План урока по самопознанию 6 класс путь познания

Обновлено: 06.07.2024

Как вы поняли смысл этого рассказа?

Насколько, мы, люди, можем познать окружающий

Задание 2. Используя текст пункта, допишите предложения:

1) Разнообразная деятельность человека – это:

2) Основные каналы знаний об окружающем мире для подростка - ___________.

3) Познание самого себя предполагает:

4) Важнейшая потребность человека - _____________________________________

Задание 3. Ответьте на вопрос:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пункт: Зачем нужна самооценка (стр. 87)

Задание 1. Используя текст пункта и собственный жизненный опыт, дополните

схему, записав собственные примеры:

В процессе самосознания оценивают, например:

Физические качества, например:

Практические умения, например:

Поступки, например:

Моральные качества, например:

Задание 2. Составьте схему:

_________________ __________________

_________ ____________

Задание 3. Используя рисунок на странице 88, нарисуйте такую же лестницу

в тетради и выполните следующие задания:

Разместите себя и своих друзей на ступеньках лестницы.

Свой выбор объясните.

_____________________________________________________________________

Пункт: На пути к самосовершенствованию (стр. 89)

Задание. Запишите этапы (шаги) процесса самосовершенствования:

Пункт: Как познание себя и правильная самооценка помогают самосовершенствованию (стр. 89)

Продолжите список правил, которые помогут вам лучше узнать себя:

Прислушиваться к мнению друзей.

Давать оценки своим поступкам.

Проверим себя!

t1578625816ak.jpg

На Дельфийском храме ( Древнегреческий город, религиозный центр с храмом. По легенде, был назван по имени сына Аполлона Дельфа) есть надпись:

Ответьте на вопрос:

Какие существуют способы познания себя?

Продолжите предложения:

Больше всего я люблю…

Я хотел бы быть…

Я чувствую себя счастливым, когда…

Я надеюсь, что когда-нибудь…

Я хотел бы быть более…

Я хочу познакомиться с…

Я хотел бы больше узнать о…

Два шестиклассника спорят: один утверждает, что себя узнать сложнее всего. А другой возражает: самопознание – это самое простое. Кто же себя не знает?

Ответьте на вопрос:

Кого бы вы поддержали в этом споре?

Задание 4. Заполните столбцы таблиц

Мои способности

У меня не получается

Я хотел (а) бы научиться

Мои поступки

Мне нравится, когда я …

Мне не нравится, когда я…

если не согласны.

1. Если я оцениваю себя (свои поступки, свой характер и т.д.), то это самооценка.

2. Можно верно оценить любого человека с первого взгляда.

3. Чужое мнение о человеке всегда верно. Ведь со стороны виднее. Всегда нужно

соглашаться с большинством в оценке качеств человека.

4. Если человек тебе неприятен, то это можно назвать симпатией.

5. При встрече с незнакомым человеком мы стараемся оценить его по внешним

признакам, поступкам. Наше мнение не всегда бывает верно.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок самопознания в 6 классе

Тема урока: Путь познания. Дата:

Цель: Расширить прeдставления учащихся о ценности познания себя и окружающего мира, а также о сущности процесса познания
Задачи:

1.Раскрытие смысла и значения ценности познания для человека;

2 .Развитие умения понимать себя, анализировать свое состояние для принятия верного решения в любой ситуации;

3.Воспитание трудолюбия и целеустремленности.

Цель: Расширить прeдставления учащихся о ценности познания себя и окружающего мира, а также о сущности процесса познания
Задачи:

1.Раскрытие смысла и значения ценности познания для человека;

2 .Развитие умения понимать себя, анализировать свое состояние для принятия верного решения в любой ситуации;

3.Воспитание трудолюбия и целеустремленности.

Ресурсы:(материалы, источники)

Позитивный настрой.

Учитель пpиветствует учaщихся.
Учитель предлагает прочитать стихотворение одному из учaщихcя:
М.Шафи

Коль хочешь мир познать, что скрыт в тени,

Ты в собственное сердце загляни.

А если сам себя познать захочешь,

Смотри , собой себя не заслони.

В этом cтихотворении звучит мысль отом,что познание мира-это процесс ,который проходит не только через разум, но и сердце человека .Чувства человека- самое верное мерило всех ценностей.Однако поэт предупреждает об опасности занять эгоистическую позицию и утратить истинную цель познания. Какой же выбрать путь? Об этом пойдет сегодня разговор на уроке.

ЦИТАТА УРОКА:

Самое трудное -познать себя.

Абу Наср аль-Фараби.

Почему процесс познания себя ученый считает самым трудным для человека?

-Что является целью любого познания?

2.Какую роль играет в жизни человека чувство удовлетворения от познания?

3.Приведите пример из жизни, когда вы испытывали радость от совершенных открытий в процессе познания себя?

Размышления над ситуацией

Учитель предлагает учащимся ознакомиться с ситуацией,описанной в письме ученика, и выполнить предложенное задание.

В редакцию детского журнала пришло письмо.

Прочитайте его,проанализируйте и ответьте автору.

1.Почему Азамат не считает себя ленивым?

2.Какие, на ваш взгляд ,причины вызывают трудности в усвоении основных предметов мальчиком?

3.Какие советы вы дали бы Азамату ,чтобы преодолеть эти трудности?

Целью этого задания является ,то что дети размышляя над ситуацией ,изложенной в письме, учащиеся получают возможность разобраться в своих трудностях,проанализировать свое внутреннее состояние, проявить свои способностив поиске выхода из подобной ситуации.

Домашнее задание.

Творческое задание.

Поделись размышлениями о себе,ответив на следующие вопросы:

2.Что вызывает затруднение?

3.В чем вы видите причину своих неудач при выполнении того или иного дела?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: расширить представления учащихся о ценности познания себя и окружающего мира, а также о сущности процесса познания.

Задачи: раскрытие смысла и значения ценности познания для человека;

- развитие умения понимать себя, анализировать свое состояние для принятия верного решения в любой ситуации; воспитание трудолюбия и целеустремленности.

Ресурсы: (материалы, источники)

1.Организационный момент. Позитивный настрой

Концентрация на Свет. Учитель: Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.

Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.

Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести меня только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.

Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.

Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

2.Проверка домашнего задания

Приведите пример из жизни,когда вы испытали радость открытия чего-то нового.

3.Позитивное высказывание (цитата)

Самое трудное - познать себя.

Абу Наср аль-Фараби

Почему процесс познания себя ученый считает самым трудным для человека?

4.Рассказывание истории (беседа) Притча о выборе

Однажды к Богу пришла женщина, которая выглядела совершенно несчастной.
— Господи, как же трудно было к тебе добираться! – упрекнула его она. – Мне пришлось истоптать семь пар башмаков, переплыть семь рек, преодолеть семь болот, перебраться через семь ущелий, прежде чем я узрела тебя. По-моему, у меня отнялись ноги.

— Ты сама выбрала такой трудный Путь, и это твое право, – ответил Господь. – Наверное, у тебя ко мне важное дело, если ты так ко мне стремилась?

— Очень важное! Я хочу спросить тебя, за что ты наказал меня многочисленными несчастьями? Что я такого сделала, чтобы ты меня вот так возненавидел?

— В детстве у меня не было взаимопонимания с родителями, и я от этого страдала. Муж, которого я любила, ушел от меня к другой. Мой единственный ребенок умер, едва успев повзрослеть. Друзья от меня отвернулись, потому что я не хотела ни с кем общаться. А теперь я заболела смертельной болезнью, и мне осталось жить совсем недолго. Ты отнял у меня все, Господи! И я хочу знать, за что. Почему мне предначертано быть несчастной.

… Прошло много времени, и у ног Создателя появилась та же самая женщина. На этот раз она выглядела совершенно счастливой.

— Здравствуй, Господи, – с улыбкой сказала она. – Рада тебя видеть!

— Ты не устала? Трудно было добираться? – заботливо спросил Господь.

— Нет, вовсе нет! Я прилетела на крыльях Любви, пара взмахов – и я тут, – ответила женщина. – Я здесь, чтобы поблагодарить тебя.

— В твоей жизни что-то изменилось?

— О да! После той нашей встречи все стало по-другому, потому что изменилась я. Тогда я вернулась в свой мир, где меня ждала моя болезнь. Но я выбрала жить – и сумела найти способы, чтобы исцелиться.

Исцелившись сама, я захотела рассказать другим, что это возможно, и стала помогать тем, кто уже отчаялся.

У меня появилось множество друзей, и они помогли мне написать об этом книгу, а потом и много книг.

Один из моих читателей стал мне мужем. Он вдовец, его жена умерла от той же болезни, что была у меня, и у него осталось трое детей. Я стала им вместо матери, так что теперь у меня уже подрастают любимые внуки!

— Но я вижу, что ты передвигаешься в инвалидной коляске. Наверное, это огорчает тебя? – испытующе спросил Господь.

— В этом есть свои плюсы. У меня больше, чем у других, времени для размышлений, для медитаций и для творчества.

— Я вижу, глаза твои сияют, и улыбка цветет на твоем лице.

— Это потому что я все время в движении, у меня столько планов! Я научилась вязать, я освоила Интернет, я общаюсь со всем миром. А главное – я могу дарить Миру то, что во мне открылось. Во мне столько Любви, что хочется обнять весь мир! Ты знаешь, Господи, я наконец-то счастлива!

— Как мало, оказывается, человеку надо для Счастья, – с улыбкой промолвил Бог. – Всего лишь сделать выбор…

5.Творческая деятельность,групповая работа

Зад 1 Поделитесь размышлениями о себе,используя вопросы в учебнике.

7.Домашнее задание Сначала стань человеком стр 6-9 чит

8.Заключительная минута урока

Пожалуйста, сядьте удобно. Руки можно положить на колени или на стол.. Пожалуйста, закройте глаза. И вспомните,о чем мы сегодня говорили.Спасибо за урок!

Цель: сформировать представления воспитанников о роли самопознания в жизни человека.

формированию критического отношения к себе, показав неоднозначность причин и поступков человека.

Основные понятия : труд, учеба, общение, игра, познание мира, познание самого себя, самосознание, инициация, способности человека, самооценка, потребности.

Оборудование: учебник, проектор, компьютер, презентация, ТПО по обществознанию 6 класс.

Тип урока: комбинированный.

  1. Орг. момент.
  2. Проверка домашнего задания (проверка заданий 2,3,5,7 в ТПО).

- Докажите, что человек не только биологическое, но и социальное существо.

- Какие качества характеризуют личность?

  1. Актуализация изученного.
  2. Изучение новой темы.

1. Познание мира и себя.

2. Что такое самопознание.

3. На что ты способен.

Беседа с классом.

- Как вы думаете, что значит найти себя?

- Нужно ли торопиться стать взрослым?

Никакие блага не могут заменить человеку удовлетворение от правильно выбранного места в жизни, занятия по душе. А ведь многие люди и сами для себя загадка. Они не понимают своих

поступков, высказываний, а иногда и собственных мыслей. Они могут часами разговаривать о своих родителях, братьях, сёстрах или друзьях, но, если им необходимо рассказать что-то о себе, начинают спотыкаться на каждом слове.

- С чего начинается познание человеком мира?

- Как связано познание мира с познанием самого себя?

Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь.

Стремление человека узнать и оценить свои способности, чтобы выжить и действовать в окружающем мире, всегда было важной его потребностью.

Потребность – это осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма (биологические потребности) и развитие личности (социальные, духовные потребности).

- Что такое самосознание и самооценка.

- Какую роль они играют для формирования личности?

Самосознание - это сознание, направленное на себя самого.

Самооценка – это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств, и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.

Работа с иллюстрацией.

- Мысленно разместите на ступеньках лестницы себя и своих друзей. Объясните свой выбор.

- Составьте в тетради свой словесный автопортрет, подчеркните свои достоинства, подумайте над какими качествами личности вам нужно поработать?


Цель: расшир я ть представление о ценности познания себя и окружающего мира, а также о сущности процесса познания.

– раскры тие смысла и значения постоянного стремления человека к познанию;

– разви тие умений понимать себя, анализировать свое состояние для принятия верного решения в любой ситуации;

– воспитание трудолюбия и целеустремленности.

Учитель начинает урок с чтения четверостишья М. Шафи, готовя учащихся к восприятию темы урока.

Коль хочешь мир познать, что скрыт в тени,

Ты в собственное сердце загляни.

А если сам себя познать захочешь,

Смотри, собой себя не заслони.

После чтения обращается внимание на то, что познание мира – процесс, который проходит не только через разум, но и сердце человека. Чувства человека – самое верное мерило всех ценностей. Однако поэт предупреждает об опасности занять эгоистическую позицию и утратить истинную цель познания. Какой же выбрать путь? Об этом пойдёт разговор на уроке.

Сначала стань учеником

По Алексею Лосеву

Радость познания возникает, когда человек переходит от неуверенности и незнания к знанию, когда он постигает мысль и наслаждается своей способностью сравнивать, разделять, отождествлять…

То, что всем надо учиться, – общеизвестно; спорить тут не о чем. Но что значит учиться – в этом мало кто отдает себе отчет; а если кто и отдает себе в этом отчет, то большею частью пользуется общепринятыми выражениями, которые либо мало что содержат в себе, либо при ближайшем рассмотрении оказываются просто неверными.

Так, говорят, что учение есть приобретение знаний. Ну, конечно, если ученик не приобретает никаких знаний, он совсем не ученик, но разве дело только в приобретении знаний? Я на это отвечаю так: если человек имеет только знания и ничего другого – это опасный человек.

Знание есть любовь. Ученик, который занят только накоплением научных сведений, но не имеет конечных целей и не любит их, это плохой ученик.

Когда преподаватель что-нибудь хорошо рассказал или писатель нечто хорошо изобразил, то у слушателя или читателя возникает чувство светлого удовлетворения. Оно подталкивает его к активной жизни, будит в нем стремление к высокому, новому, человечному. В таких случаях обнаруживается еще какая-нибудь скрытая тайна и хочется самостоятельно ее разрешить.

Когда я понял, что сумма углов треугольника равняется двум прямым углам, я почувствовал в этом нечто свое личное, бесконечно родное, чего уже никто у меня не отнимет. И среди многочисленных волнений жизни и мысли я нашел в этом приют. Геометрия, если я ее изучил и понял, – моя, родная и близкая, всегда ласковая и всегда приятная наука. Любить – значит стремиться к порождению. Если я полюбил какую-то истину, это значит, что данная истина вот-вот породит еще новую истину. Знающая любовь и любящее знание всегда хоть чуть-чуть, но обязательно несут в себе стремление к небывалому.

Да, знать и любить – это значит прежде всего бороться с тем плохим, что ты находишь в любимом. Бороться с недостатками – значит неуклонно идти по пути жизненного подвига. Знать и любить в любых обстоятельствах жизни – это не просто иметь те или иные привязанности, а, защищая и отстаивая их, утверждать их в ближнем. Вот почему, смею утверждать, быть учеником – значит с юности готовится к подвигу жизни.

Если ученик не чувствует своей личной ответственности за всех, за всеобщее человеческое благоденствие в будущем, не чувствует этого всегда – при изучении самой скромной математической теоремы, любого физического или химического закона, какой-либо исторической проблемы или мировоз ­ зренческого тезиса, – это плохой человек.

Знания и любовь, родина и подвиг, вооруженность против зла и будущее счастье благоденствующего человека – это альфа и омега всякого познания.

Надо учиться, чтобы быть!

Что является целью любого познания?

Прежде чем приступить к обсуждению вопросов, целее ­ сообразно привлечь внимание учащихся к результатам их работы над текстом статьи. Коллективно выстроив цепочку ключевых мыслей, раскрывающи х сущность познания, а также рассуждая об их значимости, можно плавно перейти к обсуждению вопросов в конце текста.

Переход к беседе является естественным продолжением обсуждения статьи. Все вопросы, в сущности, направлены на выявление имеющихся у учащихся знаний и умений о познании и о его значимости для человека, а также субъективного опыта познания.

Назовите три важных, на ваш взгляд, умения, необ ­ ходимых каждому на пути познания.

Какую роль играет в жизни человека чувство удов ­ летворения от познания?

Приведите пример из жизни, когда вы испытали радость от совершённых открытий в процессе познания себя.

Отвечая на первый вопрос, учащиеся называют такие умения, как умение видеть, слышать и чувствовать. Второй вопрос поможет понять, что чувство удовлетворения от познания развивает стремление к большему познанию, веру в собственные силы.

В третьем вопросе содержится обращение к личному опыту учащихся, а ответ на четвёртый вопрос может стать выводом: познание – необходимое условие полноценной жизни человека.

Приглашая учащихся к размышлению над вопросом о смысле цитаты, учитель предоставляет возможность высказать всем желающим свою точку зрения. Направляя ход рассуждений учащихся, учитель подводит их к мысли о том, что познание себя является неодномоментным процессом и требует от человека непрерывной работы в понимании себя, осознании своих поступков, в самосовершенствовании. Учащимся важно понять, что, познавая себя, человек трудится, а это сопровож ­ дается субъективными открытиями, постижением истины, стремлениями к новым свершениям.

Самое трудное – познать себя.

Абу Наср аль-Фараби

Почему процесс познания себя учёный считает самым трудным для человека?

Размышление над ситуацией

Учитель предлагает учащимся прочитать задание к упражнению и самостоятельно ответить на письмо Азамата.

В редакцию детского журнала пришло письмо. Прочитайте письмо, проанализируйте его и ответьте автору.

Вопросы для анализа

Почему Азамат не считает себя ленивым?

Какие, на ваш взгляд, причины вызывают трудности в усвоении основных предметов Азаматом?

Какие советы вы дали бы Азамату, чтобы преодолеть эти трудности?

Цель данного задания заключается в том, что размышляя над ситуацией, изложенной в письме, учащиеся получают возможность разобраться в своих трудностях, проанализировать своё внутреннее состояние, исследовать свои возможности в поисках выхода из подобной ситуации.

После выполнения задания желающие могут прочитать свои ответы, в которых содержатся советы автору письма, вслух. Упражнение позволяет осмыслить значение настойчивости, трудолюбия и целеустремлённости как важных качеств человека, сознательно идущего по пути познания.

Анализируя письмо Азамата и пытаясь помочь ему, учащиеся будут мысленно соотносить ситуацию со своими проблемами или проблемами одноклассников. Возможно, кому-нибудь из учащихся удастся обратить внимание Азамата на на такие понятия, как ответственность и обязанности ученика, а также будут названы способы преодоления трудностей.

В целом обсуждение результатов работы учащихся должно позволить сделать самостоятельно следующие выводы:

у каждого ученика может быть интересное занятие, которым он занимается увлеченно, проявляя трудолюбие;

у каждого ученика могут быть трудности в освоении отдельных предметов, причины которых связаны либо с пробелами в знаниях, либо с непониманием своих ученических обязанностей и отсутствием желания трудиться;

трудности бывают у каждого, но главное – понять их причину и проявить настойчивость в преодолении;

понять причину своих трудностей – значит сделать открытия в познании себя.

Познавая себя, человек учится принимать верные решения, справляться с трудностями, делать важнейшие открытия в окружающем мире, благодаря чему его жизнь становится насыщенной и интересной.

Данный вывод уже осмыслен учащимися при выполнении предыдущих заданий и может быть дополнен учителем прозвучавшими ранее замечаниями.

Домашнее задание

На дом учитель предлагает учащимся творческое задание. Оно даёт возможность проанализировать свои личностные качества, которые помогают или мешают добиться поставленной цели, проанализировать своё отношение к некоторым занятиям. В ходе выполнения данного творческого задания учащиеся должны осознать, что это и есть очередной этап познания себя.

Напишите короткий рассказ о себе. Используйте для этого следующие вопросы:

Что вызывает затруднение?

В чём вы видите причину своих неудач при выполнении того или иного дела?

Читайте также: