Какими могут быть основные черты проектирования кратко

Обновлено: 07.07.2024

И руководителю предприятия, и всем его сотрудникам в процессе выполнения своей работы приходится решать разного рода задачи. Эти задачи могут быть сложными и ответственными, требовать оригинальное решение. А могут быть простыми, уже имеющими решение в виде инструкций и алгоритмов. Но любая задача, поставленная перед человеком, является творческой, поскольку никогда заранее не известны все ее условия, абсолютно четко не определены цели, что приводит к появлению ряда решений и необходимости выбора одного из них. Поэтому от того, насколько грамотно мы сумеем решать задачи (в т.ч. производственные), будет зависеть эффективность результатов нашей деятельности.

Поиск оригинальных решений и идей в настоящее время ведется посредством применения эвристических методов (методов изобретательного творчества). Однако в случае производственной деятельности решение таких задач также включает подготовительные стадии, оформление и утверждение результатов, оценку эффективности и другие виды работ. Весь этот цикл взаимосвязанных и взаимообусловленных работ составляет проектирование.

Внутри процесса проектирования, наряду с расчетными этапами и экспериментальными исследованиями, часто выделяют процесс конструирования. Конструирование — деятельность по созданию материального образа разрабатываемого объекта, ему свойственна работа с физическими моделями и их графическими изображениями. Эти модели и изображения, а также некоторые виды изделий называют конструкциями.

Современному уровню развития техники стали присущи не только сложность проектируемых объектов, но и их интенсивное воздействие на общество и окружающую среду, тяжкость последствий аварий из-за ошибок разработки и эксплуатации, высокие требования к качеству и цене, сокращению сроков выпуска новой продукции. При создании подобных объектов их уже необходимо рассматривать в виде систем, т.е. комплекса взаимосвязанных внутренних элементов с определенной структурой, широким набором свойств и разнообразными внутренними и внешними связями. В тоже время, как показывает опыт преуспевающих предприятий, высокая эффективность результатов разработок достигается лишь на основе совместного практического использования знаний фундаментальных, технических и социально-экономических наук, подчинение всей деятельности удовлетворению интересов, прежде всего, человека (покупателя, производителя, разработчика).

Жизненная необходимость учета этих обстоятельств, а также необходимость рассмотрения разрабатываемых объектов в виде систем, постепенно заставляла вносить изменения в традиционный характер и методологию проектной деятельности. К настоящему времени сформировалась новая проектная идеология, получившая название системного проектирования.




Системное проектирование комплексно решает поставленные задачи, принимает во внимание взаимодействие и взаимосвязь отдельных объектов-систем и их частей как между собой, так и с внешней средой, учитывает социально-экономические и экологические последствия их функционирования. Системное проектирование основывается на тщательном совместном рассмотрении объекта проектирования и процесса проектирования, которые в свою очередь включают еще ряд важных частей, показанных на рис.1.


Рис. 1. Основные части проектирования

Проектирование — это один из видов работ, результатом которых является комплект проектной документации на материальный объект, или выполнение работы, или оказание услуги. Поэтому участников этих работ можно разделить на потребителей (заказчиков проектных работ) и поставщиков (исполнителей этих работ). Исполнителя-специалиста по разработке проекта обобщенно называют проектировщиком или разработчиком. Если продукция создается для собственного потребления, то возможно соединение в одном лице заказчика и исполнителя.

Поставщиком, как и потребителем продукции, может быть организация (юридическое лицо) или конкретный человек (физическое лицо). Работы по созданию такой продукции в соответствии с Гражданским кодексом относятся к подрядным. В этой ситуации исполнитель называется подрядчиком, т.е. стороной по договору подряда, которая обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Подрядчик рассматривается как первая сторона в коммерческой деятельности. Субподрядчик — организация, представляющая продукцию поставщику.

Существует еще один участник этих работ — государство, которым создана система мер по защите потребителя посредством контроля, лицензирования, выпуска нормативной документации.

Таким образом, проектирование — сложная многоплановая деятельность, в которой участвует группа людей. Следовательно, достижение эффективных результатов невозможно без учета особенностей человека, умения создать коллектив исполнителей и управлять его деятельностью. Поэтому проектирование, как часть производственного процесса, должно рассматриваться в широком смысле, включающем и поиск оригинального решения, и организацию проектных работ. Т.е. стоит говорить об управлении проектированием.

Управление проектированием — это такая организация процесса разработки нового объекта, которая в рамках условий поставленной задачи наилучшим образом позволяет получить эффективное решение в виде соответствующего комплекта документации. Управление проектированием является составной частью менеджмента.

Менеджмент включает планирование, организацию и контроль людей, денег, материалов и времени для достижения целей проекта. В качестве менеджера может выступать не только специальное должностное лицо, но и руководитель работ или проекта. На менеджере лежит ответственность за принятие окончательных решений на отдельных этапах и по всей работе в целом. Он подбирает и расставляет кадры, ответственен за распределение средств. Общепризнанно, что успех проектной работы в значительной степени зависит от эффективности управления и профессиональных качеств менеджера.

Производственная деятельность требует решения комплекса взаимосвязанных задач. По этой причине в систему менеджмента входят управление проектами, производством, персоналом, финансами, качеством и т.д. Отметим, что управление проектированием, не смотря на схожесть в названии, отличается от управления проектом, которое связано с организацией деятельности по выполнению программы или плана (проекта), прежде всего административными методами, например, управлением людьми, документооборотом.

С целью эффективного использования ресурсов организации и соблюдения договорных обязательств перед заказчиком управление проектированием должно дополняться остальными элементами системы менеджмента. С другой стороны, поскольку задачи проектирования существуют при решении разных задач управления, то знание методологии проектирования является залогом успешной деятельности в этих областях.

«. дизайнерам и проектировщикам новой продукции принадлежит не просто важная, но главная роль в этом процессе (обсуждение общих концепций будущих автомобилей, а также перспективы их рекламы и возможные доходы).

Человек, который действительно может повлиять на успех своей продукции, должен продумывать все детали еще тогда, когда сеются первые семена его будущего детища.

Ниже приведено систематизированное (рис.1) описание основ проектирования и управления этим процессом с позиции, что должен знать каждый руководитель или инициативный исполнитель, ведущий разработки.

Обращаем внимание, что приводимые сведения не являются исчерпывающе полными и единственно правильными. Они отражают результаты длительных исследований и наблюдений автора, анализа известных ему работ и точек зрения. И более того, они соответствуют определенному этапу развития науки и общества.

Основы системного проектирования

И руководителю предприятия, и всем его сотрудникам в процессе выполнения своей работы приходится решать разного рода задачи. Эти задачи могут быть сложными и ответственными, требовать оригинальное решение. А могут быть простыми, уже имеющими решение в виде инструкций и алгоритмов. Но любая задача, поставленная перед человеком, является творческой, поскольку никогда заранее не известны все ее условия, абсолютно четко не определены цели, что приводит к появлению ряда решений и необходимости выбора одного из них. Поэтому от того, насколько грамотно мы сумеем решать задачи (в т.ч. производственные), будет зависеть эффективность результатов нашей деятельности.

Поиск оригинальных решений и идей в настоящее время ведется посредством применения эвристических методов (методов изобретательного творчества). Однако в случае производственной деятельности решение таких задач также включает подготовительные стадии, оформление и утверждение результатов, оценку эффективности и другие виды работ. Весь этот цикл взаимосвязанных и взаимообусловленных работ составляет проектирование.

Внутри процесса проектирования, наряду с расчетными этапами и экспериментальными исследованиями, часто выделяют процесс конструирования. Конструирование — деятельность по созданию материального образа разрабатываемого объекта, ему свойственна работа с физическими моделями и их графическими изображениями. Эти модели и изображения, а также некоторые виды изделий называют конструкциями.

Современному уровню развития техники стали присущи не только сложность проектируемых объектов, но и их интенсивное воздействие на общество и окружающую среду, тяжкость последствий аварий из-за ошибок разработки и эксплуатации, высокие требования к качеству и цене, сокращению сроков выпуска новой продукции. При создании подобных объектов их уже необходимо рассматривать в виде систем, т.е. комплекса взаимосвязанных внутренних элементов с определенной структурой, широким набором свойств и разнообразными внутренними и внешними связями. В тоже время, как показывает опыт преуспевающих предприятий, высокая эффективность результатов разработок достигается лишь на основе совместного практического использования знаний фундаментальных, технических и социально-экономических наук, подчинение всей деятельности удовлетворению интересов, прежде всего, человека (покупателя, производителя, разработчика).

Жизненная необходимость учета этих обстоятельств, а также необходимость рассмотрения разрабатываемых объектов в виде систем, постепенно заставляла вносить изменения в традиционный характер и методологию проектной деятельности. К настоящему времени сформировалась новая проектная идеология, получившая название системного проектирования.

Системное проектирование комплексно решает поставленные задачи, принимает во внимание взаимодействие и взаимосвязь отдельных объектов-систем и их частей как между собой, так и с внешней средой, учитывает социально-экономические и экологические последствия их функционирования. Системное проектирование основывается на тщательном совместном рассмотрении объекта проектирования и процесса проектирования, которые в свою очередь включают еще ряд важных частей, показанных на рис.1.


Рис. 1. Основные части проектирования

Проектирование — это один из видов работ, результатом которых является комплект проектной документации на материальный объект, или выполнение работы, или оказание услуги. Поэтому участников этих работ можно разделить на потребителей (заказчиков проектных работ) и поставщиков (исполнителей этих работ). Исполнителя-специалиста по разработке проекта обобщенно называют проектировщиком или разработчиком. Если продукция создается для собственного потребления, то возможно соединение в одном лице заказчика и исполнителя.

Поставщиком, как и потребителем продукции, может быть организация (юридическое лицо) или конкретный человек (физическое лицо). Работы по созданию такой продукции в соответствии с Гражданским кодексом относятся к подрядным. В этой ситуации исполнитель называется подрядчиком, т.е. стороной по договору подряда, которая обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Подрядчик рассматривается как первая сторона в коммерческой деятельности. Субподрядчик — организация, представляющая продукцию поставщику.

Существует еще один участник этих работ — государство, которым создана система мер по защите потребителя посредством контроля, лицензирования, выпуска нормативной документации.

Таким образом, проектирование — сложная многоплановая деятельность, в которой участвует группа людей. Следовательно, достижение эффективных результатов невозможно без учета особенностей человека, умения создать коллектив исполнителей и управлять его деятельностью. Поэтому проектирование, как часть производственного процесса, должно рассматриваться в широком смысле, включающем и поиск оригинального решения, и организацию проектных работ. Т.е. стоит говорить об управлении проектированием.

Управление проектированием — это такая организация процесса разработки нового объекта, которая в рамках условий поставленной задачи наилучшим образом позволяет получить эффективное решение в виде соответствующего комплекта документации. Управление проектированием является составной частью менеджмента.

Менеджмент включает планирование, организацию и контроль людей, денег, материалов и времени для достижения целей проекта. В качестве менеджера может выступать не только специальное должностное лицо, но и руководитель работ или проекта. На менеджере лежит ответственность за принятие окончательных решений на отдельных этапах и по всей работе в целом. Он подбирает и расставляет кадры, ответственен за распределение средств. Общепризнанно, что успех проектной работы в значительной степени зависит от эффективности управления и профессиональных качеств менеджера.

Производственная деятельность требует решения комплекса взаимосвязанных задач. По этой причине в систему менеджмента входят управление проектами, производством, персоналом, финансами, качеством и т.д. Отметим, что управление проектированием, не смотря на схожесть в названии, отличается от управления проектом, которое связано с организацией деятельности по выполнению программы или плана (проекта), прежде всего административными методами, например, управлением людьми, документооборотом.

С целью эффективного использования ресурсов организации и соблюдения договорных обязательств перед заказчиком управление проектированием должно дополняться остальными элементами системы менеджмента. С другой стороны, поскольку задачи проектирования существуют при решении разных задач управления, то знание методологии проектирования является залогом успешной деятельности в этих областях.

«. дизайнерам и проектировщикам новой продукции принадлежит не просто важная, но главная роль в этом процессе (обсуждение общих концепций будущих автомобилей, а также перспективы их рекламы и возможные доходы).

Человек, который действительно может повлиять на успех своей продукции, должен продумывать все детали еще тогда, когда сеются первые семена его будущего детища.

Ниже приведено систематизированное (рис.1) описание основ проектирования и управления этим процессом с позиции, что должен знать каждый руководитель или инициативный исполнитель, ведущий разработки.

Обращаем внимание, что приводимые сведения не являются исчерпывающе полными и единственно правильными. Они отражают результаты длительных исследований и наблюдений автора, анализа известных ему работ и точек зрения. И более того, они соответствуют определенному этапу развития науки и общества.

Любые сложные начинания и производственные работы требуют соблюдения участниками проекта единого разработанного плана. Без документа, в котором бы содержалась вся подробная информация графического и текстового характера об этапах производства, слаженного взаимодействия не получится. Этот закон распространяется на все виды деятельности в большей или меньшей степени. В этой статье мы расскажем о процессе проектирования: что это такое, каков его объект и каковы основы разработки.

Из чего состоит проектная работа

В первую очередь весь пакет бумаг можно разделить на чертежи и документацию.

Любой объект в строительстве, макет разрабатываемого продукта, например, детали автомобиля или план по реконструкции жилого участка содержит схематические изображения. В ряде случаев они остаются на примитивном уровне – местоположение объектов, линии пересечения коммуникаций или расположение глаз в конструкции игрушечной куклы.

Но чаще используются многослойные планы, которые содержат ряд файлов для специализаций – в случае согласованной работы разных отделов или технически трудного выполнения изделий. Такая работа проводится на компьютере в специализированных программах – САПРах. Это позволяет оперативно обмениваться информацией, вносить коррективы по ходу производства и выполнять точные расчеты.

что является объектом проектирования

Документация представлена в проектах рядом актов, требований, норм и отчетов. Сюда же могут входить сметы по стоимости израсходованных материалов, рекомендации по работе конкретных специалистов, договоры и запротоколированные условия сделки – сроки изготовления и реализации объекта. Чтобы точно определить, что включает в себя проектирование, важно знать сферу, в которой оно происходит. В зависимости от нее будут добавлены или убраны из перечня чертежей и сопутствующих бумаг специализированные пункты.

Виды проектирования (в зависимости от объекта):

  • Проектирование технических систем,
    • Техническое проектирование,
    • Электротехническое проектирование,
    • Проектирование инженерных систем.
    • Архитектурно-строительное проектирование,
    • Градостроительное проектирование,
    • Технологическое проектирование.
    • Дизайн интерьера,
    • Промышленный дизайн,
    • Ландшафтный дизайн.

    Что такое проект?

    • Проект - комплект документации, предназначенный для создания определённого объекта, его эксплуатации, ремонта и ликвидации (например проект здания, сооружения или изделия);
    • Проект - предварительный либо незавершенный текст какого-либо документа (например, проект договора);
    • Проект - программа, план действий, комплекс работ, подлежащих воплощению.

    Существует принятое на международном уровне определение проекта прописанное в стандарте по управлению проектами - ISO 21500. Этот стандарт был принят единогласным голосованием 37 стран Евросоюза, при отсутствии замечаний от 12 стран-наблюдателей.

    Проект — это уникальный набор процессов, состоящих из скоординированных и управляемых задач с начальной и конечной датами, предпринятых для достижения цели. Достижение цели проекта требует получения результатов, соответствующих определённым заранее требованиям.

    Подведем небольшой итог. Проект:

    • Уникальный набор протекающих и ограниченных во времени действий, этапов проекта.
    • Для осуществления проекта необходима проектная команда и координатор проекта, который даёт задания, следит за прогрессом и сроками выполнения процессов
    • Проект, как и процессы внутри его, ограничен во времени – он имеет начало и конец.
    • У проекта обязательно должна быть цель и предполагаемый результат, с помощью которых решается личная, общественная или государственная проблема.

    Виды проектов (в зависимости от объекта)

    Вид проекта

    На что направлен

    на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

    на доказательство или опровержение какой – либо гипотезы.

    На сбор информации с целью её анализа и представления для широкой аудитории.

    Привлечение интереса публики к проблеме проекта

    Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта.

    Продукт

    Заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

    Результат исследования (доказательство или опровержение гипотезы)

    Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому – либо вопросу, публикация в СМИ, в том числе в Интернете.

    Этот проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

    Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и пр.)

    Тип деятельности

    Практическая деятельность в определенной области

    Деятельность, вязанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями.

    Деятельность, связанная со сбором, проверкой, обработкой информации из различных источников; общение с людьми как источник информации

    Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от целевой публики

    Деятельность, связанная с групповой коммуникацией.

    Этапы проектной деятельности

    Шаг 1. Определение потребности

    Потребность определяется при помощи жизненного опыта, социологических исследований либо извлекается из общеизвестной проблемы.

    Шаг 2. Обозначение требований к объекту, к конечному результату

    Иными словами – ожидаемые результаты, чего мы хотим достичь кроме решения проблемы и удовлетворения потребности. Или как будет выглядеть это решение.

    Шаг 3. Выработка первоначальных идей

    Шаг 4. Анализ идей

    Шаг 5. Выбор одной идеи

    В трех предыдущих шагах действуют правила эвристических методов, и прочих методов генерации и отбора идей.

    Шаг 6. Планирование

    Каждый шаг, который подлежит реализации должен быть зафиксирован с обозначением сроков и ответственных за реализацию.

    Шаг 7. Реализация проекта

    Во время реализации допустима корректировка плана.

    Шаг 8. Оценка, анализ и рефлексия

    Обязательные составляющие проекта

    Для полной картины стоит рассмотреть обязательные составляющие проекта:

    • Титульный лист
    • Пояснение актуальности проблемы
    • Цели и задачи проекта
    • Механизмы реализации
    • Календарный план
    • Бюджет проекта
    • Ожидаемые результаты
    • Критерии оценки эффективности

    Титульный лист. Оформляется на отдельном листе. Может включать в себя: название проекта, сроки начала и конца проекта, список рабочей группы (ФИО + контактная информация), полная общая стоимость проекта, география проекта.

    Пояснение актуальности проблемы. Любой проект должен быть направлен на решение какой-либо проблемы. Необходимо учитывать реальные личные возможности и возможности организации при определении проблемы, а также ее актуальность для молодежи и общества в целом. Пред разработкой проекта всегда полезно провести небольшой опрос, действительно ли эта проблема является острой для других людей (т. е. нужно ли это будет кому – то кроме вас).

    Цели и задачи. Цель проекта – это то, чего вы хотите достичь. Цель проекта – полное или частичное решение поставленной проблемы. Задачи проекта – это шаги к достижению Цели. Задачи должны быть четко сформулированы и выстроены в логической и временной последовательности их решения. Проект может иметь несколько Целей, в таком случае необходимо будет разработать отдельный спектр задач для каждой из поставленных целей.

    Механизмы реализации. В этом пункте необходимо четкое описание конкретных действий в рамках КАЖДОГО шага проекта. Механизмы реализации могут зависеть от масштаба проекта, возможностей организации, бюджета и других ресурсов.

    Календарный план реализации проекта. Неспособность уложиться в сроки становится серьезной проблемой перед многими на пути реализации проекта. Но в большинстве случаев это связано с халатным отношением к срокам у самих людей. Ключом к успешному проекту является грамотное планирование. Зачастую планирование проектов игнорируется, и работа начинается как можно быстрее. А между тем грамотно спланированная работа экономит время, деньги и позволяет избежать многих проблем.

    Бюджет проекта - план затрат, необходимых для его исполнения, в стоимостном выражении. Главная функция бюджета — отражать в ходе проекта его расходы и избежать перерасхода. Некоторые неточности в бюджете неизбежны, но они не должны быть следствием недостаточной работы над планом. Представляет собой самый важный документ. Он должен быть тщательно проработан.

    После составления бюджета, необходимо обосновать статьи расходов . Это нужно как для вас, так и для ваших спонсоров.

    По завершению проекта вам необходимо будет представить отчет о проделанной работе. Форма отчета может быть практически любой: это может быть официальный документ, а может быть и один из вариантов выходов проекта: web-сайт, бизнес-план, видеофильм, выставка, журнал, законопроект, система школьного самоуправления, и многое другое.

    Когда проект закончен, отчет прочитан и проблема решена, то следующим очень важным этапом является анализ.

    Критерии оценки эффективности:

    Анализ – очень важный этап проекта, но не заключительный. Остается еще один: по завершению анализа в силу вступит уже известное вам последействие, т.е. внедрение в работу предложений по улучшению ведения, организации, планирования, реализации проекта. И вот этот этап может длиться вплоть до конца следующего проекта.

    Понятие и виды

    Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.

    Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:

    а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;

    б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);

    в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.

    В настоящее время в арсенале воспитательных средств в учреждении дополнительного образования детей занимает прочное место осуществляемая под руководством педагога проектная деятельность воспитанников.

    Виды социальных проектов:

    • Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);
    • Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории);
    • Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);
    • Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);
    • Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.

    Структура социального проектирования

    Выступая сложным системным образованием, социальное проектирование включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект.

    Под социальной пробой понимают такой вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия.

    Социальная практика — это, во-первых, процесс освоения, отработки социальных навыков и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.

    Социальный проект — наиболее сложный тип социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность — мостом, связывающим социум и личность.

    Социальное проектирование — цельное комплексное явление и ее элементы содержательно, логически и структурно связаны друг с другом. В ходе социальной пробы происходит познание социальной действительности, в ходе социальной практики — проблематизация того, что было познано на этапе пробы, а в ходе проектной деятельности — преобразование социального объекта, явления, ситуации.

    Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:

    Субъектами социальной пробы, практики и проекта становятся подростки и взрослые, вовлеченные в проектирование.

    Из чего состоит социальный проект?

    Исследование -> Проблема -> Цель -> Задачи -> Методы -> Шаги -> Бюджет -> Оценка

    Каждый этап – это логический шаг в построении социального проекта. Проблема должна быть обоснована объективными данными, выявленными путем исследования. Цель (конечный результат) должна плавно вытекать из проблемы. Задачи должны отображать пошаговые действия и иметь конкретные количественные и качественные результаты. Каждый метод – это инструмент, с помощью которого решается задача. Для реализации каждого этапа требуются необходимые ресурсы. Для того, чтобы оценить результат нужна шкала оценки.

    Самый важный раздел проекта. В нем должна быть представлена проблема, на решение которой направлен проект и ее анализ. При формулировании проблемы необходимо обратить внимание на то, что проблемы – это отсутствие чего-то, что-то негативное, приносящее вред, то, что требует изменения. Покажите причины этого негативного явления и его последствия.

    Изложение проблемы должно быть не простым описанием, а сжатым анализом ее причин. Анализ факторов должен быть подтвержден количественными показателями, основанными на ранее проведенных исследованиях (необходимо использовать достоверные источники информации). В хорошо простроенном проекте обязательно присутствуют исходные данные – индикаторы, т.е. количественные и качественные показатели, которые являются точкой отсчета для измерения эффективности проекта.

    Опишите, предпринимались ли организацией попытки осуществить подобного рода деятельность и насколько успешными они оказались. Обязательно укажите, как проект соотносится с деятельностью организации, ее миссией и задачами.

    Именно в этом разделе нужно описать категорию благополучателей – целевую группу, на которую направлена деятельность по проекту и чья жизнь каким-либо образом улучшится в результате реализации проекта. Организация должна показать знание их проблем и наличие специалистов, которые будут работать с этой целевой аудиторией.

    Проблема, над которой вы собираетесь работать, должна быть определена настолько конкретно, насколько это возможно.

    Цель и задачи проекта.

    Цель – общее описание предполагаемых результатов и ожиданий, наивысшая точка достижений, к которой стремится организация в ходе реализации проекта. Цель должна быть реалистичной, соотноситься с проблемой, задачами, видами деятельности и ресурсами организации. Предполагаемые цели должны соответствовать самому высокому уровню результата, т.е. существенно улучшить ситуацию, изложенную в описании проблемы. В то же время, цель должна быть реальной. Не включайте цели, воздействия от которых на ситуацию не могут быть количественно или качественно измерены.

    Фактически цель – это уникальное решение проблемы организацией, обладающей необходимыми знаниями, опытом, ресурсами, действия по устранению негативного явления или его причин.

    Задачи, которые предполагается решить для достижения поставленных целей.

    Задачи – конкретное описание того, что будет выполненно и достигнуто, частные результаты, этапы на пути к достижению цели. С точки зрения оформления текста проекта, задачи лучше формулировать и перечислять в виде списка, а не излагать и описывать в повествовательной форме. Задачи формулируются в виде утверждений о действиях, ориентированных на результат, основанных на эффективности работы и поддающихся измерению в терминах. Если в проекте перечислен ряд задач, то все они должны быть связаны между собой и являтьсянеобходимыми и достаточными для достижения цели проекта.

    Признаки хороших задач:

    • Являются логическим следствием проблемы;
    • Напрямую связаны с деятельностью по проекту и направлены на решение заявленной проблемы для достижения поставленной цели (причинно-следственная связь);
    • Сформулированны четко и конкретно, выражены не общими словами, а в количественных и качественных индикаторах, которые могут стать показателями успешности выполнения проекта;
    • Представляют собой конкретные промежуточные измеряемые результаты в ходе реализации проекта.

    Методы реализации проекта.

    Метод – это инструмент с помощью которого достигается цель проекта.

    Один из самых объемных и подробных разделов проекта. Описание того, каким образом будет осуществляться проект.

    В данном разделе описываются стратегия и методы достижения поставленных целей, а также механизм реализации проекта. Организация должна ответить на вопросы: каким образом будут достигнуты намеченные цели, как будут выполняться поставленные задачи, кто будет осуществлять их реализацию, какие ресурсы будут использованы. Самое главное – чтобы у эксперта не возникло никаких вопросов.

    При описании методов необходимо обратить внимание на следующее:

    • Соответствие стратегий и механизмов цели и задачам проекта;
    • Соответствие имеющихся ресурсов планируемой деятельности;
    • Соответствие деятельности заявленным результатам;
    • Реалистичность мероприятий, учитывая временные рамки и бюджет;
    • Инновационность / возможный риск;
    • Определены ли различные функции и как они распределяются среди сотрудников и исполнителей проекта;
    • Являются ли взаимосвязанными виды деятельности по проекту.

    Календарный план – это подробное описание всех видов деятельности и мероприятий с указанием сроков. При разработке этого раздела следует обратить внимание на следующие моменты:

    Анализ работ по вопросам проектирования позволяет определить основные черты проекта, к которым относятся:

    отнесенность проекта к будущему;

    ориентация проекта на желаемое состояние будущего;

    представление проекта как системы средств достижения будущего;

    определенность начала и окончания проектной работы;

    четко и ясно сформулированные критерии эффективности (10).

    Многие авторы выделяют следующие черты, определяющие сущность проектирования:

    непосредственную связь с актуальными потребностями и определенным комплексом объективных условий;

    задачный характер, непосредственную связь с необходимостью последовательно принимать ответственные решения;

    итерационныйхарактер, когда для приближения к удовлетворен­ному решению многократно моделируется объект и принимаются соответствующие решения;

    наукоемкий характер, постоянную опору на использование науч­ных основ и поиск необходимой научной информации;

    практико-ориентированный характер. В своих целях и критериях за­вершенности проектирование исходит из реализуемости своих объектов;

    готовность использовать разнообразные практико-ориентированные и научно необоснованные схемы деятельности.

    2.2. Факторы, влияющие на проектирование

    Рассматривая инновационный проект как сложный синтезированный продукт проектно-практической деятельности, направленный на созда­ние или преобразование существующей действительности, который в силу своей сложности и специфичности содержит немало направле­ний, как структурных, так и содержательных, для разработки и реализа­ции инновационного проекта необходимо и целесообразно учитывать факторы и специфические особенности, влияющие на проектирование.

    2.3. Факторы, оказывающие влияние на процесс проектирования

    Основными факторами, необходимыми для успешной проектной деятельности, являются:

    1. участие руководства в организации или поддержке проектной дея­тельности (согласованного руководства на всех уровнях управления: руководства федерального, регионального, городского, муниципаль-

    ного управления образованием, отдельного учебного заведения и прочих субъектов);

    2. желание и готовность педагогического (или какого-либо другого) коллектива к участию в проектной деятельности (создание условий, мотивирующих педагогов на разработку и освоение педагогических новшеств, преодоление кризиса в мотивационном обеспечении, то есть предоставлении возможности проявить себя с определенной сторо­ны: научной, профессиональной, общественной). Этот фактор имеет особое значение в силу неоднозначного отношения сотрудников кол­лектива к инновациям и наличия в коллективе: лидеров, нейтралов, позитивистов, негативистов;

    3. наличие стратегии инновационной деятельности (в зависимости от целей и задач, которые ставят перед собой регион, город/муници­палитет, учебное заведение и прочие в процессе разработки, освое­ния и внедрения новшеств, будь то локальные, модульные или систем­ные новшества);

    4. объединение специалистов и разделение труда;

    5. обеспеченность ресурсами: научными, кадровыми (профессиональ­ными), финансовыми, материально-техническими, информационными, а также стратегией их использования;

    6. отлаженность в организации действий по управлению системой, ее развитию и принятию решений внутри системы и за ее пределами;

    7. предельная четкость постановки цели проекта, постановка множе­ства целей или их дополнение в процессе проектирования приводит к тому, что они реализуются лишь частично, с минимальной степенью эффективности;

    8. учет специфических особенностей при проектировании (местных особенностей и специфики культуры). Поэтому ключом к успеху проек­тирования является руководство его осуществлением, учитывающее эти особенности.

    Исследования показывают, что на самом деле факторов этих значи­тельно больше, но здесь указываются лишь самые значимые на начало разработки проекта.

    Читайте также: