Обучающийся как субъект учебной деятельности основная школа подростковый возраст

Обновлено: 07.07.2024

Цель: проанализировать внешнюю и внутреннюю структуру учебной деятельности, раскрыть условия эффективной учебной деятельности, показать учет возрастных психологических особенностей обучающихся для становления их субъектной позиции.

Основные понятия: обучение, учебная деятельность, мотив, мотивация, учебная задача, учебные действия, контроль, самоконтроль, самооценка, субъект учебной деятельности.

ПЛАН

1. Понятие учебной деятельности и ее общая характеристика.

2.Внутреннняя и внешняя структура учебной деятельности, характеристика основных компонентов.

3. Обучающийся как субъект учебной деятельности (младший школьник, подросток, старшеклассник, студент).

1. Учение как деятельность имеет место там, где действия че­ловека имеют целью усвоить определен­ные знания, навыки, умения, Учение — специфически чело­веческая деятельность, причем оно возможно лишь на той сту­пени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью. Учение предъявляет требо­вания к познавательным процессам (памяти, сообразительнос­ти, воображению, гибкости ума) и волевым качествам (управле­нию вниманием, регуляции чувств и т. д.).

Основоположником деятельностной теории учения является Л.С. Выготский. Исходными понятиями этой теории являются следующие:

—обучение как система организации способов обучения, т.е. передачи индивиду общественно-исторического опыта; целью этой деятельности является планомерное целенаправленное пси­хическое развитие индивида;

— учебная деятельность — общественная по содер­жанию и функциям, представляет особый вид познава­тельной деятельности субъекта, выполняемый с целью усво­ить определенный состав знаний, умений, интеллектуальных навыков;

—усвоение — главное звено в процессе учения.

Исходным моментом в учении является потребностно-мотивационный аспект. Познавательная потребность является, с од­ной стороны, предпосылкой деятельности учения, с другой стороны — ее результатом — сформированным мотивом. Учебная деятельность при этом рассматривается с точки зрения форми­рования познавательной мотивации.

Второй аспект, характеризующий учебную деятельность, связан с рассмотрением ее составляющих структурных ком­понентов. Каждая деятельность характеризуется по ее предмету. Ка­жется, что предметом учебной деятельности является обобщен­ный опыт знаний, дифференцированный на отдельные науки. Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая сами знания, человек ничего в этих знаниях не меняет. Предметом изменений в учебной деятельности является сам субъект, осу­ществляющий эту деятельность. Самое главное в учебной дея­тельности – это позитивные изменения в субъекте.

Деятельностный подход к процессу учения требует анализа его как целостной системы, как реального процесса решения задач, стоящих перед человеком, являющимся субъектом этой деятельности.

В учебной деятельности выделяются ее предмет, средства, спо­собы, продукт, результат действия, структура.


2. Способ учебной деятельности — это ответ на вопрос, как учиться, каким способом получать знания. Средствами учебной деятельности, с помощью которых она осуществляется, являются:

—интеллектуальные действия, мыслительные операции (ана­лиз, синтез, обобщение, классификация и т. п.);

—знаковые языковые средства, в форме которых усваивается знание.

Способы учебной деятельности могут быть разнообразными: репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательские.

Продуктом учебной деятельности является структурирован­ное знание, лежащее в основе умения ре­шать различные задачи в разных областях наук и практики. Продуктом также является внутреннее новообразо­вание психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах. От его струк­турной организации, системности, глубины, прочности во мно­гом зависит дальнейшая деятельность человека, в частности, ус­пешность профессиональной деятельности, общения. Главным продуктом учебной деятельности в собственном смысле слова является формирование у школьника теорети­ческого сознания и мышления.

Внешняя структура учебной деятельности состоит из та­ких основных компонентов, как: 1) мотивация; 2) учебные за­дачи в определенных ситуациях в различной форме заданий; 3) учебные действия; 4) контроль.

Мотивация может быть внут­ренней или внешней, но всегда является внутренней характеристикой личности как субъекта этой дея­тельности.

Эффективность учебного процесса зависит от того, какие мотивы учащихся являются смыслообразующими. Наиболее благоприятная ситуация, когда такими мотивами являются по­знавательные.

Цель учебной деятельности — получение знаний, никакой другой цели сама эта деятельность не позволяет достичь. Но если ученик не имеет потребности в этих знаниях, то достижение этой цели кажется бессмысленным, если это не удовлетворяет какой-то другой потребности, но уже не прямо, а опосредованно. Так, например, ученик учится потому, что хочет получить пре­стижную профессию, и это является его конечной целью.

Итак, учение может иметь различный психологический смысл для ученика: а) отвечать познавательной потребности, которая и выступает в качестве мотива учения; б) служить средством достиже­ния других целей. В этом случае мотивом, заставляющим вы­полнять учебную деятельность, является эта другая цель.

Главным компонентом структуры учебной деятельности является учебная задача.

Учебная задача выступает как определенное учебное задание, имеющее четкую цель. По А.Н. Леонтьеву, задача — это цель, данная в определенных условиях. Основное отличие учебной за­дачи от всяких других задач, согласно Д.Б. Элъконину, заклю­чается в том, что ее цель и результат состоят в изменении само-то субъекта, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект. Практически вся учебная деятельность должна быть представ­лена как система учебных задач (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Балл). Они даются в определенных учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия — предметные, контрольные и вспомогательные (такие, как обобщение, анализ, схематизация, подчеркивание, выписывание и т. д.). В струк­туре задачи обязательны два компонента: 1) предмет задачи в исходном состоянии; 2) модель требуемого состояния предмета задачи.

Учебная задача является средством достижения учебных це­лей — усвоение определенного способа действия.

Решение задачи, выполнение учебной деятельности воз­ можно только на основе осуществления учебных действий и операций.

Все действия, входящие в деятельность учения, можно поделить на два класса: а) общие (неспецифические), б) специфи­ческие.

Специфические действия отражают особенности изучаемого предмета и поэтому используются в пределах данной области знаний. Примерами специфических действий могут служить звуковой анализ, сложение и др.

В учении, прежде всего, выделяются действия целеполагания, программирования, планирования, исполнительские действия; действия контроля (самоконтроля), оценки (самооценки).

3. Каждый возрастной период в жизни человека определя­ется совокупностью многих факторов, но основными являются сле­дующие:

1) определенная социальная ситуация развития;

2) ведущий тип деятельности;

3) основные психические новообразования.

Все эти показатели находятся в сложном отношении взаимодействия и взаимовлияния.

Рассмотрение школьника и студента как субъектов учебной деятельности основывается на тезисах Д.Б. Эльконина: ведущая деятельность ребенка (игра, учебная деятельность, личное обще­ние и т.д.) протекает в определенной социальной среде, ситуации развития, что в совокупности формирует психические и лично­стные новообразования.

Младший школьник — это начало общественного бытия че­ловека как субъекта деятельности, в данном случае, учебной. Го­товность к учебной деятельности определяется уровнем физиологического (анатомо-морфологического) и психического, прежде всего интел­лектуального развития, обеспечивающего возможность учиться. Основные по­казатели готовности ребенка к школе: сформированность его внутренней позиции, произвольности, умение ориентироваться на систему правил и др. Не менее существенна готовность к новым обязан­ностям, к ответственности перед школой, учителем, классом. Ожи­дание нового, интерес лежит в основе учебной мотивации младшего школьника.

Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ней, осваивая новые способы ана­лиза, синтеза, обобщения, классификации. В учебной деятельности младшего школьника формируется его отношение к себе, к миру, к обществу, к другим людям. Существенно, что в связи со сменой условий жизни, переклю­чением с семьи или детского сада на школу у младшего школь­ника несколько изменяются доминирующие авторитеты. Наря­ду с авторитетом родителей появляется авторитет учителя.

К концу начальной шко­лы, когда основной период адаптации как макрофазы развития закончен, школьник становится субъек­том не только учебной деятельности, но и, что очень важно, ак­тивного межличностного взаимодействия. Младший школьник становится подростком.

Старший школьник как субъект учебной деятельности — это человек, сделавший выбор (или под­чинившийся выбору референтного для него окружения) продол­жить учение. Именно это определяет его специфику как субъ­екта. Старшеклассник (период ранней юности с 14-15 до 17 лет) вступает в новую социальную ситуацию развития сразу же при переходе из средней школы в старшие классы или в новые учеб­ные заведения — гимназии, колледжи, училища. Эту ситуа­цию характеризуют не только новые коллективы, но и, самое глав­ное, направленность на будущее: на выбор образа жизни, профес­сии, референтных групп людей. В этот период старшеклассники начинают строить жизнен­ные планы и сознательно задумываться над выбором профессии.

Возникающая на рубеже подросткового и юношеского возра­ста потребность в самоопределении не только вли­яет на характер учебной деятельность старшеклассника, но ино­гда и определяет ее. Это относится к выбору учеб­ного заведения, классов с углубленной подготовкой, к игнориро­ванию предметов того или иного цикла.

Важнейшее психологическое новообразование данного возраста – умение школьника составлять жизненные планы, искать средства их реализации.

Старший школьник включается в новый тип ведущей дея­тельности — учебно-профессиональную, правильная организа­ция которой во многом определяет его становление как субъек­та последующей трудовой деятельности, его отношение к тру­ду.

Студенческий возраст (18—25 лет).Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева.Студенчество — это особая социальная категория, специфи­ческая общность людей, организационно объединенных инсти­тутом высшего образования. Исторически эта социально-про­фессиональная категория сложилась со времени возникновения первых университетов в XI-XII вв. Студенчество включает лю­дей, целенаправленно, систематически овладевающих знани­ями и профессиональными умениями, занятых, как предпола­гается, усердным учебным трудом. Как социальная группа оно характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью устойчивого отношения к будущей профессии.

В социально-психологическом аспекте студенчество по срав­нению с другими группами населения отличается наиболее вы­соким образовательным уровнем, наиболее активным потребле­нием культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. В то же время студенчество — социальная общность, характе­ризуемая наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничном сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Учет этой особенности студенчества лежит в основе отноше­ния преподавателя к каждому студенту как партнеру педагогического общения, интересной для преподавателя личности.

Полученные исследователями школы Б.Г. Ананьева данные свидетельствуют о том, что студенческий возраст — это пора, сложнейшего структурирования интеллекта.

Два типа моти­вов характеризуют преимущественно учебную деятельность — мотив достижения и познавательный мотив.

Существенным показателем студента как субъекта учебной деятельности служит его умение выполнять все виды и формы этой деятельности. Однако результаты специальных исследований показывают, что большинство студентов не умеют слу­шать и записывать лекции, конспектировать литературу, выступать пе­ред аудиторией, да­вать аналитическую оценку проблем.

Для развития субъектной позиции студента необходимо развивать мотивацию, необходимые учебные умения и компетенции, стимулировать самостоятельность, инициативность, критичность мышления.

ЛИТЕРАТУРА

7. Габай, Т.В. Педагогическая психолгия: Учеб. пособ. для студ. вузов / Т.В. Габай. –М.: Академия, 2003. -240 с.

8. Зимняя, И.А. Педагогическая психология:Учебник для вузов/И.А Зимняя.-2-е,изд.,испр.доп. и перер.-М:Логос,2002.-384с.

9. Казанская , В.Г. Педагогическая психология: Учебное пособие для студ. вузов / В.Г. казанская. –СПб.: Питер, 2005. -366 с

10. Педагогическая психология: Хрестоматия для педагог.вузов/ Сост. В.Н. Капандашев, Н.В. Носова. –СПб.: Питер, 2006.-412 с.

11. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на- Дону:Феникс, 2003

12. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: Учебник для студ. учеб. завед.среднего профессион.образования / Н.Ф. Талызина.-3-е изд., стереот.- М: Академия, 1999.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.008)

3.5. Младший школьник, подросток и старшеклассник как субъекты учебной деятельности.

Субъектом учебной деятельности ребенок становится с момента поступления в школу. Готовность к школьному обучению (см. 3.4) определяет то, как младший школьник будет осваивать этот вид деятельности. Именно готовностью к полноценной учебной деятельности, ее формированием и становлением в качестве ведущей характеризуется младший школьник. Для него всесторонняя готовность к школе означает отношение к ней как к вхождению в новый мир, радость открытий, готовность к новым обязанностям, к ответственности перед школой, учителем и классом. В основе учебной мотивации младшего школьника лежит интерес к новой информации.

В начальной школе у ребенка формируются основные элементы учебной деятельности: учебная мотивация, необходимые учебные умения и навыки, самоконтроль и самооценивание. Развивается теоретическое мышление, обеспечивающее усвоение научных понятий. В рамках учебной деятельности школьник под руководством учителя овладевает содержанием развитых форм общественного сознания: научными понятиями, художественными образами, нравственными ценностями, правовыми нормами. Под влиянием учебной деятельности формируются основные психические новообразования младшего школьного возраста: рефлексия, способность действовать в уме и планировать свою деятельность. Младший школьник принимает авторитет учителя, овладевает разными формами учебного сотрудничества. В его учебной деятельности формируются частные виды деятельности: чтение, письмо, изобразительная и другая творческая деятельность, работа на компьютере.

Младший школьник, имея новую жизненную позицию, сталкивается с рядом трудностей. В самом начале школьного обучения для большинства детей основной трудностью является необходимость волевой саморегуляции поведения: им очень трудно просидеть весь урок на одном месте и все время внимательно слушать учителя, соблюдать все дисциплинарные требования. Кроме того, существенные изменения претерпевает режим дня: ребенку теперь приходится рано вставать, а по возвращении домой – отводить время на выполнение домашних заданий. Необходимо как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их рационально расходовать свои силы. Задача родителей – организовать ребенку новый распорядок дня, а учебная программа должна быть составлена так, чтобы постоянно поддерживать у ребенка интерес к учению и больше задействовать его непроизвольное внимание, чем произвольное. Младшие школьники еще не умеют рационально организовывать свой труд, в этом им необходима помощь взрослых. Со временем возникают и другие трудности: первоначальная радость знакомства со школой может смениться апатией и безразличием. Обычно это результат повторяющихся неудач ребенка в преодолении сложностей учебной программы. Учителю особенно важно в этот период не упустить из поля своего внимания каждого ученика.

К концу начальной школы ученик уже начинает проявлять себя не только как субъект учения. Он вступает в активное межличностное взаимодействие, у него появляются собственные мнения и точки зрения, отличающиеся от позиции значимых взрослых. Это внутренние показатели его перехода в подростковый возраст, а внешний критерий – переход из начальных классов в средние.

Подросток как субъект учебной деятельности характеризуется тем, что для него она перестает быть ведущей, хотя и остается основной, занимая большую часть его времени.

Для подростка ведущей становится общественная деятельность, осуществляемая в рамках других видов деятельности: организаторской, культурной, спортивной, трудовой, неформального общения. Во всех этих видах деятельности подросток стремится утвердить себя как личность, стать общественно значимым человеком. Он принимает на себя разные социальные роли, учится строить общение в разных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений. Учебная деятельность становится для подростка одним из видов осуществляемой активности, способных обеспечить его самоутверждение и индивидуализацию. Подросток проявляет себя в учебе, выбирает одни средства и способы ее осуществления и отвергает другие, предпочитает одни учебные предметы и игнорирует другие, определенным образом ведет себя в школе, стремясь обратить на себя внимание в первую очередь сверстников, добивается более равноправной позиции в отношениях с учителями. Таким образом он утверждает себя, свою субъектную исключительность и индивидуальность, стремясь чем-то выделиться.

Учебная мотивация у подростка уже представляет собой единство познавательных мотивов и мотивов достижения успехов. Учебная деятельность включается в его общую активность, направленную на вхождение в общество, усвоение норм, ценностей и способов поведения. Поэтому содержание учебного материала для подростков обязательно должно отражать общий контекст современности: мировой культуры, общественно-экономических и жизненно-бытовых отношений. Если подросток не будет чувствовать связи преподаваемого предмета с реальной жизнью, он скорее всего усомнится в его необходимости лично для себя и не станет прикладывать заметных усилий для его усвоения.

У подростка изменяется и отношение к авторитету взрослых. Сама по себе позиция взрослого как учителя теперь вовсе не означает безоговорочного принятия его авторитета. У подростка авторитет надо заслужить, хотя авторитет взрослых еще долгое время остается реальным фактором в его жизни, ведь он остается школьником, находящимся на иждивении родителей, и у него еще недостаточно развиты личностные качества, позволяющие жить и действовать самостоятельно.

Уже в середине среднего школьного возраста большинство подростков сталкиваются с проблемой принятия решения о форме продолжения своего образования, поскольку профильная специализация классов в наши дни начинается, как правило, с восьмого класса. Поэтому к данному возрасту подросткам необходимо определиться в предпочтении учебных предметов того или иного цикла (физико-математического, естественно-научного или гуманитарного). Это подразумевает достаточную сформированность к 13-летнему возрасту системы устойчивых интересов и предпочтений. Кроме учебных интересов, подростки уже заметно отличаются друг от друга по ценностным ориентациям. Они могут в большей степени ориентироваться на ценности учения, трудовой деятельности, общественной занятости, межличностных отношений, материального благополучия, духовного развития и др. Эти ориентации определяют решения подростка о дальнейшей форме своего образования. При ориентации преимущественно на ценности учения подросток переходит в статус старшего школьника.

Старшеклассник как субъект учебной деятельности специфичен тем, что он уже сделал определенный выбор продолжить учение. Его социальную ситуацию развития характеризует не только новый коллектив, возникающий при переходе в старшие классы или среднее специальное учебное заведение, но и главным образом направленность на будущее: на выбор профессии, дальнейшего образа жизни. Соответственно, в старших классах важнейшей для учащегося становится активность по поиску ценностных ориентаций, связанная со стремлением к автономии, правом быть самим собой, личностью, отличающейся от окружающих, даже самых близких.

Основными предметами учебной деятельности старшеклассников являются организация и систематизация своего индивидуального опыта за счет его расширения, дополнения, внесения новой информации, а также развитие самостоятельности и творческого подхода к решению учебных задач. В целом можно сказать, что старшеклассник учится не ради самого учения, а для чего-то более значимого, только ожидаемого в будущем.

На основе стремления старшеклассника к самостоятельности у него формируется полная структура самосознания, развивается личностная рефлексия, осознаются жизненные перспективы, формируется уровень притязаний. Правильная организация учебно-профессиональной деятельности во многом определяет становление выпускника школы как субъекта будущей трудовой деятельности.

Характеристики личности подростка как субъекта учебной деятельности

Подросток – это человек переходного возраста - от 12 до 16 лет.

Этот период имеет свои особенности становления, обусловленные кризисом ее развития. В это время происходит взросление и начинает формироваться потребность в признании и самоутверждении. В этот возрастной период, индивид формирует свое самосознание и занимается сопоставлением своих реальных возможностей, своего реального бытия с идеальным. При возникновении противоречия начинается поиск путей его устранения: проявления себя, своей идентичности. Это реализуется в разных формах и разными методами.

Как субъект учебной деятельности, подросток характеризуется следующими параметрами:

Готовые работы на аналогичную тему

Подросток как субъект учебной деятельности имеет важную особенность. Она заключается в совершении им выбора продолжать обучение. Этот выбор может быть самостоятельным решением, а может быть результатом воздействия окружения, чьего-то авторитета.

Специфика учебной деятельности подростка

Процесс обучения для подростка сопряжен с его самоутверждением и социальным развитием. В учебе его привлекают те направления деятельности, которые позволяют ему почувствовать себя взрослее, вырасти в собственных глазах и отличиться в обществе.

Кроме того, в этот период формируется профессиональная направленность обучения. Подросток уже может искать свой профессиональный путь, рассматривать жизненные перспективы, ставить для себя определенные цели и работать на их достижение.

Рисунок 1. Подросток как субъект учебной деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Учебная деятельность индивида подросткового возраста обладает рядом специфических признаков. К ним относятся:

  1. Рассмотрение знаний в качестве конкретной ценности, которая поможет завоевать признание окружающих, авторитет у сверстников;
  2. Самостоятельный поиск подростком научных знаний и творческих направлений деятельности. Подростки склонны пробовать себя в разных видах и направлениях деятельности;
  3. Радость доставляют только те знания, постижение которых является выбором самого подростка. В этой связи, школьное обучение, редко вызывает радость и эмоциональный подъем. Ведь эти знания не были выбраны подростком. Он считает их навязанными и может их усваивать в силу желания чего-то достичь, быть лучшим, а может и нет, акцентируя внимание на тех дисциплинах, которые ему интересны;
  4. Связь успеха в обучении с отношением к нему. Если учащийся сталкивается с проблемами в обучении, испытывает проблемы в познании какой-то научной области, то это формирует отрицательное отношение к предмету, а иногда, и ко всей учебной деятельности;
  5. Признание сверстников – основной стимул к познанию и учению. Если знания позволяют завоевать авторитет, то они будут добываться подростком;
  6. Необходимость совпадения оценок подростка с его самооценкой. Их расхождение ведет к внутреннему конфликту;
  7. Активное развитие познавательной сферы требует от подростка активизации мышления и восприятия. Уровень учебно-познавательной деятельности возрастает и углубляется;
  8. Интеллектуализация процессов восприятия учебной информации. Подросток способен выделить сущность рассматриваемых объектов, процессов, их особенности, важные характеристики. Механическое запоминание информации теряет свою актуальность;
  9. Углубление содержания устных высказываний. Фразы приобретают оценочную направленность, расширяется активный словарь, формируется разнообразие синтаксического строя речи.

Учебная деятельность подростка направлена на построение некоего идеала, которого он хочет достичь в будущем. Он ориентирован на будущее, а потому, отстаивает свою самостоятельность и самодостаточность. В это время происходит активное развитие его самосознания.

Стремление выделиться, завоевать авторитет у сверстников может как положительно сказываться на познавательной мотивации, так и сводить ее на нет. Это происходит тогда, когда подросток выбирает иной способ завоевания авторитета и проявления своей исключительности (например, в творческой области деятельности, в спорте и др.).

Рисунок 2. Учебная деятельность подростка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Этапы становления субъектной позиции подростка в обучении

Становление субъектной позиции подростка в учебном процессе проходит в два этапа:

Студентки Герлец Маргарита и Кондратенко Валентина, занявшие призовые места на XI открытом региональном чемпионате World Skills Russia. Герлец Маргарита - 3 место в компетенции "Дополнительное образование детей и взрослых" и Кондратенко Валентина - 1 место в компетенции "Физическая культура, спорт и фитнес"

Методический калейдоскоп Шарушинская Ольга Владимировна

В настоящее время ведущим принципом процесса обучения является деятельностный подход в обучении и воспитании младших школьников, направленный на формирование средств и способов самостоятельной мыслительной деятельности. В своей практической деятельности нужно стремиться реализовать различные способы привлечения каждого школьника к самостоятельной работе, что возможно через формирование субъектности.

Становление субъектности учебной деятельности определяется как организацией самой деятельности, так и организацией форм учебного сотрудничества её участников.

Становление субъекта учебной деятельности в подростко­вом возрасте происходит в два этапа.

На первом этапе (11 — 13 лет, 6—7 классы) благодаря раз­витию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области проис­ходит качественное преобразование учебных действий моде­лирования, контроля и оценки, что открывает возможность самостоятельной постановки учащимся новых учебных задач. Развитие рефлексии требует организации ситуаций развития учебного типа. Учебный тип ситуации развития характеризуется тем, что подросток в учебном взаимодействии занимает позицию учителя, что обеспечивает переход от субъекта учебных действий к субъекту учебной деятельности и выход на самостоятельную постановку учебных целей.

На втором этапе (13—15 лет, 8—9 и 10 классы) происходит, развитие способности учащегося к проектированию собственной учебной деятельности, построению собственной траектории образования.

Учебное сотрудничество в отношениях с учителем строится как дифференциация репродуктивных и творческих учебных ситуаций, а в отношениях со сверстниками — как различение своих способов действий и способов действий сверстников, их координация, умение адекватно и дифференцированно оценивать себя.

Показателями эффективного учебного сотрудничеств являются:

— децентрация как способность строить своё действие с учётом действий партнёра, понимать относительность мнений обнаруживать разницу эмоциональных состояний участников;

— инициативность как способность добывать недостаю­щую информацию с помощью вопросов, готовность предло­жить партнёру план общих действий;

— способность интеллектуализировать конфликт, решать его рационально, проявляя самокритичность и доброжелательность в оценке партнёра[3, с.67].

Наряду с интимно-личным общением своё значение со­храняет и учебная деятельность, которая качественно трансформируется под знаком становления субъектности. Учеб­ная деятельность приобретает черты деятельности по самораз­витию и самообразованию.

Усвоение системы научных понятий формирует научный тип мышления, который подросток приобретает в школе, ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, этало­ны и закономерности взаимодействия с окружающим миром. Понятия числа, слова, литературного образа и многие другие, составляющие основу научного мышления, делают доступны­ми непосредственному опыту подростка такие стороны действительности, которые в принципе недоступны ему в личном опыте и житейской практике.

В основной школе учащиеся начинают овладевать высшими формами мыслительной деятельности — теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. И хотя подлинной зрелости такое мышление достигает на следующей стадии развития (в юношеском возрасте), тем не менее основы его закладываются с 11 — 12 лет. Иными слова­ми, подросток в отличие от младшего школьника создаёт раз­личные гипотезы, а затем их проверяет. Умение оперировать гипотезами как отличительный инструмент научного рас­суждения — одно из важнейших достижений подростка в познавательном развитии. Другая отличительная особенность этого уровня мышле­ния заключается в дальнейшем развитии рефлексии — спо­собности делать предметом внимания, анализа и оценки собственные интеллектуальные операции. Ещё одним проявлением субъектности является целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе.

Читайте также: