Обучающийся как субъект учебной деятельности основная школа подростковый возраст
Обновлено: 07.07.2024
Цель: проанализировать внешнюю и внутреннюю структуру учебной деятельности, раскрыть условия эффективной учебной деятельности, показать учет возрастных психологических особенностей обучающихся для становления их субъектной позиции.
Основные понятия: обучение, учебная деятельность, мотив, мотивация, учебная задача, учебные действия, контроль, самоконтроль, самооценка, субъект учебной деятельности.
ПЛАН
1. Понятие учебной деятельности и ее общая характеристика.
2.Внутреннняя и внешняя структура учебной деятельности, характеристика основных компонентов.
3. Обучающийся как субъект учебной деятельности (младший школьник, подросток, старшеклассник, студент).
1. Учение как деятельность имеет место там, где действия человека имеют целью усвоить определенные знания, навыки, умения, Учение — специфически человеческая деятельность, причем оно возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью. Учение предъявляет требования к познавательным процессам (памяти, сообразительности, воображению, гибкости ума) и волевым качествам (управлению вниманием, регуляции чувств и т. д.).
Основоположником деятельностной теории учения является Л.С. Выготский. Исходными понятиями этой теории являются следующие:
—обучение как система организации способов обучения, т.е. передачи индивиду общественно-исторического опыта; целью этой деятельности является планомерное целенаправленное психическое развитие индивида;
— учебная деятельность — общественная по содержанию и функциям, представляет особый вид познавательной деятельности субъекта, выполняемый с целью усвоить определенный состав знаний, умений, интеллектуальных навыков;
—усвоение — главное звено в процессе учения.
Исходным моментом в учении является потребностно-мотивационный аспект. Познавательная потребность является, с одной стороны, предпосылкой деятельности учения, с другой стороны — ее результатом — сформированным мотивом. Учебная деятельность при этом рассматривается с точки зрения формирования познавательной мотивации.
Второй аспект, характеризующий учебную деятельность, связан с рассмотрением ее составляющих структурных компонентов. Каждая деятельность характеризуется по ее предмету. Кажется, что предметом учебной деятельности является обобщенный опыт знаний, дифференцированный на отдельные науки. Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая сами знания, человек ничего в этих знаниях не меняет. Предметом изменений в учебной деятельности является сам субъект, осуществляющий эту деятельность. Самое главное в учебной деятельности – это позитивные изменения в субъекте.
Деятельностный подход к процессу учения требует анализа его как целостной системы, как реального процесса решения задач, стоящих перед человеком, являющимся субъектом этой деятельности.
В учебной деятельности выделяются ее предмет, средства, способы, продукт, результат действия, структура.
2. Способ учебной деятельности — это ответ на вопрос, как учиться, каким способом получать знания. Средствами учебной деятельности, с помощью которых она осуществляется, являются:
—интеллектуальные действия, мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация и т. п.);
—знаковые языковые средства, в форме которых усваивается знание.
Способы учебной деятельности могут быть разнообразными: репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательские.
Продуктом учебной деятельности является структурированное знание, лежащее в основе умения решать различные задачи в разных областях наук и практики. Продуктом также является внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах. От его структурной организации, системности, глубины, прочности во многом зависит дальнейшая деятельность человека, в частности, успешность профессиональной деятельности, общения. Главным продуктом учебной деятельности в собственном смысле слова является формирование у школьника теоретического сознания и мышления.
Внешняя структура учебной деятельности состоит из таких основных компонентов, как: 1) мотивация; 2) учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме заданий; 3) учебные действия; 4) контроль.
Мотивация может быть внутренней или внешней, но всегда является внутренней характеристикой личности как субъекта этой деятельности.
Эффективность учебного процесса зависит от того, какие мотивы учащихся являются смыслообразующими. Наиболее благоприятная ситуация, когда такими мотивами являются познавательные.
Цель учебной деятельности — получение знаний, никакой другой цели сама эта деятельность не позволяет достичь. Но если ученик не имеет потребности в этих знаниях, то достижение этой цели кажется бессмысленным, если это не удовлетворяет какой-то другой потребности, но уже не прямо, а опосредованно. Так, например, ученик учится потому, что хочет получить престижную профессию, и это является его конечной целью.
Итак, учение может иметь различный психологический смысл для ученика: а) отвечать познавательной потребности, которая и выступает в качестве мотива учения; б) служить средством достижения других целей. В этом случае мотивом, заставляющим выполнять учебную деятельность, является эта другая цель.
Главным компонентом структуры учебной деятельности является учебная задача.
Учебная задача выступает как определенное учебное задание, имеющее четкую цель. По А.Н. Леонтьеву, задача — это цель, данная в определенных условиях. Основное отличие учебной задачи от всяких других задач, согласно Д.Б. Элъконину, заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении само-то субъекта, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект. Практически вся учебная деятельность должна быть представлена как система учебных задач (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Балл). Они даются в определенных учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия — предметные, контрольные и вспомогательные (такие, как обобщение, анализ, схематизация, подчеркивание, выписывание и т. д.). В структуре задачи обязательны два компонента: 1) предмет задачи в исходном состоянии; 2) модель требуемого состояния предмета задачи.
Учебная задача является средством достижения учебных целей — усвоение определенного способа действия.
Решение задачи, выполнение учебной деятельности воз можно только на основе осуществления учебных действий и операций.
Все действия, входящие в деятельность учения, можно поделить на два класса: а) общие (неспецифические), б) специфические.
Специфические действия отражают особенности изучаемого предмета и поэтому используются в пределах данной области знаний. Примерами специфических действий могут служить звуковой анализ, сложение и др.
В учении, прежде всего, выделяются действия целеполагания, программирования, планирования, исполнительские действия; действия контроля (самоконтроля), оценки (самооценки).
3. Каждый возрастной период в жизни человека определяется совокупностью многих факторов, но основными являются следующие:
1) определенная социальная ситуация развития;
2) ведущий тип деятельности;
3) основные психические новообразования.
Все эти показатели находятся в сложном отношении взаимодействия и взаимовлияния.
Рассмотрение школьника и студента как субъектов учебной деятельности основывается на тезисах Д.Б. Эльконина: ведущая деятельность ребенка (игра, учебная деятельность, личное общение и т.д.) протекает в определенной социальной среде, ситуации развития, что в совокупности формирует психические и личностные новообразования.
Младший школьник — это начало общественного бытия человека как субъекта деятельности, в данном случае, учебной. Готовность к учебной деятельности определяется уровнем физиологического (анатомо-морфологического) и психического, прежде всего интеллектуального развития, обеспечивающего возможность учиться. Основные показатели готовности ребенка к школе: сформированность его внутренней позиции, произвольности, умение ориентироваться на систему правил и др. Не менее существенна готовность к новым обязанностям, к ответственности перед школой, учителем, классом. Ожидание нового, интерес лежит в основе учебной мотивации младшего школьника.
Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ней, осваивая новые способы анализа, синтеза, обобщения, классификации. В учебной деятельности младшего школьника формируется его отношение к себе, к миру, к обществу, к другим людям. Существенно, что в связи со сменой условий жизни, переключением с семьи или детского сада на школу у младшего школьника несколько изменяются доминирующие авторитеты. Наряду с авторитетом родителей появляется авторитет учителя.
К концу начальной школы, когда основной период адаптации как макрофазы развития закончен, школьник становится субъектом не только учебной деятельности, но и, что очень важно, активного межличностного взаимодействия. Младший школьник становится подростком.
Старший школьник как субъект учебной деятельности — это человек, сделавший выбор (или подчинившийся выбору референтного для него окружения) продолжить учение. Именно это определяет его специфику как субъекта. Старшеклассник (период ранней юности с 14-15 до 17 лет) вступает в новую социальную ситуацию развития сразу же при переходе из средней школы в старшие классы или в новые учебные заведения — гимназии, колледжи, училища. Эту ситуацию характеризуют не только новые коллективы, но и, самое главное, направленность на будущее: на выбор образа жизни, профессии, референтных групп людей. В этот период старшеклассники начинают строить жизненные планы и сознательно задумываться над выбором профессии.
Возникающая на рубеже подросткового и юношеского возраста потребность в самоопределении не только влияет на характер учебной деятельность старшеклассника, но иногда и определяет ее. Это относится к выбору учебного заведения, классов с углубленной подготовкой, к игнорированию предметов того или иного цикла.
Важнейшее психологическое новообразование данного возраста – умение школьника составлять жизненные планы, искать средства их реализации.
Старший школьник включается в новый тип ведущей деятельности — учебно-профессиональную, правильная организация которой во многом определяет его становление как субъекта последующей трудовой деятельности, его отношение к труду.
Студенческий возраст (18—25 лет).Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева.Студенчество — это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Исторически эта социально-профессиональная категория сложилась со времени возникновения первых университетов в XI-XII вв. Студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, занятых, как предполагается, усердным учебным трудом. Как социальная группа оно характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью устойчивого отношения к будущей профессии.
В социально-психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими группами населения отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. В то же время студенчество — социальная общность, характеризуемая наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничном сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Учет этой особенности студенчества лежит в основе отношения преподавателя к каждому студенту как партнеру педагогического общения, интересной для преподавателя личности.
Полученные исследователями школы Б.Г. Ананьева данные свидетельствуют о том, что студенческий возраст — это пора, сложнейшего структурирования интеллекта.
Два типа мотивов характеризуют преимущественно учебную деятельность — мотив достижения и познавательный мотив.
Существенным показателем студента как субъекта учебной деятельности служит его умение выполнять все виды и формы этой деятельности. Однако результаты специальных исследований показывают, что большинство студентов не умеют слушать и записывать лекции, конспектировать литературу, выступать перед аудиторией, давать аналитическую оценку проблем.
Для развития субъектной позиции студента необходимо развивать мотивацию, необходимые учебные умения и компетенции, стимулировать самостоятельность, инициативность, критичность мышления.
ЛИТЕРАТУРА
7. Габай, Т.В. Педагогическая психолгия: Учеб. пособ. для студ. вузов / Т.В. Габай. –М.: Академия, 2003. -240 с.
8. Зимняя, И.А. Педагогическая психология:Учебник для вузов/И.А Зимняя.-2-е,изд.,испр.доп. и перер.-М:Логос,2002.-384с.
9. Казанская , В.Г. Педагогическая психология: Учебное пособие для студ. вузов / В.Г. казанская. –СПб.: Питер, 2005. -366 с
10. Педагогическая психология: Хрестоматия для педагог.вузов/ Сост. В.Н. Капандашев, Н.В. Носова. –СПб.: Питер, 2006.-412 с.
11. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на- Дону:Феникс, 2003
12. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: Учебник для студ. учеб. завед.среднего профессион.образования / Н.Ф. Талызина.-3-е изд., стереот.- М: Академия, 1999.
© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.008)
3.5. Младший школьник, подросток и старшеклассник как субъекты учебной деятельности.
Субъектом учебной деятельности ребенок становится с момента поступления в школу. Готовность к школьному обучению (см. 3.4) определяет то, как младший школьник будет осваивать этот вид деятельности. Именно готовностью к полноценной учебной деятельности, ее формированием и становлением в качестве ведущей характеризуется младший школьник. Для него всесторонняя готовность к школе означает отношение к ней как к вхождению в новый мир, радость открытий, готовность к новым обязанностям, к ответственности перед школой, учителем и классом. В основе учебной мотивации младшего школьника лежит интерес к новой информации.
В начальной школе у ребенка формируются основные элементы учебной деятельности: учебная мотивация, необходимые учебные умения и навыки, самоконтроль и самооценивание. Развивается теоретическое мышление, обеспечивающее усвоение научных понятий. В рамках учебной деятельности школьник под руководством учителя овладевает содержанием развитых форм общественного сознания: научными понятиями, художественными образами, нравственными ценностями, правовыми нормами. Под влиянием учебной деятельности формируются основные психические новообразования младшего школьного возраста: рефлексия, способность действовать в уме и планировать свою деятельность. Младший школьник принимает авторитет учителя, овладевает разными формами учебного сотрудничества. В его учебной деятельности формируются частные виды деятельности: чтение, письмо, изобразительная и другая творческая деятельность, работа на компьютере.
Младший школьник, имея новую жизненную позицию, сталкивается с рядом трудностей. В самом начале школьного обучения для большинства детей основной трудностью является необходимость волевой саморегуляции поведения: им очень трудно просидеть весь урок на одном месте и все время внимательно слушать учителя, соблюдать все дисциплинарные требования. Кроме того, существенные изменения претерпевает режим дня: ребенку теперь приходится рано вставать, а по возвращении домой – отводить время на выполнение домашних заданий. Необходимо как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их рационально расходовать свои силы. Задача родителей – организовать ребенку новый распорядок дня, а учебная программа должна быть составлена так, чтобы постоянно поддерживать у ребенка интерес к учению и больше задействовать его непроизвольное внимание, чем произвольное. Младшие школьники еще не умеют рационально организовывать свой труд, в этом им необходима помощь взрослых. Со временем возникают и другие трудности: первоначальная радость знакомства со школой может смениться апатией и безразличием. Обычно это результат повторяющихся неудач ребенка в преодолении сложностей учебной программы. Учителю особенно важно в этот период не упустить из поля своего внимания каждого ученика.
К концу начальной школы ученик уже начинает проявлять себя не только как субъект учения. Он вступает в активное межличностное взаимодействие, у него появляются собственные мнения и точки зрения, отличающиеся от позиции значимых взрослых. Это внутренние показатели его перехода в подростковый возраст, а внешний критерий – переход из начальных классов в средние.
Подросток как субъект учебной деятельности характеризуется тем, что для него она перестает быть ведущей, хотя и остается основной, занимая большую часть его времени.
Для подростка ведущей становится общественная деятельность, осуществляемая в рамках других видов деятельности: организаторской, культурной, спортивной, трудовой, неформального общения. Во всех этих видах деятельности подросток стремится утвердить себя как личность, стать общественно значимым человеком. Он принимает на себя разные социальные роли, учится строить общение в разных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений. Учебная деятельность становится для подростка одним из видов осуществляемой активности, способных обеспечить его самоутверждение и индивидуализацию. Подросток проявляет себя в учебе, выбирает одни средства и способы ее осуществления и отвергает другие, предпочитает одни учебные предметы и игнорирует другие, определенным образом ведет себя в школе, стремясь обратить на себя внимание в первую очередь сверстников, добивается более равноправной позиции в отношениях с учителями. Таким образом он утверждает себя, свою субъектную исключительность и индивидуальность, стремясь чем-то выделиться.
Учебная мотивация у подростка уже представляет собой единство познавательных мотивов и мотивов достижения успехов. Учебная деятельность включается в его общую активность, направленную на вхождение в общество, усвоение норм, ценностей и способов поведения. Поэтому содержание учебного материала для подростков обязательно должно отражать общий контекст современности: мировой культуры, общественно-экономических и жизненно-бытовых отношений. Если подросток не будет чувствовать связи преподаваемого предмета с реальной жизнью, он скорее всего усомнится в его необходимости лично для себя и не станет прикладывать заметных усилий для его усвоения.
У подростка изменяется и отношение к авторитету взрослых. Сама по себе позиция взрослого как учителя теперь вовсе не означает безоговорочного принятия его авторитета. У подростка авторитет надо заслужить, хотя авторитет взрослых еще долгое время остается реальным фактором в его жизни, ведь он остается школьником, находящимся на иждивении родителей, и у него еще недостаточно развиты личностные качества, позволяющие жить и действовать самостоятельно.
Уже в середине среднего школьного возраста большинство подростков сталкиваются с проблемой принятия решения о форме продолжения своего образования, поскольку профильная специализация классов в наши дни начинается, как правило, с восьмого класса. Поэтому к данному возрасту подросткам необходимо определиться в предпочтении учебных предметов того или иного цикла (физико-математического, естественно-научного или гуманитарного). Это подразумевает достаточную сформированность к 13-летнему возрасту системы устойчивых интересов и предпочтений. Кроме учебных интересов, подростки уже заметно отличаются друг от друга по ценностным ориентациям. Они могут в большей степени ориентироваться на ценности учения, трудовой деятельности, общественной занятости, межличностных отношений, материального благополучия, духовного развития и др. Эти ориентации определяют решения подростка о дальнейшей форме своего образования. При ориентации преимущественно на ценности учения подросток переходит в статус старшего школьника.
Старшеклассник как субъект учебной деятельности специфичен тем, что он уже сделал определенный выбор продолжить учение. Его социальную ситуацию развития характеризует не только новый коллектив, возникающий при переходе в старшие классы или среднее специальное учебное заведение, но и главным образом направленность на будущее: на выбор профессии, дальнейшего образа жизни. Соответственно, в старших классах важнейшей для учащегося становится активность по поиску ценностных ориентаций, связанная со стремлением к автономии, правом быть самим собой, личностью, отличающейся от окружающих, даже самых близких.
Основными предметами учебной деятельности старшеклассников являются организация и систематизация своего индивидуального опыта за счет его расширения, дополнения, внесения новой информации, а также развитие самостоятельности и творческого подхода к решению учебных задач. В целом можно сказать, что старшеклассник учится не ради самого учения, а для чего-то более значимого, только ожидаемого в будущем.
На основе стремления старшеклассника к самостоятельности у него формируется полная структура самосознания, развивается личностная рефлексия, осознаются жизненные перспективы, формируется уровень притязаний. Правильная организация учебно-профессиональной деятельности во многом определяет становление выпускника школы как субъекта будущей трудовой деятельности.
Характеристики личности подростка как субъекта учебной деятельности
Подросток – это человек переходного возраста - от 12 до 16 лет.
Этот период имеет свои особенности становления, обусловленные кризисом ее развития. В это время происходит взросление и начинает формироваться потребность в признании и самоутверждении. В этот возрастной период, индивид формирует свое самосознание и занимается сопоставлением своих реальных возможностей, своего реального бытия с идеальным. При возникновении противоречия начинается поиск путей его устранения: проявления себя, своей идентичности. Это реализуется в разных формах и разными методами.
Как субъект учебной деятельности, подросток характеризуется следующими параметрами:
Готовые работы на аналогичную тему
Подросток как субъект учебной деятельности имеет важную особенность. Она заключается в совершении им выбора продолжать обучение. Этот выбор может быть самостоятельным решением, а может быть результатом воздействия окружения, чьего-то авторитета.
Специфика учебной деятельности подростка
Процесс обучения для подростка сопряжен с его самоутверждением и социальным развитием. В учебе его привлекают те направления деятельности, которые позволяют ему почувствовать себя взрослее, вырасти в собственных глазах и отличиться в обществе.
Кроме того, в этот период формируется профессиональная направленность обучения. Подросток уже может искать свой профессиональный путь, рассматривать жизненные перспективы, ставить для себя определенные цели и работать на их достижение.
Рисунок 1. Подросток как субъект учебной деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Учебная деятельность индивида подросткового возраста обладает рядом специфических признаков. К ним относятся:
- Рассмотрение знаний в качестве конкретной ценности, которая поможет завоевать признание окружающих, авторитет у сверстников;
- Самостоятельный поиск подростком научных знаний и творческих направлений деятельности. Подростки склонны пробовать себя в разных видах и направлениях деятельности;
- Радость доставляют только те знания, постижение которых является выбором самого подростка. В этой связи, школьное обучение, редко вызывает радость и эмоциональный подъем. Ведь эти знания не были выбраны подростком. Он считает их навязанными и может их усваивать в силу желания чего-то достичь, быть лучшим, а может и нет, акцентируя внимание на тех дисциплинах, которые ему интересны;
- Связь успеха в обучении с отношением к нему. Если учащийся сталкивается с проблемами в обучении, испытывает проблемы в познании какой-то научной области, то это формирует отрицательное отношение к предмету, а иногда, и ко всей учебной деятельности;
- Признание сверстников – основной стимул к познанию и учению. Если знания позволяют завоевать авторитет, то они будут добываться подростком;
- Необходимость совпадения оценок подростка с его самооценкой. Их расхождение ведет к внутреннему конфликту;
- Активное развитие познавательной сферы требует от подростка активизации мышления и восприятия. Уровень учебно-познавательной деятельности возрастает и углубляется;
- Интеллектуализация процессов восприятия учебной информации. Подросток способен выделить сущность рассматриваемых объектов, процессов, их особенности, важные характеристики. Механическое запоминание информации теряет свою актуальность;
- Углубление содержания устных высказываний. Фразы приобретают оценочную направленность, расширяется активный словарь, формируется разнообразие синтаксического строя речи.
Учебная деятельность подростка направлена на построение некоего идеала, которого он хочет достичь в будущем. Он ориентирован на будущее, а потому, отстаивает свою самостоятельность и самодостаточность. В это время происходит активное развитие его самосознания.
Стремление выделиться, завоевать авторитет у сверстников может как положительно сказываться на познавательной мотивации, так и сводить ее на нет. Это происходит тогда, когда подросток выбирает иной способ завоевания авторитета и проявления своей исключительности (например, в творческой области деятельности, в спорте и др.).
Рисунок 2. Учебная деятельность подростка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Этапы становления субъектной позиции подростка в обучении
Становление субъектной позиции подростка в учебном процессе проходит в два этапа:
Студентки Герлец Маргарита и Кондратенко Валентина, занявшие призовые места на XI открытом региональном чемпионате World Skills Russia. Герлец Маргарита - 3 место в компетенции "Дополнительное образование детей и взрослых" и Кондратенко Валентина - 1 место в компетенции "Физическая культура, спорт и фитнес"
Методический калейдоскоп Шарушинская Ольга Владимировна
В настоящее время ведущим принципом процесса обучения является деятельностный подход в обучении и воспитании младших школьников, направленный на формирование средств и способов самостоятельной мыслительной деятельности. В своей практической деятельности нужно стремиться реализовать различные способы привлечения каждого школьника к самостоятельной работе, что возможно через формирование субъектности.
Становление субъектности учебной деятельности определяется как организацией самой деятельности, так и организацией форм учебного сотрудничества её участников.
Становление субъекта учебной деятельности в подростковом возрасте происходит в два этапа.
На первом этапе (11 — 13 лет, 6—7 классы) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области происходит качественное преобразование учебных действий моделирования, контроля и оценки, что открывает возможность самостоятельной постановки учащимся новых учебных задач. Развитие рефлексии требует организации ситуаций развития учебного типа. Учебный тип ситуации развития характеризуется тем, что подросток в учебном взаимодействии занимает позицию учителя, что обеспечивает переход от субъекта учебных действий к субъекту учебной деятельности и выход на самостоятельную постановку учебных целей.
На втором этапе (13—15 лет, 8—9 и 10 классы) происходит, развитие способности учащегося к проектированию собственной учебной деятельности, построению собственной траектории образования.
Учебное сотрудничество в отношениях с учителем строится как дифференциация репродуктивных и творческих учебных ситуаций, а в отношениях со сверстниками — как различение своих способов действий и способов действий сверстников, их координация, умение адекватно и дифференцированно оценивать себя.
Показателями эффективного учебного сотрудничеств являются:
— децентрация как способность строить своё действие с учётом действий партнёра, понимать относительность мнений обнаруживать разницу эмоциональных состояний участников;
— инициативность как способность добывать недостающую информацию с помощью вопросов, готовность предложить партнёру план общих действий;
— способность интеллектуализировать конфликт, решать его рационально, проявляя самокритичность и доброжелательность в оценке партнёра[3, с.67].
Наряду с интимно-личным общением своё значение сохраняет и учебная деятельность, которая качественно трансформируется под знаком становления субъектности. Учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию.
Усвоение системы научных понятий формирует научный тип мышления, который подросток приобретает в школе, ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром. Понятия числа, слова, литературного образа и многие другие, составляющие основу научного мышления, делают доступными непосредственному опыту подростка такие стороны действительности, которые в принципе недоступны ему в личном опыте и житейской практике.
В основной школе учащиеся начинают овладевать высшими формами мыслительной деятельности — теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. И хотя подлинной зрелости такое мышление достигает на следующей стадии развития (в юношеском возрасте), тем не менее основы его закладываются с 11 — 12 лет. Иными словами, подросток в отличие от младшего школьника создаёт различные гипотезы, а затем их проверяет. Умение оперировать гипотезами как отличительный инструмент научного рассуждения — одно из важнейших достижений подростка в познавательном развитии. Другая отличительная особенность этого уровня мышления заключается в дальнейшем развитии рефлексии — способности делать предметом внимания, анализа и оценки собственные интеллектуальные операции. Ещё одним проявлением субъектности является целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе.
Читайте также:
- Как можно объяснить экономическую эффективность китайской модели развития кратко
- Школа географа следопыта 5 класс конструктор литосферных плит как сделать
- Почему мы можем контролировать дыхательные движения кратко
- В чем заключается свойство адресуемости внутренней памяти компьютера кратко
- Почему власть притягательна кратко