Какие меры безопасности обычно применяются в организациях кратко информатика

Обновлено: 04.07.2024

Презентация на тему: " Защита информации. Информационная безопасность это защищенность информации от любых действий, в резуль­тате которых информация может быть искажена или." — Транскрипт:

2 Информационная безопасность это защищенность информации от любых действий, в резуль­тате которых информация может быть искажена или утеряна, а владельцам или пользователям информации нанесен недопустимый ущерб.

3 В защите нуждается: государственная и военная тайна; коммерческая тайна; юриди­ческая тайна; врачебная тайна.

4 Необходимо защищать личную информацию: паспортные данные; данные о банковских счетах; логины и пароли на сайтах; а также любую информацию, которую можно использовать для шантажа, вымогательства и т.п.

5 Защита информации - это меры, направленные на то, чтобы не потерять информацию, не допустить ее искажения, а также не допустить, чтобы к ней получили доступ люди, не имеющие на это права.

6 В результате нужно обеспечить доступность информации - возможность получения информации за приемлемое время; целостность (отсутствие искажений) информации; конфиденциальность информации (недоступность для посторонних).

7 Доступность информации нарушается, например, когда оборудование выходит из строя, или веб-сайт не отвечает на запросы пользователей в результате массовой атаки вредоносных программ через Интернет.

9 Конфиденциальность нарушается, когда информация становится известной тем людям, ко­торые не должны о ней знать (происходит перехват секретной информации).

10 В компьютерных сетях защищенность информации снижается в сравнении с отдельным компьютером, потому что: в сети работает много пользователей, их состав меняется; есть возможность незаконного подключения к сети; существуют уязвимости в сетевом программном обеспечении; возможны атаки взломщиков и вредоносных программ через сеть.

12 Технические средства защиты информации - это замки, решетки на окнах, системы сигна­лизации и видеонаблюдения, другие устройства, которые блокируют возможные каналы утечки информации или позволяют их обнаружить.

13 Программные средства обеспечивают доступ к данным по паролю, шифрование информа­ции, удаление временных файлов, защиту от вредоносных программ и др.

14 Организационные средства включают распределение помещений и прокладку линий связи таким образом, чтобы злоумышленнику было сложно до них добраться; политику безопасности организации.

16 Важная информация должна периодически копироваться на резервные носи­тели, чтобы сохранить ее в случае сбоев. Обычные сотрудники (не администраторы) имеют право доступа только к тем данным, которые им нужны для работы; не имеют права устанавливать программное обеспечение; раз в месяц должны менять пароли.

17 Самое слабое звено любой системы защиты - это человек. Некоторые пользователи могут записывать пароли на видном месте (чтобы не забыть) и передавать их другим, при этом возмож­ ность незаконного доступа к информации значительно возрастает.

Обеспечение защиты информации в системах и сетях происходит по следующим направлениям:

1. Организационные меры (например, ограничение доступа в помещения, где производится обработка информации; допуск к информации проверенных лиц; хранение носителей информации в специальных сейфах).

2. Организационно-технические (установка кодовых замков; осуществление питания от независимых источников; использование жидкокристаллических мониторов; установка клавиатуры на мягкую основу и т.п.).

3. Программные (блокировка данных и ввод ключевых слов; идентификация; программы обнаружения несанкционированного доступа; антивирусные средства, средства контроля и диагностики программного и аппаратного обеспечения ПК).

4. Правовые. Создание соответствующей нормативной правовой базы для обеспечения информационной безопасности и защиты информации.

Угрозы безопасности: понятие и классификация. Комплексное решение вопросов безопасности называется архитектурой безопасности, которая включает: угрозы безопасности, службы безопасности и механизмы (методы) обеспечения безопасности.

Угроза безопасности — действие или событие, которое может привести к разрушению, искажению или несанкционированному использованию информационных ресурсов компьютерных информационных системах и сетей.

По природе возникновения угрозы разделяют на:

- естественные — угрозы, вызванные воздействиями на компьютерную систему и ее элементы объективных физических процессов или стихийных природных явлений, независящих от человека;

- искусственные — угрозы, вызванные деятельностью человека. Среди них, исходя из мотивации действий, выделяют: непреднамеренные (случайные) угрозы, вызванные ошибками в проектировании системы и ее элементов, ошибками в программном обеспечении, ошибками в действиях персонала; преднамеренные (умышленные) угрозы, связанные с корыстными устремлениями людей.

По отношению к компьютерным системам угрозы подразделяют на внешние и внутренние.

На основе объектов компьютерной системы угрозы классифицируют на:

- угрозы компьютерам или серверам (физическое вмешательство, заражение вирусами, несанкционированное внедрение в систему);

- пользователям (подмена персоналий, нарушение приватности);

- документам (нарушение целостности документа, искажение аутентичности отправителя документа, непризнание участия).

Методы обеспечения безопасности информации. К методам обеспечения безопасности информации относится:

- добавление контрольной суммы;

Идентификация позволяет устанавливать конкретного пользователя, работающего за терминалом и принимающего либо отправляющего информацию. Идентификация производится с помощью паролей (совокупности символов, известных подключенному к системе абоненту); физических методов, например, карточек с магнитным покрытием; анализа индивидуальных параметров (отпечатки пальцев, рисунка линий руки, радужной оболочки глаз, идентификация по голосу).

Шифрование осуществляется методами криптографии, т.е. методом преобразования из общепринятой формы в кодированную (обратный процесс – дешифрование). Секретный ключ шифровки известен только отправителю и получателю.

Электронная цифровая подпись (ЭЦП) также относится к криптографическим методам защиты информации. Применятся при разработке защищенных систем электронного документооборота. ЭЦП представляет собой средство правовой защиты и аутентификации электронного документа. ЭЦП подразделяется на: ЭЦП текста документа и ЭЦП операции, которая заверяет действия, при которых подписывается документ.

Электронные ключи часто рассматриваются только как средство защиты от копирования. Электронные ключи построены на основе микросхемы и имеют электрически программируемую энергонезависимую память. Защита программ с помощью электронных ключей позволяет отказаться от привязки программ к некопируемой ключевой дискете или конкретному компьютеру. Пользователь может свободно создавать резервные копии, переписывать защищенные программы с одного компьютера на другой и т.д., однако запускаться и работать эти программы будут только при подключении электронного ключа к параллельному порту компьютера.




Обеспечение защиты информации в системах и сетях происходит по следующим направлениям:

1. Организационные меры (например, ограничение доступа в помещения, где производится обработка информации; допуск к информации проверенных лиц; хранение носителей информации в специальных сейфах).

2. Организационно-технические (установка кодовых замков; осуществление питания от независимых источников; использование жидкокристаллических мониторов; установка клавиатуры на мягкую основу и т.п.).

3. Программные (блокировка данных и ввод ключевых слов; идентификация; программы обнаружения несанкционированного доступа; антивирусные средства, средства контроля и диагностики программного и аппаратного обеспечения ПК).

4. Правовые. Создание соответствующей нормативной правовой базы для обеспечения информационной безопасности и защиты информации.

Угрозы безопасности: понятие и классификация. Комплексное решение вопросов безопасности называется архитектурой безопасности, которая включает: угрозы безопасности, службы безопасности и механизмы (методы) обеспечения безопасности.

Угроза безопасности — действие или событие, которое может привести к разрушению, искажению или несанкционированному использованию информационных ресурсов компьютерных информационных системах и сетей.

По природе возникновения угрозы разделяют на:

- естественные — угрозы, вызванные воздействиями на компьютерную систему и ее элементы объективных физических процессов или стихийных природных явлений, независящих от человека;

- искусственные — угрозы, вызванные деятельностью человека. Среди них, исходя из мотивации действий, выделяют: непреднамеренные (случайные) угрозы, вызванные ошибками в проектировании системы и ее элементов, ошибками в программном обеспечении, ошибками в действиях персонала; преднамеренные (умышленные) угрозы, связанные с корыстными устремлениями людей.

По отношению к компьютерным системам угрозы подразделяют на внешние и внутренние.

На основе объектов компьютерной системы угрозы классифицируют на:

- угрозы компьютерам или серверам (физическое вмешательство, заражение вирусами, несанкционированное внедрение в систему);

- пользователям (подмена персоналий, нарушение приватности);

- документам (нарушение целостности документа, искажение аутентичности отправителя документа, непризнание участия).

Методы обеспечения безопасности информации. К методам обеспечения безопасности информации относится:

- добавление контрольной суммы;

Идентификация позволяет устанавливать конкретного пользователя, работающего за терминалом и принимающего либо отправляющего информацию. Идентификация производится с помощью паролей (совокупности символов, известных подключенному к системе абоненту); физических методов, например, карточек с магнитным покрытием; анализа индивидуальных параметров (отпечатки пальцев, рисунка линий руки, радужной оболочки глаз, идентификация по голосу).

Шифрование осуществляется методами криптографии, т.е. методом преобразования из общепринятой формы в кодированную (обратный процесс – дешифрование). Секретный ключ шифровки известен только отправителю и получателю.

Электронная цифровая подпись (ЭЦП) также относится к криптографическим методам защиты информации. Применятся при разработке защищенных систем электронного документооборота. ЭЦП представляет собой средство правовой защиты и аутентификации электронного документа. ЭЦП подразделяется на: ЭЦП текста документа и ЭЦП операции, которая заверяет действия, при которых подписывается документ.

Электронные ключи часто рассматриваются только как средство защиты от копирования. Электронные ключи построены на основе микросхемы и имеют электрически программируемую энергонезависимую память. Защита программ с помощью электронных ключей позволяет отказаться от привязки программ к некопируемой ключевой дискете или конкретному компьютеру. Пользователь может свободно создавать резервные копии, переписывать защищенные программы с одного компьютера на другой и т.д., однако запускаться и работать эти программы будут только при подключении электронного ключа к параллельному порту компьютера.

В современном мире информация является значимым ресурсом, ее сохранность и правильное использование являются одними из первоочередных задач для развития организации и производства и снижения уровня разнообразных рисков. Важнейшим актуальным вопросом для предприятия является вопрос информационной безопасности.

image alt

В этой статье мы рассмотрим

  • Что такое информационная безопасность?
  • В чем отличие информационной безопасности и кибербезопасности?
  • Цели информационной безопасности в организации и на предприятии
  • Виды информационной безопасности
  • Общие риски информационной безопасности
  • Громкие инциденты безопасности в 2019 году
  • Технологии информационной безопасности

Что такое информационная безопасность?

InfoSec или информационная безопасность – это набор инструментов и методов, используемых для защиты своей цифровой и аналоговой информации. InfoSec охватывает целый ряд IT-областей, включая инфраструктуру и сетевую безопасность, аудит и тестирование. Он использует такие инструменты, как аутентификация и разрешения, чтобы ограничить несанкционированный доступ пользователей к частной информации. Эти меры помогут вам предотвратить вред, связанный с кражей, изменением или потерей информации.

В чем отличие информационной безопасности и кибербезопасности?

Кибербезопасность и информационная безопасность охватывают различные цели и области, но и имеют некоторые общие черты. Информационная безопасность – это более широкая категория защиты, охватывающая криптографию, мобильные вычисления и социальные сети. Она связана с обеспечением информационной безопасности, используемой для защиты информации от угроз, не связанных с человеком, таких как сбои серверов или стихийные бедствия. В свою очередь, кибербезопасность охватывает только интернет-угрозы и цифровые данные. Кроме того, кибербезопасность обеспечивает защиту необработанных, несекретных данных, в то время как информационная безопасность – нет.

Цели информационной безопасности в организации и на предприятии

Существует три основные цели, защищаемые информационной безопасностью, в совокупности известной как CIA:

  • Конфиденциальность – предотвращает несанкционированный доступ пользователей к информации для защиты конфиденциальности информационного контента. Конфиденциальность обеспечивается за счет ограничений доступа. Нарушение конфиденциальности может произойти из-за человеческой ошибки, преднамеренного обмена информацией или злонамеренного проникновения.
  • Целостность – обеспечивает достоверность и точность информации. Целостность поддерживается путем ограничения прав на редактирование или возможности изменять информацию. Потеря целостности может произойти, когда аналоговая информация не защищена от внешних условий, цифровая информация не передается должным образом или когда пользователи вносят неутвержденные изменения.
  • Доступность – гарантирует, что авторизованные пользователи могут надежно получить доступ к информации. Доступность поддерживается за счет непрерывности процедур доступа, резервного копирования или дублирования информации, а также обслуживания аппаратных средств и сетевых соединений. Потеря доступности может произойти, когда сети подвергаются атаке из-за стихийных бедствий или когда клиентские устройства выходят из строя.

Виды информационной безопасности

При рассмотрении информационной безопасности информационной безопасности существует несколько классификаций. Эти классификации охватывают конкретные типы информации, инструменты, используемые для защиты информации, и области, где информация нуждается в защите.

Безопасность приложений

Стратегии безопасности приложений защищают приложения и интерфейсы прикладного программирования (API). Вы можете использовать эти стратегии для предотвращения, обнаружения и исправления ошибок или других уязвимостей в ваших приложениях. Если они не защищены, уязвимости приложений и API могут стать шлюзом для более широких систем, подвергая риску вашу информацию.

Безопасность инфраструктуры

Стратегии безопасности инфраструктуры защищают компоненты инфраструктуры, включая сети, серверы, клиентские устройства, мобильные устройства и центры обработки данных. Растущая связь между этими и другими компонентами инфраструктуры ставит информацию под угрозу без надлежащих мер предосторожности.

Этот риск связан с тем, что подключение расширяет уязвимые места в ваших системах. Если одна из частей вашей инфраструктуры выходит из строя или подвергается риску, все зависимые компоненты также подвергаются воздействию. В связи с этим важной целью обеспечения безопасности инфраструктуры является минимизация зависимостей и изоляция компонентов при одновременном обеспечении возможности взаимодействия.

Облачная безопасность

Облачная безопасность обеспечивает аналогичную защиту безопасности приложений и инфраструктуры, но ориентирована на облачные или подключенные к облаку компоненты и информацию. Облачная безопасность добавляет дополнительные средства защиты и инструменты, чтобы сосредоточиться на уязвимостях, которые исходят от интернет-сервисов и общих сред, таких как общедоступные облака. При использовании облачных ресурсов и приложений вы часто не можете полностью контролировать свои среды, поскольку инфраструктура обычно управляется за вас. Это означает, что методы облачной безопасности должны учитывать ограниченный контроль и принимать меры для ограничения доступности и уязвимости, исходящие от подрядчиков или поставщиков.

image alt

Криптография

Криптография использует шифрование, чтобы защитить информацию, скрывая ее содержание. Когда информация зашифрована, она доступна только тем пользователям, у которых есть правильный ключ шифрования. Если у пользователей нет этого ключа, то информация для него недоступна. Команды безопасности могут использовать шифрование для защиты конфиденциальности и целостности информации на протяжении всего ее срока службы, в том числе при хранении и передаче. Однако, как только пользователь расшифровывает данные, они становятся уязвимыми для кражи, разоблачения или модификации.

Для шифрования информации команды безопасности используют такие инструменты, как алгоритмы шифрования или технологии, такие как блокчейн. Алгоритмы шифрования, такие как advanced encryption standard (AES), более распространены, так как существует большая поддержка этих инструментов и меньше накладных расходов на их использование.

Реагирование на инциденты

Реагирование на инциденты – это набор процедур и инструментов, которые можно использовать для выявления, расследования и реагирования на угрозы или разрушительные события. Он устраняет или уменьшает ущерб, причиненный системам в результате атак, стихийных бедствий, системных сбоев или человеческой ошибки.
Обычно используемым инструментом реагирования на инциденты является план реагирования на инциденты (IRPs). IRPs определяют роли и обязанности по реагированию на инциденты. Эти планы также содержат информацию о политике безопасности, содержат руководящие принципы или процедуры действий.

Управление уязвимостями

Управление уязвимостями – это практика, направленная на снижение присущих приложению или системе рисков. Идея этой практики заключается в обнаружении и исправлении уязвимостей до того, как проблемы будут раскрыты или использованы. Чем меньше уязвимостей имеет компонент или система, тем более безопасны ваши данные и ресурсы.
Методы управления уязвимостями основаны на тестировании, аудите и сканировании для обнаружения проблем. Эти процессы часто автоматизируются, чтобы гарантировать, что компоненты оцениваются в соответствии с определенным стандартом и чтобы обеспечить обнаружение уязвимостей как можно быстрее. Другой метод, который вы можете использовать, – это поиск угроз, который включает в себя исследование систем в режиме реального времени для выявления признаков угроз или обнаружения потенциальных уязвимостей.

Аварийное восстановление

Стратегии аварийного восстановления защищают вашу организацию от потерь или повреждений, вызванных непредвиденными событиями. Например, вымогатели, стихийные бедствия или отдельные точки сбоя. Стратегии аварийного восстановления обычно определяют, как можно восстановить информацию, как можно восстановить системы и как можно возобновить операции. Эти стратегии часто являются частью плана управления непрерывностью бизнеса (BCM), разработанного для того, чтобы позволить организациям поддерживать операции с минимальными простоями.

Общие риски информационной безопасности

В вашей повседневной деятельности многие риски могут повлиять на вашу систему и информационную безопасность. Ниже приведены некоторые общие риски, о которых следует знать.

Социальная инженерия включает в себя использование психологии, чтобы обмануть пользователей в предоставлении информации или доступа к злоумышленникам.Фишинг – это один из распространенных видов социальной инженерии, обычно выполняемый с помощью электронной почты. При фишинговых атаках злоумышленники притворяются надежными или законными источниками, запрашивающими информацию или предупреждающими пользователей о необходимости принятия мер. Например, электронные письма могут просить пользователей подтвердить личные данные или войти в свои учетные записи через включенную (вредоносную) ссылку. Если пользователи подчиняются, злоумышленники могут получить доступ к учетным данным или другой конфиденциальной информации.

Расширенные постоянные угрозы(APT) – это угрозы, при которых отдельные лица или группы получают доступ к вашим системам и остаются в них в течение длительного периода времени. Злоумышленники осуществляют эти атаки для сбора конфиденциальной информации с течением времени или в качестве основы для будущих атак. Теракты АПТ совершаются организованными группами, которые могут оплачиваться конкурирующими национальными государствами, террористическими организациями или промышленными конкурентами.

Угрозы инсайдерской информации – это уязвимости, создаваемые отдельными лицами в вашей организации. Эти угрозы могут быть случайными или преднамеренными и включать злоумышленников, злоупотребляющих “законными” привилегиями для доступа к системам или информации. В случае случайных угроз сотрудники могут непреднамеренно делиться или раскрывать информацию, загружать вредоносные программы. При преднамеренных угрозах инсайдеры намеренно повреждают, скачивают или крадут информацию для личной или профессиональной выгоды.

Криптоджекинг, также называемый крипто-майнингом, – это когда злоумышленники злоупотребляют вашими системными ресурсами для добычи криптовалюты. Злоумышленники обычно достигают этого путем обмана пользователей в загрузке вредоносных программ или когда пользователи открывают файлы с включенными вредоносными скриптами.

Распределенный отказ в обслуживании(DDoS). DDoS-атаки происходят, когда злоумышленники перегружают серверы или ресурсы запросами. Злоумышленники могут выполнять эти атаки вручную или через ботнеты, сети скомпрометированных устройств, используемых для распространения источников запросов. Цель DDoS-атаки состоит в том, чтобы помешать пользователям получить доступ к сервисам или отвлечь команды безопасности во время других атак.
Вымогатели используют вредоносные программы для шифрования ваших данных и хранения их для выкупа. Как правило, злоумышленники требуют информацию, чтобы какие-то действия были предприняты, или оплату от организации в обмен на расшифровку данных. В зависимости от типа используемой программы-вымогателя, вы не сможете восстановить зашифрованные данные. В этих случаях вы можете восстановить данные только путем замены зараженных систем чистыми резервными копиями.

Громкие инциденты безопасности в 2019 году

В марте крупнейший мировой производитель алюминия Norsk Hydro был вынужден приостановить работу производственных объектов из-за атаки вымогателя LockerGoga. По оценкам компании, ущерб от инцидента составил порядка $35-41 млн. В числе жертв различных программ-вымогателей также оказались, швейцарский производитель спецтехники Aebi Schmidt, немецкий концерн Rheinmetall и пр.

В конце июня были обнародованы подробности о масштабной кампании по кибершпионажу, в рамках которой преступники внедрились в сети крупнейших мировых телекоммуникационных компаний с целью перехвата информации о конкретных лицах. Организатором кампании предположительно являлась связанная с КНР группировка APT10. Злоумышленникам удалось похитить порядка 100 ГБ информации и с помощью подробных данных о вызове (Call Detail Records, CDR) отслеживать передвижения и действия интересовавших их лиц.

Технологии информационной безопасности

Создание эффективной стратегии информационной безопасности требует применения различных инструментов и технологий. В большинстве стратегий используется определенная комбинация следующих технологий.

image alt

Брандмауэры – это уровень защиты, который можно применить к сетям или приложениям. Эти инструменты позволяют фильтровать трафик и передавать данные о трафике в системы мониторинга и обнаружения. Брандмауэры часто используют установленные списки разрешенного или не разрешенного трафика и политики, определяющие скорость или объем разрешенного трафика.

Решения SIEM для управления инцидентами и событиями безопасности позволяют вам получать и сопоставлять информацию из разных систем. Такое объединение данных позволяет командам более эффективно обнаруживать угрозы, более эффективно управлять предупреждениями и обеспечивать лучший контекст для расследований. Решения SIEM также полезны для регистрации событий, происходящих в системе, или для составления отчетов о событиях и производительности. Затем вы можете использовать эту информацию для подтверждения соответствия или оптимизации конфигураций.

Стратегии предотвращения потери данных (DLP) включают в себя инструменты и методы, которые защищают данные от потери или модификации. Это включает в себя классификацию данных, резервное копирование данных и мониторинг того, как данные совместно используются в организации и за ее пределами.

Система обнаружения вторжений (IDS) – это инструменты для мониторинга входящего трафика и обнаружения угроз. Эти инструменты оценивают трафик и предупреждают о любых случаях, которые кажутся подозрительными или вредоносными.

Система предотвращения вторжений (IPS) – эти решения реагируют на трафик, который идентифицируется как подозрительный или вредоносный, блокируя запросы или завершая сеансы пользователя. Вы можете использовать IP-решения для управления сетевым трафиком в соответствии с определенными политиками безопасности.

Поведенческая аналитика пользователей (UBA) – решения UBA собирают информацию о действиях пользователей и соотносят их поведение с базовым уровнем. Затем решения используют этот базовый уровень в качестве сравнения с новыми моделями поведения для выявления несоответствий. Затем решение помечает эти несоответствия как потенциальные угрозы.

Блокчейн-кибербезопасность – это технология, которая опирается на неизменяемые транзакционные события. В блокчейн-технологиях распределенные сети пользователей проверяют подлинность транзакций и обеспечивают поддержание целостности.

Решения по кибербезопасности EDR позволяют отслеживать активность конечных точек, выявлять подозрительные действия и автоматически реагировать на угрозы. Эти решения предназначены для улучшения видимости конечных устройств и могут быть использованы для предотвращения проникновения угроз в ваши сети или выхода информации. Решения EDR основаны на непрерывном сборе данных конечных точек, механизмах обнаружения и регистрации событий.

Управление положением облачной безопасности (CSPM) – это набор практик и технологий, которые вы можете использовать для оценки безопасности ваших облачных ресурсов. Эти технологии позволяют сканировать конфигурации, сравнивать средства защиты с эталонными показателями и обеспечивать единообразное применение политик безопасности. Часто решения CSPM предоставляют рекомендации или рекомендации по устранению неполадок, которые вы можете использовать для улучшения своей позиции безопасности.

Проблемы информационной безопасности: алгоритм построения системы ИБ с нуля

Представим ситуацию, когда в компании создается подразделение информационной безопасности. Перед руководителем ИБ-отдела очерчен круг задач, выделен бюджет и дана отмашка на старт. Предлагаем рассмотреть алгоритм, который поможет в текучке неотложных дел сфокусироваться на главном.

1. Заручиться поддержкой руководства.

Если отдел информационной безопасности создан по инициативе руководства компании, то проблема решена. Однако в реальности часто ИБ-отдел создается стихийно, при этом существует служба безопасности, которая не очень понимает, что такое технические меры защиты, есть также ИТ-служба, которая воспринимает ИБ-отдел как помеху и т д.

2. Определить состав рабочей группы.

Важно определить, какие специалисты будут принимать активное участие в работах по информационной безопасности.

Есть мнение, что можно отдать работы по ИБ на аутсорсинг и полностью сосредоточиться на текущих задачах. Это верно лишь отчасти, поскольку никакие внешние эксперты не смогут оценить реальную важность и ценность информационных ресурсов компании, они могут лишь привнести объективный взгляд со стороны. Поэтому в рабочей группе обязательно должен быть представитель владельца информационных ресурсов.

3. Определить риски.

После того как сформирована рабочая группа и получена поддержка действий от руководства, переходим к этапу управления рисками. На этом этапе необходимо:

  • идентифицировать информационные активы, представляющие ценность;
  • провести анализ информационных ресурсов, к защите которых предъявляются требования со стороны законодательства/отрасли;
  • провести анализ информационных ресурсов на существующие уязвимости с точки зрения информационной безопасности;
  • провести анализ источников угроз;
  • проанализировать сами угрозы;
  • оценить возможный ущерб;
  • подготовить отчет для презентации руководству.

После проведения этапа должен быть составлен список определенных угроз и оценен ущерб, который может быть потенциально нанесен компании при реализации этих угроз. При расчете ущерба следует учитывать вероятность наступления тех или иных угроз.

После оценки возможного ущерба необходимо проработать риски по каждой актуальной угрозе.

4. Принять организационные меры.

На данном этапе разрабатываются политики, стандарты, руководства и инструкции, направленные на поддержание системы ИБ. Фиксируется ответственность сотрудников за нарушение требований ИБ, разглашение и нарушение конфиденциальности информации. Важно понимать, что эффективная система ИБ не может существовать без регламентов, инструкций, документов, направленных на ее поддержание.

5. Выбрать и внедрить меры и средства защиты информации.

На этом этапе осуществляется выбор средств защиты информации и оценка их эффективности. Оценка эффективности нужна для понимания, окупятся ли затраты, потраченные на СЗИ. Прибыль здесь косвенная — минимизация рисков, которые были определены ранее.

При выборе мер и средств защиты необходимо руководствоваться правилом: затраты на приобретение, внедрение, настройку, обучение специалистов, сопровождение средств защиты не должны превышать ущерба от реализации угрозы, на защиту от которой эти средства направлены.

6. Довести информацию до заинтересованных лиц.

Важно донести до пользователей необходимую информацию по ИБ доступными для них способами. Сотрудникам лучше всего показать на практике, как безопасно работать и взаимодействовать, провести презентацию или обучение. Руководству полезно будет показать убытки, которые может получить компания в случае невыполнения мер по информационной безопасности. Специалистам нужно показать, какими средствами можно пользоваться, а какими нет и почему, а также озвучить ответственность за нарушения этих мер.

7. Провести мониторинг и оценку.

После проведения всех этапов необходимо провести мониторинг и оценку результатов работ. Важно понять, насколько изменилось состояние ИБ.

Например, хорошим показателем будет появление инцидентов или вопросов по ИБ после проведения обучения сотрудников. Если до обучения обращений по инцидентам не возникало, а после обучения стали появляться инциденты, значит, оно прошло не зря.

Но на этом работа не заканчивается. Цикличность работ по ИБ связана с тем, что информационная среда очень изменчива. Происходят изменения внутри самих информационных активов, изменения в информационных технологиях, в способах обработки информации, а значит, нужно снова возвращаться к анализу рисков и актуализации системы ИБ.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: