Кого мы можем считать хозяевами города в пьесе гроза кратко

Обновлено: 02.07.2024

Работа над двумя монологами Кулигина (действие 1, явл. 3; действие 3, явл. 3).

  1. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в городе.
  1. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в семье.

Если в Калинове так плохо, то почему вначале — чудесный вид, Волга, такая же прекрасная природа и в сцене свидания Катерины и Бориса?

Вывод. Город Калинов противоречив. С одной стороны — чудесное место, где располагается город. С другой — ужасная жизнь в этом городе. Красота в том, что не зависит от хозяев города, они не могут подчинить себе природу.

Вопросы для обсуждения:

Вывод. Дикой — ругатель, грубиян, чувствует свою власть над людьми, самодур.

Вывод. Кабаниха — ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом.

Общий вывод: Кабаниха страшнее Дикого, т. к. ее поведение лицемерно. Дикой — ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить своей волей.

Результаты действий этих героев:

Сочинение на тему жестокие нравы сударь в нашем городе

пьеса Островского Гроза

Прототип места действия

Островский в своем произведении активно обращается к изображению города Калинова. Казалось бы, зачем автор столь часто и подробно рисует образ местности и повседневную ее жизнь? Но город — это не только фоновое описание, но и неотъемлемая часть повествования.

Калинов — русская провинция в миниатюре. История его создания берет начало в 1859 году, когда морское министерство организовало этнографическую экспедицию с целью изучения нравов и обычаев глубинок России. В ней принял участие и Островский. Путь экспедиции проходил по Волге, и писатель сумел посетить и ознакомиться с множеством приволжских городов. В дальнейшем при создании романа собирательный облик этих местностей стал прототипом Калинова.


Город Калинов и его обитатели

Любезный мой друг!

Давно я не писал писем, но сейчас душа просит. Пишу к тебе, чтобы рассказать о своей жизни в городе Калинове, где нахожусь с недавнего времени. Если ты вдруг задашься вопросом о том, как же я попал сюда, то могу уверить тебя, что это было не самым благополучным стечением обстоятельств. Не вызывает сомнений красота этого места, но люди тут — сброд. Приехал я сюда к своему дядюшке, Савелу Прокофьевичу. Дядюшка по завещанию батюшки моего должен нам с сестрой некую сумму, которую мы получим только в том случаи, если будем к нему почтительны. Милый друг, это кажется почти невозможным! Настолько он самодур, что только дай ему малейший повод для гнева — страдать будет все семейство и каждый, кого встретит он на своём пути. Рад, что сестра осталась дома и не поехала со мной, ей бы совсем худо было тут.

Калинов — заурядный провинциальный город, единственное, что, возможно, заставляет здесь душу шириться, так это вид на Волгу, но не более того. В остальном очень серо, скучно. Множество купеческих домов, бульвар, да церквушка — ничего кроме, здесь, пожалуй, ты не найдёшь.

Весь город как будто никого кроме двух купцов не видит: только дядька мой, да ещё одна купчиха — Кабаниха. Они здесь словно во главе всего, все подчинено им, а они, в свою очередь, никого ни во что не ставят: каждый должен их слушать и выполнять, что велено.

Время здесь будто совсем мертвое, люди узколобые, никто и представить себе не может, что за пределами их городка есть ещё мир, живой мир, который не стоит на месте. Они даже не осознают масштаба собственной катастрофы. Стоит отдать им должное в том, что работают в большинстве своём не покладая рук, но ведь совсем замерли они в этом, увязли. Они невежды, верят во все, что сказано им, потому то так скучна и однообразна жизнь их. Единственный, с кем я могу маломальски говорить о чем-либо — Кулигин, но он здесь пропадёт, растеряет все, что есть в его голове, чужой он тут.

Так вот и проживаю дни свои в этой трущобе. Силы выносить все это уже на исходе, да и бросил бы давно, не будь сестры со мной, а так терпеть приходиться, не могу я ее подвести.

У тебя как дела, милый друг? Все ещё пишешь свои романы, или совсем со службой забросил писательство? Расскажи мне обо всем, что у тебя на душе, хочу знать все до мельчайших подробностей!

До следующего письма, крепко обнимаю тебя.

С наилучшими пожеланиями,

Ваш преданный друг Борис Григорьевич.

Октября 14, 1859 года

Сочинение предоставлено Греховой Юлией.

Похожие статьи:

Кто виноват в гибели Катерины?

Образ затерянного города

  • невежество жителей;
  • деспотизм;
  • власть суеверий;
  • грубость;
  • угнетение слабых и бедных.

Статичность — еще одно определение, помогающее понять атмосферу: все вокруг будто замерло во времени и не двигается уже много лет. Старые патриархальные установки затормозили развитие городка.

Калинов закрыт и глух, каждый его житель давно обособился и создал город у себя дома, на что указывает отсутствие движения и звука: здесь не гуляют люди, не ходит транспорт. Пороком считается хорошее и чтится плохое, ведь для темных и глупых людей высокое не имеет значения.

Читателю кажется, что Островский, описывая повседневную жизнь города, показывает, как быть не должно, высмеивает уклад того времени. Калинов — это мини-Россия середины XIX века, где все живое, молодое и динамичное гибнет, а старое и уродливое, глубоко засев, продолжает властвовать.

Город Калинов и его обитатели.

Урок литературы в 10 классе.

Город Калинов и его обитатели.

— дать характеристику городу Калинову, выяснить, как живут здесь люди,

1. Оргмомент.

2. Проверка д/з: выразительное чтение монолога Катерины.

Дикой — ругатель, грубиян, самодур; чувствует свою власть над людьми

Кабаниха — ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом

Общий вывод.

Домашнее задание

ответить на вопрос: против чего протестует героиня и как выражается её протест?

Законы Калинова

Существует несколько правил, по которым безоговорочно живут почти все обитатели города. Среди них можно выделить несколько:

  1. Запрет на проявление живого чувства.
  2. У кого деньги, у того и господство.
  3. Если есть власть, пользуйся ею безгранично.
  4. Человека можно, а порой и нужно унизить, пристыдить, оскорбить.
  5. Хорошим считается старое, а плохим — новое.

Несмотря на неформальный характер таких правил, любой житель города знает, что так было, есть и будет еще долго. Убедиться в их существовании можно уже при первом ознакомлении с домом Марфы Игнатьевны Кабановой, где все построено на авторитете силы и тирании, где свято чтят патриархальные законы и противятся любому проявлению живого.

Представители темного царства

Подобно сказочнику, описывающему злых героев, Островский мастерски изображает калиновских самодуров — квинтэссенцию всего недоброго, дурного и невежественного. Раскрывая образы главных героев, автор, подобно другим гениям литературы, обращается к известному приёму — говорящим фамилиям.

Савел Прокофьевич Дикой

Этот персонаж — олицетворение грубости, вражды и корысти жителей Калинова. Уже с первых строк читатель замечает, как Савел Прокофьевич проклинает и оскорбляет своего племянника Бориса только потому, что тот попросил у него денег, посягнул на святое. Они для Дикого занимают высшую ступень в системе его ценностей, ничто не интересует его больше.

Старается ли герой оправдать себя и показаться хорошим? Нет. Он совершенно не стесняется своего воровства, что вовсе не удивительно, ведь Дикой морально убогий человек. Рабочие крестьяне для него не люди, обсчитывать их — привычное дело. Самое страшное то, что он заражает своим невежеством всех вокруг, распространяя это среди обычных крестьян. Они потакают ему, унижаются ради денег, заведомо зная, что не получат их.

Марфа Игнатьевна Кабанова

Не менее колоритной и отвратительной является Кабанова. Ее называют за глаза Кабаниха. Эта женщина вместе с Диким держит весь город в страхе и подчинении. Она обладает огромным состоянием.

Ее внутреннему снобизму нет конца и края. Она не допускает вольностей и свободы мысли, ведь отход от установленных порядков для нее равносилен разрушению мира. Воля для героини — непозволительное слово, запрещенное в умах ее домочадцев. Но вряд ли Кабаниха делает это из-за боязни морального разложения, просто она не хочет потерять власть, которая кроется в старых нормах.

Может ли такой человек любить своих детей? Вряд ли. Любовь к детям она показывает, чтобы оправдать собственную жестокость. Не быть такой она не может: если Кабаниха перестанет тиранить домочадцев, те не будут ей подчиняться, потому что ни у кого из молодого поколения нет теплых чувств к женщине, с помощью которых они могли бы слушаться ее по собственной воле.

В этой статье представлено описание города Калинов в пьесе "Гроза" Островского: образ города в цитатах, описание быта и нравов обитателей.

Смотрите:
- Краткое содержание пьесы "Гроза"
- Все материалы по пьесе "Гроза"

Город Калинов в пьесе "Гроза" Островского: образ города, быт и нравы обитателей

О нравах жителей города Калинов мы узнаем из слов мещанина Кулигина, одного из героев "Грозы". По его мнению, в городе царят "жестокие нравы", "грубость и бедность":

"Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите."

Главными представителями дикости, невежества и жестокости в городе Калинов являются две яркие личности: купец Дикой и Кабаниха.

Купец Дикой - богатый и влиятельный, но невежественный и жестокий человек. Так например, Дикой убежден, что гроза посылается людям в наказание и что громоотводы не нужен. Это более чем невежественный подход:

"Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться." (слова Дикого)

Очевидно, что купец Дикой успешно ведет свое хозяйство и хорошо считает деньги, но этим его кругозор и ограничивается. Нет сомнений, что остальные купцы в городе похожи на Дикого.

Малограмотный Дикой, например, называет электричество "елистричеством". Судя по всему, он, как и большинство обитателей города, не знает об открытии электричества:

Обитатели Калинова в своем большинстве - это малообразованные купцы, мещане и крестьяне. Даже богатые обитатели Калинова, которым доступны книги и газеты, не отличаются образованностью.

В Калинове влиятельные, богатые люди не уважают представителей власти. Так например, купец Дикой обращается с городничим как со своим приятелем:

"Дядюшка ваш потрепал городничего по плечу да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать!"

В городе Калинов люди с деньгами стараются "закабалить" бедных и еще больше разбогатеть за счет дешевой рабочей силы. Именно так поступает купец Дикой, который еще никому не платит жалованье без ругани:

"А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет. "

"А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое истеряно. А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям. "

Очевидно, высокое искусство не в почете у жителей города Калинова. Самоучка Кулигин не решается писать стихи, так как боится, что его "проглотят живым":

Город Калинов живет своей скучной и однообразной жизнью. Малограмотные жители Калинова получают сведения о мире не из газет и книг, а от странниц, таких, как, например, Феклуша. Она сообщает о том, что есть неведомые страны, где живут люди с собачьими головами и т.д.:

"Я, по своей немощи, далеко не ходила; а слыхать – много слыхала. Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят. А то есть еще земля, где все люди с песьими головами."

Невежественные обитатели Калинова охотно верят подобным "просветителям". Жители городка, например, верят, что Литва упала с неба:

Женщина . Толкуй еще! Все знают, что с неба; и где был какой бой с ней, там для памяти курганы насыпаны.

Богатые обитатели города не гуляют по вечерам по бульвару, а рано запираются дома и спускают собак в страхе, что их обворуют:

"А богатые-то что делают? Ну, что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты, и собаки спущены…"

Богатые жители Калинова "поедом едят" своих домашних и тиранят их, но делают это за своими заборами, чтобы никто не узнал. Конечно, речь идет, в первую очередь, о семьях Кабановых и Дикого:

". Вы думаете, они дело делают либо богу молятся? Нет, сударь. И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства! И все шито да крыто – никто ничего не видит и не знает, видит только один бог! Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пискнуть не смели. Вот и весь секрет."

К счастью, во всей этой мрачной картине есть и светлые штрихи, например, влюбленные парочки, гуляющие ночью по городу:

"А знаете, сударь, кто у нас гуляет? Молодые парни да девушки. Так эти у сна воруют часок-другой, ну и гуляют парочками."

Это было описание города Калинов в пьесе "Гроза" Островского: образ города в цитатах, описание быта и нравов обитателей.

Что же сделало Кабанову и Дикого полными хозяевами "темного царства"?

Содержание пьесы Гроза

Драма Островского Гроза была написана в 1859 году.

В этот период Россия переживала тяжелый кризис. В обществе закон сливался с беззаконием и требовались серьезные преобразования для преломления общественного сознания.

Действие драмы Гроза происходит в городе Калинове.

Калинов – это провинциальный город, в котором процветает мещанство и невежество. Его можно смело назвать "темным царством", так как луч любви, искренности и надежды не в силах проникнуть в мир холодного расчета и жестокости.

Хозяевами в "темном царстве" являются Кабанова и Дикой.

Характер Кабановой и Дикого

Савел Прокофьевич Дикой богатый купец, "значительное лицо" в городе. В его руках сосредоточена неограниченная власть. Как личность Дикой слаб. Ему чужды высокие идеалы.

Савел Прокофьевич чувствует себя безнаказанно только с теми, кто от него зависит. Он не может противостоять вышестоящим сильным мира сего. Его промашки дорого обходятся домочадцам:

Шапкин. Одно слово: воин!
Кудряш. Еще какой воин-то!
Борис. А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого он обругать не смеет; тут уж домашние держись!
Кудряш. Батюшки! Что смеху-то было! Как-то его на Волге, на перевозе, гусар обругал. Вот чудеса-то творил!
Борис. А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам.

Дикой сварлив, раздражителен и чувствует свое полновластие в Калинове. Он может выплеснуть свое недовольство на первого попавшегося человека:

Попал на базар, вот и конец! Всех мужиков переругает. Хоть в убыток проси, без брани все-таки не отойдет.

Савел Прокофьевич не просто сварливый и грубый человек, он еще хитер и изворотлив, а в довесок еще и жаден. Для него не имеет значения способ, которым он получит прибыль. Ради лишней копейки он готов не просто уничтожить любого, но и пресмыкаться и льстить, если это необходимо. А.Н. Островский подчеркивает, что Дикой в обществе губернатора, и Дикой в семье – это совершенно разные люди. В присутствии губернатора он мягок и податлив, преданно смотрит в рот и со всем соглашается:

Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами об таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!

Куда только подевалась властность и грубость?!

Однако не только высокопоставленная, но и просто сильная личность способна утихомирить Дикого. Такой личностью является Кабанова. Она знает, что неограниченная власть стала почвой для самодурства Савела Прокофьевича. Она ему прямо говорит: "Нет над тобой старших, вот ты и куражишься".

Несмотря на всю ярко выраженную неприязнь Островского к Дикому, автор сохранил ему зерно человечности:

О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришел, дрова возил. И принесло ж его на грех-то в такое время! Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня! После прощенья просил, в ноги кланялся, право, так. Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи ему и кланялся; при всех ему кланялся.

Характер Кабановой гораздо сильнее. Кабаниха стремиться подчинить себе окружающих. Она ханжа. В процессе знкомства с персонажем, читатель понимает, что её слова расходятся с мыслями. Она использует традиционные ценности в своих целях. В действии первом явлении пятом Островский особенно подчеркивает ханжество Кабановой. На протяжении всей сцены речи её звучат мудро, но каждое слово имеет ядовитую подоплеку. Она хочет казаться праведной. Лишь домочадцам приходится сталкиваться с оборотной стороной её натуры:

Власть Кабановой опирается на страх окружающих. Жестокость и властность – вот чем она удерживает повиновение:

Как зачем бояться! Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему, закон ничего не значит?

Кабанова не терпит неповиновения, но не выдерживает натиска сильной натуры, какой является Катерина.

Что же сделало Кабанову и Дикого полными хозяевами "темного царства"? Конечно мещанство и беззаконие. Взятничество и беззаконие – почва для прорастания таких личностей как Дикой. Консерватизм нравов, патриархальность семьи – вот на чем строят свою власть Дикой и Кабанова. Однако в образах Дикого и Кабановой отчетливо читается мысль Островского о том, что старый уклад изжил себя. Он отчаянно цепляется за невежество и безнаказанность, но конец уже близко.

Читайте также: