Виды педагогического общения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Общение — это особый вид деятельности, при котором происходит взаимный обмен мыслями, эмоциями, информацией в прямом межличностном или групповом контакте.

Субъектом этой деятельности является человек, деятельность проявляется как действие.

Педагогическое общение имеет некоторые особенности по сравнению с межличностным общением:

  • Это профессиональная коммуникация педагога с ребенком, направленная на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию отношений между педагогом и учениками и внутри студенческого организма.
  • Коммуникация как одно из видов деятельности — это искусство, у которого есть свои правила и секреты (творчество). Каждый учитель должен знать правила и секреты.

Общение всегда творческое:

Структура и стили педагогического общения

Структура коммуникации соответствует логике педагогического процесса:

  1. Моделирование предстоящей коммуникации (прогноз). Требуется знание аудитории, вероятных трудностей, динамики работы.
  2. Организация прямой связи (коммуникативная атака). Необходимо знать методы само представления, динамического воздействия, техники быстрого вовлечения класса в работу
  3. Управлять общением. Способность поддерживать инициативу, поддерживать диалог, адаптировать план с учетом фактических условий.

4 Анализ. Он направлен на соотнесение поставленных целей, средств и результатов. Что ты планировал сделать? Как это случилось? Что было достигнуто?

  1. Авторитарный. Строгое управление, контроль, недоверие. Может использоваться в критических ситуациях, в кемпингах).
  2. Пассивный (либеральный). Учитель не проявляет инициативы и перекладывает ответственность на детей. Может использоваться, когда команда хорошо организована, дети сами умеют руководить мероприятием и в рекреационных ситуациях.
  3. Демократичный. Учитель не только высказывает свое мнение, но и ставит группу в центр; он занимает позицию первого среди равных. Коллективное принятие решений.
  4. Исходя из остроты творческой деятельности. Страсть к общему делу, интерес к общему делу порождает общий поиск.
  5. Связь — расстояние. Расстояние должно существовать в системе учитель-учащийся, но не человек-человек.
  6. Общение — запугивание. Чаще всего используется начинающими учителями.
  7. Общение — флирт. Когда учитель не знает, как установить связь. Снижает требования.

Нет единого стиля общения в чистом виде, и перечисленные вариации не исчерпывают всех стилей общения учителя с учениками. Стиль одного учителя может быть неуместен для другого. Стиль общения показывает индивидуальность учителя.

На разных этапах работы с группой преподаватель должен использовать разные стили общения.

Например, авторитарный стиль общения должен использоваться на ранних стадиях работы с группой, когда она еще не сплочена, или при работе с маленькими детьми, или в опасных ситуациях.

Либеральный стиль эффективен при работе со взрослыми или молодыми людьми или с коллективом на высоком уровне развития. и т.д.

Педагогический такт

Эффективность коммуникации между преподавателем и учащимися во многом определяется соблюдением педагогического такта.

В Пояснительном словаре русского языка такт определяется как чувство меры, которое предполагает правильное отношение, подход к кому-то, к чему-то, создание умения вести себя соответствующим образом.

Так вот в чем специфика педагогического такта:

Мера профессионального поведения учителя, мера его действий, поступков;

важное условие построения хорошей коммуникации учитель — ученик, учитель — коллектив;

измерять в выборе и применении тех или иных методов, форм, средств воздействия и взаимодействия.

Педагогический такт подразумевает учет личных особенностей субъектов общения, соблюдение морально-этических профессиональных стандартов преподавателя.

Педагогический такт должен проявляться в установках и формах лечения, в умении разговаривать, не причиняя вреда эго, в умении организовывать деятельность детей и контролировать ее выполнение, в умении сдерживать и бросать вызов, в умении воспринимать (или не воспринимать) ученика. Педагогический такт должен проявляться в выражениях, в оценочных суждениях, в интонации, в способности поощрять и наказывать. Педагогический такт должен предоставить учителю место для общения со своим учеником: в присутствии одноклассников, наедине, в классе или по дороге домой; он позволяет ему определить время своего общения: сразу, сейчас, или дать ученику возможность подумать, набраться опыта, задать нужный тон разговору; помогает контролировать свое настроение, сдерживать себя, быть внимательным и терпеливым.

Любое отклонение от меры может натолкнуться на бестактность. Анализировать ситуацию в школьной жизни.

Такт должен быть доведен до уровня нравственной привычки, важно, чтобы такт стал чертой характера учителя.

Конфликты в педагогическом общении и их преодоление

Педагогический конфликт — это сложное явление, которое обычно возникает по объективным и субъективным причинам. Прежде чем вмешиваться в конфликт, необходимо знать причины его возникновения, иначе вмешательство может приобрести негативный педагогический характер. К объективным причинам может относиться социально-экономическая ситуация с преподаванием в целом по стране, и в частности — особенности условий педагогической деятельности в конкретном районе, районе, учебном заведении. Субъективные причины связаны, прежде всего, с особенностями межличностных отношений в школьном сообществе, обусловленными особенностями психологической структуры каждого участника образовательного процесса, т.е. индивидуальными психологическими, социально-психологическими и научно-мировоззренческими качествами личности.

Главной особенностью конфликтной ситуации является появление объекта конфликта, но отсутствие открытой активной борьбы. В процессе конфронтации конфликтная ситуация всегда предшествует конфликту, является его основой.

Эффективность педагогического вмешательства в студенческие конфликты зависит от позиции учителя. Выделяются четыре должности учителя:

  • Позиция авторитарного вмешательства в конфликт — учитель, не будучи убежденным в том, что конфликт всегда плохой и что с ним нужно бороться, пытается его подавить;
  • нейтральная позиция — педагог старается не замечать и не вмешиваться в конфликты, которые происходят между учениками;
  • Позиция избежания конфликта: педагог убежден, что конфликт является признаком его неспособности обучать детей и происходит из-за его незнания того, как разрешить данную ситуацию.
  • Позиция конструктивного вмешательства в конфликт: учитель, основываясь на хорошем знании группы учащихся, соответствующих знаниях и навыках, анализирует причины конфликта и принимает решение либо о его подавлении, либо о его некотором развитии.

В динамике развития конфликта выделяются различные этапы.

1-я стадия возникновения конфликта — столкновение интересов различных групп или отдельных лиц. Это возможно в трех основных формах: а) принципиальный конфликт, когда удовлетворение одних определенно может быть реализовано только за счет интересов других; б) конфликт интересов, который затрагивает только форму отношений между людьми, но не оказывает серьезного влияния на их материальные, духовные и другие потребности; в) существует восприятие конфликта интересов, но это воображаемый, видимый конфликт, который не затрагивает интересы людей, членов коллектива.

Среди конфликтов между учителем и учеником выделяются следующие:

Деятельность, вытекающая из успеваемости учащегося, выполнение внеклассных заданий;

Поведение (действия), возникающие в результате нарушения учащимся правил поведения в школе и за её пределами;

Отношения, возникающие в области эмоциональных и личных отношений между студентами и преподавателями.

Общение: наука и искусство

Очень важно знать научные основы коммуникации: ее структуру, типы, формы, средства, стили, технологии. Но все алгоритмы не учитывают живое общение между учителем и учениками. Невозможно сформулировать непреложные правила общения без учета ситуации, конкретных условий, возраста и индивидуальных особенностей преподавателя и учащихся. Личность требует личного общения, несмотря на внешнее сходство различных педагогических ситуаций, действия учителя в них уникальны. Коммуникация — это исключительно индивидуально-творческая сфера личности. Знания являются основой искусства общения. Творчество учителя в использовании научных основ общения с учетом личностных качеств — это искусство.

Для тех, кто любит детей, уделяя особое внимание педагогической деятельности, мы предлагаем мудрые советы известных педагогов и психологов.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Общение и как важно через общение правильно взаимодействовать с детьми.

ВложениеРазмер
Виды общения. Функции педагогического общения. 19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Виды и функции педагогического общения.

Как уже известно, что общение очень сложный процесс, без которого люди не смогут взаимодействовать друг с другом, не смогут обмениваться какой-либо информацией, а также не получится у человечества вырабатывать новые знания.

Из научной литературы мне известно несколько видов общения. Что же такое педагогическое общение? Педагогическое общение – это когда между педагогом и учащимися, или воспитанниками есть взаимодействие между друг другом, которое помогает им обеспечивать мотивацию, какую-либо результативность, творческий характер обоих, участвовавших во взаимодействии между собой, а также, присутствует и воспитательный эффект любой совместной коммуникативной деятельности.

Существует в природе ещё интересный вид общения. Это общение называют контактное – дистантное. Где же может доминировать контактный вид общения? Конечно же когда взаимодействуют учитель и ученик. Этому сопутствуют условия общения. Назовём эти условия: например, классная комната, любой урок, который ограничен временем, большой и постоянный состав класса или группы.

Контактное общение отличается от дистантного определёнными чертами: у контактного общения гибкость и ситуативность сиюминутного речевого действия, а у другое имеет большую запрограммированность и подготовленность. Это имеет место быть прежде всего в письменных формах профессионального общения (письменный текст истолковывался однозначно и содержание информации в нём излагалась кратко и чётко).

Непосредственное – опосредованное общение? Педагогическая практика показывает, что опосредованное общение получает любую нужную учебную информацию через разные опосредующие аппараты, такие как, телевизор, компьютер и другие.

В современном мире педагог обязан отчётливо представлять дидактические для себя возможности таких известных для нас средств. Для чего это важно учителю, воспитателю? Чтобы успешно реализовать эти средства и их достоинства, и здесь же важно контролировать увлечённость ими детей.

Существует ещё интереснейший вид общения – официальное – неофициальное общение. В чём интересно различие этих двух видов общения?

А различие вот в чём, в обстановке и социально-ролевой обусловленности взаимоотношений участников общения.

Общение, которое называется официальным, в нём соблюдены все правила, все формальности, которые предусмотрены социальной ролью коммуникантов.

Неофициальное общение, какое оно? А это общение частное, нерегламентированное, которое не имеет никакого абсолютно статуса.

Официальное общение, оно строится соответственно с определёнными правилами делового этикета целенаправленно и использует в речи стереотипные компоненты, которые будут обеспечивать точность передачи восприятия информации и обеспечивать также её адекватность.

Такие определения как непринуждённость, неформальность взаимодействия участников общения и является неофициальным общением. А общение происходящее в официальном здании, при участниках, имеющих постоянные социальные роли, образовательные заведения, с учебным планом и правилами, всё это относится к официальному общению. Самое интересное, эффективность педагогического общения достигается, когда во взаимодействии партнёров или участников общения преобладает атмосфера нравственности, когда учитель и ученик творчески активны в деятельности, и когда радуемся за успехи друг друга.

Функции педагогического общения.

Наиболее приемлемое педагогическое общение, всё-таки общение с учениками или воспитанниками в процессе обучения или воспитания, предоставляющее самые лучшие условия, чтобы ребёнок мог развивать мотивацию к учебной деятельности, чтобы детская личность сформировалась в нужном русле, и самое важное для детей, чтобы они были обеспечены психологическим, эмоциональным климатом в обучении.

Назовём основные функции педагогического общения:

- информационно-коммуникативная – способствует познанию, функция знаний и обучения, развитие социального опыта;

- регуляционнокоммуникативная - так называемая организаторская, где присутствует выбор тактики и различные способы взаимодействий ученика с учителем, также чёткую организованную деятельность.

- воспитательно – коммуникативная функция, это функция, которая направлена на развитие личностных качеств учащихся, эмоционального фона ученика, чтобы ученик умел воспринимать эстетику художественного восприятия.

- информационно – коммуникативная функция, имеющая диалог и информационную взаимосвязь общения. Успех этой функции состоит в передаче конкретной научной информации, которая не будет зависеть от её адаптивности в учебных целях.

Коммуникативное умение учителя, это суметь с ориентироваться в ситуации общения: уметь предугадать реакцию ученика, как на этапе подготовки, и также на этапе учебного общения – это и есть воплощение нормативной задачи.

Актуализирующая задача располагает на умение учителя выбрать из личного запаса речевых средств, выбрать слова и формы речевого воздействия, которые в большей степени будут соответствовать данной ситуации.

Ещё одна функция, которую мы разберём, функция регуляционно-коммуникативная. Она начинается с до-коммуникативного этапа общения, как раз, когда идёт отбор и организация учебного материала. Создаётся модель педагогического общения: (подбор дидактического материала, планирование урока, написание конспекта занятия и другое).

Воспитательно-коммуникативная функция общения.

В цель урока входит три задачи: обучающая, воспитывающая и развивающая. Все эти задачи взаимосвязаны между собой.

В эту функцию включён очень широкий параметр: совершенствование личностных качеств учащихся, формирование эмоциональной сферы детей, изучение детьми точных и гуманитарных наук.

Что же раскрывает ученику всю красоту родного языка, конечно восприятие речи учителя. В достижении хорошего результата, учителю помогает владение словом. Самое главное в речи учителя – правильная и выразительная речь.

Индивидуальное и фронтальное педагогическое общение

Педагогическое взаимодействие осуществляется в двух основных видах:

В каждой подсистеме межличностное взаимодействие требует от преподавателя применения разных средств общения, опоры на различные внутриличностные ресурсы.

При обучении будущего педагога важно формировать у него универсальную культуру педагогического общения. Большое значение имеет личностно-предметная опосредованность педагогического взаимодействия.

Педагог может взаимодействовать с учащимся непосредственно (путем субъектсубъектного взаимодействия), через учебный предмет (субъект – объект – субъектное взаимодействие).

Классификация видов педагогического общения по О. В. Кирилловой

О. В. Кириллова предлагает наиболее полную классификацию педагогического общения:

  • По содержанию: когнитивное, материальное, деятельностное (инструментальное), мотивационное. Когнитивное общение обусловлено обменом продуктами интеллектуальной деятельности, приобретенными знаниями и умениями; материальное общение взаимосвязано с педагогической деятельностью и обменом ее продуктами; инструментальное общение определяет организацию деятельности; мотивационное общение должно стимулировать у обучающихся позитивные мотивы деятельности, процесса обучения, совершенствовать познавательную активность.
  • По типам взаимных контактов: прямое общение обусловлено личными контактами, непосредственным восприятием собеседника, при котором они прямо отвечают на эмоции, чувства, действия друг друга; косвенное общение реализуется через посредников (ими могут быть окружающие люди); при открытом общении собеседники выражают свои точки зрения, учитывают позиции других; при закрытом общении мнения открыто не высказываются; полузакрытое общение осуществляется в одностороннем порядке, предоставлении сведений одной стороной; при тактильно-чувственном взаимодействии общение осуществляется при помощи прикосновений и тактильных контактов.
  • По характеру поведения собеседников общение может носить информационный, примитивно-формальный, манипулятивный, конвенционально деловой, интимно-личностный и эмоционально-чувственный характер.
  • По субъектно-объектной ориентации: групповое предметно-ориентированное, духовно-ориентированное, личностно-ориентированное, формально-ролевое, социально-ориентированное, ориентированное на дело.
  • По средствам общения: эмоционально-чувственное, вербальное, невербальное, деятельностно-инструментальное.
  • По целеполаганию: контактное общение обуславливает возникновение взаимного сотрудничества; координационное общение предопределяет согласование и ориентирование действий в педагогической деятельности, а также дальнейшие изменения с использованием корректирующего общения; информационно-побудительное общение обуславливает обмен замыслами, сведениями, решениями, стимулирует активность партнеров в совместной деятельности по общению, в принятии решений.
  • По характеру действий партнеров выделяют общение, направленное на сотрудничество и взаимодействие, на взаимное понимание, на контроль.

Готовые работы на аналогичную тему

Виды общения как типичные характеристики процесса педагогического взаимодействия

Некоторые исследователи для классификации разных видов педагогического общения взяли основанием типичные характеристики процесса взаимоотношений педагога и учащихся. Любая педагогическая деятельность направлена на разрешение различных педагогических задач и реализуется на определенном этапе развития школьного коллектива.

Все многообразие оснований для классификации видов общения является программой изучения взаимодействий между педагогом и учащимся:

  1. От количества общающихся: межличностное общение (между двумя собеседниками), личностно-групповое (между группой и одним человеком), межгрупповое (между разными группами людей), массовое общение – многочисленные непродолжительные контакты между незнакомыми людьми (некоторые авторы отождествляют данный вид общения с массовой коммуникацией, когда информация адресуется не какому-то конкретному лицу, а большим социальным группам и реализуется через средства массовой информации).
  2. По содержанию: деловое общение (осуществляется в условиях традиционных официальных занятий), неделовое общение (в свободное от учебного процесса время). Деловое педагогическое общение подразделяется на желательное, необходимое, нейтральное, при котором межличностные контакты не мешают (но и не способствуют) решению педагогических задач, нежелательное общение (препятствующее достижению поставленной цели).
  3. По целям: биологическое (необходимое для поддержания жизнедеятельности организма); социальное (для укрепления и расширения межличностных контактов).
  4. По продолжительности: длительное и кратковременное.
  5. По применению знаковой системы: вербальное (словесное общение), невербальное (мимика, жесты, пантомимика).
  6. По направленности: внешнее (непосредственная передача информации собеседниками), внутреннее (общение с самим собой).

Вербальное общение осуществляется посредством речи и в педагогике является основополагающим видом общения. Вербальное общение предоставляет значительные коммуникативные возможности, однако не может полностью исключить невербальное общение.

Невербальное общение реализуется при помощи мимики, жестов, пантомимики, посредством прямых сенсорных контактов и телесных контактов (слуховые, зрительные, обонятельные, тактильные и иные образы и ощущения, поступающие от другого лица). Как правило, невербальные формы общения являются врожденными, они помогают взаимодействовать людям друг с другом, добиваться взаимопонимания на поведенческом и эмоциональном уровнях. Важнейшая составляющая невербального общения – умение слушать и слышать.

Общение – это особый вид деятельности, в процессе которого происходит взаимный обмен мыслями, эмоциями, информацией при непосредственном межличностном или групповом контакте.

Предметом этой деятельности является человек, деятельность проявляется в виде поступка.

Педагогическое общение имеет по сравнению с межличностным некоторые особенности:

· Это профессиональное общение воспитателя и ребенка, направление на создание благоприятного психологического климата, на оптимизацию отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива.

· Общение, как один из видов деятельности является искусством, у которого есть свои правила и секреты (творческий подход). Знать их необходимо каждому педагогу.

Общение – это всегда творчество:

Ø Точно ориентировать на конкретную личность

Ø Умение понять состояние ребёнка

Ø Умение организовать взаимоотношения с детьми и детей между собой

Ø Искусство управлять собственным психологическим состоянием, преодолевать разные психологические барьеры

Ø Умение быть оптимистичным и жизнерадостным

Функции педагогического общения:

  1. Информационная . Педагог – источник информации.
  2. Познавательная . Познание ученика и вообще людей
  3. Организационная . С помощью общения организуется процесс деятельности: своей и других
  4. Сопереживание .

Виды общения:

  1. Вербальное (через речь) и невербальное (через мимику и жесты).

При невербальном общении можно использовать более ста выражений глаз, более восьмидесяти выражений лица. Самыми выразительными являются руки.

Деловое общение предполагает планирование, соблюдение определенных правил, субординации, умений обсуждать проблему, анализировать процесс и результат общения.

Свободное общение педагог использует как правило вне урока, вне школы, во время отдыха, развлечения, праздника.

  1. Социально-ориентированное, предметно-ориентированное и личностно-ориентированное.

Социально-ориентированное – лекция, доклад, на телевидении и т.д.

Предметно-ориентированное – включение в труд, решение конкретной задачи, связано с какой-то деятельностью.

Личностно-ориентированное – не связано с какой – либо деятельностью, м.б. свободным, деловым.

Культура общения основывается на признании человека, как высшей ценности. Существуют простые правила:

Структура общения соответствует логике педагогического процесса:

1. Моделирование предстоящего общения (прогностический). Требует знания аудитории, вероятных затруднений, динамики работы

2. Организация непосредственного общения (коммуникативная атака). Необходимо владеть приемами самопрезентации, динамического воздействия, техникой быстрого включения класса в работу

3. Управление общением. Умение поддерживать инициативу, поддержать диалог, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия

4. Анализ. Направлен на соотнесение поставленных целей, средств и результата. Что планировал? Как реализовал? Что получилось?

Стили общения:

1. Авторитарный. Жесткое управление, контроль, недоверие. Может быть использовано в критических ситуациях, в походах).

2. Попустительский (либеральный). Педагог не проявляет инициативы, перекладывая ответственность на детей. Может быть использован когда коллектив хорошо организован, дети сами способны управлять деятельностью и в ситуации отдыха.

3. Демократический. Учитель не только высказывает свое мнение, но и ориентируется на коллектив; занимает позицию первого среди равных. Коллективное принятие решений.

4. На основе увлеченности творческой деятельностью. Увлеченность общим делом, заинтересованность зарождает совместный поиск




5. Общение- дистанция. Дистанция должна существовать в системе учитель-ученик, но не личность-личность.

6. Общение - устрашение. Чаще используют начинающие педагоги.

7. Общение-заигрывание. Когда педагог не умеет установить общение. Снижает требования.

В чистом виде не существует какого-либо одного из стилей общения, и перечисленные варианты не исчерпывают всех стилей общения педагогов с учениками. Стиль одного педагога может не подходить другому. В стиле общения проявляется индивидуальность личности педагога.

На разных этапах работы с коллективом педагог должен использовать разнообразные стили общения.

Например, авторитарный стиль общения необходимо использовать на первых этапах работы с коллективом, когда он ещё не сплочен или при работе с детьми младшего возраста, или в ситуациях опасности.

Либеральный стиль эффективно использовать при работе со взрослыми или молодежью или с коллективом находящимся на высоком уровне развития. И т.п.

1. Понятие педагогического общения, его сущность.

2. Функции и виды общения

Общение – это особый вид деятельности, в процессе которого происходит взаимный обмен мыслями, эмоциями, информацией при непосредственном межличностном или групповом контакте.

Предметом этой деятельности является человек, деятельность проявляется в виде поступка.

Педагогическое общение имеет по сравнению с межличностным некоторые особенности:

· Это профессиональное общение воспитателя и ребенка, направление на создание благоприятного психологического климата, на оптимизацию отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива.

· Общение, как один из видов деятельности является искусством, у которого есть свои правила и секреты (творческий подход). Знать их необходимо каждому педагогу.

Общение – это всегда творчество:

Ø Точно ориентировать на конкретную личность

Ø Умение понять состояние ребёнка

Ø Умение организовать взаимоотношения с детьми и детей между собой

Ø Искусство управлять собственным психологическим состоянием, преодолевать разные психологические барьеры

Ø Умение быть оптимистичным и жизнерадостным

Функции педагогического общения:

  1. Информационная . Педагог – источник информации.
  2. Познавательная . Познание ученика и вообще людей
  3. Организационная . С помощью общения организуется процесс деятельности: своей и других
  4. Сопереживание .

Виды общения:

  1. Вербальное (через речь) и невербальное (через мимику и жесты).

При невербальном общении можно использовать более ста выражений глаз, более восьмидесяти выражений лица. Самыми выразительными являются руки.

Деловое общение предполагает планирование, соблюдение определенных правил, субординации, умений обсуждать проблему, анализировать процесс и результат общения.

Свободное общение педагог использует как правило вне урока, вне школы, во время отдыха, развлечения, праздника.

  1. Социально-ориентированное, предметно-ориентированное и личностно-ориентированное.

Социально-ориентированное – лекция, доклад, на телевидении и т.д.

Предметно-ориентированное – включение в труд, решение конкретной задачи, связано с какой-то деятельностью.

Личностно-ориентированное – не связано с какой – либо деятельностью, м.б. свободным, деловым.

Культура общения основывается на признании человека, как высшей ценности. Существуют простые правила:

Структура общения соответствует логике педагогического процесса:

1. Моделирование предстоящего общения (прогностический). Требует знания аудитории, вероятных затруднений, динамики работы

2. Организация непосредственного общения (коммуникативная атака). Необходимо владеть приемами самопрезентации, динамического воздействия, техникой быстрого включения класса в работу

3. Управление общением. Умение поддерживать инициативу, поддержать диалог, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия

4. Анализ. Направлен на соотнесение поставленных целей, средств и результата. Что планировал? Как реализовал? Что получилось?

Стили общения:

1. Авторитарный. Жесткое управление, контроль, недоверие. Может быть использовано в критических ситуациях, в походах).

2. Попустительский (либеральный). Педагог не проявляет инициативы, перекладывая ответственность на детей. Может быть использован когда коллектив хорошо организован, дети сами способны управлять деятельностью и в ситуации отдыха.

3. Демократический. Учитель не только высказывает свое мнение, но и ориентируется на коллектив; занимает позицию первого среди равных. Коллективное принятие решений.

4. На основе увлеченности творческой деятельностью. Увлеченность общим делом, заинтересованность зарождает совместный поиск

5. Общение- дистанция. Дистанция должна существовать в системе учитель-ученик, но не личность-личность.

6. Общение - устрашение. Чаще используют начинающие педагоги.

7. Общение-заигрывание. Когда педагог не умеет установить общение. Снижает требования.

В чистом виде не существует какого-либо одного из стилей общения, и перечисленные варианты не исчерпывают всех стилей общения педагогов с учениками. Стиль одного педагога может не подходить другому. В стиле общения проявляется индивидуальность личности педагога.

На разных этапах работы с коллективом педагог должен использовать разнообразные стили общения.

Например, авторитарный стиль общения необходимо использовать на первых этапах работы с коллективом, когда он ещё не сплочен или при работе с детьми младшего возраста, или в ситуациях опасности.

Либеральный стиль эффективно использовать при работе со взрослыми или молодежью или с коллективом находящимся на высоком уровне развития. И т.п.

педагогическое общение фото

Педагогическое общение - это многоплановое, профессиональное общение педагогов в процессе обучения с учащимися, включающее в себя развитие и установление коммуникаций, взаимодействие и взаимопонимание между преподавателями и учениками.

Эффективность педагогического общения напрямую зависит от степени удовлетворенности, которую испытывает каждый из участников в условиях реализации актуальных потребностей.

Стили педагогического общения

Факторами, влияющими на развитие личности учащегося, выступают стили педагогического общения.

Стиль педагогического общения и руководства определяют приемы и методы воздействия воспитательного характера, которые проявляются в наборе ожиданий и требований соответствующего поведения воспитанников. Стиль воплощается в формах организации деятельности, а также общения детей, имея определенные способы в реализации отношений к детям. Традиционно выделяют авторитарный, демократический и либеральный стили педагогического общения.

Демократический стиль педагогического общения

Самым эффективным, а также оптимальным является демократический стиль взаимодействия. Он отмечается характерным широким контактом с воспитанниками, проявлением уважения и доверия, при котором педагог старается наладить эмоциональное взаимодействие с ребенком, не подавляет личность наказанием и строгостью; общение с детьми отмечается положительными оценками.

Демократичный педагог нуждается в потребности обратной связи от воспитанников, а именно того, как они воспринимают формы совместной деятельности, умеют ли признавать свои ошибки. Работа такого педагога нацелена на стимуляцию умственной активности и мотивацию в достижении познавательной деятельности. В группах воспитателей, где общение выстроено на демократических тенденциях, отмечаются соответствующие условия для развития детских взаимоотношений, а также эмоционального положительного климата группы.

Демократический стиль педагогического общения создает дружественное взаимопонимание между воспитанниками и педагогом, вызывает у детей только положительные эмоции, развивает уверенность в себе, а также позволяет понять ценности в сотрудничестве совместной деятельности.

Авторитарный стиль педагогического общения

Авторитарные педагоги, напротив, отмечаются ярко выраженными установками, избирательностью по отношению к воспитанникам. Такие педагоги зачастую применяют запреты, а также ограничения в отношении детей, чрезмерно злоупотребляют отрицательными оценками.

Авторитарный стиль педагогического общения - строгость и наказание во взаимоотношениях между педагогом и детьми. Авторитарный воспитатель ждет только послушания, его выделяет огромное число воспитательных воздействий при всем их однообразии.

Авторитарный стиль педагогического общения ведет к конфликтности, а также недоброжелательности в отношениях, тем самым создавая неблагоприятные условия в воспитании дошкольников. Авторитарность педагога зачастую выступает следствием недостатка уровня психологической культуры, а также стремлением ускорить темп в развитии воспитанников, вопреки индивидуальным особенностям.

Зачастую педагоги используют авторитарные приемы из благих намерений, поскольку убеждены, что ломая детей, а также добиваясь максимальных результатов, можно скорее достичь желаемых целей. Выраженный авторитарный стиль педагога ставит его в позицию отчуждения от воспитанников, поскольку каждый ребенок начинает испытывать состояние тревоги и незащищенности, неуверенности и напряжения. Такое происходит из-за недооценивая развития у детей инициативности, самостоятельности, преувеличения недисциплинированности, лени и безответственности.

Либеральный стиль педагогического общения

Для данного стиля характерны безответственность, безынициативность, непоследовательность в принимаемых действиях и решениях, отсутствие решительности в трудных ситуациях.

Либеральный педагог забывает о прежних требованиях и спустя определенное время предъявляет противоположные им. Зачастую такой педагог пускает дело на самотек и переоценивает возможности детей. Он не проверяет, насколько выполнили его требования, а оценка воспитанников либеральным воспитателем напрямую зависит от настроения: хорошее настроение – преобладание положительных оценок, плохое – негативные оценки. Такое поведение способно привести к падению в глазах детей авторитета педагога.

Либеральный воспитатель пытается сохранить хорошие отношения, не портит ни с кем отношения, в поведении доброжелателен и ласков. Всегда воспринимает воспитанников как самостоятельных, инициативных, общительных, правдивых.

Стили педагогического общения, являясь характеристиками индивида, не являются врожденными качествами, а воспитываются и формируются в процессе педагогической практики на основе осознания основных законов формирования и развития системы человеческих отношений. Но к тому или иному стилю формирования общения располагают личностные определенные характеристики.

Смешанный стиль отмечается преобладанием двух стилей: демократического и авторитарного или демократического и либерального. Изредка сочетаются черты либерального и авторитарного стиля.

В настоящее время большое значение отводится психологическим знаниям в установлении межличностных контактов, а также налаживании взаимоотношений педагога с учащимися.

Психолого-педагогическое общение включает в себя взаимодействие учителя-воспитателя с учащимися, коллегами, родителями, а также с представителями органов управления общественности и образованием, осуществляемое по профессиональной деятельности. Спецификой психолого-педагогического общения выступает психологическая компетентность педагога в области социальной и дифференциальной психологии при взаимодействии с детьми.

Структура педагогического общения

В структуре педагогического общения выделяют следующие этапы:

1. Прогностический этап (моделирование педагогом будущего общения (педагог очерчивает контуры взаимодействия: планирует, а также прогнозирует структуру, содержание, средства общения. Решающим значением в этом процессе выступает целевая установка учителя. Ему следует позаботиться о привлечении учащихся к взаимодействию, создать творческую атмосферу, а также открыть мир индивидуальности ребенка).

2. Коммуникативная атака (ее сутью выступает завоевание инициативы, а также налаживании делового и эмоционального контакта); педагогу важно овладеть техникой вхождения во взаимодействие и приемами динамического влияния:

- заражение (целью которого выступает эмоциональный, подсознательный отклик во взаимодействии на основе сопереживания с ними, несет невербальный характер);

- внушение (сознательное заражение мотивациями с помощью речевого воздействия);

- убеждение (аргументированное, осознанное и мотивированное влияние на систему взглядов индивида);

- подражание (подразумевает усвоение форм поведения другого человека, в основе которой лежит сознательная и подсознательная идентификация себя с ней).

3. Управление общением нацелено на сознательную и целенаправленную организацию взаимодействия. Очень важно создать атмосферу доброжелательности, в которой ученик свободно проявит свое Я, получит положительные эмоции от общения. Педагог в свою очередь должен проявить интерес к ученикам, активно воспринимать информацию от них, давать возможность высказывать свои суждения, передавать ученикам свой оптимизм, а также уверенность в успехе и намечать пути к достижению целей.

4. Анализ общения (сопоставление целей, средств с результатами взаимодействия, а также моделирования дальнейшего общения).

Перцептивный компонент педагогического общения нацелен на изучение, восприятие, понимание и оценивание партнёрами по общению друг друга. Личность педагога, его профессиональные и индивидуально-психологические качества являются важным условием, которые определяют характер диалога. К важным профессиональным качествам педагога относят умение давать адекватную оценку индивидуальным особенностям учащихся, их интересам, склонностям, настроениям. Только выстраиваемый с этим учетом педагогический процесс способен быть эффективным.

Коммуникативный компонент педагогического общения обуславливается характером взаимоотношения участников диалога.

Особенную важность приобретают активные методы обучения, которые стимулируют самостоятельное нахождение детьми необходимой информации, а также ее дальнейшее использование в разнообразных условиях. Овладев большим массивом данных и развив способности оперировать ими, ученики превращаются в равноправных участников учебного диалога, внося значительный вклад в коммуникации.

Функции педагогического общения

Педагогическое общение рассматривают как установление межличностных близких отношений, основанных на степени общности интересов, мыслей, чувств; установление дружественной, доброжелательной атмосферы между объектом и субъектом, обеспечивающей максимально эффективный процесс воспитания и обучения, психического и интеллектуального развития человека, сохраняющего неповторимость и индивидуальность личностных особенностей.

Педагогическое общение многогранно, где каждая грань отмечается контекстом взаимодействия.

Функции педагогического общения делятся на обозначающую, познавательную, эмотивную, фасилитативную, регулятивную, функции самоактуализации.

За заинтересованность в успехе учащегося, а также поддержание благожелательного контакта и атмосферы отвечает общение, что способствует самоактуализации и развитию в дальнейшем ученика.

Педагогическое общение должно обеспечить уважение к личности ребенка. Понимание и восприятие личности ученика педагогом - это познание духовного мира, физических состояний ребенка, индивидуальных и возрастных, психических, национальных и других различий, психических новообразований и проявления сензитивности.

Понимание личности учащегося учителем формирует атмосферу заинтересованного к нему отношения, а также доброжелательности, способствует в определении перспектив развития личности и их регуляции.

Функцию понимания и восприятия личности ученика педагогом следует рассматривать как важнейшую.

Информационная функция отвечает за психологический реальный контакт с учащимися, развивает процесс познания, дает обмен духовными и материальными ценностями, создает взаимопонимание, формирует познавательный поиск решений, положительную мотивацию в достижении успехов в учебе и самовоспитании, в становлении личности, устраняет психологические барьеры, устанавливает межличностные отношения в коллективе.

Информационная функция отвечает за организацию группового, индивидуального, коллективного общения. Индивидуальное общение способствует познанию личности, а также воздействию на ее сознание, поведение, а также на ее коррекцию и изменение.

Контактная функция - установление контакта для обоюдной готовности к передаче и приему учебной информации.

Побудительная функция - стимуляция активности ученика, направленная на выполнение учебных действий.

Эмотивная функция - побуждение в учащемся необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью собственных состояний и переживаний.

Педагогическое общение должно иметь ориентир на достоинство человека и большое значение в продуктивном общении играют такие этические ценности как: откровенность, честность, доверие, бескорыстие, милосердие, забота, благодарность, верность слову.

Читайте также: