Как соотносятся элементы формы государства кратко

Обновлено: 04.07.2024

На первый взгляд между формой правления, формой государственного устройства и политическим режимом нет жёсткой взаимосвязи, однако можно проследить некоторые тенденции. Демократический режим характерен для республики, а также для конституционной монархии, хотя бывают и исключения. Для суперпрезидентской характерен авторитарный политический режим, для советской республики - тоталитарный или авторитарный политический режим, а для абсолютной монархии - тоталитарный политический режим и унитарное государственное устройство. Для федерации характерна президентская или смешанная форма правления. Но подробное объяснение этих взаимозависимостей выходит далеко за пределы нашей с вами подготовки.

Под государственным устройством понимается внутренняя национально-территориальная организация государства; соотношение целого и его части. Данная категория дает ответы на вопросы о том, как организованна территория государства, из каких частей оно состоит, каково их правовое положение. Существуют 3 общепризнанные формы государственного управления:

3) Конфедеративная (промежуточная).

Унитарное государство – это единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований на правах его субъектов. Разновидностью унитарных государств можно считать государства, в которых при наличии единой территории имеются автономные образования. Например: это такие государства как Китай, Испания, Украина (Крымская автономная республика) и др.

Федеративное государство -характеризуется сложной формой территориального устройства, при которой государственная власть разделена между центральными, т.е. федеральными органами гос-ой власти и органами власти субъектов, входящих в федерацию. Федерация – это союз нескольких государственных образований, основанный на договоре.

Конфедерация – представляет собой союз нескольких самостоятельных государств, образованный как правило, на основе договора, для достижения определенных целей (политических, экономических и военных), которые позволяют создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств.

Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их компетенция и взаимоотношения с населением, степень участия населения в формировании этих органов.

2 основные формы правления:

Монархия – это форма правления, при которой вся полнота гос-ой власти сосредоточена в руках одного человека – монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т.п.), который выполняет функции и главы государства, и законодательной и во многом исполнительной власти.

При неограниченной (абсолютной) монархии – монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие.

При ограниченной монархии высшая гос-ая власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами (Земским Собором в Российской империи). К ограниченным относится монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.

Республика – это форма правления, при которой:

1) гос-ая власть передается народом определенному коллегиальному, а не единоличному органу (сенату, парламенту, народному собранию и т.п.).

2) представительная власть сменяема, избирается на определенный срок.

3) Законодательно закрепляется подотчетность и ответственность власти за результаты своей деятельности.

(В республиках высшие органы гос-ой власти выборные (глава гос-ва – президент, парламент), которые избираются на определенный срок).

На первый взгляд между формой правления, формой государственного устройства и политическим режимом нет жёсткой взаимосвязи, однако можно проследить некоторые тенденции. Демократический режим характерен для республики, а также для конституционной монархии, хотя бывают и исключения. Для суперпрезидентской характерен авторитарный политический режим, для советской республики - тоталитарный или авторитарный политический режим, а для абсолютной монархии - тоталитарный политический режим и унитарное государственное устройство. Для федерации характерна президентская или смешанная форма правления. Но подробное объяснение этих взаимозависимостей выходит далеко за пределы нашей с вами подготовки.




Под государственным устройством понимается внутренняя национально-территориальная организация государства; соотношение целого и его части. Данная категория дает ответы на вопросы о том, как организованна территория государства, из каких частей оно состоит, каково их правовое положение. Существуют 3 общепризнанные формы государственного управления:

3) Конфедеративная (промежуточная).

Унитарное государство – это единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований на правах его субъектов. Разновидностью унитарных государств можно считать государства, в которых при наличии единой территории имеются автономные образования. Например: это такие государства как Китай, Испания, Украина (Крымская автономная республика) и др.

Федеративное государство -характеризуется сложной формой территориального устройства, при которой государственная власть разделена между центральными, т.е. федеральными органами гос-ой власти и органами власти субъектов, входящих в федерацию. Федерация – это союз нескольких государственных образований, основанный на договоре.

Конфедерация – представляет собой союз нескольких самостоятельных государств, образованный как правило, на основе договора, для достижения определенных целей (политических, экономических и военных), которые позволяют создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств.

Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их компетенция и взаимоотношения с населением, степень участия населения в формировании этих органов.

2 основные формы правления:

Монархия – это форма правления, при которой вся полнота гос-ой власти сосредоточена в руках одного человека – монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т.п.), который выполняет функции и главы государства, и законодательной и во многом исполнительной власти.

При неограниченной (абсолютной) монархии – монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие.

При ограниченной монархии высшая гос-ая власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами (Земским Собором в Российской империи). К ограниченным относится монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.

Республика – это форма правления, при которой:

1) гос-ая власть передается народом определенному коллегиальному, а не единоличному органу (сенату, парламенту, народному собранию и т.п.).

2) представительная власть сменяема, избирается на определенный срок.

3) Законодательно закрепляется подотчетность и ответственность власти за результаты своей деятельности.

(В республиках высшие органы гос-ой власти выборные (глава гос-ва – президент, парламент), которые избираются на определенный срок).

Форма государства - это внешняя характеристика сущности государства. Форма государства - это категория, показывающая взаимосвязь между различными органами государства. Она показывает, как организована государственная власть.

Политический режим влияет на иные элементы формы государства, причем влияет определяющим образом.

Определяющее влияние политического режима на форму государства выражается в том, что:

конкретные формы правления взаимосвязаны с определенными политическими режимами (демократическое государство не может быть абсолютной монархией, в авторитарном режиме нет парламентаризма).

Демократический режим характерен для республики, а также для конституционной монархии, хотя бывают и исключения. Для суперпрезидентской характерен авторитарный политический режим, для советской республики - тоталитарный или авторитарный политический режим, а для абсолютной монархии - тоталитарный политический режим и унитарное государственное устройство.

Для федерации характерна президентская или смешанная форма правления.

Таким образом, следует иметь в виду, что существует определенная взаимозависимость между различными элементами формы государства. Так, абсолютная монархия закономерно сочетается с авторитарными режимами. Республиканская же форма правления тяготеет к демократическому режиму. В свою очередь, унитарное государство с его жесткой централизацией может быть основой тоталитарного режима, а федеративное, основанное на добровольном объединении, больше приспособлено к демократии.

Однако жесткой зависимости здесь все же нет. Можно говорить лишь об определенных тенденциях. Ведь те же федеративные, территориально большие государства вынуждены создавать обширный бюрократический аппарат управления, усиливать центральную власть как гаранта от возможного сепаратизма и распада, что обусловливает антидемократические начала управления. Кроме того, на соотношение элементов формы государства влияют национальные традиции, тип мышления (сравните, европейский – общинный и азиатский – единовластный), своеобразие культуры, религиозные приверженности населения и тому подобные объективные и субъективные обстоятельства.

К закономерностям сочетания элементов формы государства относятся:

определяющая роль политического режима по отношению к форме правления и форме государственного устройства;

частичное обратное воздействие последних двух элементов на политический режим;

ограничительный по отношению к верховной власти характер парламентской формы правления и федеративной формы государственного устройства;

национально-историческое своеобразие сочетания элементов формы конкретного государства.

Можно выделить следующие сочетания элементов формы государства:

1) централизованно-монократический тип – лидерская форма правления, унитарная форма государственного устройства и тоталитарный политический режим;

2) традиционно-автократический тип – лидерское правление, унитарное устройство и авторитарный режим;

3) простой (конституционный) тип – лидерское правление, унитарное устройство и демократический режим;

4) вертикально распределенный тип – лидерское правление, федеративное устройство и демократический режим;

5) горизонтально распределенный тип – парламентское правление, унитарное устройство и демократический режим;

6) сложно распределенный тип – парламентское правление, федеративное устройство и демократический режим.


1. Понятие формы государства. Соотношение типа и формы государства

Форма государства - это организация государственной власти, методы ее осуществления и ее территориальное устройство, которые отражают особенности развития страны, уровень ее демократии, а также культуры населения.

Тип государства - это совокупность признаков отличающих одно государство от другого.

С одной стороны, государства каждого типа облекаются во множество форм - в рамках одного исторического типа встречаются различные формы государства. В частности, для рабовладельческого типа были характерны монархии (древневосточные деспотии - Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия, Римская империя) и республики (аристократические, например Римская в период с VI по I в. до н.э., и демократические, например Афинское государство); для феодального типа - монархии (раннефеодальная, монархия периода феодальной раздробленности, сословно-представительная, абсолютная) и городские республики (Венеция, Генуя, Флоренция, Новгород, Псков и др.); для буржуазного типа - демократические республики (парламентские, президентские, смешанные) и конституционные (ограниченные) монархии; для социалистического типа - Парижская Коммуна, советские республики и республики народной демократии.

С другой стороны, государства определенного исторического типа имеют некоторые формы, присущие только им. Так, например, сословно-представительная монархия есть принадлежность только феодального государства в известный период его развития, а парламентская монархия и демократическая республика свойственны буржуазному типу государства.

Государства каждого данного типа не могут воплощаться в любые формы, т.е. и в такие, которые явно противоречат их содержанию и не соответствуют их экономической основе. Нельзя представить себе рабовладельческое государство в форме ограниченной монархии или демократической республики с общенациональными представительными учреждениями.

Конкретная форма государства предопределяется историческим типом государства. Но кроме этого она зависит и от других факторов:

1) уровня экономического развития общества;

2) соотношения классовых сил;

3) историко-национальных и культурных традиций;

4) международной обстановки и т.п.

Факторы, которые обусловливают разнообразие государственных форм, могут быть различными. В целом они сводятся к конкретности, индивидуальности объективных условий, в которых осуществляется управление обществом в тех или иных странах. Поскольку каждое государство развивается в специфических конкретных условиях, оно имеет своеобразные политические формы.

Следовательно, тип и форма государства соотносятся как содержание и форма, где определяющую роль играет, естественно, содержание (т.е. тип государства).

Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой стороны - государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

Современная наука считает форму государства состоящей из трех элементов:

формы правления (отражает способ организации высших органов государственной

власти и их связь с суверенитетом государства), формы государственного

устройства (отражает способ распределения власти по территории государства и

взаимосвязь центральной власти с региональной) и политического режима

(система методов осуществления государственной власти). Такое понимание

сложилось не сразу, долгое время в нее включали лишь форму правления и форму

Между различными элементами формы государства существует известное

соответствие. Так, монархическая форма феодального государства периода

абсолютизма тяготеет к унитарной, централизованной форме государственного

Если категория "сущность государства" отвечает на вопрос, в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государстве, то категория "форма государства" означает, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов и приемов.

Если территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам, то в понятии "форма государства" выражается их внутренняя организация, способ устройства, с помощью которых они весьма существенно отличаются друг от друга.

От формы государства в значительной степени зависит и политическая жизнь в обществе, и устойчивость государственных институтов.

Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п. Например, в Англии в результате своеобразного компромисса между буржуазией и феодалами возникла ограниченная (конституционная) монархия, в России в силу многонационального состава населения и огромных территорий больше предпосылок для федеративного устройства государства.

Элементами формы государства являются:

1) форма правления - характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;

2) форма государственного устройства - отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные;

3) политический (государственный) режим - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы.

Таким образом, форма государства - это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих.

Читайте также: