В чем особенности религии и религиозного мышления кратко

Обновлено: 05.07.2024

Рассмотрение развития социокультурных взаимосвязей (религии и политики, религии и экономика, религия и семьи, религии и социального неравенства) в их структурном и генетическом выражении. Определение сущности религиозного мышления и его возникновения.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 19.04.2015
Размер файла 18,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Особенности религиозного мышления

Религиозное мышление - это вовсе не мышление религиозных людей. Приверженность к вере ещё не определяет характер мышления. Верующий может тяготеть к пралогическому и даже к научному мышлению. И наоборот, религиозный тип мышления может быть присущ нерелигиозным людям, в том числе атеистам. Его особенность - ориентация на высшее, сакральное. Вряд ли я ошибусь, если напрямую свяжу религиозное мышление с дихотомизмом. Именно поэтому я не выделяю дихотомическое мышление, потому что связываю дихотомизм с религиозным типом. Проще говоря: в религиозном мышлении ярче всего проявляются некоторые черты, которые встречаются и вне религии. Религиозное мышление космополитично и противостоит традиции и этнической культуре, вопреки общепринятому стереотипу. Ещё одна особенность религиозного мышления - оно больше других стремится подчинить всё поведение, сам организм. Аскетика "органична" для человека с религиозным типом мышления (и чужда человеку с пралогическим типом мышления).

Буквально на наших глазах нарождается совершенно новая модель религиозного мышления. Классическая модель (общая, в сущности, для всех течений в иудаизме) всегда разделяла сферу мышления позитивно-научного и мышления религиозного. В первой сфере конститутивным элементом, тем, что, собственно и делает мышление научным, был принцип общеобязательности. Законы физики и математики одинаковы для всех, кто эти законы в состоянии понять и с ними оперировать. Для мышления религиозного характерен именно волюнтаризм, именно вера, как свободный выбор верующего, причем не просто как выбор между верой и неверием, а именно как выбор одной из многих базисных когнитивно-ценностных моделей, к числу которых относятся и различные религиозные вероучения, и экзистенциализм, и атеизм.

Никакой доказательности тут нет и быть не может. Сам феномен доказательности и сколь-нибудь обоснованная претензия на общеобязательность выводов начинаются с того момента, как выбор базисной модели уже сделан. Сколько бы ни толковал Александр Мень о том, что дважды два - это дважды два и для русского и для японца, едва ли "соотношение сил" между различными вероучениями хоть раз менялось в результате удачно построенной системы теологических аргументов. Так вот, сегодня в иудаизме все течения, в качестве первичной основы понимания и описания мироздания, принимают эту модель. Научное мышление и религиозное сосуществуют в сознании, не смешиваясь, как вода и масло. Вопрос сводится к тому, "сколько масла и сколько воды".

социокультурный религиозный мышление генетический

Особенности религиозного мышления

Для ультраортодоксов например, такие сферы познания, как космогония, геология, эволюция жизни на Земле, законы общественного и исторического развития получают исчерпывающую интерпретацию именно в сфере мысли религиозной. Научные модели мышления либо просто игнорируются, либо сознательно искажаются и перевираются до неузнаваемости, чему примеры "кодомания" и несколько беззастенчиво тенденциозных публикаций о "большом взрыве".

Напротив, для реформистов и консерваторов не только все перечисленные вопросы, но даже и проблема времени написания и авторства ТАНАХА относятся к сфере позитивной науки, выводы которой просто-напросто "принимаются к сведению", без малейшей попытки их теологического и, вообще религиозного осмысления. Для "либеральных" течений иудаизма смысл новаторства в иудаизме сводится к тому, что "религия должна не бороться с наукой, а отступать на заранее подготовленные позиции". Такими "позициями" становятся сфера нравственности, отношения человека к ближнему, с некоторыми социальными и политическими импликациями, в той или иной степени (особенно для консерваторов) сфера галахическая, прежде всего - публично-ритуальная[4, с. 24].

Собственно теология по-настоящему интересна только тогда, когда она выходит на "магистральный путь" религиозного экзистенциализма (как у М. Бубера и Ф. Розенцвейга). В такой теологии нет места не только для проблематики онтологической и космологической, но даже и для куда более узких и специально еврейских проблем, таких, как катастрофичность и трагичность еврейской истории, связь Народа и Страны Израиля, богоданность Торы и ее конкретно-историческое происхождение, наконец, проблема широкой вариативности "еврейской мысли" и при этом наличие несомненных еврейских "инвариантов", безошибочно отличимых от любой другой религиозной модели. По отношению к этим проблемам либеральные теологи ведут себя зачастую, как герои известного скетча "Вампука", которые в течение четверти часа, сидя в удобных позах на сцене, твердят на разные голоса одну и ту же фразу: "Мы спешим, мы бежим, мы торопимся". Точно так же нам говорят без устали о важности, об экзистенциальной ультимативности, о сегодняшней актуальности этих проблем, но в качестве окончательного вывода предлагают только стандартный набор риторических политкорректных оборотов, очень мало что говорящих "непосвященному", стремящемуся понять смысл своего существования в этом мире и найти ответы на свои сегодняшние вопросы.

Надо сказать, что ни одна догматическая религия не избежала этого характерного для Нового времени противоречия: "зачем тебе вера, ведь ты же знаешь! Зачем мне знание, ведь я же верю!" Либо канонизированная вера, слегка припудренная квазизнанием, либо позитивно-критическое мышление, отдающее вежливую дань религиозной риторике. До недавнего времени и я находился в плену у такой дихотомии, склоняясь при этом именно ко второй модели.

Вместе с тем жажда принципиально нового, интегративного сознания сегодня заметна невооруженным глазом. Нельзя сказать, что ее не было раньше, именно она рождала всевозможные мистические, эзотерические, "неконвенциональные" религиозные течения, в иудаизме объединяемые условным, но достаточно однозначно понимаемым термином "каббала". Истинного религиозного мистика характеризует именно это стремление к интегративности сознания, надежда и упование вновь вобрать волшебным зеркалом своего Микрокосма весь Макрокосм без исключения, понять и интерпретировать его именно как целое, на основе нового знания, свести воедино все, что создано и запрятано "по сусекам" религией, искусством, наукой и историческим опытом человечества. Проблема в том, что "сегодняшний день" последний двух столетий - это, прежде всего, неудержимый рост научного знания, колоссальная свобода и спекулятивное изящество в сфере философской мысли, калейдоскопическая пестрота и фатальная катастрофичность в сфере общественно-политических практик. Поэтому и еврейская религиозная мистика сегодня выглядит безнадежно традиционной, беспомощной перед этими непрерывно совершающимися сдвигами в самых основах человеческого сознания. По сути, сегодня Каббала - одна из главных составляющих традиционного религиозно-догматического мышления, противостоящего позитивно-научному, а вовсе не интегративная созидательная сила.

Многие сегодня чувствуют потребность в таком новом мышлении и так или иначе ощущают его "дуновения". Мне довелось познакомиться с несколькими людьми, которые подошли вплотную к порогу интегративного сознания, отталкиваясь от совершенно различных когнитивно-ценностных моделей: антропософии Штайнера, "Розы Мира" Даниила Андреева, этической философии Феликса Адлера. При всем видимом различии наших подходов, у нас, по крайней мере, есть некий общий язык, на котором мы в состоянии общаться.

Для нового сознания характерна, прежде всего, открытость, стремление не убегать от непривычных научных подходов или общественных практик, а наоборот, искать и улавливать их повсюду. Образ Мира в новом сознании растет, расширяется, дополняется все новыми измерениями и наполняется все новыми смыслами, избегая любой законченности и догматичности. Всякая попытка формализовать новое сознание в форме тех или иных "догматов веры" неизбежно приведет к разрыву с его другими важнейшими аспектами[3, с. 65].

Во-вторых, новое сознание - сознание объемлюще-интегративное: в нем нет места дихотомии знания и веры, "науки" и "религии". Ни один позитивный факт, в принципе, не может оставаться вне сферы теологического, метафизического и метаисторического осмысления. Но это должно быть именно осмысление, а никоим образом не попытка втиснуть новые реальности в заранее заготовленные схемы.

Поэтому третьим признаком нового сознания следует назвать его "сквозящий" характер: оно стремится, прежде всего, узреть и зафиксировать неискаженный, адекватный, насколько это возможно, образ физической, исторической, социальной, психологической реальности, и затем, именно "сквозь" эту неискаженную реальность, а отнюдь не "вместо" ее, рассмотреть некие более глубокие бытийные и духовные пласты.

Проблема метода такого "сквозящего" и "прозревающего" усмотрения - проблема узловая для нового сознания, такой метод едва ли можно вербально отобразить, это вопрос, прежде всего, определенной духовной практики. Скажем лишь, что "усмотреть" что-то можно только через чистое и прозрачное стекло, поэтому стремление к чистоте и строгости научного мышления не только не противоречит, но, напротив, является обязательной предпосылкой "сквозящего" сознания. Этим, кстати, оно кардинально отличается от "конвенциональной" мистики, излюбленным образом которой был образ мира, увиденного "сквозь мутное стекло".

Наконец, новое сознание это сознание просветленное. Оно целиком и полностью ориентировано на Свет и Добро и противостоит, во всех своих аспектах, как чисто мыслительных, так и практических, Тьме и Злу. Оно устремлено к Свету духовному с такой же степенью непреложности, как растения устремлены к свету физическому. Но подобно тому, как рост травинки к свету есть всегда движение прямолинейное, а рост дерева есть движение объемлющее, при котором каждая веточка и каждый листочек стремится к свету, но путь каждой веточки особый, ни одна пространственно не совпадает с другой и не может точно повторить ее движение, так же и интегративное сознание, в отличие от "конвенциональной" мистики, не ограничивает свой субъект параметрами той или иной "практики", "ритуала", "истинного знания", "правильной идеологии". Все пути и все практики приветствуются в той мере, в какой они отражают в себе некий частный аспект Добра и Истины, и при этом все без исключения осуждаются в меру их ограниченности, догматичности и зашоренности. Однако ни одна веточка дерева не растет вертикально вниз, или даже по направлению, близкому к вертикально-нижнему. Точно так же новое сознание безусловно и однозначно отвергает те пути и мыследеятельные модели, которые явно и несомненно направлены на увеличение зла, страдания и лжи в этом мире.

Сегодня, картина религиозности украинского общества, удивительным образом меняет свои параметры и характер с каждой сменой общественно-политического строя, которые переживала наша страна. И сейчас актуальными становятся такие вопросы: не утрачивает ли религия свое былое значение, свое влияние на общество? Если это происходит, то, что может быть конечным результатом этого процесс - полностью безрелигиозное общество? Этот вопрос возникает, прежде всего, в связи с развитием двух сфер жизни общества, оказывающих наиболее сильное воздействие на религию, - науки и политики.

Обновление религии в современном мире возможно лишь на пути обретения нового религиозного опыта, опыта человеческого в человеке. Такой религиозный опыт имеет сегодня серьезную социальную основу, ту основу, которая, согласно Дюркгейму, питает религию и позволяет увидеть в ней постоянную величину, некое "вечное" содержание, скрытое за переходящими формами ее выражения. Этой социальной основой является становление человеческого общества в глобальном масштабе. Жизнь всех людей на Земле сегодня связана в единое целое общей технической базой, новыми средствами коммуникации и транспортной связи, межконтинентальной сетью, общими угрозами, ставящими под сомнение само дальнейшее существование человечества, общностью судьбы. Сегодня у людей, живущих на нашей планете, общие проблемы, и они одинаково ищут способы их решения. Многие из этих проблем они могут решить только сообща, только найдя возможность объединения. Но это нелегкая проблема. Взрыв этнического самосознания в наши дни свидетельствует о живущем страхе нивелирующих тенденций, опасении утратить самобытность, национальные традиции. Это - один из факторов, противодействующих становлению мирового сообщества и в то же время - показатель того, насколько необходим сегодня дух солидарности и сотрудничества. Социальной основой обновления религиозного опыта может служить сегодня и такая тенденция, которая выражена в создании "малых групп" и с которой также может быть связана перспектива продолжения существования религии в изменяющемся мире. В отличие от сектантских движений, это движение направлено к установлению контактов между людьми, не их разъединению, но пробуждению сознания общности, солидарности.

Познание мира бесконечно, и поэтому всегда было и остается что-то непознанное. Наиболее сложным объектом оказывается сам человек. Если наиболее важным, от чего зависит судьба человечества, являются человеческие качества населяющих ее миллиардов людей, то будущее религии зависит от того, в какой мере может быть социально значимым ее вклад в поиски ответа на вопрос, что значит быть человеком.

Задача социологии религии в современном обществе, прежде всего, состоит в том, чтобы рассмотреть религию, вплетенную в ткань социальных отношений, таким образом, чтобы раскрыть и понять развитие социокультурных взаимосвязей (религия и политика, религия и экономика, религия и семья, религия и социальное неравенство и др.) в их структурном и генетическом выражении.

1. Белла Р. Социология религии//Американская социология. - М.: Просвещение, 2002. - 232 с.

2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 2 /Фролов И., Араб-Оглы Э., Арефьева Г. и др. - М.: Политиздат, 2009. - 639 с.

3. Вебер М. Социология религии (Типы религиозных сообществ) //Избранные произведения. Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1990. - С. 123-128.

5. Гараджа В.И. Социология религии. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 239 с.

6. Держ. комітет у справах релігії. Релегійні організації в Україні станом на 1 січня 2001 року // Людина і світ. - 2001. - №1. - С. 35-38.

7. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. - М.: Канон, 1995. - 352 с.

8. Ионин Социология и культура. - М.: Мир, 2008. - 536 с.

9. Лубський В., Козленко В., Горбаченко Т. Соціологія релігії. - К.: Фітосоціоцентр, 1999. - 217 с.

10. Основы религиоведения / Под ред. Яблокова. - М.: Наука, 2004. - 115 с.

11. Радугин А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. Курс лекций. - М.: Канон, 2006. - 253 с.

Подобные документы

Взгляды З. Фрейда на возникновение религии в работе "Тотем и табу". Происхождение религии в работе "Моисей и монотеизм". Последовательность форм религиозного мировосприятия. Основные эго - защитные механизмы магического и религиозного мировосприятия.

дипломная работа [63,0 K], добавлен 12.10.2010

Соотношение психологических и социальных корней религии. Направления исследования психологических корней религии: историческое и индивидуально-психологическое. Религиозная вера. Социально–психологическая сущность религиозного утешения. Медитация.

реферат [47,8 K], добавлен 23.12.2008

Возникновение и развитие психологии религии, ее предмет и сущность. Понятие религии и религиозности в психологии, классификация мировых религий. Особенности развития психологии религии на современном этапе. Психологическая обстановка в исламском мире.

контрольная работа [23,0 K], добавлен 29.06.2010

Развитие человеческого общества - история развития человеческой сущности. Природа человеческого мышления. Мышление чувственными образами как предыстория мышления. Исследование первобытного мышления. Анимизм, магия, фетишизм, тотемизм как предтечи религии.

реферат [22,9 K], добавлен 23.12.2009

Научные взгляды на соотношение религии и психологии. Православно-ориентированная психология. Религиозная ситуация в России, засилье квазирелигиозных образований. Психологические методы и методики, особенности их применимости в психологии религии.

Друзья -это те люди,с которыми мы хорошо общаемся,с которыми мы можем поделиться интересными новостями и даже секретами. Чем больше у человека друзей,тем он развитее и коммуникабельнее. Когда мы общаемся,мы обогащаем свой внутреений мир новым,друзья рассказывают нам что-то новое и мы всместе обсуждаем это. "Не имей 100 рублей,а имей 100 друзей" . Это высказывание говорит о том,что друзья в жизни важны и необходимы. Человек без друзей не развивается,он одинок ,закомплексован,замкнут. Ищите друзей! Будьте дружелюбны и приветстливы и у вас обязательно будут друзья.

Иногда человеку хочется узнать о другом человеке больше и он узнает и понимает и дружит со своим другом.

Во-первых - наша страна переживает период глубокого реформирования всех сторон жизни общества. В этих условиях особенно актуально теоретически, политически и практически значимо тщательное изучение и использование тенденций и закономерностей развития и функционирования общества как целостного организма, механизма их действия и взаимодействия, что связано прежде всего с социологией. Сегодня не подлежит сомнению, что если бы проводимые у нас реформы были бы научно обоснованы, а их последствия и ход серьезно спланированы, то результаты могли бы быть совершенно другими, менее болезненными и более плодотворными.

Во-вторых, современный этап развития нашего общества свидетельствует о возрастании роли и значения социальных факторов и социальной сферы общественной жизни.

В-третьих, одной из главных и сложных задач прогрессивного развития нашего общества на современном этапе является формирование гражданского общества. Без этого невозможно ни эффективное развитие экономики и уверенный выход из глубокого кризиса, ни утверждение правового государства. Все это выдвигает на первый план социологические исследования общества. Сама общественная жизнь, особенно в период ее преобразований и кризисов, выдвигает перед социологией новые социальные проблемы и задачи, но и исследования социологов, достижения социологической науки способны оказывать серьезное положительное влияние на развитие общества. Уже сам факт сосредоточения внимания социологов на исследовании определенных явлений и процессов заставляет общество обратиться лицом к этим вопросам, начать практическое их решение. Например, в первую чеченскую компанию установленный социологами факт, что подавляющее большинство населения России выступает против войны в Чечне, сыграл не последнюю роль в переходе к переговорному процессу и прекращению военных действий

Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам ( 10 класс)

Религия – это вера в сверхъестественное, особая форма мировоззрения, система ритуалов и обрядов, объединяющих людей в общность, форма приспособления человека к окружающему миру.

Не любую веру в сверхъестественное можно назвать религией . Религия обязательно включает в себя следующие компоненты:

  1. Религиозное сознание, то есть особая идеология, психология, свойственная всем последователям религии . Например, в христианстве основой такой психологии являются десять заповедей.
  2. Религиозный культ, то есть особые обряды, имеющие сакральный смысл. В христианстве это таинства (крещения, причастия и так далее).
  3. Религиозные организации, то есть храмы, мечети, молельные дома.

Как и любой феномен культуры, религия развивалась постепенно и имеет свою историю. Представления людей о сверхъестественном развивались из простых форм к более сложным.

В доисторические времена возникли самые ранние формы религии:

Анимизм – вера в бессмертную душу, которая есть у всего живого и неживого, что окружает человека (последователи анимизма верили, что и животные, и деревья, и камни обладают душой).

Фетишизм – вера в магическую силу материальных предметов (фетишей) и поклонение им. Так, первобытный человек верил, что камни или ветки необычной формы, а позднее – примитивные статуэтки богов из глины и кости, могут защитить от злых духов, даровать удачу.

Тотемизм – вера группы людей (племени) в то, что прародителем их рода было какое-либо животное, и поклонение этому животному, а также существование особых обрядов и традиций, связанных с ним. Чаще всего люди поклонялись млекопитающим: волкам, оленям, медведям, а среди аборигенов Австралии самым популярным тотемом является кенгуру.

Магия – вера в возможность человека с помощью определенных действий воздействовать на внешний мир. Древние колдуны с помощью особых плясок и песен пытались вызвать дождь, вылечить или приворожить человека. Существовало множество разных видов магии: погодная, исцеляющая, дарующая удачу в охоте и так далее.

Шаманизм – вера в сильных духов, которые способны влиять на материальный мир. С духами можно общаться, их надо ублажать, и тогда они могут помочь человеку. Главный признак шаманизма – наличие особого посредника (шамана) между миром живых и миром духов.

В Древнем Египте и Месопотамии, а затем и в Древней Греции со временем сформировалась новая, более новая форма религии – политеизм. Его суть заключалась в вере в существование множества божеств, способных покровительствовать разным сферам человеческой жизни. Так, в Греции Зевс был богом грома и молнии, Арес – богом войны, Афродита – богиней любви.

К концу 1 века нашей эры сформировались монотеистические религии. Они могут сильно отличаться друг от друга, но главное их сходство в том, что их последователи верят в существование единого бога, который сотворил всю землю и управляет ею.

В настоящее время на Земле множество самых разных религий, но существует три наиболее влиятельных, мировых.

Признаки мировых религий:

  1. Огромное число последователей в разных странах и разных точках земного шара.
  2. Проповедование равенства всех людей, обращение проповеди к представителям всех социальных групп (эгалитарность).
  3. Активное привлечение новых последователей.
  4. Выход за пределы наций и государств, последователи разной национальной и этнической принадлежности, живут в разных страна (космополитизм).

Всего существует три мировые религии: христианство, ислам и буддизм.


Символы мировых религий: христианства (крест), буддизма (колесо дхармы) и ислама (месяц и звезда).

В обществе религия выполняет ряд важных функций:

  1. Мировоззренческую, то есть формирует у своих последователей определенный взгляд на мир и место человека в нем.
  2. Компенсаторную или терапевтическую, то есть помогает людям морально справится с тяжелыми жизненными ситуациями.
  3. Коммуникативную, то есть обеспечивает общение верующих друг с другом и с Богом.
  4. Регулятивную, то есть определенным образом контролирует помыслы и намерения, а значит, и действия людей.
  5. Интегрирующую, то есть объединяет людей одного вероисповедания в группы, и способствует сохранению стабильности в этих группа и обществе.
  6. Культурно-транслирующую, то есть способствует распространению культуры, изобразительно искусства, книгопечатания, грамотности. Эта функция религии особенно была важна в Средневековой Европе, а сейчас остается одной из главных в странах, население которых исповедует Ислам.
  7. Познавательную (гносеологическую), то есть по-своему отвечает на вопросы о происхождении мира и человека.
  8. Духовную, то есть дает человеку цель и смысл в жизни, позволяет стремиться к духовному совершенствованию.

Роль религии в культурном развитии. Роль религий в современном мире. Различные определения религии, ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Вера и верование. Миф и мифология. (8 класс, 10 класс)

Религиозные нормы (8 класс)

  1. Порядок отправления религиозных культов и обрядов.
  2. Организация деятельности религиозных объединений.
  3. Отношение верующих к Богу, к церкви, и друг к другу.
  4. Отношения верующих с неверующими.
  5. Порядок богослужения.
  6. Совершение определенных действий (крещение новорожденного).
  7. Воздержание от ряда действий (например, от употребления некоторых продуктов).

Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества (8 класс)

Важным элементом религии являются религиозные организации, непосредственно воплощающие в своей деятельности религиозные ценности и установки. К религиозным организациям относят церковь, секты и организации, построенные вокруг яркого религиозного лидера.

Церковь Воскресения Христова — церковь Симферопольской и Крымской епархии УПЦ Московского патриархата над поселком Форос

Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях ( 10 класс)

Религи­озный культ – есть ничто иное, как социальная форма объективации религиозного сознания, реализация религиозной веры в действиях социальной группы или отдельных индивидов. Те или иные взгляды и представления, образующие мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. И это придает им духовно-практический характер. Культовая система, прежде всего, представляет собой сово­купность определенных обрядов. Поэтому для уяснения особеннос­тей религиозного культа необходимо уяснить, что представляют собой обряды.Обряд — это совокупность стереотипных действий уста­навливаемых обычаем или традицией той или иной социальной общ­ности, символизирующих те или иные идеи, нормы, идеалы и пред­ставления. Обряд выполняет в обществе важные социальные функ­ции. Одной из главных социальных функций обряда являются аккумуляция и передача опыта как индивидами друг другу, так и от поколения к поколению. В обряде аккумулируется и приобретает на­глядность опыт социальной деятельности многих поколений, как бы концентрируется человеческая деятельность и общение. Но обряд не является единственной формой закрепления и передачи опыта. Су­ществуют и другие традиционные способы трансляции культуры: непосредственное обучение, орудийный (предметный), языково-знаковый и т. д. В общей системе социального взаимодействия обряд фиксирует наиболее важные, узловые моменты в жизнедеятельнос­ти социальной группы. По всей видимости, обряд функционирует прежде всего там, где для обеспечения жизнедеятельности общины обычных способов передачи опыта, приобщения к коллективным обычаям и традициям недостаточно, где требуются особые средства взаимодействия и особые санкции. В связи с этим большую роль иг­рает эмоциональная сторона обрядового действия и его норматив­ный характер, связанный с вырабатываемым обществом регламен­том обрядового действия и общественной санкции. Христианство отказывается от непосредственных жертво­приношений. В культовой системе христианства прежние жертво­приношения приобретают все более преобразованную, вторичную символическую форму. Характерным примером этого является ри­туал возжигания свечей и лампад перед иконами и другими священ­ными изображениями.

Свобода совести (8 класс)

Для предотвращения религиозной розни, навязывания людям какой-либо одной религии и предназначен реализуемый многими государствами принцип свободы совести. Под свободой совести обычно понимают право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и обществу в целом. Эти убеждения могут касаться самых разных областей человеческой жизни: религии, отношения к людям, труду, творчеству, государству. Можно сказать, что свобода совести — это право каждого человека на некоторую независимость своей духовной жизни от общества и государства. Во многих государствах реализация принципа свободы совести явилась результатом многовековой борьбы граждан за свои права, например за свободу вероисповедания, т. е. право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, или вообще отказаться от религии, встав на позицию атеизма (найди в толковом словаре определение этого слова). Конституция РФ в соответствии с нормами международного права гарантирует осуществление в нашей стране принципа свободы совести, свободы вероисповедания. Все религии на территории нашей страны являются равноправными, отсутствует государственная, официальная религия. Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ. Молодые люди, являющиеся военнообязанными (т. е. подлежащие призыву на военную службу), могут пройти альтернативную гражданскую службу в случае, если военная служба противоречит их религиозным убеждениям. В современной России церковь отделена от государства, т. е. государство не вмешивается во внутреннюю жизнь религиозных организаций, не финансирует их деятельность и не пропагандирует некоторые из них. Религиозные организации в свою очередь не должны вмешиваться в вопросы государственного управления. Российское законодательство предусматривает равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению основного, среднего и профессионального образования. Кроме того, запрещена пропаганда какой-либо религии или атеизма на обязательных для посещения уроках в государственных учебных заведениях.

Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия ( 10 класс)

Основные моральные нормы сформировались много веков назад и хорошо известны: не лги, не кради, не причиняй другому зла, почитай старших, уважай труд, делай добро… Постепенно на основе этих и других норм сложились принципы морали. Принципы морали — исходные положения, на основе которых строится вся мораль, всё моральное поведение человека. Они формировались, изменялись и совершенствовались на протяжении всей истории человечества. Часть из них почти исчезла.

В историческом плане возникло позднее палеомышления и окончательно оформилось незадолго до наступления нашей эры в рамках монотеистических религиозных учений. Это не означает, однако, что оно явилось итогом дальнейшего развития палеомышления. При всём внешнем сходстве эти две формы мышления во многом являются противоположными.

Во-первых, потому, что религиозное мышление отрицает принцип каузальности и в этом смысле является антиподом и пралогического, и в особенности научного мышления. На место естественных причин сущего религиозное мышление ставит божественное провидение. Грубо говоря, не природа вещей, а Господь установил, например, величину скорости света. Научное открытие в этом смысле вполне может быть расценено как святотатство, если считается, что оно противоречит божественным установлениям.

Во-вторых, религиозное мышление не мотивировано такими ценностями, как знание и контролирование реального мира, чем так озабочены и дикарь, и учёный. Другими словами, это мышление, являющееся образным или в определённом смысле концептуальным, оно по сути своей не может быть практическим. Все немалые интеллектуальные ресурсы иерархов церкви, овладевших высотами религиозного мышления, уходят, похоже, на то, чтобы вопреки научному знанию защищать принятые тысячелетия назад догматы своего учения и имплантировать их в умы верующих людей.

При этом разные вероучения могут сильно расходиться в понимании того, какими должны быть эти догматы и почему следует предпочитать одни из них и не соглашаться с другими, хотя в ряде конфессий не отрицается, что Бог вроде бы един. Особенность религиозного мышления заключается также в том, что оно окончательно порывает с анимизмом палеомышления. Признаётся, правда, факт психики у других живых существ, но в том, что у них есть душа, им категорически отказано. Считается, что в психическом плане люди индивидуальны, однако душа у всех без исключения одинакова, ибо Господь создал человека по образу своему и подобию.

В ряду ценностей бытия религиозное мышление на первое место ставит духовные, в том числе нравственные ценности. В качестве главной духовной ценности принимается вера в саму религиозную веру. Наивный антропоцентризм палеомышления сменяется при этом жёстким теоцентризмом, в связи с чем существует убеждение, что есть лишь одна универсальная система нравственных ценностей и одинаковая у всех людей совесть, поскольку она исходит от Бога. Понятие о совести находится в религиозном учении в буквальном соответствии со священными текстами, хотя бы оно находилось в очевидном противоречии с теми реальными факторами, которые формируют нормы морали.

В-четвёртых, религиозное мышление малокритично. Если колдун, например, не оправдывает надежд своих соплеменников, а нередко он объявляется виновным во всех их бедах, те могут его съесть или просто убить. Учёный должен семь раз отмерить, прежде чем один раз сказать о том, что же нового он сумел открыть. Верующему вообще не нужны доказательства правоты вероучения, оно является для него непреложной истиной ad finem saeculorum — до скончания веков. Он верит в него постольку, поскольку оно помогает ему преодолеть разочарование, душевную боль и отчаяние. В этом пункте состоит слабость всякого религиозного мышления как мышления эмоционального, но в этом же заключена и его психотерапевтическая сила утешения.

В-пятых, движение мысли в любом из вариантов религиозного мышления в большей или меньшей степени ограничено определёнными постулатами, преступать которые верующий человек не имеет права, иначе это будет объявлено кощунством или святотатством. Он скован презумпцией достоверности священных текстов. Ему нельзя усомниться, например, в существовании Бога, в его триединстве, в том, что это Господь сотворил мир, самого человека или что женщина создана из ребра человека, в том, что без воли Божьей не упадёт и волос с головы, или в том, наконец, что Бог всемилостив и за земные страдания рано или поздно прольёт благодать на каждого искренне верующего, а грешников и даже самых праведных безбожников накажет если не на этом, то на том свете уж точно. А это значит, что в религиозном мышлении есть своя, внутренняя логика или, лучше сказать, паралогика, как бы параллельная логике реальности и нигде с ней не пересекающаяся.

Принято считать, что религиозные убеждения отнюдь не мешают индивиду заниматься наукой, искусством, вообще любым другим делом или даже этому способствуют. Это верно, но лишь в той степени, в какой верующий человек обладает способностью примирить религиозное мышление с реалистическим, в том числе с научным, постоянно пребывая как бы в состоянии раздвоенного сознания. Если он не способен это делать, то становится безрассудным фанатиком веры, которая ссорит его с людьми и миром и обычно губит, причём не одного его. Религиозное мышление, между прочим, спокойно уживается и с палеомышлением, поэтому есть немало верующих людей, которые охотно ворожат, вызывают духов, предаются азартным играм или прибегают к целительству кудесников. Что касается догматизма религиозных учений, то недовольство им часто является той благодатной почвой, на которой прорастают разнообразные ереси и деструктивные культы, так как верующий человек с одними догмами предпочитает бороться с помощью других. Расцвет сектантства предвещает скорее закат религии, нежели её возрождение.

Религиозное мышление сыграло выдающуюся историческую роль, так как накладывало на людей жёсткие ограничения в плане их поведения и тем самым обеспечивало определённый порядок в обществе, хотя достигалось это очень дорогой ценой. Других, столь же эффективных норм поведения в течение многих веков не могли предложить ни закон, ни наука. Эта роль религии вряд ли когда-нибудь исчезнет насовсем, миссия религии никогда, вероятно, не будет исчерпана до конца, так как любой человек хочет надеяться или во что-то верить, а не только что-то уметь делать и что-то знать, не может он довольствоваться и одной только наукой. Нормальный человек вообще не может, по-видимому, ни во что не верить, его неверие, говорят, есть всего лишь особый вид всё той же веры.

Отсутствие всякой веры, вслед за С.С.Корсаковым, можно, по-видимому, считать признаком серьёзного духовного, если не душевного расстройства, поскольку индивид, для которого вообще нет ничего святого, не только не может быть психически здоров, он просто не сможет жить, ему незачем будет жить. Нормальному человеку, однако, совершенно чужда вера, которая сеет мракобесие, вражду и ханжество. Было бы несправедливо, разумеется, во всех бедах винить собственно религию вообще или какую-то конкретную её форму в частности, забывая при этом о мрачной роли бесчестных и слепых служителей культа.

Резко отрицательную, хотя и несколько одностороннюю оценку роли религии и церкви давали в своё время многие критики, в частности совсем недавно и по понятным причинам это сделал А.А.Зиновьев (2007). Автор пишет: «Если народ живёт хорошо, он не нуждается в религии и церкви. Если церковь процветает, значит, народ нищает. Церковь поддерживают искусственно, чтобы оболванивать нищий народ. Удерживать людей от размышлений о сути происходящего, от протестов, от бунта.

Священник со спокойной совестью делал всё то, что он делал… Он верил не в то, что из хлеба сделалось тело, что полезно для души произносить много слов или что он съел действительно кусочек Бога, — а верил в то, что надо верить в эту веру. Главное же, утверждало его в этой вере то, что за исполнение треб этой веры он восемнадцать лет уже получал доходы, на которые содержал свою семью, сына в гимназии, дочь в духовном училище. Так же верил дьячок и ещё твёрже, чем священник, потому что совсем забыл сущность догматов этой веры, а знал только, что за теплоту, за поминание, за часы, за молебен простой и за молебен с акафистом, за всё есть определённая цена, которую настоящие христиане охотно платят… Начальник же тюрьмы и надзиратели… верили, что непременно надо верить в эту веру, потому что высшее начальство и сам царь верят в неё. Кроме того, хотя и смутно…, они чувствовали, что эта вера оправдывала их жестокую службу. Если бы не было этой веры, им не только труднее, но, пожалуй, и невозможно бы было все свои силы употреблять на то, чтобы мучить людей, как это они теперь делали с совершенно спокойной совестью…


Ответ : Религия является системой взглядов , при этом происходит вера в сверхъестественные силы, религия объединяет моральные нормы, поведение людей , действия культа и организационные объединения людей.

При этом происходит вера в высшие силы, им поклоняются, по особому относятся к таким высшим силам, люди верят, что существует высший, превосходящий людей порядок.

Священные тексты в религии продиктованы Богом или людьми, находящимися на высшей ступени развития духовности, святыми, которые чтятся в религиях за свою праведную жизнь.

Происхождение мира и человека в религии не связано с научными представлениями.

Тезисы в религии противоречат научным взглядам на законы природы.

Критикуя религию, некоторые утверждают что церковные книги написаны не Богом, а простыми людьми, чтобы уменьшить проблемы людей.

Отрицательными сторонами религии и религиозного мышления являются суеверия и фанатизм, наряду с этим можно отметить и плюсы религиозного мышления – происходит душевное утешение, улучшается организованность общества, поощряется и поддерживается нравственность в людях.

Важность религии и религиозного мышления в том, что они влияют на мировоззрение людей, на установки, действующие в обществе, действуют на установление целей в жизни и поведение, оказывают влияние на политику.

Читайте также: