Каким образом церковь втягивалась в общественно политическую жизнь страны кратко

Обновлено: 02.07.2024

Участвует ли Церковь в общественной жизни? Довольно часто люди требуют, чтобы Церковь заняла какую-то четкую общественную позицию, выступила против того, что они считают злом. Почему Церковь этого не делает?

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы”.

Почему Церковь сливается с государством?

Активное сотрудничество Церкви и государства, государственное финансирование религиозных учреждений, выполняющих важную социальную работу - например, школ или госпиталей, присутствие капелланов в Армии, религиозного образования в школах, кафедр теологии в ВУЗах, открытое выражение своей религиозности политиками и апелляция к христианским ценностям в общественной деятельности - это постоянная часть общественно-политического ландшафта в развитых странах, в том числе в тех, которые подчеркивают отделение Церкви от государства, например, США и Франции.

Россия — на общем фоне — не только не клерикальная, но и, наоборот, исключительно секуляризированная страна.

Сотрудничество государства с религиозными общинами — мировая практика, продиктованная соображениями общего блага.

Почему Церковь не выступает против коррупции?

Церковь выступает против греха — и этого в частности. Но важно понять, что Церковь по-другому видит соотношение общества и человека. Мы верим в то, что каждый человек лично, индивидуально бессмертен, вечен и может войти, в зависимости от того выбора, который он совершает на земле, лично в вечную радость, либо в вечную муку. Мы будем живы — когда все страны и империи, культуры и цивилизации, останутся далеко в прошлом.

Поэтому Евангелие видит нашу главную проблему совершенно иначе, чем мы сами склонны ее видеть. Мы видим наше главное несчастье в других людях или обстоятельствах. Как во времена Господа Иисуса люди хотели, чтобы Мессия спас их от римских оккупантов, от бедности, от болезней. Они отвергли Его, когда оказалось, что Его цель — в чем-то другом.

Цель, с которой Господь создал Церковь — это вечное спасение людей. Моему и вашему вечному спасению угрожают не грехи других людей, но только мои и ваши грехи.

Насильственным пресечением зла и греха занимается государство и его правоохранительные органы, миссия Церкви - другая, Церковь не является ни полицией, ни судом, ни следствием. Она помогает обрести мир с Богом и прощение грехов тем, кто такого прощения ищет, и направляет по пути спасения тех, кто хочет таким путем идти.

Почему Церковь не поддерживает наше справедливое дело и выступает против наших гнусных врагов?

Потому что политические конфликты - это не конфликты ангелов и бесов, это конфликты, на обеих сторонах которых стоят грешные люди, нуждающиеся в спасении. Церковь ни в ком не видит врагов — в каждом человеке она видит драгоценное Божие создание, ради которого Христос умер на Кресте. Ее цель — не нанести поражение тем или иным людям, но спасти их для вечности. И вы, и ваши политические противники для Церкви — чада, спасения которых она ищет.

Хуже того, политическая активность часто становится для человека суррогатом религии — чем-то, в чем он ищет смысла жизни, оправдания, достоинства, надежды, единства с ближними, всего того, что Церковь предлагает искать во Христе. Яростная политическая нетерпимость — симптом того, что человек сделал себе из политики религию, впал, говоря библейским языком, в идолопоклонство. В этом случае он требует, чтобы все — в том числе вера, была подчинена его политическим предпочтениям, и, конечно, соглашаться на это было бы принципиально невозможно.

Есть и другая причина, возможно, менее важная.

Политические страсти связаны с временным — и они проходят. Люди, сегодня гневно требующие от нас поддержать их превосходнейшего лидера и гневно осудить его подлых врагов, через короткое время могут разочароваться и требовать - столь же гневно - осудить уже их вчерашнего кумира.

Требует ли Церковь общественной пассивности?

Нет, никоим образом. Напротив, христианин должен быть активным и ответственным гражданином общества, в котором живет. Но, как и все в жизни христианина, эта активность должна исходить из той перспективы, которую задает христианская вера. Любое добро, которое мы можем сделать в мире, — это добро, которое Бог может сделать через нас, и это добро совершается в той мере, в которой мы послушны Богу и ищем Его воли. Христианин призван обрести свое призвание — растить хлеб или учить детей, или лечить больных, или, это тоже возможно, представлять интересы сограждан, будучи политиком. И он должен исполнять свои обязанности на своем месте как можно лучше, как готовящийся дать отчет Богу.

Могут ли христиане расходиться в политических взглядах?

Могут. То или иное политическое устройство не является предметом Божественного Откровения - особенно учитывая, что Церковь несет свое служение в разные эпохи и в разных странах. Христиане могут иметь разные представления о желаемой системе правления - и, тем более, разные представления о том, как следует действовать в той или иной конкретной политической ситуации. Люди имеют разный жизненный опыт, читают различные книги, имеют различный круг общения, поэтому разногласия между ними неизбежны, и было бы ошибкой видеть в этих разногласиях противостояние добра и зла.

Порядочные и искренне благонамеренные люди могут иметь разные взгляды на пути достижения общего блага и считать политические разногласия нравственными было бы неверно.

Поэтому Церковь принимает в числе своих членов людей самых разных политических предпочтений. Она не может и не должна поддерживать чье-то политическое дело, каким бы добрым и справедливым оно бы ни казалось его последователям. Церковь тем более не может выступать с нападками на чьих-то политических врагов.

Сказав это, следует уточнить, что существуют политические идеологии, в принципе несовместимые с правой верой - например, выступающие против всякого богопочитания или отрицающие единство человеческого рода, или поддерживающие умерщвление детей во чреве, или включающие в свою программу другие пункты, несовместимые с христианской верой и нравственностью.

В этом случае возникают уже не политические - о путях достижения общего блага, - а нравственные и мировоззренческие разногласия. Христианин, по очевидным причинам, не может поддерживать ни воинствующего атеизма, ни расизма, ни политики, направленной на продвижение абортов или разрушение семьи.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Пармезан Черница

Лучший ответ:


Таня Масян


Конец XIX в. был временем внешнего благополучия Православной церкви, получавшей значительные субсидии от государства. Однако именно на церковь делалась главная ставка в обосновании законности и незаменимости самодержавия. Ссылки на Божий промысел и волю Провидения постоянно встречаются на страницах царских манифестов. Политические проблемы активно обсуждались на страницах церковных газет и журналов. Истинно же религиозные мыслители — Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, В. С. Соловьёв — всё чаще говорили об опасности превращения церкви в политическое оружие, о казённости проповедей священнослужителей, о катастрофической зависимости церкви от светской власти, об отсутствии у народных масс истинных духовных пастырей.






Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Еще ответы и пояснения:


Для укрепления внутренней веры в России было основано Библейское общество. Оно занялось переводом на современный русский язык Нового Завета и последующим его распространением в России. Александр I надеялся, что учение Христа не только преобразует нравственность россиян, но и поспособствует установлению в стране общественной гармонии. Однако вскоре утопические планы создания единой христианской церкви показались императору опасными, и в августе 1822 г. последовал указ о закрытии всех тайных обществ, прежде всего масонских. Через два года было распущено и Библейское общество.
В годы царствования Николая I зависимость Русской православной церкви от светской власти ещё больше усилилась, что не могло не отразиться на внутрицерковной жизни. Однако это не значит, что живая мысль и искреннее религиозное чувство исчезли из неё. К середине столетия всенародное признание получила деятельность старцев Оптиной пустыни, а также Тихона Задонского и Серафима Саровского.
В 1867 г. был принят важнейший для духовенства закон, ликвидировавший наследственность приходов и предоставивший всем православным право поступать в семинарии. Теперь на церковные должности могли претендовать любые лица, получившие духовное образование.

Православная церковь в истории России сыграла большую роль.

Изменился быт людей. Церковь запретила жертвоприношения, многоженство, кровную вражду и иные языческие традиции.
Началось освоение Византийского культурного наследия. Развитие культуры, создание памятников письменности.
Изменилось международное положение Древнерусского государства. Оно встало в общий ряд христианских государств Европы.

Русская церковь в конце XV - начале XVI в. сыграла значительную роль в объединительном процессе. После избрания митрополитом в 1448 г. рязанского епископа Ионы русская церковь стала независимой (автокефальной). Церковь была серьезной политической силой, которая сосредоточила в руках значительные земельные владения и ценности, а также определяла идеологию самодержавного гос-ва (Москва –“третий Рим”, царь – помазанник божий).

Роль православия в истории России

Православие, одно из основных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы Православия определились в Византии в 9-11 вв. Окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1054 с разделением христианской церкви на католическую и православную.

Принятие христианства оказало огромное влияние как на дальнейшее развитие Русского государства, так и на каждого русского человека: изменило быт наших далеких предков и их нравы. Принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры, как наследнице античной традиции.

Церковь, чтобы примирить славян с новой религией, сохранила некоторые языческие праздники. Так, праздник Коляды слился с Рождеством, а масленица- с Великим Постом. Разрушались культовые сооружения — идолы, капища. Уничтожались представители реакционной русской духовной элиты: волхвы и ведуны.

Укрепившись в экономическом отношении, церковь стала играть большую роль и в политической жизни. Некоторые епископы и митрополиты участвовали в политических интригах, но в целом, они выступали против междоусобиц и за единство Руси.

При церквях создавались школы. Стало бурно развиваться церковное искусство – иконопись, составление летописей. Церковь получила земли, на которых организовала свое хозяйство.

Церквям князья стали поручать судопроизводство по семейным и религиозным делам.

Существенно изменилось и международное положение Древнерусского государства. Оно встало в общий ряд христианских государств Европы. Наиболее тесные связи установились с Византией. Именно она оказывала в то время на Русь особенно сильное влияние.

В начале 13в. татаро-монгольское нашествие причинило значительный ущерб православной церкви. Татаро-монгольские завоеватели, придавая православной церкви большое значение в своей системе властвования на Руси, освободили её от уплаты дани, наделили привилегиями и установили неприкосновенность церковных владений. В 1261г. была учреждена Сарайская епископия в столице Золотой Орды. В дальнейшем, в связи с подъёмом русского народа на борьбу за свержение татаро-монгольского ига, православная церковь, боясь потерять влияние в народных массах, поддержала освободительное движение. Московские князья в своей политике, направленной на объединение разрозненных русских земель в единое централизованное государство и свержение иноземного ига, широко использовали экономическое и политическое влияние православной церкви. При митрополите Петре митрополия была перенесена в Москву; с этого времени сложился союз между церковью и московскими князьями.

Переломный период отечественной истории 1917‑1934гг. положил начало коренному переустройству всех сторон жизни российского общества. Русская Православная Церковь не стала исключением. Таким образом, победившая в России революция в октябре 1917г. круто изменила судьбу церкви, судьбу народа и всей страны в целом.

амые первые известия о проникновении христианства на Руси относятся еще к первым векам н. э. В IX в. Русь дважды принимала христианство: первый раз при Ольге - 957 г.; второй - при Владимире 988 г.

Сразу же после того, как Владимир овладел в 980 г. киевским престолом, устранив старшего брата Ярополка (972-980 гг.), он сделал попытку создать общерусский языческий пантеон во главе с Перуном - богом грозы и установить общий ритуал. Однако механическое объединение старых племенных божеств не могло привести к единству культа и по-прежнему идеологически разъединяло страну. К тому же новый культ сохранял в себе идеи родового равенства, неприемлемые для феодального общества. Владимир понял, что надо не реформировать старое, а принять принципиально новую религию, соответствующую уже сформировавшемуся государству.

Русь поддерживала добрые отношения и с Византией, и с римской церковью; здесь были и мусульмане, и иудеи. Но необходимо было принять христианство по нескольким причинам:

1. Это нужно было в интересах развития государства, чтобы избежать изоляции от всего мира.

2. Единобожие соответствовало сущности единого государства во главе с монархом.

3. Христианство укрепляло семью, вводило новую мораль.

4. Способствовало развитию культуры - философия, богословская литература.

5. Социальное расслоение требовало новой идеологии (язычество - равноправие).

В летописях говорится о религиозных миссиях мусульманской Волжской Булгарии, из иудаистской Хазарии. Мусульманство не подошло, потому что запрещало употребление вина. Католицизм не подходил, потому что служба велась на латыни, а во главе церкви стоял Папа, а не светская власть.

В 987 г. Русь и Византия начали переговоры о крещении. Владимир требовал себе в жены сестру императора Василия II - принцессу Анну. Византии нужна была помощь русских в борьбе с мятежниками.

Христианская церковь, всегда нам враждебная, для того чтобы держать в страхе оболваненный религией народ, очень жестоко преследовала инакомыслящих, особенно, иноверцев, старообрядцев и язычников. С помощью государственной карательной системы, которая получала от попов деньги, людей-атеистов пытали и даже казнили. Параллельно священники сдерживали и препятствовали развитию медицины, науки и техники, считая их порождением дьявола, уничтожали учёных, запрещая им делать научные открытия.

Православная церковь в истории России сыграла большую роль.

Изменился быт людей. Церковь запретила жертвоприношения, многоженство, кровную вражду и иные языческие традиции.
Началось освоение Византийского культурного наследия. Развитие культуры, создание памятников письменности.
Изменилось международное положение Древнерусского государства. Оно встало в общий ряд христианских государств Европы.

Русская церковь в конце XV - начале XVI в. сыграла значительную роль в объединительном процессе. После избрания митрополитом в 1448 г. рязанского епископа Ионы русская церковь стала независимой (автокефальной). Церковь была серьезной политической силой, которая сосредоточила в руках значительные земельные владения и ценности, а также определяла идеологию самодержавного гос-ва (Москва –“третий Рим”, царь – помазанник божий).

Участвует ли Церковь в общественной жизни? Довольно часто люди требуют, чтобы Церковь заняла какую-то четкую общественную позицию, выступила против того, что они считают злом. Почему Церковь этого не делает?

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы”.

Почему Церковь сливается с государством?

Активное сотрудничество Церкви и государства, государственное финансирование религиозных учреждений, выполняющих важную социальную работу - например, школ или госпиталей, присутствие капелланов в Армии, религиозного образования в школах, кафедр теологии в ВУЗах, открытое выражение своей религиозности политиками и апелляция к христианским ценностям в общественной деятельности - это постоянная часть общественно-политического ландшафта в развитых странах, в том числе в тех, которые подчеркивают отделение Церкви от государства, например, США и Франции.

Россия — на общем фоне — не только не клерикальная, но и, наоборот, исключительно секуляризированная страна.

Сотрудничество государства с религиозными общинами — мировая практика, продиктованная соображениями общего блага.

Почему Церковь не выступает против коррупции?

Церковь выступает против греха — и этого в частности. Но важно понять, что Церковь по-другому видит соотношение общества и человека. Мы верим в то, что каждый человек лично, индивидуально бессмертен, вечен и может войти, в зависимости от того выбора, который он совершает на земле, лично в вечную радость, либо в вечную муку. Мы будем живы — когда все страны и империи, культуры и цивилизации, останутся далеко в прошлом.

Поэтому Евангелие видит нашу главную проблему совершенно иначе, чем мы сами склонны ее видеть. Мы видим наше главное несчастье в других людях или обстоятельствах. Как во времена Господа Иисуса люди хотели, чтобы Мессия спас их от римских оккупантов, от бедности, от болезней. Они отвергли Его, когда оказалось, что Его цель — в чем-то другом.

Цель, с которой Господь создал Церковь — это вечное спасение людей. Моему и вашему вечному спасению угрожают не грехи других людей, но только мои и ваши грехи.

Насильственным пресечением зла и греха занимается государство и его правоохранительные органы, миссия Церкви - другая, Церковь не является ни полицией, ни судом, ни следствием. Она помогает обрести мир с Богом и прощение грехов тем, кто такого прощения ищет, и направляет по пути спасения тех, кто хочет таким путем идти.

Почему Церковь не поддерживает наше справедливое дело и выступает против наших гнусных врагов?

Потому что политические конфликты - это не конфликты ангелов и бесов, это конфликты, на обеих сторонах которых стоят грешные люди, нуждающиеся в спасении. Церковь ни в ком не видит врагов — в каждом человеке она видит драгоценное Божие создание, ради которого Христос умер на Кресте. Ее цель — не нанести поражение тем или иным людям, но спасти их для вечности. И вы, и ваши политические противники для Церкви — чада, спасения которых она ищет.

Хуже того, политическая активность часто становится для человека суррогатом религии — чем-то, в чем он ищет смысла жизни, оправдания, достоинства, надежды, единства с ближними, всего того, что Церковь предлагает искать во Христе. Яростная политическая нетерпимость — симптом того, что человек сделал себе из политики религию, впал, говоря библейским языком, в идолопоклонство. В этом случае он требует, чтобы все — в том числе вера, была подчинена его политическим предпочтениям, и, конечно, соглашаться на это было бы принципиально невозможно.

Есть и другая причина, возможно, менее важная.

Политические страсти связаны с временным — и они проходят. Люди, сегодня гневно требующие от нас поддержать их превосходнейшего лидера и гневно осудить его подлых врагов, через короткое время могут разочароваться и требовать - столь же гневно - осудить уже их вчерашнего кумира.

Требует ли Церковь общественной пассивности?

Нет, никоим образом. Напротив, христианин должен быть активным и ответственным гражданином общества, в котором живет. Но, как и все в жизни христианина, эта активность должна исходить из той перспективы, которую задает христианская вера. Любое добро, которое мы можем сделать в мире, — это добро, которое Бог может сделать через нас, и это добро совершается в той мере, в которой мы послушны Богу и ищем Его воли. Христианин призван обрести свое призвание — растить хлеб или учить детей, или лечить больных, или, это тоже возможно, представлять интересы сограждан, будучи политиком. И он должен исполнять свои обязанности на своем месте как можно лучше, как готовящийся дать отчет Богу.

Могут ли христиане расходиться в политических взглядах?

Могут. То или иное политическое устройство не является предметом Божественного Откровения - особенно учитывая, что Церковь несет свое служение в разные эпохи и в разных странах. Христиане могут иметь разные представления о желаемой системе правления - и, тем более, разные представления о том, как следует действовать в той или иной конкретной политической ситуации. Люди имеют разный жизненный опыт, читают различные книги, имеют различный круг общения, поэтому разногласия между ними неизбежны, и было бы ошибкой видеть в этих разногласиях противостояние добра и зла.

Порядочные и искренне благонамеренные люди могут иметь разные взгляды на пути достижения общего блага и считать политические разногласия нравственными было бы неверно.

Поэтому Церковь принимает в числе своих членов людей самых разных политических предпочтений. Она не может и не должна поддерживать чье-то политическое дело, каким бы добрым и справедливым оно бы ни казалось его последователям. Церковь тем более не может выступать с нападками на чьих-то политических врагов.

Сказав это, следует уточнить, что существуют политические идеологии, в принципе несовместимые с правой верой - например, выступающие против всякого богопочитания или отрицающие единство человеческого рода, или поддерживающие умерщвление детей во чреве, или включающие в свою программу другие пункты, несовместимые с христианской верой и нравственностью.

В этом случае возникают уже не политические - о путях достижения общего блага, - а нравственные и мировоззренческие разногласия. Христианин, по очевидным причинам, не может поддерживать ни воинствующего атеизма, ни расизма, ни политики, направленной на продвижение абортов или разрушение семьи.

Читайте также: