Как влияет pisa на преподавания русского языка в школе несколько вариантов ответов

Обновлено: 02.07.2024

Каждые три года по результатам PISA Россия опускается всё ниже в общем списке стран по качеству образования. Почему так происходит и стоит ли переживать по этому поводу? Мы сравнили мнения экспертов.

PISA – международная программа по оценке качества обучения, в которой Россия принимает участие с самого первого экзамена в 2000 году. Тесты по определению грамотности чтения, математической и естественнонаучной грамотности проводятся среди 15-летних школьников по всему миру. И если в 2000 году Россия занимала в этом рейтинге 27 место, то в 2012 – только 34-е.

Во всём виновата бедность?

В начале октября в Институте образования НИУ ВШЭ выступил почётный профессор педагогики Университета Аризоны Дэвид Берлинер – психолог по образованию, автор более двухсот книг и статей, много лет занимающийся изучением американского образования.

В интервью ВШЭ он заявил, что не нужно полагаться на результаты PISA. По его мнению, эти показатели зависят не от качества образования, а от качества жизни в стране. В США, как и в России, тесты PISA решают не слишком успешно:

Дети из семей среднего класса в США, как правило, показывают очень высокие результаты. Дети из бедных семей — очень низкие. Дети из семей среднего класса высоко мотивированы и имеют дома все условия для хорошей учебы. За чертой бедности в США находятся примерно 24% школьников — то есть очень значительное количество. Напротив, в Финляндии, где дети пишут PISA очень хорошо, за чертой бедности находятся только 4% школьников.

Проведённый Берлинером анализ результатов PISA показал, что если большая часть американских школьников действительно решает задания очень плохо, то около 20% демонстрируют очень высокие результаты. Такой разброс, по его мнению, зависит от ярко выраженного расслоения общества на бедных и богатых.


Если верить Берлинеру, PISA показывает, что в России все плохо с социальным положением, а не со школьным образованием. И что для того, чтобы улучшить наше положение в списках, нужно думать не об учебных программах, а о социальной политике государства. Но немного сомнительно, что бедность – единственная причина плохих результатов.

PISA – это вам не ЕГЭ

В ходе исследования изучается не уровень усвоения школьной программы, а способность подростков применять полученные в знания в жизни. Галина Ковалёва, координатор PISA в России, рассказывает, что международные тесты отличаются от знакомых нам ЕГЭ, и потому дети не всегда их понимают.

Если вы даете даже очень сложную задачу, но по образцу и из школьного сборника, которым дети пользуются для подготовки, они её решают. Но стоит немного изменить ситуацию, ребята теряются. Ориентация на передачу большого массива знаний не формирует самостоятельности мышления. Но именно на запоминание, а потом проверку этого массива и направлены большая часть заданий ЕГЭ.


Как отмечает Ковалёва, наша проблема с PISA ещё и в том, что учителя отлично учат предмету, но не обращают внимания на то, как этот предмет понимают отдельные ученики. Кроме того, наша система образования противоположна финской (Финляндия традиционно входит в тройку лидеров PISA) – есть школы для одарённых, но почти никто не занимается с отстающими учениками. Финны, наоборот, позволяют способным ученикам заниматься самостоятельно, а отстающим стараются помочь.

Всё это Галина Ковалёва рассказывала перед проведением PISA-2012. Вопреки ожиданиям, мы не скатились в шестой десяток стран, а наоборот, немного улучшили показатели. Но до китайцев или финнов нам ещё далеко.

Учебники меняются, но долго

Министерство образования всё же реагирует на результаты PISA. Как рассказал заведующий кафедрой естественно-математического образования Академии повышения квалификации работников образования Александр Пентин в интервью Edutainme, в новом учебном стандарте прописано, что во главу угла должны ставиться навыки: коммуникация, совместная работа, умение выстраивать свою деятельность.


Но эти изменения, как бы полезны они не были, немного запоздали – задания PISA-2015 требуют от школьников других навыков. Задания предполагается решать на компьютере, причём не только вбивать туда ответы к тесту, но и, например, рассматривать интерактивную модель и отвечать на вопросы по ней. Пентин комментирует ситуацию следующим образом:

Больше всего поразили задания нового типа, которые относятся к новому направлению в PISA — коллективное решение проблем. Там вам предлагают в общении с какими-то виртуальными партнерами совместно обсудить и решить практическую проблему: организовать, например, производство маек или создание школьной газеты и т.д. То есть, там решается довольно сложная методическая и технологическая задача: смоделировать процесс взаимодействия между людьми и оценить, насколько продуктивно ученик умеет взаимодействовать.

Исследования PISA-2015 пройдут уже этой весной, меньше, чем через полгода. Они будут фокусироваться, в основном, на естественнонаучном направлении. Успеют ли наши школьники подготовиться к экзаменам? Смогут ли понять, что от них требуется? И, главное, кого мы будем винить и почему, если показатели опять упадут?

Показывают ли результаты PISA качество школьного образования или качество жизни? Вероятно, что истина лежит где-то посередине. Каждый школьник ежедневно сталкивается и со школой, и с собственной семьёй, и оба этих института, что несомненно, влияют на него. Поэтому, если мы хотим улучшить результаты в международных тестах, нужно работать на всех фронтах, а не только со школьными учителями.

Вы также можете поподробнее узнать о PISA и сравнить экзаменационные задания британских школ с российскими.

Что такое международные исследования качества образования

С конца ХХ века — времени развития международных организаций и институций и появления мировых сопоставительных исследований — Россия участвует в измерениях качества образования. Эти исследования используют для оценки эффективности образовательных систем в разных странах и для изменения и улучшения на основе полученных результатов самого образования. Проводят их более чем в ста странах разные международные организации, в России их локализует Центр национальных и международных исследований качества образования Федерального института оценки качества образования.

В каких международных исследованиях участвует Россия

  • PISA — Международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment)
  • TIMSS — Международное исследование качества математического и естественно-научного образования (Trends in Mathematics and Science Study)
  • PIRLS — Международное исследование качества чтения и понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study)
  • TALIS — Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey)
  • PIAAC — Международное исследование компетенций взрослого населения (The Programme for the International Assessment of Adult Competencies)

А в 2022 году в России пройдет очередной этап самого масштабного из международных исследований — PISA (Programme for International Student Assessment).

Каждые три года оно тестирует у школьников и студентов колледжей старше 15 лет (но не старше 16 лет и 2 месяцев) уровень знаний и умение практически их применять. PISA, разработанную в 1997 году, проводят с 2000 года, а трехлетний цикл сбился лишь однажды: исследование 2021 года из-за ковида сдвинулось на год.

Качество образования PISA изучает по четырём основным направлениям: читательская, математическая, естественно-научная и компьютерная грамотности.

Что такое все эти грамотности, почему так звучат названия изучаемых направлений? PISA не проверяет знание теоремы Пифагора и не ждет от учеников определения закона Авогадро. Напротив, школьникам предлагают интересные практические задания, которые могут показать знание сразу нескольких дисциплин, умение мыслить и применять знания на практике.

Скажем, в тесте на естественно-научную грамотность студентам предлагалось показать, что они знают о беге в жаркую погоду. Надо было проложить пеший маршрут через Сахару, рассчитать необходимое количество воды на день, если известны температура воздуха, даны показатели потери воды при различных температурах и темпе движения и так далее. Для решения нужны знания анатомии человека, климатических особенностей пустыни, навыки применять географические сведения, умение пользоваться картой и вести простейшие расчеты.

В других тестах нужно было оценивать выгоду различных типов ипотечного кредитования, рассчитывать сложные проценты и принимать стратегические решения, оперируя знаниями сразу в нескольких областях.

Неудивительно, что задания PISA нетривиальны: в их составлении принимают участие многие научные центры и передовые институты педагогики и образования всего мира.

Конечно, исследования исследованиями, но результаты PISA принимают во внимание во всем мире, они служат данными для рейтингования стран.

Например, по суммарным данным за 2000–2015 годы, лучшее среднее образование дают в Восточной Азии: Китае, Корее, Сингапуре, Японии. В Европе же в десятке лидеров Финляндия, Эстония, Швейцария, Польша и Нидерланды.

А что же Россия

Мы привыкли считать российское образование одним из лучших в мире, поэтому первое участие России в исследованиях PISA многих не впечатлило: мы оказались в третьей десятке стран по умению применять теоретические знания на практике.

С 2000-го в рейтингах PISA Россия занимает места около 30-го: выше — по математике, чуть ниже — по чтению, и еще ниже — по естественно-научной грамотности. Правда, в исследовании PISA в 2015 году по финансовой грамотности Россия стала 4-й в мире. По количеству же баллов, набираемому школьниками в каждом цикле, показатели России растут, но все еще остаются в третьем и четвертом десятке.

PISA демонстрирует и то, как географически зависимо наше образование: традиционно исследование проводится широко — в столицах, городах-миллионниках, в сельской школе. Результаты Москвы значительно опережают провинцию — по всем компетенциям школьники столицы попали в десятку лучших результатов мира.

На конференции в апреле 2021 года министр просвещения Сергей Кравцов указывал, что по показателям исследований читательской и математической грамотности PIRLS и TIMSS Россия регулярно занимает место среди стран с лучшими показателями качества образования, а результат России в PISA хоть и выше среднего показателя и растет от года к году, но его нельзя назвать лидирующим. Очевидно, что российским школьникам надо учиться применять знания на практике, и это вызов для всей образовательной системы страны.

PISA-2022

Объектом особенного внимания ближайшего цикла исследования станет математическая грамотность, и впервые исследование будет изучать креативное мышление. Хотя — как и обычно — будут проверены все грамотности: математическая, естественно-научная, читательская и финансовая. Еще в этом раунде впервые будут изучать оценку личного благополучия учащихся и учителей.

Математическая грамотность — способность человека применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических условиях.

Она предусматривает знание понятий, фактов и предполагает свободное применение математических инструментов и процедур. Особое внимание уделяется использованию математики для решения практических задач в различных контекстах.

В концепции по математике исследования PISA-2021 обещают, что исследование сосредоточится на математическом рассуждении — способности рассуждать логически и формулировать аргументы. Это навык, который все больше ценится в современном мире.

Обещают проверить умение школьников делать д едуктивные и индуктивные умозаключения, оценивать ситуации, выбирать стратегии, делать логические выводы, описывать решения и их применение на практике.

Анонсировано, что м атематические знания будут проверять по четырем категориям (см. стр. 10) : количество, неопределенность и данные, изменение и зависимости, пространство и форма.

Что касается навыков, то проверке подвергнутся: критическое мышление, креативность, инициативность и настойчивость, и спользование информации , системное мышление, способность к коммуникации и рефлексия.

Каков формат? Школьникам предложат компьютерное тестирование и заполнение анкеты. На тесты дают два часа, на анкеты — чуть меньше часа. Предложат анкетирование и учителям.

Если вы заинтересовались, мы с вами! Правда, итогов придется подождать: результаты PISA-2022 будут официально объявлены в декабре 2023 года.

Когда будем исследоваться

Основной этап международного исследования намечен на апрель 2022 года — ровно через полгода. Исследование пройдет во всей России, затронет учащихся старше 15 лет и трех месяцев и 16 лет и двух месяцев, в прошлом исследовании ребята представляли 42 региона РФ, видимо, и в 2022-м будет так же.

Читать результаты региональной оценки предыдущего исследования очень любопытно — к примеру, такое исследование опубликовано для Московской области. Оно продолжает демонстрировать образовательное неравенство в России — показатели Московской области в нем высоки, как и показатели Москвы в международном исследовании.


Результаты исследований PISA для школ — Московская область — 2021 в сравнении с международными результатами — 2018: читательская грамотность, 3-е место в мире. Источник: Федеральный институт оценки качества образования


Результаты исследований PISA для школ — Московская область — 2021 в сравнении с международными результатами — 2018: математическая грамотность, 5-е место в мире. Источник: Федеральный институт оценки качества образования


Результаты исследований PISA для школ — Московская область — 2021 в сравнении с международными результатами — 2018: естественно-научная грамотность, 19-е место в мире. Источник: Федеральный институт оценки качества образования

Вы можете ознакомиться с полученными нами ответами на вопрос "Методика подготовки к ВПР и PISA на уроках русского языка".

Ответы участников дискуссии:


Лобанова Анастасия Альбертовна , г. Истра:

Одним из самых сложных предметов ВПР является русский язык. В прошлом году учителя русского языка, готовившие детей к федеральной контрольной, обнаружили в заданиях для 5 класса вопросы более высокого уровня - по темам 6 и 7 класса, которые школьники еще не проходили.
Ключевыми особенностями ВПР по русскому языку в основной школе являются: соответствие ФГОС; соответствие отечественным традициям преподавания учебных предметов; учет национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества; отбор для контроля наиболее значимых аспектов подготовки как с точки зрения использования результатов обучения в повседневной жизни, так и с точки зрения продолжения образования; использование только заданий открытого типа.
Если вы не уверены в знаниях детей, лучше открыть демоверсию ВПР на сайте ФИПИ и познакомиться с заданиями. Русский язык – это тот предмет, которым никогда не мешает заняться.
Если предмет ВПР признан обязательным, его тоже оценивают школьные учителя. Но в этом случае они должны выставлять баллы строго по критериям, разработанным Рособрнадзором.
В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения у учащихся школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД:
Личностные действия: знание моральных норм и норм этикета, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.
Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Стадник Татьяна Валерьевна , г. Истра:


Петрова Елена Алексеевна , г. Подольск:

Новые формы проверки требуют и дополнительной подготовки учащихся. На каждом уроке русского языка ввожу этап повторения, включающий элементы ВПР. Вид разбора, орфоэпический словарь, работа с текстом и т.д. Кроме того, закупили печатные тетради по ВПР. Работу в формате PISA веду и на уроках литературы. Ввожу проблемные практические задания. Дети и сами охотно составляют свои задачи.


Пальченко Наталья Сергеевна , г. Одинцовский:


Григоренко Оксана Михайловна , г. Химки:

Всероссийские проверочные работы не должны настраивать учеников на негативный лад, ведь все задания связаны с ежедневной работой. На каждом уроке стараемся выполнять разборы, ведь чаще всего именно они вызывают затруднения. У нас на уроках присутствуют карточки-билеты с правилами, а также с заданиями из впр: орфоэпия, обращение, прямая речь. На уроках литературы мы тренируемся в анализе текста: определяем основную мысль, составляем план отрывка, ищем средства художественной выразительности и другие задания, схожие с заданиями из Всероссийской проверочной работы. Но, я считаю, детей пугают бланки, в которых работу нужно писать, поэтому хоть раз мы пишем все задания на этих бланках. Стараемся изучать всё в игровой форме, ведь именно она наиболее эффективна в изучении предмета "русский язык".


Таран Людмила Сергеевна , г. Богородский:


Фалалеева Ольга Валентиновна , г. Истра:


Ванцова Татьяна Геннадьевна , г. Истра:


Лукашина Наталья Ивановна , г. Истра:


Мальцева Наталья Алексеевна , г. Истра:

Как и любой форматный экзамен, при подготовке к ВПР требуется донести до детей непосредственно формат работы и типы заданий. Как показывает практика, тут детям необходимо проявить читательскую грамотность - зачастую учащиеся, когда читают задания, делают это невнимательно, не понимают, что от них требуется, и в итоге выполняют задания неверно. Для этого по тренажёру ВПР мы внимательно изучаем, как формулируются задания, и практикуется в их выполнении. Это позволяет выявить слабые места и уделить особое внимание данным темам.


Токарева Елена Владимировна , г. Истра:


Князева Анна Андреевна , г. Истра:

Методика подготовки к ВПР на уроках русского языка многоаспектна. Наиболее продуктивно осуществляется подготовка на основе коммуникативных методов обучения. Реализация коммуникативной цели обучения предполагает,

что речевая деятельность формируется во всех ее видах: чтении,
говорении, письме, аудировании. На этапе подготовки к ВПР на уроке русского языка можно включать в ход урока группу заданий, требующих повторения какого-либо раздела науки: орфоэпии, лексики или синтаксиса. Таким образом, происходит полномерное повторение среза определенной тематики науки.


Князева Анна Андреевна , г. Истра:

Методика подготовки к ВПР на уроках русского языка многоаспектна. Наиболее продуктивно осуществляется подготовка на основе коммуникативных методов обучения. Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех ее видах: чтении, говорении, письме, аудировании. На этапе подготовки к ВПР на уроке русского языка можно включать в ход урока группу заданий, требующих повторения какого-либо раздела науки: орфоэпии, лексики или синтаксиса. Таким образом, происходит полномерное повторение среза определенной тематики науки.


Бакирова Наталья Павловна , г. Химки:


Клебанова Наталья Николаевна , г. Пушкинский:


Михайличенко Яна Викторовна , г. Пушкинский:

Всероссийские проверочные работы построены на программе,которую мы проходим весь год, поэтому для успешного написания работы в апреле- мае,лучше всего задания из впр включать в каждый урок. Например, в 7 классе проходим части речи: причастие,деепричастие,наречие, предлоги,частицы, союзы. По каждой теме есть вопросы в виде теста в впр. Нужно найти производные предлоги,которые пишутся слитно, либо найти ряд,в котором все слова являются предлогами. Если подобные тесты не разобрать вместе,то учащимся индивидуально будет сложнее справится. Также в впр 7 класса есть тест по союзам также, тоже,чтобы,затем. Это сложная тема,поэтому после прохождения вспоминаем ее часто,обращаясь к впр. В работе нужно отличить союзы от синонимичных частей речи. Так как причастие и деепричастие к маю уже пройдены нужно вспоминать и повторять эти темы. В впр есть тестовое задание - найдите предложение, где ставится одна запятая и обоснуйте свой выбор. Обосновать учащимся сложнее всего,поэтому мы обосновывает на доске на каждом уроке. У них будет образец,алгоритм для обоснования. Такие вопросы связаны с причастными и деепричастными оборотами. Именно эти темы важны и необходимы для повторения.


Житко Елена Алексеевна , г. Пушкинский:


Ордынская Ирина Владимировна , г. Дмитровский:


Нечипоренко Наталья Валентиновна , г. Химки:

На мой взгляд, ВПР по русскому языку проверяет знания учебной программы по предмету- как усвоили дети знания орфографии, знают ли виды языковых разборов, как владеют пунктуациооными правилами, есть ли навыки работы с текстом. К сожалению, ВПР не отражает весь спектр УУД, которые посредством различных современных образовательных технологий мы должны развить у своих учеников в соответствии с новыми ФГОС: нет практико-ориентированных заданий, творческих, требующих нестандартных решений, направленных на развитие критического и креативного мышления. Для чего ученик 6 класса изучает местоимение? Как правильно использовать местоимение в поздравительной открытке или письме? На мой взгляд, эти вопросы более актуальны для ученика, чем знание разрядов местоимения. Как будет ученик использовать полученные знания - это тоже должно входить в формат ВПР.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

(по итогам прохождения курсов повышения квалификации учителей русского языка и литературы)

русского языка и литературы

Слайд № 2. Международное исследование PISA –

сравнительное исследование по оценке сформированности функциональной грамотности у 15-летних обучающихся – способность к активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучение на протяжении всей жизни;

оценивание способности 15-летних подростков использовать ЗУН для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.

Исследование PISA направлено на определение умений 15-летних подростков использовать приобретенные в школе академические знания и навыки в различных жизненных ситуациях для успешной социализации, решать проблемы, которые не связаны напрямую с определенными учебными предметами.

Слайд №3 . Международную программу оценки функциональной грамотности 15-летних обучающихся PISA (Programme for International Student Assessment) координирует Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и консорциум с участием ведущих международных научных организаций. В консорциум также входят Австралийский Совет педагогических исследований (The Australian Council for Educational Research – ACER), Японский Национальный институт исследований в области образования (National Institute for Educational Research, NIER), Американская организация WESTAT.

Проект PISA проводится трехлетними циклами (с 2000 года) с акцентом на одно из трех направлений исследования.

Слайд №3 . Исследование PISA направлено на определение умений 15-летних подростков использовать приобретенные в школе академические знания и навыки в различных жизненных ситуациях для успешной социализации, решать проблемы, которые не связаны напрямую с определенными учебными предметами.

Слайд №4. Выборка исследования именно данного контингента обучающихся объясняется тем, что в большинстве стран мира освоение образовательных программ основной ступени обучения к 15-летнему возрасту завершается.

Слайд №4. Приоритетами оценивания функциональной грамотности школьников проекта PISA являются три направления – читательская, математическая и естественнонаучная грамотность. В исследовании PISA оцениваются такие умения обучающихся, как мышление, аргументация, постановка и решение проблем; навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Тем самым обучающиеся вовлекаются в проблемы, с которыми они встречаются в реальной жизни.

Слайд №5 . В этой связи технология оценивания исследования функциональной грамотности включает шесть уровней образовательных достижений 15-летних обучающихся более 60 стран мира. Самая высокая планка – 5 и 6 уровень - умения самостоятельно мыслить, анализировать и выдвигать собственные гипотезы, 4-3 - способность использовать имеющиеся знания и умения для получения новой информации, 2 - умение применить имеющиеся знания и навыки в простейших не учебных ситуациях, 1 уровень - низкий уровень элементарных знаний, небольшая вероятность успешного выполнения заданий.

По всем трем направлениям исследования определены конкретные требования к набору умений и навыков применения знаний. Каждому уровню соответствует определенное количество баллов международной шкалы. Тем самым проект PISA установил уникальную модель критериального оценивания образовательных достижений школьников (рис. 1.1.1).

4 уровень – 559 б.

3 уровень – 484 б.

2 уровень – 409 б.

1 уровень – 335 б.

Слайд №6 . В 2015 году тестирование учащихся будет проводиться по следующим направлениям: математика, чтение, наука, решение общих проблем. В 2015 году областью основного направления будет научная грамотность.

Экзамен (тестирование) длится 2 часа. Тестирование включает в себя открытые и закрытые вопросы.

Учащиеся не могут научиться всему, чему они хотят, в школе. Для того, чтобы учиться всю жизнь, молодым людям необходимы знания о том, как и зачем учиться. PISA не только проверяет успеваемость учащихся по чтению, математике и научной грамотности, но и интересуется их мотивациями, верой в себя и стратегиями обучения.

Слайд №7. Грамотность чтения - способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей. ( Международная программа PISA , 2000 год).

Слайд №8. Грамотность чтения предполагает, что выпускник школы должен

осознавать назначение чтения, его функции в деятельности человека ( для чего я читаю …),

понимать тексты различных видов, размышлять над их содержанием ( владеть приемами понимания текста ),

оценивать их смысл и значение,

использовать прочитанное в различных ситуациях, возникающих в процессе обучения, за пределами школы и ожидающих школьника во взрослой жизни.

Слайд №9. Функциональное чтение –

Чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания.

Слайд №10. Цель наших курсов – научиться проектировать урок русского языка и литературы с использованием стратегий активного обучения для развития функциональной грамотности чтения учащихся.

Слайд №11. Какие стратегии активного обучения нужны для развития функциональной грамотности чтения учащихся?

Слайд №12. Активное обучение - организация и ведение учебного процесса, направленного на активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством комплексного использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств.

Активное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся используют свое мышление для того, чтобы рассмотреть новые идеи, решить поставленные задачи и применить их на практике.

Это самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.

Чтобы быть активным участником учебного процесса, у учащегося должны происходить мыслительные процессы на высоком уровне (анализ, синтез и оценивание). В активном обучении используются задания, при выполнении которых учащийся должен задумываться .

Слайд №13. Стратегия обучения – план обучения, который составляет учитель для достижения учебной цели. Примерная схема: если мне нужно…, то я должен… .

Стратегия (в обучении) – это в первую очередь систематизированный план, программа действий и операций, осознанно применяемая для управления обучением с целью его улучшения .

Учебные стратегии используются для того, чтобы

сделать его эффективнее, результативнее, быстрее, приятнее,

нацелить и приблизить деятельность учения к своим собственным целям.

Слайд №14. Стратегии активного обучения:

Что я знаю, хочу узнать, что я узнал

Партнер по обучению

Мозговой штурм

Мудрые совы

Чтение в кружок

Интерпретация цитат, перефразирование

Текстовое граффити (бессловесное чтение)

Внимательное чтение

Ажурная пила

Эти стратегии используются на современных уроках по всем предметам. Нас учили, как их применять к урокам русского языка и литературы.

Смысл исследования PISA в том, чтобы, предложив учащимся прочитать и осмыслить наиболее используемые в жизни тексты, выявить общие для них и значимые результаты.

Слайд №15. Три аспекта , которые учитывались при разработке заданий по оценке грамотности чтения:

поиск и извлечение информации;

интеграция и интерпретирование;

осмысление и оценка (рефлексия).

Слайд №16. Поиск и извлечение

Предполагает поиск информации, которая в тексте представлена в явном виде

Слайд №17. Интеграция и интерпретация

Толкование (или интерпретация) предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую .

Например, почему герой жаждал продолжения увлекательного чтения?

Слайд №18. Рефлексия и оценка

Чтобы осмыслить и оценить содержание текста , читатель должен связать информацию текста с другими внетекстовыми источниками информации , например – согласиться или не согласиться с утверждением текста.

Слайд №20. Мои вопросы :

Поиск и извлечение : Под каким названием еще известна книга полет в ночи?

Интеграция и интерпретация : Почему автор к концу книги больше жаждал продолжения чтения, нежели желал счастливого финала?

Осмысление и оценка :

Как вы думаете, почему книги способны изменить мир? Захотелось ли вам прочитать эту книгу? Почему?

На курсах мы также работали с заданиями школьных учебников русского языка: выясняли и анализировали задания и вопросы, можно ли при помощи упражнений учебников подготовить к PISA. Пришли к выводу, что подготовить в принципе можно. Но где-то все же немного изменить или дополнить задания и вопросы. (Привести примеры из учебника русского языка для 9 класса, где есть задания на извлечение, интерпретацию и рефлексию)

Разрабатывали на курсах урок литературы с использованием вопросов в формате

PISA , а также в урок русского языка включали тексты из PISA и составляли вопросы и задания по теме русского языка, но опять же в формате PISA .

Читайте также: