиеся после изучения, формулируются связи с другими курсами и указывается вид контроля.
  2. Программа учебного предмета определяет объем, содержание и тематику учебных занятий. Программа строго регламентирует способы подачи учебного материала, определяет терминологический словарь и практическое применение полученных знаний.
  3. Календарно-тематический план дает подробное распределение учебного материала по часам в течение учебного года. Планирование позволяет преподавателю видеть перспективы развития учебных навыков у учащихся и корректировать их в процессе обучения.
  4. Учебные задания и методические рекомендации к ним – это очень важный блок в УМК, потому что преподаватель заранее может спрогнозировать трудности, которые могут возникнуть у обучающихся и минимизировать их. Кроме этого педагог предусматривает вариативность заданий по степени сложности и сравнение успехов учеников одной параллели.
  5. Ресурсный блок определяет резервные задания и материалы для самостоятельного изучения. Он может содержать комплект упражнений повышенной сложности, список дополнительный литературы, исследовательские и самостоятельные занятия для желающих получить углубленные знания по предмету.
  6. Контрольно-измерительные материалы – это перечень всех тестовых заданий, контрольных, зачетных и итоговых работ.

УМК – это руководство и для педагога, и для ученика.

Одно из обязательных условий для разработки УМК – это использование федерального и регионального компонентов в построении.

Федеральный компонент – это соблюдение государственного стандарта в образовании (количество учебных часов по предмету, вид аттестационного контроля).

Региональный компонент документация, связанная с содержанием учебной дисциплины, и распределение плана учебных занятий.

Принципы

Принципы построения УМК опираются на принципы современного образовательного процесса:

  • общедоступность;
  • гуманизм;
  • личностно-ориентированный поход;
  • толерантность;
  • патриотизм и гражданская ответственность.

Этапы проектирования

Проектирование УМК – это сложное и творческое дело, которое занимает много времени у педагога.

На первом этапе разработки комплекса учитель рассматривает некоторые задачи обучения, воспитания и развития учеников, анализирует объём информации, который им необходимо усвоить, изучает начальный уровень подготовленности обучающихся. На этом этапе важно рассмотреть содержание учебного материала, разбить его на информационные компоненты и определить методы построения для каждого.

На втором этапе преподаватель разрабатывает методические рекомендации, подбирает задания для индивидуальной мотивации учащихся, готовит тестовые задания, опросники, памятки для учеников и родителей, разрабатывает сценарии игровых методик.

На третьем этапе учитель прописывает все компетенции, которые должны освоить учащиеся при изучении курса. Прогнозирует сложности, с которыми они могут столкнуться, ищет пути их преодоления. Рассматривает методики эффективного обучения.

На последнем этапе учитель подготавливает контрольно-измерительные материалы, тестовые задания и аттестационные контрольные работы. Сравнивает динамику освоения знаний учениками и анализирует дальнейшие перспективы в обучении. После апробации УМК педагог может его доработать или оставить без изменений.

УМК в начальной школе

Сейчас в России существуют две системы обучения.

За что родители должны платить в школе, а что считается поборами?

Рассказываем, какие платежи в образовательных учреждениях являются добровольными.

Школьное образование в государственных или муниципальных учреждениях, согласно ст. 43 Конституции РФ, должно быть бесплатным. Поэтому от родителей и учеников за образование не должны требовать никаких денег. Однако периодически с родителей собирают средства на краску для стен, шторы, новый линолеум или подарок учителю. Такие сборы могут выставлять как обязательные, что само по себе незаконно.

Что должно быть в школе бесплатным?

Так, пункт 5 ст. 9 закона говорит о том, что органы местного самоуправления обязаны обеспечивать содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, а также территорий, прилегающих к ним. То есть на ремонт, новые окна, полы, благоустройство спортивной площадки должны выделяться средства из местного бюджета.

Закупать учебники родители также не должны: пункт 1 ст. 18 закона устанавливает, что школьная библиотека должна быть укомплектована печатными и электронными учебными пособиями, а также методичками и другими необходимыми материалами, которые входят в основные образовательные программы. При этом доступ в библиотеку для всех учеников, а также педагогов и научных сотрудников должен быть свободным. Об этом же говорится и в ст. 35 закона. Средства на учебники должны выделяться из бюджетов различного уровня, но не из родительского кармана.

Как оформить школьнику льготный проезд в общественном транспорте?

13015 4

Что может быть платным?

Война с розовыми волосами. Зачем кировские школы пытаются сделать учеников одинаковыми

4477 33

Образовательные организации могут устанавливать требования о ношении формы. Её внешний вид, фасон цвет и прочие факторы должны быть закреплены в уставе школы. При этом во внимание должны быть приняты мнения родителей и совета обучающихся. Согласно ст. 38 Закона, средства на школьную форму могут быть выделены из регионального бюджета. Однако чаще всего покупать её приходится именно родителям.

Директор школы №47 Владимир Кодачигов пояснил порталу Свойкировский, что образовательные организации также могут оказывать дополнительные платные услуги, например, проведение секций. Для этого школа должна утвердить в департаменте образования тарифы на занятия. Цены на посещение секций необходимо разместить в свободном доступе – на сайте школы или информационном стенде. При этом оплата таких занятий родителями должна происходить официально – с чеками и договорами.

Кроме того, в школах могут действовать фонды поддержки. Внесение средств в них – дело добровольное. При этом на уровне администрации образовательного учреждения устанавливаются цели, на которые планируется потратить средства. В частности, деньги направляют на программы и проекты, связанные с развитием школы, талантов и способностей учеников.

– Классный руководитель может внести в образовательную программу посещение музея или проведение экскурсии, – отметил Владимир Кодачигов. – Конечно, такие мероприятия не бесплатны, средства на них должны собирать родители. Однако для начала родительский комитет должен одобрить план классного руководителя.

Что делать, если деньги всё-таки требуют сдать?

По словам директора школы, все проблемы для начала нужно решать на уровне администрации образовательного учреждения. Его руководитель может и не знать о конфликте, возникшем в конкретном классе.

Если факт противоправных действий всё же подтвердится, стоит обращаться в департамент образования. Помочь в решении проблемы могут в прокуратуре, которая проверит законность сборов, и в полиции.

Коротко о главном:

1. Конституция РФ гарантирует бесплатное школьное образование в муниципальных и государственных школах. Это значит, что ребёнок из любой семьи может получить знания, которые входят в основные образовательные программы.

3. Школа может обязать детей носить форму. Родители могут купить её как самостоятельно, так и при поддержке регионального бюджета. Правда, закон не обязывает государство (или регион) оплачивать школьную форму.

4. Вместе с тем образовательные организации имеют право оказывать дополнительные платные услуги. Тарифы на них должны быть утверждены в муниципальной администрации и находиться в открытом доступе.

5. Школы могут организовать фонд помощи. Взносы в него должны быть добровольными, а средства идут на развитие школьных программ и помощь для развития талантов учеников.

6. Классные руководители имеют право внести в образовательную программу посещение музеев, экскурсий, театров и т.д. Мероприятия должен согласовать родительский комитет, он же занимается сбором средств с родителей. Но взносы в этом случае также полностью добровольные.

7. При возникновении конфликтной ситуации для начала стоит обратиться к руководству школы. Если проблема не решается, то о ней следует рассказать в департаменте образования. Также помочь в разрешении конфликта могут в прокуратуре и полиции.

Если у вас есть вопросы, на которые вы не можете найти ответ, задайте их нам, и мы постараемся на них ответить.

от 23 декабря 2019 года N 2106

Об утверждении перечней расходов на обеспечение и организацию образовательного процесса в образовательных организациях за счет субвенций бюджетам муниципальных образований на 2020 год

(с изменениями на 15 октября 2020 года)

1.1. Перечень расходов на обеспечение и организацию образовательного процесса в общеобразовательных организациях, реализующих за счет субвенций бюджетам муниципальных образований основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, программы дополнительного образования, в части финансирования расходов на учебники и учебные пособия, средства обучения, игры, игрушки на 2020 год согласно приложению N 1 к настоящему Приказу.

1.2. Перечень расходов на обеспечение и организацию образовательного процесса в дошкольных и общеобразовательных организациях, реализующих за счет субвенций бюджетам муниципальных образований основные общеобразовательные программы дошкольного образования, в части финансирования расходов на учебники и учебные пособия, средства обучения, игры, игрушки на 2020 год согласно приложению N 2 к настоящему Приказу.

2. Настоящий Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования после государственной регистрации и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.

Приложение N 1
к Приказу
министерства образования и науки
Калужской области
от 23 декабря 2019 г. N 2106

ПЕРЕЧЕНЬ РАСХОДОВ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ЗА СЧЕТ СУБВЕНЦИЙ БЮДЖЕТАМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, В ЧАСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ, СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, ИГРЫ, ИГРУШКИ НА 2020 ГОД

1. Расходы на приобретение учебников в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 N 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

2. Расходы на приобретение учебных пособий, художественной литературы в рамках общеобразовательной программы, литературы для детского и подросткового чтения, методической литературы, периодических и подписных изданий для комплектования школьных библиотек, образовательных программ, программного обеспечения образовательного процесса.

4. Расходы на приобретение учебно-педагогической документации, аттестационно-бланочной продукции, медалей "За особые успехи в учении".

5. Расходы на приобретение расходных материалов для обеспечения образовательного процесса, в том числе канцелярских принадлежностей, а также запасных частей к техническим средствам обучения.

6. Расходы по оплате транспортных услуг, командировочные расходы, оплата организационного взноса, проживания, питания, связанные с повышением квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений по профилю их деятельности. Расходы по оплате повышения квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений по профилю их деятельности в дистанционной форме.

7. Расходы по оплате транспортных услуг, командировочные расходы, оплата организационного взноса, проживания, питания участникам и сопровождающим лицам из числа работников общеобразовательных учреждений при участии в районных (городских), областных, всероссийских, международных мероприятиях, в т.ч. олимпиадах, смотрах, конкурсах, совещаниях, семинарах, конференциях и других.

8. Расходы на организацию и проведение учебных сборов с гражданами мужского пола, обучающимися в 11-х классах общеобразовательных учреждений Калужской области (в т.ч. проживание, питание, транспортные расходы, медицинское обслуживание, охрана, а также услуги по проведению учебных стрельб).

9. Расходы по оплате услуг по монтажу, пусконаладочным работам, ремонту и обслуживанию средств обучения, а также структурированных кабельных систем, в том числе локальных вычислительных систем.

10. Расходы по оплате услуг использования каналов передачи данных (информации), глобальной информационной сети Интернет.

11. Расходы по оплате услуг по обеспечению безопасности персональных данных (проведение обследования информационной системы персональных данных, приобретение и настройка средств защиты информации, проведение аттестационных испытаний, обслуживание программных средств защиты, обучение специалистов по работе со средствами защиты).

12. Расходы на приобретение, монтаж и обслуживание технических средств обеспечения проведения государственной итоговой аттестации.

Приложение N 2
к Приказу
министерства образования и науки
Калужской области
от 23 декабря 2019 г. N 2106

ПЕРЕЧЕНЬ РАСХОДОВ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНЫХ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ЗА СЧЕТ СУБВЕНЦИЙ БЮДЖЕТАМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, В ЧАСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ, СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, ИГРЫ, ИГРУШКИ НА 2020 ГОД

1. Расходы на учебные, учебно-методические и учебно-наглядные пособия, детскую литературу (книги, хрестоматии, сборники), иллюстрированные альбомы, периодические и подписные издания и электронные ресурсы, методическую литературу, образовательные программы дошкольного образования, в том числе специальные, в печатном и (или) электронном виде.

2. Расходы на технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), программное обеспечение образовательного процесса.

3. Расходы на детскую функциональную и сюжетно-ролевую мебель, используемую в образовательном процессе.

4. Расходы на игры, игрушки, игровое оборудование, игровой инвентарь, игровые атрибуты.

5. Расходы на уличное игровое и спортивное оборудование.

6. Расходы на звуковое, акустическое, световое, музыкальное оборудование (в том числе демонстрационное) музыкальных, спортивных, гимнастических залов, студий, кабинетов, групповых помещений, лекотек, консультационных пунктов для проведения образовательных мероприятий.

7. Расходы на приобретение расходных материалов для обеспечения образовательного процесса, в том числе канцелярских принадлежностей, а также запасных частей к техническим средствам обучения.

8. Расходы по оплате транспортных услуг, командировочные расходы, оплата организационного взноса, проживания, питания, связанные с повышением квалификации педагогических и руководящих работников образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, по профилю их деятельности. Расходы по оплате повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, по профилю их деятельности в дистанционной форме.

9. Расходы по оплате транспортных услуг, командировочные расходы, оплата организационного взноса участникам и сопровождающим лицам из числа работников образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, при участии в районных (городских), областных, всероссийских, международных мероприятиях, в том числе смотрах, конкурсах, совещаниях, семинарах, конференциях и тому подобных.

10. Расходы по оплате услуг по монтажу, пусконаладочным работам, ремонту и обслуживанию технических средств обучения, оборудования и мебели, используемых в образовательном процессе, а также структурированных кабельных систем, в том числе локальных вычислительных систем.

11. Расходы по оплате услуг использования каналов передачи данных (информации), глобальной информационной сети Интернет.

12. Расходы по оплате услуг по обеспечению безопасности персональных данных (проведение обследования информационной системы персональных данных, приобретение и настройка средств защиты информации, проведение аттестационных испытаний, обслуживание программных средств защиты, обучение специалистов по работе со средствами защиты).

План работы на учебный год является важнейшим локальным актом образовательного учреждения (ОУ). Он в полной мере должен соответствовать Закону РФ “Об образовании”, типовому положению об ОУ, федеральному, республиканскому законодательству. План должен основываться на современных достижениях педагогического менеджмента, педагогики, дидактики, психологии. Годовой план работы школы позволяет создать единое образовательное пространство, координируя деятельность всех участников педагогического процесса, школьных общественных организаций, субъектов социума, являясь документом коллективного творчества.


Общешкольный план устанавливает способы и средства достижения цели, задачи, определяет темп работы коллектива на весь учебный год, включая летние каникулы; утверждает состав рабочей группы, которая должна выполнить предусмотренную планом работу; ориентирует содержание локальных планов различных подразделений на решение задач, сформулированных в общешкольном годовом плане.

  • единство целей и средств их достижения, правомерность избранных форм воплощения планируемой работы;
  • общественная значимость задач, содержания, определенных в плане на предстоящий период работы;
  • реальность, выполняемость плана;
  • комплексность, аналитичность построения плана

Краткость, содержательность, конкретность, научная обоснованность – обязательные условия успешного планирования работы школы на учебный год.

Что можно положить в основу определения структуры годового плана? Процесс структурирования годового плана работы школы в настоящее время не регламентируется вышестоящими органами образования и является многовариативным, ориентирующимся на учет специфики школы и индивидуальных особенностей ее альтернативного развития Планирование работы школ, работающих в инновационном режиме, имеет свою специфику. Учет ее предполагает введение в единую структуру годового плана особого раздела – “Управление инновационными процессами в школе” Планирование можно осуществлять по следующим основаниям: по коллективам, процессам, видам деятельности, формам организации, др.

  1. Система работы с педагогическими кадрами.
  2. Система работы с учащимися.
  3. Система работы с родителями и общественностью.
  4. Система работы с руководителями школы и т.д.
  1. Учебно-воспитательный процесс.
  2. Внеурочный воспитательный процесс.
  3. Внешкольный воспитательный процесс.
  4. Процесс управления школой (планирование, организация, контроль, регулирование и др.).
  1. Педагогическая деятельность.
  2. Диагностико-коррекционная деятельность.
  3. Познавательная деятельность.
  4. Развивающая деятельность.
  5. Игровая деятельность.
  6. Научная деятельность.
  7. Трудовая деятельность.
  8. Управленческая деятельность и т.д.
  1. Работа по обеспечению обязательной образовательной подготовки учащихся. Социальная защита школьников.
  2. Система работы с педагогическими кадрами. Повышение их квалификации.
  3. Система внеклассной воспитательной работы с учащимися.
  4. Совместная работа школы с родителями и общественностью.
  5. Финансово-хозяйственная деятельность. Укрепление МТБ школы.
  6. Система внутришкольного контроля.
  7. Организационно-педагогические мероприятия.

Структура годового плана может выглядеть следующим образом: (вариант 1)

  1. Анализ методической деятельности педагогического коллектива.
  2. Анализ работы методических объединений.
  3. Анализ учебной деятельности.
  4. Анализ результатов обучения учащихся и выполнения учебных программ.
  5. Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 9,11 классов.
  6. Анализ воспитательной работы школы.
  7. Анализ психологической службы.
  8. Анализ социально-педагогической службы.
  9. Состояние работы с педкадрами.
  10. Анализ деятельности администрации по управлению и контролю.
  11. Анализ работы школьной библиотеки.
  12. Анализ работы по укреплению МТБ.
  1. Закрепление домов микрорайона по учету детей.
  2. Организационно-педагогические мероприятия.
  3. Охрана прав и жизни учащихся.
  4. Улучшение условий охраны труда работников школы.
  5. Предупреждение ДДТТ.
  6. Список учащихся, обучающихся на дому.
  7. План работы с будущими первоклассниками.
  1. Распределение обязанностей между членами администрации школы.
  2. Учебная нагрузка учителей.
  3. Заведование кабинетами.
  4. Руководство спортивными секциями, кружками.
  5. Классное руководство.
  1. Система методической работы в школе.
  2. Состав и план методического совета.
  3. План изучения и обобщения ППО.
  4. План работы с молодыми специалистами.
  5. Планирование аттестации педкадров.
  6. Повышение квалификации учителей.

Раздел 5. Работа психологической службы.

Раздел 6. Работа социально-педагогической службы.

  1. Педагогические советы.
  2. Совещания при директоре.
  3. Совещания при ЗД УВР и ЗД ВР.

Раздел 9. Педагогический контроль за УВП.

Раздел 10. Работа с родителями, семьей и общественностью.

Раздел 11. Укрепление МТБ.

Структура годового плана ОУ (вариант 2)

Раздел 1. Информационная справка о школе.

  1. Анализ уровня здоровья и ЗОЖ.
  2. Анализ уровня воспитанности.
  3. Анализ уровня базового и дополнительного образования.
  4. Анализ уровня социализации выпускников школы.
  5. Осуществление обязательного основного общего образования.
  6. Анализ работы с педкадрами.
  7. Анализ работы с родителями, общественностью.
  8. Анализ МТБ.
  9. Анализ влияния внутришкольного управления на результаты работы школы.

Раздел 3. Цели и задачи работы школы на новый учебный год.

  1. Деятельность по сохранению здоровья и ЗОЖ.
  2. Деятельность по созданию системы воспитательной работы.
  3. Обеспечение базового и дополнительного образования.
  4. Подготовка учащихся к продолжению образования.
  5. Обеспечение всеобщего основного образования.
  1. Работа с педкадрами по повышению квалификации.
  2. Работа с родителями и общественностью.
  3. МТБ и финансовое обеспечение образовательного процесса.
  4. Управление достижением оптимальных конечных результатов.
  1. Образовательные программы школы.
  2. Учебный план школы на учебный год.
  3. Планы структурных подразделений: библиотеки, психолога, социального педагога, ШМО, др.
  4. План общественных организаций: родительского комитета, попечительского совета, др.

Апробация различных подходов к отбору разделов годового плана показала, что наиболее эффективным является конструирование его по коллективам, т. к. в таком случае план получается целостным (охватывает всех участников образовательного процесса), компактным (исключает обилие разделов плана). Структура такого плана отличается научно обоснованным системным подходом к его моделированию.

Главное в плане работы школы – его содержание. Форма планирования выполняет подчиненную роль. Рабочим документом план может стать лишь при наличии удобной для пользователя формы. Опыт убеждает, что это графическое планирование, его достоинствами являются четкость содержания основных просматриваемых разделов планирования, наглядность, что исключает возможность дублирования мероприятий по срокам и исполнителям

В содержании плана всегда можно выделить периодически повторяющиеся мероприятия, дела. Эта особенность дает возможность в основу технологии ежегодного планирования работы школы заложить комплексный подход, разбив эту работу на 3 этапа.

  1. Планирование ежемесячно повторяющихся дел, определяемых спецификой функционирования школы как образовательного учреждения и особенностями каждого месяца учебного года.
  2. Планирование сложившихся традиций школы, отражающих ее индивидуальность и неповторимость.
  3. Завершается планирование разработкой новой системой мер под те цели и задачи, которые определены на основе анализа деятельности школы за предыдущий учебный год.

Подобный подход к планированию позволяет ежегодно обновлять лишь определенную часть плана и концентрировать внимание на мероприятиях под новые цели и задачи. Так обеспечивается развитие школьных традиций, преемственность и целостность содержания плана

  1. Протоколы заседаний педагогического совета, совещаний при директоре, совещаний при ЗД УВР и ВР, методического совета, ШМО.
  2. Протоколы заседаний общешкольных родительских и ученических собраний
  3. Справки по итогам проверки ВШК за учебной и внеклассной работой
  4. Итоги диагностики учебных результатов, образовательного мониторинга, итоговой аттестации выпускников.
  5. Итоги достижений педагогов и учащихся.
  6. Материалы по аттестации ОУ, по аттестации и повышения квалификации педагогических кадров, статистические документы
  7. Материалы психологических и социологических исследований учащихся, их родителей, учителей.
  8. Результаты углубленных медицинских осмотров учащихся, мониторинг состояния здоровья.
  9. Справки по состоянию учебно-материальной базы

Программа изучения годового плана работы школы

1. Отвечает ли структура плана поставленным основным задачам школы.

2. Форма плана, рациональность ее выбора.

  • качество знаний учащихся и причины их снижения или повышения
  • уровень воспитанности учащихся
  • состояние учебно-материальной базы и ее влияние на учебно-воспитательную работу
  • качество методической работы, и т. д.

4. Каков характер вводной части плана – констатирующий или аналитический

5. Вытекают ли главные задачи годового плана из анализа работы за прошедший период

6. Конкретность и преемственность задач на новый учебный год.

7. Соответствие набора мероприятий намеченным задачам. Имеют ли место обезличенные задания в разделах плана.

8. Как ведется работа по устранению прошлогодних недостатков в работе, учет рекомендаций выше стоящих органов управления, вопросов перспективного развития школы, изучения нормативных документов.

9. Взаимосвязанность и комплексность основных разделов плана.

10. Наличие методов и форм оперативного контроля за выполнением плана

Цель анализа работы образовательного учреждения – сформировать аналитическое обоснование для планирования, цели и задачи на предстоящий год, для чего необходимо вычленить факторы и условия, положительно или отрицательно повлиявшие на результаты деятельности.

Аналитическая компетентность руководителя школы является непреложным компонентом управленческой деятельности.

Руководитель образовательного учреждения должен ЗНАТЬ структуру и содержание аналитического процесса и понимать, в чем смысл, каковы цели, с помощью каких операций осуществляется аналитический процесс (анализ, исследование происходящих процессов, синтез как обобщение детально проанализированных позиций).

Руководитель должен УМЕТЬ организовать аналитический процесс, целесообразно и рационально делегировать часть функций по организации учебно-воспитательного процесса и контролю.

Руководитель должен НЕСТИ ответственность за результаты аналитического процесса в ОУ.


Аналитическая деятельность руководителя осуществляется ради реального осмысления и понимания управленческой и исполнительской командой проблем и противоречий, возникающих в процессе функционирования и развития ОУ. Аналитическая деятельность становится одним из показателей эффективности управленческой деятельности.

Аналитические действия руководителя должны быть направлены на выявление реальных проблем и причины их возникновения, на постановку задач и их ранжирование с позиций реальных возможностей обеспечения их решения с учетом конкретных условий ОУ, учебного года, контингента учащихся, прочих условий.

Аналитические операции должны соответствовать целям и направленности аналитических действий, реальным кадровым, мотивационным и организационным условиям ОУ.

Итоги аналитической деятельности – четкость поставленных целей и задач, от чего и будет зависеть результативность их выполнения.

Пожалуй, самым трудным и ответственным для руководства школы и педагогического коллектива является определение целей и задач школы на новый учебный год. Эта операция завершает аналитическую деятельность. Главное здесь – указать, что и когда (цель), а не почему и как (задача) следует достичь. Типичная ошибка заключается в том, опустив формулировку целей, руководители начинают с постановки задач, что научно не обоснованно, т. к. второе должно истекать из первого. В итоге нарушение логики целеполагания занижает уровень целеосуществления. Исходное условие предупреждения формализма в планировании работы на учебный год – постановка важнейших целей на основе глубокого педагогического анализа достигнутого результата с их последующим разложением на конкретные, промежуточные цели и отражением в задачах школы.

  • конкретность (ощутимость результата)
  • реальность (достижимость результата)
  • контролируемость (возможность оценки уровня достижения результата)
  • преемственность

При определении целей важно устанавливать, какой именно результат предполагается получить при ее достижении, какими средствами, каковы сроки достижения. Вот почему в структуре цели при ее разработке необходимо четко выделить предмет и результат преобразования.

Задачи в отличие от целей содержат не только предмет, средства и результат преобразования, но и способы его достижения.

Набор указанных компонентов при формулировании цели или задачи обязательно сохраняется в полном объеме, а последовательность включения в формулировку может быть различной, например:

В годовом плане школы должна обеспечиваться внутренняя логическая связь содержания его частей: анализа, задач и мероприятий. Содержание аналитической части годового плана должно глубоко, убедительно и полно рассматриваться в связи с итогами прошедшего года. Недостаточно серьезное отношение к анализу итогов учебного года приводит к планированию случайных и порой ненужных мероприятий. В аналитической части плана необходимо четко сформулировать выводы с применением количественных показателей и качественных характеристик.

  • глубина, конкретность
  • четкость построения по разделам годового плана
  • логическая последовательность изложения
  • аргументированность и точность оценок, исключающая возможность субъективного толкования
  • установление причинно-следственных связей
  • доказательность суждений
  • динамика, сравнение с итогами предыдущего года
  • обязательное применение таблиц, графиков, диаграмм

Перспективный план аттестации педагогических работников

МО/ФИО учителя 2002/03 2003/04 2004/05 2005/06 2006-07
Начальные классы ФИО ФИО ФИО ФИО ФИО
Русский язык и литература
Татарский язык и литература
Математика / ОИВТ
Физика/астрономия
Химия
Биология
География
История
Иностранный язык
Технология
Музыка
ИЗО/черчение
Физкультура/СОЗ /ОБЖ
Библиотекарь
Психолог
Руководители

Основные направления анализа работы образовательного учреждения можно проследить по структуре плана.

Учебно-воспитательный процесс – одно из важнейших звеньев системы управления школой: Подробнее остановлюсь на анализе работы с педагогическими кадрами. Научно обоснованный анализ работы учителя является основой совершенствования учебного процесса, планирования методической работы. В структуре анализа плана – это результат работы по повышению педагогического мастерства. Основа успешной работы - правильно выбранная система управления кадрами. При анализе, учитывая методическую тему школы и муниципального управления образованием, следует показать, как был обеспечен оптимальный уровень квалификации педагогических кадров, необходимый для успешного развития школы, каковы итоги внедрения инновационных, педагогических технологий обучения и воспитания.

Анализируется уровень творческой отдачи учителей 1 к/к и высшей к/к, формы повышения методической и педагогической культуры. Очень важно иметь перспективный план аттестации педагогических работников, который позволяет регулировать прохождение аттестации.

Администрация школы должна владеть данными обо всех, даже не очень значимых результатах работы учителя, победах и промахах. Диагностические карты упрощают этот процесс, а также способствуют целенаправленной методической работе с кадрами. Необходимо установить связь между деятельностью учителя и результатом его труда, выраженными в умственном развитии, культуре, эрудиции учащихся. Всякие факты, полученные при анализе, должны быть осмыслены, приведены к единой идее, из которой потом вытекают рекомендации.

Чтобы сделать вывод о том, какие факторы стимулируют творческий труд педагогов, а что препятствует эффективному труду, необходимо проанализировать эффективность работы методического совета, проблемно-теоретических семинаров, творческих групп, ШМО, педагогических советов, самообразовательной работы; рассмотреть итоги распространения ППО, результаты аттестации; оценить уровень креативности педагогов через участие в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, работу в составе ГМО, публикации в научно-методических сборниках, участии в образовательных проектах. Обязательному анализу и контролю подлежит уровень квалификации педагогических работников. Динамику изменений можно проследить через таблицу




В конце 2015 года были изменены требования к структуре рабочей программы по ФГОС. Если раньше она состояла из 8 пунктов и выливалась сотнями страниц текста (в которые после утверждения обычно никто и не заглядывал) то сейчас обязательными при составлении рабочей программы остались только 3 пункта. Как составить рабочую программу по ФГОС для основной школы?

Структура рабочей программы по ФГОС в основной школе Требования к структуре

  • Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
  • Содержание учебного предмета, курса.
  • Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Ради чего учить детей? Чего мы хотим добиться? Ответ на этот вопрос заключается в первом пункте плана рабочей программы. В нем отмечаются требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Планируемые результаты подразделяются на:

  • предметные;
  • метапредметные;
  • личностные.

В метапредметных результатах отмечается, какие универсальные учебные действия должен усвоить выпускник (с делением на познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД), формирование ИКТ-компетентности учащихся, основы учебно-исследовательской и проектной деятельности, стратегии смыслового чтения и работа с текстом.

Содержание учебного предмета

Здесь же указываются планируемые контрольные, практические, лабораторные работы, экскурсии, направления проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся. Если есть резерв времени, то показывается, как он будет использоваться. Вопросы регионального компонента по предмету тоже включаются в этот пункт.

Содержание учебного курса составляется на уровень обучения (начальная школа, основная школа или средняя школа) с разбивкой по классам. Это обеспечивает преемственность в обучении предмету в пределах одной ступени обучения. Учитель должен знать, что уже известно ученикам, на какие знания можно опираться при изучении нового материала, а что является новым. Это особенно важно в том случае, если учитель работает не во всех классах, а ведет параллель.

Тематическое планирование

Оно продолжает логику предыдущего пункта и включает в себя названия тем (разделов), количество часов на их изучение, количество контрольных работ по каждой теме. Также сюда включаются планируемые предметные результаты обучения на каждый блок темы. Можно конкретизировать виды деятельности учеников по темам, формы уроков и др.

Некоторые учителя включают сюда и универсальные учебные действия по темам, но это представляется излишним, так как формирование УУД должно прослеживаться на каждом уроке и расписывать их лучше конкретно в технологической карте урока, а не в рабочей программе.

Тематическое планирование удобнее составлять в виде таблицы с разбивкой по классам.

Читайте также: