Программа реализации инновационного проекта в начальной школе

Обновлено: 03.07.2024

Создание целостного универсального образовательного процесса, реализующего идею развития индивидуальности ребенка, его интересов, склонностей и способностей, с одной стороны, и удовлетворения запроса социума на раннюю профилизацию, с другой стороны

Цель проекта

Способствовать повышению качества образования, достижению высокого уровня подготовки учащихся через внедрение инновационных образовательных технологий

Задачи проекта

  1. Создать максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, всемерного развития ее способностей, добиваясь получения учащимися прочных знаний, основ наук и умения самостоятельно пополнять их.
  2. Способствовать формированию ключевых компетенций для успешной социализации выпускников.
  3. Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов посредством внедрения модели инновационной образовательной среды.
  4. Воспитывать высокоразвитого гражданина, способного к активной жизни, к труду, к творчеству на основе общечеловеческих нравственных ценностей.
  5. Дать образование на уровне, отвечающем развитию науки и позволяющем приспосабливаться к постоянным изменениям современного мира.
  6. Формировать личность с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, адаптированную к жизни в обществе, готовую к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ.
  7. Укреплять ресурсную базу школы.

Ожидаемые результаты проекта

Исполнители основных мероприятий проекта

Администрация школы, руководители служб, лабораторий, методических объединений, педагогический коллектив, учащиеся, родители

2. Описание проекта

Цель: способствовать повышению качества образования, достижению высокого уровня подготовки учащихся через внедрение инновационных образовательных технологий.

Основные задачи:

  1. Создать максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, всемерного развития ее способностей, добиваясь получения учащимися прочных знаний, основ наук и умения самостоятельно пополнять их.
  2. Способствовать формированию ключевых компетенций для успешной социализации выпускников.
  3. Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов в результате внедрения модели инновационной образовательной среды.
  4. Воспитывать высокоразвитого гражданина на основе общечеловеческих нравственных ценностей, способного к активной жизни, к труду, к творчеству.
  5. Дать образование на уровне, отвечающем развитию науки и позволяющем быстро приспосабливаться к постоянным изменениям современного мира.
  6. Формировать личность с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, адаптированную к жизни в обществе, готовую к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ.
  7. Укреплять ресурсную базу школы.

Условия реализации проекта:

Этапы реализации проекта:

Этапы проекта

Срок реализации

Цель этапа

Ориентировочный

Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния

Основной

Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние

Обобщающий

Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы

Показатели эффективности проекта:

  • высокий уровень учебного процесса, повышение качества образования, развитие способностей каждого ученика;
  • сохранение и укрепление здоровья учащихся;
  • коллектив – главная сила развития школы: имеет высокую степень мотивации инновационной деятельности;
  • развитие педагогического коллектива, улучшение материального положения, пополнение молодыми специалистами, владеющими новой инновационной системой образовательного учреждения;
  • усовершенствование системы работы с одаренными детьми, создание условий для данной работы;
  • повышение качества подготовки и переподготовки специалистов, работающих с одаренными детьми.

Продуктивность реализации проекта:

Этапы

Цель этапа

Показатели результативности

Ориентировочный

Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния

  • формулировка цели программы, определение задач и создание программы развития;
  • внедрение программ предпрофильного обучения;
  • наличие дидактического обеспечения к программам, ориентированным на внедрение инновационных технологий обучения и воспитания; создание единого календарно-тематического планирования, ориентированного на новый БУП;
  • организация научно-методического спецкурса;
  • создание НОУ

Основной

Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние

Обобщающий

Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы

  • высокий уровень учебного процесса;
  • создание условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса;
  • устойчивое существование системы работы с одаренными детьми, увеличение количества участников данной программы;
  • повышение качества подготовки и переподготовки специалистов, работающих с одаренными детьми;
  • улучшение материальной базы ОУ;
  • наличие единой образовательной информационно-аналитической среды МОУ КСОШ

3. Научно-методическое обеспечение проекта

В процессе реализации проекта-концепции в рамках деятельности школы предполагается развитие и осуществление нескольких исследовательских, инновационных, экспериментальных направлений педагогической работы, объединенных важнейшими приоритетами:

  • личность участников образовательного процесса (учитель-ученик), ее самоценность, ориентированность на развитие творческих потенциалов;
  • гуманизм – важная составляющая образовательного процесса, определяющая место человека в современном обществе.

Предполагается рост профессионального мастерства учителя за счет овладения новыми моделями обучения и современными технологиями, внедряемыми в учебно-воспитательный процесс. Данная работа активизирует процесс совершенствования творческого потенциала личности учителя, создавая благоприятную обстановку для формирования ее зрелости.

В число инновационных и опытно-экспериментальных направлений программы входят следующие:

Представления о выпускнике определяют необходимость построения такого образовательного пространства, в котором учащиеся чувствуют себя уверенными в собственных силах и ориентируются на различные достижения. При этом знания, умения и навыки учеников сопоставляются как с уровнем обязательных требований, так и с уровнем их предыдущих результатов.

Конкурентные преимущества школы:

  • значительный авторитет школы в окружающем социуме и среди образовательных учреждений района;
  • квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на работу по развитию образовательного учреждения;
  • значительное количество педагогов, стремящихся к саморазвитию;
  • качественная подготовка учащихся, результативность;
  • преимущественно высокий уровень общеучебных умений и навыков выпускников школы;
  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, позволяющих выстраивать субъект-субъектные отношения между учащимися и педагогами;
  • интеграция основного и дополнительного образования.

Однако анализ результатов работы образовательного учреждения выявил следующие проблемы:

  • снижение учебной мотивации;
  • слабая практическая и деятельностная направленность образовательного процесса;
  • недостаточность новых форм социализации для решения индивидуальных задач;
  • отсутствие возможности самоорганизации;
  • отсутствие единой образовательной информационно-аналитической среды.

В связи с этим, администрация школы и педагогический коллектив будущее школы определяют в реализации следующих аспектов:

  1. Существенное повышение качества образовательной подготовки школьников.
  2. Усиление мотивации учебной деятельность.
  3. Введение профильного обучения в старших классах.
  4. Повышение индивидуализации общеобразовательного процесса, рост возможностей образования по выбору.
  5. Профессиональная готовность учителя взаимодействовать с личностью ученика, формирование взаимоотношений, основанных на взаимном уважении, соучастии, сопереживании, сотрудничестве, сотворчестве.
  6. Дифференциация и индивидуализация обучения путем организации нетрадиционных уроков, практикумов, творческих проектов, презентаций, развитие исследовательских способностей.
  7. Организация методической работы школы, направленной на рост социально-предметной и психолого-педагогической компетентности.
  8. Высокая информатизация образовательной среды и подготовленность участников образовательного процесса к работе в данных условиях.

В перспективе школе необходимо достичь такого качества образовательного процесса, при котором:

  • формируется личность с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, адаптированная к жизни в динамических социально-экономических условиях;
  • развиваются способности и вырабатывается готовность школьников к самообразованию и саморазвитию;
  • происходит обучение на уровне, достаточном для дальнейшего продления образования;
  • в сознании школьников происходит соединение разрозненных предметных знаний в единую картину мира;
  • не допускается снижение уровня физического и психологического здоровья учащихся.

Таким образом, процесс развития школы будет обеспечиваться приоритетными нововведениями, которым придается интенсивный характер и которые выведут образовательное учреждение на стратегический путь развития.

С целью повышения качества образования, его эффективности, освоения инновационных технологий преподавания и обучения в качестве приоритетных нововведений в процессе развития образовательного учреждения определить реализацию следующих проектов:

Описание инновационного образовательного проекта

1. Наименование образовательной организации

Реализация инновационных образовательных проектов муниципальных общеобразовательных организаций в Московской области, направленных
на формирование развивающей и технологичной образовательной среды
в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов

Модель интеграции общего и дополнительного образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

  1. Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, интеграция общего и дополнительного образования, центр самоопределения, качество образования.
  2. Срок реализации проекта: 2018 - 2020 гг.
  3. Актуальность проблемы, основная идея проекта, обоснование его практической значимости для развития системы образования

В общеобразовательной школе имеет место выраженное противоречие: федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) определяет приоритетным творческое развитие личности ребенка и в тоже время - достижение обязательных планируемых результатов обучения.

Обучение, построенное на усвоении конкретных фактов, изжило себя в принципе, т.к. факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности. Перегрузка обучающихся - прямое следствие этой проблемы. Мы заметили эту тенденцию, и перешли к ранней специализации, ввели профильное обучение, но современный человек должен быть не только первоклассным специалистом, но и успешным гражданином, родителем, потребителем и т. д. Решение производственных, социальных и даже бытовых задач все больше требует системного, межпредметного подхода.

Профилизация образования выявила проблему выбора профиля обучения. Учеба идет хорошо, когда ребенок сам выбрал, чему он будет учиться. А если он ничего не выбрал? А не выбрал, потому что не видит практического применения знаний. Отсюда вытекает следующая проблема-оторванность знаний от жизни.

Необходимость использования проектного, интерактивного и других подходов к обучению, отмеченных в ФГОС, обозначило еще одну проблему-ограниченность временного ресурса для реализации проектных и исследовательских работ.

Решение отмеченных проблем возможно через интеграцию общеобразовательной школы и дополнительного образования школьников.

Основная идея проекта: создание единого образовательного пространства в условиях реализации ФГОС, определяющего развитие, личностное самоопределение обучающихся, повышение качества образования через реализацию интегративных программ общего и дополнительного образования.

Практическая значимость проекта определяется возможностями интегративной модели основного и дополнительного образования:

разработка дополнительных образовательных программ, содержание которых включает актуальную, инновационную информацию, сократит отставание содержания школьного образования от современных достижений в области науки и производства;

временной ресурс, который имеется в программах дополнительного образования детей, будет использован для реализации проектных и исследовательских работ;

интеграционная модель предполагает организацию образовательной деятельности на основе осознанного, свободного выбора деятельности обучающимися;

интеграционные программы, углубляющие базовые школьные курсы, включающие практикумы, лабораторные работы будут способствовать формированию компетенций обучающихся.

Цель -создать модель интеграции общего и дополнительного образования, тем самым расширить возможности для создания образовательной среды, обеспечивающей развитие личности обучающегося, его личностное самоопределение и самореализацию.

Модель интеграции общего и дополнительного образования, расширяющая возможности образовательной среды, обеспечивающая развитие личности обучающегося, его личностное самоопределение и самореализацию.

Разработка и эффективное функционирование системы педагогического обеспечения самоопределения обучающихся.

Динамика качества обученности обучающихся с 68% до 75% - на уровне начального образования, с 51% до 60% - на уровне общего образования, с 65% до 70% - на уровне среднего образования

Осознанное включение педагогов в инновационную профессиональную деятельность, выраженное в повышении активности педагогов в реализации своих профессиональных планов.

Статус стажировочной площадки по курсу командообразования.

Привлечение дополнительных финансовых ресурсов, обусловленных установлением сотрудничества с заинтересованными партнерами.

Повышение познавательной мотивации обучающихся, личностный рост всех участников образовательных отношений.

Положительная динамика показателей учебных достижений обучающихся.

Максимальное вовлечение детей в проектную и исследовательскую деятельность, научные и творческие объединения.

Формирование ключевых компетенций обучающихся.

Успешная социализация выпускников, адекватная профессиональная ориентация.

Повышение статуса школы, выраженного в количественных и качественных показателях позиционирования образовательной организации в профессиональных конкурсах различного уровня, конференциях, грантах, проектах, экспериментальных площадках и др.

Зеленая зона по итогам оценки рейтинга руководителей школ.

  1. Критерии и показатели оценки результативности и эффективности проекта

Организация образовательной деятельности

Доля детей, охваченных дополнительным образованием

Доля детей, участников творческих и научных объединений

Количество разработанных интегративных программ

вариативность образовательных программ

Доля педагогов, распространяющих в педагогическом сообществе инновационный опыт реализации интегративных программ

Улучшение материально- технической и информационно- методической базы образовательной деятельности школы

выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта

Результаты образовательной деятельности

Рост мотивации обучающихся к обучению

100% уровень обученности, отсутствие неуспевающих

Результаты государственной итоговой аттестации в 9, 11 классах

выше среднерегиональных показателей

Доля выпускников, получивших 220 баллов на ЕГЭ по трем предметам

Количество выпускников, получивших на ЕГЭ 100 баллов

Доля победителей и призеров олимпиад, проектов, творческих конкурсов

Степень готовности выпускников к продолжению образования

100% поступление выпускников 9 и 11 классов в профессиональные образовательные учреждения

Степень удовлетворенности обучающихся и их родителей (законных представителей) школьной жизнью

отсутствие жалоб со стороны родителей (законных представителей), увеличение контингента обучающихся

Внутришкольный контроль и мониторинг

1. Подготови-тельный, проектировоч-ный:

- создание творческой группы, распределение функциональных обязанностей;

- диагностика уровня сформированности национально-культурной идентичности учащихся

- диагностика степени включенности родителей и социальных партнеров в инновационные преобразования;

- составление аннотированного списка материалов по теме;

- оформление информационного уголка «В помощь педагогу-инноватору;

разработка материалов и механизмов методического сопровождения инновационной деятельности. Оформление документов для осуществления инновационной деятельности республиканского уровня (заявка, проект, информационная карта)

совещание при директоре;

заседание творческой группы;

заседание методичес-кого совета

2. Практический:

январь 2019 – январь 2021

- изучение вопроса формирования гражданско-культурных компетенций в рамках методических объединения школы;

- школа профессионально-го мастерства;

- эстафета инновационных практик;

- проведение интегрированных урокав;

- мероприятия шестого школьного дня;

- встречи с социальными партнерами, людьми творчества;

- проведение недели белорусской письменности, родного языка, истории, туризма и краеведения;

- олимпиада по правовым знаниям;

- участие в научно-исследовательских конференциях;

- интернет-олимпиады по предметам;

- конкурс семейных работ “Традиции и современность”;

- составление календаря народных праздников “Колесо года”;

- составление сборника народных игр;

- школа юного филолога;

- походы и экскурсии;

- организация работы родительского всеобуча;

- разработка памяток для родителей;

- вовлечение родителей в культурно-массовые мероприятия

-регулярное обновление информации на сайте школы о ходе реализации инновационного проекта;

- пополнение фонда методической литературы;

Определение уровня инновационной компетентности учителей методической и психологической службой учреждения.

Посещение и анализ уроков, факультативных занятий, кружков, внеклассных мероприятий. Выявление соответствия результатов целям, задачам инновационного проекта.

Составление аналитических отчетов участниками инновационного проекта

Промежуточ-ный педагогичес-кий совет;

итоговый педагогичес-кий совет;

совещание при директоре

3. Обобщающий:

- заседание творческой группы с целью обобщения результатов инновационной деятельности;

- подготовка творческих отчетов

- анкетирование родителей “Роль семьи в воспитании у ребенка уважения к культурному наследию страны”;

- оформление программно-методических материалов, накопленных в ходе реализации проекта

Анализ реализации программы.

Обработка данных, соотнесение результатов с поставленными целями, описание хода и результатов инновации. Анализ полученных результатов

Отчет по реализации проекта

4. Внедренческий:

- публикации в периодических изданиях;

- презентация опыта работы на уровне района;

- проведение семинара-практикума для педагогов района;

- разработка методических рекомендаций по использованию результатов инновационной деятельности в практике

Примеры успешных инноваций российских школ

Потребности образования в инновациях

Кроме требований Министерства просвещения, есть ещё ряд факторов, определяющих потребности образования в инновациях:

  • появление новых типов образовательных учреждений и повышение уровня конкуренции;
  • пересмотр содержания, корректировка перечня изучаемых предметов;
  • необходимость освоения педагогами современных технологий;
  • переход к новому пониманию роли педагога, как помощника ученику в его развитии.

Инновационным образовательным технологиям общего образования придаётся значение на государственном уровне.

Локальные практики и инициативы по внедрению инноваций рассматриваются сегодня как точка роста всего российского образования.

Такие методики становятся основой инновационных площадок по конкретным направлениям. Темы инновационных проектов в школе могут быть разными: общественная активность учащихся, паритет физической и духовной культуры, модели высокотехнологичной среды.

Что такое инновации в образовании

Сегодня инновации в школе – это не только примеры использования интерактивной доски и электронного дневника. Наиболее серьёзные изменения претерпевают технологии преподавания предметов школьной программы.

В центре внимания современного учителя индивидуализация обучения, личностно-ориентированные технологии, особенности интеллектуального развития и способы его мониторинга.

Создание внутришкольной системы оценки качества образования требует разработки новых критериев и методик, а потому – тоже относится к инновационной.

Базовая единица новаторской деятельности в образовании – урок, как основная форма организации учебного процесса.

Инновации в жизни школы, это, прежде всего, новые подходы к организации урока: распределение времени, формы работы с классом, планирование поэтапного усложнения заданий, использование эвристических методов.

Современный урок строится на основе системно-деятельностного подхода. Инновационные технологии по ФГОС внедряются через урок, на котором:

  • мышление каждого ученика активно;
  • учитель помогает ученику формировать эмоциональное отношение к деятельности;
  • стимулируется познание;
  • происходит сознательное формирование универсальных учебных действий, как способов взаимодействия ученика с информацией, с людьми, управления собственным мышлением;
  • есть место для рефлексивного самообучения и самоконтроля учеников;
  • присутствуют самостоятельность, творчество;
  • оценивается уровень полноты усвоения знаний.

Как организована инновационная деятельность

Учёные выделяют два типа новаторских процессов: спонтанные и организованные. Перед руководством стоят задачи эффективного управления и объективной оценки инновационных процессов. Единица внедрения школой организованных инноваций –проект.

Инструмент управления инновациями – карта инноваций образовательного учреждения.

При составлении карты руководство проводит анализ текущей ситуации, выявляя проблемы, поиск решения которых станет предметом работы. Как правило, в карту вносят одну главную или несколько родственных проблем.

Структура карты инноваций напоминает стандартное описание проекта:

  • проблема;
  • цель;
  • сущность инновации (механизм достижения цели);
  • результат, к которому должно привести внедрение инновации;
  • область применения (административная, дидактическая, кадровая, психолого-педагогическая, междисциплинарная);
  • способ апробации результата (выступление перед профессиональным сообществом);
  • проблемы, возникшие при внедрении инновации.

Карту инноваций руководство представляет на обсуждение коллектива. На основе карты составляется план, включающий подробное описание этапов внедрения конкретного инновационного проекта в школе.

Инновационная работа в школе

Обязательность внедрения инноваций не делает каждую школу источником обновления системы образования.

Инновационная школа – та, работа которой строится с использованием авторских подходов к организации учебного и воспитательного процессов.

Такой школе свойственно отличное собственное понимание аспектов образования: от целей до технологий.

Часто процессы внутри такой школы строятся на базе научно обоснованных философских, социально-психологических или педагогических концепций. Результат осмысления этих подходов – продуманная динамическая система взаимосвязей, инноваций в образовательной и воспитательной работе.

Инновационная школа работает, согласуясь с интересами общества, социальным заказом и имеет чёткое представление о критериях результативности образования.

Информационное обеспечение инноваций

Государственная поддержка новаторских практик в образовании помогает выявлять и тиражировать лучший опыт. С этой целью ежегодно Министерство просвещения отбирает школы, инновационная деятельность которых представляет ценность на федеральном уровне. Победители получают грант на развитие инновационных технологий по заявленному направлению за стенами своего учреждения. Ниже представлены примеры внедрения результатов инновационной деятельности победителями министерских конкурсов.

Модель управления

Реализован краснодарской СОШ №32. Проведена автоматизация библиотечных процессов, в том числе создан информационно-библиотечный центр. Разработаны программы повышения квалификации для педагогов и руководителей образовательных учреждений.

Особенности инновационных процессов в школьном образовании затрудняют анализ эффективности из-за отсроченного характера результата. Школы, выбравшие такой путь развития, организуют все процессы иначе, что выводит их на первые позиции по успеваемости, результатам ЕГЭ и ОГЭ, призовым местам учащихся на олимпиадах.

Читайте также: