Как утилизировать соляную кислоту с истекшим сроком годности в школе

Обновлено: 04.07.2024

по приобретению, хранению, использованию и утилизации реактивов в химической лаборатории общеобразовательного учреждения.

Настоящая инструкция разработана на основе следующих документов:

Типовое Положение об общеобразовательном учреждении (Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196)

Нормы и требования к учебным кабинетам и подразделениям.
НД УМБ РАО-2-2000 Издание официальное
Разработан и внесен Центром средств обучения (Центр СО) Института общего среднего образования Российской академии образования (ИОСО РАО).

Зав. Центром: член-корр. РАО, профессор, доктор педагогических наук Т.С. Назарова

Ответственные исполнители: кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Е.В. Волошинова; сотрудник Е.В. Волошина; кандидат технических наук, зав. лабораторией стандартизацией и качества средств обучения О.Д. Черникова

Исполнители: Ведущий конструктор В.И. Гузеева, Научный сотрудник Т.Н. Тренева

(Н.И. Аппарович), М.Б. Вестицкий, А.Г. Восканян, М.Б. Волович, Е.В. Волошинова, Е.А. Гельтищева, А.Е. Глозман, Т.Ф. Горбунькова, С.И. Гудилина, М.Л. Емельянова, (Л.М. Зельманова), О.А. Кожина, И.Ю. Кудина, В.Н. Лаврова, Г.Г. Левитас, Н.Н. Малюков, К.Н. Марков, Т.С. Назарова, А.В. Николаенко, Е.С. Поларт, Н.А. Пугал, И.В. Роберт, К.М. Тихомирова, Е.Н. Ястребцева.

Утвержден Ученым советом ИОСО РАО 25 октября 1999 г.

(с) Институт общего среднего образования РАО Центр средств обучения, 2000

5. Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю вРоссийской Федерации" (с изменениями от 6 февраля, 17 ноября 2004 г., 8 июля 2006 г.)

6. ЦЕНТР СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ. П Е Р Е Ч Н И УЧЕБНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПО ХИМИИ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИИ
Москва, 1998
Разработано Центром средств обучения Института общего и среднего образования РАО. Авторы-составители: Т.С. Назарова, В.Н. Лаврова, Л.С. Зазнобина, Н.С. Куприянова
Утверждено Ученым Советом "20 " июня 1998
(С) Центр средств обучения Института общего среднего образования РАО, 1998 г.

1. Приобретение реактивов

1.2. В школах используют химические реактивы, имеющие квалификацию "чистые", но допускается применение веществ с квалификацией "технические".

1.3. Реактивы могут быть приобретены в виде наборов или порознь.

Для фронтальных работ, лабораторных опытов и практических занятий необходимо приобретать не менее одного экземпляра (набора, комплекта) оборудования на двоих учащихся.

1.6. Ответственным за приобретение и транспортировку реактивов является заместитель директора по АХЧ.

2. Хранение реактивов

2.1. Не допускается совместное хранение реактивов, способных к активному взаимодействию друг с другом. Распределение реактивов по группам хранения приведено в приложении 2.

2.2. Все реактивы в первичной таре должны храниться в лаборантской. Разрешается первичную тару размещать во вторичной таре. В кабинете допускается располагать реактивы VIII группы хранения и растворы, предназначенные для предстоящих лабораторных или практических работ, при условии, что шкафы запираются, а ключи от них нахо­дятся у заведующего кабинетом или учителя.

2.4. Хранить реактивы и растворы в таре без этикеток или с надписями на ней, сделанными карандашом по стеклу, запрещается; если этикетка утеряна, а идентифицировать содержимое не представляется возможным, оно подлежит уничтожению (Приложение 3).Если содержимое возможно точно идентифицировать, то допускается изготовление этикетки по образцу ( Приложение 4).

2.5. Слабые растворы кислот и щелочей ( концентрация не более 5 %) разрешается хранить в толстостенной стеклянной посуде в нижних секциях вытяжного шкафа или в специальном шкафу с естественной вентиляцией на химически стойких поддонах.

Запрещается хранить растворы щелочей в склянках с притертыми пробками, ЛВЖ и ГЖ — в сосудах из полимерных материалов.

Разрешается вместо этого ящика использовать любые прочные металлические сосуды типа бачка, контейнера для транспортирования кинопленки объемом около 10 л. В их крышке должны быть такие же отверстия, а стенки и дно изнутри изолированы асбестом.

Весь спирт, приобретаемый школой, должен размещаться вместе с ЛВЖ в кабинете химии.

Диэтиловый эфир не должен храниться более одного года с момента выпуска. Если этот срок прошел, следует подвергнуть эфир специальной обработке (Приложение 5).

2.6. Реактивы групп II—VI следует хранить в соответствии с рекомендациями приложения 6. Реактивы VIII группы разрешается размешать рядом с реактивами любой из групп II—VI.

2.7. Реактивы VII группы хранятся только в сейфе, ключи от которого должны быть у директора и заведующего кабинетом. На внешней дверце сейфа приводится опись реактивов, утвержденная приказом, с указанием разрешенных для хранения максимальных масс или объемов.

Примечание. В сейфе на верхней полке хранят: бром; аммония дихромат; бария оксид, гидроксид, нитрат и хлорид; кали едкое, калия дихромат, роданид, хромат; кобальта сульфат; натрия сульфид девятиводный, фторид, натр едкий; никеля сульфат; хрома (III) хлорид; свинца ацетат; серебра нитрат; цинка сульфат и хлорид.

На нижней полке хранят: хлористый метилен, хлороформ, дихлорэтан, гексахлорбензол, углерод четыреххлористый, фенол, анилин, анилин сернокислый, спирт изоамиловый.

2.8. Запрещается изменять относительное расположение реактивов в сейфе на полках и перефасовывать из заводской тары реактивы и материалы, обозначенные в приложении 7 значками X и XX.

2.9. Реактив V группы хранения — красный фосфор не следует изымать из заводской тары (металлического контейнера). Другие вещества этой же группы разрешается хранить только в заводской упаковке.

2.10. Растворы формалина с массовой долей вещества выше 5% необходимо хранить вместе с ЛВЖ и ГЖ.

2.11. Щелочные металлы допускается размещать вместе с ЛВЖ и ГЖ. Слой консерванта над металлом должен быть не менее 0,01 м. Ампулы со щелочными металлами и кальцием хранятся во вторичной таре в запирающихся шкафах или сейфе.

1.7.19. Хранение раздаточного материала. Для проведения лабораторных опытов и практических работ используют выпускаемые промышленностью наборы посуды и принадлежностей (НПМ) и посуды для реактивов (НПР) для работ с малыми количествами реактивов. Их постоянно размещают на рабочих местах обучающихся. Кроме таких настольных комплектов требуются дополнительные наборы реактивов, материалов эпизодического использования (например, по курсу органической химии и др.). Эти наборы комплектует учитель или лаборант и размещают их в малых лотках лоточных секций в лаборантском помещении.

Наряду с использованием выпускаемых промышленностью наборов НПР и НПМ допускается выдача необходимых реактивов, посуды и принадлежностей непосредственно перед работой - в лотках. В этом случае химическая посуда малого объема, лабораторные принадлежности, склянки и банки с реактивами определенной номенклатуры также хранят в малых лотках лоточных секций по видам изделий и по наименованию реактивов. Наборы комплектует лаборант или учитель и размещает их в специальные раздаточные лотки перед выполнением работы заранее.

3.1. Выдача учащимся реактивов для опытов производится в массах и объемах, не превышающих необходимые для данного эксперимента, а растворов — концентрацией не выше 5%. На рабочих местах для постоянного пользования допускаются только реактивы и растворы набора типа НПР.

3.2. В канализацию запрещается выбрасывать реактивы, сливать их растворы, ЛВЖ и ГЖ. Их собирают для по­следующего обезвреживания (Приложение 8).

3.3. Разлитый водный раствор кислоты или щелочи засыпать сухим песком или сухой измельченной глиной. Совком переместить адсорбент от краев к середине, собрать в полиэтиленовый мешочек, завязать плотно и выбросить с твердыми отходами кабинета. Место разлива обработать нейтрализующим раствором, а затем промыть водой.

3.4. При разливе ЛВЖ и других органических реактивов действовать в соответствии с рекомендациями приложения 8.

3.5. Обрезки щелочных металлов и кальция необходимо ликвидировать в тот же день, когда они получены (приложение 9).

3.6. Отработанные ЛВЖ и ГЖ разрешается хранить вместе с исходными реактивами до последующего сжигания (приложение 8).

3.7. Учащимся, которым по состоянию здоровья медицинскими органами запрещено работать с реактивами и растворами, администрация школы обязана обеспечить работу по индивидуальной программе.

3.8. Опыты, при которых возможно загрязнение атмосферы учебных помещений токсичными веществами (хлором, сероводородом, фосфином, оксидом углерода(II), бромом, бензолом, дихлорэтаном, диэтиловым эфиром, формалином, уксусной кислотой, аммиаком), необходимо проводить в исправном вытяжном шкафу или в приборах — замкнутых системах с адсорбцией или аспирацией выделяющихся веществ. В системы с аспирацией следует вводить устройство для контроля за наличием разрежения.

3.9. В качестве адсорбентов для газов и паров разрешается применять активированный уголь (кроме смеси хлора и водорода, которая на активированном угле реагирует со взрывом), водные растворы кислот и щелочей, натронную известь.

3.10. В системах с аспирацией без адсорбции собранные газы по окончании эксперимента вытесняются из аспиратора с помощью напорной склянки в вытяжном шкафу или на открытом воздухе. Во время этой операции поджигать газ запрещается.

Перед внесением очередной порции жидкость необходимо перемешать до растворений всего вещества. После остывания раствор добавлением воды довести до нужного объема.

3.12. Взятие навески твердой щелочи разрешается пластмассовой или фарфоровой ложечкой. Запрещается использовать металлические ложечки и насыпать щелочи из склянок через край. На весы необходимо поместить фарфоровую выпарительную чашу. Бумагой для этой цели пользоваться запрещается.

3.13. Работа со щелочными металлами, кальцием, концентрированными кислотами и щелочами при подготовке и проведении опытов должна проводиться с применением спецодежды и средств индивидуальной защиты.

3.14. Резка лития и натрия и очистка металлов от оксидной пленки должна проводиться под слоем керосина в широком стеклянном сосуде типа кристаллизационной чаши.

3.15. Демонстрировать взаимодействие щелочных металлов и кальция с водой необходимо в химических стаканах типа ВН-600, наполненных по высоте не более чем на 5 см. В этом случае допускается демонстрация опыта без защитных экранов.

3.16. Переливание концентрированных кислот (уксусной, азотной, соляной, муравьиной), а также водного раствора аммиака и приготовление из них растворов должно производиться в вытяжном шкафу или на открытом воздухе. При этом обязательным является использование воронки, а также применение спецодежды и средств индивидуальной защиты. При пользовании пипеткой запрещается засасывать жидкость ртом.

3.17. Во время приготовления растворов жидкость большей плотности следует вливать в жидкость меньшей плотности.

3.18. Твердые сыпучие реактивы разрешается брать из склянок только с помощью совочков, ложечек, шпателей, пробирок.

3.19. Растворы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при наклоне этикетка оказывалась сверху (этикетку — в ладонь!). Каплю, оставшуюся на горлышке, снимают краем той посуды, куда наливается жидкость.

3.20. Разборка приборов после экспериментов с использованием или образованием веществ 1, 2 и 3-го класса опасности производится в соответствии с указаниями по демонтажу (приложение 10).

4.1. Отработанные водные растворы собирают независимо от их происхождения в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью не менее 3 л. После того как он наполнится на 4/5, проверяют рН и нейтрализуют при необходимости жидкость до рН = 7 — 7,5 твердыми карбонатами или гидроксидами натрия или калия. Жидкость выливают в канализацию с одновременной подачей избытка воды.

4.2. Отходы ЛВЖ и ГЖ уничтожают путем сжигания на открытом воздухе согласно рекомендациям приложения 8.

4.3. Реактивы с истекшим сроком годности или утратившие свойства по другим причинам ( нарушение условий хранения реактива, герметичности его упаковки), подлежат утилизации в условиях школьной лаборатории ( приложение 11).

4.4. Реактивы, не подлежащие утилизации в условиях школьной лаборатории ( приложение 12), с истекшим сроком годности, утратившие свойства по другим причинам ( нарушение условий хранения реактива или герметичности его упаковки) списываются с составлением акта по установленной форме (приложение 13), упаковываются в отдельную тару по группам хранения и передаются на централизованную утилизацию ответственному по ОТ и ТБ Управления образования г. Белово. Подготовленные к утилизации реактивы хранят в лаборатории в специально отведённом месте.

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 20 человек(а).

Количество источников, использованных в этой статье: 9. Вы найдете их список внизу страницы.

Кислоты с очень низким pH ( [1] X Надежный источник Princeton University Перейти к источнику Если тяжелые металлы все же присутствуют, к веществу следует отнестись как к опасным отходам и избавиться от него надлежащим образом.

Изображение с названием Dispose of Acid Safely Step 1

Изучите международную карту химической безопасности (МКХБ) по кислоте. В ней приводится информация о технике безопасности при обращении и хранении химических веществ. Поищите точное название нужной кислоты в сети и изучите все предоставленные сведения.

Изображение с названием Dispose of Acid Safely Step 2

  • Перчатки должны быть изготовлены из пластика или винила. [2] X Источник информации
  • Соберите длинные волосы сзади, чтобы избежать непреднамеренного контакта с кислотой.

Изображение с названием Dispose of Acid Safely Step 3

Работайте в хорошо проветриваемом помещении или химическом вытяжном шкафу. Пары, выделяемые кислотой, крайне токсичны. Чтобы ограничить воздействие паров, используйте газоуловитель. [3] X Надежный источник US Occupational Safety and Health Administration Перейти к источнику Если у вас нет газоуловителя, откройте окна и проветрите помещение вентилятором.

Изображение с названием Dispose of Acid Safely Step 4

  • Чтобы правильно промыть глаза, держите веки открытыми и двигайте глазами вверх, вниз и из стороны в сторону.
  • Чтобы промыть кожу, подставьте пораженный участок кожи под проточную воду на 15 минут.

Изображение с названием Dispose of Acid Safely Step 5

  • Объем контейнера должен быть по крайней мере вдвое больше, чем количество имеющейся кислоты. Так у вас будет достаточно места для разбавления и нейтрализации кислоты.
  • Постарайтесь не пролить кислоту, когда будете переливать ее в контейнер покрупнее.

Изображение с названием Dispose of Acid Safely Step 6

Поставьте пустой контейнер в ведерко со льдом. При разбавлении и нейтрализации сильнокислотного раствора выделяется большое количество тепла. [6] X Источник информации Чтобы избежать возможного возгорания или расплавления контейнера, поставьте пустой контейнер в ведерко со льдом.

Изображение с названием Dispose of Acid Safely Step 7

  • Количество воды, необходимое для разбавления кислоты, зависит от концентрации раствора. Чем выше концентрация, тем больше воды вам понадобится. Рассчитайте точное количество, следуя инструкции по разбавлению кислоты.
  • Не лейте воду прямиком в кислоту, иначе вода может мгновенно закипеть, а кислота – разбрызгаться.
  • Постарайтесь не пролить кислоту, пока будете ее разбавлять.

Изображение с названием Dispose of Acid Safely Step 8

  • Окуните кончик лакмусовой бумажки в раствор. Бумажка изменит цвет в соответствии с уровнем рН.
  • Вытащите бумажку и сравните ее цвет с диаграммой pH, которая шла вместе с бумажками. Найдите совпадающий цвет, чтобы определить pH раствора.
  • Чем ниже pH кислоты, тем больше нейтрализующего раствора вам понадобится.

Изображение с названием Dispose of Acid Safely Step 9

  • Следуйте инструкциям на упаковке с щелочью, чтобы приготовить раствор гидроксида натрия.
  • Взвесь магнезии можно использовать для нейтрализации кислоты как есть. Разбавлять ее не обязательно.

Изображение с названием Dispose of Acid Safely Step 10

Нейтрализуйте разбавленную кислоту. Базисные растворы вступают в реакции с кислыми растворами, приводя к нейтрализации кислоты и образованию воды и соли. [8] X Источник информации Понемногу добавляйте базисный раствор к разбавленной кислоте, аккуратно ее помешивая. Следите за температурой контейнера и постарайтесь не расплескать раствор.

Изображение с названием Dispose of Acid Safely Step 11

  • В качестве альтернативы можно использовать универсальный индикаторный раствор. Эта жидкость меняет цвет в соответствии с pH. [9] X Источник информации Продолжайте добавлять солевой раствор, пока цвет индикатора не будет соответствовать уровню pH 7,0.
  • Если вы выйдите за пределы нейтрального диапазона, добавьте разбавленный кислотный раствор, чтобы снизить рН до 7,4.

Изображение с названием Dispose of Acid Safely Step 12

Вылейте раствор в канализацию. Нейтрализованный раствор можно безопасно вылить в канализацию, предварительно включив холодную воду. [10] X Источник информации Не выключайте воду еще 30 секунд после того, как контейнер будет пуст.

Изображение с названием Dispose of Acid Safely Step 13

Достаньте контейнер, который не способна разрушить кислота. Большинство сильных кислот разъедают стекло и металл, но никак не действуют на пластмассу. [11] X Источник информации Пластмасса бывает разных видов, так что подберите для своей кислоты правильный контейнер. В одном из таких контейнеров и могла изначально храниться кислота, но убедитесь, что он заполнен не полностью, чтобы избежать разливов.

Изображение с названием Dispose of Acid Safely Step 14

  • Если у вас есть разные контейнеры той же кислоты, но с иным составом, храните их отдельно, так как утилизировать их нужно по-разному.

Изображение с названием Dispose of Acid Safely Step 15

Обратитесь в ближайшую службу перевозки опасных отходов. Если вы посещаете университет или работаете в лаборатории, то там должен быть отдел, который отвечает за утилизацию опасных отходов. Другой вариант ‒ обратиться в местную организацию, которая бы помогла вам с процессом утилизации.

Соляная кислота – химическое соединение, часто используемое в промышленности. Ее утилизация представляет собой определенные трудности и должно осуществляться по установленным правилам.

Свойства

Водный раствор хлористого водорода разной концентрации – это соляная кислота. Чаще всего используется раствор с концентраций хлористого водорода 36-38%. Плотность – 1,19 г/см 3

Кислота с такой концентрацией испускает молекулы хлористого водорода – дымится. При уменьшении в растворе содержания этого соединения его выделение прекращается.

Чистая кислота не имеет цвета. В технических целях применяется раствор с содержанием примесей железа, хлора и других веществ. Он желтоватого оттенка.

Применение

При нагревании соляная кислота становится летучей. Она взаимодействует с большинством металлов. Исключение составляют платина, вольфрам, золото, серебро и свинец.

Используется в промышленности для извлечения металлов из руд и для травления металлов. Также она присутствует в составе некоторых соединений, например, в царской водке и в паяльной жидкости.

Воздействие на человеческий организм

Соляная кислота ядовита. Воздействие на организм человека проявляется в следующих заболеваниях:

  • в раздражениях и язвах на слизистых оболочках рта, носа;
  • в катарах дыхательных путей;
  • в разрушении зубов;
  • в расстройствах желудочно-кишечного тракта.

При работе с соляной кислотой необходимо использовать защитную одежду и обувь. Органы дыхания защищать при помощи противогаза.

Хранение и транспортировка

Длительное хранение осуществляется в наземных покрытых изнутри слоем резины вертикальных резервуарах. Давление допускается атмосферное. Также соляную кислоту можно хранить в стеклянных бутылях емкостью в 20 литров. Максимальный объем хранения – 370 тонн.

Транспортируют соляную кислоту в металлических цистернах, баллонах, контейнерах. Они тоже должны быть гуммированы (покрыты слоем резины).

Нейтрализация соляной кислоты

Для нейтрализации соляной кислоты используются водные растворы щелочей:

  • раствор каустической соды (5%);
  • раствор соды (5%);
  • раствор гашеной извести (5%);
  • раствор едкого натра (5%).

Разлитую на земле соляную кислоту можно нейтрализовать при помощи воды. Ее подавают при помощи поливочных или пожарных машин. Загрязненный соляной кислотой грунт нужно срезать и вывезти на утилизацию.

Утилизация промышленных объемов соляной кислоты

Соляная кислота может нанести огромный вред здоровью человека. Поэтому утилизацию нужно проводить правильно.

Использование отходов

Промышленные процессы оставляют большое количество отходов соляной кислоты. Простая нейтрализация этого продукта невыгодна.

Отходы можно с успехом использовать в промышленности. Существует несколько возможностей:

  • получение хлоридов некоторых металлов;
  • увеличение концентрации хлорида водорода в кислоте;
  • окислительное хлорирование и гидрохлорирование органических соединений;
  • выделение чистого хлора.

Утилизация соляной кислоты в НПСТЦ

Наша компания предлагает комплекс услуг по утилизации и переработке соляной кислоты. Мы гарантируем высокий профессиональный уровень нашей деятельности и выполнение всех правил безопасности.

Дополнительными преимуществами сотрудничества с нами можно назвать бесплатный вывоз отходов (начиная с 10 тонн). Сроки и стоимость работ оговариваются заранее, перед заключением договора, и входят в него.

Соляная кислота – опасный отход, который еще может принести пользу. Мы гарантируем правильную и безопасную утилизацию этого вещества.

Работая с опасными химикатами необходимо позаботится о безопасности производства и дальнейшей переработке материалов. Утилизация кислот ー это комплекс мероприятий, которые предпринимаются для предотвращения вредного воздействия на организм человека и окружающую среду.

Любое предприятие или физическое лицо, работающее с химикатами, должно соблюдать правила переработки кислот и щелочей перед утилизацией. Иначе, предприятие будет оштрафовано органами экологической безопасности. Работники, которые не соблюдают эти правила, рискуют получить ожоги.

Важность правильной утилизации

В процессе производства кожаных изделий, красящих веществ, пластмасс, азотных удобрений используются кислоты. Остатки неиспользованных веществ и побочные продукты в виде испарений, солей тяжелых металлов попадают в атмосферу и сточные воды из-за неправильной обработки.

Пары химикатов конденсируются в атмосфере и выпадают в виде кислотных осадков, тумана. Так эти вещества попадают в воду, отравляя озера и реки, осаживаются на полях и оказываются на нашем столе вместе с едой.

Так, если неправильно утилизировать серную кислоту, можно спровоцировать отравление как работников своего предприятия, так и жителей близлежащих населенных пунктов.

Как правильно утилизировать кислоты?

Хранить агрессивные реагенты на предприятии можно только с соблюдением следующих мер:

  • герметичность тары, в которой хранится вещество, производить такую тару могут только предприятия, получившие лицензию, к каждой партии прилагается сертификат качества, все емкости маркируются;
  • тара изготовлена из материала, который не вступает в реакции с химикатом, так предотвращается разрушение контейнера под воздействием содержимого, например, полимерные материалы;
  • смешивание разных веществ недопустимо, они хранятся и транспортируются отдельно;
  • помещение для хранения веществ оснащено вытяжной вентиляцией достаточной мощности с системой фильтров;
  • перевозка осуществляется специализированным транспортом, оборудованным для избежания утечки химикатов.

Чтобы утилизировать соляную и другие кислоты, их подвергают обработке нейтрализующими веществами. В результате такой химической реакции образовывается вода и соли. Их уничтожают или подвергают следующим этапам переработки.

Если вещества, поступившие для утилизации, содержат осадок или нерастворимые примеси, то перед обработкой их убирают. Это делается при помощи специального фильтра. Отделенные твердые частицы подлежат отдельной утилизации.

Работа с химикатами без специальной одежды ー костюма химической защиты, недопустима. Эта мера безопасности помогает избежать отравления парами кислот, ожогов и других производственных травм.

Надежным способом уничтожения химических отходов является их сжигание в плазмотроне или огневой печи. Но к нему прибегают редко, т.к. экономически выгоднее перерабатывать кислоту с дальнейшим ее повторным использованием.

Нюансы переработки серной кислоты

Повторно использовать переработанный остаток серной кислоты не представляется возможным, так как после работы в нем остаются растворимые и твердые примеси. Утилизацию ее продуктов проводят следующими методами:

  1. Применение реакции нейтрализации щелочью. В результате образовывается вода и соли, может выделяться водород. Из-за опасности взрыва, вздутия тары, утечки реагентов такие реакции нельзя проводить без специального оборудования и предварительного подбора компонентов реакции.
  2. Применение физических процессов: выпаривание, адсорбция и т.д. После такой переработки непригодная сернокислая смесь восстанавливается до чистой серной кислоты, отделяются растворимые примеси и осадок. Вещество снова поступает на производство, а примеси поддаются дальнейшей утилизации.

Особенности утилизации соляной кислоты

Она перерабатывается другими методами. Способы утилизации соляной кислоты:

  1. Метод нейтрализации щелочью применяется при небольших объемах отходов, для обработки грунта, на который разлилось это вещество.
  2. Регенерация для повторного использования оправдана с экономической стороны. В дальнейшем ее используют для получения чистого хлора или его соединений.

Утилизация других кислот

Для нейтрализации ортофосфорной кислоты применяются растворы щелочи. В результате этого образуются фосфатные соли, которые применяются для изготовления минеральных удобрений, медикаментов, моющих средств и в других сферах.

Для утилизации азотной кислоты ее предварительно разбавляют водой, затем обрабатывают оксидом кальция. В результате такой реакции получается вода и нитрат кальция, который потом используется в производстве удобрений, бетона, стеклопластика и взрывчатки.

Этапы утилизации кислот

Последовательность промышленной утилизации:

  1. Упаковка в тару, которая отвечает техническим требованиям.
  2. Транспортировка в специальном транспорте к месту утилизации ー оборудованному помещению компании, которая имеет разрешение и лицензию на утилизацию опасных веществ.
  3. Очистка вещества от твердых примесей при помощи фильтров.
  4. Утилизация отфильтрованной жидкости методом нейтрализации или регенерации.
  5. Утилизация твердых примесей и осадка. Если нейтрализовать эти отходы или использовать повторно нельзя, они подлежат захоронению на специальных полигонах.
  6. Переработка оставшейся жидкости или уничтожение.
  7. Поступление восстановленного реагента и побочных веществ в повторное производство.

Утилизация отработанных щелочей

Щелочь применяется для изготовления мыла и моющих средств, бумаги и др. Для утилизации щелочей применяются те же принципы: герметичность тары, техника безопасности и т.д. Единственный метод переработки щелочи, кроме сжигания, ー нейтрализация кислотой.

Реакции при утилизации щелочей проходят с выделением тепла и водорода. Поэтому должны проводится только под присмотром специалиста и в специально оборудованном помещении.

Нейтрализация или регенерация: подведем итоги

Регенерация ー это выгодный метод утилизации химических отходов для предприятий, которые используют их в промышленных масштабах. Так, если полученный после регенерации продукт Вам не нужен, можно продать другому предприятию.

Если объем отходов небольшой, то экономически нецелесообразно прибегать к восстановлению. В этом случае лучше применить реакцию нейтрализации.

Выбирая компанию, занимающуюся утилизацией химических отходов, обратите внимание, какие методы она использует.

Утилизация кислоты в домашних условиях

В бытовых условиях все контактируют с растворами кислот. Уксусная и лимонная есть у нас на кухне, азотная кислота слабой концентрации применяется для очистки металла от коррозии, хлорная ー помогает избавиться от налета извести в ванной комнате.

Если после работы с химическими веществами в домашних условиях у вас остался остаток, его нельзя выливать в канализацию, утилизация проводится таким образом:

Читайте также: